Разработка урока
Тема урока: «Внешний угол треугольника».
Цель урока: введение понятия внешнего угла треугольника; формирование навыка решения задач с использованием определения внешнего угла; формирование метапредметного результата - умение устанавливать аналогию.
Форма работы на уроке: групповая.
Используемые приемы и средства: беседа, логические карточки, приемы аналогии, средства ИКТ.
Оборудование: проектор, компьютер.
Ход урока.
1 этап: организационный.
Учащиеся случайным образом делятся на группы по 5 человек (например, расчетом на 1…5). Рассаживаются по местам. Выбирается координатор группы.
2 этап: актуализация знаний.
Задание№1. Учащимся дается набор слов: тысячелистник, сороконожка, пятиэтажка, и предлагается назвать свой вариант слова, связанный с предметом геометрия. (слайд №1)
Деятельность учащихся: они должны объяснить связь между словами (установить аналогию) и предложить свои варианты. Задача учителя подвести детей к термину «Треугольник».
Для повторения тем «Сумма углов треугольника», «Виды треугольников», «Прямоугольный треугольник» предлагается решить логические карточки. Каждая группа получает набор из 5 карточек и карточки ответов.
Задание№2
Карточка №1 МАЛИНА : ЯГОДА ТРЕУГОЛЬНИК : а) ВЕРШИНА б) ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ ФИГУРА в) ОТРЕЗОК |
Карточка №4 СВЕТОФОР : ЖЕЛТЫЙ ТРЕУГОЛЬНИК : а) ТУПОУГОЛЬНЫЙ б) ОСТРОУГОЛЬНЫЙ в) ПРЯМОУГОЛЬНЫЙ
|
||||||||||
Карточка №2 РОМАН : ГЛАВА ТРЕУГОЛЬНИК : а) ВЕРШИНА б)ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ ФИГУРА в) ОТРЕЗОК |
Карточка №5 АБСОЛЮТНАЯ МОНАРХИЯ : ПРЕЗИДЕНТ РАВНОСТОРОННИЙ ТРЕУГОЛЬНИК : а) РАВНОБДРЕННЫЙ ТРЕУГОЛЬНИК б) ТУПОУГОЛНЫЙ ТРЕУГОЛЬНИК в) УГОЛ 600
|
||||||||||
Карточка №3 ЧИСЛО : 225 ТРЕУГОЛЬНИК : а) РАЗНОСТОРОННИЙ б) РАВНОСТОРОННИЙ в) РАВНОБЕДРЕННЫЙ
|
Карточка ответов группы №______
|
На выполнение задания дается 5 минут. Учащиеся должны установить связь между первыми двумя словами и для третьего слова, из предложенных, выбрать то, которое находится с ним в аналогичной связи. В карточке можно обвести нужную букву, а в карточке ответов вписать букву ответа. После того, как время истекло, карточки ответов сдаются учителю. Каждая группа в порядке, установленном учителем, озвучивает свой ответ с объяснением. Если у групп различные ответы, то каждая группа объясняет свой ответ. За каждое правильное объяснение группа получает 2 балла, за дополнение – 1 балл. Нужно учесть, что учащиеся могут увидеть различные связи между объектами, но если они аргументировано объяснили свой ответ, то он считается верным.(Слайд №2-№6)
После выполнения задания №2 группам предлагается заполнить таблицу. Для того, чтобы ее заполнить, необходимо установить связь между объектами, данными в одном столбце и, применив аналогичную связь, заполнить другой столбец.
Задание №3
Группа №_____ Логическая таблица
|
На выполнение задания отводится 5 минут. После того, как время истекло, каждая группа в порядке, установленном учителем, озвучивает свой ответ с объяснением. Если у групп различные ответы, то каждая группа объясняет свой ответ. За каждое правильное объяснение группа получает 2 балла, за дополнение – 1 балл. Нужно учесть, что учащиеся могут увидеть различные связи между объектами, но если они аргументировано объяснили свой ответ, то он считается верным.(Слайд №7)
3 этап: введение в новую тему.
Учащимся предлагается рисунок смежных углов (слайд №8), задаются вопросы: что изображено, каким свойством обладают. После этого на рисунке появляется дополнительный отрезок, который обращает рисунок в треугольник с внешним углом.
Было |
Стало |
||||||
|
|
В ходе беседы учащимся задаются вопросы: 1) что теперь изображено (треугольник и отрезок); 2) как проведен отрезок (продлили сторону треугольника); 3) был треугольник, сторону треугольника продлили, какая новая фигура добавилась (угол); 4) что связывает угол и треугольник (общая сторона, этот угол смежный с углом треугольника). Пояснение: в ходе беседы, если у ребят возникают затруднения, то их можно отсылать к первой картинке, проведя аналогию, учащиеся с легкостью ответят на вопросы.
Далее детям сообщается, что этот угол имеет название, а для того, чтобы его узнать, необходимо выполнить задание: дается фраза (слайд №8) «Каждый человек имеет свой внутренний мир и внешний мир» и предлагается сформулировать аналогичную фразу для треугольника (каждый треугольник имеет внутренние углы и внешние углы). Задается вопрос: как называется построенный угол (внешний угол), сформулируйте определение внешнего угла (угол, смежный с углом треугольника). Пояснение: если беседа была проведена качественно, то учащиеся без труда формулируют определение внешнего угла.
После этого учащиеся записывают в тетрадь тему урока и делают рисунок внешнего угла.
4 этап: первичное закрепление изученного.
Учащимся предлагаются 5 задач, по одной через каждую минуту, они выводятся на экран через проектор. Каждая группа сообща решает эти задачи, решения записываются в тетрадях, ответы дублируются в карточку ответов, которая потом сдается учителю. После того, как время истекло, каждая группа в порядке, установленном учителем, озвучивает свой ответ с объяснением. Если у групп различные ответы, то каждая группа объясняет свой ответ. За каждое правильное объяснение группа получает 2 балла, за дополнение – 1 балл. (слайды №10-№14).
Карточка ответов группы №______
|
5 этап: рефлексия.
Задается домашнее задание: учебник Л.С.Атанасяна, №227(б), 234.
Проводится опрос: какое задание было самым легким, какое задание было самым сложным, почему. Что понравилось? Как построить внешний угол? Дайте определение внешнего угла.
Выставляются индивидуальные оценки, если есть необходимость.
Итог групповой работы: каждому участнику группа выставляет балл за активность.
Группа №___ |
Балл |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 балла – ученик принимал активное участие в обсуждениях группы
1 балл –ученик принимал эпизодическое участие в обсуждениях группы
0 баллов – ученик не принимал участия в обсуждениях группы.
Все баллы, которые группы получали в ходе урока, координатор группы записывает в бонусную карту, в конце урока она сдается.
Бонусные баллы группы № ____
|
|
После проверки учителем всех сданных карточек, итоги добавляются в бонусные карты. Если группа набрала более 20 баллов, то это соответствует отметке «5». Если группа набрала более 16 баллов, но меньше 21, то это соответствует отметке «4». Если группа набрала более 9 баллов, но менее 17, то это соответствует отметке «3». Если группа набрала менее 10 баллов, то это соответствует отметке «2». Но эти итоги можно будет подвести лишь после окончания урока, то есть на следующем уроке. Эти оценки можно использовать для составления рейтинга команд, а лучшим отметки можно поставить в журнал, учитывая активность участия того или иного учащегося в группе. Это делается на усмотрение учителя.
Время, отведенное на этапы урока.
Оргмомент, этап актуализации и систематизации знаний занимают примерно 20 минут. Этап введения в новую тему занимает примерно 8 минут. Этап первичного закрепления занимает примерно 10 минут. Этап рефлексии занимает примерно 7 минут.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.