Программа курса внеурочной деятельности Мастерская "Проектная деятельность" разработана для учащихся 5 класса. Знания и умения, необходимые для организации исследовательской деятельности станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в дальнейшем обучении школьников. Программа рассчитана на 35 часов внеурочной деятельности. Приложение содержит "Требования к оформлению и защите исследовательских работ учащихся".Программа курса внеурочной деятельности Мастерская "Проектная деятельность" разработана для учащихся 5 класса. Знания и умения, необходимые для организации исследовательской деятельности станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в дальнейшем обучении школьников. Программа рассчитана на 35 часов внеурочной деятельности. Приложение содержит "Требования к оформлению и защите исследовательских работ учащихся".
rabota12.doc
МОУ Детчинская средняя общеобразовательная школа
Малоярославецкого района
Калужской области
ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
Мастерская
«ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
5 класс
Автор программы:
Никонорова Любовь Аркадьевна,
учитель математики Детчино, 2015год
Пояснительная записка
Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в
структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи —
вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и
навыки как основу учебной деятельности.
Проектноисследовательская деятельность
является средством освоения
действительности, её главные цели – установление истины, развитие умения работать с
информацией, формирование исследовательского стиля мышления Результатом этой
деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений,
субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.
Исследовательская деятельность обучающегося может развиваться в сфере
дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях, позволяет привлекать
к работе разные категории участников образовательного процесса обучающихся, родителей,
учителей.
Исследовательская деятельности сегодня очень актуальна. ФГОС нового поколения
требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы
проектноисследовательской деятельности определены как одно из условий реализации
основной образовательной программы общего образования.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью.
Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности
станут основой для организации научноисследовательской деятельности в дальнейшем
обучении школьников.
Программа позволяет реализовать компетентностный, личностноориентированный,
деятельностный подходы.
Цель и задачи курса мастерской «Проектная деятельность»
Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ проектно
исследовательской деятельности.
Задачи программы:
формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной
деятельности;
обучать навыкам проведения самостоятельных исследований;
формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;
развивать коммуникативные навыки (партнерское общение);
формировать навыки работы с информацией (сбор, систематизация, хранение,
использование);
формировать умения оценивать свои возможности, осознавать свои интересы и делать
осознанный выбор.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи
формирования у обучающихся умения учиться – самостоятельно добывать и
систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию
принципов: непрерывности дополнительного образования; развития индивидуальности каждого
ребенка; системность организации учебновоспитательного процесса; поддержка одаренности
детей.
Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность,
субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность,
партнерство, творчество и успех.
Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по
овладению учащимися основами исследовательской деятельности: от осмысления сути
исследовательской деятельности – к изучению составных частей исследовательской
деятельности. Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной
деятельности, учили наблюдать понимать, осмысливать причинноследственные связи, тем
самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.
Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работу детей в группах,
парах, индивидуальную работу, работу с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в
неделю
в учебном кабинете, с посещением библиотеки. Проектная деятельность
предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях,
справочниках, книгах, в Интернете, СМИ. Формы учебных занятий:
урокитренинги, групповые исследования, игрыисследования, творческие проекты.
Общая характеристика курса
Метод проектов – педагогическая технология, цель которой ориентируется не только
на интеграцию имеющихся фактических знании, но и приобретение новых (порой путем
Проект учащегося – это дидактическое средство активизации
самообразования).
познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование
определенных личностных качеств, которые ФГОС определяет как результат освоения
основной образовательной программы общего образования.
Проекты по содержанию могут быть:
технологические, информационные, комбинированные.
По форме проекты могут быть:
индивидуальные, групповые и коллективные.
По продолжительности проекты бывают:
краткосрочные и долгосрочные
Выполнение проекта складывается из трёх этапов: разработка проекта, практическая
реализация проекта, защита проекта.
Курс формирует умения:
исследовательские;
социальные;
оценочные;
информационные;
презентационные;
рефлексивные;
Проектная деятельность включает в себя следующие этапы:
Постановка проблемы
Тема проекта
Цель проекта Задачи проекта
Гипотеза
План работы
Продукт проекта
Рефлексия
Заканчивается работа над проектом подведением итогов: смогли ли вы добиться
поставленной цели или нет, подтвердилась ли гипотеза, довольны ли вы своей работой. Будел
ли продолжено исследование, или работа завершена.
Место курса Мастерская «Проектная деятельность» в учебном плане.
Курс входит в раздел учебного плана «Внеурочной деятельности», направление
«Проектная деятельность». В соответствии с учебным планом МОУ Детчинской СОШ на
проектную деятельность в 5 классах отводится 1 час в неделю. Соответственно программа
рассчитана на 35 часов внеурочной деятельности.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
мастерской «Проектная деятельность»
Личностные:
новой задачи;
учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения
способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
адекватное понимание причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности;
Регулятивные:
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации, в том числе во внутреннем плане;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной
оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
различать способ и результат действия.
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить
необходимые коррективы.
Познавательные:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с
использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, (включая
электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о
себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении,
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и
свойствах.
сети Интернет; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и
конкретных условий;
восполняя недостающие компоненты;
связей;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных
Коммуникативные:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для
решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть
диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и
дистанционного общения;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том
числе в ситуации столкновения интересов;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных
задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнером;
взаимопомощь;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных
коммуникативных задач.
Предметные результаты:
выделять существенные признаки предметов; обобщать, делать несложные выводы;
классифицировать явления, предметы; определять последовательность событий; давать
определения тем или иным понятиям; выявлять закономерности и проводить аналогии;
фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
5 класс (35часов)
Введение
Что такое проект.
Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся.
Важность
исследовательских умений в жизни современного человека. Презентация исследовательских
работ учащихся.
Понятия: проект, проблема, информация
I. Теоретическая часть.
Способы мыслительной деятельности
Что такое проблема.
Понятие о проблеме. Упражнение в выявлении проблемы и изменении собственной точки
зрения. Игра «Посмотри на мир чужими глазами». Понятия: проблема, объект исследования.
Как мы познаём мир.
Наблюдение и эксперимент – способы познания окружающего мира. Опыты. Игры на внимание.
Понятия: наблюдение, эксперимент, опыт.
Удивительный вопрос.
Вопрос. Виды вопросов. Ответ. Правила совместной работы в парах.
Понятия: вопрос, ответ.
Учимся выдвигать гипотезы.
Понятие о гипотезе. Её значение в исследовательской работе. Вопрос и ответ. Упражнения на
обстоятельства и упражнения, предполагающие обратные действия. Игра «Найди причину».
Понятия: гипотеза, вопрос, ответ.
Источники информации.
Информация. Источники информации. Библиотека. Работа с энциклопедиями и словарями.
Беседа. Правила общения.
Понятия: источник информации.
Практика: работа с источником информации. Работа с книгой. Работа с электронным
пособием, правила оформления списка использованной литературы. Оформление списка
использованных электронных источников.
Этапы работы в рамках исследовательской деятельности
Выбор темы исследования.
Классификация тем. Общие направления исследований. Правила выбора темы исследования.
Цели и задачи исследования.
Отличие цели от задач. Постановка цели исследования по выбранной теме. Определение задач
для достижения поставленной цели.
Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса, его главные
свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования.
Методы исследования. Мыслительные операции.
Эксперимент. Наблюдение. Анкетирование. Мыслительные операции, необходимые для
учебноисследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, выводы.
Знакомство с наблюдением как методом исследования. Сфера наблюдения в научных
исследованиях. Информация об открытиях, сделанных на основе наблюдений.
Понятия: эксперимент, экспериментирование, анкетирование, анализ, синтез.
Сбор материала для исследования.
Что такое исследовательский поиск. Способы фиксации получаемых сведений (обычное
письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки, символы и др.).
Понятия: способ фиксации знаний, исследовательский поиск, методы исследования.
Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы.
Мыслительные операции, необходимые для учебноисследовательской деятельности: анализ,
синтез, сравнение, обобщение, суждения, умозаключения, выводы.
Практическое занятие
Обобщение полученных данных. Что такое обобщение. Приемы обобщения. Определения понятиям. Выбор главного.
Последовательность изложения.
Практические задания
Понятия: Анализ, синтез, обобщение, главное, второстепенное.
II. Практическая часть.
Мы исследователи. Самостоятельные (предметные) проекты
«Математика вокруг нас», «Экология и математика», «Математические сказки, ребусы,
кроссворды»
Планирование работы.
Составление плана работы над проектами. Определение предмета и методов исследования в
работе над проектом.
Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию.
Составление анкет, опросов. Проведение интервью в группах.
Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме
исследования.
Каталог. Отбор литературы по теме исследования. Выбор необходимой литературы по теме
проекта.
Работа с ноутбуками. Обобщение полученных данных Оформление презентации.
Работа на компьютере – структурирование материала, создание презентации. Выпуск
брошюры.
III. Мониторинг исследовательской деятельности обучающихся
Подготовка к защите.
Психологический аспект готовности к выступлению.
Культура выступления: соблюдение правил этикета, ответы на вопросы, заключительное слово
Эталон. Оценка. Самооценка.
Защита проектов.
Анализ результатов и качества выполнения проекта.
Оценка продвижения учащегося в рамках проекта и оценка продукта.
Конференция. Выступления учащихся с презентацией лучших проектов. Анализ проектноисследовательской деятельности.
№
п/п
Наименование
раздела.
Тема занятия
12
Что такое
проект
Кол
во
часо
в
2
Тематическое планирование.
Понятия
Цели
проект,
проблема,
информация
Введение (2 ч.)
Цель: знакомство с понятием
«проект», развитие интереса к
исследовательской деятельности
через знакомство с работами
учащихся.
I. Теоретическая часть (16 ч.)
Способы мыслительной деятельности (7 ч.)
Основные виды
деятельности
учащихся
Участвуют в
беседе, задают
вопросы
Технич
еское
оснаще
ние
Слайдо
вая
презент
ация
3
4
Что такое
проблема
Как мы
познаём мир
1
1
проблема,
объект
исследования
.
Цель: ознакомить с понятием
проблема, формировать умение
видеть проблему, развивать
умение изменять собственную
точку зрения, исследуя объект с
различных сторон.
Участвуют в
Игре
«Посмотри на
мир чужими
глазами».
Докуме
нт
камера
наблюдение,
эксперимент,
опыт.
Цель: знакомство со способами
познания окружающего мира, с
наблюдениями и
экспериментами.
Игры
внимание.
на
Слайдо
вая
презент
ация 5
Удивительный
вопрос
67
Учимся
выдвигать
гипотезы
Школа
«почемучек».
89
Источники
информации
1
2
2
вопрос,
ответ.
Цель: развитие умения ставить
вопросы для решения
существующей проблемы.
гипотеза,
вопрос,
ответ.
источник
информации.
Цель: знакомство с понятием
«гипотеза», развитие
исследовательского и
творческого мышления, развитие
умения прогнозировать.
Цель: знакомство с понятием
«источник информации»
(библиотека, беседа со
взрослыми, экскурсия, книги,
видео фильмы, ресурсы
Интернета).
Докуме
нт
камера
ноутбук
и
ПК,
проекто
р,
экран,
презент
ация
Участвуют в
Игре «Угадай,
о
чем
спросили»,
«Найди
загадочное
слово».
работают в
парах,
участвуют в
тренинге
«Найди
причину».
Практика:
работают с
источником
информации.
Работа с
книгой. Работа
с электронным
пособием.
Учатся
Оформлению
списка
использованны
х электронных
источников.
Этапы работы в рамках исследовательской деятельности ( 9 ч.)
10
Выбор темы
исследования
1
исследование
Классификация тем. Общие
направления исследований.
Правила
темы
исследования.
выбора
11
12
13
14
15
Цели и задачи
исследования
Методы
исследования.
Мыслительные
операции.
Сбор
материала для
исследования.
1
2
2
Цель, задача
Цель: уметь ставить цели и
определять задачи исследования.
эксперимент,
анкетировани
е,
анализ,
синтез.
Цель: знать о методах
исследования, уметь проводить
исследования с использованием
различных методов.
способ
фиксации
знаний,
исследователь
ский поиск,
методы
исследования.
Цели: Знать правила и способы
сбора материала.
Уметь находить и собирать
материал по теме исследования,
пользоваться способами
фиксации материала.
Выбирают темы
исследования
компью
тер
Практика
Учатся ставить
цели и задачи
Практика
Участвуют в
анкетирование,
эксперименте
Практика
Собирают
материал для
исследования
Ноутбу
ки,
работа
с
таблица
ми
компью
тер
16
Анализ и
1
Анализ,
Цель: развитие умений
Практика,
компью синтез.
Суждения,
умозаключения
, выводы
17
18
Обобщение
полученных
данных.
2
синтез, вывод анализировать свои действия и
делать выводы.
Анализ,
синтез,
обобщение,
главное,
второстепе
нное.
Цели: Знать способы обобщения
материала
Уметь: обобщать материал,
пользоваться приёмами
обобщения, находить главное.
в
работают
группах,
учатся
анализировать,
делать выводы
Практические
задания:
“Учимся
анализировать”
, “Учимся
выделять
главное”,
“Расположи
материал в
определенной
последователь
ности”.
исследовательс
кая работа в
группах
Составляют
анкеты,
проводят
интервью
группах.
в
Экскурсия в
библиотеку.
Выбирают
необходимую
литературу по
теме проекта.
тер
Интера
ктивная
доска
выставк
а книг,
интерне
т
ресурсы
Работа
с
таблица
ми,
диаграм
мами
Библио
течный
каталог,
интерне
т
ресурсы
II. Практическая часть (13 ч.)
2
план
Цели: составление плана работы
над проектами. Определение
предмета и методов
исследования в работе над
проектом.
3 Анкета,
социальный
опрос,
интервью
Цели: знать, как составить
анкету, опрос. Уметь провести
анкетирование, опрос, взять
интервью
3
каталог
Цели: уметь работать в
библиотеке с каталогами,
отбирать необходимую
литературу по теме проекта и
составлять список литературы
по теме исследования.
19
20
21
23
24
26
27
31
Работа над
проектами
Планирование
работы
Обучение
анкетированию,
социальному
опросу,
интервьюирован
ию.
Отбор и
составление
списка
литературы по
теме
исследования.
Работа в
библиотеке с
каталогами.
Оформление
презентации.
Работа в
компьютерном
классе.
5
презентация
Цель: уметь работать на
компьютере, синтезировать
материал, создавать презентации
Практика:
Учатся
оформлять
презентации
Слайдо
вая
презент
ация
III. Мониторинг исследовательской деятельности учащихся (4 часа)
32
33
Подготовка к
защите.
2
Эталон.
Отметка.
Знать: правила подготовки
сообщения.
Уметь: планировать свою работу
“Что сначала, что потом”,
Участвуют в
Коллективном
обсуждении
проблем: «Что
Интера
ктивная
доска 34
35
Защита
проектов.
2
Конференция,
оценка.
Самооценка.
“Составление рассказов по
заданному алгоритму” и др.
такое защита»
Конференция.
Выступления
учащихся с презентацией своих
проектов.
Анализ проектно
исследовательской
деятельности.
Участие
лучших работ в
конференции,
выступают
перед
учащимися
начальных
классов.
ПК,
проекто
р,
экран,
презент
ация
Планируемые результаты
В результате работы по программе курса обучающиеся узнают:
o основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации,
выбор проекта, работа над ним, презентация);
o понятия цели, объекта и гипотезы исследования;
o основные источники информации;
o правила оформления списка использованной литературы;
o правила классификации и сравнения,
o способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);
o источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видео курсы, ресурсы
Интернета)
o правила сохранения информации, приемы запоминания.
Обучающиеся научатся:
o выделять объект исследования;
o разделять учебноисследовательскую деятельность на этапы;
o выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
o анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, выделять главное, формулировать
выводы, выявлять закономерности,
o работать в группе; o работать с источниками информации, представлять информацию в различных видах,
преобразовывать из одного вида в другой,
o пользоваться словарями, энциклопедиями и другими учебными пособиями;
o планировать и организовывать исследовательскую деятельность, представлять результаты
своей деятельности в различных видах;
работать с текстовой информацией на компьютере, осуществлять операции с файлами и
каталогами
Учебнометодическое и материальнотехническое обеспечение
компьютер мультимедийный; мультимедийный проектор; интерактивная доска; документ
камера, четыре ноутбука.
Технические средства обучения:
Литература и интернет ресурсы
1. Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность
школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. – 321с.
2. Савенков А.И. Учим детей выдвигать гипотезы и задавать вопросы. // Одаренный ребенок.
2010, №2
3. Ступницкая М.А. Что такое учебный проект? / М. А. Ступницкая. – М. : Первое сентября,
2010. – 44 с.
4. «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В. Григорьева, П.В. Степанова
[Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/
5. Большая детская энциклопедия (612 лет).
[Электронный ресурс]
http://all
ebooks.com/2009/05/01/bolshajadetskajajenciklopedija612.html
МОУ Детчинская средняя общеобразовательная школа
Руководитель Методического совета школы Никонорова Л.А.
Приложение
Требования к оформлению и защите исследовательских работ учащихся.
1.Работа представляется в печатном виде в текстовом формате Microsoft Office Word (кегль –
14, интервал – 1,5). Нумерация страниц – сквозная (включая приложения). Номер страницы
ставится посередине нижнего поля.
2.Общий объем работы не должен превышать 20 страниц, из них введение до 2 страниц,
заключение до 2 страниц.
3.Структура работы: титульный лист, оглавление, введение, главы основной части,
заключение, список литературы и других информационных источников, приложения (если есть).
3.1.На титульном листе сверху указывается полное наименование образовательного
учреждения, посередине – тема работы, ниже справа сведения об авторе (ФИО, класс), сведения о
руководителе (ФИО, должность), внизу посередине – год и место написания работы.
3.2.Содержание включает в себя названия структурных элементов с указанием номера
страницы.
3.3.Во введении обозначаются: актуальность исследования, цель, задачи, объект и предмет
исследования, гипотеза, краткий анализ информационных источников; методы исследования.
3.4.Главы основной части раскрывают основное содержание работы.
3.5.Заключение содержит выводы, предложения и рекомендации по использованию результатов работы, перспективы дальнейшей работы над темой (проблемой).
3.6.Список литературы оформляется в алфавитном порядке и содержит все источники,
использованные при выполнении работы, на которые есть постраничные сноски.
3.7. При использовании приложения необходимо делать ссылки в основном тексте работы. В
приложении могут быть представлены фотографии, схемы, графики, копии архивных документов и
т.п.
Образец отзыва руководителя проекта.
ОТЗЫВ
на проект (вид и форма проекта) _______________________________________
___________________________________________________________________
Ф.И.О. учащегося ____________________________________________________
Класс _______ Детчинской средней общеобразовательной школы
На тему ____________________________________________________________
Текст отзыва __________________________________________
___________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
____________________________________________
Дата _______ Руководитель (подпись) _________________
краткий отзыв руководителя, содержащий краткую характеристику работы учащегося в
ходе выполнения проекта,
в том числе: а) инициативности и самостоятельности;
б) ответственности (включая динамику отношения к выполняемой работе); в) исполнительской
дисциплины. При наличии в выполненной работе соответствующих оснований в отзыве может быть
также отмечена новизна подхода и/или полученных решений, актуальность и практическая
значимость полученных результатов.
Мастерская "Проектная деятельность" ( 5 класс)
Мастерская "Проектная деятельность" ( 5 класс)
Мастерская "Проектная деятельность" ( 5 класс)
Мастерская "Проектная деятельность" ( 5 класс)
Мастерская "Проектная деятельность" ( 5 класс)
Мастерская "Проектная деятельность" ( 5 класс)
Мастерская "Проектная деятельность" ( 5 класс)
Мастерская "Проектная деятельность" ( 5 класс)
Мастерская "Проектная деятельность" ( 5 класс)
Мастерская "Проектная деятельность" ( 5 класс)
Мастерская "Проектная деятельность" ( 5 класс)
Мастерская "Проектная деятельность" ( 5 класс)
Мастерская "Проектная деятельность" ( 5 класс)
Мастерская "Проектная деятельность" ( 5 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.