Мастеркласс по теме « Активные методы обучения на уроке
русского языка и литературы».
Голубева О.Л.
Лавка возможностей
«Однажды человеку приснился сон, будто он идет по городу и заходит в торговую лавку. Он долго
ходит среди разнообразных экзотических заморских овощей и фруктов. Там есть весьма странные и
необычные плоды и ягоды, даже и близко не похожие на те, что он ранее видел.
Одни привлекают его своими невероятными красками, другие манят предвкушением райского
аромата, третьи — изысканными звуками, доносящимися из сердцевины фрукта. И, конечно же,
каждый из людей выбирает то, что ему по душе, и часто оказывается, что именно это ему и
необходимо.
Но как только человек брал в руки какойнибудь фрукт, он исчезал, оставляя на ладони крохотное
семечко. Немало удивленный, он решил схитрить и подошел к хозяину лавки: «Дайте мне,
пожалуйста, вон тот фрукт», — сказал он и показал на полку. Однако хозяин ответил ему: «Мы не
торгуем плодами, мы торгуем семенами…».
Эта притча как раз о том, что нужно меньше учить ребёнка, а больше учить учиться.
1. Презентация педагогического опыта
Уважаемые коллеги!
Как вы думаете, а для чего нужна школа?
Чтобы учиться, познавать, творить, развиваться.
А когда ученику интересно учиться, познавать, творить, развиваться?
Когда он ежедневно, ежечасно и ежеминутно
совершает открытия.
Как же добиться того, чтобы творческое озарение, основанное на знании, пришло к
ученикам? Как происходит рождение учениками личного образовательного продукта?
Мне, как учителю, путь видится один — создать на уроке ту среду, ту плоскость, в
которой наиболее полно будет осуществляться его постоянный интеллектуальный рост.
Поэтому задача заключается в том, чтобы раскрепостить мышление ребенка, использовать
те богатейшие возможности, которые дала ему природа. Именно технологии «думания» и
«творения» должны обучаться ученики на уроках в современной школе. И это не просто
инновации, это требование времени, требование органов образования, требование самих
обучающихся, которые хотят, чтобы по окончанию обучения они получили конкретный
практический результат, ведь именно им дальше идти с полученным багажом знаний и умений по жизни. Именно жизнь будет ставить им оценки! Именно в эти моменты ученики
будут вспоминать своих учителей!
Как сделать свои уроки более интересными, увлекательными, как добиться того, чтобы
учащиеся прочно усваивали языковой материал и могли использовать его в конкретной
ситуации. Проектная технология при овладении иностранным языком одна из самых
эффективных форм. Но в повседневном обучении – это трудоёмкий процесс. А как построить
каждый урок, как же сделать его с одной стороны, эффективным, а с другой – увлекательным?
Возможно ли это в существующих реалиях нашей жизни? Да! И это очень просто!
Использование активных методов обучения (АМО)!
Что такое активные методы обучения? И почему эти методы активные? «Активные
методы обучения» новое в науке? новый тренд? инновация в образовании? Что это?!
Сколько их? Какие они?
Вопервых, они активны сами по себе, поскольку в основе своей являются активными в
интеллектуальном и физическом смыслах играми.
Вовторых, они заменяют пассивный монолог на активный обмен мнениями всех участников
образовательного процесса, заставляя обучающихся и обучающих из пассивных слушателей и
«говорящих голов» превратится в энергичных,
творческих,
целеустремленных игроков команды.
мотивированных,
Втретьих, эти методы привлекают и используют для обучения все допустимые виды
вербальной и невербальной коммуникации, активизируя скрытый при традиционном подходе
потенциал участников.
Вчетвертых, процесс усвоения знаний, умений, навыков, качеств и ценностных ориентировок
значительно активизируется, вследствие использования всех наличествующих в нас
интеллектов.
2. Представление системы уроков
АМО обучения можно использовать на любом уроке, на любой ступени развития учащихся.
Эти методы очень гибкие и их можно использовать с любой возрастной группой при изучении
любой темы, что способствует созданию психологически комфортного климата для процесса
обучения. Использовать их можно на любом этапе и типе урока.
На этапе актуализации знаний используется метод
«Анализ проблемы». Ведущий
формулирует проблему. Участники на листе бумаги выписывают своё мнение о проблеме, всё,
что у них ассоциируется с описанием проблемы, её причиной и способом решения. По
окончанию работы в группах каждая представляет иллюстрации, схемы, высказывания в
зависимости от умений учащихся по проблеме.
АМО развивают у школьников коммуникативные, исследовательские умения, навыки работы в
команде, лидерские качества, проектное мышления, творческие способности, формируют
навыки саморазвития и самообразования, ну и наконец способствуют формированию активной
гражданской
повышают мотивацию обучающихся.
позиции,
главное,
самое
а 3. Имитационная игра со слушателями
Активные методы организации самостоятельной работы над темой.
При организации самостоятельной работы над новой темой важно, чтобы учащимся было
интересно всесторонне и глубоко проработать новый материал. Как это можно сделать?
Конечно при помощи активных методов. Одним из таких методов является метод «Автобусная
остановка».
Цель: научиться обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах.
Группа 34 человека. Численность: весь класс. Материал: 4 листа большого формата.
Проведение:
Учитель определяет количество обсуждаемых вопросов новой темы. Участники разбиваются
на группы по числу вопросов.
4. Моделирование
Группы распределяются по автобусным остановкам. На каждой остановке (на стене или на
столе) расположен лист большого формата с записанным на нём вопросом по теме. Группа
даёт название своей остановке. Учитель ставит задачу группам записать на листе основные
моменты новой темы, относящиеся к вопросу в течение 5 мин. В группах обсуждаются
поставленные вопросы и записываются ключевые моменты. Затем по команде учителя группы
переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. Знакомятся с имеющимися
записями и дополняют их в течение 3х минут. Затем следующий переход к новой автобусной
остановке и ещё 3 мин. на знакомство, обсуждение и добавление своих записей. Когда группа
возвращается к своей первой остановке, она в течение 3х мин. знакомится со всеми записями и
определяет участника группы, который будет представлять материал. После этого каждая
группа презентует результаты своей работы по вопросу. В завершении учитель резюмирует
сказанное всеми группами, при необходимости вносит коррективы и подводит итоги работы.
5. Рефлексия
Образовательный портал Мой университет
www.moiuniversitet.ru
Копилочка активных методов обучения.
Я надеюсь, что вдохновлённые активными методами обучения вы вы ещё шире будете
применять их в своей деятельности. Теперь у вас в вашей копилочке, в вашем тайничке есть
новые ЗУНки, новые методы, новый опыт. Теперь вы видите, что АМО – это творческий
подход к образовательному процессу и вы сами можете придумывать безграничное количество
методов.
Мастер-класс по теме « Активные методы обучения на уроке русского языка и литературы»
Мастер-класс по теме « Активные методы обучения на уроке русского языка и литературы»
Мастер-класс по теме « Активные методы обучения на уроке русского языка и литературы»
Мастер-класс по теме « Активные методы обучения на уроке русского языка и литературы»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.