Мастерство учителя по формированию знаний учащихся по русскому языку и литературе
Оценка 4.7
Семинары
docx
русская литература +1
5 кл—11 кл
26.05.2019
Мастерство учителя по формированию знаний учащихся по русскому языку и литературе
Недавно я прочитала замечательные слова:
Плохой учитель описывает.
Хороший – объясняет.
Отличный – показывает.
А великолепный – вдохновляет.
Как же работать, чтобы вдохновлять? Современный урок – это активный диалог, поиск, эксперимент. Это время, когда дети сами ищут, сопоставляют, обобщают, делают выводы – живут на уроке, а не проживают 45 минут.
Мой рецепт такого психологического состояния – Сотворчество. Оно складывается из творчества учителя и творчества ученика.
Мой основной принцип – метод духовного контакта. Прием – диалог. Я хочу услышать на уроке каждого ребенка, отреагировать на каждое высказывание, разрешать ситуацию вместе с детьми. Это позволяет превратить изучение материала в совместную творческую работу.
Важную роль в формировании знаний играет нравственно-психологическая обстановка, в которой работают дети. Они должны воспринимать учителя как человека. Метод проекта, применяемый мной в работе, и позволяет создать теплую, непринужденную обстановку. Уже с 5 класса начинаю работать над проектами «Наше семейное чтение», «Портрет слова», «Сундук нашей памяти». Остановлюсь на последнем из них.
Первым этапом проекта стала игра-занятие «Сундук с Шереметевского чердака» в музее Анны Ахматовой, которая позволила ребятам прикоснуться к судьбам жителей Фонтанного Дома 19-20 веков. Пятиклассники доставали из сундука старинные предметы, рассказывали о них, подбирали к ним строки из стихотворений, а затем, во время экскурсии по музею, должны были найти место для своего предмета, объяснив, почему он должен находиться именно здесь, таким образом они создавали собственный вариант музея. Учитель работал в паре с одним из учеников. Затем дома ребята создавали презентации о старинных предметах, которые хранятся дома и дороги их семье. Таким образом, появились очень трогательные работы. (Презентация)
Этот проект помог нам участвовать во Всероссийском фестивале «Искатели своих корней», где ребята успешно выступили в финале.
Лучше всего освоить довольно трудные темы курса литературы можно через непосредственное сопереживание в ситуации совместной деятельности на уроках-мастерских. Именно в мастерской дети лучше всего обучаются умению творчески мыслить, фантазировать и одновременно четко выражать свои мысли.
Ученикам 11 класса нравится работа в мастерской «А вы смогли бы?», посвященной анализу стихотворения Маяковского «Ночь». Начинаем, как всегда, с ассоциаций к слову «ночь», затем слушаем стихотворение и рисуем понравившиеся метафоры. После этого в группах создается коллаж «Ночь Маяковского». (Презентация - коллажи)
Итоговая рефлексия работы – сочинение-миниатюра, где и выясняется, что происходило с учеником во время мастерской. Вот одна из таких работ:
«Для меня ночь Маяковского – безумная, яркая, незнакомая. Это – сон, другой мир, открывающийся под смех «пестрошерстой» толпы, когда «багровый и белый» занавес дня медленно поднимается над городом. Ночь, придуманная Маяковским, оживает, преображая все вокруг. Все движется, все дышит особенной, странной ночью. Эта мастерская помогла мне вспомнить, как в детстве меня завораживал ночной город: странные существа с глазами светофоров, бриллиантовые нити фонарей, змеи электричек… А сейчас почти все это превратилось в фонари, машины, окна… Почему человек перестает мечтать?..»
Мастерские, проводившиеся на протяжении ряда лет, показали, как меняется восприятие литературы у наших детей, их взгляды на мир, способы общения. Все это помогает учителю не останавливаться в желании учиться самому.
Так, недавно в школах Петербурга при поддержке Комитета по образованию начался эксперимент по применению групповых обучающих игр для подготовки старшеклассников к сдаче ЕГЭ. Их цель – интенсивное закрепление знаний. Игры даются в качестве упражнений непосредственно на уроке. Во время их проведения происходит тесное сотрудничество учителя и ученика. В моих будущих планах – применение обучающих игр на уроках, что поможет более качественному выявлению уровня подготовленности детей.
Таким образом, совместная развивающая деятельность взрослых и детей, скрепленная взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности – такое понимание сотворчества, по моему мнению, и должно определять цели работы современного учителя. Все это вдохновляет учеников на создание вот таких работ:
Жизнь.
Чем старше я становлюсь, тем чаще задумываюсь о жизни.
Что это: школа для души, испытание для сердца, божественный рай или ад? А может быть, очередное перерождение души, когда с каждым новым приходом в этот мир мы становимся лучше, добрее, светлее, двигаясь к совершенству? Да, наверное, жизнь – это все перечисленное.
Но для меня жизнь – это увлекательное путешествие в неизвестное, способ познания мира и самого себя, это наполняющая меня по утрам радость, рассвет солнца и ветер у моря, запах сосен и капли дождя, улыбка матери и первый поцелуй, возможность любить и быть любимым… Да здравствует Жизнь!
seminar.docx
Мастерство учителя по формированию знаний учащихся по русскому
языку и литературе
Недавно я прочитала замечательные слова:
Плохой учитель описывает.
Хороший – объясняет.
Отличный – показывает.
А великолепный – вдохновляет.
Как же работать, чтобы вдохновлять? Современный урок – это активный диалог, поиск,
эксперимент. Это время, когда дети сами ищут, сопоставляют, обобщают, делают выводы –
живут на уроке, а не проживают 45 минут.
Мой рецепт такого психологического состояния – Сотворчество. Оно складывается из
творчества учителя и творчества ученика.
Мой основной принцип – метод духовного контакта. Прием – диалог. Я хочу услышать
на уроке каждого ребенка, отреагировать на каждое высказывание, разрешать ситуацию
вместе с детьми. Это позволяет превратить изучение материала в совместную творческую
работу.
Важную роль в формировании знаний играет нравственнопсихологическая обстановка, в
которой работают дети. Они должны воспринимать учителя как человека. Метод проекта,
применяемый мной в работе, и позволяет создать теплую, непринужденную обстановку.
Уже с 5 класса начинаю работать над проектами «Наше семейное чтение», «Портрет
слова», «Сундук нашей памяти». Остановлюсь на последнем из них.
Первым этапом проекта стала игразанятие «Сундук с Шереметевского чердака» в музее
Анны Ахматовой, которая позволила ребятам прикоснуться к судьбам жителей
Фонтанного Дома 1920 веков. Пятиклассники доставали из сундука старинные
предметы, рассказывали о них, подбирали к ним строки из стихотворений, а затем, во
время экскурсии по музею, должны были найти место для своего предмета, объяснив,
почему он должен находиться именно здесь, таким образом они создавали собственный
вариант музея. Учитель работал в паре с одним из учеников. Затем дома ребята создавали
презентации о старинных предметах, которые хранятся дома и дороги их семье. Таким
образом, появились очень трогательные работы. (Презентация)
Этот проект помог нам участвовать во Всероссийском фестивале «Искатели своих
корней», где ребята успешно выступили в финале.
Лучше всего освоить довольно трудные темы курса литературы можно через
непосредственное сопереживание в ситуации совместной деятельности на уроках мастерских. Именно в мастерской дети лучше всего обучаются умению творчески
мыслить, фантазировать и одновременно четко выражать свои мысли.
Ученикам 11 класса нравится работа в мастерской «А вы смогли бы?», посвященной
анализу стихотворения Маяковского «Ночь». Начинаем, как всегда, с ассоциаций к слову
«ночь», затем слушаем стихотворение и рисуем понравившиеся метафоры. После этого в
группах создается коллаж «Ночь Маяковского». (Презентация коллажи)
Итоговая рефлексия работы – сочинениеминиатюра, где и выясняется, что происходило с
учеником во время мастерской. Вот одна из таких работ:
«Для меня ночь Маяковского – безумная, яркая, незнакомая. Это – сон, другой мир,
открывающийся под смех «пестрошерстой» толпы, когда «багровый и белый» занавес
дня медленно поднимается над городом. Ночь, придуманная Маяковским, оживает,
преображая все вокруг. Все движется, все дышит особенной, странной ночью. Эта
мастерская помогла мне вспомнить, как в детстве меня завораживал ночной город:
странные существа с глазами светофоров, бриллиантовые нити фонарей, змеи
электричек… А сейчас почти все это превратилось в фонари, машины, окна… Почему
человек перестает мечтать?..»
Мастерские, проводившиеся на протяжении ряда лет, показали, как меняется восприятие
литературы у наших детей, их взгляды на мир, способы общения. Все это помогает учителю
не останавливаться в желании учиться самому.
Так, недавно в школах Петербурга при поддержке Комитета по образованию начался
эксперимент по применению групповых обучающих игр для подготовки старшеклассников
к сдаче ЕГЭ. Их цель – интенсивное закрепление знаний. Игры даются в качестве
упражнений непосредственно на уроке. Во время их проведения происходит тесное
сотрудничество учителя и ученика. В моих будущих планах – применение обучающих игр
на уроках, что поможет более качественному выявлению уровня подготовленности детей.
Таким образом, совместная развивающая деятельность взрослых и детей, скрепленная
взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом
хода и результатов этой деятельности – такое понимание сотворчества, по моему мнению,
и должно определять цели работы современного учителя. Все это вдохновляет учеников на
создание вот таких работ:
Жизнь.
Чем старше я становлюсь, тем чаще задумываюсь о жизни.
Что это: школа для души, испытание для сердца, божественный рай или ад? А
может быть, очередное перерождение души, когда с каждым новым приходом в этот
мир мы становимся лучше, добрее, светлее, двигаясь к совершенству? Да, наверное,
жизнь – это все перечисленное. Но для меня жизнь – это увлекательное путешествие в неизвестное, способ познания
мира и самого себя, это наполняющая меня по утрам радость, рассвет солнца и ветер
у моря, запах сосен и капли дождя, улыбка матери и первый поцелуй, возможность
любить и быть любимым… Да здравствует Жизнь!
Мастерство учителя по формированию знаний учащихся по русскому языку и литературе
Мастерство учителя по формированию знаний учащихся по русскому языку и литературе
Мастерство учителя по формированию знаний учащихся по русскому языку и литературе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.