Классификации психологических задач
Задачи | Условия | Методы |
Выявление различий в уровне исследуемого признака | Две выборки испытуемых | Критерий Макнамары |
Три и больше выборок испытуемых | S критерий Джонкира | |
Оценка сдвига значений исследуемого признака | Два замера на одной и той же выборке испытуемых | T критерий Вилкоксона |
Три и более замеров на одной и той же выборке испытуемых | критерий Фридмана | |
Выявление различий в распределении признака | При сопоставлении эмпирического распределения с теоретическим | χ2 критерий Пирсона |
При сопоставлении двух эмпирических распределений | χ2 критерий Пирсона | |
Выявление степени согласованности изменений | Двух признаков | φ коэффициент корреляции Пирсона |
При проверке разности двух средних с помощью t-критерия Стьюдента используется следующий алгоритм:
Записать вариационный ряд результатов Х экспериментальной группы.
Записать вариационный ряд результатов Y контрольной группы.
Найти выборочные средние двух выборок и .
Найти выборочные дисперсии Dx и Dy.
Вычислить эмпирическое значение критической статистики
Определить по таблице критическое значение для соответствующего уровня значимости a и данного числа степеней свободы
Если , то различия между средними значениями экспериментальной и контрольной групп существенны на данном уровне значимости.
Рассмотрим пример расчета для сравнения стрессоустойчивости для двух профессий: учителя и менеджера по продажам для двух групп (n1=32, n2=33).
учителя | менеджеры | ||
устойчивость к стрессу (баллы) | |||
1 | 23 | 1 | 25 |
2 | 17 | 2 | 24 |
3 | 18 | 3 | 17 |
4 | 19 | 4 | 23 |
5 | 22 | 5 | 24 |
6 | 18 | 6 | 22 |
7 | 19 | 7 | 24 |
8 | 17 | 8 | 20 |
9 | 20 | 9 | 21 |
10 | 21 | 10 | 22 |
11 | 24 | 11 | 23 |
12 | 19 | 12 | 19 |
13 | 21 | 13 | 23 |
14 | 20 | 14 | 21 |
15 | 22 | 15 | 20 |
16 | 23 | 16 | 19 |
17 | 18 | 17 | 25 |
18 | 16 | 18 | 26 |
19 | 17 | 19 | 21 |
20 | 21 | 20 | 24 |
21 | 25 | 21 | 23 |
22 | 20 | 22 | 25 |
23 | 15 | 23 | 22 |
24 | 16 | 24 | 23 |
25 | 18 | 25 | 20 |
26 | 21 | 26 | 22 |
27 | 20 | 27 | 24 |
28 | 19 | 28 | 21 |
29 | 17 | 29 | 20 |
30 | 18 | 30 | 25 |
31 | 19 | 31 | 24 |
32 | 16 | 32 | 22 |
| | 33 | |
| 22,3 |
Выдвинем нулевую гипотезу H0= ( )
при альтернативной гипотезе H1= ( )
Находим выборочные средние и дисперсию
Вычисляем эмпирическое значение критерия:
Для выбранного уровня значимости α = 0,01находим по таблице критическое значение tкр(0,01; 32+33-2) = 2,66.tэмп= 5,11 > 2,66 = tкр(0,01;63), таким образом гипотеза о несущественности различий в средних значениях стрессоустойчивости на уровне значимости α = 0,05 отклоняется, и можно говорить о различном уровне устойчивости к стрессу между учителями и менеджерами.
Алгоритм определения t-критерия Стьюдента
Записать вариационный ряд Y контрольной группы объема n2
Определить по таблице критическое значение критерия tкр(α, n1+n2-2)
Вычислить эмпирическое значение критерия tЭМП
Найти выборочные средние x и y, а также Dx и Dy
Альтернативная гипотеза Н1 принимается если
tэмп ≥ tкр
Записать вариационный ряд X экспериментальной группы объема n1
КРИТЕРИЙ ПИРСОНА
Критерий согласия Пирсона позволяет осуществлять проверку эмпирического и теоретического (либо другого эмпирического) распределений одного признака. Данный критерий применяется, в основном, в двух случаях:
- Для сопоставления эмпирического распределения признака с теоретическим распределением (нормальным, показательным, равномерным либо каким-то иным законом);
- Для сопоставления двух эмпирических распределений одного и того же признака.
Идея метода – определение степени расхождения соответствующих частот ni и ; чем больше это расхождение, тем больше значение
КРИТЕРИЙ ПИРСОНА. Схема применения χ2 - критерия для сопоставления двух эмпирических распределений
Проверить
Найти по таблице
Найти
Вычислить значения
Если , то
принимается гипотеза Н1
Записать частоты ni и ni1 двух выборок по m интервалов
По таблице критических точек распределения по заданному уровню значимости 0,05
и числу степеней свободы k = 7 - 1 находим критическую точку
Пример. Среди школьников с 1 по 7 класс в течение двух недель проводился опрос об удовлетворенности собственными оценками. Результаты опроса представлены в таблице:
Номер возрастного интервала (соответствует классу) | Число удовлетворенных оценками в первую неделю исследования | Число удовлетворенных оценками на второй неделе исследования |
1 | 16 | 17 |
2 | 13 | |
3 | 8 | 9 |
4 | 11 | |
5 | 4 | 3 |
6 | 3 | 4 |
7 |
Пусть уровень значимости равен 0,05.
Вычислим эмпирическое значение критерия:
Поскольку то нет оснований отвергать нулевую гипотезу об
одинаковом распределении мнений учащихся о своей успеваемости в разные недели.
Нулевая гипотеза H0={уровень признака во второй выборке не ниже уровня признака в первой выборке}; альтернативная гипотеза – H1={уровень признака во второй выборке ниже уровня признака в первой выборке}.Рассмотрим алгоритм применения U-критерия Манна-Уитни:
Перенести все данные испытуемых на индивидуальные карточки, пометив карточки 1-й выборки одним цветом, а 2-й – другим.
Разложить все карточки в единый ряд по степени возрастания признака и проранжировать в таком порядке.
Вновь разложить карточки по цвету на две группы.
Подсчитать сумму рангов отдельно по группам и проверить, совпадает ли общая сумма рангов с расчетной.
Определить большую из двух ранговых сумм Tk.
Вычислить эмпирическое значение U:
, где ni - количество испытуемых в i - выборке (i = 1, 2), nk - количество испытуемых в группе с большей суммой рангов.
Задать уровень значимости α и, используя специальную таблицу, определить критическое значение Uкр(α). Если , то H0 на выбранном уровне значимости принимается.
КРИТЕРИЙ МАННА-УИТНИ. U-критерий Манна-Уитни используется для оценки различий между двумя малыми выборками (n1,n2≥3 или n1=2, n2≥5) по уровню количественно измеряемого признака.
Проранжировать полученный ряд и вновь разбить его на две заданные выборки объемами n1 и n2
Вычислить эмпирическое значение
Определить большую из двух ранговых сумм Тх и ее объем nk
Посчитать сумму рангов отдельно о двух выборок
Определить Uкр, и если
то принимается гипотеза Н0
Пометить данные выборок Х и У и представить их в виде единого упорядоченного ряда
КРИТЕРИЙ КОЛМОГОРОВА-СМИРНОВА. Данный критерий позволяет оценить существенность различий между двумя выборками, в том числе возможно его применение для сравнения эмпирического распределения с теоретическим.
Записать модули разностей
Записать вариационные ряды контрольной и экспериментальной групп
Определить
Найти наибольший модуль dmax
Определить λкр, и если
то Н0 отклоняется на заданном уровне значимости
Вычислить относительные частоты f для двух имеющихся выборок
КРИТЕРИЙ ВИЛКОКСОНА. Критерий применяется для сопоставления показателей изменений в двух разных условиях на одной и той же выборке испытуемых. С его помощью можно определить, является ли сдвиг показателя в каком-то одном направлении более существенным, чем в другом.
Вычислить разности между индивидуальными значениями после и до эксперимента
Найти сумму рангов для «нетипичных» сдвигов Тэмп
Отметить ранги, соответствующие сдвигам в нетипичном направлении
Проранжировать модули полученных разностей в порядке возрастания
Определить Ткр, и если
то принимается гипотеза Н0
Записать в таблицу результаты до и после эксперимента
ПРИМЕНЕНИЕ КРИТЕРИЯ ЗНАКОВ
Определить разность между индивидуальными показателями после и до эксперимента
Определить критическое значение критерия
Gкр (α, n)
Подсчитать число нетипичных сдвигов Gэмп и общее число сдвигов
Выявить типичный сдвиг (+ или -)
Н0 принимается, если
Записать в таблицу результаты до и после эксперимента
КРИТЕРИЙ МАКНАМАРЫ. Этот критерий предназначен для работы с данными, полученными в самой простой из номинальных – дихотомической шкале, допускающей два типа ответов – «да» или «нет» (кодируются цифрами 1 и 0 соответственно).
Проверить В ? С
В + С = n? 20
В + С < 20
Вычислить
Вычислить
Найти по таблице
Н0 отклоняется, если
Найти матрицу
Проранжировать общую выборку по возрастанию
Найти
для к?4 и nj?5 или по специальной таблице для малых k и ni
Вычислить
Посчитать сумму Тj рангов каждой выборки объема nj
Н0 принимается , если
Записать значения признака для каждой из исследуемых групп
КРИТЕРИЙ КРУСКАЛА-УОЛЛИСА. H-критерий Крускала-Уоллиса является обобщением U-критерия Манна-Уитни на случай k несвязанных выборок (k >2) и предназначен для оценки различий одновременно между тремя, четырьмя и т.д. выборками по уровню какого-либо признака.
Проранжировать индивидуальные значения с показателей для каждого испытуемого
Найти критическое значение критерия по таблице
Найти
найти сумму Тj рангов для каждого признака
Н0 принимается , если
Записать значения признака для каждой из испытуемых
КРИТЕРИЙ ФРИДМАНА. Критерий применяется для сопоставления показателей, измеренных в c условиях (c≥3) на одной и той же выборке из n испытуемых. Критерий Фридмана позволяет установить, что величины показателей от условия к условию изменяются, но при этом не указывает на направление изменений и в этом смысле похож на критерий знаков.
Проранжировать индивидуальные значения каждого испытуемого (по строкам)
Найти по таблице критическое значение
Найти
Рассчитать суммы рангов каждого признака и разместить их в порядке возростания Тj
Н0 принимается , если
Записать значения признака для каждого из n испытуемых
КРИТЕРИЙ ПЕЙДЖА. L-критерий тенденции Пейджа применяется для сопоставления показателей, измеряемых в k условиях (3≤k≤6) на одной и той же выборке из n испытуемых.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.