Мастер класс по теме:«Исследовательская деятельность как средство развития УУД младших школьников».
Оценка 5
Семинары
docx
классное руководство
Взрослым
30.01.2017
По требованию ФГОС нового поколения полученные знания не должны быть мертвым грузом. Все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Эту проблему в школе мы решаем, через организацию исследовательской деятельности.По требованию ФГОС нового поколения полученные знания не должны быть мертвым грузом. Все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Эту проблему в школе мы решаем, через организацию исследовательской деятельности.
Авторская разработка методического события.docx
Пояснительная записка
«Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь,
Но ради бога, размышляйте, и хотя криво, да сами»
Немецкий философ Лессинг
По требованию ФГОС нового поколения полученные знания не должны быть мертвым
грузом. Все более актуальным в образовательном процессе становится использование в
обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые
знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и
умозаключения. Эту проблему в школе мы решаем, через организацию исследовательской
деятельности.
Организуя исследовательскую деятельность учащихся, мы придерживаемся того, что
работа по развитию исследовательских умений детей может проходить как на уроках, так и во
внеурочное время. С целью формирования исследовательских умений детей чаще используем
материал уроков окружающего мира, литературного чтения, трудового обучения. Используем
исследовательские методы в преподавании отдельных тем в рамках уроков русского языка и
математики. Проблемное обучение, которое организуется на уроках, способствует, но не
может в полной мере помочь детям стать настоящими исследователями. Рамки
традиционного урока, как правило, ограничивают детей в возможности использовать
различные источники при работе с информацией. Значительно расширить поле
исследовательской деятельности для детей позволяют дополнительные занятия с учащимися
начальных классов во внеурочное время.
Организуя исследовательскую деятельность мы воспитываем у детей интерес к
познанию мира, углубленному изучению дисциплин, создаем для детей условия,
способствующие развитию исследовательской работы.
Наблюдения проводимые за учащимися в ходе работы, показали, что вовлечение детей в
исследовательскую деятельность способствует формированию у учащихся общеучебных
умений и навыков, умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи,
умений и навыков работы с различными источниками информации. У детей, включенных в
исследовательский поиск, развиваются мыслительные умения и навыки. Им предоставляется
возможность творить в основной для младших школьников деятельности – учебной.
Исследовательская деятельность ребенка – это возможность организовать
самообучение, самовоспитание детей, что является актуальным в современной школе и
жизни.
Цель: обучение участников мастеркласса построению образовательного процесса с
учетом исследовательской деятельности учащихся.
Задачи:
познакомить участников мастер – класса с разнообразными формами и методами
приобщения обучающихся к исследовательской деятельности;
поддержать интерес участников мастер – класса к исследовательской деятельности,
пополнение их творческого опыта.
формировать ситуацию успеха,
участниками мастер – класса.
установление контакта между педагогом
и
Планируемый результат:
1. научатся формулировать исследовательские вопросы;
1 2. усвоят основные этапы методики исследования;
3. представлять результаты работы в разных формах.
школа
Аудитория: данный мастеркласс был проведён с учителями начальных классов
Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Покровская начальная
общеобразовательная
на
методическом объединении на тему "Исследовательская деятельность, как средство развития
универсальных
школьников".
Условия проведения: условием для проведения явилось анализ результатов
анкетирования, проведённого с педагогами, после тематической проверки по теме «Работа по
развитию исследовательских умений младших школьников».
Октябрьского
действий
младших
района»
учебных
Оборудование: доска, магниты (20 штук), раздаточный и наглядноиллюстративный
материал, мультимедийная установка, карандаши, клей, ножницы, стикиры, маркёры, листы
формата А – 4, А 3 для индивидуальной работы, презентация к занятию, конверты с
раздаточным материалом, листы ватмана с изображениями.
Мастерская учителя.
Мастер класс по теме:
«Исследовательская деятельность как средство развития УУД младших
школьников».
Не существует скольконибудь достоверных тестов на одаренность,
кроме тех, которые проявляются в результате активного участия
хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе.
1
Этапы работы
Организационный
момент,
включающий:
Цель (для мастера):
создать условия для
положительного
настроя слушателей;
Мотивировать
участников
продуктивной
деятельности;
познакомить
с
актуальностью данного
к
А.Н. Колмогоров.
Программа мастеркласса.
Содержание этапа
Приветствие. Положительный настрой на деятельность.
Добрый день, уважаемые коллеги!
Давайте поговорим!
Поговорим?
О чём?
О важном и о прочем:
О том, что хорошо и хорошо не очень
О чёмто знаете Вы,
Про чтото нам известно.
Давайте поговорим,
Надеемся, будет интересно.
Перед началом работы участники мастеркласса получают
маленькие цветочки разного цвета , таким образом, происходит
2 опыта.
Цель (для участников):
получить
положительный настрой
и подготовиться к
плодотворной
деятельности.
деление на три творческие группы для практической работы.
Тема нашего сегодняшнего разговора «Исследовательская
деятельность как средство развития универсальных
учебных действий младших школьников».
Психологопедагогический тренинг.
Хочется начать наш разговор с вопроса: «Что является
отличительной особенностью Стандарта второго поколения?
Перед Вами лежат разноцветные цветы, запишите на них свои
ассоциации (по частям речи, 1 группа – существительные, 2
группа – прилагательные, 3 группа – глаголы) касающиеся
стандартов второго поколения.
(учителя пишут на цветах свои ассоциации и вывешивают на
доску, каждый на свою поляну, комментируют).
Мы согласны с Вами, в стандартах второго поколения наряду с
предметными выделяют личностные и метапредметные
результаты. Неотъемлемой частью ядра нового стандарта
являются УУД.
к
его
развитию
способствует
Организация практической деятельности:
А что Вы понимаете под УУД?
Совершенно верно, это система действий самого ребёнка,
которая
и
самосовершенствованию.
Так каким же должен быть ученик начальной школы в
соответствии с требованиям ФГОС?
Перед Вами портреты выпускников начальной школы, но к
сожалению, они безликие, и в конце нашей встречи мы
попробуем с Вами наполнить эти портреты жизнью.
Как же органично встроить УУД в образовательный процесс?
Чтобы ответить на этот вопрос нам с Вами надо выполнить
практическую работу.
Практическая работа №1.
Коллеги! Вам предложены для рассмотрения следующие виды
заданий, которые помогут сформировать у учащихся УУД.
(работают на больших цветах, состоящих из частей)
1 группа – выбирает познавательные УД.
2 группа – выбирает регулятивные УД.
3 группа – выбирает коммуникативные УД.
Каждая группа представляет свои варианты ответов
(составляя цветок на доске, получается 3 цветка).
Посмотрите, какой букет мы составили. Цветы – это наши
дети. А дети рождаются на свет как чистые листы бумаги, на
которых следует написать путём воспитания, какими они
должны стать.
И наша задача «Научить учиться!» посредством развития
УУД.
Способности формируются в деятельности и в ней же
3 2
с
Теоретическая часть.
Презентация опыта.
Цель (для мастера):
Познакомить
мастер
участников
класса с задачами
педагогической
деятельности;
основными
теоретическими
аспектами
исследовательской
деятельности;
рассказать о наиболее
удачных
формах,
методах и приёмах.
Цель (для участников):
познакомиться
и
увидеть эффективность
приёмов,
методов,
форм работы для
развития
исследовательской
деятельности младших
школьников,
систематизировать
материал.
проявляются.
Важным элементом формирования УУД
обучающихся на ступени начального общего образования
является включение младших школьников в активную
познавательную, исследовательскую деятельность.
(скрепляем цветы лентой с надписью «Исследовательская
деятельность».)
Уже не первый год исследовательская деятельность является
одним из направлений в работе нашей школы.
Взяв за основу методику Савенкова А.И., мы внесли
некоторые коррективы и придерживаемся следующих этапов.
При этом обращаем ваше внимание на ряд трудностей, которые
могут возникнуть при организации и проведении
исследовательской деятельности учеников начальной школы.
Деятельность педагога и учащихся на каждом этапе работы
над проектом представляем следующей таблицей:
Этапы работы
над проектом
1этап:
инициирующий
2 этап:
основополагающий
3 этап:
прагматический
Деятельность
учителя
Формулирует
проблему,
ситуацию,
задачи.
цель,
в
роли,
с
Предлагает
организовать
группы,
распределить
группах
спланировать
деятельность.
Знакомит
различными
формами
презентации
результатов.
Консультирует,
ненавязчиво
контролирует,
репетирует
презентацию
результатов.
4 этап:
заключительный
Обобщает
результаты,
Деятельность
в
учащихся
Вживаются
ситуацию,
осуществляют
уточнение целей и
задач
Анализируют
проблему,
разбиваются на
группы,
распределяют
роли, планируют
работу, выбирают
форму
презентации
результатов.
Работают
самостоятельно и
сообща,
консультируются,
собирают
информацию,
добывают
недостающие
знания,
презентацию
результатов.
Защищают проект,
проводят
готовят
4 5 этап:
итоговый
подводит итоги,
оценивает умения
обосновывать своё
мнение, работать в
группе на общий
результат.
Представление
готового продукта.
Рефлексия
выполненной
работы.
рефлексию
деятельности,
дают оценку её
результативности.
Представление
готового
продукта.
Рефлексия
выполненной
работы.
этап – прагматический
Определить лидеров групп.
I этап инициирующий – На этом этапе очень важно
правильно выбрать тему, чтобы увлечь ребёнка.
II этап – основополагающий
Цель этапа: умело поделить класс на группы по 45
человек.
Правильно
спланировать поисковоисследовательские операции.
III
На этом этапе необходимо помочь детям найти все пути,
ведущие к достижению цели.
IV
этап – заключительный
Сложность этапа заключается в умении обосновывать своё
мнение, анализе полученной информации, в обобщении,
выделении главного, исключении второстепенного.
этап – итоговый
VI
На итоговом этапе необходимо создать «ситуацию успеха»
для каждого ученика, чтобы ребёнок был удовлетворён
результатами своей работы.
Невозможно с 1 класса организовать самостоятельную
исследовательскую деятельность ребёнка в полной мере,
поэтому мы выделила три уровня сложности:
первый: педагог сам ставит проблему и намечает
пути решения, само же решение предстоит найти
ученику (1 класс);
второй: педагог ставит проблему, но пути и методы её
решения, а также само решение ученику предстоит
найти самостоятельно (середина 2 класса, 3 класс);
третий (высший): ученики сами ставят проблему,
ищут пути её решения и находят само решение (4
5 класс).
Именно последний уровень определяет умение учиться, в
основе которого лежат практически все виды универсальных
учебных действий.
При организации исследования школьников на уроках и
во внеурочной деятельности мы используем современные
образовательные технологии, включая в них наиболее
эффективные формы урока, на которых пользуемся
различными педагогическими приёмами на различных этапах
урочной и внеурочной деятельности для реализации
формирования исследовательских компетенций.
Это приём «Ассоциация», «Кластер», «Синквэйн» и
другие (некоторые можно раскрыть).
Результаты работы:
За 3 года учащимися нашей школы были подготовлены к
защите более 150 проектов на различные темы.
Ежегодно 96 % учеников нашей школы принимают
участие во Всероссийском фестивале исследовательских и
творческих работ учащихся «Портфолио» проводимым
Издательским домом «Первое сентября» г. Москвы.
Одним из вариантов показателей эффективности
исследовательской деятельности младших школьников
являются результаты выступлений учащихся на
конференциях,
турнирах и других
образовательных инициативах различного уровня.
конкурсах,
Как мы успели заметить, данная технология не
теряет своей значимости в условиях стандарта нового
поколения,
а наоборот приобретает ещё большую
актуальность.
Считаем, что учитель сам, прежде всего, должен
быть исследователем. Поэтому учителя нашей школы
активно участвуют в различных педагогических конкурсах,
семинарах, конференциях (очно и заочно), повышают свою
квалификацию через различные курсы.
А сейчас мы предлагаем Вам немного потрудиться и
поработать в группах. Согласны?
Практическая работа № 2.
1 группа – в соответствии с этапами исследовательской
деятельности подготовит проект на тему: «Здоровое питание –
здоровая нация» и выделит группу тех УУД, которые
6
3
Практическая часть.
Имитационная игра.
Цель (для мастера):
Мотивировать
участников
плодотворную работу.
Цель (для участников):
Активно включиться в
на процесс практической
работы.
формируются у учащихся в процессе работы над проектом.
Опираясь на методику доктора педагогических наук
Савенкова А.И.
2 группа в соответствии с этапами исследовательской
деятельности подготовит проект на тему: «Твоя одежда» и
выделит группу тех УУД, которые формируются у учащихся
в процессе работы над проектом. Опираясь на методику
доктора педагогических наук Савенкова А.И.
3 группа в соответствии с этапами исследовательской
деятельности подготовит проект на тему: «Путешествие в
страну Словарей» и выделит группу тех УУД, которые
формируются у учащихся в процессе работы над проектом.
Опираясь на методику доктора педагогических наук
Савенкова А.И.
Защита.
(,1, 2 и 3 группы представляют свои проекты и
акцентируют внимание на том, какие УУД можно
формировать при проведении исследовательской работы)
4
Рефлексия.
Цель: проанализировать
данное занятие
5
Подведение итогов.
активным,
быть любознательным,
Коллеги, какие же качества личности, повашему,
являются важными для того, чтобы ребёнок в начальной
школе был успешным, хотел и умел учиться?
(Ответы учителей) Обобщая ваши ответы, вернёмся к
портрету выпускника начальной школы.
Коллеги, посмотрите, как его определяет Стандарт нового
поколения. Выпускник начальной школы должен любить свой
народ, свой край, свою Родину, уважать и принимать ценности
семьи,
готовым
самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки. А
будет ли он таким, зависит, прежде всего, от Учителя, от нас с
вами!!!!!!
Но при этом, какие бы изменения не проводились в системе
образования, самое главное, чтобы они не навредили ребёнку.
(изменить портрет учеников).
Наш мастеркласс состоялся!
Нам хочется услышать ваше мнение о нашей совместной
работе. Продолжите фразу…
«Я узнала, что….»
«Мне было ….»
«Я была не согласна …..»
«В своей работе я ……..»
«Сегодня для меня было новым, то что ….».
(участники мастеркласса получают памятные сувениры).
Спасибо за внимание.
Список литературы
7 1. Бойкова И.Н. Организация исследовательской деятельности младших школьников. //
Начальная школа плюс до и после. 2009. № 11. С. 3740
1. 6. Вестник образования Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования, № 3, 2009, Издво «Просвещение»
2. 8. Воронцов А.Б. Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной
школе. // Начальная школа. Всё для учителя! 2012. №3. С. 67
3. 15. Долян Е.И. Исследовательская деятельность младших школьников как средство их
интеллектуальнотворческого развития. // Начальная школа плюс до и после. 2009. № 11. С.
3337.
4. 24. Козина Е.В. Организация тематического обучения и проектной деятельности в
соответствии с требованиями ФГОС. // Управление начальной школой. 2012. № 1. С. 4249
5. 25.
Костюкова А.А.
Методический инструментарий по организации проектно
исследовательской деятельности младших школьников. // Начальная школа. Всё для учителя!
2012. № 3. С. 813
6. 29. Леонтович А.В. Организационносодержательные проблемы развития исследовательской
деятельности учащихся. // Исследовательская деятельность учащихся в современном
образовательном пространстве / Под общей редакцией А.С. Обухова. М.: НИИ школьных
технологий, 2006. – С. 112116
7. 37. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. // М., Ось
89, 2006. 218 с.
8. 38. Саранюк О.Ю. Исследовательская деятельность младших школьников. // Волгоград :
Учитель, 2009. 138 с.
8
Мастер класс по теме:«Исследовательская деятельность как средство развития УУД младших школьников».
Мастер класс по теме:«Исследовательская деятельность как средство развития УУД младших школьников».
Мастер класс по теме:«Исследовательская деятельность как средство развития УУД младших школьников».
Мастер класс по теме:«Исследовательская деятельность как средство развития УУД младших школьников».
Мастер класс по теме:«Исследовательская деятельность как средство развития УУД младших школьников».
Мастер класс по теме:«Исследовательская деятельность как средство развития УУД младших школьников».
Мастер класс по теме:«Исследовательская деятельность как средство развития УУД младших школьников».
Мастер класс по теме:«Исследовательская деятельность как средство развития УУД младших школьников».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.