Эффективность применения проектной
и исследовательской деятельности в обучении
|
Идея исследования как метода познания мира и метода обучения зародилась в глубокой древности. Самое раннее и классическое выражение этой идеи находим у древнегреческого философа Сократа. Знаменитое сократовское «Исследуй!» определило весь его жизненный путь. И остаётся значимым и в наши дни.
В числе приоритетных задач, стоящих перед современной системой образования, особую значимость приобрела задача развития критического и творческого мышления ученика, приобщение его к достижениям информационного общества и формирование умения самостоятельно конструировать собственные знания. Возникла новая для образования проблема: подготовить человека, умеющего находить и извлекать необходимую ему информацию в условиях ее обилия, усваивать ее в виде новых знаний. Решение этой проблемы вызвало необходимость применения новых педагогических подходов и технологий в общеобразовательной школе.
Большие
возможности в этом плане открывает проектная деятельность учащихся,
направленная на становление личности школьника через активные способы
действия. Как известно, «Современный проект учащегося - это дидактическое
средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно
формирования определенных личностных качеств» Надо оговорить только, что
условия применения метода проектов предполагают его использование как
компонента системы образования наряду со сложившейся предметной классно-урочной
системой.
I. Сущность современной трактовки метода проектов
Психологи и дидакты предлагают строить обучение на активной основе,
через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом в
конкретном знании.
В методе проектов важно показать учащимся их собственную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Чтобы реализовать этот принцип, необходимо рассматривать проблему, взятую из реальной жизни, знакомую и значимую для ученика, проблему, для решения которой ему необходимо применить не только полученные знания, но и новые, которые предстоит приобрести.
Характерной особенностью проектирования является не
изучение того, что уже существует, а создание новых продуктов и одновременно
познание того, что лишь может возникнуть.
I.1. Суть метода проектов - стимулировать интерес учащихся к определённым проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний.
Одна
из главных целей метода проектов – развитие познавательных навыков учащихся,
умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в
информационном пространстве, а также развитие критического мышления. В основу
метода положена идея, составляющая суть понятия «проект», и его прагматическая
направленность на результат, который получается при решении той или иной
практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть,
осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться
такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и
решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, способность
прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения,
умения устанавливать причинно-следственные связи.
I.2. Изменение роли учителя
Реализация метода проектов как исследовательского метода на практике
ведёт к изменению роли и функции учителя. Проекты базируются на
субъект-субъктных взаимоотношениях между всеми участниками педагогического
процесса.. Учитель при таком подходе выступает консультантом, партнёром. Он не
ведёт ученика в обучении, сопровождает его. Из носителя готовых знаний учитель
превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников.
Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится
переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на
разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет
деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.
Для оформления результатов работы учащиеся должны
применить современные компьютерные технологии. Во внеурочное время ребята
подбирают материал, систематизируют его, распределяют по группам или
индивидуально. Затем частично на уроках информатики, частично дома выстраивают
структуры будущей работы, создают презентацию, оформляют реферат, доклад,
готовят выступления для уроков. На уроках информатики учитель выступает в роли
локального координатора, оказывая необходимую помощь на всех этапах разработки
выбранного учащимися проекта.
II. Применение метода проектов в учебной деятельности
Небольшой опыт работы по применению метода проектов накоплен и в нашей
школе. Рассмотрим некоторые из них.
II. 1. Метод проектов у «математиков» и
«гуманитариев»
При изучении геометрии в старших классах учитель должен выделить
ведущую тему или несколько тем, которые будут «вынесены на проектирование».
Например, при изучении геометрии в Х классе ведущей может стать тема
«Изображение пространственных фигур на плоскости», «Многогранники», а в ХI
классе - «Круглые тела». Далее следует сформулировать 7 - 10 тем на класс,
работа над которыми может проводиться как индивидуально, так и в группе и
требует усвоения учащимися предусмотренных программой знаний и приобретения
необходимого опыта.
Желательно дифференцировать темы по степени сложности, учитывая профиль класса, при этом особое внимание необходимо уделить индивидуальным и возрастным особенностям школьников. Так, у учащихся гуманитарных классов наибольший интерес вызывают вопросы истории математики, прикладные аспекты, занимательный материал. Восприятие красоты математики у них направлено на проявления ее в живой природе, произведениях искусства, биографией художника, конкретных математических объектах.
А вот учащиеся математических классов красоту математики видят в необычных, неожиданных решениях проблем и предпочитают выполнение нестандартных исследовательских заданий. Из методов самостоятельной работы гуманитарии выбирают коллективные, а математики чаще действуют индивидуально. Например, ученица 8 класса провела исследовательскую работу по теме «Симметрия в природе», отказавшись от чьей-либо помощи.
В гуманитарном классе темами проектов стали: «Симметрия в дизайне помещений и зданий», «Показательная логарифмическая функции в природе и технике».
II. 2. Проекты исследовательские или
прикладные
Такие проекты носят выраженный исследовательский или прикладной характер.
По характеру доминирующей деятельности учащихся они бывают:
· творческими
(предполагают свободную форму работы над проектом, вариативность представления
результатов);
· ролевыми
(участники берут на себя те или иные роли, обусловленные содержанием проекта),
например - мозговой штурм по теме «Площадь поверхности шара»;
· игровыми
(участники придерживаются определенной линии поведения в игровой ситуации);
· сценарными,
например - проект «В математике есть своя красота, как в живописи и поэзии».
II.3. Типологизация проекта учителем
Важную роль в организации проектной деятельности учащихся играет
умение учителя типологизировать проект - выделить в нем приоритетное
направление, разработать цели, содержание и план реализации. Без участия
школьников в разработки направления и целей проекта, он обречён на неуспех.
Ученик должен знать, сколько времени ему предстоит работать над проектом, что
можно использовать, каковы критерии оценки. В качестве примера предлагаю
последовательность работы над проектом по геометрии в 11 классе.
Тема «Движение» изучается в курсе геометрии 11класса средней общеобразовательной
школы (гуманитарное направление) и на неё отводится 5 часов (из расчета 1 час в
неделю). Таким образом, для подготовки работы к защите проекта отводится 5
недель. В течение этого промежутка времени ребята смогут провести
самостоятельные исследования-изыскания, выбрать форму представления
результатов и подготовиться к презентации продукта своей деятельности.
На первом уроке необходимо мотивировать учащихся на изучение новой темы, обозначить проблемные вопросы, предложить темы для индивидуальных исследований, обсудить варианты оформления результатов, а также ознакомить учеников с проведением заключительного занятия (защиты проекта) .
На
последующих уроках изучается программный материал, проводится предварительное
обсуждение работ учащихся (в особенности касающихся тем, рассматриваемых на
данном занятии), проблемных вопросов проекта, даются консультации по начатым
исследованиям. Затем проводится контрольная работа, а на заключительном уроке
проходит презентация проектов.
|
Этапы работы |
Содержание этапа |
Деятельность учащихся |
Деятельность учителя
учителя |
Погружение в nроект (подготовитель- ный этап) |
Мотивация, постановка проблемы, выбор темы проекта, определение его цели и задач |
Коллективное обсуждение предложенной для изучения информации, целеполагание, выбор вида и способа деятельности для достижения поставленной цели, создание проектных групп, например: «Историки», «Теоретики,>, «Конструкторы», «Практики», «Искусствоведы», «Архитекторы» |
Постановка проблемы, мотивация и объяснение цели проекта, оказание помощи в создании проектных групп. Объявление учащимся состава консультативной группы учителей-предметников: информатики, истории, МХК, обществознания, физики, химии, экономики |
Планирование работы |
Отбор источников информации и выбор способов представления конечного результата деятельности |
Планирование деятельности, определение сроков, выбор формы представления результатов и распределение обязанностей в каждой группе (в зависимости от выбранной индивидуальной темы исследования) |
Необходимая консультативная и организационная помощь |
Поисково- информационная деятельность |
Работа с источниками информации: поиск, отбор, анализ и обобщение полученных сведений |
Поиск, отбор и изучение необходимой информации в научной литературе и сети Intemet. Проведение исследования |
Помощь в текущей поисковой, аналитической и практической работе. Организация консультаций с учителями других предметов. |
Результаты и выводы |
Анализ полученных результатов с позиции выдвигаемой гипотезы, формулирование выводов |
Анализ и синтез найденной информации, формулирование выводов. Консультация с учителями- предметниками. Оформление результатов, подготовка материалов для защиты проекта, создание презентаций. |
Консультативная и методическая помощь в подготовке презентации. Организация консультаций с учителями - предметниками |
Презентацuя (защита проекта) |
Открытый отчет участников проекта о проделанной работе |
Демонстрация результатов проделанной работы каждой проектной группой |
Участие в обсуждении |
Оценка nроцесса и результатов работы |
Оценка конечного результата коллективной деятельности. Анализ и обобщение результатов работы в целом |
Оценка участниками групп индивидуального вклада каждого члена в реализацию проекта, а также всей группы. Самооценка реализации поставленных целей |
Участие в коллективном анализе и оценке результатов проекта |
IV. Защита проекта
Защита проекта (презентация) может проходить на школьной
научно-практической конференции среди учащихся всех старших классов. На конференции
целесообразно организовать работу следующих секций (с учетом классификации вышеуказанных
тем проекта).
• История изобразительного искусства
Представляются исследования учащихся по истории развития
изобразительного искусства, биографии художников, архитекторов, открытия
математиков, внесших вклад в развитие изобразительного искусства
Математикаи в живописи и
архитектуре
Обсуждаются
проблемы связи теории многогранников и искусства, анализируются произведения
искусства (репродукции картин, статьи о них и т.д.), рассматриваются вопросы
использования многогранников в архитектуре .
•
«Формы и симметрии в кристаллических образованиях»
Рассматриваются
понятия симметрии, приводятся примеры видов симметрий в кристаллических
образованиях, которые не изучаются в школьном курсе геометрии, но имеют
большое значение для развития науки.
• На подступах к топологии
Учащиеся раскрывают принципы топологии и демонстрируют на примерах её
практическое применение
• Симметрия в архитектурных
сооружениях и дизайне помещений
Школьники
находят примеры или предлагают новые области практического применения движения:
симметрия, поворот, параллельный перенос, предлагают свои модели
• Многогранники и решение задач
V. Примеры проектов учащихся,
созданные для применения на уроках
При создании проектов разбираются нестандартные и исследовательские
задачи часто практического характера при изучении темы или раздела предмета.
Примером может быть коллективная работа учащихся 9 класса по теме «Числовые
функции» и «Соотношения между сторонами и углами треугольника». Тема
разбивается учителем на блоки и предлагается школьникам рассмотреть подачу
материала так, чтобы каждому было понятно, о чём идёт речь Конечно не без
помощи учителя подбирается подготовительный материал для конкретного урока,
предусматривается закрепление и контроль, причём, ребята предпочтение отдают
контролю с последующей самопроверкой. Результатом такой работы может стать
презентация, которая в течение ряда лет будет применяться в учебном процессе и
пополняться. (Числовые функции)
В подготовке и проведении презентации принимают участие все желающие девятиклассники. Такая организация позволяет каждому ученику найти свое место в данном проекте сообразно собственным желаниям, умениям и способностям – реализовать себя. Именно при подобной организации познавательной деятельности ученик понимает суть межпредметной связи: математика – физика – информатика. Ученик при подготовке своего блока решает необходимые задания и только после проверки учителем работает над слайдами. Возрастает роль погружения в предмет не только математики, но и информатики: для записи формул пользуются редактором формул в MSWord, для построения графиков – редакторами Paint или «Живая геометрия». Воспитываются такие черты, как ответственность за качество и своевременность выполнения задания.
Результативность
изучения темы с помощью созданной учениками презентации с учётом повторения и
самоконтроля оказалась неплохой: все учащиеся овладели навыками чтения
графиков функций: безошибочно определяют область определения функции,
монотонность, находят наибольшее (наименьшее) значения функции, определяют
характер выпуклости, ограниченности, непрерывность, чётность – нечётность,
область значений. Выполнение контрольной работы по качеству оказалось на 20%
выше, чем при обычном обучении, без подключения ребят к учебному процессу.
Выполнили работу все учащиеся, «двоек» не было. (см. диаграмму1)
VI. Проекты на элективных курсах
Наверное, ещё большую значимость приобретает проектная деятельность
школьников на элективных курсах – предпрофильном и профильном образовании.
Ученик пробует себя в той или иной области. Пытается реализовать свои
способности. Выбранный предмет изучения ему нужен уже не только для познания,
но, прежде всего, для применения знаний в будущей профессии. Современные ИКТ
технологии в этом оказывают как пользу, так и вред. Важно научить школьника
верно отбирать необходимый материал в том же Internet’е,
порекомендовать образовательные и научно-популярные сайты, проконсультировать о
возможностях сохранения и сортировки информации. В начале работы курса важно
перед учеником поставить цель и вместе с ним наметить пути её достижения.
Рассмотрим в качестве примера элективный курс «Графические редакторы» для учащихся 8 – 9 классов (курс рассчитан на 12 часов). Кроме уже знакомого через уроки информатики Paint была предложена к изучению «Живая геометрия». Занятия строились так, что одна и та же задача решалась в этих двух редакторах. Проводился анализ решений, сравнительные характеристики полученных результатов, замерялось время, необходимое для выполнения задания. Вывод школьники делали правильный: то, что относится к строгому построению чертежей, конечно предпочтительнее «Живая геометрия». Зато с её помощью не создашь рисунок по замыслу.
После нескольких занятий была предложена коллективная работа, которая помогла бы другим учащимся верно выбрать профиль обучения. То есть, надо было показать возможности каждого редактора. И вот что у них получилось:
Графические редакторы на элективных курсах
Учащиеся 10 класса посещали элективный курс «Фотомастеринг». Цель данного курса: показать возможности графического редактора «Photoshop”, научить создавать коллажи, открытки, править как новые, так и старые фотографии. Итоговым отчётом работы курса стала коллективная презентация «Рекламное агентство фото мастеринга» И эта презентация в последующих учебных годах используется учителем в качестве рекламы элективного курса по Photoshop. Кроме того, при изучении возможностей современного графического редактора, ребята знакомятся с профессиями, которые тесно переплетаются с фотографиями, строительством, архитектурой, живописью, дизайном. Возможно, кому-то и пригодятся полученные и знания, и сведения о профессиях.
Учащиеся, посещавшие указанные элективные курсы, становятся активными помощниками (консультантами) учителю на тех уроках, где находят применение графические редакторы. В частности, в 9 классе при изучении темы «Соотношение между сторонами и углами в треугольнике» создана презентация к уроку. В расчётных задачах учителю без них трудно было справиться. Обычно контрольная работа по этой теме даёт много «троек». У нас результаты получились такими:
В классе 10 учащихся. Выполняли работу 10. Справились все. Оценки:
«5» - 4; «4» - 4; «3» - 2. (см. диаграмму 2)
Применение метода проектов позволяет развивать математические
способности учащихся (возможно только в процессе соответствующей
деятельности). Эти способности проявляются в том, с какой скоростью, как
глубоко и насколько прочно дети усваивают материал, и легче всего
обнаруживаются в ходе решения задач. О скорости можно судить и по количеству
заданий, выполненных учеником за определённый промежуток времени, а также по
времени, которое требуется разным школьникам для решения одной и той же задачи.
Прочность усвоения материала устанавливается по результатам проверок,
выявляющих ту часть разобранных задач, которую ученик может решить сегодня.
Глубина усвоения определяется тем, умеет ли ученик использовать для собственных
нужд приём учебной работы, навыки, обретённые как в групповой работе, так и
индивидуально.
VII. Формы представления
проектной деятельности
Формы представления результатов проектной деятельности учащихся
разнообразны. Мы попробовали классифицировать эти формы по характеру
предъявления материала. Возможна и другая классификация: по этапам обучения,
изучаемым разделам курса математики, по классам и т.д. Несомненно, приведенная
ниже схема классификации может быть дополнена.
VIII. Оценивание проектов
Критерии оценивания
проекта обговариваем заранее, задолго до защиты. Приоритет отдается
рейтинговой, качественной оценке. Обязательное требование - включение промежуточного
контроля и оценивания на всех этапах выполнения проекта. В роли экспертов могут
выступать педагоги, одноклассники и сам проектант. Перечислим составляющие
оценки:
• Листы рефлексии: в процессе их написания
учащиеся могут поразмышлять над тем, что дало выполнение этого учебного задания
лично им, с какими сложностями они столкнулись в
процессе работы над проектом; если были неудачи, то, как избежать их в
будущем, а если все прошло успешно, то каковы слагаемые успеха;
•
Оценка выполнения и оформления работы: объема и полноты
освещения решаемой проблемы; степени самостоятельности при выполнении проекта;
аргументированности предлагаемых решений и выводов; качества оформления
работы;
•
Оценка защиты проекта: качества публичного выступления;
культуры речи и манеры поведения; использования наглядных средств; ответов на
вопросы учащихся и учителей; эрудиции.
Результаты поэтапной работы проектантов можно оценить (в баллах) на основе
открытых критериев оценки
При оценивании удобно пользоваться индивидуальной картой проектанта:
Индивидуальная карта проектанта
Класс___ Руководитель проекта _________________________________________
Тема проекта__________________________________________________________
Дата начала работы над проектом ________________________________________
Дата защиты проекта ___________________________________________________
Этапы проекта |
Критерии оценки |
Оценка
|
|||
максимальная |
фактическая |
||||
Погружение в nроект |
Актуальность выбранной темы |
5 |
|
||
Практическая значимость работы |
5 |
|
|||
Аргументированность целей работы |
5 |
|
|||
Планирование работы |
Умение отбирать информацию |
5 |
|
||
Умение организовать работу в команде |
5 |
|
|||
Наличие разделения обязанностей |
5 |
|
|||
Информированность группы о результатах работы |
5 |
|
|||
Определение вклада каждого члена группы |
5 |
|
|||
Поисково- информационная деятельность |
Соответствие содержания теме |
5 |
|
||
Логичность и последовательность изложения |
5 |
|
|||
Четкость формулировок и выводов |
5 |
|
|||
Доступность для понимания |
5 |
|
|||
Результаты и выводы Презентация |
Эстетика оформления результатов |
5 |
|
||
Соответствие
оформления стандартным |
5 |
|
|||
Качество доклада |
5 |
|
|||
Объем и глубина знаний по теме |
5 |
|
|||
Культура речи |
5 |
|
|||
Чувство времени |
5 |
|
|||
Умение удерживать внимание аудитории |
5 |
|
|||
Умение вести дискуссию |
5 |
|
|||
Оценка nроцесса и результатов работы |
Полученные результаты и их оценка |
5 |
|
||
Уровень самостоятельности при проектировании всех этапов |
5 |
|
|||
|
Критерии выставления оценки |
|
Итого баллов |
||
Баллы |
110-90 |
89-65 |
64 и менее |
110 |
|
Оценка |
отлично |
хорошо |
Удовлетвори-тельно |
Итоговая оценка |
|
5 |
|
Задача педагога заключается в том, чтобы в процессе выполнения проектов была реализована цепочка: от выбора темы проекта и формы его представления (индивидуальной или групповой) на основе сформировавшегося у учеников интереса до рефлексии по поводу полученных результатов. Мы убеждены, что положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. Так, в прошлом учебном году учащимися 11 класса были созданы интересные проекты по информатике: «Создание вирусов и защита от них», автор Васильев Александр, и «Загрузка операционной системы: от а до я» - Власов Евгений. Ребята заинтересовались этими проблемами, стали активно искать соответствующую информацию. Создали «путеводитель» каждый по своей теме такой, что можно рассматривать как инструкцию. Бери и пользуйся. На районном конкурсе «Альтернатива» в мае 2007 года эти работы отмечены лучшими. И выбрали ребята учебные заведения, где продолжают работать над своими темами.
IX. Проектная деятельность в
воспитательном процессе
Говоря о проектной деятельности школьников, хочется поделиться
тем опытом, что накоплен в нашей школе. Началась эта работа под руководством
учителя биологии и экологии Колмаковой Л.И., когда ещё о проектах и не
говорили. И вот в этом году мы будем проводить защиту предложенных тем в 15ый
раз. Как это бывает.
Ежегодно на одной из сентябрьских линеек кружковцы «Volta»
вручают классам ( с 5 по 10) задания для экологической конференции, которая
проходит в апреле в День Планеты Земля. В течение года классные коллективы
собирают материал, оформляют, придумывают форму его представления – защиты.
Здесь каждому находится дело по душе, а организаторы направляют эти дела, и
рождается самый настоящий проект, который выливается в общешкольный праздник.
Темы самые разные:
· Будущее нашего села;
· Вторая жизнь мусора;
· Заочное путешествие по ББТ (Большой Байкальской тропе);
· Составление паспорта села;
· Фенологические наблюдения;
· Животный мир северного Прибайкалья;
· Растительный мир северного Прибайкалья;
· Лекарственные растения окрестностей Ангои;
· Мониторинг школы и территории;
· Мониторинг села Ангоя;
Подробнее остановлюсь на теме прошлого 2006-07 учебного года. Тема
конференции была объявлена «Добыть и сохранить здоровье может только сам
человек». Темы и формы защиты классов предложены в таблице:
Класс |
Тема |
Форма защиты |
Оценка |
5 6 |
Вредные привычки |
Агитбригада |
Отлично |
7 |
Лекарственная поляна |
Инсценировка |
Отлично |
8 |
Питание и здоровье |
Презентация |
Отлично |
9 |
Роль спорта в нашей жизни |
Презентация |
Хорошо |
10 |
Окружающая среда и здоровье |
Ток-шоу |
Отлично |
С внедрением ИКТ в учебный процесс, и воспитательные мероприятия всё чаще используют современные технологии. Готовят проекты сами ребята, при необходимости обращаются или к учителю информатики, или к старшим товарищам. Информатика в нашей школе ведётся, к сожалению, только с 8го класса. И тем не менее, восьмиклассники представили свою отчётную работу именно в форме хорошей презентации.
Что даёт такая работа школьникам? Прежде всего, возможность реализовать себя. Сначала робко и только в классе. Затем – в школе, районе, городе. А это уже самоутверждение. Подготовка к жизни вне школы, в другой среде. Умение адаптироваться. Добиваться поставленной цели.
Затем, расширение кругозора. Умение аргументировано отстаивать свою точку зрения. Обогащаться знаниями, общаясь со сверстниками.
Умение слушать, наконец. И восхищаться хорошими работами и их авторами. Иногда и позавидовать и захотеть создать работу не хуже. То есть, каждую прослушанную, увиденную работу можно рассматривать как пример для подражания.
Также значима и правильная реакция на критику. Умение соглашаться с ошибками и стремиться их исправить.
В этом учебном году наши школьники поведут речь о такой разной воде. И, конечно, на защиту представят не менее интересные работы.
К сожалению, компьютерный класс оснащён всего тремя компьютерами. Для полноценной работы этого недостаточно. Ведь ребятам приходится завершать работу дома или у знакомых. Затем снова проверять, используя съёмные носители. А это и потеря времени, и вирусы, и неправильное сохранение, и отсутствие какоё-то программы в школьном или домашнем компьютере. И тем не менее, результаты проектной деятельности, в целом, неплохие.
Результативностью
проектной деятельности наших школьников считаю активное участия в конференциях:
за
последние 3 года; «Моя
профессиональная карьера –2007»; «Шаг в будущее – 2007».
Заключение
Как показывает опыт, деятельностный подход и метод проектов, применяемые в обучении, помогают решать задачи современной школы. Знания перестают быть целью, а становятся средством в образовании, позволяют каждому ученику самостоятельно осваивать культурные ценности. Однако если все учителя по всем предметам (или даже по двум) сразу дадут учащимся проекты, то никакого позитивного результата достичь не удастся - это приведет к серьезным учебным перегрузкам. Справедлива оценка метода проектов, данная профессором В.В.Гузеевым: «Проектное обучение - полезная альтернатива классно-урочной системе, но оно отнюдь не должно вытеснять ее ... Его следует использовать как дополнение к другим видам обучения».
Исследовательский метод познания естественен, он соответствует природе человеческого мышления. Любое учебное исследование есть изучение познанного: школьники разрешают проблемы, уже решённые обществом или наукой, и новые только для них самих.
Каждому ученику от природы дарована склонность к познанию и исследованию окружающего мира, значит, наша задача так организовать учебную деятельность, чтобы развивать у школьников необходимые для этого умения и навыки, то есть прививать учащимся вкус к исследованию, вооружать их методами научно-исследовательской работы.
Литература:
·
Журнал «Математика в школе» № 4, 2007 год. Е.И.Антонова.
«Проектная деятельность в старших классах при изучении геометрии»;
·
Журнал «Математика в школе, № 10, 2007 год. Л.И.Войтенко.
«Учебные исследования по математике в 6 классе»;
· Библиотека журнала «Информатика в школе». А.Ю.Кравцова «Проект на уроках информатики», 2006 год
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.