МАТЕМАТИКА. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 6-ой класс слабослышащее отделение Классный руководитель: Моисеева Раиса Ивановна

  • docx
  • 15.12.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала МАТЕМАТИКА.docx

МАТЕМАТИКА. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

6-ой класс слабослышащее отделение

Классный руководитель: Моисеева Раиса Ивановна

 

Программа обеспечивает доступность обучения, способствует формированию устойчивого интереса обучающихся с нарушениями слуха к занятиям математикой, накоплению вычислительных навыков, развитию логического мышления, памяти, внимания. Математика – важный общеобразовательный предмет, который готовит учащихся к жизни и овладению доступными профессионально - трудовыми навыками. Содержание курса математики располагает необходимыми предпосылками для развития познавательных способностей. Начальный курс математики – курс интегрированный: в нём объединён арифметический и алгебраический, геометрический материал.

Процесс обучения опирается на наглядно-образное и наглядно-действенное мышление, с помощью чего формируются элементы абстрактного мышления. Через математическое содержание формируются такие формы мыслительной деятельности, как сравнение, анализ, синтез. В программе учтены возрастные и индивидуальные особенности детей.

Программа адресована обучающимся с нарушениями слуха шестого класса. Данная программа разработана с учётом индивидуальных особенностей обучающихся, имеющих  различные нарушения слуха, соответствует возможностям детей с особыми образовательными потребностями и в полной мере отвечает современным требованиям. Образовательный процесс осуществляется на основе программ общеобразовательных школ при сохранении коррекционной направленности педагогического процесса в обучении математики, реализуемого через допустимые изменения в структурировании содержания.

Цели программы:

- овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, продолжения образования;

- интеллектуальное развитие слабослышащих детей, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых для продуктивной жизни в обществе;

- развитие навыков речи детей, так как усвоение системы математических знаний находится в прямой зависимости от их уровня, что содействует развитию словесно-логического мышления, которое у детей с нарушениями слуха не развито или совсем отсутствует;

- воспитывать интерес к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.

 - подготовка учащихся к изучению систематических курсов алгебры и геометрии.

Образовательные задачи:

- овладеть представлениями о натуральных числах, четырём арифметическим действиям с целыми  неотрицательными числами с постепенным расширением области рассматриваемых чисел от 1 до 1 000 000; свойствам сложения, вычитания, умножения и деления;

- сформировать понятия «числовое выражение», «числовое равенство и неравенство», «уравнение» с введением элементов буквенной символики;

- умению осмысленно и самостоятельно решать простые задачи в качестве необходимой базы для решения составных задач;

- иметь развитое представление о элементарных геометрических и пространственных представлений о форме, размере, взаимном расположении предметов;

- иметь знания, умения и навыки о необходимых для измерения величин и использования единиц измерения длины, площади,

массы, времени.

- в процессе обучения осуществлять усвоение математических понятий на конкретном жизненном материале, обучать применению приобретенных знаний при решении самостоятельных практических вопросов.

- переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную  в виде десятичной, проценты – в виде дроби и дробь – в виде процентов;

- округлять целые числа и десятичные дроби, находить приближения чисел с недостатком и с избытком, выполнять оценку числовых выражений;

Воспитательные задачи:

- умение работать в коллективе;

- умение работать самостоятельно;

- умение обучающихся слушать объяснения учителя и уметь сформулировать ответ на поставленный вопрос;

- воспитать любознательность, настойчивость, терпеливость, трудолюбие;

- формировать умение планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль;

-  воспитывать бережное отношение к учебным вещам, раздаточному материалу.

Коррекционно-развивающие  задачи:

- развитие различных видов мышления: наглядно - образного, словесно- логического (умение видеть и устанавливать связи между предметами, явлениями и событиями);

- совершенствование движений и сенсомоторного развития;

- коррекция отдельных сторон психической деятельности, зрительного восприятия, памяти, внимания;

- развитие основных мыслительных операций (сравнение, обобщение, анализ).

- формирование навыков группировки и классификации;

- формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, по алгоритму;

- формирование умения планировать свою деятельность. Развитие комбинаторных способностей;

- развитие связной речи;

- употребление в речи математических терминов;

- расширение представлений об окружающем мире, обогащение словаря.

Принципы, лежащие в основе построения программы.

Органическое сочетание обучения и воспитания.

Усвоение знаний и развитие познавательных способностей детей.

Практическая направленность обучения.

Выработка необходимых для этого умений.

Щадящий режим подачи материала.

Программа предусматривает:

Повторение освоенного материала предыдущих лет обучения, с постепенным расширением и углублением ранее изученного; в начале учебного года проведение диагностической контрольной работы; непрерывную повторяемость уже полученных знаний, возвращение к ним на последующих уроках, включение новых знаний, создание ситуаций, в которых учащиеся используют ранее приобретённые знания; проведение самостоятельных работ после изучения каждой темы и четвертных контрольных работ.

Для выработки навыков  правильных и быстрых устных вычислений необходимо на каждом уроке математики выделять 5-10 минут для проведения устного счета. Результаты табличного сложения (вычитания) и умножения (деления) учащиеся должны знать на память.

К концу начального обучения должны быть сформированы навыки правильных и быстрых письменных вычислений при сложении и вычитании многозначных чисел, умножении и делении на однозначное, двузначное и трехзначное число в пределах миллиона.

В программе предусмотрено изучение различных величин: стоимость, количество, цена; путь, время, скорость при равномерном движении и др.

Обучающиеся должны овладеть навыками измерения величин, усвоить соотношение между единицами измерений: длины, площади, массы, объема, времени. Особую трудность вызывает у  обучающихся с нарушениями слуха оперирование единицами времени, так как  соотношение между ними построено не на десятичной системе и имеет абстрактный характер изучаемых понятий.

Следует на каждом уроке заботиться о рациональной смене видов деятельности, проводить физкультминутки, зарядку для глаз по здоровьесберегающей методике В.Ф. Базарного, динамические паузы, способствующие разрядке и снимающие утомление. Не допускается перегрузка обучающихся учебным материалом, как на уроках, так и в домашних заданиях, при этом обучение математике требует систематического выполнения домашних заданий. В программе определены требования к знаниям, к уровню подготовки обучающихся математическим  умениям и навыкам к концу учебного года.

Тематический программный материал

Умножение и деление натуральных чисел

Название данных чисел и искомого при делении.

Нахождение неизвестного множителя, делимого, делителя.

Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.

Умножение и деление на 1. Умножение нуля, на нуль и деление нуля (невозможность деления на нуль). Умножение и деление суммы на число.

Приёмы внетабличного умножения и деления.

Деление с остатком.

Проверка умножения и деления.

Порядок выполнения действий в выражениях, содержащих 2 – 3 действия (в скобках и без них).

Задачи в 2 – 3 действия на сложение, вычитание, умножение и деление.

Вычисление значений выражений вида а + 3, а – б, а • 4, б : 2, а • б, а : б при заданных числовых значениях входящих в них букв.

Решение уравнений способом подбора и на основе взаимосвязи между данными и искомыми числами.

Нахождение числа, которое в несколько раз больше или меньше данного. Сравнение чисел с помощью деления.

Нахождение доли числа  и числа по его доле.

Прямой угол, прямоугольник (квадрат). Нахождение суммы длин сторон прямоугольника.

Практическое определение времени конца события по времени его начала и продолжительности (на основе работы с циферблатом и календарём).

Решение простых и составных задач (в 1 – 2 действия) на сложение и вычитание, умножение и деление.

Тысяча (продолжение)

Письменное сложение и вычитание, умножение и деление трёхзначного числа на однозначное.

Километр. Обозначение километра – км. Соотношение километра и метра.

Грамм. Обозначение грамма – г. Соотношение килограмма и грамма.

Количество месяцев и дней в году. Знание своего возраста, возраста товарища (подруги).

Решение простых и составных задач (в 1 – 2 действия) на сложение, вычитание, умножение и деление.

Числа от 1 до 1 000 000. Нумерация. Величины. Шкалы

Чтение и запись чисел. Класс единиц и класс тысяч.

1, 2, 3-й разряды в классе единиц и классе тысяч. Представление числа в виде суммы его разрядных слагаемых.

Единицы измерения длины (километр, метр, сантиметр, миллиметр), соотношения между ними.

Единицы измерения массы (тонна, центнер, килограмм, грамм), соотношения между ними.

Знание текущего года.

Единицы измерения времени (год, век, месяц, сутки, час, минута, секунда), соотношения между ними.

Обозначение буквами точек, отрезков, углов, многоугольников.

Решение задач на сложение, вычитание, умножение и деление в 2 – 3 действия. Решение простых задач на вычисление времени.

Сложение и вычитание натуральных чисел

Сложение и вычитание (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые сложением и вычитанием; перестановка и группировка слагаемых при сложении нескольких чисел; взаимосвязь между суммой и слагаемыми, между уменьшаемым, вычитаемым и разностью.

Способы проверки сложения и вычитания.

Решение уравнений вида х + 312 = 654, 421 + х = 546, 792 – х = 217, х – 125 = 500 и их использование при решении задач. Сложение и вычитание с нулём.

Сложение и вычитание чисел в пределах миллиона (устно – в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, и письменно – в остальных случаях).

Числовые выражения, содержащие сложение и вычитание в 2 – 3 действия (со скобками и без них); вычисление их значения.

Площади. Объем.

Знание и применение формул вычисления площади прямоугольника, квадрата, параллелепипеда.

Умение вычислять искомую сторону прямоугольника или квадрата по известной стороне и площади, опираясь на формулу.

Умение работать с таблицами величин.

Вычисление объема куба, параллелепипеда по формулам;

Обыкновенные дроби

Умение читать и записывать, сравнивать обыкновенные дроби и смешанные числа.

Знание свойств и умение формулировать правила сложения и вычитания обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями.

Оперирование со смешанными числами, умение выделять целую и дробные части.

Знание приемов письменного сложения, вычитания и сравнения обыкновенных дробей и смешанных чисел; умение обосновывать приемы, опираясь на свойства.

Умение сравнивать обыкновенные дроби и смешанные числа, опираясь на правила.

Обучающие должны знать:

- таблицу сложения однозначных чисел и соответствующие табличные случаи вычитания;

- таблицу умножения однозначных чисел и соответствующие табличные случаи деления (на уровне автоматизированного  навыка); внетабличное  деление и деление с остатком

- законы арифметических действий (переместительный, сочетательный, распределительные законы сложения и вычитания);

-таблицы единиц измерения величин, принятые обозначения этих единиц и уметь применять эти знания в практике измерений при решении задач;

взаимосвязь между такими величинами, как цена, количество, стоимость товара;

скорость, время и пройденный путь при равномерном движении, и другие, уметь применять эти знания к решению текстовых задач, с опорой на схемы;

-понятие натурального числа;

-понятие десятичной дроби, из каких частей она состоит;

-значение терминов обыкновенная дробь, числитель, знаменатель дроби, целая и дробная части числа;

-основное свойство дроби;

- правила выполнения действий с натуральными числами и обыкновенными дробями с равными знаменателями;

-термины: уравнение корень уравнения, задача;

-формулы для вычисления площади и периметра прямоугольника и квадрата.

         Обучающиеся должны уметь:

Требования к результатам универсальных учебных действий.

Личностные универсальные учебные действия:

-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные универсальные учебные действия:

-принимать и сохранять учебную задачу;

-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

-осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи).

Познавательные универсальные учебные действия:

-ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

-осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

-осуществлять синтез как составление целого из частей;

-проводить сравнение и классификацию по заданным

критериям;

-осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

-формулировать собственное мнение и позицию;

-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

-задавать вопросы;

-использовать речь для регуляции своего действия;

-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Виды и формы организации учебного процесса.

Фронтальная беседа, устный опрос, самостоятельные и контрольные работы, коллективные способы обучения в парах постоянного и сменного состава, в малых группах, предусматриваются различные виды проверок (самопроверка, взаимопроверка, работа с консультантами), внедряются новые педагогические технологии: ИКТ, развивающее, модульное и дифференцированное обучение. Внедряются различные методы обучения, такие, как: частично-поисковые, проблемные, наглядные. Применяются разнообразные средства обучения: разноуровневые тесты, индивидуальные карточки, справочники, демонстрационный материал, таблицы.

Итоговый контроль.

Оценка знаний и умений  обучающихся проводится с помощью контрольной работы (итогового теста), который включает задания по основным темам курса.

Список литературы

1.         Математика. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / (Н.Я. Виленкин и др.). – 33 - е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2014. – 280 с.: ил.

2.         Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида (для слабослышащих и позднооглохших детей). Ответственный редактор Г.К. Коровин. – М.: - Просвещение. 2007. –  439 с.

3.         Слезина Н.Ф. Обучение математике в младших классах школ глухих. Метод. Пособие для учителя. М.: «Просвещение», 1999. 224 с.

4.         Труднев В.П. Считай, смекай, отгадывай: Пособие для учащихся начальной школы. – СПб.; Лань, 1994. – 208 с.ил.

5.         Справочник «Дружок». Правила по математике и русскому языку для начальных классов. М.: ООО «Стрекоза». – 2008. 127 с.

Продолжительность учебного года - 34 недели. Количество часов в год - 204

Количество часов в неделю – 6

Количество часов в I четверти – 8 недель – 48 часов

Количество часов во II четверти – 8 недель – 48 часов

Количество часов в III четверти – 10 недель – 60 часов

Количество часов в IV четверти – 8 недель – 48 часов

 

Календарно-тематическое планирование

I четверть, математика

6 часов в неделю 8 недель, всего 48 часов

Содержание программного материала

К/ч

Речевой материал

1.

День знаний

1

 

2.

Повторение: Обозначение натуральных чисел. С. 5

1

Десятичная запись

3, 4.

Повторение: Однозначные, двузначные, многозначные числа. С. 5

2

Нуль не относят к натуральным числам

5.

Класс единиц. С. 5

1

Три первые цифры справа составляют класс единиц

6.

Миллион, миллиард. Стр. 6

1

Названия класса единиц не произносят

7.

Чтение многозначных чисел. С. 6

1

Не произносят названия класса, все три цифры которого - нули

8.

Диагностическая работа

1

Проверить уровень знаний по изученным темам и прочность усвоения материала.

9.

Работа над ошибками

1

Проанализировать ошибки, допущенные в работе.

10.

Деление и умножение многозначного числа на однозначное число в столбик С. 84, № 463 (1, 2)

1

Деление – это действие обратное умножению

11.

Деление и умножение многозначного числа на однозначное число в столбик С. 84, № 463 (1, 2)

1

Деление многозначного на однозначное, когда в записи частного есть ноль

12.

Деление и умножение многозначного числа на однозначное число в столбик.

 С. 85, № 469 (1, 2)

1

Приемы деления многозначного на однозначное, когда в записи частного есть ноль

13.

Решение задач на вычисление среднего арифметического. С. 90-91

1

Среднее арифметическое, средняя температура.

14

Решение задач на вычисление скорости. С. 92, № 515 (1, 2)

1

Формула, скорость, время, расстояние.

15.

Решение задач на вычисление расстояния. С.93, № 590

1

Среднее арифметическое, Скорость, время, расстояние

16, 17.

Деление на классы и чтение многозначных чисел. С. 7

2

Класс тысяч, класс миллионов, многознаяные числа

18.

Деление на однозначное число в столбик. С. 83, № 456 (2)

1

Деление многозначного числа на однозначное, двузначное число.

19.

Решение задач на вычисление времени. С. 94, № 5

1

Чтобы найти время, надо расстояние разделить на скорость.

20.

Самостоятельная работа

1

Проверить уровень знаний по изученным темам и прочность усвоения материала.

21

Работа над ошибками

1

Проанализировать ошибки, допущенные в работе.

22.

Решение задач на вычисление скорости

1

Для решения задач на вычисление скорости надо знать формулу. Скорость – V Путь – S Время – t

23.

Отрезок. С. 11, № 31

1

Две точки, соединенные прямой линией

24.

Длина отрезка. С. 12, № 34-35

1

Длина отрезка – это расстояние между концами отрезка. Расстояние между точками

25.

Виды треугольников. С. 13, № 46

1

Треугольник, у которого все стороны равны, называется равносторонним или правильным.

Треугольник называется прямоугольным, если у него есть прямой угол, то есть угол в 90 градусов

26.

Многоугольники. Стороны и углы многоугольников. С. 13, № 47-50

1

Многоугольник – это геометрическая фигура, определяемая как часть плоскости, ограниченная замкнутой ломаной. Вершины многоугольников

27.

Многоугольники. Стороны и углы многоугольников. Решение задач на вычисление времени. Карточки

1

Многоугольник – это геометрическая фигура, определяемая как часть плоскости, ограниченная замкнутой ломаной. Допущенные ошибки

28

Решение задач на нахождение времени. С. 3, № 6

1

Задачи на скорость, время, расстояние. Скорость – это расстояние, пройденное за единицу времени: за 1 секунду, за 1 минуту, за 1 час и так далее.

29.

Решение задач на нахождение среднего значения. С. 3, № 6

1

Задача на нахождение среднего значения

30.

Умножение числа на произведение. С. 8, № 41

1

Чтобы умножить число 7 на произведение чисел, можно сначала умножить это число на второй множитель 5, а затем получившийся результат ... Вычислительные навыки

31.

Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями.  С. 10, № 54

1

Числа, оканчивающиеся нулями

32, 33

Решение задач на встречное движение. С. 12, № 65

2

Нахождение среднего значения

34.

Перестановка и группировка множителей. С. 13, № 72

1

Приём перестановки и группировки множителей

35.

Самостоятельная работа.

1

Проверить уровень знаний по изученным темам и прочность усвоения материала.

36.

Работа над ошибками

1

Проанализировать ошибки, допущенные в работе.

37.

Умножение чисел оканчивающихся нулями. С. 14, № 81

1

Вычислительные навыки

38.

Связь между величинами: скоростью, временем и расстоянием С. 16-17

1

Скорость, время, расстояние

39

Контрольная работа

1

Проверить уровень знаний по изученным темам и прочность усвоения материала.

40.

 Работа над ошибками

1

Проанализировать ошибки, допущенные в работе.

41.

Закрепление пройденного материала. С. 15-18

1

Периметр квадрата – это длина стороны квадрата, умноженная на «4». Периметр прямоугольника – это сумма длины и ширины, умноженная на «2». Стороны прямоугольника, которые лежат друг против друга (противолежащие), мы называем длиной и шириной.

42.

Решение задач.

1

Решение задач – процесс выполнения действий

43.

Выражения. Закрепление

1

Алгоритмы письменного умножения

44.

Устные вычисления с приёмом округления. С. 14, № 55-58. Закрепление изученного

1

Округлить число до определенной цифры (знака), значит заменить его близким по значению числом с нулями на конце. Натуральные числа округляют до десятков, сотен, тысяч и т.д.

45.

Закрепление изученного.

1

Округлить число до определенной цифры (знака), значит заменить его близким по значению числом с нулями на конце. Натуральные числа округляют до десятков, сотен, тысяч и т.д.

46.

Наибольшие, наименьшие числа. С. 15.

1

Составляю трёхзначное число из цифр…

47.

Порядок действия. С. 15, № 64. Закрепление

1

Сначала выполняем действие в скобках, затем слева направо умножение или деление, сложение или вычитание.

48.

Итоговый урок

1

Проверить уровень знаний по изученным темам и прочность усвоения материала.

 

II четверть, математика

6 часов в неделю 8 недель, всего 48 часов

Содержание программного материала

К/ч

Речевой материал

1.

Плоскость. Прямая. Луч. С.16, №75-77

1

У плоскости края нет, она безгранично простирается во всех направлениях.

2.

Приёмы вычислений.

С.18, №85-88

1

В этом выражении также имеются скобки, значит, сначала выполняем действие в скобках, затем слева направо умножение или деление, сложение или вычитание.

3.

Запись числа в последнюю клетку цепочки. С.19, №93

1

Сложение, вычитание, деление, умножение

4.

Шкалы и координаты. С.21-22

1

Начало координатного луча и единичный отрезок

5.

Сравнение многозначных чисел С. 27-28, №143

1

Многозначное число содержит много знаков

6, 7.

Сложение и вычитание натуральных чисел. С.33-34, №182

2

Сравнение многозначных чисел.

8.

Решение задач на сложение натуральных чисел. С. 35, №184-186

1

Сколько килограммов овощей и фруктов?

9

Расположение сумм в порядке возрастания. С. 37, №202

1

В порядке возрастания, значит от наименьшей суммы к наибольшей

10.

Выражение. Сумма и разность

1

Вместо знаков + и – говорят «сумма» и «разность».

11.

Устное вычисление. С.38, №212-213

1

Устное вычислени это вычисление без дополнительных устройств: ручки, карандаша, бумаги, компьютера, калькулятора.

12.

Сравнение чисел и запись результатов с помощью знака < или знака >. С. 39, №226

1

Любое отрицательное число меньше любого положительного. Нольнаходится между всеми отрицательными и положительными числами.

13.

Вычитание. С. 41-42

1

 Свойства вычитания.

14.

Самостоятельная работа

1

Проверить уровень знаний по изученным темам и прочность усвоения материала.

15.

Работа над ошибками

1

Проанализировать ошибки, допущенные в работе.

16.

Выполнение арифметических действий. С.44, №258

1

Проверка сложением, проверка вычитанием.

17.

Числовые и буквенные выражения. С. 48-49

1

Я привёл пример буквенного и числового выражения.

18.

Буквенная запись свойств сложения и вычитания. С. 54

1

Переместительное свойство сложения

19.

Поиск пропущенных чисел.

С.57, №353-354

1

Увеличение одно их слагаемых на 5.

20.

Поиск неизвестного уменьшаемого. С. 60-62

1

Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, надо сложить вычитаемое и разность.

21, 22.

Поиск неизвестного вычитаемого. С. 63-65

2

Чтобы найти неизвестное вычитаемое, надо из уменьшаемого вычесть разность.

23.

Вычисление удобным способом (порядком). С. 64, №391

1

Счёт десятками, сотнями, тысячами, то есть десятичная система счисления

24, 25.

Решение задач с помощью уравнения. С.65, №397

2

Неизвестное число обозначаем буквой

26.

Поиск значения выражения. С. 65

1

Число, которое получается в результате выполнения действий в числовом выражении, называют значением выражения. Я выполнил задание.

27.

Самостоятельная работа

1

Проверить уровень знаний по изученным темам и прочность усвоения материала.

28.

Работа над ошибками

1

Проанализировать ошибки, допущенные в работе.

29.

Умножение и деление натуральных чисел, свойство умножения. С. 66, №11

1

Сначала выполняем слева направо умножение или деление, затем сложение или вычитание.Я определил порядок действий.

30.

Переместительное свойство умножения. С. 67,  №404

1

Произведение двух чисел не изменяется при перестановке множителей

31.

Сочетательное свойство умножения. С.68, №405

1

Множитель в родительном падеже

32.

Поиск значения произведения, выражения. С.68, №412 С. 68, №413

1

Произведение ста семидесяти пяти и шестидесяти

33.

Выполнение действий с применением сочетательного свойства умножения. С.69, №415-416

1

Чтобы умножить число на произведение двух чисел, можно сначала умножить его на первый множитель, а потом полученное произведение умножить на второй множитель. Я применил сочетательное свойство умножения.

34, 35.

Составление выражения для решения задачи. С. 69, №420-423

2

Выражение – это любое сочетание чисел, букв и знаков. Я записал произведение.

36.

Решение уравнения. С. 72, №445

1

Уравнение – это математическое равенство с одной или несколькими неизвестными величинами. Я решил уравнение.

37

Поиск значения выражений. С. 72, №451

1

Выражение – это любое сочетание чисел, букв и знаков.

38.

Решение задачи. С. 72, №447

1

Математическая задача - это проблемная ситуация, которая решается путём использования математических приёмов.

39

Поиск значения выражений. С. 73, №462

1

Выражение – это любое сочетание чисел, букв и знаков.

40.

Контрольная работа

1

Проверить уровень знаний по изученным темам и прочность усвоения материала.

41.

Работа над ошибками

1

Проанализировать ошибки, допущенные в работе.

42.

Поиск значения выражения. С. 72-73, № 451-460-462

1

Частное показывает, во сколько раз делимое больше, чем делитель. Ни одно число нельзя делить на нуль.

43.

Решение уравнений. С. 76-77, №482, 487

1

Число, на которое делят, называют делителем.

44.

Устное вычисление. С. 78, №502 (работа с таблицей). Поиск неизвестного множителя. С.78, №501

1

Математические вычисления, осуществляемые человеком без помощи дополнительных средств: компьютера, калькулятора и приспособлений: ручки, карандаша, бумаги.

45, 46

Деление с остатком. С.81

2

Результат деления называют частным. Чтобы найти неизвестный множитель, надо произведение разделить на другой множитель.

47.

Восстановление цепочки вычислений. С. 82, №539

1

Остаток всегда меньше делителя.

48.

Итоговый урок

1

Проверить уровень знаний по изученным темам и прочность усвоения материала.

 

III четверть, математика

6 часов в неделю 10 недель, всего 60 часов

Содержание программного материала

К/ч

Речевой материал

1.

Работа над текстовыми задачами. Деление с остатком. Выполнение умножения. С. 83, № 541

1

Деление с остатком — это деление одного натурального числа на другое, при котором остаток не равен нулю. Свойства вычитания.

2, 3.

Деление с остатком.

Выполнение действий. С.84, №548

2

Проверка сложением, проверка вычитанием.

4.

Решение уравнений.

Числовые и буквенные выражения. С. 84,  № 550

1

Составление примера буквенного и числового выражения.

5.

Решение уравнений.

Буквенная запись свойств сложения и вычитания. С. 84, №556

1

Переместительное свойство сложения

6.

Упрощение выражений.

Поиск пропущенных чисел. С.86, № 562
Уравнение. С. 58-59

1

Упростить выражение - это значит раскрыть все скобки (если это возможно), совершить все возможные действие и в результате должно получится маленькое выражение

7.

Упрощение выражений.

Поиск неизвестного уменьшаемого. С. 87, №567

1

Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, надо сложить вычитаемое и разность.

8

Самостоятельная работа.

1

Проверить уровень знаний по изученным темам и прочность усвоения материала.

9.

Работа над ошибками.

Упрощение выражений.

1

Проанализировать ошибки, допущенные в работе.

10.

Решение уравнений.

Вычисление удобным порядком. С. 64, №568

1

Счёт десятками, сотнями, тысячами, то есть десятичная система счисления

11.

Решение уравнений.

Решение задач с помощью уравнения. С.65, №397

1

Составим уравнение по условию задачи

12, 13

Упрощение выражений.

2

Упростить выражение - это значит раскрыть все скобки (если это возможно), совершить все возможные действие и в результате должно получится маленькое выражение, решаемое всего несколькими действиями или даже одним

14.

Самостоятельная работа.

1

15

Распределительное свойство умножения

1

Удобно сначала умножить …

16

Работа над ошибками

1

Проанализировать ошибки, допущенные в работе.

17, 18.

Поиск значения выражения. С. 65, №403

2

Число, которое получается в результате выполнения действий в числовом выражении, называют значением выражения. Я определил порядок
действий

19.

Сочетательное свойство умножения. С. 66, №11

1

Мне  удобно сначала умножить …, затем …

20

Умножение многозначных натуральных чисел. С. 69-71, № 425-427

1

Многозначные натуральные числа – натуральные числа, при записи которых используются два и более знаков. Многозначные натуральные числа – это двухзначные, трехзначные и так далее числа.

21.

Самостоятельная работа.

1

Проверить уровень знаний по изученным темам и прочность усвоения материала.

22.

Работа над ошибками.

1

Проанализировать ошибки, допущенные в работе.

23

Решение задач на движение

1

Это расстояние (путь), время, скорость. Для успешного решения задач на движение нужно твёрдо формулу-ключ

24

Поиск значения выражения. С. 72-73, № 451-460-462

1

Числовые выражения составляются из чисел с помощью знаков действий и скобок.

25

Деление с остатком. С.81-84 , № 532-533-534

1

Остаток всегда меньше делителя.

26

Деление многозначных натуральных чисел столбиком. С. 73-75, № 472-474

1

В результате деления любого числа на 1 получается это же число. Результатом деления двух одинаковых чисел будет единица.

27.

Решение  задач с величинами с помощью уравнений. С. 76-77, №477481

1

Скорость, время, путь. Стоимость товара, цена, количество товара.

28.

Решение уравнений. С. 72, №445, С. 73, №462

1

Математическое равенство с одной или несколькими неизвестными величинами – это уравнение. Я решил уравнение.

29

Решение задач на движение. С. 79-80, №506-511

1

Чтобы вычислить расстояние мы скорость умножаем на время.

30.

Упрощение выражений. С. 85-89, № 559-562

1

Ни одно число нельзя делить на нуль.

31

Порядок  выполнения действий. С. 93-95 № 627-628

1

Проверьте, пожалуйста, правильно я определил порядок действий.

32, 33

Степень числа. Квадрат и куб числа. С. 98-100, №652-655

2

Сумма, в которой все множители равны друг другу – записывается в виде произведения.

34.

Площади и объёмы.  Формула пути. С. 103-104. № 676-679

1

Чтобы найти путь надо скорость умножить на время. S (путь) = V (скорость) t (время).

35.

Площадь. Формула площади прямоугольника. С. 108-111. № 711-715

1

Чтобы найти площадь прямоугольника, надо длину умножить на ширину. S = a b Формула площади прямоугольника.

36.

Единицы измерения площадей.  С. 114-118. № 750-754

1

Квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр.

37.

Прямоугольный параллелепипед. С. 120-122. № 790-795

1

Противоположные грани прямоугольного параллелепипеда равны.

38.

Прямоугольный параллелепипед. С. 123-124. № 801-806

1

Прямоугольный параллелепипед имеет три измерения – длину, ширину и высоту.

39.

Объём прямоугольного параллелепипеда. С. 125-128. №  819, 820, 822, 823

1

Формула объёма параллелепипеда имеет вид  V=abc Для измерения объёмов применяют единицы: кубический миллиметр, кубический сантиметр, кубический дециметр, кубический метр.

40.

Объём прямоугольного параллелепипеда. С. 129-132. №  833-838

1

Куб – это геометрическая фигура. Имеет одинаковую ширину, длину и высоту.

41.

Самостоятельная работа

1

Проверить уровень знаний по изученным темам и прочность усвоения материала.

42.

Работа над ошибками

1

Проанализировать ошибки, допущенные в работе.

43.

Обыкновенные дроби. Окружность и круг. С. № 133-135. №851-853

1

Диаметр проходит через центр окружности. Радиус, круг, окружность.

44.

Обыкновенные дроби. Окружность и круг.  С. 135-137. №874-876

1

Часть единицы или несколько её частей называются обыкновенной или простой дробью. Числитель, знаменатель дроби

45.

Доли. Обыкновенные дроби. С. 138-140. №884-887

1

Часть единицы или несколько её частей называются обыкновенной или простой дробью. Равные части целого называют долями

46.

Доли. Обыкновенные дроби. С.  141-143. № 890-900

1

Числитель дроби пишут над чертой, а знаменатель под чертой. Числитель – сколько долей взято, знаменатель показывает  на сколько долей делят.

47.

Доли. Обыкновенные дроби. С.  141-145. № 895, 897, 901-902

1

Числитель дроби –  (одна, две, восемь), а знаменатель – (седьмая, сотая, двести тридцатая)

48.

Сравнение дробей. С. 146-147. №  940-941.

1

Две равные дроби обозначают одно и то же дробное число.

49.

Сравнение дробей. С. 148-150. №942-948

1

Одна третья равна четырём двенадцатым. Пять семнадцатых меньше четырнадцати семнадцатых

50.

Контрольная работа

1

Проверить уровень знаний по изученным темам и прочность усвоения материала.

51.

Работа над ошибками

1

Проанализировать ошибки, допущенные в работе.

52.

Правильные и неправильные дроби. С. 151-153. № 974-977

1

Числитель меньше знаменателя – правильная дробь. Числитель больше знаменателя – неправильная дробь

53.

Правильные и неправильные дроби. С. 151-152. № 974-977

1

Правильная дробь меньше единицы, а неправильная дробь больше или равна единице.

54.

Правильные и неправильные дроби. С. 152-153. № 978-980

1

Какую дробь называют правильной?

Какую дробь называют неправильной? Может ли правильная дробь быть больше чем 1?

55, 56.

Повторение. Прямоугольный параллелепипед. С. 120-124

2

Параллелепипедом называется призма, основание которой параллелограмм. Три измерения прямоугольного параллелепипеда  – длина, ширина, высота

57.

58

Повторение. Площадь поверхности параллелепипеда. С. 122-124. № 811-815

2

Параллелепипед имеет шесть граней, и все они — параллелограммы. Ребро, вершина параллелепипеда

59.

Формула площади параллелепипеда при заданной длине, ширине, высоте.

1

Объём прямоугольного параллелепипеда можно найти по формуле: V = a b c. Ребро, вершина параллелепипеда

60

Итоговый урок.

1

Проверить уровень знаний по изученным темам и прочность усвоения материала.

 

IV четверть, математика

6 часов в неделю, 8 недель, всего 46 часов

Содержание программного материала

К/ч

Речевой материал

1, 2.

Степень числа. С. 98-99

Квадрат и куб числа. С. 99-102, № 653-654

2

 

Квадрат числа, куб числа, основание и показатель степени

3.

Площади и объёмы.

Формулы. С. 103-106, № 693

1

Запись правила с помощью букв, называется формулой

4.

Площадь. Формула площади прямоугольника. С. 108-110, № 715-717

1

Площадь прямоугольника, формула площади прямоугольника

S - площадь прямоугольника

a - длина 1-ой стороны прямоугольника

b - длина 2-ой стороны прямоугольника

Периметр прямоугольника, формула периметра прямоугольника

P - периметр прямоугольника

a - длина 1-ой стороны прямоугольника

Площадь прямоугольника, формула площади прямоугольникаПериметр прямоугольника, формула периметра прямоугольникаb - длина 2-ой стороны прямоугольник

5.

Единицы измерения площадей. С. 114-118, № 759-763

1

Квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр

6.

Прямоугольный параллелепипед. С. 120, № 815-818

1

Ребро, вершина, грань

7.

Поиск значения выражения по составленной схеме вычисления. С.124, № 817

1

Вычисление – процесс выполнения арифмитических опураций. Логическая цепочка

8

Самостоятельная работа

1

Проверить уровень знаний по изученным темам и прочность усвоения материала.

9.

Работа над ошибками

1

Проанализировать ошибки, допущенные в работе.

10.

Объёмы. Объём прямоугольного параллелепипеда. С. 125-127, № 819-820

1

Кубический миллиметр, кубический сантиметр, кубический дециметр

11.

Формула объёма прямоугольного параллелепипеда. С. 129-132, № 847-849

1

Формула для вычисления площади основания прямоугольного параллелепипеда SПрямая призма, основанием которой является прямоугольник, называется прямоугольным параллелепипедом.

12

Окружность и круг. С. 133-134, № 851-853

1

Замкнутая кривая, все точки которой равно удалены от центра.Окружность, диаметр окружности, радиус окружности

13, 14

Дробные числа. Обыкновенные дроби. С. 136-138, № 874-879

2

У правильной дроби числитель меньше знаменателя. Поэтому правильная дробь всегда меньше единицы.

15.

Доли. Обыкновенные дроби. С. 138-140, № 884-887

1

Доля – это часть целого. Половина, треть, четверть

16.

Доли. Обыкновенные дроби. С.141-145, №894-897

1

У неправильной дроби числитель равен или больше знаменателя. Поэтому неправильная дробь или равна единице или больше единицы. Числитель дроби, знаменатель

17.

Сравнение дробей. С. 146-147, № 940-941

1

Дробное число, разные числители

18.

Сравнение дробей на координатном луче. С. 148-150, № 965-972

1

Дроби в порядке возрастания

19.

Сравнение дробей. С. 150, № 971-973

1

Любое натуральное число можно записать дробью с любым натуральным знаменателем.

20.

Самостоятельная работа

1

Проверить уровень знаний по изученным темам и прочность усвоения материала.

21.

Работа над ошибками

1

Проанализировать ошибки, допущенные в работе.

22.

Правильные дроби. С. 151-155, № 984-993

1

Правильная дробь меньше единицы

23.

Неправильные дроби. С. 151-155, № 993-1002

1

Неправильная дробь больше или равна единице

24.

Сложение дробей с одинаковыми знаменателями. С. 155-161, № 1005-1009

1

Числители складываем, а знаменатели оставляем те же

25.

Вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. С. 155-161, № 1011-1013

1

Из числителя уменьшаемого вычитаю числитель вычитаемого, а знаменатель оставляю тот же

26.

Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. С. 158-161, № 1040-1047

1

Неправильная дробь больше или равна единице. Правильная дробь меньше единицы

27.

Вычисление периметра треугольника. С. 159, № 1027-1030

1

Треугольник это многоугольник с тремя сторонами. Стороны треугольника обозначаются малыми буквами, соответствующими обозначению противоположных вершин. Периметр треугольника равен сумме длин его сторон: P=a+b+c

28.

Решение уравнений. С. 160, № 1036

1

Формула, площадь

29.

Поиск значения выражения. С. 161, №1038

1

Правильная дробь, неправильная дробь

30.

Деление и дроби. С. 162-163, №1051-1056

1

Черту дроби понимаю как знак деления

31.

Контрольная работа

1

Проверить уровень знаний по изученным темам и прочность усвоения материала.

32.

Работа над ошибками

1

Проанализировать ошибки, допущенные в работе.

33, 34

Смешанные числа. С. 165-167, № 1084-1085 С. 167 -

2

Запись числа, содержащую целую и дробную части, называют смешанной. Для краткости вместо «число в смешанной записи» говорят смешанное число. Смешанное число можно представить и в виде неправильной дроби.

35.

Выделение целой части из дроби.

С. 169-170

1

Чтобы из неправильной дроби выделить целую часть, нужно:

Разделить с остатком числитель на знаменатель.

Неполное частное записать в целую часть.

Остаток (если он есть) записать в числитель.

Знаменатель оставить тот же.

36, 37

Сложение и вычитание смешанных чисел. С. 173 - 175

2

Смешанное число можно представить и в виде неправильной дроби.

38.

Промежуточная итоговая аттестация

1

Проверить уровень знаний по изученным темам и прочность усвоения материала.

39.

Работа над ошибками

1

Проанализировать ошибки, допущенные в работе.

40, 41.

Сложениен и вычитание смешанных чисел. С. 175-176

2

Решение задач – процесс выполнения действий или мыслительных операций, направленный на достижение цели.

42.

Сложение и вычитание смешанных чисел. Повторение изученного материала.

1

Смешанное число можно представить и в виде неправильной дроби.

43.

Сложение и вычитание смешанных чисел. Повторение изученного материала.

1

Смешанное число всегда можно представить в виде неправильной дроби.

44, 45.

Выделение целой части из дроби. Повторение изученного. С. 176-178

2

Чтобы выделить целую часть из дроби  надо … разделить с остатком числитель на знаменатель; полученное неполное частное записываем в целую часть дроби; остаток записываем в числитель дроби; делитель записываем в знаменатель дроби.

46.

Решение примеров и задач. Закрепление пройденного материала. Итоговый урок. С. 178-179

1

Решение задач – процесс выполнения действий или мыслительных операций, направленный на достижение цели.