Мастерская по разрешению конфликтов «Знакомый Незнакомец».

  • docx
  • 09.11.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Мастерская по разрешению конфликтов «Знакомый Незнакомец»..docx

Мастерская по разрешению конфликтов: «Знакомый Незнакомец».

Холодной думай головой

Ведь в мире все закономерно

Зло, излученное тобой

К тебе вернется непременно.

                                 Омар Хайям

 

     Цель: осознание старшеклассниками собственных стратегий поведения в конфликтных ситуациях и формирование эффективных навыков поведения в конфликте.

     Задачи:

·         Ознакомить с понятием конфликт.

·         Выявить собственный стиль поведения в конфликтной ситуации.

·         Способствовать развитию свойств и качеств личности, необходимых для конструктивного разрешения конфликтных ситуаций.

Детей рассадить по группам, а  группы создать по принципу ломаной линии. Ломаная представляется ростом участников.

Ход занятия.

 

1.Организационный момент. Психологическая разминка.

Два человека шли по пустынной дороге. Нещадно светило солнце. Повстречался им разносчик напитков.

- Не дашь ли нам немного своего божественного напитка? Нам очень хочется пить, - попросили они.

Разносчик ответил:

- Прежде чем я дам Вам попить, скажите мне Ваши имена.

- Меня зовут Откуда – Мы - Идём,- сказал первый.

- Меня зовут Куда – Мы - Идём, - сказал второй.

- У тебя прекрасное имя, Откуда – Мы – Идём, - сказал разносчик. – Я угощу тебя своим напитком. А у тебя, Куда – Мы – Идём, имя плохое. Должно быть, ты нехороший человек. И я не утолю твоей жажды.

Они заспорили и решили найти человека, который бы рассудил их. Нашли – рассказали, в чём дело. Судья выслушал и сказал:

- Разносчик, ты неправ. Прав Куда – Мы – Идём, потому что мы не можем взять больше ничего из того, что оставили сзади. А новое мы находим только там, куда мы идём.

Разносчик согласился:

 -Да, это так.

И дал своего напитка Куда – Мы – Идём.

     Хорошо, когда спор может рассудить кто-то грамотный или компетентный в определенном вопросе человек, а если такого человека нет, то возникает конфликтная ситуация или конфликт.

2. Классный руководитель: Теоретический блок

     Слово «конфликт» в переводе с латинского означает «столкновение». Английский словарь синонимов дает такие понятия для термина «конфликт»: борьба, столкновение, несогласие, враждебность, оппозиция. Главную роль в возникновении конфликтов играют так называемые конфликтогены. Слово это означает «способствующие конфликту». Конфликтогенами мы называем слова, действия (или бездействие), могущие привести к конфликту. Рассмотрим наиболее распространенные конфликтогены каждого из типов.

·        Стремление к превосходству:

     Прямые проявления превосходства: приказание, угроза, замечание или любая другая  Хвастовство, категоричность, безапелляционность – проявление излишней уверенности в своей правоте, самоуверенности; предполагает свое превосходство и подчинение собеседника, навязывание советов, перебивание собеседника, утаивание информации, подшучивание. Обман. Нарушение этики, перекладывание ответственности на другого человека.

·         Проявления агрессивности.

·        Проявления эгоизма. Корнем слова «эгоизм» является латинское «ego», обозначающее «я». Эгоизм – это ценностная ориентация человека, характеризующаяся преобладанием своекорыстных потребностей безотносительно к интересам других людей.

Виды конфликтов:

·         Внутриличностный конфликт, это так называемое умение "жить в ладу с самим собой".

·         Межличностный конфликт - это самый распространённый тип конфликта -  представлен двумя сторонами.

·         Межгрупповой конфликт. 

·         Между личностью и группой.

Существует пять методов разрешения конфликтов:

·         Уклонение уход от конфликта

·         Сглаживание - убеждение

·         Принуждениеподавление.

·         Компромисс – это уступка во мнениях или  действиях с обеих сторон. Путем  и на основании взаимных уступок достигается разрешение конфликтных  положений между сторонами.

  • Решение проблемы.

Таким образом, мы с вами рассмотрели понятие «конфликт», его типы и методы преодоления конфликтов. Перейдём теперь к практической части.

3. Педагог – психолог. Конфликт – это противоречие, столкновение противоположных взглядов, интересов, точек зрения, форм поведения. Разногласие между людьми, чреватое для них серьезными последствиями, трудностями в установлении нормальных взаимоотношений. Необходимо владеть навыками общения.

3.1. Просмотр мультфильма «Как животные переходили по мостику». Обсуждение (мнение детей).

3.2. Задание - "Варианты общения".

Цель: развитие навыков общения как одного из элементов в профилактике конфликтов. Участники разбиваются на пары.

1)    "Синхронный разговор".

      Оба участника в паре говорят одновременно в течение 10 секунд. Можно предложить тему разговора. Например, "Книга, которую я прочел недавно". По сигналу разговор прекращается.

2) "Игнорирование".

      В течение 30 секунд один  участник из пары высказывается, а другой в это время полностью его игнорирует. Затем они меняются ролями.

3) "Спина к спине".

      Во время упражнения участники сидят друг к другу спиной. В течение 30 секунд один  участник  высказывается, а другой в это время слушает его. Затем они меняются  ролями.

4) "Активное слушание".

      В течение одной минуты один  участник говорит, а другой  внимательно слушает его, всем своим видом  показывая  заинтересованность  в общении с ним. Затем они меняются  ролями.

Итоги:

-  Как вы себя ощущали во время  проведения  первых  трех  упражнений?

-  Не казалось ли вам, что вы слушаете с усилием, что это не так просто?

-  Что мешало вам чувствовать себя  комфортно?

-  Как вы себя ощущали во время последнего упражнения?

-  Что помогает вам в общении?

Вывод:  Общение – процесс взаимодействия  людей, обмена  информацией между ними, их взаимного влияния.

4. Социальный педагог.

     Работа в парах: «Причины возникновения конфликтных ситуаций».

Цель: обозначить причины, из-за которых могут возникать конфликтные ситуации.

Задание: Ребята делятся на две команды. Каждой команде необходимо продумать и написать причины, которые, по их мнению, могут приводить к конфликтным ситуациям

Вывод: вы назвали много причин, почему могут возникать конфликты, но чаще всего они сводятся к стремлению к превосходству, проявлению агрессивности или эгоизма.

5. Педагог – психолог.     Предлагаю продолжить  разговор о навыках общения.

Цель: изучить процесс выработки и принятия группового решения в ходе общения и групповой дискуссии.

Игра  "Воздушный шар"

- Прошу всех внимательно выслушать информацию.

- Представьте себе, что вы экипаж научной экспедиции, которая возвращается на воздушном шаре после выполнения научных изысканий. Вы осуществляли аэрофотосъемку необитаемых островов. Вся работа выполнена успешно. Вы уже готовитесь к встрече с родными и близкими, летите над океаном и до земли 500 – 550 км. Произошло непредвиденное – в оболочке воздушного шара по неизвестным причинам образовалось отверстие, через которое выходит газ, заполнявший оболочку. Шар начинает стремительно снижаться. Выброшены за борт все мешки с балластом (песком), которые были припасены на этот случай в гондоле воздушного шара. На некоторое время падение замедлилось, но не прекратилось.

 

Вот перечень предметов и вещей, которые остались в корзине шара:

 

Наименование

Количество

1

Канат

50 м

2

Аптечка с медикаментами

5 кг

3

Компас гидравлический

6 кг

4

Консервы мясные и рыбные

20 кг

5

Секстант для определения местонахождения по звездам

5 кг

6

Винтовка с оптическим прицелом и запасом патронов

25 кг

7

Конфеты разные

20 кг

8

Спальные мешки (по одному на каждого члена экипаж

5 кг

9

Ракетница с комплектом сигнальных ракет

8 кг

10

Палатка 10-местная

20 кг

11

Баллон с кислородом

50 кг

12

Комплект географических карт

25 кг

13

Канистра с питьевой водой

20 л

14

Транзисторный радиоприемник

3 кг

15

Лодка резиновая надувная

25 кг

                       

      Через 5 минут шар стал падать с прежней, очень большой скоростью. Весь экипаж собрался в центре корзины для того, чтобы обсудить создавшееся положение. Нужно принимать решение, что и в какой последовательности выбрасывать за борт.

     Ваша задача – решить вопрос о том, что и в какой последовательности следует выбросить. Но сначала примите это решение самостоятельно. Для этого нужно взять лист бумаги, переписать список предметов и вещей, а затем с правой стороны рядом с каждым наименованием поставить порядковый номер, соответствующий значимости предмета, рассудив примерно так: "На первое место я поставлю комплект карт, поскольку он совсем не нужен, на второе – баллон с кислородом, на третье – конфеты и т.д.".

     При  определении  значимости  предметов и вещей, т.е. очередности, с какой вы будете от них избавляться, нужно иметь в виду, что выбрасывается  все, а  не часть, т.е. все конфеты, а не половина.

     Когда вы примите индивидуальное решение, нужно собраться в центр (в круг) и приступить к выработке группового решения, руководствуясь следующими  правилами:

1) высказать свое мнение может любой член экипажа;

2) количество высказываний одного  человека не ограничивается;

3) решение принимается, когда за него проголосуют все члены экипажа без исключения;

4) если хотя бы один возражает против принятия данного решения, оно не принимается, и группа должна искать иной выход;

5) решения должны быть приняты в отношении всего перечня предметов и вещей.

    Время, которое есть в распоряжении экипажа, неизвестно. Сколько еще будет продолжаться падение? Во многом это зависит от того, как быстро вы будете принимать решения. Если экипаж единогласно проголосует за то, чтобы выкинуть какой-то предмет, он считается выброшенным, и это может замедлить падение шара.

    Я желаю вам успешной работы. Главное – остаться в живых. Если не сможете договориться, вы разобьетесь. Помните об этом!"

Время на игру: 20 – 25 минут.

Итог:  Если группа сумела принять все 15 решений при 100 %-ном голосовании:

-  Я поздравляю вас, вы успешно справились.

-  Как  вы думаете,   в чем причина успешного выполнения задания?

Если они не смогли принять за отведенное время все 15 решений:

 - экипаж разбился

- давайте  подумаем над причинами, которые привели к этой катастрофе.

     Проводиться  анализ  результатов и хода игры, разбираемся в  причинах удачи или неудачи, анализируем ошибки и попытаемся  прийти к  общему  мнению.

6. Социальный педагог.

     Упражнение «Снежинка». Цель: актуализация понятия того, что все люди разные и мысли, и взгляды у них тоже будут разными

Задание: работа без слов, не общаясь с участниками. Надо сложить салфетку пополам, оторвать правый верхний угол, сложить еще раз пополам и оторвать правый верхний угол. Еще раз сложить пополам, оторвать правый верхний угол. Затем развернуть салфетку и посмотреть на получившуюся снежинку

Рефлексия: почему у всех снежинки получились разными, хотя алгоритм был точным для всех? Вывод: у всех снежинки получились разными, т.к. каждый из нас индивидуальность. У нас разные интересы, мечты, стремления. И конфликты в нашей жизни – это естественно, так как все люди разные. Конфликтов нет только тогда, когда все были бы одинаковые как роботы, все делали и думали бы одинаково. Мир был бы скучным и неизменным, если бы все были одинаковыми, главное, чтобы, конфликты не разрушали наших отношений с хорошими людьми.

7. Тест. «Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации».

Инструкция: Ребята! Постарайтесь искренне ответить на вопрос: «Как вы обычно  ведете себя в конфликтной ситуации или споре?». Если  вам свойственно то или иное поведение, поставьте соответствующее количество баллов после каждого номера  ответа, характеризующего определенный стиль поведения.

Если подобным образом вы ведете себя:

часто – поставьте  3 балла;

от случая к случаю – 2 балла;

редко – 1 балл.

Вопрос: «Как вы обычно ведете себя в споре или конфликтной ситуации?»

Ответы:

1. Угрожаю или дерусь.

2. Стараюсь принять точку зрения противника, считаюсь с ней, как  со своей.

3.     Ищу компромиссы.

4.     Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно.

5.     Избегаю противника.

6.     Желаю, во что бы то ни стало добиться своих целей.

7.     Пытаюсь выяснить, с чем я согласен, а с чем – категорически нет.

8.     Иду на компромисс.

9.     Сдаюсь.

10.  Меняю тему.

11.  Настойчиво повторяю одну мысль, пока не добьюсь своего.

           12.Пытаюсь найти исток конфликта, понять, с чего все началось.

13. Немножко уступлю и подтолкну тем самым  к уступкам другую сторону.

14.  Предлагаю мир.

15.  Пытаюсь обратить все в шутку.

Бланк ответа

вопроса

баллы

вопроса

баллы

вопроса

баллы

сумма

«А»

1

6

11

«Б»

2

7

12

«В»

3

8

13

«Г»

4

9

14

«Д»

5

10

15

Обработка результатов теста: Подсчитайте количество баллов по строчкам А. Б, В, Г, Д – соответственно. Каждая буква соответствует определенному типу поведения, проставьте количество баллов по каждой строке и определите свой ведущий тип поведения.  Наибольшая сумма указывает на индивидуальные особенности поведения. Поднимите руки те, которые набрали больше всего баллов по 1 шкале и раздаёт им картинки с изображением акулы; по II шкале - картинки с изображением совы; по III шкале - картинки с изображением лисы, по IV - медвежонка, по V - черепахи

Если вы набрали больше всего баллов под буквами:

«А» - это «жесткий тип решения конфликтов и споров». Вы до последнего стоите на своем, защищая свою позицию. Во что бы то ни стало, вы стремитесь выиграть. Это тип человека, который всегда считает себя правым.  Тип 1 "Акула" - силовая стратегия цели, конфликт решается выигрышем только для себя (доминирование).

Ориентация только на свои интересы и игнорирование интересов своего партнёра, то есть стремление добиться своих интересов в ущерб другому.

Преимущества: не копятся отрицательные эмоции;  подходит для экстремальных ситуаций. Недостатки: конфликт не решается справедливо;  постоянный конфликт со всеми

 «Б» - это «демократичный» стиль. Вы придерживаетесь мнения, что всегда можно договориться. Во время спора вы пытаетесь предложить альтернативу, ищите решения, которые удовлетворили бы обе стороны.  Тип 2 "Сова" - мудрая птица, ценит и цели, и взаимоотношения, открыто определяет позиции и пути выхода в совместной работе по достижению целей, стремится найти решения, удовлетворяющие всех участников (сотрудничество)".

Преимущества: справедливое, окончательное разрешение конфликта. Недостатки: «Совой» быть трудно, так как надо думать не только о себе, но и о других. 

«В» - это «компромиссный» стиль. С самого начала вы согласны на компромисс. 

   Тип 3 "Лиса" - стратегия хитроумного компромисса, при хороших взаимоотношениях добивается осуществления своих целей (компромисс).

Преимущества: быстрое разрешение конфликта, но не всегда справедливое.

Недостатки: может накапливаться неудовлетворённость у людей

«Г» - «мягкий» стиль. Своего противника вы уничтожаете добротой. С готовностью встаете на точку зрения противника, отказываетесь от своей.  Тип 4 "Медвежонок" - сглаживание углов: такие люди любят, чтобы их понимали и ценили, ради чего жертвуют успехом (уступчивость).

Преимущества: Сохраняются взаимоотношения между людьми. Недостатки: конфликты не решаются, накапливаются и снова возвращают

«Д» - «уходящий» стиль. Ваше кредо – «вовремя уйти». Вы стараетесь не обострять ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения».  Тип 5 "Черепаха" - уход под панцирь, отказ от достижения целей и от участия во взаимоотношениях с другими участниками, один из вариантов самодостаточности (избегание).

Преимущества: это «безопасный стиль в опасности»; человек сам конфликты не создаёт. Недостатки: конфликт не решается и может возникнуть через некоторое время. Теперь вы знаете свой стиль поведения в конфликте.

8.  Итог занятия.

     Спор ветра с солнцем. Однажды сердитый северный Ветер и Солнце затеяли спор о том, кто из них сильнее. Долго они спорили и решили испробовать свою силу на одном путешественнике. Ветер сказал: «Я сейчас вмиг сорву с него плащ!» И начал дуть. Он дул очень сильно и долго. Но человек только плотнее закутывался в свой плащ. Тогда Солнце начало пригревать путника. Он сначала опустил воротник, потом развязал пояс, а потом снял плащ и понёс его на руке. Солнце сказало Ветру: «Видишь: добром, лаской, можно добиться гораздо большего, чем насилием».
     «Проживая жизнь, мы вновь и вновь попадаем в конфликтогенную зону, но мы не должны пугаться этого объективного обстоятельства. Нам необходимо разрешать конфликты так, чтобы никто не видел, что конфликты были. И в заключении хочется вам сказать использование конструктивных путей решения конфликта поможет вам сохранить друзей и не обрести врагов». Спасибо за внимание. До новых встреч!

 

 

Приложения.

Бланк ответа

вопроса

баллы

вопроса

баллы

вопроса

баллы

сумма

«А»

1

6

11

«Б»

2

7

12

«В»

3

8

13

«Г»

4

9

14

«Д»

5

10

15

Если подобным образом вы ведете себя:

часто – поставьте  3 балла;

от случая к случаю – 2 балла;

редко – 1 балл.

 

 

 

 

Наименование

Количество

1

Канат

50 м

2

Аптечка с медикаментами

5 кг

3

Компас гидравлический

6 кг

4

Консервы мясные и рыбные 

20 кг

5

Секстант для определения местонахождения по звездам

5 кг

6

Винтовка с оптическим прицелом и запасом патронов

25 кг

7

Конфеты разные

20 кг

8

Спальные мешки (по одному на каждого члена экипаж      

5 кг

9

Ракетница с комплектом сигнальных ракет

8 кг

10

Палатка 10-местная     

20 кг

11

Баллон с кислородом  

50 кг

12

Комплект географических карт     

25 кг

13

Канистра с питьевой водой  

20 л

14

Транзисторный радиоприемник    

3 кг

15

Лодка резиновая надувная   

25 кг

 

 

 

Тип 1 "Акула".

Тип 2 "Сова".

Тип 3 "Лиса".

Тип 4 "Медвежонок".

Тип 5 "Черепаха"


 

Скачано с www.znanio.ru