Мастер-класс «Создание способов решения проблем творческого и поискового характера».
Оценка 4.6

Мастер-класс «Создание способов решения проблем творческого и поискового характера».

Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
психологическая работа +1
3 кл—4 кл
06.07.2017
Мастер-класс «Создание способов решения проблем  творческого и поискового характера».
Перова Д.Ю. Способы -Текстовое сопровождение.docx
Перова Д.Ю.  Мастер­класс «Создание способов решения проблем  творческого и поискового характера».  Добрый день, уважаемые коллеги!        Я рада вас видеть здесь, в нашей школе. Позвольте мне еще раз представиться. Меня зовут Перова Диана Юрьевна.         Сегодня мы с вами встретимся в рамках темы: «Создание способов решения проблем творческого и поискового характера». Создавать эти способы мы будем с использованием метода Многомерных матриц или, по­другому ­ Морфологического анализа на примере конструирования сказок.           Давайте   для   начала   определим   место   данной   темы   в   структуре   УУД.   Для   этого обратимся к слайду 1, на котором представлены виды УУД. Сегодня мы остановим свое внимание на одном из них – на познавательных УУД (слайд 2). Для успешного обучения в начальной школе должны быть сформированы следующие  познавательные универсальные учебные действия:   Общеучебные  Логические  Действия постановки и решения проблем.       Одно из важнейших познавательных универсальных действий — умение решать проблемы или задачи. Нас в данном случае интересуют действия  решения проблем творческого и поискового характера.             Усвоение   общего   приема   решения   задач   в   начальной   школе   базируется   на сформированности логических операций — умении анализировать объект, осуществлять сравнение,   выделять   общее   и   различное,   осуществлять   классификацию,   сериацию, логическую мультипликацию  (логическое умножение), устанавливать аналогии.  Решение задач выступает и как цель, и как средство обучения. Умение ставить и решать задачи является одним из основных показателей уровня развития учащихся, открывает им пути овладения новыми знаниями.        При обучении различным предметам используются задачи, которые принято называть учебными. С их помощью формируются предметные знания, умения, навыки. Особенно широко применяются задачи в математике, физике, химии, географии.  1 Как в «Перспективке»?      Как в системе учебников «Перспектива», так и в системе учебников «Школа России» организуется   системное   освоение   учащимися   общего   способа   решения   проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной самоорганизации. В соответствии с общим подходом, принятым в курсе, учащиеся вначале под руководством учителя   приобретают   первичный   опыт   рефлексивной   самоорганизации,   затем   поэтапно учатся   выполнять   отдельные   универсальные   учебные   действия,   входящие   в   структуру рефлексивного метода, а после этого осваивают  и саму эту структуру. А именно, они усваивают, что если встречается задача, способ решения которой неизвестен, то вначале надо   попробовать   ее   выполнить   самостоятельно,   и   если   встретилось   затруднение, зафиксировать его, затем проанализировать ход решения, выявить причину затруднения, поставить   цель,   найти   способ   и   средства   достижения   цели,   реализовать   построенный проект, после этого проверить соответствие поставленной цели и полученного результата, свои   действия. и     проанализировать   и   оценить   в   завершение, Поскольку   творческие   способности   проявляются   в   стремлении   открыть   общую закономерность, лежащую в основе каждого отдельного решения (Д.Б. Богоявленская), то приобретение   детьми   опыта   построения   общего   способа   действий   и  освоение   метода рефлексивной самоорганизации создает условия для формирования у каждого ребенка способности   к   решению   проблем   творческого   и   поискового   характера.            Помимо этого, в системе учебников «Перспектива» разработана система заданий творческого   и   поискового   характера,   направленных   на   развитие   у   учащихся познавательных   УУД,   творческих   способностей   и   интеллектуальных   мыслительных операций. Во всех учебниках данного комплекса при изучении любой темы формулируются проблемные вопросы, учебные задачи или создаются проблемные ситуации.            Овладение методом рефлексивной самоорганизации вооружает их общим способом решения   проблем   творческого   и   поискового   характера.  Освоение   частных   приемов решения математических проблем творческого и поискового характера основывается на разработанной в курсе системе заданий, способ решения которых учащимся не известен, но при этом он находится в зоне их ближайшего развития. В ходе решения таких заданий учащиеся   приобретают   опыт   использования   таких  общенаучных   методов   решения исследовательских   проблем,   как   метод   перебора,   метод   проб   и   ошибок   и   др.          Помимо этого, в системе учебников  «Школа России»  разработана система заданий творческого   и   поискового   характера,   направленных   на   развитие   у   обучающихся познавательных   УУД,   творческих   способностей   и   интеллектуальных   мыслительных операций. Во всех учебниках данного комплекса при изучении любой темы формулируются проблемные   вопросы,   учебные   задачи   или   создаются   проблемные   ситуации.       С первого класса младшие школьники учатся не только наблюдать, сравнивать, выполнять классификацию объектов, рассуждать, проводить обобщения и др., но и 2 фиксировать   результаты   своих   наблюдений   и   действий   разными   способами (словесными, практическими, знаковыми, графическими). Всё это формирует умения решать   задачи   творческого   и   поискового   характера. Проблемы   творческого   и поискового   характера   решаются   также   при   работе   над   учебными   проектами   по математике,   русскому   языку,   литературному   чтению,   окружающему   миру, технологии, иностранным языкам, информатики, которые предусмотрены в каждом учебнике с 1 по 4 класс. Вы в своей жизни, вероятно, встречали человека, который поражал вас чрезвычайно развитым воображением, оригинальными и неожиданными суждениями, идеями, которые свойственны   высокоразвитому   интуитивному   мышлению.   Такого   человека   мы,   как правило, называем творческой личностью. А способность к генерированию новых идей есть все основания отнести к одному из важнейших признаков творческой личности. И в школе, и в высших и средних специальных учебных заведениях, к сожалению, развитию интуиции, способностей к генерированию новых идей уделяют недостаточное внимание. Педагоги в основном обращают внимание на логические методы решения задач, в том числе в процессе решения творческих задач. В   творческой   деятельности   взрослых   алгоритм   и   творчество   –   понятия противоположные,   взаимоисключающие.   Алгоритм   предполагает   четкую   заданность каждого   действия,   творчество,   напротив,   не   терпит   ограничений   и   жесткой регламентации. Но для успешной творческой деятельности будущему творцу важно и дисциплинирующее умение следовать алгоритму и способность к высокому, творческому полету мысли. Поэтому в процессе развития творческих способностей необходимо и то, и другое.   Особенно   интересны   методики,   способные   сочетать   эти   казалось   бы, несочетаемые способы умственных действий.   С одной такой методикой мы сегодня познакомимся. И не только познакомимся, но и   применим   её   на   практике.   Называется   она   ­  Метод   многомерных   матриц   или Морфологический   анализ  (морфорс­греч.   –   форма).   Данный   метод   относится   к частично   алгоритмированным  методам   мышления  (МПиО,   кстати,   тоже   к   ним относится). Автор этой методики – швейцарский астроном Ф. Цвикки, и родилась она в 1942 г. Опираясь на этот метод, он придумал множество изобретений.  Цели данного метода: 1. Решение сравнительно простых задач; 2. Анализ систем (из чего состоит, как реализована каждая часть… и т.д.) 3. Развитие управляемого воображения и фантазии; 4. Исправление   одного   из   недостатков   МПиО   (метод   проб   и   ошибок)   –   пропуск хорошего варианта решения. Сущность метода: 1. Точно и четко формулируется проблема; 2. В исследуемой системе выделяют важные и характерные для неё признаки. Это могут быть части, свойства, режимы, словом, те параметры системы, от которых зависит решение проблемы. 3 3. По каждому признаку составляют списки различных вариантов исполнения этих признаков.   Для   большей   наглядности   признаки   и   варианты   их   исполнения располагают в форме таблицы, которую называют Морфологическим ящиком. 4. В   определенном   порядке,   исключающем   пропуски,   перебирают   все   возможные сочетания вариантов исполнения признаков и одновременно производится оценка всех вариантов исполнения и выбор наилучшего решения. Морфологический анализ может быть использован для выбора вариантов оформления класса к Новому году, для выбора костюмов к карнавалу, для выбора планировок помещений или расстановки кадров. Прежде чем мы смогли применить этом метод в своей работе, давайте потренируемся применять   его   в   нашей   повседневной   жизни.   Все   мы,   здесь   присутствующие,   ­ женщины,  и все  мы носим  платья. Давайте  сконструируем себе нарядное платье  с помощью   этого   метода.   Давайте   обратимся   к  Таблице   1.  Слева,   вертикально, представлены     части   платья,   от   которых   зависит   внешний   вид   и   удобство   платья. Сверху, горизонтально, представлены варианты исполнения каждой части платья. Внимание! Наша задача: выбрать из таблицы по 1 варианту исполнения каждой части и из выбранных частей составить и нарисовать модель платья.  Работаем по парам: так больше вероятность, что в каждой паре окажется художник. Затем   представить на доске (прикрепить) все модели.  А   как   же   этот   метод   мы   можем   применить   непосредственно   в   своей профессиональной  деятельности?  Вариантов   его  применения  множество  –  это уже ваше творчество! Сейчас же мы попробуем применить его к созданию сказок. Сказка – это поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, обычно с участием волшебных сил. Как создать сказку с помощью Морфологического метода? 1) Строится   и   заполняется   детьми   морфологическая   таблица:   элементы   сказки­ варианты их исполнения. Строк и столбцов может быть сколько угодно. Обычно – 6­10 (волшебное число ­7).  2) Ребенку задают или он выбирает сам по 1 слову из каждой строки таблицы. Это герои и условия будущей сказки. Для большей таинственности можно составить нотацию таблицы по типу шахматной и предложить ребенку выбрать «код сказки», например, такой: 1Г – 2Г – 3В – 4Б – 5Б – 6Г – 7Г  Другой ребенок или другая группа детей могут выбрать другой код.  3) На основании этих условий ребенку предлагают сочинить свою сказку. Если   в   таблицу   помещать   известных   сказочных   героев,   то   получится   «салат»   из известных   сказок,   если   помещать   любые   объекты,   то   получится   «самостоятельная сказка». Сюжет сказки создается «по ходу дела». Например,   по   указанному   выше   коду   может   получиться   следующее:   «Красивая Царевна Несмеяна в дремучем лесу попала в руки к свирепому разбойнику, который сделал   Несмеяну   безобразной.   Её   выручил   мудрый   волшебник.   Он   дал   Несмеяне Машину Времени, на которой она умчалась в прошлое, стала опят красивой и больше никогда не ходила одна в дремучие леса». 4 Сюжеты детских сказок следует сохранять для последующего улучшения и показа родителям. Хорошая сказка в один прием не создается. Лучше, если сказка будет складываться коллективно. Через 2­3 года таблицы и сказки превратятся в гордость и достояние класса. Итак, приступим.  Обратимся к Таблице 2.  Слева, вертикально, обозначены  герои сказки (её элементы). А вверху, горизонтально – Варианты исполнения. Работаем по парам. Каждая пара получает код сказки. За 5 минут надо сочинить сказку, используя данный код. По истечении времени – зачитываем сказки. Если останется время: 1. Сочинить   сказку   по   пословице   (из   пословицы).  Сказка   должна   ответить   на вопрос: как возникла поговорка или пословица? Надо придумать соответствующую ситуацию. Пословицы можете вспомнить сами или использовать те, что на слайде. 2. Продолжи сказку. (известную)  3. Путешествие   по   сказкам   или   «салат»   из   сказок   (Персонаж   одной   сказки попадает в другую и там начинает активно действовать.)  Приложение 1.  Таблица 1. «Морфологический ящик» ­ Платья!!! Вариант исполнения Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3 Вариант 4 Вариант 5 Часть платья Лиф Юбка Рукав Воротник Низ изделия с отстрочко й без воротника простая подгибка притален­ свободный ный раскле­ шенная прямая декольти­ рованный годе без рукава, короткий фонарик укорочен­ удлиненный ный плиссе три четверти солнце летучая мышь лодочка мысиком круглый хомут с воланом ассимет­ ричный с воланом в складку с отстрочкой Таблица 2. Алгоритм создания сказок  5 на основе Морфологического анализа (автор – Т.А. Вовченко) Элементы  сказки 1 Герой 2 Характе­ ристика  героя 3 Враг 4 Характерис­ тика врага Вариант А Вариант Б Вариант В Вариант Г Изобрета­ Черномор Иван­дурак тель Царевна­ несмеяна Остроум­ ный Завист­ ливый Трусливый Красивый Колдун Крокодил Разбойник Робот Стыдли­вый Свирепый Нервный Глупый 5 Друг Собака Волшебник Кит Химик 6 Характерис­ тика друга 7 Волшебная  вещь Смелый Умный Сильный Мудрый Дудочка Машина времени Свист Жест 1 Код сказки: 1г­2а­3в­4в­5б­6г­7б 2 Код сказки: 1б­2б­3а­4г­5в­6а­7а 3 Код сказки:1а­2б­3г­4а­5а­6в­7г 4 Код сказки: 1б­2б­3б­4б­5б­6б­7б 5 Код сказки: 1а­2а­3а­4а­5а­6а­7а 6 Код сказки: 1г­2г­3г­4г­5г­6г­7г 7 Код сказки: 1в­2в­3в­4в­5в­6в­7в 8 Код сказки: 1а­2б­3в­4г­5а­6б­7в 9 Код сказки: 1б­2в­3а­4г­5в­6г­7а 6 10.Код сказки: 1б­2г­3а­4в­5в­6а­7г 11. Код сказки: 1б­2б­3а­4в­5в­6в­7г 12. Код сказки: 1а­2в­3б­4б­5а­6г­7г 13. Код сказки: 1г­2г­3а­4б­5в­6в­7б 14.Код сказки: 1б­2б­3а­4в­5г­6в­7в 15. Код сказки: 1г­2г­3б­4в­5а­6б­7г 7

Мастер-класс «Создание способов решения проблем творческого и поискового характера».

Мастер-класс «Создание способов решения проблем  творческого и поискового характера».

Мастер-класс «Создание способов решения проблем творческого и поискового характера».

Мастер-класс «Создание способов решения проблем  творческого и поискового характера».

Мастер-класс «Создание способов решения проблем творческого и поискового характера».

Мастер-класс «Создание способов решения проблем  творческого и поискового характера».

Мастер-класс «Создание способов решения проблем творческого и поискового характера».

Мастер-класс «Создание способов решения проблем  творческого и поискового характера».

Мастер-класс «Создание способов решения проблем творческого и поискового характера».

Мастер-класс «Создание способов решения проблем  творческого и поискового характера».

Мастер-класс «Создание способов решения проблем творческого и поискового характера».

Мастер-класс «Создание способов решения проблем  творческого и поискового характера».

Мастер-класс «Создание способов решения проблем творческого и поискового характера».

Мастер-класс «Создание способов решения проблем  творческого и поискового характера».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.07.2017