Мастер-класс "Способы комплектования групп"
Оценка 5

Мастер-класс "Способы комплектования групп"

Оценка 5
Повышение квалификации
docx
психологическая работа +2
Взрослым
05.03.2018
Мастер-класс  "Способы комплектования групп"
Данный материал представляет из себя мастер-класс "Способы комплектования групп" в рамках школьных курсов "Рефлексия в практике", где происходит обучение учителей новым формам работы, формам взаимодействия учителя и учащихся, в частности групповой работе, которая помогает учащимся обучаться во взаимодействии друг с другом.
МАСТЕР_КЛАСС Способы комплектования групп.docx
Мастер­класс  «Способы  комплектования  групп» Цель: Научить учителей способам комплектования групп.  Задачи: ­ познакомить педагогов с научно­методическими и психологическими  подходами к способам комплектования групп на уроке; ­ развивать умения проектировать  действия для создания ситуаций успеха в  учебном процессе;  ­ формировать осознание и осмысление членами педагогического коллектива  основных условий групповой работы. Форма проведения:  мастер­класс. Оформление аудиторной доски. Афоризмы: Знать мало – надо применять. Хотеть мало – надо делать. И.­В. Гете То, что дети могут сделать вместе сегодня, ­ завтра каждый из них сможет  сделать самостоятельно. Л.С. Выготский За умение работать с людьми я готов платить больше, чем за любое другое  умение на свете Джон Рокфеллер Обучая других, учимся сами Подготовка атмосферы проведения мастер – класса: музыка, приветствие и т.д.  Теоретическая часть. В последнее время    взаимодействия детей друг с другом  существенно  уменьшилось. С развитием науки и техники, с доступностью любого рода  информации в сети интернет дети все реже и реже общаются друг с другом  вживую. Им проще общаться  в социальных сетях  и все их общение сводится к  переписке.  Социологи выяснили, что за 11 лет обучения школьники проводят в классе 15 000 часов, а за телевизором – 18 000. Если сюда добавить то, что дети  часто лишены общения со сверстниками в детском саду, во дворе, то понятно,  что школа – подчас единственное место, где дети могут общаться в коллективе,  т.е. приобретать навыки коммуникативной деятельности. Школьный коллектив ­ структура сложная. И если у учителей цель коллективная – повышение уровня  обученности и воспитанности учащихся, то у учащихся, на первый взгляд,  ответственность существует только за свой собственный результат. Сломать  этот стереотип, помочь работать в команде может применение методики  групповой работы. Правильно организованные процессы коллективной работы  учащихся в классе помогают быстрее достичь высоких учебных показателей,  повышают самооценку школьников, а главное – учат детей общению в учебной  деятельности. Таким образом, групповая работа является одним из мощных  педагогических инструментов для учителя. Существует 2 основных фактора, определяющих для учителя  актуальность  работы обучающихся в группе: 1) Проблема удержания внимания. Известно, что если не поддерживать  внимание ребенка на уроке с помощью специальных приемов, то интенсивность  восприятия информации угасает уже на 4 минуте. Следовательно, чем большим  арсеналом педагогических средств обладает учитель, тем более успешно он  решает  проблему поддержания внимания обучающихся  .  2) Проблема обучения кинестетиков. Как правило, традиционные методы  ведения урока рассчитаны на  аудиалов и визуалов. Проблема обучения  кинестетиков   стоит достаточно остро, т. к. кинестетик ориентирован на  осязательный канал восприятия информации, связанный с тактильными  ощущениями и тесным общением с партнерами. И именно работа в группе  помогает детям – кинестетикам включиться в активный процесс обучения. Является ли работа в группе ведущим методом ведения современного урока?  Безусловно, нет. Как и  любая методика, групповая работа имеет свои плюсы и  минусы. Главными особенностями организации групповой работы учащихся на  уроке являются следующие: ­ класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных  задач; ­ каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо  дифференцированное) и выполняет его сообща под  руководством лидера; ­ задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать  и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы; ­ состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы каждый  ученик мог реализовать свои возможности в зависимости от сложности задания;  ­ руководители группы подбираются каждый раз новые (из хорошо  подготовленных ребят). В группе могут быть ребята одного уровня обученности  или разного уровня, что позволяет им взаимно дополнять и обогащать друг  друга.  Групповая работа наиболее приемлема и целесообразна при изучении   новой темы, повторении материала уроков, закреплении знаний во всех типах и  на всех этапах урока, а также при проведении познавательных игр, при  дифференцированном подходе к обучению.  Групповая работа позволяет  каждому ученику считать себя полноправным участником учебного процесса,  раскрывая в нем такие качества, как уверенность в себе, формирует мотивацию  и создает высокую степень обученности. И чтобы процесс работы в группе был  для детей наиболее комфортным и продуктивным, необходимо для начала  правильно организовать комплектование  групп. Практическая часть. Работа в группах.   Задание 1. Каждой группе предлагается способ комплектования групп,  предлагается продемонстрировать выбранный способ для остальных участников  тренинга. 1 группа . Деление на подгруппы по предметам, объединенным одним названием  (признаком) Самый простой и доступный ­ по цвету стикера, который выдаётся каждому  ребёнку.  В качестве общего признака могут служить: конфеты разных цветов — участники вытаскивают себе конфету из пакета и объединяются по типу  конфеты или цвету фантика, геометрические фигуры, одинаковые по цвету и  размеру, но разные по названию (например, 6 красных кругов, 6 красных  квадратов, 6 красных треугольников и т.д.); можно предложить каждому  ребенку взять по одному предмету, заранее заготовленному учителем,  и найти у других предмет, подходящий ему. Например, можно раздать картинки  животных, птиц и рыб, геометрических фигур, сказочных персонажей, растений, объединенных общим признаком для каждой группы и т.д. Каждый ребенок  берет одну картинку и находит, у кого еще есть рыбы (птицы, животные) и т. д. 2 группа Разбивка по критерию Учитель предлагает классу какие­либо критерии, которые подразумевают не  ранжирование, а ясную классификацию с четким разделением участников на  разные категории. Этот способ особенно удобен в тех случаях, когда в  подгруппах необязательно должно быть равное количество игроков. у3 группа Построение по ранжиру Участники встают в шеренгу. По команде ведущего за минимальное время они  должны молча перестроиться: по цвету глаз, по цвету волос, по росту (с  закрытыми глазами), по высоте голоса и другим признакам. После того как  построение по какому­либо признаку выполнено, ведущий делит шеренгу на  нужное количество групп с разной степенью выраженности выбранного  признака. 4 группа Цветоделение Деление на группы проводится по внешним признакам участников, например по  цвету одежды или по цвету портфеля, ручки, пенала и т.д. Те, у кого  преобладает зеленый цвет, получают название «зеленых». Могут появиться и  «красные», и «белые», «цветные». 5 группа Раздача должностей Выбирается директор киностудии (капитана корабля), он  выбирает режиссера,  звукооператора, монтажера, осветителя (штурмана, лоцмана, боцмана, матроса,  юнгу). Количество должностей – по числу участников в микрогруппе. Задание 2. Каждой группе предлагается выработать рекомендации  для деления  класса на группы. Оборудование: постеры, фломастеры. Защита проекта каждой группой. Общие рекомендации комплектования групп: 1. Подготовка аудитории для работы в группах: расстановка парт, чтобы  учащиеся могли свободно перемещаться из группы в группу, чтобы они  могли видеть друг друга, общаться друг с другом, могли видеть того, кто  выступает у доски с защитой постеров. Учитель также должен иметь  свободный доступ к каждой группе. 2. Определение размеров групп в зависимости от подготовленности класса,  от уровня обученности и уровня предстоящего задания, в зависимости от  специфики предмета должен быть в пределах от 3 до 8 человек. 3. Распределение учащихся по группам и состав групп зависит от цели  групповой работы на данном уроке.  Практика показывает, что работа в  группе будет более продуктивной, если в ней дети с разным уровнем   подготовки, что позволяет более слабым учащимся  подтягиваться до  более высокого уровня, а сильным – помочь им в этом. 4. Распределение ролей в группе должны осуществлять сами участники  групп, выбирая того, кто будет руководить всей работой группы, кто  будет следить за временем и т.д. 5. От учителя требуется четкое распределение заданий каждой группе,  инструктаж для его выполнения, создание каких­то специфических  условий при необходимости, обеспечение  групп всеми необходимыми  ресурсами. Совместное обсуждение итогов деятельности. Многие школьные методики предлагают учителю какие­то свои особые рецепты  того, как ему на уроке обеспечить каждого ученика полноценно­деловой  занятостью.  В начале каждого урока можно предложить проводить упражнения  на создание коллоборативной среды на уроке. Данные упражнения включают  элементы игры. В игре есть динамика, движение, увлеченность, уверенность в  возможности победы, есть право на ошибку, полнота ощущений протекающей  здесь и сейчас жизни. Сами собой находятся естественные пути и методы,  которые раскрепощают детей, будят их инициативу, помогают узнать себя и  вызывают желание самосовершенствоваться. Общая увлеченность класса  стимулирует в каждой команде внутреннюю коммуникативность. Общение в  малой группке становится все более и более неформальным.  Существует много способов деления на команды: построиться (по алфавиту), ухватиться (за  палец), собраться (по разрезанным открыткам), по цвету, по настроению,  колечки, по считалочке, разрезанной открытке и др. Через работу в постоянных  и временных микрогруппах — игровых командах — уменьшается дистанция  между детьми. Ученики находят подходы друг к другу, в некоторых случаях  открывают в себе терпимость и видят ее пользу для дела, которым занята малая  группа (команда).  Задания, связанные с делением на малые группы, позволяют за короткий отрезок времени настроить учеников на деловой лад и создать игровую атмосферу. И  первое, и второе являются важными компонентами урока.  Совместная  деятельность группки учеников (даже если кто­то из них занят, казалось бы,  только чем­то своим) позволяет им понимать друг друга «с полуслова». А это в  свою очередь создает весьма благоприятные условия для стихийного обмена  информацией (мнениями, установками, ситуационными открытиями,  накопленными пониманиями, эмоциональными и поведенческими наработками).  Для любого учителя  важно иметь в своей копилке различные приемы деления  класса на микрогруппы. Ведь деление ­ это отличная возможность  дополнительно влиять на динамику урока. И способ деления может стать  отдельным упражнением, нести некую содержательность и даже возможность  для обсуждения.  И только собственный опыт и интуиция учителя позволят все  сделать правильно. Постепенно, а затем все более уверенно и системно  необходимо вводить в свою педагогическую практику новые приемы деления  учащихся на группы. Рефлексия. Написание эссе ­ Мне понравилось… ­У меня появились  вопросы о… ­ Обязательно применю на своих уроках…. ­ От работы на мастер­классе  я получила ….. ­ Совсем не принимаю…

Мастер-класс "Способы комплектования групп"

Мастер-класс  "Способы комплектования групп"

Мастер-класс "Способы комплектования групп"

Мастер-класс  "Способы комплектования групп"

Мастер-класс "Способы комплектования групп"

Мастер-класс  "Способы комплектования групп"

Мастер-класс "Способы комплектования групп"

Мастер-класс  "Способы комплектования групп"

Мастер-класс "Способы комплектования групп"

Мастер-класс  "Способы комплектования групп"

Мастер-класс "Способы комплектования групп"

Мастер-класс  "Способы комплектования групп"

Мастер-класс "Способы комплектования групп"

Мастер-класс  "Способы комплектования групп"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.03.2018