Мастерская по разрешению конфликтов: «Знакомый Незнакомец».
Холодной думай головой
Ведь в мире все закономерно
Зло, излученное тобой
К тебе вернется непременно.
Омар Хайям
Цель: осознание старшеклассниками собственных стратегий поведения в конфликтных ситуациях и формирование эффективных навыков поведения в конфликте.
Задачи:
· Ознакомить с понятием конфликт.
· Выявить собственный стиль поведения в конфликтной ситуации.
· Способствовать развитию свойств и качеств личности, необходимых для конструктивного разрешения конфликтных ситуаций.
Детей рассадить по группам, а группы создать по принципу ломаной линии. Ломаная представляется ростом участников.
Ход занятия.
1.Организационный момент. Психологическая разминка.
Два человека шли по пустынной дороге. Нещадно светило солнце. Повстречался им разносчик напитков.
- Не дашь ли нам немного своего божественного напитка? Нам очень хочется пить, - попросили они.
Разносчик ответил:
- Прежде чем я дам Вам попить, скажите мне Ваши имена.
- Меня зовут Откуда – Мы - Идём,- сказал первый.
- Меня зовут Куда – Мы - Идём, - сказал второй.
- У тебя прекрасное имя, Откуда – Мы – Идём, - сказал разносчик. – Я угощу тебя своим напитком. А у тебя, Куда – Мы – Идём, имя плохое. Должно быть, ты нехороший человек. И я не утолю твоей жажды.
Они заспорили и решили найти человека, который бы рассудил их. Нашли – рассказали, в чём дело. Судья выслушал и сказал:
- Разносчик, ты неправ. Прав Куда – Мы – Идём, потому что мы не можем взять больше ничего из того, что оставили сзади. А новое мы находим только там, куда мы идём.
Разносчик согласился:
-Да, это так.
И дал своего напитка Куда – Мы – Идём.
Хорошо, когда спор может рассудить кто-то грамотный или компетентный в определенном вопросе человек, а если такого человека нет, то возникает конфликтная ситуация или конфликт.
2. Классный руководитель: Теоретический блок
Слово «конфликт» в переводе с латинского означает «столкновение». Английский словарь синонимов дает такие понятия для термина «конфликт»: борьба, столкновение, несогласие, враждебность, оппозиция. Главную роль в возникновении конфликтов играют так называемые конфликтогены. Слово это означает «способствующие конфликту». Конфликтогенами мы называем слова, действия (или бездействие), могущие привести к конфликту. Рассмотрим наиболее распространенные конфликтогены каждого из типов.
· Стремление к превосходству:
Прямые проявления превосходства: приказание, угроза, замечание или любая другая Хвастовство, категоричность, безапелляционность – проявление излишней уверенности в своей правоте, самоуверенности; предполагает свое превосходство и подчинение собеседника, навязывание советов, перебивание собеседника, утаивание информации, подшучивание. Обман. Нарушение этики, перекладывание ответственности на другого человека.
· Проявления агрессивности.
· Проявления эгоизма. Корнем слова «эгоизм» является латинское «ego», обозначающее «я». Эгоизм – это ценностная ориентация человека, характеризующаяся преобладанием своекорыстных потребностей безотносительно к интересам других людей.
Виды конфликтов:
· Внутриличностный конфликт, это так называемое умение "жить в ладу с самим собой".
· Межличностный конфликт - это самый распространённый тип конфликта - представлен двумя сторонами.
· Межгрупповой конфликт.
· Между личностью и группой.
Существует пять методов разрешения конфликтов:
· Уклонение – уход от конфликта
· Сглаживание - убеждение
· Принуждение – подавление.
· Компромисс – это уступка во мнениях или действиях с обеих сторон. Путем и на основании взаимных уступок достигается разрешение конфликтных положений между сторонами.
Таким образом, мы с вами рассмотрели понятие «конфликт», его типы и методы преодоления конфликтов. Перейдём теперь к практической части.
3. Педагог – психолог. Конфликт – это противоречие, столкновение противоположных взглядов, интересов, точек зрения, форм поведения. Разногласие между людьми, чреватое для них серьезными последствиями, трудностями в установлении нормальных взаимоотношений. Необходимо владеть навыками общения.
3.1. Просмотр мультфильма «Как животные переходили по мостику». Обсуждение (мнение детей).
3.2. Задание - "Варианты общения".
Цель: развитие навыков общения как одного из элементов в профилактике конфликтов. Участники разбиваются на пары.
1) "Синхронный разговор".
Оба участника в паре говорят одновременно в течение 10 секунд. Можно предложить тему разговора. Например, "Книга, которую я прочел недавно". По сигналу разговор прекращается.
2) "Игнорирование".
В течение 30 секунд один участник из пары высказывается, а другой в это время полностью его игнорирует. Затем они меняются ролями.
3) "Спина к спине".
Во время упражнения участники сидят друг к другу спиной. В течение 30 секунд один участник высказывается, а другой в это время слушает его. Затем они меняются ролями.
4) "Активное слушание".
В течение одной минуты один участник говорит, а другой внимательно слушает его, всем своим видом показывая заинтересованность в общении с ним. Затем они меняются ролями.
Итоги:
- Как вы себя ощущали во время проведения первых трех упражнений?
- Не казалось ли вам, что вы слушаете с усилием, что это не так просто?
- Что мешало вам чувствовать себя комфортно?
- Как вы себя ощущали во время последнего упражнения?
- Что помогает вам в общении?
Вывод: Общение – процесс взаимодействия людей, обмена информацией между ними, их взаимного влияния.
4. Социальный педагог.
Работа в парах: «Причины возникновения конфликтных ситуаций».
Цель: обозначить причины, из-за которых могут возникать конфликтные ситуации.
Задание: Ребята делятся на две команды. Каждой команде необходимо продумать и написать причины, которые, по их мнению, могут приводить к конфликтным ситуациям
Вывод: вы назвали много причин, почему могут возникать конфликты, но чаще всего они сводятся к стремлению к превосходству, проявлению агрессивности или эгоизма.
5. Педагог – психолог. Предлагаю продолжить разговор о навыках общения.
Цель: изучить процесс выработки и принятия группового решения в ходе общения и групповой дискуссии.
Игра "Воздушный шар"
- Прошу всех внимательно выслушать информацию.
- Представьте себе, что вы экипаж научной экспедиции, которая возвращается на воздушном шаре после выполнения научных изысканий. Вы осуществляли аэрофотосъемку необитаемых островов. Вся работа выполнена успешно. Вы уже готовитесь к встрече с родными и близкими, летите над океаном и до земли 500 – 550 км. Произошло непредвиденное – в оболочке воздушного шара по неизвестным причинам образовалось отверстие, через которое выходит газ, заполнявший оболочку. Шар начинает стремительно снижаться. Выброшены за борт все мешки с балластом (песком), которые были припасены на этот случай в гондоле воздушного шара. На некоторое время падение замедлилось, но не прекратилось.
Вот перечень предметов и вещей, которые остались в корзине шара:
№ |
Наименование |
Количество |
1 |
Канат |
50 м |
2 |
Аптечка с медикаментами |
5 кг |
3 |
Компас гидравлический |
6 кг |
4 |
Консервы мясные и рыбные |
20 кг |
5 |
Секстант для определения местонахождения по звездам |
5 кг |
6 |
Винтовка с оптическим прицелом и запасом патронов |
25 кг |
7 |
Конфеты разные |
20 кг |
8 |
Спальные мешки (по одному на каждого члена экипаж |
5 кг |
9 |
Ракетница с комплектом сигнальных ракет |
8 кг |
10 |
Палатка 10-местная |
20 кг |
11 |
Баллон с кислородом |
50 кг |
12 |
Комплект географических карт |
25 кг |
13 |
Канистра с питьевой водой |
20 л |
14 |
Транзисторный радиоприемник |
3 кг |
15 |
Лодка резиновая надувная |
25 кг |
Через 5 минут шар стал падать с прежней, очень большой скоростью. Весь экипаж собрался в центре корзины для того, чтобы обсудить создавшееся положение. Нужно принимать решение, что и в какой последовательности выбрасывать за борт.
Ваша задача – решить вопрос о том, что и в какой последовательности следует выбросить. Но сначала примите это решение самостоятельно. Для этого нужно взять лист бумаги, переписать список предметов и вещей, а затем с правой стороны рядом с каждым наименованием поставить порядковый номер, соответствующий значимости предмета, рассудив примерно так: "На первое место я поставлю комплект карт, поскольку он совсем не нужен, на второе – баллон с кислородом, на третье – конфеты и т.д.".
При определении значимости предметов и вещей, т.е. очередности, с какой вы будете от них избавляться, нужно иметь в виду, что выбрасывается все, а не часть, т.е. все конфеты, а не половина.
Когда вы примите индивидуальное решение, нужно собраться в центр (в круг) и приступить к выработке группового решения, руководствуясь следующими правилами:
1) высказать свое мнение может любой член экипажа;
2) количество высказываний одного человека не ограничивается;
3) решение принимается, когда за него проголосуют все члены экипажа без исключения;
4) если хотя бы один возражает против принятия данного решения, оно не принимается, и группа должна искать иной выход;
5) решения должны быть приняты в отношении всего перечня предметов и вещей.
Время, которое есть в распоряжении экипажа, неизвестно. Сколько еще будет продолжаться падение? Во многом это зависит от того, как быстро вы будете принимать решения. Если экипаж единогласно проголосует за то, чтобы выкинуть какой-то предмет, он считается выброшенным, и это может замедлить падение шара.
Я желаю вам успешной работы. Главное – остаться в живых. Если не сможете договориться, вы разобьетесь. Помните об этом!"
Время на игру: 20 – 25 минут.
Итог: Если группа сумела принять все 15 решений при 100 %-ном голосовании:
- Я поздравляю вас, вы успешно справились.
- Как вы думаете, в чем причина успешного выполнения задания?
Если они не смогли принять за отведенное время все 15 решений:
- экипаж разбился
- давайте подумаем над причинами, которые привели к этой катастрофе.
Проводиться анализ результатов и хода игры, разбираемся в причинах удачи или неудачи, анализируем ошибки и попытаемся прийти к общему мнению.
6. Социальный педагог.
Упражнение «Снежинка». Цель: актуализация понятия того, что все люди разные и мысли, и взгляды у них тоже будут разными
Задание: работа без слов, не общаясь с участниками. Надо сложить салфетку пополам, оторвать правый верхний угол, сложить еще раз пополам и оторвать правый верхний угол. Еще раз сложить пополам, оторвать правый верхний угол. Затем развернуть салфетку и посмотреть на получившуюся снежинку
Рефлексия: почему у всех снежинки получились разными, хотя алгоритм был точным для всех? Вывод: у всех снежинки получились разными, т.к. каждый из нас индивидуальность. У нас разные интересы, мечты, стремления. И конфликты в нашей жизни – это естественно, так как все люди разные. Конфликтов нет только тогда, когда все были бы одинаковые как роботы, все делали и думали бы одинаково. Мир был бы скучным и неизменным, если бы все были одинаковыми, главное, чтобы, конфликты не разрушали наших отношений с хорошими людьми.
7. Тест. «Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации».
Инструкция: Ребята! Постарайтесь искренне ответить на вопрос: «Как вы обычно ведете себя в конфликтной ситуации или споре?». Если вам свойственно то или иное поведение, поставьте соответствующее количество баллов после каждого номера ответа, характеризующего определенный стиль поведения.
Если подобным образом вы ведете себя:
часто – поставьте 3 балла;
от случая к случаю – 2 балла;
редко – 1 балл.
Вопрос: «Как вы обычно ведете себя в споре или конфликтной ситуации?»
Ответы:
1. Угрожаю или дерусь.
2. Стараюсь принять точку зрения противника, считаюсь с ней, как со своей.
3. Ищу компромиссы.
4. Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно.
5. Избегаю противника.
6. Желаю, во что бы то ни стало добиться своих целей.
7. Пытаюсь выяснить, с чем я согласен, а с чем – категорически нет.
8. Иду на компромисс.
9. Сдаюсь.
10. Меняю тему.
11. Настойчиво повторяю одну мысль, пока не добьюсь своего.
12.Пытаюсь найти исток конфликта, понять, с чего все началось.
13. Немножко уступлю и подтолкну тем самым к уступкам другую сторону.
14. Предлагаю мир.
15. Пытаюсь обратить все в шутку.
Бланк ответа
№ вопроса |
баллы |
№ вопроса |
баллы |
№ вопроса |
баллы |
сумма |
|
«А» |
1 |
6 |
11 |
||||
«Б» |
2 |
7 |
12 |
||||
«В» |
3 |
8 |
13 |
||||
«Г» |
4 |
9 |
14 |
||||
«Д» |
5 |
10 |
15 |
Обработка результатов теста: Подсчитайте количество баллов по строчкам А. Б, В, Г, Д – соответственно. Каждая буква соответствует определенному типу поведения, проставьте количество баллов по каждой строке и определите свой ведущий тип поведения. Наибольшая сумма указывает на индивидуальные особенности поведения. Поднимите руки те, которые набрали больше всего баллов по 1 шкале и раздаёт им картинки с изображением акулы; по II шкале - картинки с изображением совы; по III шкале - картинки с изображением лисы, по IV - медвежонка, по V - черепахи.
Если вы набрали больше всего баллов под буквами:
«А» - это «жесткий тип решения конфликтов и споров». Вы до последнего стоите на своем, защищая свою позицию. Во что бы то ни стало, вы стремитесь выиграть. Это тип человека, который всегда считает себя правым. Тип 1 "Акула" - силовая стратегия цели, конфликт решается выигрышем только для себя (доминирование).
Ориентация только на свои интересы и игнорирование интересов своего партнёра, то есть стремление добиться своих интересов в ущерб другому.
Преимущества: не копятся отрицательные эмоции; подходит для экстремальных ситуаций. Недостатки: конфликт не решается справедливо; постоянный конфликт со всеми
«Б» - это «демократичный» стиль. Вы придерживаетесь мнения, что всегда можно договориться. Во время спора вы пытаетесь предложить альтернативу, ищите решения, которые удовлетворили бы обе стороны. Тип 2 "Сова" - мудрая птица, ценит и цели, и взаимоотношения, открыто определяет позиции и пути выхода в совместной работе по достижению целей, стремится найти решения, удовлетворяющие всех участников (сотрудничество)".
Преимущества: справедливое, окончательное разрешение конфликта. Недостатки: «Совой» быть трудно, так как надо думать не только о себе, но и о других.
«В» - это «компромиссный» стиль. С самого начала вы согласны на компромисс.
Тип 3 "Лиса" - стратегия хитроумного компромисса, при хороших взаимоотношениях добивается осуществления своих целей (компромисс).
Преимущества: быстрое разрешение конфликта, но не всегда справедливое.
Недостатки: может накапливаться неудовлетворённость у людей
«Г» - «мягкий» стиль. Своего противника вы уничтожаете добротой. С готовностью встаете на точку зрения противника, отказываетесь от своей. Тип 4 "Медвежонок" - сглаживание углов: такие люди любят, чтобы их понимали и ценили, ради чего жертвуют успехом (уступчивость).
Преимущества: Сохраняются взаимоотношения между людьми. Недостатки: конфликты не решаются, накапливаются и снова возвращают
«Д» - «уходящий» стиль. Ваше кредо – «вовремя уйти». Вы стараетесь не обострять ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения». Тип 5 "Черепаха" - уход под панцирь, отказ от достижения целей и от участия во взаимоотношениях с другими участниками, один из вариантов самодостаточности (избегание).
Преимущества: это «безопасный стиль в опасности»; человек сам конфликты не создаёт. Недостатки: конфликт не решается и может возникнуть через некоторое время. Теперь вы знаете свой стиль поведения в конфликте.
8. Итог занятия.
Спор ветра с солнцем. Однажды сердитый
северный Ветер и Солнце затеяли спор о том, кто из них сильнее. Долго они
спорили и решили испробовать свою силу на одном путешественнике. Ветер сказал:
«Я сейчас вмиг сорву с него плащ!» И начал дуть. Он дул очень сильно и долго.
Но человек только плотнее закутывался в свой плащ. Тогда Солнце начало
пригревать путника. Он сначала опустил воротник, потом развязал пояс, а потом
снял плащ и понёс его на руке. Солнце сказало Ветру: «Видишь: добром, лаской,
можно добиться гораздо большего, чем насилием».
«Проживая жизнь, мы вновь и вновь попадаем в конфликтогенную зону,
но мы не должны пугаться этого объективного обстоятельства. Нам необходимо
разрешать конфликты так, чтобы никто не видел, что конфликты были. И в
заключении хочется вам сказать использование конструктивных путей решения
конфликта поможет вам сохранить друзей и не обрести врагов». Спасибо за
внимание. До новых встреч!
Приложения.
Бланк ответа
№ вопроса |
баллы |
№ вопроса |
баллы |
№ вопроса |
баллы |
сумма |
|
«А» |
1 |
6 |
11 |
||||
«Б» |
2 |
7 |
12 |
||||
«В» |
3 |
8 |
13 |
||||
«Г» |
4 |
9 |
14 |
||||
«Д» |
5 |
10 |
15 |
Если подобным образом вы ведете себя:
часто – поставьте 3 балла;
от случая к случаю – 2 балла;
редко – 1 балл.
№ |
Наименование |
Количество |
1 |
Канат |
50 м |
2 |
Аптечка с медикаментами |
5 кг |
3 |
Компас гидравлический |
6 кг |
4 |
Консервы мясные и рыбные |
20 кг |
5 |
Секстант для определения местонахождения по звездам |
5 кг |
6 |
Винтовка с оптическим прицелом и запасом патронов |
25 кг |
7 |
Конфеты разные |
20 кг |
8 |
Спальные мешки (по одному на каждого члена экипаж |
5 кг |
9 |
Ракетница с комплектом сигнальных ракет |
8 кг |
10 |
Палатка 10-местная |
20 кг |
11 |
Баллон с кислородом |
50 кг |
12 |
Комплект географических карт |
25 кг |
13 |
Канистра с питьевой водой |
20 л |
14 |
Транзисторный радиоприемник |
3 кг |
15 |
Лодка резиновая надувная |
25 кг |
Тип 1 "Акула".
Тип 2 "Сова".
Тип 3 "Лиса".
Тип 4 "Медвежонок".
Тип 5 "Черепаха"
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.