МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Оценка 4.9

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Оценка 4.9
docx
19.01.2024
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ  ГРАМОТНОСТЬ   МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Голякова С.И._статья_.docx

С.И. Голякова,  

учителя начальных классов

МБОУ «Волоконовская СОШ №1»

Волоконовского района Белгородской области

 

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ  ГРАМОТНОСТЬ 

МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

 

Об улучшении качества математического образования в последние годы неоднократно говорилось в правительственных документах, выступлениях министра просвещения Российской Федерации.

Идея совершенствования математического образования подрастающего поколения в современном обществе выражена в Концепции развития математического образования в Российской Федерации.

К задачам развития математического образования относятся: «…модернизация содержания учебных программ математического образования на всех уровнях (с обеспечением их преемственности), исходя из потребностей обучающихся и потребностей общества во всеобщей математической грамотности, в специалистах различного профиля и уровня математической подготовки, в высоких достижениях науки и практики; обеспечение отсутствия пробелов в базовых знаниях для каждого обучающегося...».

В основных направлениях реализации Концепции (пункт IV) определено, что «система учебных программ математического образования... должна обеспечить: в начальном общем образовании − широкий спектр математической активности (занятий) обучающихся как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

         С 1 сентября 2022 года мы начинаем учить детей по обновленным ФГОС. Министерство просвещения Российской Федерации утвердило новые федеральные государственные образовательные стандарты. ФГОС третьего поколения определяет функциональную грамотность как способность решать учебные задачи и жизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности. Основы функциональной грамотности закладываются еще в начальной школе. А забота о формировании у ребенка определенного набора компетенций, способности к саморазвитию, обеспечивающих интеграцию личности в национальную и мировую культуру ложится на плечи учителя. При планировании уроков все формы и методы работы направляю на развитие познавательной, мыслительной активности, которая в свою очередь направлена на отработку, обогащение знаний каждого учащегося, развитие его функциональной грамотности.

       Математическая грамотность - способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем свои потребности.

         Оценим значение математической грамотности младших школьников для понимания роли математики в жизни, ориентации в окружающем мире. Если задуматься, то взрослые люди используют знания, полученные на уроках математики, каждый день в повседневной жизни они прикидывают расстояние до места следования, оценивают нагрузку, устанавливают числовые закономерности, уравнивают величины, решают расчетные задачи и проводят подсчеты и т.д. Мало кто не пользуется таблицами, схемами, диаграммами, калькуляторами.

В то же время встает вопрос: «Зачем учить младших школьников выполнять письменные и устные математические вычисления, если в обычной жизни они не пригодятся, ведь можно использовать калькулятор, который есть в любом компьютере, мобильном телефоне?» Ответ на вопрос очевиден: важны не сами вычисления, а то, что ребенок учится выполнять некоторые умственные операции и действовать по определенному плану.

В жизни каждому понадобится умение логически мыслить и рассуждать, грамотно и четко формулировать мысли, делать верные логические выводы. Каждый должен иметь и способность к анализу разнообразных учебных ситуаций. На успешность обучающегося положительно повлияют умения выстраивать последовательные шаги-действия и отдельные операции, пользоваться правилами, свойствами и алгоритмами, доказывать и обобщать. Для учебы и жизни очень пригодятся навыки прогнозирования и контроля, способность удерживать несколько условий математической задачи, готовность действовать в условиях выбора способа решения, форм представления результатов своего труда.

Начальное звено образования это безусловный фундамент школьной учёбы, очень важно именно в начальной школе развивать умение использовать математические знания в практической жизни, то есть закладывать основы функциональной грамотности.

Сделаем вывод: знания и умения, которые ученик приобретет на уроках математики, будут востребованы им для ориентации в окружающем мире, в повседневной жизни. Поэтому актуальным становится раскрытие роли математики в жизни каждого человека, в жизни его семьи.

Математическая грамотность как компонент предметной функциональной грамотности включает следующие характеристики:

Первая составляющая математической функциональной грамотности − понимание учеником необходимости математических знаний для решения учебных и жизненных задач; оценка разнообразных учебных ситуаций (контекстов), которые требуют применения математических знаний, умений.

Учебные задачи (задания, упражнения), показывающие перспективу их практического использования в повседневной жизни. Результатом решения этих задач является готовность ученика ответить: «Как применить изученное для решения жизненных задач?».

Упражнения, связанные с решением при помощи арифметических знаний проблем, возникающих в повседневной жизни. Это умения выполнять вычисления, прикидку и оценку результата действия.

Умение ориентироваться в практической ситуации, сопровождающееся овладением арифметическими знаниями, помогает ученикам быстро и правильно выполнять вычисления, находить и предупреждать ошибки.

Упражнения на решение проблем и ситуаций, связанных с ориентацией на плоскости и в пространстве на основе знаний о геометрических фигурах, их измерении.

Упражнения на решение разнообразных задач, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание и др.). Анализ ситуации как житейской помогает избежать трудностей в расчетах, предупреждает типичную ошибку − потерю действия в решении задачи.

Вторая составляющая математической функциональной грамотности − способность устанавливать математические отношения и зависимости, работать с математической информацией: применять умственные операции, математические методы.

Для формирования аспектов математической грамотности необходимо обратить внимание на группы упражнений, способствующих развитию следующих характеристик:

1. Установление связей и закономерностей между разными объектами окружающего мира.

2. Понимание и интерпретация различных отношений между математическими понятиями.

3. Сравнение, соотнесение, преобразование и обобщение информации о математических объектах — числах, величинах, геометрических фигурах.

4. Выполнение вычислений, расчетов, прикидки, оценки величин (третья группа), упражнений на овладение математическими методами для решения учебных задач.

Упражнения на установление связей и закономерностей между разными объектами окружающего мира. Эта группа упражнений развивает способности младшего школьника в установлении математических отношений и зависимостей, проверке их наличия и выполнения с помощью примеров. Она включает и задания на наблюдение, поиск, исследование предложенной математической ситуации с различных точек зрения (разные основания для сравнения, разные предположения о свойствах и др.).

К этой же группе упражнений относятся задания на интерпретацию решения. Способность устанавливать математические отношения и зависимости, работать с математической информацией формируется в ходе выполнения упражнений, результатом решения которых является способ (алгоритм, прием, план) действия, позволяющий успешно справляться с учебными задачами определенного вида (на поиск, на вычисление, на установление закономерности).

Упражнения на понимание и интерпретацию различных отношений между математическими понятиями − работа с математическими объектами. Младшие школьники сравнивают, соотносят, преобразуют и обобщают информацию о математических объектах − числах, величинах, геометрических фигурах.

Широкие возможности моделирования как метода познания еще, к сожалению, недооцениваются практическими работниками образовательной сферы. Вместе с тем деятельность моделирования позволяет выделять существенные характеристики объектов, отношения между ними, игнорировать при этом несущественные признаки и заменять их математическими объектами и существующими связями. Математическое моделирование, объединяя в себе практически все приемы мыслительной деятельности, обеспечивает готовность учащихся использовать математические знания в различных учебных и повседневных ситуациях, поэтому моделирующая деятельность должна рассматриваться как одно из важнейших проявлений учебной деятельности в процессе обучения математике.

Например, учатся моделировать: отношения «больше», «меньше», «больше на ...», «меньше на ...» с использованием фишек, геометрических схем (графов) с цветными стрелками; иллюстрируют арифметические действия (сложение, вычитание, умножение, деление); моделируют с помощью чертежа ситуации, заданные текстом арифметических задач на движение в одном направлении, в противоположных направлениях и т.п.

Третья составляющая математической функциональной грамотности младших школьников − овладение математическим языком, применение его для решения учебных задач, построение математических суждений, работа с математическими фактами.

Реализацию этой составляющей могут обеспечить следующие группы математических заданий.

- Задания на понимание и применение математической символики и терминологии. Эти упражнения способствуют развитию очень важной составляющей математической грамотности младшего школьника.

- Освоение детьми математического языка − специальная задача учителя. Он должен понимать, что новые термины, с которыми учащиеся еще не были знакомы, требуют неоднократного повторения и объяснения. Даже если ученик запоминает характеристику понятия и воспроизводит его, это не означает, что он осознает его назначение.

Чтобы добиться достижений в области построения математических высказываний, младшие школьники преодолевают много трудностей, потому   что решением этой образовательной задачи учитель не занимается намеренно. Дети недостаточно владеют умением строить суждение, текст-рассуждение, объяснение. Одна из причин этого в том, что в начальной школе задача развития речи решается в частности на уроках литературного чтения, где дети работают в основном с художественным текстом.

Младший школьник должен овладеть математическим суждением.

В соответствии с содержанием математического образования учащиеся овладевают многими важными логико-математическими понятиями, которые являются основой составления суждения, рассуждения. Дети знакомятся так же с математическими высказываниями, с логическими связками «и»; «если..., то»; «неверно, что...», со смыслом логических слов «каждый», «любой», «все», «кроме», «какой-нибудь», составляющими основу логической формы предложения, используемой в логических выводах.

Оканчивая начальную школу, ученик будет отчетливо представлять, что значит доказать какое-либо утверждение, овладеет простейшими способами доказательства, приобретет умение подобрать конкретный пример, иллюстрирующий некоторое общее положение, или привести опровергающий пример, научится применять определение для распознавания того или иного математического объекта, давать точный ответ на поставленный вопрос, конструировать составные высказывания с помощью логических слов-связок.

Дети приходят в школу с желанием действовать, действовать успешно, им нравится на уроке слушать, ставить вопрос, обсуждать проблемы, брать интервью, принимать решение, придумывать, фантазировать. Учитель должен постоянно организовывать на своих уроках такую деятельность, тогда учеба будет успешной, а добытые знания качественными.

 

 

                                          ЛИТЕРАТУРА

1.     Приказ МИНПРОСВЕЩЕНИЯ России №286 от 31.05. 2021 года "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования".

2.     Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования./Минпросвещение России.- М.:Просвещение,2021

3.     Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя: [издание в pdf-формате] / Н. Ф. Виноградова, Е. Э. Кочурова, М. И. Кузнецова [и др.]; под ред. Н. Ф. Виноградовой. — 2-е изд., перераб. — Москва: Просвещение, 2022. — 274, [2] с.: ил. — (Успешный педагог XXI века). ISBN 978-5-09-098194-1. — Текст: электронный.


 

Скачано с www.znanio.ru

С.И. Голякова, учителя начальных классов

С.И. Голякова, учителя начальных классов

Оценим значение математической грамотности младших школьников для понимания роли математики в жизни, ориентации в окружающем мире

Оценим значение математической грамотности младших школьников для понимания роли математики в жизни, ориентации в окружающем мире

Упражнения, связанные с решением при помощи арифметических знаний проблем, возникающих в повседневной жизни

Упражнения, связанные с решением при помощи арифметических знаний проблем, возникающих в повседневной жизни

Младшие школьники сравнивают, соотносят, преобразуют и обобщают информацию о математических объектах − числах, величинах, геометрических фигурах

Младшие школьники сравнивают, соотносят, преобразуют и обобщают информацию о математических объектах − числах, величинах, геометрических фигурах

Оканчивая начальную школу, ученик будет отчетливо представлять, что значит доказать какое-либо утверждение, овладеет простейшими способами доказательства, приобретет умение подобрать конкретный пример, иллюстрирующий некоторое общее положение,…

Оканчивая начальную школу, ученик будет отчетливо представлять, что значит доказать какое-либо утверждение, овладеет простейшими способами доказательства, приобретет умение подобрать конкретный пример, иллюстрирующий некоторое общее положение,…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.01.2024