Мастер-класс по теме "Культура речи" 8 класс
Оценка 5

Мастер-класс по теме "Культура речи" 8 класс

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русский язык
8 кл
03.04.2018
Мастер-класс по теме "Культура речи" 8 класс
Мастер-класс по теме "Культура речи", 8 класс будет интересен учителям русского языка и литературы. В основе матер-класса технология "Ковёр идей". Тема мастер-класса актуальна не только для обучающихся, но и для родителей. Включены задания, направленные на подготовку к ОГЭ в 9 классе.
Мастер-класс Культура речи 8 класс.docx
Тема: «Культура речи» Цель: поговорить о культуре речи, обсудить, что отличает речь культурного  человека от речи некультурного человека.  Ход мероприятия: ­ Ребята, нам предстоит совершить увлекательное путешествие по страницам  русского языка и провести мастер­класс, надеюсь, вы будете активны, а сегодняшнее  мероприятие  поможет вам в дальнейшем при подготовке к итоговой аттестации. А  сейчас внимательно посмотрите на экран.  Что Вы видите? ­ Предлагаю стереть эти чёрные пятна, что же мы видим? ­ Мир прекрасен.  ­ Да, мир, действительно прекрасен! ­ А я, предложив Вам немного пофантазировать, решила на ваших глазах одну,  но очень полезную задачу: я вас заинтересовала! ­ Переходим к теме  мастер­класса, она актуальна не только для детей, но и  для взрослых. О чём мы будем говорить, я бы хотела услышать от вас после того, как посмотрите инсценировку легенды о Ксанфе и Эзопе.   «Когда   Ксанф   попросил   приготовить   для   гостей   самое   лучшее,   Эзоп приготовил блюда из языков и объяснил это так: «Ты велел купить самое лучшее, а что   может   быть   на   свете   лучше   языка?   При   помощи   языка   строятся   города, развивается культура народов. При помощи языка мы получаем науки и используем знания. При помощи языка люди могут объясняться друг с другом, решать различные вопросы, просить, приветствовать, мириться, давать, получать, выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги, выражать радость, ласку, объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка». В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приобрёл к обеду самое худшее. И Эзоп пошёл опять покупать языки. Все удивились этому, а Эзоп объяснил так: «Ты велел сыскать тебе самое худшее. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга. Посредством языка можно лицемерить, лгать,   обманывать,   хитрить,   ссориться.   Язык   может   сделать   людей   врагами.   Он может вызвать войну. Он приказывает разрушать города и даже целые государства. Он может вносить в нашу жизнь горе и зло, предавать, оскорблять. Может ли быть что ­ нибудь хуже языка?!» Так о чём же, по­вашему, будет идти сегодня речь? (о нашем языке) Беседа по прочитанному. ­ Почему Эзоп по ­ разному отозвался о языке? ­ Как понять это противоречие?(ответы детей) ­  Что же нужно, чтобы язык вдохновлял на подвиги, а не вызывал войну, не приносил в нашу жизнь горе и страдания. О чём надо помнить? (ответы детей) ­  Предлагаю вам посмотреть отрывок из известного фильма «Двенадцать стульев». Что вы можете сказать о героине фильма – Эллочке?  (не соблюдаются нормы речевого общения, из­за этого возникают проблемы у людей при общении).  ­ А почему так происходит?(отсутствует культура речевого общения). Как, по­вашему, какую речь можно назвать культурной? (ответы учащихся) ­ Обратимся к БСЭ, как же там даётся определение  культуры речи ­ степень  соответствия речи нормам литературного языка. ­ Скажите, где можно встретить абсолютно правильную культурную речь? (на  волне русскоязычных западных радиостанций речь дикторов на 100%  соответствует нормам речи). ­ Что же нам делать в такой ситуации? (учиться говорить в соответствии с  нормами русского языка). ­ Знание каких норм необходимо для грамотного владения устной речью?  (орфоэпической, морфологической, синтаксической, лексической,  словообразовательной, стилистической).  ­ Как вы это понимаете? ­ Проверим, насколько вы владеете знанием перечисленных норм речи.  Предлагаю вам поработать в парах. Сейчас вы выберете себе задание, где будет  представлено нарушение норм речи, вам надо было исправить недочёты. Кроме  этого, в конце мероприятия  вы должны будете ответить, что надо сделать, чтобы  наш язык был чистым, а не «загрязненным», и какие бы вы предложили  правила по  культуре речи.  (Дети   выбирают   задание,   работают   в   парах,   5   пар   работают   на местах, 6 пара – в зале ведёт опрос о  проблемах, которые существуют в речи современных людей).  ­ В зале будут работать Жарикова Катя  и Стрельникова Надя. 1.Расставить ударения в словах. (Ягубова И., Булгакова А.) Работа на месте. показ у интерактивной доски.  Феномен,   углубленный,   расклеить,   звонишь,   начал,   запломбировать,   черпать, завидно, приняли, торты, красивее, баловать, договор, обеспечение. С течением времени изменяются и ударения в словах. Раньше – музЫка, симвОл, призрАк. ­ Как правильно ставить ударения в словах? Выучить, а в случае сомнений заглядывать в словарь. 2) Лексическая работа. Правильно ли объяснено младшими школьниками  значение фразеологических оборотов? (Симакина А., Урмашова Е.) Навострить уши. – Это лисичка что­то унюхала и ­ уши торчком. Волк побежал что было духу. – Очень быстро побежал. Несолоно хлебавши. – Несоленый суп или борщ. Люди старались держаться от них подальше. – Обходили на большом расстоянии. Утенок был ни жив ни мертв. – Утенок замер от страха. 3) Инсценирование речевой ситуации. (Коваленко А., Азов В.)  На завтра вы приглашены на день рождения друга. Сегодня в 21.00. вы узнаете, что рано утром вам с вашими родителями срочно нужно уехать из города. Сообщите  своему другу по телефону, что вы не сможете прийти на день рождения.  (инсценирование речевой ситуации завершается коллективным  обсуждением услышанного). ­ Как вы считаете, удачно ли были смоделированы речевые ситуации? 4) Найти и исправить нарушения норм речи в предложениях. (Варданян  М., Курбатов Н.)  1. Ряд исследований по этой теме уже опубликованы в журналах.  2. Подъезжая к городу, начался ветер.  3. Мы с вами должны собраться и оговорить все вопросы.  4. В нашем лесу много ягод и малины. (ягода – родовое, малина – видовое  понятие, не могут быть однородными членами) 5) Найти стилистические ошибки. (Предварительно повторяются стили  речи) ­ Бородина Д., Рубан А. 1. Петька накатывает мяч на Пашку, и – бац! – неожиданно бьёт с ходу.  Нога оказывает определенное воздействие на мяч, и скорость мяча увеличивается.  Мяч со свистом летит в ворота. 2. (из автобиографии) Я, Андрей Петров, родился в 1991 году в  небольшом городе недалеко от Ростова­на­Дону.  Мой отец, Петров И. С., работает  слесарем в ЖЭКе №4, мать, Петрова Н. В., кассирша в магазине. Кроме меня, в  нашей семье есть ещё двое детей – мои младшие братик и сестричка, близнецы  Стасик и Верочка. Я их очень люблю и много с ними играю. Итак, мы с вами смогли доказать, что соблюдаем нормы литературного  языка, умеем моделировать речевые ситуации.  Ребята, наш язык подобен живому организму. И в него постоянно проникают новые  слова. Вы   можете  назвать  слова,  которых  не было   лет 20  назад?(ответы детей) Всегда были ученые, которые негативно отзывались о таких явлениях. Известен спор   писателя   Карамзина   и   ученого­филолога   Шишкова.  Шишков:   заимствования вредны,  от   них   надо   избавляться.  Он   был   против   внедрения   в   язык   новых   слов. Предлагал: Бильярдный кий – шаротык Величие – велелепие Будущий – грядый Тротуар – топталище. Галоши ­ мокроступы Карамзин ввел в язык много новых слов, которые мы используем и сейчас: промышленность, общеполезный, усовершенствованный.  Многие   протестовали, но, я считаю, это нормально, что в язык проникают новые слова и что какие­то слова изменяются. В том числе приходят иностранные слова. В нашем языке очень многие слова заимствованные. Однако   часто   из­за   своеобразной   моды   люди   начинают   использовать иностранные слова неуместно. А. М. Горький писал: «Русский язык неисчерпаемо богат, и всё обогащается с  быстротой поражающей». И мне хотелось бы, ребята, ещё раз обратить ваше  внимание на слова Ивана Сергеевича Тургенева о русском языке, о значении нашего  языка для каждого для нас. «… Это клад, это достояние, переданное нам нашими  предшественниками …». Поэтому наша задача ­ беречь это клад и делать всё  возможное и невозможное, чтобы не засорять его ненужными и грубыми словами. Учёные   считают,   что   в   современном   обществе   существуют   серьёзные проблемы   в   речевом   общении   людей.   Это   губит   наш   язык,   наносит   ему невосполнимый ущерб. Среди наиболее значимых они выделяют следующие: Вульгарная речь. Жаргонная речь Использование слов­паразитов Неуместное использование иностранных слов. Неправильное ударение в словах. 1. 2. 3. 4. 5. А что же думают наши уважаемые учителя? (Катя и Надя по очереди  зачитывают результаты опроса). По результатам опроса в зале выделены  следующие проблемы: Как видим, мнение нашего зала практически идентично мнению учёных. ­ Спасибо, ребята. Садитесь. А сейчас прошу вас ещё раз сказать, что же такое  культура речи?  (   Культура речи ­ многозначное понятие, включающее в себя:  правильность речи, то есть владение нормами устного и письменного  литературного языка (правила произношения, ударения, словоупотребления,  лексики, грамматики), и речевое мастерство, то есть умение выбирать из  существующих вариантов наиболее точный в смысловом отношении,  стилистически и ситуативно  уместный, выразительный. Культура речи  предполагает высокую общую культуру человека.)  В начале мероприятия вы должны были сказать, какие нужно соблюдать  правила культуры речи. Предлагаю минуту посовещаться всем группам и озвучить  коллективное решение. Основные правила по культуре речи: 1.Старайся говорить правильно, не употребляй в разговоре грубых выражений. 2.Говори только о том, что знаешь. 3.Не спеши высказывать свои мысли.  Помни, что говорить не думая – все равно, что стрелять, не целясь. 4. Не будь многословен. Подбирай в беседе те слова, которые лучше других  выражают твою мысль. 5. Не говори быстро, не проглатывай слова. 6. Не старайся перекричать собеседника, если он говорит слишком громко. Начни  говорить тихо – собеседник тоже перестанет кричать. 7. Будь ласков и приветлив в разговоре с малышами. 8. Не давай кличек своим товарищам. ­  (начинает   звучать   музыка,   продолжается   до   конца   мероприятия). Спасибо, ребята. Прошу садиться. Завершая мастер­класс, хочется сказать,  что в речи человека, как в зеркале, отражается его культура, воспитанность. Эстетика речи состоит в ее подчинении определенным нормам произношения, ударения, построения слов,   словосочетаний,   предложений.   Французский   философ   Вольтер   говорил: «Прекрасная мысль теряет всю свою цену, если дурно выражена». Помните об этом.  ­ Ребята, перед вами на столах лежат листочки с изображением ладони. Это не случайно.   Пожимая   друг   другу   руки,   ты   чувствуешь   поддержку   друга,   его отношение.  Впишите   своё   мнение   об   этом   мероприятии  в  каждый   палец   контура руки, поднимите и покажите. (Приём «Пятерочка») А   вас,   уважаемые   коллеги,   прошу   составить   синквейн   по   предложенному образцу: 1. 2. 3. 4. 5. Название предмета Мастер­класс Два прилагательных, которые описывают предмет эффективный, творческий Описание действий (три глагола) стимулирует, направляет, обучает Фраза из четырех слов, выражающая главную мысль свой стиль  педагогической деятельности Синоним первого слова, который раскрывает его суть умение и опыт ­   Уважаемые   участники,   коллеги,   на   этом   мастер­класс   закончен. помните о том, что наша жизнь прекрасна, не омрачайте её неуместно сказанным словом. Прав был Н. В. Гоголь, говоря о том, что все слова наши подобны жемчугу. И каждое   слово   драгоценно.   Ведь   именно   слово   способствует   решению   многих проблем. А это, прежде всего, зависит от культуры речевого общения.  Перед вами флаконы с мыльными пузырями. Эти пузыри волшебные. Если у вас получится надуть пузыри, значит, ваши мысли и слова чисты. Чтобы это проверить, нужно   взять   флакон   мыльных   пузырей,   пожелайте   что­нибудь   хорошее   вашим товарищам и надуйте столько мыльных пузырей, сколько  добра вы желаете людям, сидящим в зале, своим товарищам. Чисты ли ваши мысли и слова? Проверим?

Мастер-класс по теме "Культура речи" 8 класс

Мастер-класс по теме "Культура речи" 8 класс

Мастер-класс по теме "Культура речи" 8 класс

Мастер-класс по теме "Культура речи" 8 класс

Мастер-класс по теме "Культура речи" 8 класс

Мастер-класс по теме "Культура речи" 8 класс

Мастер-класс по теме "Культура речи" 8 класс

Мастер-класс по теме "Культура речи" 8 класс

Мастер-класс по теме "Культура речи" 8 класс

Мастер-класс по теме "Культура речи" 8 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.04.2018