Основным показателем результативности обучения до недавнего времени являлось усвоение обучающимися определённого, чётко очерченного круга знаний, в данное время особое значение приобретает и определённый уровень развития обучающегося, его мышление и умение самостоятельно учиться. Поэтому главной задачей в настоящее время является развитие творческой активности обучающихся, формирование у них умения самостоятельно приобретать и применять знания.
Решение этой задачи становится возможным, благодаря совершенствованию методов обучения и форм организации учебных занятий. В последнее время в образовательном процессе в школе применяют конференции и уроки-семинары. Они позволяют в сочетании с другими типами уроков эффективно развивать мышление обучаемых, умение самостоятельно приобретать знания, работая с Интернет-ресурсами, дополнительной специальной, методической, научной литературой. Такая форма организации урока содействует развитию у обучающихся навыков самостоятельного приобретения знаний, достижению ими высокого уровня самостоятельности в работе с литературными источниками, Интернет-ресурсами, формирует волю к достижению необходимого результата, трудолюбие и интерес к изучаемому предмету.
urok.docx
Уроксеминар
Название предмета:
ОБЖ
Класс: 710
Урок:
Дата:
Тема:
«Чс техногенного характера и защита от них»
Образовательные
цели:
Способствовать глубокому и критическому
осмыслению, запоминанию материала;
Актуализировать знания о предложенной теме
изучения;
Расширить общий кругозор учащихся;
Развивающие цели:
Развивать навыки самостоятельной работы с
дополнительной литературой;
Умение сравнивать, анализировать и обобщать;
навыки
Формировать
информационных технологий.
использования
Формировать умение отстаивать свою точку зрения;
Способствовать
культуры
взаимоотношений при работе в парах, группах,
коллективе;
развитию
Содействовать повышению уровня мотивации на
уроках через информационные средства обучения;
Урок систематизации и закрепления знаний.
Воспитательные
цели:
Место урока
системе
данного раздела:
в
уроков
Тип урока:
Уроксеминар
Основные термины и
понятия:
ЧС техногенного характера; авария; катастрофа.
Межпредметные
связи:
География, химия, физика, биология, икт,
английский язык. Риски
Познавательные
УУД:
Коммуникативные
УУД:
Рассеивание внимания, усталость глаз изза большого
количества видеоматериалов.
Участвуют в создании способов решения проблем
творческого и поискового характера; осуществляют
поиск и выделение необходимой информации;
применяют методы расширенного информационного
поиска, в том числе с помощью компьютерных
средств; учатся строить четко сформулированное
логическое рассуждение; осуществляют синтез –
пытаются
составление целого из
самостоятельно
недостающие
компоненты
достраивать
частей,
планирование
взаимодействия;
учебного
Осуществляют
сотрудничества с учителем и сверстниками,
определяют цели, функции, степень участия и
способы
осуществляют
инициативное сотрудничество в поиске, отборе,
сохранении и представлении информации;
приобретают
позицию
собеседника, адекватно воспринимать и передавать
информацию; учатся формулировать собственное
мнение и позицию;
учатся учитывать и
координировать в сотрудничеств
е позиции других людей, отличные от собственной.
умения учитывать
Регулятивные УУД: Определяют и формулируют цель деятельности на
каждом этапе работы; в диалоге с учителем учатся
вырабатывать критерии оценки и определять степень
успешности выполнения своей работы и работы всех,
исходя из имеющихся критериев:
активно
используют критерии оценки и самооценки; учатся
оценивать весомость приводимых доказательств и
рассуждений;
эмоциональное
состояние, полученное от успешной (неуспешной)
деятельности, оценивают их влияние на настроение
человека.
анализируют
Личностные УУД:
Знают моральные нормы,
учатся соотносить поступки и события с принятыми этическими
принципами; учатся выделять нравственный аспект
поведения и ориентацию в межличностных
отношениях; учатся устанавливать связь между
целью учебной деятельности и ее мотивом;
формируют внутреннюю позицию на уровне
положительного отношения к образовательному
процессу, выраженному в преобладании учебно
познавательных мотивов и предпочтении социального
способа оценки знаний
учителя
учащихся
с
№ Этап
Деятельн
ость
Деятельн
ость
Ресур
урока
Научно
популярна
я и
учебная
литератур
а,
интернет
источники.
Обсуждают
предложенную тему
семинара. Вместе с
учителем намечают и
обсуждают план
подготовки. Изучают
рекомендованную
литературу,
дополнительный
материал, интернет
ресурсы.
I
Подготов
ительный
Определяет тему
семинара.
Подбирает основных
действующих лиц.
Формирует группы
учащихся.
Знакомит каждого
участника с функциями,
формами и методами
отчета на семинаре,
критериями оценивания.
Составляет список
вопросов и заданий к
семинару. Фиксирует их
в специальной таблице.
Проводит индивидуальные и
групповые
консультации.
Привлекает учащихся к
подготовке и подбору
оборудования и
наглядных пособий.
Проверяет готовность
класса к уроку.
Проверяет присутствие
и готовность деУченики
готовятся к работе:
организуют рабочее
место
йствующих лиц
Озвучивает тему
семинара. Настраивает
класс на продуктивную
деятельность
II Организац
ионный
III Введение
в занятие
IV Актуализ
ация
знаний
Задает
основополагающие
вопросы по теме
V Основной Координирует и
направляет ход
процесса, следит за
регламентом
выступлений.
Получают раздаточный
материал, инструкцию к
уроку.
Отвечают на
поставленные вопросы
учителя, записывают
основные определения
Выступает
представитель группы
остальные участники
группы дополняют,
подкрепляют
аргументами это
выступление.
Слушают выступление
докладчиков от группы,
в тезисной форме
излагающего основные
Слайды,
раздаточн
ый
материал
Раздаточн
ый
материал
Интеракти
вная
доска.
Видеофраг
менты,
изображен
ия,
таблицы,
раздаточн
ый
материал. положения изученного
материала, записывают
в раздаточный
материал.
Побуждает учащихся к
высказыванию
собственного мнения
Обсуждают
выступление оппонента
и задают вопросы.
VI Закреплен
ие знаний
Озвучивает центральную
идею выступлений.
VII Подведен
ие итогов
Участвует в экспертной
оценке выступлений
учащихся.
Акцентирует внимание
на конечных результатах
учебной деятельности.
Записывают ключевое
слово урока. Разбирают
качества, присущие
личности безопасного
типа.
Видео,
фото
Материаль
ная часть.
Карточки,
интеракти
вная
доска.
Дают оценку
выступлениям групп.
Оценивают
эффективность своей
деятельности на уроке,
анализируют возникшие
трудности и способы их
преодоления.
Совместно с учителем
подводят общий итог. VI Рефлекси
я
Проводит онлайнопрос
по теме семинара и его
Подключаются на своих
смартфонах к онлайн
Интернет
ресурс
качеству. Благодарит
участников семинара за
опросу, отвечают на
поставленные вопросы
Kahoot,
смартфон.
активную и
плодотворную работу,
по теме семинара и
дают общую оценку
отмечает успешность
овладения содержанием
проведенного
мероприятия.
урока.
Данный семинар спланирован на 2 совмещённых урока. Этого времени
достаточно для того, чтобы рассмотреть законченный круг вопросов,
связанных с общей темой. Немаловажно было получение обратной связи от
учеников по форме проведенного мероприятия. Рефлексия проводилась во
второй части урока, в форме интерактивного тестирования на интернет
платформе Kahoot.
Цель семинара: более углубленное самостоятельное изучение вопроса, темы,
проблемы учебного предмета.
Задачи семинарского занятия:
1. Образовательные:
расширение общего научного кругозора;
углубление самостоятельного изучения учащимися отдельных, основных или
наиболее важных тем курса;
выбор нужнои основнои информации из первоисточников, словарно
энциклопедическои литературы.
2. Развивающие:
развитие умении доказать, обобщать;
умение отстаивать свои мысли, доказательства, выводы, умение интерпретировать;
совершенствование искусства устного и письменного изложения, темы,
вопроса.
3. Воспитательные:
формирование познавательного интереса к науке учебного предмета и к
методам исследования;
воспитание навыков адекватной самооценки учащихся;
формирование волевых качеств личности учащихся: терпеливость,
выносливость, доведение работы до конца.
Качество проведения столь нестандартного урока напрямую зависит от
уровня организации со стороны педагога, важно правильно составить
структуру предстоящего урока и заранее определить его стилистику.
В данном случае было принято решение сделать упор на
межпредметные связи, такие как география, физика, химия, биология и даже
английский язык.
На предшествующих уроках, учащиеся были поделены на группы. Для
этого каждому ученику был присвоен свой порядковый номер и методом
генерации случайных чисел сформированы группы. После формирования
групп учащимся были предложены темы для подготовки к семинару.
Так как основная часть урока состояла из повторения видов
чрезвычайных ситуаций, среди учащихся были распределены следующие
темы:
Аварии на транспорте;
Аварии на пожаро и взрывоопасных объектах.
Аварии на химически опасных объектах.
Аварии на радиационно опасных объектах.
Аварии на гидродинамических объектах.
Аварии на объектах коммунального хозяйства. Каждая группа, получив свою тему, должна была подобрать и
обработать найденный в различных источниках материал. Основными
критериями для оценки являлись: краткость описания темы, тщательный
разбор причин чрезвычайных ситуаций и их последствий. А так же внесение
своих предложений по повышению обеспечения безопасности.
Концепция урока заключалась в виртуальном путешествии по земному
шару. В начале уроке, перед глазами детей возникло данное изображение:
Красными точками на карте обозначены места чрезвычайных ситуаций.
Используя информационные технологии педагог приближался к определенной
точке на интерактивной карте и на экране появлялся слайд, показывающий
чрезвычайную ситуацию. Группа, подготовившая материал по этой теме,
представляла свое выступление.
Следует отметить, что отдельной проблемой стало организация
непрерывной работы каждого ученика в ходе урока. В связи с этим, педагогом
был подготовлен раздаточный материал: Ученики, оказавшиеся в данный момент слушателями, должны были в
соответствующее окно внести краткое описание вида ЧС, причины и
последствия. Отдельным заданием было зафиксировать специальные буквы,
расположенные на слайде.
Каждой группе было уделено 5 минут на выступление и таким образом в
раздаточном материале каждого ученика были заполнены все окна,
охватывающие все виды чрезвычайных ситуаций.
Финальная картина сложилась, когда из зафиксированных букв появилось
слово «Ч.Е.Л.О.В.Е.К»
Одним из заключительных заданий было закончить следующую фразу:
«Поднятие общего уровня культуры в области безопасности будет во многом
способствовать воспитанию в каждом человеке таких жизненно необходимых
качеств, как: .......»
Для формировании у учащихся представлений об обширных
возможностях человека в предупреждении, анализе причин и борьбе с последствиями чрезвычайных ситуаций преподаватель перешел к следующему
этапу семинара:
Учащимся был устроен показ нескольких тематических видео на
английском языке, в которых представлены современные устройства,
обеспечивающие личную безопасность человека. Затем преподаватель показал
применяемые в
учащимся современные композитные материалы,
строительстве для усиления металлических и бетонных конструкций в
сейсмически опасных районах.
На этом этапе урока педагог отмечает в заключительном слове
положительные и отрицательные стороны каждого выступления. Затем
ученики дают свою оценку выступлениям одноклассников, используя заранее
подготовленные учителем карточки разного цвета: красная – негативная
оценка, зеленая положительная оценка и белая нейтральная оценка.
Заключительный этап урока представляет изсебя онлайн опрос
учащихся по теме проведенного семинара. Учитель запускает программу
«Kahoot” на интерактивной доске. Ученики самостоятельно или в парах
открывают на своих телефонах сайт https://kahoot.it/
, вводя специальный пароль с экрана и придумывают себе никнейм. После
того, как все участники подключились к программе, педагог запускает онлайн
опрос. На каждый вопрос выделено определенное время и варианты ответа.
Промежуточные результаты опроса выводятся на экран в виде гистограммы.
Очки начисляются за правильность ответа и скорость принятия решения. В
данном уроке ученики должны были ответить на следующие вопросы.
Вопрос
Как вы считаете, кто
обеспечивает
вашу
безопасность?
Вариант ответа
государство
службы спасения
родители
я сам
Как можно защитить Находится как можно больше дома себя по жизни?
Как на человека
воздействуют
чрезвычайные ситуации
освещенные в СМИ?
Играют ли Соц. сети
важную роль в передаче
информации?
Уехать жить в лес, где никого нет
Соблюдать технику безопасности
Развивать в себе личность безопасного типа
Пугают
Никак не воздействуют
Заставляют задуматься
Не смотрю телевизор, не листаю Вконтакте, не
слышал про инстаграмм
Однозначно да, всю информацию мы берем из
соц. сетей.
В интернете смотрю только смешные картинки,
все остальное не важно
Да, и как показала практика, социальные сети
больше
в
правдивой
ложной
Чего
интернете,
или
информации?
вообще
Каким
источникам можно
доверять?
опасны.
Нет не играют
Больше ложной
Больше правдивой
Смотрю только YouTube
Никому нельзя верить
никому
интернет
блогерам
Телевизору и официальным СМИ
Что тогда нам делать?
Уметь обрабатывать и анализировать любую
информацию
Не вникать в эти проблемы
Доверять официальным источникам
Слушать родителей и учителей
Пожар
Наводнение
Землетрясение
Опасно все
Какая чрезвычайная
ситуация
опасней
всего?
Почему люди начинают Так устроен человек принимать меры после
трагедии?
Желание сэкономить
Менталитет нашей страны
Все из перечисленного
Понравился ли вам
формат
проведения
урокасеминара?
Приобрели ли вы новые
знания?
Да
Нет
Слишком сложно
Мне безразлично
Я узнал много нового
И так все это знал
Все знал, но был интересен формат урока
В конце опроса у каждого ученика на экране появляется личный итоговый
результат. На интерактивной доске отображается результат трех лучших
учеников, набравших наибольшее количество баллов по результатам опроса.
Образовательное значение семинара состоит в том, что в процессе
подготовки к ним обучающиеся приобретают навыки самостоятельной работы
с учебной и научнопопулярной литературой, интернетресурсами, учатся
обобщать, отделять существенные моменты материала от второстепенных.
Также обучающиеся приобретают навыки самостоятельной работы с
наглядными пособиями, схемами, таблицами, справочниками, развивают
умения пользоваться пособиями во время докладов, создавать интерактивные
презентации, выполнять рисунки, чертежи, составлять опорные таблицы.
Большое значение семинары имеют в развитии устной речи обучающихся,
умения грамотно, логически последовательно излагать отобранный для
доклада материал.
Мастер класс: Урок-семинар по ОБЖ
Мастер класс: Урок-семинар по ОБЖ
Мастер класс: Урок-семинар по ОБЖ
Мастер класс: Урок-семинар по ОБЖ
Мастер класс: Урок-семинар по ОБЖ
Мастер класс: Урок-семинар по ОБЖ
Мастер класс: Урок-семинар по ОБЖ
Мастер класс: Урок-семинар по ОБЖ
Мастер класс: Урок-семинар по ОБЖ
Мастер класс: Урок-семинар по ОБЖ
Мастер класс: Урок-семинар по ОБЖ
Мастер класс: Урок-семинар по ОБЖ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.