Мастер–класс «Роль моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста»
Оценка 4.9
Мероприятия +1
docx
родителям
Детсад
04.08.2018
Цель:
1.Реализация практических аспектов моделирования связной речи у детей
дошкольного возраста.
2. Оказание информационной и методической поддержки воспитателям
дошкольных образовательных учреждений.
3. Обобщение, распространение практических рекомендаций по данной
проблеме.
Методическое оснащение:
Материалы для проведения практикума: карточки с символами, чистые карточки, маркеры, напечатанный текст рассказа «Четыре желания» по абзацам, дидактический материал.
Методы:
Рассказ, беседа, демонстрация готовых работ, показ приемов работы, самостоятельная работа педагогов.
734144.docx
МА ДОУ ЦРР д/с №23
Мастер – класс
«Роль моделирования в развитии связной речи детей старшего
дошкольного возраста»
Воспитатель:
Аникович Наталья Николаевна Цель:
1.Реализация практических аспектов моделирования связной речи у детей
дошкольного возраста.
2. Оказание информационной и методической поддержки воспитателям
дошкольных образовательных учреждений.
3. Обобщение, распространение практических рекомендаций по данной
проблеме.
Методическое оснащение:
Материалы для проведения практикума: карточки с символами, чистые
карточки, маркеры, напечатанный текст рассказа «Четыре желания» по
абзацам, дидактический материал.
Методы:
Рассказ, беседа, демонстрация готовых работ, показ приемов работы,
самостоятельная работа педагогов.
План проведения:
I. Актуальность. Постановка проблемы.
II. Основные элементы опыта.
III. Практикум. Практические занятия путем обучения основным приемам
моделирования.
1. Составление рассказа с использованием моделей по теме «Вода».
2. Заучивание стихотворения «Весна» по схеме.
3. Составление графического плана рассказа «Четыре желания» по
К.Ушинскому. Пересказ текста.
IV. Рефлексия. I.Актуальность.
Тема моего мастер – класса «Роль моделирования в развитии связной речи
детей
старшего дошкольного возраста». Над этой темой я работаю на
протяжении двух лет и сегодня я хочу поделиться с вами некоторым опытом
работы в этой области.
В 2015 учебном году я приняла группу детей старшего дошкольного возраста.
Общаясь с детьми, наблюдая за ними в начале учебного года, проанализировав
результаты диагностики по развитию речи, я сделала вывод, что труднее всего
дети осваивают связную речь. Испытывают трудности при выполнении
следующих заданий:
при описании предмета или объекта, выделении его главных свойств и
признаков;
при самостоятельном пересказе текста;
не могут удерживать в памяти эту последовательность;
четко и последовательно изложить мысль;
выучить наизусть стихотворение.
Одним из успешных и эффективных средств, способных помочь решить проблемы
развития связной речи дошкольников может быть использование схем и моделей.
Какие же результаты я отметила к концу года.
у детей появилось желание пересказывать тексты;
словарный запас вышел на более высокий уровень;
появился интерес к заучиванию стихов;
дети преодолели робость, застенчивость.
увеличился круг знаний об окружающем мире;
II.Основные элементы опыта.
В нашем детском саду работа в этом направлении ведется во всех группах. В
младших группах дети рассказывают сказки, составляют рассказы с помощью
воспитателя, в средней группе составляют описательные рассказы. В старшем
дошкольном возрасте работа по использованию схем и моделей ведется во всех
видах деятельности.
Какова же последовательность работы со схемами.
времени
Введение элементов символов (формы, величины, людей, животных,
года, деревьев, действий). Часто употребляемые предметы, образы должны
обозначаться одним и тем же символом, действия стрелками,
показывающими
направление. Мы должны развить умение видеть главное, т.е. уметь
свертывать понятия. Привыкание к символам (использование опорных схем во всех видах
Сочетание символов, чтение их цепочки.
Самостоятельный поиск детьми изображений, символизирующих какое –
деятельности ).
либо качество.
Творческое создание детьми опорных схем.
III. Практикум.
1. Сегодня я предлагаю вам составить рассказ по ознакомлению с окружающим
миром по теме «Вода», опираясь на модель.
2. Заучить стихотворение «Весна» по схеме.
3. Составить графический план рассказа «Четыре желания» (по К.Ушинскому),
рекомендуемый для подготовительной группы и пересказать его.
1.Сначала обязательно нужно поставить проблемный вопрос. Например:
Кому нужна вода?
Для чего нужна вода?
Что еще должны знать дети по этой теме?
Итак, получился своеобразный план рассказа по этой теме в виде моделей.
Модели в отличие от схем, это изображение предметов, приближенных к
действительности.
Можно дополнить сведения о воде, провести опыты и рассказать о свойствах
воды.
Попробуем рассказать.
2.Выучим стихотворение «Весна» с опорой на схемы.
Послушайте его. О чем это стихотворение? Что значит отшумела злая вьюга?
Теперь я еще раз буду читать стихотворение, а вы выбирать нужную схему и
располагать их по порядку.
Теперь попробуем запомнить этот стих по четверостишью. Кто запомнил?
Рассказываем с выражением.
3.Перейдем к творческому созданию опорных схем рассказа «Четыре желания».
Послушайте текст.
Составим схему первого абзаца совместно.
Теперь разделимся на три группы. Используйте символы, данные вам, включая
самостоятельный поиск изображений. Не забывайте о знаках восхищения.
Должно быть не более 6 карточек.
Предлагаю для сравнения графический схемы, разработанные авторским
коллективом центра педагогического образования г.Москвы.
IV. Рефлексия. 1.Что взял(а) полезного?
2.Я научился(лась) …
3.Трудности испытывал(а) в…
4.Самым важным для меня было…
Вопросы к педагогу.
I.Актуальность.
Речь – величайшее богатство, данное человеку. И ее, как и любое богатство,
можно
либо приумножить, либо незаметно растерять. Наша задача – развивать речь
ребенка, передать каждому из них любовь к слову.
В старшем дошкольном возрасте речь детей интенсивно развивается. Она
служит им источником знаний об окружающем мире, средством общения с
окружающими. В связи с этим большое значение приобретает умение
пользоваться связной речью.
В 2009 учебном году я приняла группу детей старшего дошкольного возраста.
Общаясь с детьми, наблюдая за ними в начале учебного года, проанализировав
результаты диагностики по развитию речи, я сделала вывод, что труднее всего
дети осваивают связную речь. Испытывают трудности при выполнении
следующих заданий:
определить главные свойства и признаки предмета;
удерживать в памяти эту последовательность;
четко и последовательно изложить мысль;
самостоятельно пересказать текст;
выучить наизусть стихотворение.
Одним из успешных и эффективных средств, способных помочь решить проблемы
развития речевой активности дошкольников может быть использование схем и
моделей. Именно схемы и модели являются прекрасным подспорьем в развитии
мыслительных операций, психических процессов. Также я убедилась, что
использование схем и моделей ведет к созданию стойкого интереса у
дошкольников к занятиям по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром,
экологии, опытнической деятельности. Развивает речь всех детей, независимо от
их жизненного и речевого опыта.
заучивают стихотворения. В средней группе количество символов
II.Основные элементы опыта.
1.В нашем детском саду работа по моделированию ведется уже пятый год в
каждой возрастной группе. В младших группах дети знакомятся с символикой
и
по предложенному образцу составляют рассказы, рассказывают сказки,
увеличивается
и детям уже предлагаются схемы описательных рассказов. В старшей и
подготовительных группах моделирование используется при:
1.
2.
3.
4.
Составлении описательных рассказов.
Пересказе текста.
Сочинении сказок.
Заучивании стихов. 5.
Составлении рассказов об окружающей действительности.
Особая роль в формировании связной речи старших дошкольников принадлежит
пересказу, т.к. именно на пересказе основывается обучение в школе. А
использование знаковой символики при пересказе облегчает и ускоряет процесс
запоминания и усвоения текстов.
2. Из каких этапов состоит работа по использованию схем при пересказе?
1 этап: рассматривание схем и разбор того, что на них изображено.
2 этап: преобразование из абстрактных символов в образы.
3 этап: пересказ текста. В младших группах с помощью воспитателя, в старших –
самостоятельно.
3.Какова же последовательность работы со схемами.
времени
деятельности ).
либо качество.
Сочетание символов, чтение их цепочки.
Самостоятельный поиск детьми изображений, символизирующих какое –
Творческое создание детьми опорных схем.
Введение элементов символов (формы, величины, людей, животных,
года, деревьев, действий).
Привыкание к символам (использование опорных схем во всех видах
III. Практикум.
тем же символом, действия стрелками, показывающими направление. Мы
Сегодня я предлагаю вам составить графический план рассказа «Четыре
желания»
(по К.Ушинскому), рекомендуемый для подготовительной группы и пересказать
его по составленному плану.
Что мы должны сделать в первую очередь? (познакомиться с символами). Они
перед вами. Часто употребляемые предметы, образы должны обозначаться
одним и
должны
научить детей умению видеть самое главное, т.е. уметь «свертывать» понятия.
Дальше что мы должны сделать?
Составим рассказ по ознакомлению с окружающим миром по теме «Вода»
опираясь на модель.
Рассказ по экологии о первых признаках весны, опираясь на модель и народному
названию месяца март.
Теперь перейдем к творческому созданию опорных схем рассказа «Четыре
желания». Для этого разделимся на четыре группы. Каждая группа будет
работать
с одним абзацем. Используйте символы, данные вам, включая самостоятельный
поиск изображений. Не забывайте о знаках восхищения. Должно быть не более
6
карточек. Приглашается первая группа. Попробуйте рассказать первую часть текста.
(рассказывают все группы)
Предлагаю для сравнения графический схемы, разработанные авторским
коллективом центра педагогического образования г.Москвы.
IV. Рефлексия.
1.Что взял(а) полезного?
2.Я научился(лась) …
3.Трудности испытывал(а) в…
4.Самым важным для меня было…
Вопросы к педагогу.
Весна
Отшумела злая вьюга,
Стала ночь короче дня,
Теплый ветер дует с юга,
Капли падают звеня.
Солнце, землю нагревая,
Гонит с нашей горки лед.
Тает баба снеговая
И ручьями слезы льет.
1.Что взял(а) полезного?
2.Я научился(лась) …
3.Трудности испытывал(а) в…
4.Самым важным для меня было…
Мастер–класс «Роль моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста»
Мастер–класс «Роль моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста»
Мастер–класс «Роль моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста»
Мастер–класс «Роль моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста»
Мастер–класс «Роль моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста»
Мастер–класс «Роль моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста»
Мастер–класс «Роль моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.