Данный материал представляет из себя мастер-класс "Способы комплектования групп" в рамках школьных курсов "Рефлексия в практике", где происходит обучение учителей новым формам работы, формам взаимодействия учителя и учащихся, в частности групповой работе, которая помогает учащимся обучаться во взаимодействии друг с другом.
МАСТЕР_КЛАСС Способы комплектования групп.docx
Мастеркласс «Способы комплектования групп»
Цель: Научить учителей способам комплектования групп.
Задачи:
познакомить педагогов с научнометодическими и психологическими
подходами к способам комплектования групп на уроке;
развивать умения проектировать действия для создания ситуаций успеха в
учебном процессе;
формировать осознание и осмысление членами педагогического коллектива
основных условий групповой работы.
Форма проведения: мастеркласс.
Оформление аудиторной доски.
Афоризмы:
Знать мало – надо применять.
Хотеть мало – надо делать.
И.В. Гете
То, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра каждый из них сможет
сделать самостоятельно.
Л.С. Выготский
За умение работать с людьми я готов платить больше, чем за любое другое
умение на свете
Джон Рокфеллер
Обучая других, учимся сами
Подготовка атмосферы проведения мастер – класса: музыка, приветствие и т.д.
Теоретическая часть.
В последнее время взаимодействия детей друг с другом существенно
уменьшилось. С развитием науки и техники, с доступностью любого рода
информации в сети интернет дети все реже и реже общаются друг с другом
вживую. Им проще общаться в социальных сетях и все их общение сводится к
переписке. Социологи выяснили, что за 11 лет обучения школьники проводят в классе 15 000 часов, а за телевизором – 18 000. Если сюда добавить то, что дети
часто лишены общения со сверстниками в детском саду, во дворе, то понятно,
что школа – подчас единственное место, где дети могут общаться в коллективе,
т.е. приобретать навыки коммуникативной деятельности. Школьный коллектив
структура сложная. И если у учителей цель коллективная – повышение уровня
обученности и воспитанности учащихся, то у учащихся, на первый взгляд,
ответственность существует только за свой собственный результат. Сломать
этот стереотип, помочь работать в команде может применение методики
групповой работы. Правильно организованные процессы коллективной работы
учащихся в классе помогают быстрее достичь высоких учебных показателей,
повышают самооценку школьников, а главное – учат детей общению в учебной
деятельности. Таким образом, групповая работа является одним из мощных
педагогических инструментов для учителя.
Существует 2 основных фактора, определяющих для учителя актуальность
работы обучающихся в группе:
1) Проблема удержания внимания. Известно, что если не поддерживать
внимание ребенка на уроке с помощью специальных приемов, то интенсивность
восприятия информации угасает уже на 4 минуте. Следовательно, чем большим
арсеналом педагогических средств обладает учитель, тем более успешно он
решает проблему поддержания внимания обучающихся .
2) Проблема обучения кинестетиков. Как правило, традиционные методы
ведения урока рассчитаны на аудиалов и визуалов. Проблема обучения
кинестетиков стоит достаточно остро, т. к. кинестетик ориентирован на
осязательный канал восприятия информации, связанный с тактильными
ощущениями и тесным общением с партнерами. И именно работа в группе
помогает детям – кинестетикам включиться в активный процесс обучения.
Является ли работа в группе ведущим методом ведения современного урока?
Безусловно, нет. Как и любая методика, групповая работа имеет свои плюсы и
минусы. Главными особенностями организации групповой работы учащихся на
уроке являются следующие:
класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных
задач;
каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо
дифференцированное) и выполняет его сообща под руководством лидера; задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать
и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;
состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы каждый
ученик мог реализовать свои возможности в зависимости от сложности задания;
руководители группы подбираются каждый раз новые (из хорошо
подготовленных ребят). В группе могут быть ребята одного уровня обученности
или разного уровня, что позволяет им взаимно дополнять и обогащать друг
друга. Групповая работа наиболее приемлема и целесообразна при изучении
новой темы, повторении материала уроков, закреплении знаний во всех типах и
на всех этапах урока, а также при проведении познавательных игр, при
дифференцированном подходе к обучению. Групповая работа позволяет
каждому ученику считать себя полноправным участником учебного процесса,
раскрывая в нем такие качества, как уверенность в себе, формирует мотивацию
и создает высокую степень обученности. И чтобы процесс работы в группе был
для детей наиболее комфортным и продуктивным, необходимо для начала
правильно организовать комплектование групп.
Практическая часть.
Работа в группах.
Задание 1. Каждой группе предлагается способ комплектования групп,
предлагается продемонстрировать выбранный способ для остальных участников
тренинга.
1 группа .
Деление на подгруппы по предметам, объединенным одним названием
(признаком)
Самый простой и доступный по цвету стикера, который выдаётся каждому
ребёнку. В качестве общего признака могут служить: конфеты разных цветов —
участники вытаскивают себе конфету из пакета и объединяются по типу
конфеты или цвету фантика, геометрические фигуры, одинаковые по цвету и
размеру, но разные по названию (например, 6 красных кругов, 6 красных
квадратов, 6 красных треугольников и т.д.); можно предложить каждому
ребенку взять по одному предмету, заранее заготовленному учителем, и найти у
других предмет, подходящий ему. Например, можно раздать картинки
животных, птиц и рыб, геометрических фигур, сказочных персонажей, растений, объединенных общим признаком для каждой группы и т.д. Каждый ребенок
берет одну картинку и находит, у кого еще есть рыбы (птицы, животные) и т. д.
2 группа
Разбивка по критерию
Учитель предлагает классу какиелибо критерии, которые подразумевают не
ранжирование, а ясную классификацию с четким разделением участников на
разные категории. Этот способ особенно удобен в тех случаях, когда в
подгруппах необязательно должно быть равное количество игроков.
у3 группа
Построение по ранжиру
Участники встают в шеренгу. По команде ведущего за минимальное время они
должны молча перестроиться: по цвету глаз, по цвету волос, по росту (с
закрытыми глазами), по высоте голоса и другим признакам. После того как
построение по какомулибо признаку выполнено, ведущий делит шеренгу на
нужное количество групп с разной степенью выраженности выбранного
признака.
4 группа
Цветоделение
Деление на группы проводится по внешним признакам участников, например по
цвету одежды или по цвету портфеля, ручки, пенала и т.д. Те, у кого
преобладает зеленый цвет, получают название «зеленых». Могут появиться и
«красные», и «белые», «цветные».
5 группа
Раздача должностей
Выбирается директор киностудии (капитана корабля), он выбирает режиссера,
звукооператора, монтажера, осветителя (штурмана, лоцмана, боцмана, матроса,
юнгу). Количество должностей – по числу участников в микрогруппе.
Задание 2. Каждой группе предлагается выработать рекомендации для деления
класса на группы. Оборудование: постеры, фломастеры.
Защита проекта каждой группой.
Общие рекомендации комплектования групп:
1. Подготовка аудитории для работы в группах: расстановка парт, чтобы
учащиеся могли свободно перемещаться из группы в группу, чтобы они
могли видеть друг друга, общаться друг с другом, могли видеть того, кто
выступает у доски с защитой постеров. Учитель также должен иметь
свободный доступ к каждой группе.
2. Определение размеров групп в зависимости от подготовленности класса,
от уровня обученности и уровня предстоящего задания, в зависимости от
специфики предмета должен быть в пределах от 3 до 8 человек.
3. Распределение учащихся по группам и состав групп зависит от цели
групповой работы на данном уроке. Практика показывает, что работа в
группе будет более продуктивной, если в ней дети с разным уровнем
подготовки, что позволяет более слабым учащимся подтягиваться до
более высокого уровня, а сильным – помочь им в этом.
4. Распределение ролей в группе должны осуществлять сами участники
групп, выбирая того, кто будет руководить всей работой группы, кто
будет следить за временем и т.д.
5. От учителя требуется четкое распределение заданий каждой группе,
инструктаж для его выполнения, создание какихто специфических
условий при необходимости, обеспечение групп всеми необходимыми
ресурсами.
Совместное обсуждение итогов деятельности.
Многие школьные методики предлагают учителю какието свои особые рецепты
того, как ему на уроке обеспечить каждого ученика полноценноделовой
занятостью. В начале каждого урока можно предложить проводить упражнения
на создание коллоборативной среды на уроке. Данные упражнения включают
элементы игры. В игре есть динамика, движение, увлеченность, уверенность в
возможности победы, есть право на ошибку, полнота ощущений протекающей
здесь и сейчас жизни. Сами собой находятся естественные пути и методы,
которые раскрепощают детей, будят их инициативу, помогают узнать себя и
вызывают желание самосовершенствоваться. Общая увлеченность класса
стимулирует в каждой команде внутреннюю коммуникативность. Общение в
малой группке становится все более и более неформальным. Существует много способов деления на команды: построиться (по алфавиту), ухватиться (за
палец), собраться (по разрезанным открыткам), по цвету, по настроению,
колечки, по считалочке, разрезанной открытке и др. Через работу в постоянных
и временных микрогруппах — игровых командах — уменьшается дистанция
между детьми. Ученики находят подходы друг к другу, в некоторых случаях
открывают в себе терпимость и видят ее пользу для дела, которым занята малая
группа (команда).
Задания, связанные с делением на малые группы, позволяют за короткий отрезок
времени настроить учеников на деловой лад и создать игровую атмосферу. И
первое, и второе являются важными компонентами урока. Совместная
деятельность группки учеников (даже если ктото из них занят, казалось бы,
только чемто своим) позволяет им понимать друг друга «с полуслова». А это в
свою очередь создает весьма благоприятные условия для стихийного обмена
информацией (мнениями, установками, ситуационными открытиями,
накопленными пониманиями, эмоциональными и поведенческими наработками).
Для любого учителя важно иметь в своей копилке различные приемы деления
класса на микрогруппы. Ведь деление это отличная возможность
дополнительно влиять на динамику урока. И способ деления может стать
отдельным упражнением, нести некую содержательность и даже возможность
для обсуждения. И только собственный опыт и интуиция учителя позволят все
сделать правильно. Постепенно, а затем все более уверенно и системно
необходимо вводить в свою педагогическую практику новые приемы деления
учащихся на группы.
Рефлексия.
Написание эссе
Мне понравилось…
У меня появились вопросы о…
Обязательно применю на своих уроках….
От работы на мастерклассе я получила …..
Совсем не принимаю…
Мастер-класс "Способы комплектования групп"
Мастер-класс "Способы комплектования групп"
Мастер-класс "Способы комплектования групп"
Мастер-класс "Способы комплектования групп"
Мастер-класс "Способы комплектования групп"
Мастер-класс "Способы комплектования групп"
Мастер-класс "Способы комплектования групп"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.