Математические диктанты в начальной школе

  • docx
  • 09.11.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала математическиедиктанты.docx

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ДИКТАНТЫ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

За последние годы учителя начальных классов провели и проводят большую работу по совершенствованию методики организации учебных занятий. Как известно, отказ от шаблонной схемы урока позволил учителю сделать урок более продуктивным, активизировать учащихся, улучшить индивидуальную работу в процессе обучения.

Большие сложности у учащихся вызывает восприятие информации на слух. Поэтому, я пришла к выводу, что одной из важнейших задач в обучении является формирование у детей умения получать информацию на слух, запоминать на слух, обрабатывать и преобразовывать информацию. Из имеющихся в нашем распоряжении органов чувств, воспринимающих информацию, слуховой орган занимает второе место после зрительного, поэтому развивать его возможности у детей крайне важно. Использование математических диктантов помогает в решении вышеуказанных задач.

Математические диктанты проводятся с двумя целями. Прежде всего, они помогают контролировать знания, умения и навыки учащихся. Проанализировав диктанты, учитель получает достаточно подробную информацию об уровне усвоения пройденного как отдельными учащимися, так и классом в целом. Это позволяет оперативно устранять пробелы в подготовке учащихся. Однако ещё более важно то, что математические диктанты играют обучающую роль. Диктанты способствуют и развитию навыков логического мышления, и выработке умения работать с чертежными инструментами.

Математический диктант - хорошо известное средство обратной связи между учащимися и учителем. Это одна из многих оправдавших себя форм контроля знаний учеников. Выполняя задания, дети становятся более организованными и сосредоточенными. Проведение математического диктанта на этапе устного счета способствует не только развитию навыков вычисления, но и повышению их математической культуры, обогащению математического языка.

Планируемый результат: научить учащегося не просто слушать, а слышать, что говорит учитель. Эффективно тренировать устойчивость внимания детей, оперативную память, умение сосредотачиваться.

Ведущая идея моего опыта предполагает использование математических диктантов с целью создания на уроках математики условий для личного развития учащихся, развития их индивидуальности. Создание педагогических ситуаций общения на уроке позволяет каждому ученику проявить самостоятельность, выборность в способах работы, творчество.

Дидактические функции математических диктантов ориентированы на систему упражнений, в которой ведущими являются приемы структурного анализа и синтеза, обобщения и конкретизации, классификации, аналогии, построения умозаключений, то есть на изучение способов и приемов, которые дают возможность подготовить учеников к более высокому уровню творческой деятельности, к решению более сложных «нестандартных» задач.

Свою задачу как педагога я вижу в том, чтобы сотрудничать с учащимися, воспитывать у них желание к поиску новых знаний, хочу, чтобы учащиеся умели выражать мысли, не используя «штампы» учебника, свободно владели математической терминологией, умели слушать и понимать сказанное учителем.

Я считаю, что математические диктанты наряду с устным опросом, самостоятельными и контрольными работами являются одним из эффективных способов осуществления связи между учителем и учащимися. Проведение математических диктантов способствует развитию логического мышления, повышению их математической культуры, обогащению математической речи. Выполняя задания диктанта, ученики приучаются к организованности, учатся экономить время, формируют привычку быстро сосредотачиваться. При помощи математических диктантов можно проконтролировать не только усвоение учениками изучаемой темы, но и проверить усвоение и закрепление только что поданного материала, диктанты помогут учителю выяснить, овладели ли учащиеся соответствующими умениями и навыками.

Итак, математическим диктантам необходимо отвести надлежащую роль в системе упражнений для усвоения базовых задач. Следует лишь применять их разумно, творчески, учитывая индивидуальные особенности учителя и учеников.

Если диктанты проводятся систематически, учащиеся приучаются воспринимать задания на слух. Ценность таких навыков неоспорима - она приводит к умению слушать.

Необходимо следовать определенной методике проведения математического диктанта. Текст сначала прочитывается в целом, чтобы учащиеся знали, что от них требуется. Темп чтения определяется по темпу работы среднего ученика. Учитель выбирает такого ученика в классе, начинает читать следующее задание , когда данный ученик справился с предыдущим заданием. Необходимо следить за всем классом, реагировать на все неизбежные сбои темпа, на вопросы учащихся типа: «повторите, я не успел». Следует приучить учащихся пользоваться черновиками, где они могут делать пометки, записи в ходе диктовки.

Эффективность устного счета зависит не только от правильного определения объема и содержания этих занятий, но и от их организации: правильной постановки заданий и опроса, рационального проведения учета знаний и навыков учащихся, правильного чередования устных и письменных вычислений. Чаще всего задания предлагаются устно. Такая форма организации занятий является наиболее ценной, так как развиваются внимание и память учащихся, а главное, они подготавливаются к «жизненному» счету, где часто приходится выполнять действия над числами, воспринимаемыми на слух. Однако эта форма требует большого умственного напряжения, а поэтому сравнительно быстро утомляет детей, особенно тех, у кого преобладает зрительная память.

Наблюдающееся в школьной практике применение только этой формы занятий ведет к тому, что в устном счете участвуют не все дети. Особенно много бывает пассивных учащихся, когда диктуемые упражнения содержат большие числа или когда подряд дается много заданий на слух. Во избежание этого необходимо чисто слуховые упражнения перемежать с упражнениями на зрительное восприятие.

Основное назначение математических диктантов, помочь учителю эффективно тренировать устойчивость внимания детей, оперативную память, умение сосредоточиваться. Исходя из этих целей в диктантах даны следующие группы заданий:

  • операционные, в которых нужно вычислять, решать задачи, выполнять преобразования и т.п.получив информацию на слух;
  • логические, в которых требуется оценить истинность высказывания, для чего необходимо быть внимательным и сосредоточенным, уметь слушать, слышать и анализировать данные;
  • направленные на усвоение математической терминологии.

Предложенные задания обеспечивают содержательным учебным материалом этап устной работы в начале урока математики, а также этап подведения итогов в конце урока. Развитию грамотной математической речи способствует наличие в каждом диктанте образцов чтения математических выражений.

Введение в математический диктант элементов игры, нестандартных заданий помогает детям, интересующимся математикой, поддерживать и развивать интерес к ней, а ребятам, у которых математика вызывает затруднения, - понять и полюбить ее.

Проведение диктанта можно организовать так:

  1. Учитель читает вслух задания диктанта из одного варианта. Учащиеся на листочках или в тетрадях записывают ответы. Сразу же (либо в конце урока) следует показать верные ответы, обсудить решения отдельных заданий.
  2. Прочитывать вслух задания диктантов могут отдельные учащиеся по указанию учителя. Это особенно полезно детям с недостаточной техникой чтения, а также тем, у кого преобладает зрительное восприятие.
  3. Полезно время от времени в классе давать всем ученикам тексты диктантов для самостоятельной работы с ними (записав текст диктанта и на доске). Это важно для запоминания правописания математических терминов.
  4. Математические диктанты можно давать и для домашней работы под руководством родителей. Это позволит каждому ученику дополнительно спокойно потренироваться в чтении математических текстов, не спеша разобраться в отдельных задачах, проверить свои знания.

Учителю читать диктант детям достаточно один раз. Это заставляет учеников быть предельно внимательными и собранными. Все вычисления и преобразования ученики выполняют только устно.

Математический диктант - одна из альтернативных форм контроля знаний, позволяющая участвовать всем учащимся сразу, а не нескольким, как при традиционном опросе.

Очень важно организовать проверку диктантов. Существует несколько видов проверки. Это запись правильных ответов на листочках с последующей сдачей их учителю на проверку, запись правильных ответов на доске, когда дети сверяют ответы со своими, взаимопроверка с соседом по парте и другие варианты, подходящие тому или иному составу учащихся. Иногда можно предложить учащимся задание на дом : составить текст математического диктанта. Оценки за работу выставляются с учетом числа верно решенных заданий. Если в диктанте 6 (или 8) заданий, оценки могут быть такими:

Число менее верных ответов

6(8)

5(7)

4(5-6)

 

4(5)

Оценка

5

4

3

2

 

Тема. «Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание».

 

Цели. Проверить умение воспроизводить последовательность чисел от 1 до 10 и соотносить их с соответствующей группой предметов; сравнивать числа в пределах 10, читать простейшие математические записи вида 1 + 1 = 2 и др.; соотносить эти записи с конкретной иллюстрацией (рисунком); выполнять табличное сложение в пределах 10; представлять числа первого десятка ввиде суммы двух слагаемых; решать логические и текстовые задачи в одно действие.

Диктант 1

  1. Первое слагаемое равно 4, а второе слагаемое равно 2. Найдите значение суммы.
  2. Уменьшаемое равно 5, вычитаемое равно 3. Найдите значение разности.
  3. Увеличьте 7 на 2.
  4. Уменьшите 8 на 3.
  5. Среди чисел каждой пары найдите то число, которое больше, и обведите его в ряду чисел красным карандашом: 9 и 8; 5иЗ; 1 и 4.
  6. Найдите лишнюю по форме фигуру.
  7. Соломинка выше Пузыря, а Лапоть ниже Пузыря. Кто выше: Лапоть или Соломинка?
  8. Графический диктант.

Тема. «Числа от 11 до 20. Сложение и вычитание»

Цели. Проверить умение читать и записывать числа от 0 до 20; выполнять табличное сложение и вычитание в пределах 20; представлять все числа от 2 до 20 в виде суммы двух слагаемых; решать текстовые и логические задачи в одно действие.

Диктант 1

  1. Запишите число, которое предшествует числу 12, 13...
  2. Увеличьте 10 на 1.
  3. Уменьшите 19 на 1.
  4. Какое число меньше 15 на 1?
  5. На сколько 12 больше 7?
  6. Первое слагаемое 7, второе 4. Найдите сумму.
  7. Сколько надо прибавить к 5, чтобы получить 12?
  8. Чему равна сумма, если первое слагаемое 6, а второе 7?
  9. В гараже было 5 машин, приехало еще 3 машины. Сколько машин стало в гараже?

Диктант 3


1. Число 9 увеличь на 5.

2. На сколько 1 дм больше 1 см?

3. Какое число следует за числом 19?

4. Увеличь 17 на 3.

5. Сколько пятёрок в числе 10?

6. Сколько троек в числе 9?

7. На сколько надо уменьшить 13, чтобы получить 7?

8. Какое число получится, если 6 увеличить на столько же?

9. На сколько надо увеличить 8, чтобы получить 12?

10. Сторона квадрата равна 3 см. Чему равна сумма длин всех сторон квадрата?

11. В классе 18 лампочек. 9 из них перегорели. Сколько лампочек горит в классе?

12. Как можно разложить 14 роз в 2 букета поровну?

13. В вазе лежало 13 яблок. 7 яблок съели. Сколько яблок осталось в вазе?

14. Бабушка сорвала с грядки 12 огурцов. За обедом семья съела 5 огурцов. Сколько огурцов осталось?

15. Маме 20 лет, а сыну 2 года. На сколько лет мама старше сына?



Диктант 4

1. Первое слагаемое 12, второе слагаемое 2. Чему равна сумма чисел?

2. Уменьшить 19 на 1.

3. На сколько 14 больше 10?

4. 16 – это 9 и сколько?

5. 15 – это 7 и сколько?

6. От неизвестного числа вычли 7 и получили 4. Чему равно неизвестное число?

7. Увеличь 8 на столько же.

8. Какое число меньше 6 на 4?

9. Дополни 4 до 10.

10. Найди разность чисел 13 и 8.

11. Какое число больше 8 на 3?

12. Уменьшаемое 18, вычитаемое 5. Найди разность.

13. На площади было 15 голубей. Когда несколько голубей улетело, то их осталось 7. Сколько голубей улетело?

14. На крыше дома сидели 10 кошек. Несколько кошек убежали. Осталось 2 кошки. Сколько кошек убежали?

15. Игорь собрал для гербария 17 листьев, а Костя на 5 листьев меньше. Сколько листьев собрал для гербария Костя?

 

Диктант 5

1. Какое число стоит между числами 13 и 15?

2. Какое число больше 14 на 4?

3. Найдите разность чисел 20 и 6.

4. Найдите сумму чисел 9 и 8.

5. Найдите сумму двух одинаковых слагаемых, каждое из которых равно 8.

6. Какое число надо отнять от 15, чтобы осталось 9?

7. Сколько надо прибавить к 12, чтобы получить 2 десятка?

8. Увеличь 8 на 5.

9. Уменьши 14 на 6.

10. На сколько 16 больше числа 9?



   Математические диктанты как форма организации учебного взаимодействия «учитель- ученик» очень эффективна, ведь каждый обучающийся работает самостоятельно, имеет возможность проверить и скорректировать уровень своих знаний и умений в данный момент, а не потом, оценить свои достижения и достижения одноклассников, снимается психологическая боязнь контроля. И в то же время учитель контролирует весь процесс, может изменить темп работы, оперативно внести коррективы в содержание диктанта, в содержание дальнейшего хода урока, чтобы обеспечить качественного усвоение учебного материала.