Мастер класс "Урок развивающего контроля"

  • Руководства для учителя
  • pptx
  • 01.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Публикация является частью публикации:

Иконка файла материала Мастер класс Урок развивающего контроля.pptx
Системно- деятельностный подход в образовательном процессе Орлова Галина Николаевна,
Системное включение ребёнка в самостоятельное построение им нового знания ­ ориентация в информационном  пространстве, ­ умение ставить перед собой цель, ­ планировать действия по  реализации цели, ­ самостоятельно или в команде  достигать цели, ­ адекватно себя оценивать, ­ прогнозировать дальнейшие  события.
Типы уроков деятельностной направленности: ­ уроки открытия нового  знания ­ уроки рефлексии ­ уроки  общеметодологической             направленности ­ уроки развивающего  контроля
Урок развивающего контроля
Цели уроков развивающего контроля: «деятельностная» цель: контроль и самоконтроль  изученных понятий и  алгоритмов «содержательная цель»: формировать умение  осуществлять  контролирующую функцию  и  рефлексию собственной  деятельности
Эталон - согласованная в классе знаковая  фиксация  понятия или обобщенного  способа действия  в виде  определения,  правила, алгоритма,  формулы, опорного сигнала.
Понятия, используемые в процессе формирования самоконтроля.    Образец      х = 3  Подробный     образец 24 : х = 8 х = 24 : 8 х = 3
Понятия, используемые в процессе формирования самоконтроля. Эталон а : х = в х = а : в Эталон для  самоконтроля а:х=в    24:х=8 х=а:в    х=24:8               х=3
Структура уроков развивающего контроля - написание  учащимися  варианта  контрольной работы; ­ сопоставление с объективно  обоснованным эталоном выполнения  этой работы ­ оценка учащимися результата  сопоставления в соответствии с  ранее установленными критериями ­коррекция  допущенных  в  работе  ошибок
Этапы и цели уроков развивающего контроля
Урока развивающего контроля по теме: Чтение и запись трёхзначных чисел. Контрольная работа
Цель КОНТРОЛЬ уровня усвоения материала по  теме «Чтение и запись трёхзначных чисел» Задачи РАЗВИТИ Е •  навыков самоконтроля •  схематичного мышления •  адекватной самооценки
1 этап Мотивация (2-3 мин) ОПРЕДЕЛИТЬ основную цель урока и  создать условия для возникновения  внутренней потребности включения в  деятельность «ХОЧУ» АКТУАЛИЗИРОВАТЬ требования к  ученику со стороны контрольно­ коррекционной деятельности » УСТАНОВИТЬ тематические рамки «НАДО «МОГУ »
предыдущих уроках? Ребята, а мне интересно (и вам, наверное) узнать, как вы усвоили эту тему, как вы сами оцените эти знания. самостоятельной работы, Выполнению исправлению ошибок. Мотивация («хочу») Чему же будет посвящён наш урок? Скажите, что мы изучали на Читали и записывали трёхзначные числа, сравнивали их. Складывали и вычитали круглые сотни Очень хотим
Мотивация («хочу») Какая тема урока? Какую цель ставите перед собой на урок? Каких результатов хотели бы добиться? Желаю вам успеха. Надеюсь, что вы добьетесь ожидаемых результатов. Чтение и запись трёхзначных чисел. Контрольная работа. Узнать, как мы усвоили тему «Чтение и запись трёхзначн ых чисел». Хочется, чтобы не возникало трудностей и все получилось.
Мотивация («надо») Как мы выполняем контрольные работы? Составим план наших -Повторяем - Оцениваем -Выясняем -Выполняем -Проверяем изученный действий. материал самостоятельную работу работы работу причину затруднений работу -Выполняем над
Мотивация («могу») Ну, что ж, я желаю вам успешной работы на уроке контроля и думаю, что у вас все получится. А вы верите в свои силы? Конечно! Мы без особых затруднений справлялись с заданиями по данной теме и серьезно отнеслись к подготовке к данному уроку.
2 этап Актуализация и подготовка мышления учащихся (5-7 мин) ОРГАНИЗОВАТЬ повторение  контролируемых способов деятельности АКТУАЛИЗИРОВАТЬ мыслительные  операции и познавательные процессы,  необходимые для выполнения контрольных  работ установить ФОРМУ и процедуру контроля; предъявить КРИТЕРИИ выставления  оценки
Прочитай числа: 237 750 906 Сколько сотен, десятков, единиц?
Назови число, в котором 4 сотни 5 единиц 7 сотен 6 десятков 405 760 3 сотни 4 десятка 2 единицы 342
Сравни числа: 36 111 430 216 201 9 408 629
Запиши числа : двести девяносто четыре четыреста двадцать три пятьсот шестьдесят триста восемь сто семьдесят девять 294 423 560 308 179
Назови соседей числа: 400 270 851
Вычисли значение  выражений: 100 + 500 = 900 – 400 = 100 + 70 + 2 =
2 этап Актуализация и подготовка мышления учащихся знакомство с ФОРМОЙ контрольной  работы КРИТЕРИИ выставления оценки : «5»   ­ работа выполнена без ошибок «4» – допущено 1 ­ 2 ошибки «3» ­ допущено 3 – 9 ошибок «2» – допущено 10 и более ошибок
3 этап. Выполнение контрольной работы (30-40 мин) ОРГАНИЗОВАТЬ   самостоятельное выполнение  заданий учащимися, с целью  контроля уровня усвоения  пройденного материала
4 этап Локализация индивидуальных затруднений (5-7 мин) СРАВНИВАЮТ с образцом определяют МЕСТО ОШИБОК УКАЗАВАЮТ способы действий ОЦЕНИВАЮТ  по критериям выполняют задания  ТВОРЧЕСКОГО уровня
5 этап Целеполагание и построение проекта коррекции (2-3 мин) . - постановка ЦЕЛЕЙ индивидуальной коррекционной деятельности,. ­ выбор СПОСОБА (КАК?) их  реализации ­ выбор СРЕДСТВ ( С ПОМОЩЬЮ  ЧЕГО?) их реализации.
6 этап КОРРЕКЦИЯ выявленных затруднений (5-7 мин) самостоятельное ИСПРАВЛЕНИЕ  своих ошибок; СРАВНЕНИЕ  результатов  исправления  ошибок  с  эталоном  для  самопроверки; своих  из  предложенных  ВЫБОР  или  СОСТАВЛЕНИЕ  самостоятельное  заданий  на  способы  действий  (правила,  алгоритмы  и  т.д.),  в  которых  были  допущены ошибки.
7 этап Обобщение затруднений во внешней речи (3-4 мин)  закрепление способов действий,  вызвавших затруднение. ­ ОБСУЖДЕНИЕ  типовых ошибок; ­ ПРОГОВАРИВАНИЕ  формулировок способов действий,  вызвавших затруднение.
8 этап САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ работа с проверкой по эталону (до 10 мин) ­ в самостоятельной работе выполняют  только те задания, В КОТОРЫХ БЫЛИ  ДОПУЩЕНЫ ОШИБКИ ­ САМОПРОВЕРКА  по образцу  ­ ФИКСИРУЮТ преодоление  возникшего ранее затруднения
9 этапВКЛЮЧЕНИЕ в систему знаний и повторение (5-7 мин) ­ выполняют задания, в которых  рассматриваемые способы действий  СВЯЗЫВАЮТСЯ с ранее изученными и  между собой; выполняют  ­  на  ПОДГОТОВКУ к изучению следующие  тем задания
10 этап. Рефлексия(3-5 мин) ПРОГОВОРИТЬ механизм  деятельности по контролю НАМЕТИТЬ цели последующей  деятельности ФИКСИРОВАТЬ степень  соответствия поставленной цели  контрольной деятельности и ее  результатов ОЦЕНИТЬ полученные результаты  собственной деятельности ОПРЕДЕЛИТЬ задание для  самоподготовки (домашние задание с  элементами выбора, творчества)
Формы организации уроков развивающего контроля    Самоконтроль вариант  эталонный  ученику для  сравнения  и  самостоятельного  оценивания собственного варианта предлагается     Взаимоконтроль держателем  ученики,  оценивают работы друг друга. которые  эталона  являются  и  проверяют  находится         Педагогический контроль эталон  педагога  способности  к  самооценке  происходит  учителем  через  результата  ранее  установленных критериев. согласование  основе  на  у  с
Примеры уроков развивающего контроля     Первый тип урока самостоятельной  работы: с использованием эталона.      Второй тип урока самостоятельной  работы: с поиском ошибок,  допущенных учащимися.      Третий тип урока самостоятельной  работы: работа в парах по поиску и  устранению ошибок­  взаимопроверка.
Структура самостоятельной работы с использованием эталона Написание работы учащимися.  Совместная выработка критериев оценивания. Проверка по эталону и самооценка  по выработанным критериям. Выявление проблем. Восстановление алгоритма решения. Работа  с учебником, справочниками, учениками­  консультантами, учителем. Отработка алгоритма решения. Работа по  индивидуальным карточкам.
Структура самостоятельной работы с поиском ошибок, допущенных учащимися. Написание работы учащимися (1 урок). Критерии оценивания и оценка своих работ. Проверка работ учителем без  исправлений ошибок. Составление заданий для парной работы  «Найди ошибки» Выявление проблем. Соотнесение с  критериями. Восстановление  алгоритмов действий. (2 урок) Проверка учащимися своих работ на наличие  ошибок. Исправление их.
Структура самостоятельной работы в парах по поиску и устранению ошибок - взаимопроверка Написание работы учащимися  Определение критериев Взаимопроверка. Работа над ошибками. Самооценка.
Подведём итоги
Спасибо за внимание!