Проектная задача как способ формирования у учащихся УУД на уроках химии.
«Если мы будем учить сегодня так,
как мы учили вчера,
мы украдем у детей завтра»
Джон Дьюи
В 2015 году основная школа перешла на обучение в соответствии с требованиями
новых образовательных стандартов. Существенная особенность нового образовательного
стандарта, заключается в том, что требования к результатам освоения обучающимися
основной образовательной программы определены на трех уровнях: личностном,
метапредметном и предметном. Предметное содержание перестало быть центральной
частью стандарта. В связи с этим, каждый учитель несет ответственность не только за
предметные знания и умения учащихся, но и за формирование качеств личности каждого
школьника и, что немаловажно, его способностей к познанию, умению обучаться и
развиваться на протяжении всей жизни, т.н. универсальных учебных действий.
Как показывают многолетние исследования международных программ по оценке
образовательных достижений учащихся (PISA, TIMSS) , российские школьники резко
уступают своим сверстникам во многих странах мира в умении работать с информацией;
решать практические, социально и личностно значимые проблемы: проводить наблюдения,
строить на их основе гипотезы, делать выводы и заключения, проверять предположения; в
умении «увязывать» с приобретаемой в школе системой знаний свой жизненный опыт.
Одна из претензий к нашим школьникам – неумение пользоваться арсеналом разных
Именно на решение
средств в новой, незнакомой, нестандартной ситуации.
вышеперечисленных проблем направлено формирование универсальных учебных
действий.
Современный этап развития системы образования в России, конкретизированный в
Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года,
характеризуется обновлением, качественным изменением структуры, содержания,
методов и средств обучения, новыми подходами к его проектированию и практической
реализации. Он связан с кардинальным изменением ориентиров. Общеобразовательная
школа должна формировать не только целостную систему знаний, умений, навыков, но и
опыт саморазвития и личностной ответственности учащихся, способности к творческой
созидательной деятельности,то есть ключевые компетенции, определяющие современное
качество
Среди естественнонаучных дисциплин химия обладает огромным потенциалом для
развития познавательных способностей учащихся. Это проявляется, как в содержании и
способах представления учебного материала (учебные тексты, формулы, таблицы,
графики, диаграммы, рисунки и т.д.), так и в разнообразии видов деятельности
обучающихся (работа с учебными и научнопопулярными текстами, ответы на вопросы,
решение задач, выполнение лабораторных опытов и практических работ, работа с
таблицами, схемами, и т.д.).
образования.
Итак, в соответствии с требованиями нового ФГОС необходим инструментарий, с
помощью которого можно добиваться метапредметных результатов образования и
определять степень их достижения.
Основной дидактической единицей образования является проектная деятельность,
обладающая специфическими характеристиками в качестве метода и средства обучения и значимым
средством
служащая
В процессе учебного проектирования на уроках химии происходит овладение не
только средствами и способами конкретной деятельности, но и личностное развитие.
Овладение учащимися проектной деятельностью позволяет более успешно реализовать
задачи развития школьников:
учащихся.
личности
развития
Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации
учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки
результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих
действий
Понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения,
теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными
учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и
экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических
моделей процессов или явлений
Формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в
словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать
полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять
основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные
вопросы и излагать его
Формирование у обучающихся умения видеть и понимать ценность образования,
значимость химического знания для каждого человека независимо от его
профессиональной деятельности; умения различать факты и оценки, сравнивать
оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с
определенной системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную
позицию
Формирование у обучающихся целостного представления о мире и роли химии в
создании современной естественнонаучной картины мира; умения объяснять
объекты и процессы окружающей действительности — природной, социальной,
культурной, технической среды, используя для этого химические знания
Приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности, познания и
самопознания; ключевых навыков (ключевых компетентностей), имеющих
универсальное значение для различных видов деятельности: решения проблем,
принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных
навыков, навыков измерений, сотрудничества, безопасного обращения с веществами в
повседневной жизни
К результатам относятся не только знания, умения и навыки, не только уровни
сформированности мышления, но и учебное сотрудничество, умение учиться и т.п. Однако
оценить это через проверочные работы практически нет возможности. Поэтому
предлагается специальный тип задач, с помощью которых можно было бы организовать
внешнюю экспертную оценку «поведения» школьников в квазиреальной межпредметной,
ситуации.
Такой тип задачи был назван «проектная задача». Эти задачи предоставляют большие
возможности именно для организации сотрудничества учащихся. Включение в учебный процесс задач подобного типа позволяет учителю в ходе учебного
года системно отслеживать пути становления, прежде всего способов работы и способов
действий учащихся в нестандартных ситуациях вне конкретного (отдельного) учебного
предмета или отдельно взятой темы, т.е. осуществлять мониторинг формирования учебной
деятельности у школьников.
Следует также отметить, что систематическое использование таких задач на уроках
химии способствует повышению познавательного интереса учащихся.
Какие педагогические эффекты имеют проектные задачи?
Дают реальную возможность организовать взаимодействие (сотрудничество) детей,
определяют место и время для наблюдения и экспертных оценок за деятельностью
учащихся в группе.
Учат (без явного указания на это) проектировать через специально разработанные
задания.
Позволяют посмотреть, как осуществляет группа детей «перенос» известных им
предметных способов действий в модельную ситуацию, где эти способы изначально
скрыты, зашумлены, а иногда и требуют переконструирования.
Проектная задача выступает, как инструмент уровня сформированности умения
учиться, взаимодействия в группе, работать с разными источниками информации.
Включение в работу проектных задач позволяет формировать у учащихся метапредметные
результаты:
Использование основных интеллектуальных операций: формулирование
гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление
причинноследственных связей, поиск аналогов
Умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их
реализации
Умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации
цели и применять их на практике
Использование различных источников для получения химической информации
Не бойтесь делать то, чего не знаете: дилетант
построил Ковчег, а «Титаник» строили
профессионалы…
Мастер-класс "Проектная задача"
Мастер-класс "Проектная задача"
Мастер-класс "Проектная задача"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.