Математические софизмы
Оценка 4.8

Математические софизмы

Оценка 4.8
Раздаточные материалы
docx
математика
Взрослым
21.01.2018
Математические софизмы
Данная методическая разработка содержит подборку материалов о математических софизмах и примеры математических софизмов. данную разработку могут использовать преподаватели математики для проведения внеклассных мероприятий по математике, для оформления математической стенгазеты, для использования во внеурочной деятельности , например, при организации математического кружка.
Математические софизмы.docx
Математические софизмы     Что такое софизм? «Правильно понятая ошибка – это путь к открытию» И.П. Павлов    Софизм (от греч. sophisma – уловка, выдумка, головоломка), формально кажущееся   правильным,   но   по   существу   ложное   умозаключение, основанное   на   преднамеренно   неправильном   подборе   исходных положений.   Каков бы ни был софизм, он обязательно содержит одну или несколько замаскированных   ошибок.   Особенно   часто   в   математических   софизмах выполняются   «запрещённые»   действия   или   не   учитываются   условия применимости теорем, формул и правил. Иногда рассуждения ведутся с использованием   ошибочного   чертежа   или   опираются   на   приводящие   к ошибочным   заключениям   «очевидности».     Встречаются   софизмы, содержащие и другие ошибки. В истории развития математики софизмы играли существенную роль. Они способствовали повышению строгости математических рассуждений и содействовали более глубокому уяснению понятий и методов математики. Роль софизмов в развитии математики   сходна   с   той   ролью,   какую   играют   непреднамеренные   ошибки   в математических   исследованиях,   допускаемые   даже   выдающимися   математиками. Именно   уяснение   ошибок   в   математических   рассуждениях   часто   содействовало развитию математики.           Пожалуй, особенно поучительна в этом отношении история аксиомы Евклида о параллельных прямых. Сформулировать эту аксиому можно так: через данную точку, лежащую вне данной прямой, можно провести не более одной прямой, параллельной данной (что одну прямую, параллельную данной, можно провести – это доказывается). Это утверждение на протяжении более чем двух тысяч лет пытались доказать, вывеси из остальных аксиом геометрии, но все попытки не увенчались успехом. Полученные «доказательства» оказались ошибочными. И всё же, несмотря на ошибочность этих «доказательств», они принесли большую пользу развитию геометрии. Можно сказать, что они подготовили одно из величайших  достижений в области геометрии и всей математики – создание неевклидовой геометрии. Честь разработки новой геометрии принадлежит   нашему   великому   соотечественнику   Н.И.   Лобачевскому   и   венгерскому математику Яношу Бойяи. Н.И. Лобачевский и сам сначала пытался доказать аксиому параллельных,   но   скоро   понял,   что   этого   сделать   нельзя.   И   путь,   идя   которым Лобачевский   убедился   в   этом,   привёл   его   к   созданию   новой   геометрии.   Этот замечательный вклад в математику был одним из тех, которые прославили русскую науку.                     Евклид               Н.И.Лобачевский Примеры математических софизмов Пример 1. 5 = 6 Попытаемся   доказать,   что   5   =   6.   С   этой   целью   возьмём   числовое тождество:  35 + 10 – 45 = 42 + 12 – 54. Вынесем общие множители левой и правой частей за скобки. Получим:  5 (7 + 2 – 9) = 6 (7 + 2 – 9). Разделим обе части этого равенства на общий множитель (заключённый в скобки). Получаем   5 = 6. ********************************************************************** Пример 2. 1 р. = 10 000 к. Возьмём верное равенство:  1 р. = 100 к.  Возведём его по частям в квадрат.  Мы получим: 1 р. = 10 000 к. Пример 3. 2 ∙ 2 = 5 Имеем числовое равенство (верное):  4 : 4 = 5 : 5.  Вынесем за скобки в каждой части его общий множитель.  Получим: 4 (1 : 1) = 5 (1 : 1). Числа в скобках равны, поэтому 4 = 5, или 2 ∙ 2 = 5. ********************************************************************** Пример 4. Любое число равно его половине Возьмём два равных числа a и b, a = b. Обе части этого равенства умножим на a и затем вычтем из произведений по b2. Получим: a2 – b2  = ab – b2, или (a + b) (a – b) = b (a – b). Отсюда a + b = b, или a + a = a, так как  b = a. Значит,  2a = a, a  =     .  Пример 5. Искусная починка В дне деревянного судна во время плавания случилась прямоугольная пробоина в 13 см   длины  и   5   см  ширины,   т.е.  площадь   пробоины   =  65   см2.   Судовой   плотник   взял квадратную дощечку со стороной квадрата 8 см (т.е. площадь = 64 см2), разрезал её прямыми линиями на четыре части A, B, C, D так, как показано на рисунке 2, а  затем сложил их так, что получился прямоугольник, как раз соответствующий пробоине, см. рисунок 3. Этим прямоугольником он и заделал пробоину. Вышло, что плотник сумел квадрат в 64 см2 обратить в прямоугольник с площадью 65 см2. Пример 6. Расстояние от Земли до Солнца равно толщине волоска Пусть  a  (м) – расстояние от Земли до Солнца, а  b  (м) – толщина волоска. Среднее арифметическое их обозначим через v. Имеем: a + b = 2v, a = 2v – b, a – 2v = – b. Перемножив по частям два последних равенства, получаем: a2 – 2av = b2 – 2bv. Прибавим к каждой части v2.  Получим: a2 – 2av + v2 = b2 – 2bv + v2, или   т.е.   и, значит,  (a – v)2 = (b – v)2, (a – v) = (b – v), a = b. Пример 7. Любое число = 0 Каково бы ни было число a, верны равенства: (+a)2 = a2 и  ( – a )2 = a2. Следовательно, (+a)2 = ( – a )2,  а значит,  и поэтому +a = – a, или 2a = 0,   a = 0. *************************************************************** Пример 8. «Новое доказательство» теоремы Пифагора Возьмём   прямоугольный   треугольник   с   катетами  a  и  b, гипотенузой c и острым углом  , противолежащим катету a.  Имеем: a = c sin , b = c cos , откуда a2 = c2 sin2 , b2 = c2 cos2 .  Просуммировав по частям эти равенства, получаем:  a2 + b2 = c2 (sin2   + cos2 ).  Но sin2   + cos2  = 1, и поэтому a2 + b2 = c2 .   Пример 9.    Два перпендикуляра Попытаемся  «доказать», что через точку, лежащую вне прямой, к этой прямой можно провести два перпендикуляра. С этой целью возьмём треугольник  ABC (рисунок 4). На сторонах  AB  и  BC  этого треугольника, как на диаметрах, построим полуокружности. Пусть эти полуокружности пересекаются со стороной  AC  в точках  E  и  D. Соединим точки  E  и  D  прямыми с точкой  B. Угол   AEB  прямой, как вписанный, опирающийся на диаметр; угол BDC также прямой. Следовательно, BE  AC и BD  AC. Через точку B проходят два перпендикуляра к прямой  AC.

Математические софизмы

Математические софизмы

Математические софизмы

Математические софизмы

Математические софизмы

Математические софизмы

Математические софизмы

Математические софизмы

Математические софизмы

Математические софизмы

Математические софизмы

Математические софизмы

Математические софизмы

Математические софизмы

Математические софизмы

Математические софизмы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.01.2018