Мастер-класс «Приемы формирования смыслового чтения у младших школьников»
Оценка 4.9
Семинары
docx
чтение
3 кл—4 кл
04.06.2017
Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из задач начального образования. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека.Диалог с текстом происходит в результате активного вычитывания текстовой информации с целью понять «загадки» текста, разглядеть позицию автора, осознать свое отношение к этой позиции. Чтобы диалог был содержательным и полноценным, читателю необходимо по ходу чтения совершать разнообразную работу: находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы, задавать свои вопросы, обдумывать предположения о дальнейшем содержании текста, проверять, совпадают ли они с замыслом автора, включать воображение.Таким образом, продуманная и целенаправленная работа с текстом позволяет вычерпывать ребёнку из большого объема информации нужную и полезную, а также приобретать социально – нравственный опыт и заставляет думать, познавая окружающий мир.
1. Мастер-класс Каменских В.А..docx
Мастеркласс:
«Приемы формирования смыслового чтения у младших
школьников»
Мастеркласс разработала учитель начальных классов
МАОУ «СОШ №91» Каменских Валентина Александровна
«Люди перестают мыслить,
когда перестают читать»
(Д. Дидро)
Цель: представление методических приемов, направленных на
совершенствование умения учащихся выделять и фиксировать неявные
смыслы художественного текста. Формирование моральных
представлений о добре, воспитание доброжелательности, отзывчивости,
доброты.
Задачи:
1. Познакомить с некоторыми приёмами, предоставить возможность
для оценки их эффективности на практике;
2. Способствовать продуктивному взаимодействию в группах.
3. Организовать рефлексию.
Ключевые слова: доброта, ум, зло, доброе сердце.
Материалы:
Текст древней китайской истории «Добро без ума»
Канцелярские товары,
Сердечки. №
07.12.2016г.
Ход работы:
Содержание
Деятельность учителя
1 Организационный
момент,
положительная мотивация.
Слайд 1-4 Добрый день, уважаемые
коллеги. Свое выступление хочу начать
со слов французского писателя,
философа и драматурга Дени Дидро
«Люди перестают мыслить когда
перестают читать»
ость
Деятельн
группы
Участники
мастер-
класса
настраива
ются на
работу.
Предп
олагае
мый
резуль
тат
Лично
стные
УУД:
разви
тие
навык
ов
самоо
ргани
зации развит
ие
критич
еского
мышле
ния
Игра
«Верю не
верю»
2 Актуализация
Читательская
компетентность учащихся начальной
школы – это способность детей к
целенаправленному индивидуальному
осмыслению текста до чтения, по мере
чтения и после прочтения. В своей
практике мы сталкиваемся со
следующими проблемами:
- дети имеют низкую скорость чтения,
вследствие чего тратят много времени
на подготовку домашних заданий,
- зачастую они не понимают смысла
прочитанного из-за ошибок при чтении
и неправильного интонирования,
- не могут извлечь необходимую
информацию из предложенного текста,
выделить главное в прочитанном,
- затрудняются кратко пересказать
содержание,
- при выполнении самостоятельной
работы,
тестов разного уровня
обучающиеся допускают ошибки по
причине непонимания формулировки
задания,
- для чтения дети выбирают сказки,
детективы, комиксы, редко обращаются
к текстам познавательного характера.
Федеральные стандарты включают в
метапредметные результаты освоения
ООП в качестве обязательного
компонента «овладение навыками
смыслового чтения текстов различных
стилей и жанров в соответствии с
целями и задачами».
Не так уж важно читать много, гораздо
нужнее – качественно обрабатывать в
своем сознании прочитанное. Осмыслив
и определенным образом
структурировав текст, гораздо проще
передать его содержание и усвоить
главное.
Сегодня на мастер-классе я бы хотела
остановиться только на некоторых
методических приемах из моей
практики, которые работают наиболее
успешно, формируют УУД, развивают
мышление, учат эффективно работать с
информацией, потому что приоритетная
роль на уроке отводится тексту: его
читают, пересказывают, анализируют,
трансформируют, интерпретируют и
сочиняют. На разных этапах урока я использую
разные приемы:
Давайте обратимся к БУКЛЕТАМ нашего
семинара. Здесь перечислены приёмы,
которые используют в своей практике
учителя начальных классов
Все эти приемы можно использовать на
уроках литературного чтения,
математики, окружающего мира,
русского языка и других.
Слайд 5
- Верите ли вы, что с помощью приемов
технологии критического мышления
можно
навыки
смыслового чтения?
- Верите ли вы, что смысловое чтение
является важнейшим компонентом
читательской компетентности?
- Верите ли вы, что по окончанию
мастер-класса, вы возьмете что-то
полезное для своей педагогической
копилки.
сформировать 3 Постановка учебной задачи (Практическая
часть)
1 стадия ВЫЗОВ
(актуализация имеющих знаний;
пробуждение интереса к получению информации;
постановка учеником собственных целей обучения)
Я надеюсь, что Вы сегодня будете моими
активными помощниками, доброжелательными к
окружающим.
Представьте, что я – Ваш учитель, а Вы мои
ученики.
Слайд 6. Творческое задание «Добрый
поступок».
(Работа в группах)
Даны ситуации:
Человек всё время опаздывает;
Человек часто болеет;
Человек не хочет учиться;
Человек обманывает близких;
Человек мечтает иметь домашнее
животное.
Вопросы и задания для беседы:
Слайд 7 Что произошло бы с миром, если бы в
нем не стало доброты?
Были ли в вашей жизни случаи, когда вас обижали,
несмотря на то что вы старались относиться ко всем
подоброму и всем помогать?
Расскажите о случаях, когда чьято помощь
принесла вам вред.
Как вы думаете, трудно ли быть добрым?
Может ли доброта исцелить человека?
Регуля
тивные
УУД:
Овладе
ние
способ
ностью
прини
мать и
сохран
ять
цели и
задачи
учебно
й
деятел
ьности,
поиска
средст
в её
осущес
твлени
я
Развит
ие
критич
еского
мышле
ния
Постанов
ка
учебной
задачи
через
отгадыва
ние
загадок,
описание
дня
Группа
выбирае
т
ситуаци
и
ю
предлага
ет два
способа
её
решения:
один
способ,
когда
помощь
человека
будет
по-
настоящ
ему
добрым
поступко
м,
а
другой –
когда
помощь
может
принести
человеку
вред.
Ответы
на
вопросы Игра
«Верю не
верю»,
(карточк
а)
Ответы
Работа с
текстом
и
«Бортов
ым
журнало
м»
поиск
нужной
информа
ции
,
4 Открытие нового 2 стадия ОСМЫСЛЕНИЯ
(получение новой информации; корректировка
учеником поставленных целей обучения.)
Я с удовольствием поиграю с вами в игру
Слайд 8
«Верю – не верю». Я буду задавать вам вопросы,
если вы согласны со мной – ставьте плюс, нет –
минус. Возьмите карточки.
1. Верите ли Вы, что капелька добра есть в каждом
из нас!
2.Верите ли вы, что в мире добро и зло
находится в равновесии?
3.Верите ли вы, что если делать и замечать
только хорошее, и тогда вокруг будет
больше добра?
4. Верите ли вы, что если будешь добрее, то к
тебе потянутся люди..."?
5.Верите ли вы, что мир держится на хороших
людях?
Текст Древней китайской истории
Перед вами текст (приложение), в котором
значимыми будут слова: доброта, ум, зло, доброе
сердце. Каким повашему, будет текст?
Приготовьте «Бортовые журналы». Читая
Слайд 9
текст, делайте пометки (прием Инсерт) и записи в
«Бортовом журнале».
Слайд 10
«Добро без ума»
Слайд 11. На какие моменты при чтении
обратили внимание?
Чем заинтересовала история?
Как вы хотели бы прокомментировать эту
историю, какие чувства, эмоции, мысли у вас
возникли?
Какие вопросы по прочитанному тексту у вас
возникли?
А какова авторская позиция, что он нам хотел
сказать?
Если бы вы были на месте императора, как бы вы
спасли птиц, не причинив им вреда? Например,
можно ввести в государстве должность охранника
птиц, принимать на эту должность мальчишек и
платить им по горсти риса за каждую птичью семью,
которую они охраняют.
Были ли в вашей жизни случаи, когда вы
совершали какоелибо доброе дело, а оно
приносило комуто вред?
Комму
никати
в-ные
УУД:
Готовн
ость
слушат
ь
собесе
дника
и вести
диалог
,
призна
вать
возмо
жность
сущест
вовани
я
различ
ных
точек
зрения
и
права
каждог
о
иметь
свою,
излага
ть своё
мнение
и
аргуме
нтиров
ать
свою
точку
зрения
.
Умение
сотруд
ничать
в паре.
Форми
ровани
е
смысло
вого
чтения
,
умение искать
нужну
ю
инфор
мацию
и
исполь
зовать
ее в
работе
Прием
«Борто
вой
журнал
»
позвол
яет
получи
ть
адеква
тную
картин
у
степен
и
усвоен
ия
ученик
ами
матери
ала,
развив
ает
умение
фиксир
овать
инфор
мацию,
исполь
зуя
графич
еские
способ
ы, учит
оценив
ать
свои
сильны
е и
слабые
сторон
ы, дает
возмож ность
нагляд
но
предст
авить
заданн
ую
пробле
му. 5 Включение новых знаний в систему
знаний и повторение
Слайд 12. Сценка «Ум и доброта»
Дети делятся на пары. Один человек из
пары – ум, второй – доброта. Каждая
пара придумывает небольшую сценку-
диалог о том, кто из них важнее и кто
может быстрее помочь людям.
- Перечисли все места на земле, где
прячется доброта.
- Почему доброте нужно учиться?
- Хотели бы вы, чтобы в школе были
уроки доброты?
Молодцы! Все хорошо поработали!
Слайд 13.
Давайте прочитаем
стихотворение Марии Скребцовой
«Как научиться доброте»
Как научиться доброте?
1. Ответ простой - она везде:
2. В улыбке доброй и в рассвете,
3. В мечте и в ласковом привете.
4. По всей земле добра частицы,
5. Их надо замечать учиться
6. И в сердце собирать своем,
7. Тогда не будет злобы в нем.
6 Рефлексия 3 стадия РЕФЛЕКСИЯ
(размышление, рождение нового знания; постановка
учеником новых целей обучения)
В начале нашего занятия вы ответили на мои
вопросы:
Верите ли вы, что с помощью приемов технологии
критического мышления можно сформировать
навыки смыслового чтения?
Верите ли вы, что смысловое чтение является
важнейшим
читательской
компетентности?
Поднимите руки, кто полностью с этим согласен.
Слайд 14. А теперь оцените свою деятельность на
занятии. Я хочу подарить Вам сердечко. Напишите
на нём письмопожелание своему соседу. Начните
с обращения, закончите пожеланиями добра и …
компонентом
• Давайте сначала озвучим несколько пожеланий, а
затем Вы их подарите своему соседу.
Пусть эти сердца подарят вам добро и любовь!
А солнце символ тепла и света, согревает Ваши
сердца.
Спасибо за работу!
Разыгры
вание
сценки
«Ум и
доброта»
,Ответы
на
вопросы
Развит
ие
критич
еского
мышле
ния
Личнос
тные
УУД:
развит
ие
навыко
в
самопр
оверки
Письмо-
пожелан
ие
соседу.
Оценива
ют
полученн
ые
знания с
помощью
письма.
Личнос
тные
УУД:
Осозна
ние
обучаю
щимис
я своей
учебно
й
деятел
ьности,
самооц
енка
резуль
татов
деятел
ьности
своей и
группы
.
Регул
ятивн
ые
УУД: у мение
модели
ровать
свой
ответ,
оценив
ать
свою
деятел
ьность.
5 .
6 .
7 .
8 .
9 .
10 .
11 .
12 .
13 .
14 .
15 . 16.
Древняя китайская история
17 .
«ДОБРО БЕЗ УМА»
18 .
19 .
20 .
21 .
22 .
23 .
24 .
25 .
26 .
27 .
28 .
29 .
30 .
31 .
32 .
33 .
34 .
Когдато жил император, который любил птиц. Он узнал, что
мальчишки стреляют в голубей из рогаток, и объявил:
Кто принесет во дворец живую птицу, тот получит горсть риса.
Услыхав об этом, мальчишки перестали стрелять голубей. Они наставили
в лесу множество силков, и вскоре дворцовые комнаты наполнились
голубями.
Случилось, что императора навестил мудрец из соседнего княжества.
Он увидел во дворце голубей и спросил:
Зачем столько птиц?
Император ответил:
У меня доброе сердце, и я спасаю их от мальчишек. Больше они не
бьют голубей, а приносят их мне живыми.
Кто же кормит птенцов? — спросил мудрец.
Каких птенцов? — удивился император.
У птиц, которые живут теперь во дворце, остались в лесу беспомощные
птенцы. Кто их кормит?
Об этом я не думал, — признался император.
Тогда мудрец сказал:
У вас доброе сердце, вы любите птиц, но никто им не принес столько
зла, сколько вы. Все гнезда в лесах наполнены сейчас мертвыми птенцами.
Вы спасли пятьсот голубей, но погубили в пять раз больше!
Ах, как трудно быть добрым! — воскликнул огорченный император.
На это мудрец заметил:
И добро надо делать с умом. Ум без добра – плохо. Но и добро без ума
не лучше. +
-
«Верю – не верю»
№
1 Верите ли Вы, что капелька добра есть в
2 Верите ли вы, что в мире добро и зло находится в
каждом из нас?
Вопрос
3
4
5
равновесии?
Верите ли вы, что если делать и замечать только
хорошее, и тогда вокруг будет больше добра?
Верите ли вы, что если будешь добрее, то к тебе
потянутся люди..."?
Верите ли вы, что мир держится на хороших
людях?
БОРТОВОЙ ЖУРНАЛ
Что мне известно по данной теме?
Что нового я узнал на уроке?
Мастер-класс «Приемы формирования смыслового чтения у младших школьников»
Мастер-класс «Приемы формирования смыслового чтения у младших школьников»
Мастер-класс «Приемы формирования смыслового чтения у младших школьников»
Мастер-класс «Приемы формирования смыслового чтения у младших школьников»
Мастер-класс «Приемы формирования смыслового чтения у младших школьников»
Мастер-класс «Приемы формирования смыслового чтения у младших школьников»
Мастер-класс «Приемы формирования смыслового чтения у младших школьников»
Мастер-класс «Приемы формирования смыслового чтения у младших школьников»
Мастер-класс «Приемы формирования смыслового чтения у младших школьников»
Мастер-класс «Приемы формирования смыслового чтения у младших школьников»
Мастер-класс «Приемы формирования смыслового чтения у младших школьников»
Мастер-класс «Приемы формирования смыслового чтения у младших школьников»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.