Математика 4 класс "Меры длины"
Оценка 4.7

Математика 4 класс "Меры длины"

Оценка 4.7
doc
11.03.2024
Математика 4 класс "Меры длины"
проект по математике меры длины.doc

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок - проект по математике

 тема: «Меры длины»

 

 

4      класс (1-4)

(2010 год)

 

 

Проведен учителем начальных классов

высшей кв. категории

Смирновой Светланой Викторовной

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЦЕЛЬ: развитие ключевой компетентности (организационная, коммуникативная, социальная)

ЗАДАЧИ:

1.     Развивать навыки познавательной деятельности:

·        Работа с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование)

·        Навыки организации рабочего пространства и использования рабочего времени;

2.     Развивать коммуникативные навыки (партнерское общение)

3.     Умение детей представлять результаты своей работы

4.     Развивать интерес к математике.

 

МАТЕРИАЛЫ:

·        Выставка книг;

·        Костюм магистра;

·        Мультимедийная установка;

·        Нетбуки, ноутбук

·        Экран;

·        Магнитофон, фонограмма.

 

 

 

 

 

 


 

 

матрица  темы: «Меры длины»

 

 

Гр. «Старинные русские меры длины»

Гр. «Измерительные инструменты»

Гр. «Меры длины в литературе»

Гр. «Решаем… Думаем… Смекаем…»

17-21 ноября

1.     Подготовительная работа для выбора направлений работы: «О чем я хочу узнать».

2.     Составление матрицы в каждой группе

 

24-28

ноября

1. Отбор материала «Старинные русские меры длины»

2. Оформление книги.

3. Изготовление дидактического пособия.

1. Изучение измерительных инструментов.

2. Изготовление книги.

3. изготовление коллекции.

1. Подборка материала о мерах длины в литературе.

2. Оформление книги пословиц.

3. Сценка.

1. Подборка и придумывание загадок, ребусов, кроссвордов.

2. Оформление книги.

 

П Р Е З Е Н Т А Ц И Я

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МАТРИЦА ТЕМЫ

 

 

Название: «Меры длины»

Возможные проекты

Возможные источники информации

Учебная информация

 (уроки по базовым дисциплинам

как источники сведений по теме)

Другие источники информации

1. Старинные русские меры длины.

1.     Уроки математики.

2.     Уроки чтения.

3.     Уроки художественного труда.

1.     Научно-популярная литература

2.     Журналы.

3.     Интернет.

2. Измерительные инструменты.

1.     Уроки математики.

2.     Уроки труда.

 

1.     Научно-популярная литература

2.     Журналы

3.     Интернет.

3. Меры длины в литературе.

1.     Уроки чтения.

 

 

1.     Художественная литература

2.     Интернет.

3.     Журналы.

4. Решай… Смекай… Угадывай…

1.     Уроки математики

 

1.     Научно-популярная литература

2.     Художественная литература

3.     Телевидение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гр. «Старинные русские меры длины»

Этапы и их сроки

Конечный продукт

Действия

Роли

Необходимые материалы

Источники информации

Привлечение других взрослых

В школе

Вне школы

1 неделя

Книга «Старинные русские меры длины»

Компьютерная презентация

Посещение школьной библиотеки

Посещение детской библиотеки.

Беседы с родителями.

Интернет.

Оформители.

 

Бумага.

 

художественная литература;

детские журналы;

научно-популярная литература

Родители

библиотекари

2 неделя

Изготовление

дидактического пособия из лент с мерами длины

Изготовление основы

Заготовка лент и надписей

Художники оформители

Бумага, ленты, самоклеющая плёнка

 

Родители

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гр. «Измерительные инструменты»

Этапы и их сроки

Конечный продукт

Действия

Роли

Необходимые материалы

Источники информации

Привлечение других взрослых

В школе

Вне школы

1 неделя

Книга «Измерительные инструменты»

Изготовление книги

Подборка материала

Художники-оформители

Бумага, карандаш, краски, кисточки

Книжки «Сделай сам»,

Интернет

Родители

2 неделя

Коллекция измерительных инструментов

Изготовление коллекции

Подборка измерительных инструментов

Художники-оформители

Плёнка самоклеющая, ножницы, дипломат

 

Родители

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гр. «Меры длины в литературе»

Этапы и их сроки

Конечный продукт

Действия

Роли

Необходимые материалы

Источники информации

Привлечение других взрослых

В школе

Вне школы

1 неделя

Книга пословиц и поговорок

Оформление книги

Подборка материала

Художники-оформители

Бумага, карандаш, краски, кисточки

художественная литература;

детские журналы

Родители, учителя

2 неделя

Подборка художественных произведений.

Сценка.

 

Чтение худ. литературы

Читатели, артисты

Костюмы

художественная литература;

детские журналы

Родители, библиотекари, учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гр. «Решаем… Думаем… Смекаем…»

Этапы и их сроки

Конечный продукт

Действия

Роли

Необходимые материалы

Источники информации

Привлечение других взрослых

В школе

Вне школы

1 неделя

Подборка загадок, ребусов, кроссвордов.

 

Подборка и придумывание

 загадок, ребусов, кроссвордов.

Автор, художник

Бумага, ручка, карандаши

Детские книги, журналы, Интернет

Родители,

библиотекарь, учителя

2 неделя

Книга загадок, ребусов, кроссвордов.

Изготовление книги

Оформление книги

Переплетчик, оформитель

Бумага, картон, скоросшиватель, фломастеры, картинки

 

Родители, учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Ход  урока – презентации.

 

ОБЩИЙ СБОР

(на ковре)

 

 

Учитель: - Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок и начнётся он со сценки.

 

Выступление группы «Меры длины в литературе»

 

Сценка

 Встречаются два купца.

- Скажи, далеко ли еще до города?

- Два дня пути.

- Близко ли это?

- Верст 40 будет...

- Что за расстояние такое? (удивл.)

- Давай лучше спросим у заморского купца, что идет навстречу нам. Он наверное уже все товары продал и возвращается из города.

- Далеко ли город?

- Город-то, да нет, рядом. Не более 30 миль.

- Доберемся ли мы с тобой до города?

 

Учитель: - Ребята, о чём разговаривали два купца? А как вы догадались?

- На протяжении двух недель мы с вами работали над проектом «Меры длины». Что такое длина – это понятно, а вот что такое мера?

- Каждая группа работала над своей темой. Всё, что вы узнали, чему научились, сегодня расскажите своим одноклассникам и нашим гостям.

 

 

 

 

 

 

 

 

- Начнём с группы, которая работала над темой «Старинные русские меры длины». После выступления, вы можете задать ребятам вопросы.

 

Выступление группы «Старинные русские меры длины»

(смотри приложение)

 

Учитель: - Сегодня у нас есть ещё гость – это магистр, который будет дополнять выступления ребят необычными сведениями.

Магистр: - Самое старое название русской единицы длины аршин тоже имеет персидские корни – араш (локоть). В одном из описаний Иерусалимского храма читаем: его длина 33 араша. Храм сохранился до наших дней и его высота 20,4 м, значит, первоначально наш араш был равен 62 см.

 

 

Учитель: - Ребята, как вы думаете, а почему мы сейчас не используем в жизни эти меры длины? Давайте проведём эксперимент. Нужно 2 человека. Померяем их локоть. Что заметили? Почему?

- А вот откуда появились современные единицы измерения, с помощью чего можно производить измерения, мы узнаем из выступления группы «Измерительные инструменты».

Выступление группы «Измерительные инструменты» (см. приложение)

 

 

Магистр: - Международная комиссия по метру в 1872 году (примерно 150 лет назад) постановила принять за эталон длины «архивный» метр, хранящийся в Париже. Учёные изготовили эталон (образец) метра в виде линейки из платины. Это такой металл. Правда, все боялись, что этот эталон потеряется, и на всякий случай сделали 31 копию метра и раздали их разным странам. России достались 2 копии: №11 и №28.

 

Учитель: - Итак, значит перед тем, как появились измерительные инструменты, линейкой служило тело самого человека. Неслучайно, единицы измерения длины так часто встречаются в устном народном творчестве. Об этом расскажут ребята, которые работали в группе «Меры длины в литературе»

 

Выступление группы «Меры длины в литературе» (смотри приложение)

 

 

На рисунках изображены пословицы со старинными русскими мерами длины

В цветок посажена Дюймовочка реального роста

 

Учитель: - Мы с вами узнали много нового и интересного. Чтобы закрепить свои знания, выполним задания, которые нам подготовила группа «Решаем… Думаем… Смекаем…»

 

Выступление группы «Решаем… Думаем… Смекаем…» (смотри приложение)

 

 

Ребусы, придуманные детьми

 

 

 

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

Тест.

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Материалы выступлений групп.

 

1 группа: «Старинные русские меры длины».

 

2 группа: «Измерительные инструменты».

 

3 группа: «Меры длины  в литературе».

 

4 группа: «РешайСмекай…Угадывай…»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Группа «Старинные меры длины»

 

 

ЛОКОТЬ

 

ЛОКОТЬ — старинная русская мера длины. В старину люди часто использовали части своего тела в качестве единиц длины, например, ступню— фут, большой палец руки— дюйм. Локоть имел длину от 42 до 54 см. Происхождение названия этой меры длины очевидно. Слово «локоть» в древнерусском языке означало «часть руки от кончиков пальцев до локтевого сгиба». В древности на Руси при торговле холстом, сукном, полотном локоть был основной меркой. Пользоваться им было очень удобно. Позже локоть постепенно был вытеснен аршином— меркой определённой длины.

АРШИН

АРШИН — старинная мера длины в России равная примерно 72 см. Петр Первый приравнял аршин к 16 вершкам. Вершок — старинная русская мера длины, равная примерно четырем с половиной сантиметрам. Происхождение слова «аршин» точно не установлено. Возможно, это слово произошло от персидского слова «арши» — «мера длины». Аршинами и вершками на Руси обычно мерили человеческий рост. Были специальные линейки, планки, равные аршину. Такая линейка так и называлась — «аршин». На ней обычно были нанесены деления в вершках. Аршин также использовался в торговле и постепенно вытеснил другую единицу длины — локоть. Со времен Петра Первого аршин стал употребляться для измерения тканей. С 1899 года аршин стал в России основной мерой длины.

 

Принято в торговом народе

Аршин отмерять в этом роде:

Расстояние от пальца до плеча

Привыкли аршином величать.

 

Так и метр отмерить вам можно:

Приблизительно

От пальцев до плеча противоположного.

 

Не хитрая машина –

Ладонью отмерять четверть аршина.

Растопырь большой и указательный пальцы:

Приблизительно четверть аршина отвалятся.

 

 

ВЕРСТА

ВЕРСТА — от слова вертеть, старая русская мера длины для измерения пути.

Величина версты не раз менялась в зависимости от числа саженей, входивших в неё, и величины сажени. Верста могла содержать и 500 саженей (примерно 1 км), и 750 саженей (1 км 600 м). 1000 саженей было в межевой версте, примерно равной 2 км. Её употребляли для межевания (разделения земельных владений).

Слово «верста» происходит от русского глагола верстать, означающего «распределять», «уравнивать путем сравнения». Сравните слово «верста» со словом «сверстник».

Верстой называли также дорожный столб, отмечавший эту меру (с начала 19 века). Столбы красили чёрно-белыми полосами («Только версты полосаты попадаются одне...» А.С. Пушкин).

Сейчас этой мерой расстояния в России уже не пользуются. Однако и в наше время существует известное выражение — «Коломенская верста». Так шутливо называют человека очень высокого роста. Это связано, возможно, с тем, что самая длинная в России верста была установлена государем Алексеем Михайловичем на дороге из Москвы в село Коломенское. По другой версии — на той же дороге были самые высокие дорожные столбы.

В 1929 году столбы с верстовым обозначением были перемечены на километровые.

 

Тот, у кого от слова до дела целая верста, рискует на версту отстать, а на десять не догнать.

 

 

 

САЖЕНЬ

 

Начиная с 11 века, в строительных и земельных работах на Руси использовали сажени.

САЖЕНЬ — старая русская мера длины. Слово «сажень» происходит от древнего слова «сягать» — «доставать до чего-либо», «хватать», «достигать». Так называемая «прямая (или маховая) сажень» определялась размахом рук человека от конца пальцев одной руки до конца пальцев другой. Это расстояние составляет от 152 до 176 сантиметров.

 

 

 

 

 

КОСАЯ САЖЕНЬ

 

Существовала и «косая сажень»— это расстояние от пальцев ноги до конца пальцев другой руки, вытянутых по диагонали. Сажень позже применялась в основном при измерении земельных участков, в строительстве домов, храмов. Принятая длина сажени соответствовала 3 аршинам или 48 вершкам, что равнялось примерно 215 сантиметрам. Для измерения числа саженей использовали специальные мерные верёвки.

 

Запомни, расчёт очень важен:

Два метра – приблизительно сажень.

 

 

ДЮЙМ

 

Дюйм (2,54 см) – был избран Петром I для обозначения основной единицы длины. Происхождение самой единицы – самое неопределенное, поскольку ученые так и не сошлись во мнениях, откуда оно пошло, есть масса вариантов: Голландия, Англия, даже Римская империя. Одно только установлено точно: само слово дюйм – голландское и переводится «большой палец», а точнее первая фаланга большого пальца руки.

 

Узнаем, не тратя догадок уйму:

2,5 сантиметра равняются дюйму.

 

ПЯДЬ

Пядь – одна из самых старинных русских мер длины. Слово «пядь» буквально означало «кисть руки».  Была пядь малая, пядь великая и пядь с кувырком. Малая (около 19 см) – расстояние между концами вытянутых большого и указательного пальцев руки. Великая (22-23 см) – от кончика мизинца до кончика большого пальца, растянутых по одной линии. Пядь с кувырком была двух видов. Если растянуть пальцы на пядь малую, а потом согнуть указательный палец и «шагнуть» на одну его фалангу, получится малый кувырок (27 см), на две фаланги – большой кувырок (31 см).

Пядь часто использовали для приблизительного определения небольших длин. Ею пользовались в быту, мелком ремесле, торговле.

 

Хороший полководец, у которого семь пядей во лбу, не уступит своей земли ни пяди, то есть даже самой малости.

ПЕРСТ

 

Перст – старинное название указательного пальца руки. Человеческое тело было не только первым мерным эталоном, но и весьма удобным – всегда при себе. Самым маленьким делением и служил палец – перст. Мы до сих пор говорим: толщиной (высотой) в три пальца (например, об уровне жидкости в ёмкости), шириной в палец (о трещине). Русский перст равнялся примерно двум сантиметрам. Наши предки не были ярыми патриотами в измерительных образчиках и легко приняли «голландский палец» - дюйм. Но русский перст – это толщина пальца, а голландский дюйм – длина фаланги большого пальца.

Не указывай на людей перстом,

 не указали бы на тебя шестом.

 

Наша группа изготовила дидактическое пособие «старинные меры длины».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Группа «Измерительные инструменты»

Наша группа работала над темой «измерительные инструменты». Мы узнали много различных измерительных инструментов, историю их возникновения, собрали коллекцию.

Сегодня мы хотим познакомить вас с измерительными инструментами, которые вошли в нашу коллекцию и научить ими пользоваться.

         Мы предлагаем вам пополнить нашу коллекцию. Данную коллекцию можно использовать на уроках математики, труда, во внеурочной деятельности.

С нею могут ознакомиться и работать учащиеся других классов и воспитанники детского сада. Наша коллекция удобна для хранения и переноски.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Линейка (уменьшительное от линия) – простейший измерительный инструмент, представляющий из себя пластину, у которой как минимум одна сторона прямая. Обычно линейка имеет нанесённые деления, кратные единице длины (сантиметр, дюйм), которые используются для измерения расстояний.

 

Линейки обычно производят из пластика или дерева, реже из металлов.

 

В геометрии и картографии линейка используется только для проведения прямых линий, измерение расстояния по линейке считается грубым (для этого используется измерительный циркуль)

 

Рулетка – инструмент для измерения длины. Представляет собой металлическую или пластмассовую ленту с нанесёнными делениями, которая намотана на катушку, заключённую в корпус, снабжённый механизмом для сматывания ленты.

Механизм сматывания может быть одного из двух видов:

  • С возвратной пружиной – тогда лента сматывается при отпускании, а вытравливается из корпуса рулетки с некоторым усилием;
  • С выступающей наружу вращающейся рукояткой, связанной с катушкой ленты, - тогда лента сматывается при вращении рукоятки.

 

 

Транспортир – инструмент для построения и измерения углов. Транспортир состоит из линейки (прямолинейной шкалы) и полукруга (угломерной шкалы), разделённого на градусы от 00  до 3600.

 

Транспортиры изготавливают из стали, пластмассы, дерева и других материалов. Точность транспортира пропорциональна его размеру.

 

 

 

Циркуль – инструмент для рисования окружностей и дуг окружностей, также может быть использован для измерения расстояний, в частности, на картах. Может быть использован в геометрии, черчении, для навигации и других целей.

Обычно циркуль делается из металла и состоит из двух частей, соединённых шарниром. Обычно на конце одной из них располагается игла, на конце другой – пишущий предмет (например, грифель). У измерительного циркуля могут быть иглы на обеих ножках.

Специальный набор, содержащий помимо циркуля дополнительные принадлежности (такие как сменные стержни, иглы) и инструменты (кронциркуль, измерительный циркуль, рейсфедер), а также футляр с соответствующими углублениями для них называется  готовальней.

 

Картинка 1 из 2208

Лекало – чертёжный инструмент для рисования кривых. Также используется для составления выкроек одежды.

Основные потребители лекал – архитекторы и конструкторы одежды. Используя лекала, легко провести кривую линию на бумаге или ткани. Изобретение лекал не только позволило проводить кривые линии, но и улучшило качество чертежей и позволило людям строить более качественные строения. Форму лекала имеет используемые в музыке скрипичный и басовый ключи. Альтернативой лекалам является совмещение циркуля и линейки – такой набор при некотором опыте в построении чертежей позволяет в большинстве случаев обходиться без дорогостоящих наборов лекал.

 

Картинка 1 из 1088

Штангельциркуль – универсальный инструмент, предназначенный для измерения с высокой точностью: наружных и внутренних размеров, а также глубин отверстий.

Штангельциркуль самый популярный инструмент измерения длины во всём мире. Благодаря простой конструкции, удобству в обращении и быстроте в работе, они – самые любимые в прецизионном измерении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Группа «Меры длины в литературе»

Конёк – Горбунок.

- Где ты, где ты, мил конек,
Ты скачи к нам, Горбунок!

- Здесь я, малый Горбунок,
Я лечу, не зная ног.
Покажу гостям землицу -
Ту, где множество хранится
Образцов объемов, длин,
Веса разных величин!
Есть тут жители забавны,
Что в молве народной славны.
Поговорку в речь ввернут -
Всяку меру помянут.
- На меня скорей садитесь,
Только знай себе держитесь!

- Этот дом посредь лесов -
Мер палата и весов;
Ну а рядом есть таблица,
Как им всем переводиться
Из старинных в наши дни.
Коль умен ты, то взгляни
На вершки и на аршины,
Что считали в век старинный.
В метрах их длину узнай,
Да и рост мой посчитай.
Это вам мое заданье,
Проверяю ваши знанья.

- А что мы знаем про твой рост, чтобы сосчитать его в метрах? У нас ведь нет ни линейки, ни измерительной ленты?

-Вот как в сказке:
Ростом только в три вершка,
На спине с двумя горбами
Да с аршинными ушами.

- Это вспомнили вы верно.
Сколько ж в метрах-то примерно?

 

 

 

 

Стихи о мерах длины.

Принято в торговом народе

Аршин отмерять в этом роде:

Расстояние от пальца до плеча

Привыкли аршином величать.

2

Так и метр отмерить вам можно:

Приблизительно

                                           От пальцев до плеча противоположного.

3

Не хитрая машина –

Ладонью отмерять четверть аршина.

Растопырь большой и указательный пальцы:

Приблизительно четверть аршина отвалятся.

4

Сантиметры тож.

Легко из мерить с помощью ладош.

Чтоб 10 сантиметров отмерить мог,

Отложи ладонь не вдоль, а поперек.

Запомни также (трудности нет):

10 сантиметров – один дециметр.

5

Сколько в метре в этом аршин?

На метр полтора аршина отмаши.

А если точно хотите класть:

Метр меньше на шестнадцатую часть.

6

Запомни, расчет очень важен:

Два метра – приблизительно сажень.

7

Рисуем, чтоб каждый запомнить мог.

Четыре сантиметра – один вершок.

8

Запомни: эта работа не тяжка:

Один сантиметр – четверть вершка.

9

Заруби на носу, торговый люд:

Три дециметра – один фут.

10

Узнаем, не тратя догадок уйму:

2½ сантиметра равняются дюйму.

 

11

Как ни мал, а запомни все-таки:

1 сантиметр – половина сотки.

 

Старинные меры

в пословицах и поговорках

Один, как перст - человек, не имеющий ни родных, ни близких, ни друзей.

Не указывай на людей перстом! Не указали бы бы тебя шестом! - Если будешь кого то обвинять(показывать на него пальцем), то тебя могут обвинить в чем-то значительно худшем или сделать это в еще более грубой манере.

От горшка два вершка, а уже указчик - молодой человек, не имеющий жизненного опыта, но самонадеянно поучающий всех.

У нее суббота через пятницу на два вершка вылезла - о неаккуратной женщине, у которой нижняя рубашка длинней юбки.

Не уступить ни пяди не отдать даже самой малости.

Семь пядей во лбу - об очень умном человеке,

Сам с ноготок, а борода с локоток - о человеке незавидной внешности, но пользующемся авторитетом благодаря своему уму, социальному положению или жизненному опыту. До Петра Первого борода считалась почетной принадлежностью мужчины. Длинная, холеная борода служила признаком богатства, знатности.

Каждый купец на свой аршин меряет каждый судит о любом деле односторонне, исходя из собственных интересов.

Сидит, ходит, словно аршин проглотил о неестественно прямом человеке.

На аршин борода, да ума на пядь - о взрослом, но глупом человеке.

Косая сажень в плечах - широкоплечий, высокого роста человек.

На три аршина в землю видит - о внимательном, прозорливом человеке, от которого ничего невозможно утаить.

Полено к полену - сажень - о накоплении запасов, богатства путем экономии.

Коломенская верста - шутливое прозвище для высокого человека. Это выражение появилось во времена царя Алексея Михайловича(правил в 1645 - 1676 гг.). Он повелел расставить вдоль дороги отМосквы (точнее, от ее Калужской заставы) до своего летнего дворца в селе Коломенском столбы на расстоянии 700 саженей друг от друга. Высокие, около двух саженей, эти столбы оказали настолько большое впечатление на простых людей, что навсегда остались в народной речи.

Москва верстой далека, а сердцу рядом - так русские люди характеризовали свое отношение к столице.

Любовь не верстами меряется. Сто верст молодцу не крюк -расстояние не может быть препятствием для любви.

От слова до дела - целая верста.

Верстой ближе - пятаком дешевле.

На версту отстанешь - на десять догоняешь - даже неболшое отставание очень трудно преодолевать.

Семимильные шаги - быстрый рост, хорошее развитие чего- либо.

Мал золотник, да дорог -так говорят о чем-нибудь незначительном на вид, но очень ценном.

Свой золотник чужого пуда дороже.

Худое валит пудами, а хорошее каплет золотниками.

Пудовое горе с плеч свалишь, а золотником подавишься - не следует пренебрегать даже ничтожной опасностью.

Сено - на пуды, а золото - на золотники - каждая вещь имеет свою определенную ценность.

Человека узнаешь, погода с ним пуд соли съешь - нужно много  времени, чтобы понять другого человека.

Дюжинный товар - простой товар, обычный, неоригинальный.

Вашего брата по тринадцати на дюжину кладут, да и то не берут - обидная характеристика ленивого, малоспособного работника. Таких даже 13 человек вместо 12 и то никому не надо.

 

 

 

 

 

 

Дюймовочка.

                  

Жила на свете одна женщина. У неё не было детей, а ей очень хотелось. Однажды пришла она домой и посадила ячменное зёрнышко в цветочный горшок.

            Только она его полила, зёрнышко сразу же проросло. Из земли показались два листочка и нежный стебель. А на стебле появился большой чудесный цветок, вроде тюльпана. Но лепестки цветка были плотно сжаты: он ещё не распустился.

- Какой прелестный цветок! – сказала женщина и поцеловала его красивые пёстрые лепестки.

            В ту же минуту в середине цветка что-то щёлкнуло, и он раскрылся. Это был в самом деле большой тюльпан, но в чашечке его сидела живая девочка. Она была маленькая – маленькая, всего в дюйм ростом. Поэтому её так и прозвали - ………

 

 


Группа «Решай. Смекай. Угадывай.»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Загадки.

 

 

1.Взял я рейку длиной метр,

А 1/100 от неё – это…(сантиметр)

 

2. От килограмма убрав грамм

И прибавив слово метр,

Мы получим …(километр)

 

3. У зазнаек взгляд один –

Мерить всё на свой …(аршин)

 

4. У кого детишек уйма,

Дома нет сукна ни …(дюйма)

 

5. В школе есть оценка «пять»,

Горсть земли – это …(пядь)

 

6. У укропа корешок

Размером только лишь с …(вершок)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Расшифруй пословицу.

 

а   б   в    г    д    е    ё     ж     з     и     й     к     л     м     н     о     п     р     с     т     у     ф

   1   2    3    4   5     6   7      8     9    10   11   12   13   14   15    16   17   18   19   20   21   22

 

   х    ц     ч     ш    щ     ъ    ы     ь      э      ю    я

  23   24  25   26    27   28   29    30   31   32   33

 

 

 

 

 

3  10  5  6  20  30          15  1           5  3  1      1  18  26  10  15  1           17  16  5          

 

9        6  14  13  7  11.

 

__________________________________________________________________________ 

 

 

16  20        4  16  18  26  12  1         20  18  10           3  6  18  26  12  1.

 

 

 

19  10  5  10  20          12  1  12            1  18  26  10  15         17  18  16  4  13  16  20  10  13.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Филворд  «Меры длины».

 

Т

Н

А

С

Л

О

Т

Ь

И

К

И

Д

О

К

Ь

П

М

Е

Л

Ю

Й

М

Н

Е

М

Т

О

С

А

Ж

Е

Р

И

Р

М

Е

Т

Р

Т

С

Л

Я

В

Е

Т

А

А

Р

М

Е

В

Р

С

Н

И

Ш

Р

Т

Е

Р

Ш

О

К

.

 

КИЛОМЕТР                

САНТИМЕТР

ДЮЙМ

ЛОКОТЬ

САЖЕНЬ

ПЕРСТ

МИЛЯ

ВЕРСТА

АРШИН

МЕТР

ВЕРШОК

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОСТАВЬ БУКВЫ В НУЖНОМ ПОРЯДКЕ

И РАЗГАДАЙ СТАРИННЫЕ РУССКИЕ МЕРЫ ДЛИНЫ.

 

 

1.    ОЛОКЬТ

2.    ШНАИР

3.    ЬАЕСЖН

4.    МЙДЮ

5.    АВСЕРТ

6.    ШЕВОРК

7.    ЬПДЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Урок - проект по математике тема: «Меры длины» 4 класс (1-4) (2010 год)

Урок - проект по математике тема: «Меры длины» 4 класс (1-4) (2010 год)

ЦЕЛЬ: развитие ключевой компетентности (организационная, коммуникативная, социальная)

ЦЕЛЬ: развитие ключевой компетентности (организационная, коммуникативная, социальная)

Меры длины» Гр

Меры длины» Гр

МАТРИЦА ТЕМЫ Название: «Меры длины»

МАТРИЦА ТЕМЫ Название: «Меры длины»

Гр. «Старинные русские меры длины»

Гр. «Старинные русские меры длины»

Гр. «Измерительные инструменты»

Гр. «Измерительные инструменты»

Этапы и их сроки Конечный продукт

Этапы и их сроки Конечный продукт

Гр. «Решаем… Думаем… Смекаем…»

Гр. «Решаем… Думаем… Смекаем…»

Ход урока – презентации.

Ход урока – презентации.

Начнём с группы, которая работала над темой «Старинные русские меры длины»

Начнём с группы, которая работала над темой «Старинные русские меры длины»

В цветок посажена Дюймовочка реального роста

В цветок посажена Дюймовочка реального роста

ПРИЛОЖЕНИЕ Материалы выступлений групп

ПРИЛОЖЕНИЕ Материалы выступлений групп

ПРИЛОЖЕНИЕ Группа «Старинные меры длины»

ПРИЛОЖЕНИЕ Группа «Старинные меры длины»

ВЕРСТА ВЕРСТА — от слова вертеть, старая русская мера длины для измерения пути

ВЕРСТА ВЕРСТА — от слова вертеть, старая русская мера длины для измерения пути

КОСАЯ САЖЕНЬ Существовала и «косая сажень»— это расстояние от пальцев ноги до конца пальцев другой руки, вытянутых по диагонали

КОСАЯ САЖЕНЬ Существовала и «косая сажень»— это расстояние от пальцев ноги до конца пальцев другой руки, вытянутых по диагонали

Хороший полководец, у которого семь пядей во лбу, не уступит своей земли ни пяди, то есть даже самой малости

Хороший полководец, у которого семь пядей во лбу, не уступит своей земли ни пяди, то есть даже самой малости

Группа «Измерительные инструменты »

Группа «Измерительные инструменты »

Линейка (уменьшительное от линия) – простейший измерительный инструмент, представляющий из себя пластину, у которой как минимум одна сторона прямая

Линейка (уменьшительное от линия) – простейший измерительный инструмент, представляющий из себя пластину, у которой как минимум одна сторона прямая

Изобретение лекал не только позволило проводить кривые линии, но и улучшило качество чертежей и позволило людям строить более качественные строения

Изобретение лекал не только позволило проводить кривые линии, но и улучшило качество чертежей и позволило людям строить более качественные строения

Группа «Меры длины в литературе»

Группа «Меры длины в литературе»

Стихи о мерах длины. Принято в торговом народе

Стихи о мерах длины. Принято в торговом народе

Старинные меры в пословицах и поговорках

Старинные меры в пословицах и поговорках

Высокие, около двух саженей, эти столбы оказали настолько большое впечатление на простых людей, что навсегда остались в народной речи

Высокие, около двух саженей, эти столбы оказали настолько большое впечатление на простых людей, что навсегда остались в народной речи

Дюймовочка.

Дюймовочка.

Группа «Решай. Смекай. Угадывай

Группа «Решай. Смекай. Угадывай

Математика 4 класс "Меры длины"

Математика 4 класс "Меры длины"

Математика 4 класс "Меры длины"

Математика 4 класс "Меры длины"

Загадки. 1.Взял я рейку длиной метр,

Загадки. 1.Взял я рейку длиной метр,

Расшифруй пословицу. а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф 1…

Расшифруй пословицу. а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф 1…

Филворд «Меры длины».

Филворд «Меры длины».

ПОСТАВЬ БУКВЫ В НУЖНОМ ПОРЯДКЕ

ПОСТАВЬ БУКВЫ В НУЖНОМ ПОРЯДКЕ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.03.2024