Математическая статистика (критерии)
Оценка 4.7

Математическая статистика (критерии)

Оценка 4.7
Презентации учебные
pptx
математика
04.03.2023
Математическая статистика (критерии)
Презентации критерий в математической статистике
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА (Критерии).pptx

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА Критерий

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА Критерий

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА

Критерий Стьюдента
Критерий Пирсона.
Критерий Манна-Уитни
Критерий Колмогорова-Смирнова.
Критерий Вилкоксона.
Критерий знаков
Критерий Макнамары
Критерий Крускала-Уоллиса
Критерий Фридмана
Критерий Пейджа

Классификации психологических задач

Классификации психологических задач

Классификации психологических задач

Задачи

Условия

Методы

Выявление различий в уровне исследуемого признака

Две выборки испытуемых

Критерий Макнамары
Q критерий Розенбаума
U критерий Манна-Уитни
φ - критерий (угловое преобразование Фишера)

Три и больше выборок испытуемых

S критерий Джонкира
H критерий Крускала-Уоллиса

Оценка сдвига значений исследуемого признака

Два замера на одной и той же выборке испытуемых

T критерий Вилкоксона
G критерий знаков
φ критерий (угловое преобразование Фишера)
t –критерий Стьюдента

Три и более замеров на одной и той же выборке испытуемых

критерий Фридмана
L критерий тенденций Пейджа
t –критерий Стьюдента

Выявление различий в распределении признака

При сопоставлении эмпирического распределения с теоретическим

χ2 критерий Пирсона
λ критерий Колмогорова - Смирнова
t –критерий Стьюдента

При сопоставлении двух эмпирических распределений

χ2 критерий Пирсона
λ критерий Колмогорова - Смирнова
φ критерий (угловое преобразование Фишера)

Выявление степени согласованности изменений

Двух признаков

φ коэффициент корреляции Пирсона
η корреляционное отношение Пирсона
τ коэффициент корреляции Кендела
ρ коэффициент ранговой корреляции Спирмена

При проверке разности двух средних с помощью t-критерия

При проверке разности двух средних с помощью t-критерия

При проверке разности двух средних с помощью t-критерия Стьюдента используется следующий алгоритм:

Записать вариационный ряд результатов Х экспериментальной группы.
Записать вариационный ряд результатов Y контрольной группы.
Найти выборочные средние двух выборок и .
Найти выборочные дисперсии Dx и Dy.
Вычислить эмпирическое значение критической статистики



Определить по таблице критическое значение   для соответствующего уровня значимости a и данного числа степеней свободы


Если , то различия между средними значениями экспериментальной и контрольной групп существенны на данном уровне значимости.

Рассмотрим пример расчета для сравнения стрессоустойчивости для двух профессий: учителя и менеджера по продажам для двух групп (n1=32, n2=33)

Рассмотрим пример расчета для сравнения стрессоустойчивости для двух профессий: учителя и менеджера по продажам для двух групп (n1=32, n2=33)

Рассмотрим пример расчета для сравнения стрессоустойчивости для двух профессий: учителя и менеджера по продажам для двух групп (n1=32, n2=33).

учителя

менеджеры

устойчивость к стрессу (баллы)

1

23

1

25

2

17

2

24

3

18

3

17

4

19

4

23

5

22

5

24

6

18

6

22

7

19

7

24

8

17

8

20

9

20

9

21

10

21

10

22

11

24

11

23

12

19

12

19

13

21

13

23

14

20

14

21

15

22

15

20

16

23

16

19

17

18

17

25

18

16

18

26

19

17

19

21

20

21

20

24

21

25

21

23

22

20

22

25

23

15

23

22

24

16

24

23

25

18

25

20

26

21

26

22

27

20

27

24

28

19

28

21

29

17

29

20

30

18

30

25

31

19

31

24

32

16

32

22

 
 
Dx
 

 
19,34
6,17

33


Dy

  22,3
  4,41

Выдвинем нулевую гипотезу H0= ( )

при альтернативной гипотезе H1= ( )

Находим выборочные средние и дисперсию

Вычисляем эмпирическое значение критерия:

Для выбранного уровня значимости α = 0,01находим по таблице критическое значение tкр(0,01; 32+33-2) = 2,66. tэмп= 5,11 > 2,66 = tкр(0,01;63), таким образом гипотеза о несущественности различий в средних значениях стрессоустойчивости на уровне значимости α = 0,05 отклоняется, и можно говорить о различном уровне устойчивости к стрессу между учителями и менеджерами.

Алгоритм определения t-критерия

Алгоритм определения t-критерия

Алгоритм определения t-критерия Стьюдента

Записать вариационный ряд Y контрольной группы объема n2

Определить по таблице критическое значение критерия tкр(α, n1+n2-2)

Вычислить эмпирическое значение критерия tЭМП

Найти выборочные средние x и y, а также Dx и Dy

Альтернативная гипотеза Н1 принимается если
tэмп ≥ tкр

Записать вариационный ряд X экспериментальной группы объема n1

КРИТЕРИЙ ПИРСОНА Критерий согласия

КРИТЕРИЙ ПИРСОНА Критерий согласия

КРИТЕРИЙ ПИРСОНА

Критерий согласия Пирсона позволяет осуществлять проверку эмпирического и теоретического (либо другого эмпирического) распределений одного признака. Данный критерий применяется, в основном, в двух случаях:
- Для сопоставления эмпирического распределения признака с теоретическим распределением (нормальным, показательным, равномерным либо каким-то иным законом);
- Для сопоставления двух эмпирических распределений одного и того же признака.
Идея метода – определение степени расхождения соответствующих частот ni и ; чем больше это расхождение, тем больше значение

КРИТЕРИЙ ПИРСОНА. Схема применения χ2 - критерия для сопоставления двух эмпирических распределений

КРИТЕРИЙ ПИРСОНА. Схема применения χ2 - критерия для сопоставления двух эмпирических распределений

КРИТЕРИЙ ПИРСОНА. Схема применения χ2 - критерия для сопоставления двух эмпирических распределений

Проверить

Найти по таблице

Найти

Вычислить значения

Если , то
принимается гипотеза Н1

Записать частоты ni и ni1 двух выборок по m интервалов

По таблице критических точек распределения по заданному уровню значимости 0,05 и числу степеней свободы k = 7 - 1 находим критическую точку

По таблице критических точек распределения по заданному уровню значимости 0,05 и числу степеней свободы k = 7 - 1 находим критическую точку

По таблице критических точек распределения по заданному уровню значимости 0,05
и числу степеней свободы k = 7 - 1 находим критическую точку

Пример. Среди школьников с 1 по 7 класс в течение двух недель проводился опрос об удовлетворенности собственными оценками. Результаты опроса представлены в таблице:

Номер возрастного интервала (соответствует классу)

Число удовлетворенных оценками в первую неделю исследования

Число удовлетворенных оценками на второй неделе исследования

1

16

17

2

13

3

8

9

4

11

5

4

3

6

3

4

7

Пусть уровень значимости равен 0,05.
Вычислим эмпирическое значение критерия:

Поскольку то нет оснований отвергать нулевую гипотезу об
одинаковом распределении мнений учащихся о своей успеваемости в разные недели.

Нулевая гипотеза H0={уровень признака во второй выборке не ниже уровня признака в первой выборке}; альтернативная гипотеза –

Нулевая гипотеза H0={уровень признака во второй выборке не ниже уровня признака в первой выборке}; альтернативная гипотеза –

Нулевая гипотеза H0={уровень признака во второй выборке не ниже уровня признака в первой выборке}; альтернативная гипотеза – H1={уровень признака во второй выборке ниже уровня признака в первой выборке}. Рассмотрим алгоритм применения U-критерия Манна-Уитни:

Перенести все данные испытуемых на индивидуальные карточки, пометив карточки 1-й выборки одним цветом, а 2-й – другим.
Разложить все карточки в единый ряд по степени возрастания признака и проранжировать в таком порядке.
Вновь разложить карточки по цвету на две группы.
Подсчитать сумму рангов отдельно по группам и проверить, совпадает ли общая сумма рангов с расчетной.
Определить большую из двух ранговых сумм Tk.
Вычислить эмпирическое значение U:


, где ni - количество испытуемых в i - выборке (i = 1, 2), nk - количество испытуемых в группе с большей суммой рангов.
Задать уровень значимости α и, используя специальную таблицу, определить критическое значение Uкр(α). Если , то H0 на выбранном уровне значимости принимается.

КРИТЕРИЙ МАННА-УИТНИ. U-критерий

КРИТЕРИЙ МАННА-УИТНИ. U-критерий

КРИТЕРИЙ МАННА-УИТНИ. U-критерий Манна-Уитни используется для оценки различий между двумя малыми выборками (n1,n2≥3 или n1=2, n2≥5) по уровню количественно измеряемого признака.

Проранжировать полученный ряд и вновь разбить его на две заданные выборки объемами n1 и n2

Вычислить эмпирическое значение

Определить большую из двух ранговых сумм Тх и ее объем nk

Посчитать сумму рангов отдельно о двух выборок

Определить Uкр, и если

то принимается гипотеза Н0

Пометить данные выборок Х и У и представить их в виде единого упорядоченного ряда

КРИТЕРИЙ КОЛМОГОРОВА-СМИРНОВА.

КРИТЕРИЙ КОЛМОГОРОВА-СМИРНОВА.

КРИТЕРИЙ КОЛМОГОРОВА-СМИРНОВА. Данный критерий позволяет оценить существенность различий между двумя выборками, в том числе возможно его применение для сравнения эмпирического распределения с теоретическим.

Записать модули разностей

Записать вариационные ряды контрольной и экспериментальной групп

Определить

Найти наибольший модуль dmax

Определить λкр, и если

то Н0 отклоняется на заданном уровне значимости

Вычислить относительные частоты f для двух имеющихся выборок

КРИТЕРИЙ ВИЛКОКСОНА. Критерий применяется для сопоставления показателей изменений в двух разных условиях на одной и той же выборке испытуемых

КРИТЕРИЙ ВИЛКОКСОНА. Критерий применяется для сопоставления показателей изменений в двух разных условиях на одной и той же выборке испытуемых

КРИТЕРИЙ ВИЛКОКСОНА. Критерий применяется для сопоставления показателей изменений в двух разных условиях на одной и той же выборке испытуемых. С его помощью можно определить, является ли сдвиг показателя в каком-то одном направлении более существенным, чем в другом.

Вычислить разности между индивидуальными значениями после и до эксперимента

Найти сумму рангов для «нетипичных» сдвигов Тэмп

Отметить ранги, соответствующие сдвигам в нетипичном направлении

Проранжировать модули полученных разностей в порядке возрастания

Определить Ткр, и если

то принимается гипотеза Н0

Записать в таблицу результаты до и после эксперимента

ПРИМЕНЕНИЕ КРИТЕРИЯ ЗНАКОВ Определить разность между индивидуальными показателями после и до эксперимента

ПРИМЕНЕНИЕ КРИТЕРИЯ ЗНАКОВ Определить разность между индивидуальными показателями после и до эксперимента

ПРИМЕНЕНИЕ КРИТЕРИЯ ЗНАКОВ

Определить разность между индивидуальными показателями после и до эксперимента

Определить критическое значение критерия
Gкр (α, n)

Подсчитать число нетипичных сдвигов Gэмп и общее число сдвигов

Выявить типичный сдвиг (+ или -)


Н0 принимается, если

Записать в таблицу результаты до и после эксперимента

КРИТЕРИЙ МАКНАМАРЫ. Этот критерий предназначен для работы с данными, полученными в самой простой из номинальных – дихотомической шкале, допускающей два типа ответов – «да» или…

КРИТЕРИЙ МАКНАМАРЫ. Этот критерий предназначен для работы с данными, полученными в самой простой из номинальных – дихотомической шкале, допускающей два типа ответов – «да» или…

КРИТЕРИЙ МАКНАМАРЫ. Этот критерий предназначен для работы с данными, полученными в самой простой из номинальных – дихотомической шкале, допускающей два типа ответов – «да» или «нет» (кодируются цифрами 1 и 0 соответственно).

Проверить В ? С

В + С = n? 20

В + С < 20

Вычислить

Вычислить

Найти по таблице

Н0 отклоняется, если

Найти матрицу

Проранжировать общую выборку по возрастанию

Проранжировать общую выборку по возрастанию

Проранжировать общую выборку по возрастанию

Найти

для к?4 и nj?5 или по специальной таблице для малых k и ni

Вычислить

Посчитать сумму Тj рангов каждой выборки объема nj


Н0 принимается , если

Записать значения признака для каждой из исследуемых групп

КРИТЕРИЙ КРУСКАЛА-УОЛЛИСА. H-критерий Крускала-Уоллиса является обобщением U-критерия Манна-Уитни на случай k несвязанных выборок (k >2) и предназначен для оценки различий одновременно между тремя, четырьмя и т.д. выборками по уровню какого-либо признака.

Проранжировать индивидуальные значения с показателей для каждого испытуемого

Проранжировать индивидуальные значения с показателей для каждого испытуемого

Проранжировать индивидуальные значения с показателей для каждого испытуемого

Найти критическое значение критерия по таблице

Найти

найти сумму Тj рангов для каждого признака


Н0 принимается , если

Записать значения признака для каждой из испытуемых

КРИТЕРИЙ ФРИДМАНА. Критерий применяется для сопоставления показателей, измеренных в c условиях (c≥3) на одной и той же выборке из n испытуемых. Критерий Фридмана позволяет установить, что величины показателей от условия к условию изменяются, но при этом не указывает на направление изменений и в этом смысле похож на критерий знаков.

Проранжировать индивидуальные значения каждого испытуемого (по строкам)

Проранжировать индивидуальные значения каждого испытуемого (по строкам)

Проранжировать индивидуальные значения каждого испытуемого (по строкам)

Найти по таблице критическое значение

Найти

Рассчитать суммы рангов каждого признака и разместить их в порядке возростания Тj


Н0 принимается , если

Записать значения признака для каждого из n испытуемых

КРИТЕРИЙ ПЕЙДЖА. L-критерий тенденции Пейджа применяется для сопоставления показателей, измеряемых в k условиях (3≤k≤6) на одной и той же выборке из n испытуемых.

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2023