Мастер–класс «Роль моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста»
Оценка 4.9

Мастер–класс «Роль моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста»

Оценка 4.9
Мероприятия +1
docx
родителям
Детсад
04.08.2018
Мастер–класс «Роль моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста»
Цель: 1.Реализация практических аспектов моделирования связной речи у детей дошкольного возраста. 2. Оказание информационной и методической поддержки воспитателям дошкольных образовательных учреждений. 3. Обобщение, распространение практических рекомендаций по данной проблеме. Методическое оснащение: Материалы для проведения практикума: карточки с символами, чистые карточки, маркеры, напечатанный текст рассказа «Четыре желания» по абзацам, дидактический материал. Методы: Рассказ, беседа, демонстрация готовых работ, показ приемов работы, самостоятельная работа педагогов.
734144.docx
МА ДОУ ЦРР д/с №23  Мастер – класс  «Роль моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного   возраста»                                                                                                                            Воспитатель: Аникович Наталья Николаевна Цель: 1.Реализация практических аспектов моделирования связной речи у детей        дошкольного возраста. 2. Оказание информационной и методической поддержки воспитателям        дошкольных образовательных учреждений. 3. Обобщение, распространение практических рекомендаций по данной      проблеме. Методическое оснащение: Материалы   для   проведения   практикума:   карточки   с   символами,   чистые карточки,   маркеры,   напечатанный   текст   рассказа   «Четыре   желания»   по абзацам, дидактический материал. Методы: Рассказ,   беседа,   демонстрация   готовых   работ,   показ   приемов   работы, самостоятельная работа педагогов.                                                         План проведения: I.  Актуальность. Постановка проблемы. II. Основные элементы опыта. III. Практикум. Практические занятия путем обучения основным приемам       моделирования. 1. Составление рассказа с использованием моделей  по теме «Вода». 2. Заучивание стихотворения «Весна» по схеме. 3. Составление   графического   плана   рассказа   «Четыре   желания»   по К.Ушинскому. Пересказ текста.       IV. Рефлексия. I.Актуальность.    Тема моего мастер – класса «Роль моделирования в развитии связной речи детей     старшего   дошкольного   возраста».   Над   этой   темой   я   работаю   на протяжении   двух   лет   и   сегодня   я   хочу   поделиться   с   вами   некоторым   опытом работы в этой области. В 2015 учебном году я приняла группу детей старшего дошкольного возраста. Общаясь с детьми, наблюдая за ними в начале учебного года, проанализировав результаты диагностики по развитию речи, я сделала вывод, что труднее всего дети   осваивают   связную   речь.   Испытывают   трудности   при   выполнении следующих заданий: ­   при   описании   предмета   или   объекта,   выделении   его   главных   свойств   и признаков; ­ при самостоятельном пересказе текста;    ­не могут удерживать в памяти эту последовательность; ­ четко и последовательно изложить мысль; ­ выучить наизусть стихотворение. Одним из успешных и эффективных средств, способных помочь решить проблемы развития связной речи дошкольников может быть использование схем и моделей. Какие же результаты я отметила к концу года.  у детей появилось желание пересказывать тексты;  словарный запас вышел на более высокий уровень;   появился интерес к заучиванию стихов;  дети преодолели робость, застенчивость.  увеличился круг знаний об окружающем мире; II.Основные элементы опыта. В нашем детском саду работа в этом направлении ведется во всех группах. В младших   группах   дети   рассказывают   сказки,   составляют   рассказы   с   помощью воспитателя, в средней группе составляют описательные рассказы. В старшем дошкольном возрасте работа по использованию схем и моделей ведется во всех видах деятельности. Какова же последовательность работы со схемами.  времени    Введение   элементов   символов   (формы,   величины,   людей,   животных,  года, деревьев, действий). Часто употребляемые предметы, образы должны   обозначаться   одним   и   тем   же   символом,   действия   стрелками, показывающими    направление. Мы должны развить умение видеть главное, т.е. уметь   свертывать понятия. Привыкание к символам (использование опорных схем во всех видах     Сочетание символов, чтение их цепочки.  Самостоятельный поиск детьми изображений, символизирующих какое –                   деятельности ).               либо  качество.   Творческое создание детьми опорных схем. III. Практикум. 1. Сегодня я предлагаю вам составить рассказ  по ознакомлению с окружающим        миром по теме «Вода», опираясь на модель.   2. Заучить стихотворение «Весна» по схеме.   3. Составить графический план рассказа «Четыре желания» (по К.Ушинскому),          рекомендуемый для подготовительной группы и пересказать его. 1.Сначала обязательно нужно поставить проблемный вопрос. Например: ­ Кому нужна вода? ­Для чего нужна вода? Что еще должны знать дети по этой теме? Итак,   получился   своеобразный   план   рассказа   по   этой   теме   в   виде   моделей. Модели   в   отличие   от   схем,   это   изображение   предметов,   приближенных   к действительности. Можно дополнить сведения о воде, провести опыты и рассказать о свойствах воды.  Попробуем рассказать. 2.Выучим стихотворение «Весна» с опорой на схемы.  Послушайте его. О чем это стихотворение? Что значит отшумела злая вьюга? Теперь я еще раз буду читать стихотворение, а вы выбирать нужную схему и располагать их по порядку. Теперь попробуем запомнить этот стих по четверостишью. Кто запомнил? Рассказываем с выражением. 3.Перейдем к творческому созданию опорных схем рассказа «Четыре желания». Послушайте текст. Составим схему первого абзаца совместно. Теперь разделимся на три группы. Используйте символы, данные вам, включая самостоятельный   поиск   изображений.   Не   забывайте   о   знаках   восхищения. Должно быть не более 6 карточек. Предлагаю   для   сравнения   графический   схемы,   разработанные   авторским коллективом центра педагогического образования г.Москвы. IV. Рефлексия. 1.Что взял(а) полезного? 2.Я научился(лась) … 3.Трудности испытывал(а) в… 4.Самым важным для меня было… Вопросы к педагогу. I.Актуальность.    Речь – величайшее богатство, данное человеку. И ее, как и любое богатство, можно     либо приумножить, либо незаметно растерять. Наша задача – развивать речь   ребенка, передать каждому из них любовь к слову. В   старшем   дошкольном   возрасте   речь   детей   интенсивно   развивается.   Она служит   им   источником   знаний   об   окружающем   мире,   средством   общения   с окружающими.   В   связи   с   этим   большое   значение   приобретает   умение пользоваться связной речью.       В 2009 учебном году я приняла группу детей старшего дошкольного возраста. Общаясь с детьми, наблюдая за ними в начале учебного года, проанализировав результаты диагностики по развитию речи, я сделала вывод, что труднее всего дети   осваивают   связную   речь.   Испытывают   трудности   при   выполнении следующих заданий: ­ определить главные свойства и признаки предмета; ­ удерживать в памяти эту последовательность; ­ четко и последовательно изложить мысль; ­ самостоятельно пересказать текст; ­ выучить наизусть стихотворение. Одним из успешных и эффективных средств, способных помочь решить проблемы развития речевой активности дошкольников может быть использование схем и моделей. Именно схемы и модели являются прекрасным подспорьем в развитии мыслительных   операций,   психических   процессов.   Также   я   убедилась,   что использование   схем   и   моделей   ведет   к   созданию   стойкого   интереса   у дошкольников к занятиям по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, экологии, опытнической деятельности. Развивает речь всех детей, независимо от их жизненного и речевого опыта.         заучивают   стихотворения.   В   средней   группе   количество   символов II.Основные элементы опыта.    1.В нашем детском саду работа по моделированию ведется уже пятый год в         каждой  возрастной группе. В младших группах дети знакомятся с символикой и          по   предложенному образцу составляют рассказы, рассказывают сказки,      увеличивается         и детям уже предлагаются схемы описательных рассказов. В старшей и       подготовительных  группах моделирование используется при: 1. 2. 3. 4. Составлении описательных рассказов. Пересказе текста. Сочинении сказок. Заучивании стихов. 5. Составлении рассказов об окружающей действительности. Особая роль в  формировании связной речи старших дошкольников принадлежит пересказу,   т.к.   именно   на   пересказе   основывается   обучение   в   школе.   А использование знаковой символики при пересказе облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов.   2.  Из каких этапов состоит работа по использованию схем при пересказе? 1 этап: рассматривание схем и разбор того, что на них изображено. 2 этап: преобразование из абстрактных символов в образы. 3 этап: пересказ текста. В младших группах с помощью воспитателя, в старших – самостоятельно.  3.Какова же последовательность работы со схемами.  времени                    деятельности ).               либо  качество.    Сочетание символов, чтение их цепочки.  Самостоятельный поиск детьми изображений, символизирующих какое –    Творческое создание детьми опорных схем. Введение   элементов   символов   (формы,   величины,   людей,   животных,  года, деревьев, действий).  Привыкание к символам (использование опорных схем во всех видах    III. Практикум.   тем   же   символом,   действия   стрелками,   показывающими   направление.   Мы     Сегодня   я   предлагаю   вам   составить   графический   план   рассказа   «Четыре желания»     (по К.Ушинскому), рекомендуемый для подготовительной группы и пересказать      его по составленному плану.   ­Что мы должны сделать в первую очередь?  (познакомиться с символами). Они     перед   вами.   Часто   употребляемые   предметы,   образы   должны   обозначаться одним и      должны      научить детей умению видеть самое главное, т.е. уметь «свертывать» понятия.   ­Дальше что мы должны сделать?   Составим рассказ  по ознакомлению с окружающим миром по теме «Вода»      опираясь на модель.  Рассказ по экологии о первых признаках весны, опираясь на модель и народному  названию  месяца март.  ­Теперь перейдем к творческому созданию опорных схем рассказа «Четыре       желания».   Для   этого   разделимся   на   четыре   группы.   Каждая   группа   будет работать      с  одним абзацем. Используйте символы, данные вам, включая самостоятельный   поиск изображений. Не забывайте о знаках восхищения. Должно быть не более 6     карточек. Приглашается   первая   группа.   Попробуйте   рассказать   первую   часть   текста. (рассказывают  все группы) Предлагаю   для   сравнения   графический   схемы,   разработанные   авторским коллективом центра педагогического образования г.Москвы. IV. Рефлексия. 1.Что взял(а) полезного? 2.Я научился(лась) … 3.Трудности испытывал(а) в… 4.Самым важным для меня было… Вопросы к педагогу.              Весна Отшумела злая вьюга, Стала ночь короче дня, Теплый ветер дует с юга,  Капли падают звеня. Солнце, землю нагревая, Гонит с нашей горки лед. Тает баба снеговая И ручьями слезы льет. 1.Что взял(а) полезного? 2.Я научился(лась) … 3.Трудности испытывал(а) в… 4.Самым важным для меня было…

Мастер–класс «Роль моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста»

Мастер–класс «Роль моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста»

Мастер–класс «Роль моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста»

Мастер–класс «Роль моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста»

Мастер–класс «Роль моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста»

Мастер–класс «Роль моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста»

Мастер–класс «Роль моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста»

Мастер–класс «Роль моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста»

Мастер–класс «Роль моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста»

Мастер–класс «Роль моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста»

Мастер–класс «Роль моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста»

Мастер–класс «Роль моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста»

Мастер–класс «Роль моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста»

Мастер–класс «Роль моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.08.2018