Мастерская по разрешению конфликтов «Знакомый Незнакомец».
Оценка 4.9

Мастерская по разрешению конфликтов «Знакомый Незнакомец».

Оценка 4.9
docx
09.11.2020
Мастерская по разрешению конфликтов «Знакомый Незнакомец».
Мастерская по разрешению конфликтов «Знакомый Незнакомец»..docx

Мастерская по разрешению конфликтов: «Знакомый Незнакомец».

Холодной думай головой

Ведь в мире все закономерно

Зло, излученное тобой

К тебе вернется непременно.

                                 Омар Хайям

 

     Цель: осознание старшеклассниками собственных стратегий поведения в конфликтных ситуациях и формирование эффективных навыков поведения в конфликте.

     Задачи:

·         Ознакомить с понятием конфликт.

·         Выявить собственный стиль поведения в конфликтной ситуации.

·         Способствовать развитию свойств и качеств личности, необходимых для конструктивного разрешения конфликтных ситуаций.

Детей рассадить по группам, а  группы создать по принципу ломаной линии. Ломаная представляется ростом участников.

Ход занятия.

 

1.Организационный момент. Психологическая разминка.

Два человека шли по пустынной дороге. Нещадно светило солнце. Повстречался им разносчик напитков.

- Не дашь ли нам немного своего божественного напитка? Нам очень хочется пить, - попросили они.

Разносчик ответил:

- Прежде чем я дам Вам попить, скажите мне Ваши имена.

- Меня зовут Откуда – Мы - Идём,- сказал первый.

- Меня зовут Куда – Мы - Идём, - сказал второй.

- У тебя прекрасное имя, Откуда – Мы – Идём, - сказал разносчик. – Я угощу тебя своим напитком. А у тебя, Куда – Мы – Идём, имя плохое. Должно быть, ты нехороший человек. И я не утолю твоей жажды.

Они заспорили и решили найти человека, который бы рассудил их. Нашли – рассказали, в чём дело. Судья выслушал и сказал:

- Разносчик, ты неправ. Прав Куда – Мы – Идём, потому что мы не можем взять больше ничего из того, что оставили сзади. А новое мы находим только там, куда мы идём.

Разносчик согласился:

 -Да, это так.

И дал своего напитка Куда – Мы – Идём.

     Хорошо, когда спор может рассудить кто-то грамотный или компетентный в определенном вопросе человек, а если такого человека нет, то возникает конфликтная ситуация или конфликт.

2. Классный руководитель: Теоретический блок

     Слово «конфликт» в переводе с латинского означает «столкновение». Английский словарь синонимов дает такие понятия для термина «конфликт»: борьба, столкновение, несогласие, враждебность, оппозиция. Главную роль в возникновении конфликтов играют так называемые конфликтогены. Слово это означает «способствующие конфликту». Конфликтогенами мы называем слова, действия (или бездействие), могущие привести к конфликту. Рассмотрим наиболее распространенные конфликтогены каждого из типов.

·        Стремление к превосходству:

     Прямые проявления превосходства: приказание, угроза, замечание или любая другая  Хвастовство, категоричность, безапелляционность – проявление излишней уверенности в своей правоте, самоуверенности; предполагает свое превосходство и подчинение собеседника, навязывание советов, перебивание собеседника, утаивание информации, подшучивание. Обман. Нарушение этики, перекладывание ответственности на другого человека.

·         Проявления агрессивности.

·        Проявления эгоизма. Корнем слова «эгоизм» является латинское «ego», обозначающее «я». Эгоизм – это ценностная ориентация человека, характеризующаяся преобладанием своекорыстных потребностей безотносительно к интересам других людей.

Виды конфликтов:

·         Внутриличностный конфликт, это так называемое умение "жить в ладу с самим собой".

·         Межличностный конфликт - это самый распространённый тип конфликта -  представлен двумя сторонами.

·         Межгрупповой конфликт. 

·         Между личностью и группой.

Существует пять методов разрешения конфликтов:

·         Уклонение уход от конфликта

·         Сглаживание - убеждение

·         Принуждениеподавление.

·         Компромисс – это уступка во мнениях или  действиях с обеих сторон. Путем  и на основании взаимных уступок достигается разрешение конфликтных  положений между сторонами.

  • Решение проблемы.

Таким образом, мы с вами рассмотрели понятие «конфликт», его типы и методы преодоления конфликтов. Перейдём теперь к практической части.

3. Педагог – психолог. Конфликт – это противоречие, столкновение противоположных взглядов, интересов, точек зрения, форм поведения. Разногласие между людьми, чреватое для них серьезными последствиями, трудностями в установлении нормальных взаимоотношений. Необходимо владеть навыками общения.

3.1. Просмотр мультфильма «Как животные переходили по мостику». Обсуждение (мнение детей).

3.2. Задание - "Варианты общения".

Цель: развитие навыков общения как одного из элементов в профилактике конфликтов. Участники разбиваются на пары.

1)    "Синхронный разговор".

      Оба участника в паре говорят одновременно в течение 10 секунд. Можно предложить тему разговора. Например, "Книга, которую я прочел недавно". По сигналу разговор прекращается.

2) "Игнорирование".

      В течение 30 секунд один  участник из пары высказывается, а другой в это время полностью его игнорирует. Затем они меняются ролями.

3) "Спина к спине".

      Во время упражнения участники сидят друг к другу спиной. В течение 30 секунд один  участник  высказывается, а другой в это время слушает его. Затем они меняются  ролями.

4) "Активное слушание".

      В течение одной минуты один  участник говорит, а другой  внимательно слушает его, всем своим видом  показывая  заинтересованность  в общении с ним. Затем они меняются  ролями.

Итоги:

-  Как вы себя ощущали во время  проведения  первых  трех  упражнений?

-  Не казалось ли вам, что вы слушаете с усилием, что это не так просто?

-  Что мешало вам чувствовать себя  комфортно?

-  Как вы себя ощущали во время последнего упражнения?

-  Что помогает вам в общении?

Вывод:  Общение – процесс взаимодействия  людей, обмена  информацией между ними, их взаимного влияния.

4. Социальный педагог.

     Работа в парах: «Причины возникновения конфликтных ситуаций».

Цель: обозначить причины, из-за которых могут возникать конфликтные ситуации.

Задание: Ребята делятся на две команды. Каждой команде необходимо продумать и написать причины, которые, по их мнению, могут приводить к конфликтным ситуациям

Вывод: вы назвали много причин, почему могут возникать конфликты, но чаще всего они сводятся к стремлению к превосходству, проявлению агрессивности или эгоизма.

5. Педагог – психолог.     Предлагаю продолжить  разговор о навыках общения.

Цель: изучить процесс выработки и принятия группового решения в ходе общения и групповой дискуссии.

Игра  "Воздушный шар"

- Прошу всех внимательно выслушать информацию.

- Представьте себе, что вы экипаж научной экспедиции, которая возвращается на воздушном шаре после выполнения научных изысканий. Вы осуществляли аэрофотосъемку необитаемых островов. Вся работа выполнена успешно. Вы уже готовитесь к встрече с родными и близкими, летите над океаном и до земли 500 – 550 км. Произошло непредвиденное – в оболочке воздушного шара по неизвестным причинам образовалось отверстие, через которое выходит газ, заполнявший оболочку. Шар начинает стремительно снижаться. Выброшены за борт все мешки с балластом (песком), которые были припасены на этот случай в гондоле воздушного шара. На некоторое время падение замедлилось, но не прекратилось.

 

Вот перечень предметов и вещей, которые остались в корзине шара:

 

Наименование

Количество

1

Канат

50 м

2

Аптечка с медикаментами

5 кг

3

Компас гидравлический

6 кг

4

Консервы мясные и рыбные

20 кг

5

Секстант для определения местонахождения по звездам

5 кг

6

Винтовка с оптическим прицелом и запасом патронов

25 кг

7

Конфеты разные

20 кг

8

Спальные мешки (по одному на каждого члена экипаж

5 кг

9

Ракетница с комплектом сигнальных ракет

8 кг

10

Палатка 10-местная

20 кг

11

Баллон с кислородом

50 кг

12

Комплект географических карт

25 кг

13

Канистра с питьевой водой

20 л

14

Транзисторный радиоприемник

3 кг

15

Лодка резиновая надувная

25 кг

                       

      Через 5 минут шар стал падать с прежней, очень большой скоростью. Весь экипаж собрался в центре корзины для того, чтобы обсудить создавшееся положение. Нужно принимать решение, что и в какой последовательности выбрасывать за борт.

     Ваша задача – решить вопрос о том, что и в какой последовательности следует выбросить. Но сначала примите это решение самостоятельно. Для этого нужно взять лист бумаги, переписать список предметов и вещей, а затем с правой стороны рядом с каждым наименованием поставить порядковый номер, соответствующий значимости предмета, рассудив примерно так: "На первое место я поставлю комплект карт, поскольку он совсем не нужен, на второе – баллон с кислородом, на третье – конфеты и т.д.".

     При  определении  значимости  предметов и вещей, т.е. очередности, с какой вы будете от них избавляться, нужно иметь в виду, что выбрасывается  все, а  не часть, т.е. все конфеты, а не половина.

     Когда вы примите индивидуальное решение, нужно собраться в центр (в круг) и приступить к выработке группового решения, руководствуясь следующими  правилами:

1) высказать свое мнение может любой член экипажа;

2) количество высказываний одного  человека не ограничивается;

3) решение принимается, когда за него проголосуют все члены экипажа без исключения;

4) если хотя бы один возражает против принятия данного решения, оно не принимается, и группа должна искать иной выход;

5) решения должны быть приняты в отношении всего перечня предметов и вещей.

    Время, которое есть в распоряжении экипажа, неизвестно. Сколько еще будет продолжаться падение? Во многом это зависит от того, как быстро вы будете принимать решения. Если экипаж единогласно проголосует за то, чтобы выкинуть какой-то предмет, он считается выброшенным, и это может замедлить падение шара.

    Я желаю вам успешной работы. Главное – остаться в живых. Если не сможете договориться, вы разобьетесь. Помните об этом!"

Время на игру: 20 – 25 минут.

Итог:  Если группа сумела принять все 15 решений при 100 %-ном голосовании:

-  Я поздравляю вас, вы успешно справились.

-  Как  вы думаете,   в чем причина успешного выполнения задания?

Если они не смогли принять за отведенное время все 15 решений:

 - экипаж разбился

- давайте  подумаем над причинами, которые привели к этой катастрофе.

     Проводиться  анализ  результатов и хода игры, разбираемся в  причинах удачи или неудачи, анализируем ошибки и попытаемся  прийти к  общему  мнению.

6. Социальный педагог.

     Упражнение «Снежинка». Цель: актуализация понятия того, что все люди разные и мысли, и взгляды у них тоже будут разными

Задание: работа без слов, не общаясь с участниками. Надо сложить салфетку пополам, оторвать правый верхний угол, сложить еще раз пополам и оторвать правый верхний угол. Еще раз сложить пополам, оторвать правый верхний угол. Затем развернуть салфетку и посмотреть на получившуюся снежинку

Рефлексия: почему у всех снежинки получились разными, хотя алгоритм был точным для всех? Вывод: у всех снежинки получились разными, т.к. каждый из нас индивидуальность. У нас разные интересы, мечты, стремления. И конфликты в нашей жизни – это естественно, так как все люди разные. Конфликтов нет только тогда, когда все были бы одинаковые как роботы, все делали и думали бы одинаково. Мир был бы скучным и неизменным, если бы все были одинаковыми, главное, чтобы, конфликты не разрушали наших отношений с хорошими людьми.

7. Тест. «Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации».

Инструкция: Ребята! Постарайтесь искренне ответить на вопрос: «Как вы обычно  ведете себя в конфликтной ситуации или споре?». Если  вам свойственно то или иное поведение, поставьте соответствующее количество баллов после каждого номера  ответа, характеризующего определенный стиль поведения.

Если подобным образом вы ведете себя:

часто – поставьте  3 балла;

от случая к случаю – 2 балла;

редко – 1 балл.

Вопрос: «Как вы обычно ведете себя в споре или конфликтной ситуации?»

Ответы:

1. Угрожаю или дерусь.

2. Стараюсь принять точку зрения противника, считаюсь с ней, как  со своей.

3.     Ищу компромиссы.

4.     Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно.

5.     Избегаю противника.

6.     Желаю, во что бы то ни стало добиться своих целей.

7.     Пытаюсь выяснить, с чем я согласен, а с чем – категорически нет.

8.     Иду на компромисс.

9.     Сдаюсь.

10.  Меняю тему.

11.  Настойчиво повторяю одну мысль, пока не добьюсь своего.

           12.Пытаюсь найти исток конфликта, понять, с чего все началось.

13. Немножко уступлю и подтолкну тем самым  к уступкам другую сторону.

14.  Предлагаю мир.

15.  Пытаюсь обратить все в шутку.

Бланк ответа

вопроса

баллы

вопроса

баллы

вопроса

баллы

сумма

«А»

1

6

11

«Б»

2

7

12

«В»

3

8

13

«Г»

4

9

14

«Д»

5

10

15

Обработка результатов теста: Подсчитайте количество баллов по строчкам А. Б, В, Г, Д – соответственно. Каждая буква соответствует определенному типу поведения, проставьте количество баллов по каждой строке и определите свой ведущий тип поведения.  Наибольшая сумма указывает на индивидуальные особенности поведения. Поднимите руки те, которые набрали больше всего баллов по 1 шкале и раздаёт им картинки с изображением акулы; по II шкале - картинки с изображением совы; по III шкале - картинки с изображением лисы, по IV - медвежонка, по V - черепахи

Если вы набрали больше всего баллов под буквами:

«А» - это «жесткий тип решения конфликтов и споров». Вы до последнего стоите на своем, защищая свою позицию. Во что бы то ни стало, вы стремитесь выиграть. Это тип человека, который всегда считает себя правым.  Тип 1 "Акула" - силовая стратегия цели, конфликт решается выигрышем только для себя (доминирование).

Ориентация только на свои интересы и игнорирование интересов своего партнёра, то есть стремление добиться своих интересов в ущерб другому.

Преимущества: не копятся отрицательные эмоции;  подходит для экстремальных ситуаций. Недостатки: конфликт не решается справедливо;  постоянный конфликт со всеми

 «Б» - это «демократичный» стиль. Вы придерживаетесь мнения, что всегда можно договориться. Во время спора вы пытаетесь предложить альтернативу, ищите решения, которые удовлетворили бы обе стороны.  Тип 2 "Сова" - мудрая птица, ценит и цели, и взаимоотношения, открыто определяет позиции и пути выхода в совместной работе по достижению целей, стремится найти решения, удовлетворяющие всех участников (сотрудничество)".

Преимущества: справедливое, окончательное разрешение конфликта. Недостатки: «Совой» быть трудно, так как надо думать не только о себе, но и о других. 

«В» - это «компромиссный» стиль. С самого начала вы согласны на компромисс. 

   Тип 3 "Лиса" - стратегия хитроумного компромисса, при хороших взаимоотношениях добивается осуществления своих целей (компромисс).

Преимущества: быстрое разрешение конфликта, но не всегда справедливое.

Недостатки: может накапливаться неудовлетворённость у людей

«Г» - «мягкий» стиль. Своего противника вы уничтожаете добротой. С готовностью встаете на точку зрения противника, отказываетесь от своей.  Тип 4 "Медвежонок" - сглаживание углов: такие люди любят, чтобы их понимали и ценили, ради чего жертвуют успехом (уступчивость).

Преимущества: Сохраняются взаимоотношения между людьми. Недостатки: конфликты не решаются, накапливаются и снова возвращают

«Д» - «уходящий» стиль. Ваше кредо – «вовремя уйти». Вы стараетесь не обострять ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения».  Тип 5 "Черепаха" - уход под панцирь, отказ от достижения целей и от участия во взаимоотношениях с другими участниками, один из вариантов самодостаточности (избегание).

Преимущества: это «безопасный стиль в опасности»; человек сам конфликты не создаёт. Недостатки: конфликт не решается и может возникнуть через некоторое время. Теперь вы знаете свой стиль поведения в конфликте.

8.  Итог занятия.

     Спор ветра с солнцем. Однажды сердитый северный Ветер и Солнце затеяли спор о том, кто из них сильнее. Долго они спорили и решили испробовать свою силу на одном путешественнике. Ветер сказал: «Я сейчас вмиг сорву с него плащ!» И начал дуть. Он дул очень сильно и долго. Но человек только плотнее закутывался в свой плащ. Тогда Солнце начало пригревать путника. Он сначала опустил воротник, потом развязал пояс, а потом снял плащ и понёс его на руке. Солнце сказало Ветру: «Видишь: добром, лаской, можно добиться гораздо большего, чем насилием».
     «Проживая жизнь, мы вновь и вновь попадаем в конфликтогенную зону, но мы не должны пугаться этого объективного обстоятельства. Нам необходимо разрешать конфликты так, чтобы никто не видел, что конфликты были. И в заключении хочется вам сказать использование конструктивных путей решения конфликта поможет вам сохранить друзей и не обрести врагов». Спасибо за внимание. До новых встреч!

 

 

Приложения.

Бланк ответа

вопроса

баллы

вопроса

баллы

вопроса

баллы

сумма

«А»

1

6

11

«Б»

2

7

12

«В»

3

8

13

«Г»

4

9

14

«Д»

5

10

15

Если подобным образом вы ведете себя:

часто – поставьте  3 балла;

от случая к случаю – 2 балла;

редко – 1 балл.

 

 

 

 

Наименование

Количество

1

Канат

50 м

2

Аптечка с медикаментами

5 кг

3

Компас гидравлический

6 кг

4

Консервы мясные и рыбные 

20 кг

5

Секстант для определения местонахождения по звездам

5 кг

6

Винтовка с оптическим прицелом и запасом патронов

25 кг

7

Конфеты разные

20 кг

8

Спальные мешки (по одному на каждого члена экипаж      

5 кг

9

Ракетница с комплектом сигнальных ракет

8 кг

10

Палатка 10-местная     

20 кг

11

Баллон с кислородом  

50 кг

12

Комплект географических карт     

25 кг

13

Канистра с питьевой водой  

20 л

14

Транзисторный радиоприемник    

3 кг

15

Лодка резиновая надувная   

25 кг

 

 

 

Тип 1 "Акула".

Тип 2 "Сова".

Тип 3 "Лиса".

Тип 4 "Медвежонок".

Тип 5 "Черепаха"


 

Скачано с www.znanio.ru

Мастерская по разрешению конфликтов: «Знакомый

Мастерская по разрешению конфликтов: «Знакомый

Слово «конфликт» в переводе с латинского означает «столкновение»

Слово «конфликт» в переводе с латинского означает «столкновение»

Задание - "Варианты общения".

Задание - "Варианты общения".

Произошло непредвиденное – в оболочке воздушного шара по неизвестным причинам образовалось отверстие, через которое выходит газ, заполнявший оболочку

Произошло непредвиденное – в оболочке воздушного шара по неизвестным причинам образовалось отверстие, через которое выходит газ, заполнявший оболочку

Время, которое есть в распоряжении экипажа, неизвестно

Время, которое есть в распоряжении экипажа, неизвестно

Вопрос: «Как вы обычно ведете себя в споре или конфликтной ситуации?»

Вопрос: «Как вы обычно ведете себя в споре или конфликтной ситуации?»

Б» - это «демократичный» стиль

Б» - это «демократичный» стиль

Приложения. Бланк ответа № вопроса баллы № вопроса баллы № вопроса баллы сумма «А» 1 6 11 «Б» 2 7 12 «В» 3 8 13…

Приложения. Бланк ответа № вопроса баллы № вопроса баллы № вопроса баллы сумма «А» 1 6 11 «Б» 2 7 12 «В» 3 8 13…

Тип 1 "Акула". Тип 2 "Сова"

Тип 1 "Акула". Тип 2 "Сова"

Тип 4 "Медвежонок". Тип 5 "Черепаха"

Тип 4 "Медвежонок". Тип 5 "Черепаха"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.11.2020