Мастер-класс "Я учу читать."
Оценка 4.9

Мастер-класс "Я учу читать."

Оценка 4.9
Семинары
doc
чтение
1 кл—4 кл
06.02.2017
Мастер-класс "Я учу читать."
В данной папке содержится презентация и план проведения мастер-класса.
Публикация является частью публикации:
План для мастер-класса.doc
МАСТЕР – КЛАСС «Я УЧУ ЧИТАТЬ.» (Технология продуктивного чтения как средство формирования УУД) I.       Актуальность.  Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя.  Оно открывается перед ребёнком лишь тогда, когда, наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше,  чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словами. В.А. Сухомлинский Эпиграф выбран мною неслучайно, ведь кем бы ни был современный человек,  какой бы род деятельности он ни избрал, он всегда должен быть читателем, не только усваивать содержание, но и находить нужную информацию,  осмысливать ее и интерпретировать. Школьная практика подтверждает, что в  досуге сегодняшнего подростка чтение художественной литературы занимает  невысокую позицию, интерес к литературе у подростков заметно снижается.  Во многом это связано с неумением ученика понимать прочитанное. От  умения читать, зависит успех ученика и его желание учиться. В. А.  Сухомлинский считал, что хорошо поставленное чтение в начальных классах  создаёт прочную основу для выполнения детьми творческих работ,  развивающих их мышление, воображение, речь. Вот почему технология  продуктивного чтения, разработанная профессором  Н.Светловской,  приобретает ведущее значение и способствует достижению тех результатов, о  которых говорится в новых стандартах.                     Поэтому, чаще всего на  уроках литературного чтения, я стараюсь в системе использовать технологию  1 формирования типа правильной читательской деятельности  (технологию  продуктивного чтения), которая обеспечивает понимание текста за счёт  овладения приемами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и  после чтения. II.       Теоретическая часть. 1. Цель и задачи технологии продуктивного чтения Цель технологии: формирование читательской компетенции школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного  читателя, у которого есть стойкая привычка к чтению, знающий книги,  умеющий их самостоятельно выбирать. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:                         1. Формирование техники чтения и приемов понимания и анализа текста;  Одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности  читать;                                                                                                                        2. Введение детей через литературу в мир человеческих отношений,  нравственно­этических ценностей; формирование эстетического вкуса;             3. Развитие устной и письменной речи, овладение речевой и коммуникативной  культурой; развитие творческих способностей детей;            4.  Приобщение к  литературе как  искусству слова и практическое ознакомление с теоретико­ литературными понятиями.   Технология продуктивного чтения резко отличается от традиционной  технологии передачи ученику готового знания. На уроках я стараюсь  организовать исследовательскую работу детей так, что они сами  «додумываются» до решения ключевой проблемы урока и сами могут  объяснить, как действовать в новых условиях. Учитель становится учителем – 2 партнёром, наблюдателем и вдумчивым наставником, помогающим каждому  ученику выстроить собственный вектор личностного развития.     Действия учеников становятся более активными, творческими и  самостоятельными, а роль учителя всё более сводится к «режиссированию»  этой активной, познавательной деятельности учащихся. Творчески  раскрепощённые и эмоционально настроенные дети глубже чувствуют и  понимают прочитанное. При изучении художественных произведений главное для меня –  «исследование» языкового материала, частичный или всесторонний анализ  текста. На основании увлекательной поисковой работы, в процессе которой  пополняются и шлифуются литературоведческие знания учащихся, а также  совершенствуется их внимание, память, мышление, речь, школьники сами  формулируют тему урока. Учитывая тему и используя заранее  подготовленные мною опорные фразы (а далее – и без них), школьники  определяют  цель урока, в результате чего создаётся установка на  плодотворную работу. Тема и цель урока осознаются детьми, становятся  близкими и понятными им. Перед чтением любого произведения применяю приём «прогнозирования», то  есть  ученикам предлагаю сначала ориентировочные действия (рассмотри  заглавие, иллюстрации, обрати внимание на жанр, структуру произведения).  Затем исполнительные действия по выявлению образного, эмоционального и  логического содержания произведения, его формы (учащиеся проводят  наблюдение за текстом, поясняют, представляют в своём воображении  события, героев, рассуждают, сравнивают факты, эпизоды, выражают своё  эмоциональное отношение к ним, выясняют позицию автора и т.д.)   2. Этапы работы с текстом: Технология включает в себя три этапа работы с текстом. 3 1 этап. Работа с текстом до чтения. Цель – развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация,  т.е. умение предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию,  фамилии автора, иллюстрации. Главная задача – вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать книгу. Фрагмент урока литературного чтения во 2 классе Тип урока: урок открытия новых знаний.  В. Драгунский «Кот в  сапогах»  I этап: Работа с текстом до чтения (антиципация) (слайд) Рассмотрите иллюстрацию к рассказу.  Кто на ней изображен?  Можете предположить, о ком пойдёт речь? Высказывания детей записываются на доске. Постановка задачи: А чтобы проверить и уточнить свои предположения мы  должны провести «диалог с автором» через текст. Ведь чтение – это общение  с автором не непосредственно, а через текст, созданный автором.  ­ Кто будет героем произведения? Предположите, как могут разворачиваться  события?  II этап: Работа с текстом во время чтения:  Цель – понимание текста и создание его читательской интерпретации  (истолкования, оценки).                                                                                                «Чтение вслух с остановками». После прочтения  каждого абзаца, задаю вопросы по содержанию текста  и на прогноз дальнейших событий. Например, разбирается стихотворение  А.Барто НАША ТАНЯ ГРОМКО ПЛАЧЕТ ­ Кто герой? 4 ­ Автор знает Таню? (знает, он говорит НАША Таня) ­ Возраст Тани известен? ­ Что с ней происходит? ­ Почему она может плакать? ­ Таня – взрослая женщина или маленькая девочка? ­ Обратите внимание как она плачет. (громко) Почему? (привлекает внимание, просит) ­ Может у неё что­то случилось? УРОНИЛА В РЕЧКУ МЯЧИК ­ Теперь вы знаете, почему плачет Таня? (причина) ­ Можно ли теперь сказать, Таня большая или маленькая? ­ Где происходит действие? (возле водоёма) ­ Водоём большой или маленький? (речка, значит маленькая) ­ Что значит уронила? (нечаянно) ­ Почему же так громко плачет? (версия­ мячик – любимая игрушка) ТИШЕ, ТАНЕЧКА, НЕ ПЛАЧЬ: ­ Чьи это слова? (папа, мама, старший брат и т.д) ­ Как автор относится к девочке? ­ Почему теперь её называют Танечкой? ­ Что значит слово «тише»? (перестань, успокойся) НЕ УТОНЕТ В РЕЧКЕ МЯЧ. ­ Почему не утонет? ­ Что можете сказать о мяче? Какой он был? (резиновый) ­ Назовите, главную мысль текста. 5 ­ Продолжите стихотворение.       III этап. Работа с текстом после чтения. Цель – корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским смыслом. Главная задача – обеспечить углублённое восприятие и понимание текста III.     Практическая часть Фрагмент урока литературного чтения в 3 классе Тип урока: урок открытия новых знаний. К. Паустовский «Кот  ­ворюга» Работа по группам. (каждая группа работает с 1 и 4 частью  произведения) 1 часть Найти и выписать, как  4 часть Найти и выписать, как  выглядел кот. выглядел кот. 1 часть 4 часть Какие поступки совершал кот? Какие поступки совершал кот?      1 часть Как автор называет кота? 4 часть Как автор называет кота?        ­ Ещё одна группа получает  творческое задание. (найти в тексте описание кота,  собрать из пазлов портрет кота и склеить) ­ Определитесь в группах, кто будет читать текст, кто записывать и выступать возле  доски. 6 Выступление групп.  Вопросы к 1 группе.  ­ Какое было у вас задание? (Найти описание кота) Вопросы ко 2 группе. ­ Какое было у вас задание? (Найти описание кота) ­ Нашли вы информацию? (нет) ­ Почему? (внешне кот не изменился) Вопросы к 3 группе. ­ Какое было у вас задание? (Какие поступки совершал кот?) (помещают на доске свои записи и рассказывают) Вопросы к остальным группам аналогичные. ­ Изменилось отношение к коту? Поступки?  Кличка? ­ Мы составили на доске схему. Схема должна иметь заглавие. Как можно  озаглавить?  ВОРЮГА                                   МИЛИЦИОНЕР  ВЫВОД: ВОРЮГА ПРЕВРАТИЛСЯ  В МИЛИЦИОНЕРА ­ Мы назвали тему урока. ­ Что помогло коту превратится в милиционера?  ­ Какое качество? (доброта) ­ С кем ещё могла случится такая история? ­ Какой урок даёт нам Паустовский?  Главная мысль ТВОРИ ДОБРО НА ВСЕЙ ЗЕМЛЕ                          (ДОБРОТА СПАСЁТ МИР) 7 IV.   Заключение Преемственность в использовании данной образовательной технологии помогает мне  в решении задач ФГОС, поскольку обеспечивает формирование таких сторон  читательского развития, как эмоциональная отзывчивость (активность читательских  чувств и точное улавливание авторских чувств, сопереживание ситуации, героям  произведения, автору); активность и объективность читательского воображения,  воссоздающего и творческого; постижение содержания произведения на уровне  репродуктивном (пересказ), аналитическом (вопросы к  тексту, размышления над  прочитанным, мотивировка событий, поступков героев), синтезирующем (концепция  произведения в целом); осмысление художественной формы на уровне детали и  композиции.  Данная технология может быть эффективно применена не только на уроках  литературного чтения, но и на уроках окружающего мира, математики и т.д.  Современная школа – это частица жизни, где ученик готовится не только к  будущему, но и воспитывается жизнью, он учится решать любые проблемы,  учится превращать информацию в знания, а знания применять на практике.  Школа должна помочь ребятам войти в мир реальных человеческих  отношений и научить их жить в современном обществе. Перед учителем стоит огромная задача. Ему предстоит вместе с детьми пройти долгий и трудный  путь в «завтра». Закончить я хочу строками Ф.Тютчева «Нам не дано предугадать, как слово  наше отзовётся…». Нам не дано предугадать, Как наше слово отзовётся. Посеять в душах благодать, Увы, не всякий раз дается. Но мы обязаны мечтать О дивном времени, и веке, Когда цветком прекрасным стать Сумеет личность человека И мы обязаны творить, Презрев все тяготы мирские, Чтоб истин светлых заложить Зачатки в души молодые, Чтоб верный путь им указать, Помочь в толпе не раствориться... Нам не дано предугадать, Но мы обязаны стремиться! 8 V. Рефлексия ­ Что такое для меня мастер? М – мудрость, приобретённая годами. А – активность, в ней сила, здоровье успех. С – Счастье. Макаренко писал: «Научить человека быть счастливым  нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым можно». Т­ творчество, чтобы озарять светом других, нужно носить солнце в себе. Е – единство, только в единстве Учитель – Ученик – Родители можно  добиться всех поставленных целей, создать атмосферу доверия и  ситуацию успеха. Р – результат. Я хочу увидеть своих учеников уверенными, умело  выбирающими свой путь в жизни. Желаю вам, коллеги, быть мастерами  своего дела.  Вот прошёл мой мастер­класс. Попрошу, коллеги, вас: Чтоб урок пошёл всем впрок, Подвести простой итог! Если мастер­ класс полезен, Или  просто интересен, Поднимают синий шар! Шар зелёный – непонятно И приемы все невнятны! Раз, два, три, четыре, пять – Начинаем надувать! А теперь шары подняли, Всему залу показали! В зале море, посмотри, Так итог мы подвели.   9 Список литературы: 1.Е.С. Савиков «Стандарты второго поколения», М: Просвещение, 2010 2.А.Г. Асмолов  «Как проектировать универсальные учебные действия в  начальной школе»,  М: Просвещение, 2010 3.Образовательные технологии : сб. мат. М. : Баласс, 2012. – 160 с. 4. Светловская, Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя /  Н.Н. Светловская // Начальная школа. – 2003. – № 1. – С. 11–18. 5.Чиндилова, О.В. Технология продуктивного чтения на разных этапах  непрерывного литературного образования в ОС «Школа 2100» : [Монография] / О.В.  Чиндилова. – М. : Баласс, 2010. – 208 с 6.С.М. Бондаренко, Г.Г. Граник, Л.А. Концева «Как учить работать с книгой», М.,1995 10 7.С.А. Дыбленко, О.В. Соболева «Обучение диалогу с текстом: взгяд  психолога и взгляд учителя», 2002, №8 8.О.В. Соболева «Беседы о чтении», цикл статей (2007, №8­12; 2008, №1,3) 9.Бунеев, Р.Н. Программа «Чтение и начальное литературное образование  (для четырёхлетней начальной школы)» [Электронный ресурс] / Р.Н. Бунеев,  Е.Н. Бунеева. – www.school2100.ru 10. Федеральные государственные требования к структуре основной  общеобразовательной программы дошкольного образования [Электронный ресурс]. – http://www.edu.ru 11

Мастер-класс "Я учу читать."

Мастер-класс "Я учу читать."

Мастер-класс "Я учу читать."

Мастер-класс "Я учу читать."

Мастер-класс "Я учу читать."

Мастер-класс "Я учу читать."

Мастер-класс "Я учу читать."

Мастер-класс "Я учу читать."

Мастер-класс "Я учу читать."

Мастер-класс "Я учу читать."

Мастер-класс "Я учу читать."

Мастер-класс "Я учу читать."

Мастер-класс "Я учу читать."

Мастер-класс "Я учу читать."

Мастер-класс "Я учу читать."

Мастер-класс "Я учу читать."

Мастер-класс "Я учу читать."

Мастер-класс "Я учу читать."

Мастер-класс "Я учу читать."

Мастер-класс "Я учу читать."

Мастер-класс "Я учу читать."

Мастер-класс "Я учу читать."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.02.2017