Районный конкурс
учебно-исследовательских проектов школьников
«Эврика-ЮНИОР»
Секция: Технология прикладного творчества
Авторы:
Борисова Алёна Александровна,
Корнишова Екатерина Николаевна,
ученицы 6б класса Пластуновской БОУООШ № 7
Динского района
Научный руководитель: Якименко Алена Евгеньевна, учитель математики Пластуновской БОУООШ № 7
Динского района
2017 г.
Математическое вышивание
Авторы: Борисова Алёна Александровна, Корнишова Екатерина Николаевна. Районный конкурс учебно-исследовательских проектов школьников «Эврика-ЮНИОР» станица Пластуновская
БОУООШ № 7 МО Динской район
6б класс
В данной работе проведены исследования с целью расширить познания о геометрических объектах путем зрительного восприятия и практических действий, показать практическое применение математики в искусстве. Для этого был изучен фактический материал по истории возникновения искусства «изонить», исследованы основные техники изонити – заполнение угла, окружности, дуги. Выполнены работы с применением техники «изонить».
Объект исследования: геометрические фигуры.
Предмет исследования: применение геометрических фигур в технике «изонить».
В ходе исследования авторы работы пришли к выводу, что математика очень интересная наука, а математические знания нужны не только для изучения других дисциплин в школе, для поступления в университеты, но они развивают творческую инициативу человека.
Математическое вышивание
Авторы: Борисова Алёна Александровна, Корнишова Екатерина Николаевна Районный конкурс учебно-исследовательских проектов школьников «Эврика-ЮНИОР» станица Пластуновская
БОУООШ № 7 МО Динской район
6б класс
Тема исследования выбрана не случайно. Поскольку некоторые люди считают математику скучной и тусклой, через тему нашего проекта мы решили показать, насколько прекрасной и красочной может быть математика, как привлекательны и разнообразны геометрические фигуры и какие красивые картины получаются при использовании особой техники декоративно – прикладного искусства «изонить».
Цель нашей работы – расширить познания о геометрических объектах путем зрительного восприятия и практических действий, показать практическое применение математики в искусстве.
Для реализации поставленной цели нам необходимо решить ряд задач:
- Познакомиться с литературой и материалами Интернет по теме исследования.
- Познакомиться с историей появления техники изонити.
- Освоить приемы вышивки.
- Вышить картины в технике «изонить».
Объект исследования: геометрические фигуры.
Предмет нашего исследования: применение геометрических фигур в технике «изонить».
Методы исследования: обзор литературы, анализ, сравнение, обобщение.
Введение……………………………………………………………………………..………… 2
1. Изонить – математическое вышивание...………………………………………………….3
2. Техника заполнения угла……………………..……………………………………………. 4
3. Техника заполнения окружности………………………...................................................... 5
4. Техника заполнения дуги…………………..……………. …………………………………6 Заключение……………………………….…………………………………………………….7
Список использованной литературы…………………….………….………………………..8
Приложение 1.
Математическое вышивание
Авторы: Борисова Алёна Александровна, Корнишова Екатерина Николаевна. Районный конкурс учебно-исследовательских проектов школьников «Эврика-ЮНИОР» станица Пластуновская
БОУООШ № 7 МО Динской район
6б класс
Изучая математику, мы открываем все новые и новые слагаемые прекрасного, приближаясь к пониманию, а в дальнейшем и к созданию красоты и гармонии. Гармония означает «согласованность, соразмерность, единство частей и целого, обуславливающие внутреннюю и внешнюю форму предмета, события, явления, их совершенство». Внешне гармония может проявляться в мелодии, ритме, симметрии, пропорциональности. Последние две характеристики относятся прежде всего к математике. Ведь математика – это не только стройная система законов, теорем и задач, но и уникальное средство познания красоты. А красота многогранна и многолика. Она выражает высшую целесообразность устройства мира, подтверждает универсальность математических закономерностей, которые действуют одинаково эффективно в кристаллах и живых организмах, в атоме и во Вселенной, в произведениях искусства и научных открытиях.
Тема исследования выбрана не случайно. Поскольку некоторые люди считают математику скучной и тусклой, через тему нашего проекта мы решили показать, насколько прекрасной и красочной может быть математика, как привлекательны и разнообразны геометрические фигуры и какие красивые картины получаются при использовании особой техники декоративно – прикладного искусства «изонить».
Цель нашей работы – расширить познания о геометрических объектах путем зрительного восприятия и практических действий, показать практическое применение математики в искусстве.
Для реализации поставленной цели нам необходимо решить ряд задач:
- Познакомиться с литературой и материалами Интернет по теме исследования.
- Познакомиться с историей появления техники изонити.
- Освоить приемы вышивки.
- Вышить картины в технике «изонить».
Объект исследования: геометрические фигуры.
Предмет нашего исследования: применение геометрических фигур в технике «изонить».
Методы исследования: обзор литературы, анализ, сравнение, обобщение.
1. ИЗОНИТЬ – МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ВЫШИВАНИЕ.
Изонить – оригинальный вид декоративно-прикладного искусства, уходит корнями к народным промыслам Англии. Английские ткачи придумали особый способ переплетения ниток. Они вбивали в дощечки гвозди и в определенной последовательности натягивали нити, получались ажурные изделия, которыми украшали жилища. Со временем технология несколько усовершенствовалась и распространилась на картон, в котором предварительно прокалывают дырочки. С помощью этой технологии можно создавать великолепные открытки, обложки, закладки, декоративные панно, орнаменты.
Второе рождение техника изонити пережила в XX веке благодаря голландской рукодельнице Эрике Фортгенс. Мастерица решила поделиться своим увлечением со всем миром и в 1990 году издала книгу, посвященную этой технике. В ней содержались подробные инструкции к вышиванию по картону и схемы рисунков. Стараниями Фортгенс произошел всплеск интереса к изонити.
Возрожденная в Нидерландах, изонить опять вернулась в Англию. Примерно с 1998 года в моду там вошли вышитые открытки.
Название «изонить» для обозначения вышивки нитями на твердом основании используется только в России. Термин этот ввел отечественный академик Геннадий
Алексеевич Браницкий, заинтересовавшийся этой технологией во время своих командировок в США. Вот что он писал об этом: «...О существовании ниточного дизайна я узнал случайно, много лет тому назад во время служебных командировок в Англию и США. Там мне посчастливилось видеть картины, сделанные не только любителями, но и профессионалами этого необычного для многих людей вида творчества. Некоторые картины доводилось видеть в музеях современного искусства. Все это вызывало желание самому научиться ниточному дизайну, а потом и передать свой опыт другим...» Он же является автором первого русскоязычного издания по данной технике.
В настоящее время искусство изонити находит широкое применение для украшения изделий и предметов быта, для оформления интерьера, для выполнения подарков и сувениров.
Преимущества изонити – ее простота и художественная привлекательность, рисунок нитью выполняется быстро и аккуратно с первого раза, да и фантазии есть где "разгуляться". В этой технике можно изготовить поздравительные открытки, сувенирные обложки, закладки для книг, декоративные панно, которые могут украсить современное жилье и общественные интерьеры, и даже оформить элементы одежды.
Картины из ниток весьма эффектны. Они вызывают восторг и удивление.
Помимо простоты и эстетической привлекательности, у изонити есть еще одно немаловажное преимущество – дешевизна, что немало важно в очередной финансовый кризис. Для вышивания по картону не нужны никакие особые инструменты и материалы. Иголки, нитки, плотная бумага, клей – все это найдется в каждом доме.
В основе изонити лежит заполнение нитками внутреннего пространства геометрических фигур. Простейшие из них – угол и окружность. Это основа основ ниткографии, ее базовые элементы, без знания которых бессмысленно даже пытаться понять, как заполняются более сложные фигуры.
2. ТЕХНИКА ЗАПОЛНЕНИЯ УГЛА.
Угол - геометрическая фигура, образованная двумя лучами (сторонами угла), выходящими из одной точки (которая называется вершиной угла).
1. Начертить угол нужного размера на изнаночной стороне основы.
2. Разделить стороны угла на равные части и пронумеровать их (вершина угла пропускается). Число точек деления на одной и другой стороне угла должно быть одинаково, а расстояние между точками деления на сторонах угла может быть и
разная.
3. Внимание! Нумерация точек на одной стороне угла начинается от вершины к краю, на другой - от края к вершине.
4. Проколоть намеченные точки иглой.
5. В точке 1 с изнанки закрепить нитку скотчем, затем сделать стежок 1 – 1, далее маленький стежок с изнанки 1 – 2, стежок по лицевой стороне 2 – 2, с изнанки 2 -3, по лицевой стороне 3 – 3 и т. д.
6. Если кончается нить, то на изнаночной стороне закрепить нитку и продолжить работу.
7. В каждой точке игла проходит один раз.
8. Внимание! На изнаночной стороне располагаются короткие стежки между соседними точками вдоль стороны угла, а по лицевой стороне - длинные стежки между точками с одинаковыми номерами на разных сторонах угла. Если это так, то работа выполнена правильно.
9. Чем меньше шаг разметки, тем плотнее и чаще заполняется угол, а чем больше шаг, тем прозрачнее заполнение угла.
3. ТЕХНИКА ЗАПОЛНЕНИЯ ОКРУЖНОСТИ.
Окружность — замкнутая плоская кривая, все точки которой одинаково удалены от данной точки (центра), лежащей в той же плоскости, что и кривая.
1. Начертить окружность нужного размера на изнаночной стороне.
2. Разделить окружность на равные части по всему периметру (можно разные). Число делений должно быть четное.
3. Размеченные точки проколоть иглой, пронумеровать.
4. Пронумеруйте сначала точки с внешней стороны окружности.
5. Затем пронумеруйте внутри него. Внутреннюю нумерацию начинают с той точки, в которую хотят ввести иглу в первый раз. Внимание! Чем ближе точка, тем больше узор примыкает к окружности.
6. Затем, как при заполнении угла соединяем точки, имеющие одинаковые номера.
7. Внимание! При правильном заполнении на лицевой стороне рисунок напоминает звезду, каждой точке игла проходит два раза, а на изнанке - повторяет линию
окружности.
8. Если кончается нить, то на изнаночной стороне закрепить нитку и продолжить работу.
4. ТЕХНИКА ЗАПОЛНЕНИЯ ДУГИ.
Дуга - участок кривой между двумя её точками.
1. Начертить дугу нужного размера на изнаночной стороне.
2. Разделить дугу на равные части. Число делений должно быть четное.
3. Размеченные точки проколоть иглой, пронумеровать.
4. Заполнить дугу по типу заполнения окружности (см. рисунок).
Изучение темы «Математическое вышивание» позволило нам расширить представление о геометрических понятиях, узнать много интересной информации о конструировании, моделировании и изготовлении различных сувениров, используя в своем творчестве нитяную графику. Мы получили большое удовлетворение от процесса вышивания техникой «изонить» и от его результатов. Стали более внимательно и аккуратно выполнять творческие работы. Выполненный проект позволил разобраться в построении кривых, смоделировать (вышить) красивые изделия, сувениры, которые имеют практическую направленность – это дизайн и уют дома.
Пришли к выводу, что математические знания нужны не только для изучения других дисциплин в школе, для поступления в университеты, но они развивают творческую инициативу человека.
1. Ивановская Т. В. Волшебная изонить. – М.: РИПОЛ классик, 2013.
2. Гусарова Н. Н. «Техника Изонити для дошкольников» Методическое пособие СПб «Детство-Пресс» 2000г
3. Леонова, О.В. Рисуем нитью: Ажурные картинки/ О.В. Леонова. — М.: «Литера», 2005 г.
4. Браницкий, Г.А. Картинки из цветных ниток и гвоздей/ Г.А. Браницкий.- Минск: «Полыня», 1995 г
5. Чибрикова, О. А Забавные поделки по поводу и без/ О.А. Чибрикова. – М.: «Эксмо», 2006 г.
6. Википедия – свободная энциклопедия поделок.
7. Сашко Л. Н. «Хордовый стежок», Златоуст 2004 г.
8. Гильман Г. А. «Иголка и нитка в умелых руках» М. : Легпромбытиздат, 1993г.
Приложение 1.
Картины, выполненные в технике «изонить».
Приложение 2
НАШИ РАБОТЫ
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.