С прагматической точки зрения лоскутное шитье является довольно бессмысленным занятием. Зачем собирать из кусочков то, что можно сшить из целой ткани? Смысл этой затеи в том, что в результате игры с кусочками и обрезками тканей, соединенной между собой, возникают уникальные в своем роде полотна и композиции, каких никогда не было прежде.
мастер класс.docx
Государственное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение Школа 763
Мастер класс
Декоративноприкладное творчество.
Тема: «Технология составления композиции из ткани»
Учитель технологии
Ширяева Анна Юрьевна Москва 2017г.
План – конспект мастер – класса
по декоративно – прикладному творчеству.
Цель: расширить творческие и профессиональные возможности, познакомить с
методом составления композиции из ткани.
Задачи:
Обучающая: Освоить технологию изготовления элементов композиции.
Развивающие:
Развивать образное мышление и творческую активность.
Развивать художественный и творческий вкус.
1.
2.
3. Повышать общекультурный уровень.
Воспитательные: Воспитывать чувство любви к прекрасному.
Используемые материалы и приспособления:
Куски ткани, шаблоны, ножницы, нитки, иглы, проволока, материал для придания
объема, пуговицы или бусины для декорирования.
План проведения:
1. Организация начала занятий.
2.
Лоскутное шитье как игра.
3. Использование цвета и фактуры материалов.
4. Практическая часть.
5. Подведение итогов мастер – класса.
Мастер – класс
Технология изготовления композиции из ткани. 1. Организация начала занятия.
Знакомство со слушателями. Сообщение темы и целей занятия. Подготовка
готовности к занятию.
2. Лоскутное шитье как игра.
С прагматической точки зрения лоскутное шитье является довольно
бессмысленным занятием. Зачем собирать из кусочков то, что можно сшить из
целой ткани? Смысл этой затеи в том, что в результате игры с кусочками и
обрезками тканей, соединенной между собой, возникают уникальные в своем
роде полотна и композиции, каких никогда не было прежде.
Еще в XVIII в. Иммануил Кант и Фридрих Шиллер обратили внимание на
сходство между игрой и художественной деятельностью: в обоих случаях
проявляется человеческая свобода.
Если результат каких – нибудь усилий в точности известен наперед, то
здесь нет игры как таковой. Она существует только тогда, когда есть риск. И
такой риск всегда присутствует в лоскутном шитье. Вариативность работы с
лоскутами придает игре творческий, свободный дух, без которого она могла бы
стать рутиной, как на конвейерном производстве.
Шитье из мелких остатков тканей (лоскутов) – существует издревле у
многих народов мира. Эта традиция достаточно глубока и свидетельствует не
только о бережливости, но и об эстетических пристрастиях людей. Недаром
костюмы и предметы быта многих народов мира включают в себя украшения из
лент, лоскутов, полосок и т.д. Еще в «Домострое», своде правил и законов
жизни Руси XVI века, содержалось поучение, «как всякое платье кроить и
остатки и обрезки хранить». «Все надо самой давать при себе кроить, и все
остатки и обрезки – камчатные, и тафтяные, и дорогие, и дешевые, и золотное, и
шелковое, и белое, и крашеное, и пух, и оторочки, и выпоротки, и новое, и ветхое, что бы все было прибрано: мелкое в мешочки, а остатки скручены и
связаны и все разобрано, сосчитано и спрятано. А потребуется починить, что из
ветхого или в новом чего не доставало, все есть в запасе, и на рынке того не
сыщешь. Даст бог – в добром хозяйстве, у умной хозяйки все дома найдется.» К
сожалению или счастью таких обрезков у современной женщины становится все
меньше.
В наше время мастерицы используют для занятия рукоделием в основном
новые ткани. Лоскутные одеяла в городских спальнях – не признак бедности, а
напротив, свидетельство достатка, оригинальный способ сделать свой интерьер
более уютным и теплым. Лоскутное шитье может быть и хобби и профессией.
3. Использование цвета и фактуры материалов.
Как известно, ткани классифицируются по разным признакам. Так, исходя
из состава волокон они делятся на натуральные(льняные, шелковые,
хлопчатобумажные), искусственные и смесовые. Самые популярные ткани –
хлопчатобумажные. Многие мастерицы используют их в качестве основы любого
произведения. Эти ткани идеально подходят для лоскутного шитья. Существует
лишь одна опасность – это линька и усадка.
Для достижения эффекта праздничности, нарядности выбирают вискозу,
искусственный шелк, смесовые ткани, синтетику. Изделия, сшитые из них,
меньше мнутся, их не надо подкрахмаливать, а иногда и гладить.
Выбор и комбинации цвета – осознанное действие любого художника
лоскутного шитья. Сегодня хорошо известны законы гармонии цвета,
положенные в основу цветового круга, которые помогают находить
необходимые сочетания. Следует напомнить, что существуют три
основных(чистых) цвета: красный, синий и желтый, смешение которых дает все
основные цвета. Дополнительные цвета расположены в цветовом круге друг
против друга. Добавляя в любой чистый цвет ахроматические краски(черную
или белую), модно получить монохромную шкалу светлых и темных тонов и
полутонов. Воздействие цвета зависит прежде всего от его насыщенности и размера
цветового пятна. Так, например, желтый цвет – самый светлый в спектральном круге.
Дополнительный для него фиолетовый является самым темным, соответственно при
их сочетании для достижения гармонии фиолетовый должен занять более большую
площадь. По изысканием известного педагога Иоганнна Иттена, это соотношение
определяется как 1:4. Синий и оранжевый гармонично сочетаются в соотношении 3:2.
Теплые цвета стремятся вырваться вперед, холодные как бы отступают. Восприятие
цвета – теплым мы его видим или холодным, светлым или темным – зависит от
соседствующего цвета.
Цвет – решающий фактор в создании текстильной композиции.
4. Практическая часть.
Основной элемент композиции – розаны. Розаны собирают из круглых или
квадратных лоскутов. По большей окружности швом вперед иголку делают
наметку, которую потом стягивают. При этом получается воздушный цветок из
ткани, который в русском шитье называют розаном, а в зарубежной практике его
название звучит как «йойо». Несколько розанов одинакового или разного
диаметра накладывают друг на друга и прошивают в центре, получая довольно
высокую фактурную поверхность. Инструкционная карта.
Составление композиции из ткани.
№п/п
Технология выполнения
фотографии
1.
Вырежьте круги согласно
шаблону или
произвольного диаметра
2.
По большей окружности
швом вперед иголку
сделайте наметку и
стяните нить.
3.
Получился один элемент
цветка
4.
5.
Несколько розанов
наложите друг на друга,
прошейте насквозь и
украсьте пуговицей или
бусиной.
Для стебля сшейте
полоску как поясок,
вставьте внутрь гнущуюся
трубку и произвольно
пришейте розаны. 6.
Сделав несколько таких
стеблей с розанами можно
составить композицию по
своему вкусу.
5. Подведение итогов.
Составление данной композиции или отдельных ее элементов может
применяться как на уроках технологии, так и на дополнительных занятиях по
декоративно – прикладному творчеству. Элементарные представления о фактуре
ткани и о цветовом круге дадут неограниченные возможности ученикам в
составлении собственных композиций. Например, розаны можно применять как
отдельный элемент в украшении одежды, изготовления броши, заколки или декора
для ободка.
Список используемой литературы.
1. Ю.Б. Иванова. Игра в лоскуты Веры Щербаковой. Изд. «Культура и
традиции». Москва.2007г.
2. Т.А.Иванова. лоскутное шитье. Изд. «Паритет». СПб.2004г.
Мастер-класс. Составление композиции из ткани.
Мастер-класс. Составление композиции из ткани.
Мастер-класс. Составление композиции из ткани.
Мастер-класс. Составление композиции из ткани.
Мастер-класс. Составление композиции из ткани.
Мастер-класс. Составление композиции из ткани.
Мастер-класс. Составление композиции из ткани.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.