Здоровьесберегающие технологии на уроках математики
Нужно поддерживать крепость тела,
чтобы хранить крепость духа.
В. Гюго
В уставе Всемирной организации здравоохранения здоровье определяется как "Состояние полного физического, духовного и социального благополучия", а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Здоровье во все времена считалось высшей ценностью, основой активной творческой жизни, счастья, радости и благополучия человека. В современном обществе оно становится еще и условием выживания. Одно из современных определений здоровья даётся как способность адаптироваться, приспосабливаться к жизни.
Здоровье детей – это общая проблема медиков, педагогов и родителей. И решение этой проблемы зависит от внедрения в школу здоровьесберегающих технологий. Под здоровьесберегающими образовательными технологиями в широком смысле слова следует понимать все те технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья учащихся.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Основной показатель, отличающий все здоровьесберегающие образовательные технологии, – регулярная экспресс-диагностика состояния учащихся и отслеживание основных параметров развития организма в динамике (начало – конец учебного года), что позволяет сделать соответствующие выводы о состоянии здоровья учащихся.
Одной из важнейших задач, стоящих перед школой, является сохранение здоровья детей. Можно считать, что здоровье ученика в норме, если:
• в физическом плане – здоровье позволяет ему справляться с учебной
нагрузкой, ребёнок умеет преодолевать усталость;
• в социальном плане – он коммуникабелен, общителен;
• в эмоциональном плане – ребёнок уравновешен, способен удивляться
и восхищаться;
• в интеллектуальном плане – учащийся проявляет хорошие умственные
способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;
• в нравственном плане – он признаёт основные общечеловеческие
ценности.
Основная задача общеобразовательного процесса в школе состоит в том, чтобы найти такие способы организации образовательного процесса, которые соответствовали бы возрастным этапам психологического и социального развития учащихся, а также задаче устранения перегрузок учащихся.
Решение этой задачи будет иметь большое значение для сохранения здоровья школьников.
Безусловно, на состояние здоровья детей оказывают существенное влияние такие факторы, как генетическая обусловленность, неблагоприятные социальные и экологические условия развития, но в то, же время, наряду с этими негативными факторами, на здоровье детей влияют и школьные факторы (это интенсификация и нерациональная организация учебного процесса, несоответствие методик обучения возрастным возможностям обучающихся).
Учеба — тяжелый труд, который должен быть организован в оптимальном режиме сочетания умственной активности и разрядки, смены видов деятельности, учета индивидуальных особенностей учащихся.
Понятие технологии здоровьесбережения слишком широко, поэтому я рассмотрю, способы и приемы преподавания, с помощью которых можно создать условия для максимального сбережения здоровья ребенка.
Печальная статистика, которая никого не сможет оставить равнодушным. Только 18 % процентов школьников можно назвать полностью здоровыми. Наиболее частыми заболеваниями у школьников являются нарушение зрения, осанки, заболевания органов пищеварения.
К пятому классу число детей, имеющих хроническую патологию, увеличивается в два раза по сравнению с детьми дошкольного возраста, к 15 годам — в 2,7 раза.
Хронические заболевания, нервно-психические отклонения, болезни дыхательной и пищеварительной систем у старшеклассников встречаются в 3-5 раз чаще, чем у тех, кто только переступил порог школы.
При медицинских осмотрах обнаруживают нарушения опорно-двигательного аппарата, главным образом функциональные нарушения осанки и формирования свода стопы. Количество школьников с нарушениями осанки увеличивается в пять раз от начала до конца обучения.
Для профилактики и оздоровления детей и подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата необходима постоянная совместная работа медицинского персонала образовательного учреждения, педагогов и родителей.
Огромное значение в предупреждении утомления является четкая организация учебного труда. Не нужно забывать и о том, что отдых - это смена видов деятельности. Поэтому при планировании урока нужно не допускать однообразия работы. В норме должно быть 4-6 смен видов деятельности на уроке.
Конечно, здоровье учащихся определяется исходным состоянием его здоровья на момент поступления в школу, но не менее важна и правильная организация учебной деятельности, а именно:
· строгая дозировка учебной нагрузки;
· необходимо регулировать умственную нагрузку;
· построение урока с учетом работоспособности учащихся;
· соблюдение санитарно-гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота);
· благоприятный эмоциональный настрой;
· проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках.
Безусловно, это значительно снижает влияние неблагоприятных факторов учебного процесса на состояние здоровья детей и подростков.
Основные санитарные нормы и правила организации учебно-воспитательного процесса
1) Кабинет математики необходимо часто проветривать:
Температура воздуха |
Продолжительность проветривания учебных помещений в зависимости от температуры наружного воздуха |
|
Малые перемены |
Большие перемены |
|
от +6° до +10°С |
4 – 10 |
25 – 35 |
от 0° до +5°С |
3 – 7 |
20 – 25 |
от – 5° до 0°С |
2 – 5 |
15 – 25 |
от –5° до –10°С |
2 – 3 |
10 – 15 |
Ниже –10°С |
1 – 2 |
5 – 10 |
Перед началом урока – сквозное проветривание |
Освещение классной комнаты должно быть ярким, включая освещение над доской.
2) Время включения искусственного освещения:
Месяц |
Даты |
Время суток |
Сентябрь |
1-15 сентября 16-30 сентября |
После 16.30 После 17.30 |
Октябрь |
1-15 октября 16-31 октября |
До 8.00, после 16.00 До 8.00, после 16.00 |
Ноябрь |
1-15 ноября 16-30 ноября |
До 9.30; после14.00 До 9.00; после 15.00 |
Декабрь |
1-31 декабря |
До 10.00; после 14.00 |
Январь |
1-15 января 16-31 января |
До 10.00; после 15.00 До 9.30; после 14.30 |
Февраль |
1-15 февраля 16-28(29) февраля |
До 9.00; после 16.00 До 9.00; после 15.00 |
Март |
1-15 марта 16-31 марта |
После 17.00 До 8.00; после 16.30 |
Апрель |
1-30 апреля |
После 18.30 |
Май |
15 мая 16-31 мая |
После 17.30 После 18.30 |
Расстановка парт должна обеспечить свободный подход педагога во время урока к каждому рабочему месту учащихся.
3) Нормы оборудования школьного кабинета:
1. Расстояние между рядами парт - не менее 0,6 м
2. Расстояние первого ряда столов от светонесущей стены – не менее 0,5 м.
3. Расстояние третьего ряда столов от внутренней стены – не менее 0,5 м.
4. Расстояние от последних столов до задней стены – не менее 0,65 м.
5. Расстояние от первых парт до передней стены –1,6-2 м.
6. Высота подвеса нижнего края школьной доски должна быть 85 см для учащихся 1-4 классов и 95 см для учащихся 5-11 классов.
4) Требования санитарных норм к рассадке учащихся:
Рост учащихся, см |
Высота мебели, см |
|
|
Стол |
Стул |
100-115 |
46 |
26 |
115-130 |
52 |
30 |
130-145 |
58 |
34 |
145-160 |
64 |
38 |
160-175 |
70 |
42 |
170 и выше |
76 |
46 |
5) Структуру урока можно изменять в зависимости от вида и темы урока. Этапов может быть различное количество, методов проведения может быть несколько, но приоритетным (для меня) остается выполнение таких условий: разнообразие видов деятельности, доброжелательная обстановка на уроке. Эти условия помогают избежать усталости. Применяя на своих уроках игровые моменты и создание проблемных ситуаций, поэтапно меняя виды деятельности, не даю детям утомить свой организм. Они всегда ориентированы на самостоятельную деятельность учащихся через организацию индивидуальной, парной, групповой форм работы.
6) Необходимо контролировать позу учащихся во время занятий.
С первых дней учебы в школе следует уделять внимание формированию правильной позы учеников, обучать их самым простым приемам контроля рабочей позы во время занятий в школе и дома.
7) Следует контролировать вес ранца с ежедневным учебным комплектом для занятий.
Для определения веса ранца с учебниками в каждом конкретном случае с учетом индивидуальных физических возможностей учащегося правомерно использовать и такой подход: с физиологической точки зрения вес ранца с учебниками не должен превышать 10 % от массы тела его владельца.
8) Необходимо проводить физкультминутки (ФМ) на уроках.
Физкультминутка представляет собой небольшой комплекс физических упражнений. ФМ позволяют снять утомление, повышает умственную работоспособность учащихся, поскольку во время ФМ обеспечивается отдых центральной нервной системы, а также скелетных мышц, испытывающих статическое напряжение из-за длительного сидения за партой.
Требования к организации и проведению физкультминуток
· Физкультминутки проводятся на начальном этапе утомления (8-14 минута занятия, в зависимости от возраста учащихся, вида деятельности и сложности материала).
· Физкультминутка должна включать упражнения для различных групп мышц и улучшения мозгового кровообращения.
· Упражнения должны быть занимательными, знакомы и интересны учащимся, просты в своем исполнении.
· Комплексы упражнений должны быть разными по содержанию и форме.
· Для 5-классников наиболее целесообразно проведение физкультминутки между 15-20 минутами.
· Продолжительность выполнения физкультминутки 1,5-2 минуты.
· Во время проведения физкультминутки учащиеся могут сидеть за партой или находиться в проходах между партами.
Не всем учащимся легко дается математика, поэтому необходимо проводить работу по профилактике стрессов. Хорошие результаты дает работа в парах, в группах как на местах, так и у доски, где ведомый, более "слабый" ученик чувствует поддержку товарища. Хорошим антистрессовым моментом на уроке является стимулирование учащихся к использованию личных способов решения, без боязни ошибиться, получить неправильный ответ. При оценке такой работы необходимо учитывать не только полученный результат, но и степень усердия ученика.
Примеры физкультминуток
I. На регуляцию психического состояния:
«Не боюсь». В ситуации выполнения контрольной работы, учитель говорит строчку речёвки и делает паузу, а дети про себя повторяют строчки:
Я скажу себе, друзья,
Не боюсь я никогда
Ни диктанта, ни контрольной,
Ни стихов и ни задач,
Ни проблем, ни неудач.
Я спокоен, терпелив,
Сдержан я и не хмурлив,
Просто не люблю я страх,
Я держу себя в руках.
Также обязательны и упражнения на релаксацию. Например, игра "Роняем руки» расслабляет мышцы всего корпуса. Важно научить ребят заботиться о правильном положении тела, координации движений, о правильном сочетании движений с дыханием.
II. На координацию движений и психологическую разгрузку
· «Петрушка». Исходное положение: руки опущены, расслаблены. Одновременно хаотичным встряхиванием рук и ног достичь расслабления мышц до чувства тепла в ладонях.
· Сидя, взяться правой рукой за левое ухо, а левой рукой взяться за кончик носа. Хлопнуть в ладоши и быстро поменять руки: левой рукой – правое ухо, а правой рукой – кончик носа.
· Один хлопок: встать – сесть, два хлопка: руки вверх – вниз.
· Надо встать и одновременно отдать честь правой рукой, а левую вытянуть вдоль туловища. Затем хлопнуть в ладоши и сделать то же, но другими руками.
III. На общее развитие организма
· «Потягивание кошечки». Исходное положение: сидя на стуле за партой, прогнуться в пояснице, кисти к плечам. Вдох – потянуться, руки вверх, кисти расслаблены. Выдох – кисти к плечам, локти свести вперед.
· «Морское путешествие»
Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три –
Морская фигура замри
Ноги на ширине плеч, покачиваем руками справа-налево, изображая волны. Руки поднимаем вверх и, изображая «фонарики», опускаем вниз.
Простейшие упражнения для глаз также обязательно нужно включать в физкультминутку, так как они не только служат профилактикой нарушения зрения, но и благоприятны при неврозах, гипертонии, повышенном внутричерепном давлении.
IV. Микропаузы при утомлении глаз
· Для снятия зрительной нагрузки во время работы в тетради я рекомендую учащимся в течение всего урока, при первых симптомах усталости глаз, отводить взгляд вдаль на несколько секунд. После нескольких уроков у них формируется устойчивая привычка, которая в дальнейшем поможет сберечь остроту зрения.
· Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, а затем открыть их на то же самое время. Повторить 6-8 раз.
· Быстро моргать в течение 10 секунд, открыть глаза, отдыхать 10 секунд. Повторять 3 раза.
V. Для улучшения мозгового кровообращения
· Исходное положение – сидя на стуле. Плавно наклонить голову назад (раз), наклонить голову вперёд, не поднимая плеч (два). Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
· Исходное положение – сидя, руки на поясе (раз). Поворот головы вправо (два). Исходное положение (три). Повторить 6-8 раз. Темп медленный.
VI. Пальчиковая гимнастика
«Пальчиковые игры» – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.
«Цветки».
Наши алые цветки распускают лепестки
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши алые цветки закрывают лепестки,
Головой качают, тихо засыпают.
Дети медленно разгибают пальцы из кулачков, покачивают кистями рук влево-вправо, медленно сжимают пальцы в кулак, покачивают кулачками вперёд-назад.
Все перечисленные и многие другие факторы приводят к тому, что на сегодняшний день нам, педагогам, необходимо использовать здоровьесберегающие технологии на своих уроках, направленные на воспитание элементарной культуры отношения к своему здоровью, формирование потребности умения и решимости творить свое здоровье.
Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4»
2015 год
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.