Мастер- класс "Путешествие в мир симметрии" 1 класс
Оценка 4.7

Мастер- класс "Путешествие в мир симметрии" 1 класс

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
математика
1 кл
19.01.2017
Мастер- класс "Путешествие в мир симметрии" 1 класс
Публикация является частью публикации:
Путешествие в мир симметрии.doc
Мастер­класс по проведению интегрированного урока математики в 1 классе по программе «Гармония»   с   широким   кругозором, Интегрированный   урок   –   один   из   путей   реализации   ФГОС.   Поскольку основной   задачей   образовании   на   современном   этапе   является   формирование конкурентно­способной   личности,   умеющей ориентироваться   в   пространстве   и   во   времени,   а   для   начальной   школы   в окружающем   мире.   Я   считаю,   что   именно   интегрирование   уроков   позволяет учителям   начальных   классов   развивать   детей,   побуждать   их   к   творчеству, прививать интерес к учебе, формировать человека, умеющего сделать правильный нравственный   выбор,   воспитывать   чувства   патриотизма,   эстетики,   любви, бережного отношения к здоровью. Интегрированные уроки связывают на первый взгляд   несовместимые   предметы.   Так   например:   интегрированный   урок   по математике   включал   в   себя:   окружающий   мир,   математику,   ИЗО,   музыку, технологию,   русский   язык,   кружок   народоведения.   Но   это   только   на   первый взгляд. На примере урока математики: «Путешествие в страну Симметрию» я постараюсь   это   доказать,   важно   при   выборе   предметов   определить,   каким образом   данный   предмет   повлияет   на   формирование   нового   понятия,   какова степень   конкретности   предмета   по   данному   вопросу,   как   связать   в   единую логическую   цепочку   все   выбранные   учителем   предметы,   отчего   оттолкнуться, какой результат получить. Для этого нужно знать или представлять содержание учебного   материала   выбранных   предметов   по   данной   теме,   заинтересовать учителей, которые будут участвовать в уроке, в данном случае учителя ИЗО и музыки. Просматривая учебник по ИЗО, я увидела, что дети рисуют орнаменты, животных, листья деревьев и т.д. Симметрия очевидна. Учительница ИЗО поняла меня с полуслова и представила план своей части урока, который соответствовал достижению цели. А музыка? Как­то на курсах ВОИКРО учитель музыки школы № 5, делясь опытом работы, рассказала нам, как ритмичные мелодии вызывают у детей потребность чертить, рисовать, и даже писать стихи. А учитель ИЗО школы №   29   С.В.   Журавлева   пела   народные   песни,   когда   дети   на   уроках   рисовали орнаменты и народные костюмы.   однако   заинтересовался, Учитель музыки нашей школы П.И. Бычков, выслушал меня, но готовности   подобрал участия   в   уроке   не   высказал, соответствующую   литературу   и   удивил   меня   на   уроке   своей   эрудицией,   и широтой познаний в этой области. Остальные уроки мои. Главное было провести отбор   материала   к   уроку,   не   закапаться   в   информации,   вычленить   главное. Поскольку я представляю вам интегрированный урок математики, приоритеты предоставила именно этому предмету, именно на математике даю определение и формирую понятие симметрия, а далее уже на этой платформе знаний расширяю кругозор детей по этому вопросу. Слово «симметрия» произошло из греческого, в переводе на русский язык означает соразмерность. Давайте на примерах и заданиях проведем исследование и   научимся   понимать,   что   такое   симметрия,   в   чем   же   заключается   ее соразмерность. При выполнении заданий думайте об этом. Детям необходимо давать творческие задания, только при этом условии они развивают   способности   и   стремятся   преодолевать   трудности.   Задания   носят практическую направленность. Рисование – ИЗО Ход урока 1 часть Симметрия – это один из секретов красоты и гармонии природы. Посмотрите на изображение насекомых. Каждое как бы состоит из двух одинаковых  половинок, которые зеркально повернуты друг к другу. Такие фигуры  называются симметричными. А теперь подумайте и вспомните, какие примеры симметрии в природе  можете назвать? (листья, цветы тюльпана, колокольчика. Расположение рук и ног  человека, животных и т.д.) Природа щедра и совершенна, с понятием симметрии связывается  определенный порядок, что является одним из условий красоты предметов и  образов, означает гармонию. Сейчас вы выполните практическую работу­упражнение. Раскрасить бабочку, чтобы она была симметрична, красива и создавала гармонию. По мере  выполнения, бабочек поместить на цветы. Обратить внимание на красоту:  «Бабочка». Не спрашивай – откуда появилась, Куда спешу, Здесь на цветок я легкий опустилась, И вот – дышу, Надолго ли, без цели, без усилия, Дышать хочу Вот­вот, сейчас, сверкнув, раскину крылья – И лечу.        (А. Фет) 2часть Два мира есть у человека: Один, который нас творил, Другой, который мы от века Творим по мере наших сил. У природы много секретов. Она открывает их любознательным и  неравнодушным. Задание: придумать и украсить сарафан и рубашку, используя симметрию. Вывод: орнамент не существует сам по себе, вне связи с предметом. Он  украшает уже существующий объект, разнообразит его рисунком и цветом. Орнамент – это ритм. Чередование повторяющихся мотивов. Именно эта  ритмичность, уравновешенность рождает у нас чувство покоя, гармонии. Ведь все сущее упорядочено ритмами: сезоны, сердцебиение, музыка, поэзия, жизнь,  смерть. Музыка План урока Тема: симметрия в музыке.  Учитель Бычков П.И. Цель урока: А) дать детям представление о гармонии в жизни, симметрии построения  музыки и мира вокруг нас. Б) научить тонко чувствовать «живую» и «неживую» музыку В) научить любить музыку и родные русские песни. Ход урока Ребята, мы узнали на прошлых занятиях, что в музыке есть пульс. Он должен быть   четким,   ритмичным   как   часы.   Давайте   покажем   пульс   песни   «Во   поле березка стояла». Вот этот пульс, или часы – это уже и есть «симметрия» и сама песня   состоит   из   4   строк,   которые   тоже   симметричны   как   две   волны,   одна прибывает: «Во поле береза стояла. Во поле кудрявая стояла», а другая убывает «люли,   люли   стояла,   люли,   люли   стояла».   Исполнение   песни   «Березка».   Вот сейчас   у   нас   получилось   красивое   живое   исполнение,   потому   что   мы   пели   с чувством,   с   выражением,   то   замедляя,   то   ускоряя.   Т.е.   немного   нарушая симметрию. Это и называется «живое» исполнение. А если соблюдать симметрию с точностью до механизмов, исполнять все равно, без выражения, то получится идеально   симметричная,   но   «неживая»   музыка.     Давайте   попробуем   показать движение паровоза – вот здесь нужна идеальная симметрия. Исполняется попевка «Паровоз».   Музыка   имеет   свое   строение,   основанное   на   законах   симметрии. Давайте   послушаем:   звучит   музыка   Л.   Бетховена   «Грустная   и   веселая».   Как изменялась музыка? Настроение было грустное, потом веселое, и снова грустное. Правильно! Получается музыка имеет 3 части: грустная, веселая, грустная. Это называется зеркальная симметрия. Само человеческое тело создано в зеркальной симметрии, поэтому при движении в танце мы делаем движения поочередно, то левой,   то   правой   рукой,   или   ногой.   Исполнение   песни   с   движениями   «Как   у наших у ворот». Таких примеров может быть очень много, но уже сейчас ясно, что   музыка   симметрична,   но   эта   симметрия   должна   нарушаться   чувствами музыканта и слушателя, только тогда это будет «живая» музыка! Л. Бетховен Грустная, веселая. Использованный материал: «Во поле береза стояла», «Как у наших у ворот», попевка «Паровоз». Вывод, обобщение. Кружок «Народоведение» Мы уже узнали как украшали свое жилище русские люди, свой наряд, какие песни пели. Во всем этом мы увидели ритм, порядок, гармонию – симметрию. А как устроена была русская изба? Как жили в ней люди? Чаще   всего   русская   изба   –   одна   большая   комната,   значительную   часть которой занимала печь. Дощатая перегородка между печью и окном отделяла своеобразную   кухню   (бабий   кут).  Здесь,  на   залавке  (среднее   между   столом   и лавкой)   хозяйка   готовила   пищу.   На   полках   расставлена   посуда,   украшенная узорами,  на   полу   стоял   большой   чан   с  водой.  Перед   печью   –  помело,   ухват, лопата, которой сажали хлеб в печь для выпечки. Ухватом ставили и вынимали из печи   чугуны   им   горшки.   У   окна,   поближе   к   свету   стояла   прялка.   А   рядом колыбелька­зыбка. Напротив входной двери в самом почетном месте в «красном углу»   висели   иконы,   украшенные   вышитыми   полотенцами.   Изба   небольших размеров казалась просторной: обеденный стол, лавки, полки полати (большой навесной настил над входной дверью). Их использовали для сна, сушки и т.д. В избе все сверкало чистотой: свежевымытые полы (до белизны), домотканые половички, занавески на окнах. ­ Найдите симметричные предметы в окружающей обстановке дома. (Печь, стол, иконы, лавки, прялка, рушники, сундук). Дом – древнее слово. Означает – постройка, строение. Дом – это жилище, в нем идет жизнь. Это – вселенная, куда вселились люди вместе с нужными им вещами, растениями, животными. Дом – это семья. «Дружить домами» ­ семьями. У слов «постройка» и «здание» такого значения нет. Дом – хозяйство. Жизнь в доме тоже строится как и сам дом. Книга «Домострой» учила предков управлять в   своем   доме   хозяйством.   «Всякий   дом   хозяином   держится:   Не   наряд   жену красит, а домоводство». Дом   ­     это   любовь,   уважение,   забота   друг   о   друге.   Мудрая   книга «Домострой»   учила   как   строить   отношения   в   доме:   между   мужем   и   женой, родителями и детьми. Это тоже очень важно. «Хозяин лежит – весь дом лежит, хозяин с постели – весь дом на ногах». Есть и другая пословица. «Дом высок, да под ним песок». Так говорят про семью, в которой все поврозь живут – как песчинки сквозь пальцы сыплются. Постройка на песке не прочно стоит. Вывод: в жизни русских людей был порядок, определенный ритм, гармония, красота. Умный, сильный наш народ Свою землю бережет. А преданья старины Забывать мы не должны. Слава русской старине! Слава нашей стороне! Чтение, русский язык. Умели наши предки пахать да косить, дома – терема рубить, умели и холсты ткать, узорами их вышивать. А вот грамоты наши предки не ведали, не умели книги  читать,  да  письма  писать.  И  явились  на  Русь  два  просветителя,  братья мудрые   Кирилл   с   Мифодием.   Жили   они   на   границе   государства   Византии   и славянских земель в городе Солуни. Дома говорили на славянском языке, а в школе   обучение   шло   только   на   греческом.   Младший   брат   Кирилл   мечтал написать книги, понятные славянам. Прошли годы. Братья выучились. Много работал Кирилл. Наконец азбука была готова. Придумать – это полдела. А вот перевести книги с греческого на славянский, научить читать! Это событие произошло в 863 году. (Звучит музыкальное сопровождение – колокольный звон). Выходят 3 ученика. По широкой Руси – нашей матушке Колокольный звон разливается. Ныне братья святые Кирилл и Мифодий За труды свои прославляются. Вспоминают Кирилла с Мифодием, Братьев славных равноапостольных В Белоруссии, Македонии, в Польше, Чехии и Словакии. Хвалят братьев премудрых в Болгарии, В Украине, Хорватии, Сербии. Все народы, что пишут кириллицей, Что зовутся издревле славянскими, Славят подвиг первоучителей, Христианских своих просветителей. ­   Посмотрите   на   древнюю   азбуку.   Буквы   отличаются   написанием   и названием. Соедините буквы и их название. А   В   Г   Д  М   Л Веди  Добро  Аз  Глаголь  Люди  Мыслите Выходит ребенок с буквой Г на груди. Здравствуйте, дети! Я буква «Глаголь». А знаете что эта буква означает? Глаголить   –   значит   говорить.   Но   прежде   чем   говорить,   нужно   хорошенько подумать. (Любимые странички – стр. 23 – 24 р­з «Болтуны» ­ радиотеатр) Вывод:   «Молвить   –   не   воротить,   и   дорого   бы   дал   за   словечко,   да   не (стр. 70 «Добрая лошадь») выкупишь». Добро. Добрый день, дети! Меня зовут «Добро». Добрым быть совсем не просто Не зависит доброта от роста, Не зависит доброта от цвета, Доброта не пряник, не конфета. Только нужно очень добрым быть, Чтоб в беде друг друга не забыть. И народы будут жить дружней, Если будем мы с тобой добрей. Вывод: Доброта приносит людям радость. Люди, Люди, вы в ладу живите, Ласку и любовь несите. Лучистое солнце не делим на части, И вечную землю нельзя разделить; Но искорку счастья Ты можешь, ты должен, Ты в силах друзьям подарить. Вывод: Буква к букве – будет слово Слово к слову – речь готова. И напевна и стройна, Музыкой звучит она. Так восславим буквы эти! И пусть они приходят к детям, И пусть будет знаменит Наш славянский алфавит! Современные   буквы   изменились.   Стали   проще   называться,   их   стало меньше. Посмотрите на алфавит, выберите симметричные буквы. (Е, Ф, Х, Ж, Н, В, О, Э, Ш, П, С, К, М) Составьте слова из симметричных букв. Сосна, как, око, окно, совок, сено, кон, поп. Проведите в словах вертикальную ось симметрии: Топот, комок, шалаш, поп. Проведите в словах горизонтальную ось симметрии: Кон, око, совок, сон, нос. Итог и вывод урока: Симметрия   многолика.   Она   связана   с   упорядоченностью   и уравновешенностью,   пропорциональностью,   соразмерностью   частей,   красотой, гармонией, с целесообразностью. Вот настал момент прощанья, Будет краткой наша речь. Говорим мы: «До свиданья, До счастливых, новых встреч».           Его проводили три учителя. Учитель начальных классов ВКК Шурова  Людмила Симоновна, учитель ИЗО 2 КК Набродова Валентина Михайловна,  учитель музыки ВКК Бычков Петр Ильич.          Урок охватил предметы: математику, ИЗО, музыку, чтение, письмо, кружок  «Введение в народоведение. Родная земля»           По­особому взглянули на окружающий мир младшие школьники. Для  человека стремление  к красоте воплотилось в симметричности его творений.  В симметрии отражена неповторимость и особая, присущая отдельному предмету гармония, высшая целесообразность существования, содержащаяся во всем, что  нас окружает. Симметрия   –   важная   составляющая   красоты.   Симметричное   тело   – здоровое, красивое тело. Нарушение симметрии – результат неправильной осанки, походки, посадки. Скелет человека симметричен и прочен. Но мы сами нарушаем правильную симметричную форму скелета: Сутулимся, долго стоим на одном месте, сидим сгибаясь, сутулясь, носим тяжести в одной руке и.т.д. Следите   за   осанкой!   Ровный   позвоночник   –   залог   здоровья   всех внутренних органов. Сядьте ровно, расслабьте мышцы лица, смотрите на меня. Какие у вас красивые, симметричные лица! Иногда вы кричите, корчите рожи. Симметрия нарушается и ваши красивые лица превращается в некрасивые маски. Следите за своим лицом! Рефлексия: Понравился ли вам урок? Испытывали ли вы затруднения? Что помогло справиться? Почувствовали ли вы себя настоящими исследователями? Что же означает слово «симметрия»? Почему мы назвали симметрией целую страну и даже мир? Перечислите мир симметрии. Надеюсь вы разобрались в том, какую роль в нашей играет симметрия? Выводы  дети научились распознавать симметричные фигуры среди других  находить ось симметрии у фигур и творениях рук человеческих  использовать законы симметрии  при изготовлении поделок и  рисунков  познакомились с миром симметрии в быту, технике, искусстве,  музыке, в окружающем нас мире, архитектуре, кристаллах, в  рукотворном мире.

Мастер- класс "Путешествие в мир симметрии" 1 класс

Мастер- класс "Путешествие в мир симметрии" 1 класс

Мастер- класс "Путешествие в мир симметрии" 1 класс

Мастер- класс "Путешествие в мир симметрии" 1 класс

Мастер- класс "Путешествие в мир симметрии" 1 класс

Мастер- класс "Путешествие в мир симметрии" 1 класс

Мастер- класс "Путешествие в мир симметрии" 1 класс

Мастер- класс "Путешествие в мир симметрии" 1 класс

Мастер- класс "Путешествие в мир симметрии" 1 класс

Мастер- класс "Путешествие в мир симметрии" 1 класс

Мастер- класс "Путешествие в мир симметрии" 1 класс

Мастер- класс "Путешествие в мир симметрии" 1 класс

Мастер- класс "Путешествие в мир симметрии" 1 класс

Мастер- класс "Путешествие в мир симметрии" 1 класс

Мастер- класс "Путешествие в мир симметрии" 1 класс

Мастер- класс "Путешествие в мир симметрии" 1 класс
Скачать файл