Мастер-класс «Приемы формирования смыслового чтения у младших школьников»
Оценка 4.9

Мастер-класс «Приемы формирования смыслового чтения у младших школьников»

Оценка 4.9
Семинары
docx
чтение
3 кл—4 кл
04.06.2017
Мастер-класс «Приемы формирования смыслового чтения у младших школьников»
Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из задач начального образования. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека.Диалог с текстом происходит в результате активного вычитывания текстовой информации с целью понять «загадки» текста, разглядеть позицию автора, осознать свое отношение к этой позиции. Чтобы диалог был содержательным и полноценным, читателю необходимо по ходу чтения совершать разнообразную работу: находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы, задавать свои вопросы, обдумывать предположения о дальнейшем содержании текста, проверять, совпадают ли они с замыслом автора, включать воображение.Таким образом, продуманная и целенаправленная работа с текстом позволяет вычерпывать ребёнку из большого объема информации нужную и полезную, а также приобретать социально – нравственный опыт и заставляет думать, познавая окружающий мир.
1. Мастер-класс Каменских В.А..docx
Мастер­класс:  «Приемы формирования смыслового чтения у младших школьников»  Мастер­класс разработала учитель начальных классов  МАОУ «СОШ №91» Каменских Валентина Александровна  «Люди перестают мыслить, когда перестают читать» (Д. Дидро) Цель: представление методических приемов, направленных на  совершенствование умения учащихся выделять и фиксировать неявные  смыслы художественного текста. Формирование моральных  представлений о добре, воспитание доброжелательности, отзывчивости,  доброты. Задачи:  1. Познакомить с некоторыми приёмами, предоставить возможность для оценки их эффективности на практике;  2. Способствовать продуктивному взаимодействию в группах.  3. Организовать рефлексию. Ключевые слова: доброта, ум, зло, доброе сердце.  Материалы:  ­ Текст древней китайской истории «Добро без ума» ­ Канцелярские товары,  ­ Сердечки. № 07.12.2016г. Ход работы: Содержание Деятельность учителя 1 Организационный момент, положительная мотивация. Слайд 1-4 Добрый день, уважаемые коллеги. Свое выступление хочу начать со слов французского писателя, философа и драматурга Дени Дидро «Люди перестают мыслить когда перестают читать» ость Деятельн группы Участники мастер- класса настраива ются на работу. Предп олагае мый резуль тат Лично стные УУД: разви тие навык ов самоо ргани зации развит ие критич еского мышле ния Игра «Верю не верю» 2 Актуализация Читательская компетентность учащихся начальной школы – это способность детей к целенаправленному индивидуальному осмыслению текста до чтения, по мере чтения и после прочтения. В своей практике мы сталкиваемся со следующими проблемами: - дети имеют низкую скорость чтения, вследствие чего тратят много времени на подготовку домашних заданий, - зачастую они не понимают смысла прочитанного из-за ошибок при чтении и неправильного интонирования, - не могут извлечь необходимую информацию из предложенного текста, выделить главное в прочитанном, - затрудняются кратко пересказать содержание, - при выполнении самостоятельной работы, тестов разного уровня обучающиеся допускают ошибки по причине непонимания формулировки задания, - для чтения дети выбирают сказки, детективы, комиксы, редко обращаются к текстам познавательного характера. Федеральные стандарты включают в метапредметные результаты освоения ООП в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами». Не так уж важно читать много, гораздо нужнее – качественно обрабатывать в своем сознании прочитанное. Осмыслив и определенным образом структурировав текст, гораздо проще передать его содержание и усвоить главное. Сегодня на мастер-классе я бы хотела остановиться только на некоторых методических приемах из моей практики, которые работают наиболее успешно, формируют УУД, развивают мышление, учат эффективно работать с информацией, потому что приоритетная роль на уроке отводится тексту: его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют и сочиняют. На разных этапах урока я использую разные приемы: Давайте обратимся к БУКЛЕТАМ нашего семинара. Здесь перечислены приёмы, которые используют в своей практике учителя начальных классов Все эти приемы можно использовать на уроках литературного чтения, математики, окружающего мира, русского языка и других. Слайд 5 - Верите ли вы, что с помощью приемов технологии критического мышления можно навыки смыслового чтения? - Верите ли вы, что смысловое чтение является важнейшим компонентом читательской компетентности? - Верите ли вы, что по окончанию мастер-класса, вы возьмете что-то полезное для своей педагогической копилки. сформировать 3 Постановка учебной задачи (Практическая  часть)  1 стадия ВЫЗОВ  (актуализация имеющих знаний; пробуждение интереса к получению информации; постановка учеником собственных целей обучения)         Я надеюсь, что Вы сегодня будете моими  активными помощниками, доброжелательными к  окружающим.           Представьте, что я – Ваш учитель, а Вы ­мои  ученики. Слайд 6. Творческое задание «Добрый  поступок».  (Работа в группах) Даны ситуации: ­ Человек всё время опаздывает; ­ Человек часто болеет; ­ Человек не хочет учиться; ­ Человек обманывает близких; ­   Человек   мечтает   иметь   домашнее животное.  Вопросы и задания для беседы: Слайд 7 ­ Что произошло бы с миром, если бы в  нем не стало доброты? ­ Были ли в вашей жизни случаи, когда вас обижали, несмотря на то что вы старались относиться ко всем по­доброму и всем помогать? ­ Расскажите о случаях, когда чья­то помощь  принесла вам вред. ­ Как вы думаете, трудно ли быть добрым? ­ Может ли доброта исцелить человека? Регуля тивные УУД: Овладе ние способ ностью прини мать и сохран ять цели и задачи учебно й деятел ьности, поиска средст в её осущес твлени я Развит ие критич еского мышле ния Постанов ка учебной задачи через отгадыва ние загадок, описание дня Группа выбирае т ситуаци и ю предлага ет два способа её решения: один способ, когда помощь человека будет по- настоящ ему добрым поступко м, а другой – когда помощь может принести человеку вред. Ответы на вопросы Игра «Верю не верю», (карточк а) Ответы Работа с текстом и «Бортов ым журнало м» поиск нужной информа ции , 4 Открытие нового  2 стадия ОСМЫСЛЕНИЯ (получение новой информации; корректировка  учеником поставленных целей обучения.)   Я с удовольствием  поиграю с вами в игру   Слайд 8 «Верю – не верю».   Я буду задавать вам вопросы, если вы согласны со мной – ставьте плюс, нет – минус. Возьмите карточки.  1. Верите ли Вы, что капелька добра есть в каждом  из нас! 2.Верите   ли   вы,   что  в мире добро и зло находится в равновесии? 3.Верите   ли   вы,   что   если  делать и замечать только хорошее, и тогда вокруг будет больше добра? 4. Верите ли вы, что  если будешь добрее, то к тебе потянутся люди..."? 5.Верите ли вы, что мир держится на хороших людях?    Текст   Древней   китайской   истории Перед   вами   текст   (приложение),   в   котором значимыми будут слова: доброта, ум, зло, доброе сердце. Каким по­вашему, будет текст?   Приготовьте «Бортовые журналы». Читая   Слайд 9 текст, делайте пометки (прием Инсерт) и записи в «Бортовом журнале».    Слайд   10 «Добро без ума» Слайд 11. ­ На какие моменты при чтении  обратили внимание? ­ Чем заинтересовала история? ­ Как вы хотели бы прокомментировать эту  историю, какие чувства, эмоции, мысли у вас  возникли? ­ Какие вопросы по прочитанному тексту у вас  возникли? ­ А какова авторская позиция, что он нам хотел  сказать? ­ Если бы вы были на месте императора, как бы вы  спасли птиц, не причинив им вреда? Например,  можно ввести в государстве должность охранника  птиц, принимать на эту должность мальчишек и  платить им по горсти риса за каждую птичью семью, которую они охраняют. ­ Были ли в вашей жизни случаи, когда вы  совершали какое­либо доброе дело, а оно  приносило кому­то вред? Комму никати в-ные УУД: Готовн ость слушат ь собесе дника и вести диалог , призна вать возмо жность сущест вовани я различ ных точек зрения и права каждог о иметь свою, излага ть своё мнение и аргуме нтиров ать свою точку зрения . Умение сотруд ничать в паре. Форми ровани е смысло вого чтения , умение искать нужну ю инфор мацию и исполь зовать ее в работе Прием «Борто вой журнал » позвол яет получи ть адеква тную картин у степен и усвоен ия ученик ами матери ала, развив ает умение фиксир овать инфор мацию, исполь зуя графич еские способ ы, учит оценив ать свои сильны е и слабые сторон ы, дает возмож ность нагляд но предст авить заданн ую пробле му. 5 Включение новых знаний в систему знаний и повторение Слайд 12. Сценка «Ум и доброта» Дети делятся на пары. Один человек из пары – ум, второй – доброта. Каждая пара придумывает небольшую сценку- диалог о том, кто из них важнее и кто может быстрее помочь людям. - Перечисли все места на земле, где прячется доброта. - Почему доброте нужно учиться? - Хотели бы вы, чтобы в школе были уроки доброты? Молодцы! Все хорошо поработали! Слайд 13. Давайте прочитаем стихотворение Марии Скребцовой «Как научиться доброте» Как научиться доброте? 1. Ответ простой - она везде: 2. В улыбке доброй и в рассвете, 3. В мечте и в ласковом привете. 4. По всей земле добра частицы, 5. Их надо замечать учиться 6. И в сердце собирать своем, 7. Тогда не будет злобы в нем. 6 Рефлексия 3 стадия  РЕФЛЕКСИЯ (размышление, рождение нового знания; постановка учеником новых целей обучения)     В   начале   нашего   занятия   вы   ответили   на   мои вопросы: ­ Верите ли вы, что с помощью приемов технологии критического   мышления   можно   сформировать навыки смыслового чтения? ­   Верите   ли   вы,   что   смысловое   чтение   является важнейшим читательской компетентности? Поднимите руки, кто полностью с этим согласен. Слайд 14. ­ А теперь оцените свою деятельность на занятии. Я хочу подарить  Вам сердечко. Напишите на нём письмо­пожелание  своему соседу. Начните с обращения, закончите пожеланиями добра и … компонентом     • Давайте   сначала   озвучим   несколько   пожеланий,   а затем Вы их подарите своему соседу.        Пусть эти сердца  подарят вам добро и любовь!  А  солнце ­ символ тепла и света, согревает Ваши  сердца.   Спасибо за работу! Разыгры вание сценки «Ум и доброта» ,Ответы на вопросы Развит ие критич еского мышле ния Личнос тные УУД: развит ие навыко в самопр оверки Письмо- пожелан ие соседу. Оценива ют полученн ые знания с помощью письма. Личнос тные УУД: Осозна ние обучаю щимис я своей учебно й деятел ьности, самооц енка резуль татов деятел ьности своей и группы . Регул ятивн ые УУД: у мение модели ровать свой ответ, оценив ать свою деятел ьность. 5 . 6 . 7 . 8 . 9 . 10 . 11 . 12 . 13 . 14 . 15 . 16. Древняя китайская история 17 .  «ДОБРО БЕЗ УМА» 18 . 19 . 20 . 21 . 22 . 23 . 24 . 25 . 26 . 27 . 28 . 29 . 30 . 31 . 32 . 33 . 34 .           Когда­то   жил   император,   который   любил   птиц.   Он   узнал,   что мальчишки стреляют в голубей из рогаток, и объявил: ­   Кто принесет во дворец живую птицу, тот получит горсть риса. Услыхав об этом, мальчишки перестали стрелять голубей. Они наставили в   лесу   множество   силков,   и   вскоре   дворцовые   комнаты   наполнились голубями.       Случилось, что императора навестил мудрец из соседнего княжества. Он увидел во дворце голубей и спросил: ­   Зачем столько птиц? Император ответил: ­     У меня доброе сердце, и я спасаю их от мальчишек. Больше они не бьют голубей, а приносят их мне живыми. ­   Кто же кормит птенцов? — спросил мудрец. ­   Каких птенцов? — удивился император. ­  У птиц, которые живут теперь во дворце, остались в лесу беспомощные птенцы. Кто их кормит? ­   Об этом я не думал, — признался император. Тогда мудрец сказал: ­   У вас доброе сердце, вы любите птиц, но никто им не принес столько зла, сколько вы. Все гнезда в лесах наполнены сейчас мертвыми птенцами. Вы спасли пятьсот голубей, но погубили в пять раз больше! ­   Ах, как трудно быть добрым! — воскликнул огорченный император. На это мудрец заметил: ­   И добро надо делать с умом. Ум без добра – плохо. Но и добро без ума ­ не лучше. + - «Верю – не верю» № 1 Верите ли Вы, что капелька добра есть в 2 Верите ли вы, что в мире добро и зло находится в каждом из нас? Вопрос 3 4 5 равновесии? Верите ли вы, что если  делать и замечать только хорошее, и тогда вокруг будет больше добра? Верите ли вы, что  если будешь добрее, то к тебе потянутся люди..."? Верите   ли   вы,   что  мир держится на хороших людях? БОРТОВОЙ ЖУРНАЛ Что мне известно по данной теме? Что нового я узнал на уроке?

Мастер-класс «Приемы формирования смыслового чтения у младших школьников»

Мастер-класс «Приемы формирования смыслового чтения у младших школьников»

Мастер-класс «Приемы формирования смыслового чтения у младших школьников»

Мастер-класс «Приемы формирования смыслового чтения у младших школьников»

Мастер-класс «Приемы формирования смыслового чтения у младших школьников»

Мастер-класс «Приемы формирования смыслового чтения у младших школьников»

Мастер-класс «Приемы формирования смыслового чтения у младших школьников»

Мастер-класс «Приемы формирования смыслового чтения у младших школьников»

Мастер-класс «Приемы формирования смыслового чтения у младших школьников»

Мастер-класс «Приемы формирования смыслового чтения у младших школьников»

Мастер-класс «Приемы формирования смыслового чтения у младших школьников»

Мастер-класс «Приемы формирования смыслового чтения у младших школьников»

Мастер-класс «Приемы формирования смыслового чтения у младших школьников»

Мастер-класс «Приемы формирования смыслового чтения у младших школьников»

Мастер-класс «Приемы формирования смыслового чтения у младших школьников»

Мастер-класс «Приемы формирования смыслового чтения у младших школьников»

Мастер-класс «Приемы формирования смыслового чтения у младших школьников»

Мастер-класс «Приемы формирования смыслового чтения у младших школьников»

Мастер-класс «Приемы формирования смыслового чтения у младших школьников»

Мастер-класс «Приемы формирования смыслового чтения у младших школьников»

Мастер-класс «Приемы формирования смыслового чтения у младших школьников»

Мастер-класс «Приемы формирования смыслового чтения у младших школьников»

Мастер-класс «Приемы формирования смыслового чтения у младших школьников»

Мастер-класс «Приемы формирования смыслового чтения у младших школьников»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.06.2017