Материал к педсовету
по адаптации первоклассников
Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению. В связи с введением новых стандартов проблема адаптации детей к школьной жизни стала наиболее актуальной, т.к. стандарт впервые определяет такую составляющую, как здоровье школьников, в качестве одного из важнейших результатов образования, а сохранение и укрепление здоровья – в качестве приоритетного направления деятельности образовательного учреждения. Поэтому в школе мы стараемся создать условия, которые обеспечивают благоприятное течение приспособления, адаптации первоклассников к обучению.
Наблюдение за первоклассниками показало, что адаптация в течение первых двух месяцев обучения в школе в целом прошла успешно. Обучающиеся первых классов относительно быстро освоились в новых коллективах, нашли себе друзей.
Обучающиеся первых классов прошли исследование по оценке уровня мотивации (Н.Г.Луспекаевой). Из 167 первоклассников, с согласия родителей, обследована большая часть – 153 человека (92%). Результаты исследования показали:
Общее кол-во обследован. |
Максимально высокий уровень |
Хорошая школьная мотивация |
Положительное отношение к школе |
Низкая школьная мотивация |
Негативное отношение к школе |
153чел. |
45чел. |
36чел. |
46чел. |
24чел. |
2чел. |
|
|
|
|
|
|
Итоги исследования:
5уровень – максимально высокий уровень школьной мотивации, учебной активности – 45чел. (29,4% от общего количества обследованных детей)
4 уровень – хорошая школьная мотивация (средняя норма) – 36чел.(23,5%)
3 уровень – положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами – 46чел.(30%)
2 уровень – низкая школьная мотивация – 24чел.(15,6%)
1 уровень – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация – 2чел. (1,3%)
Для успешной адаптации были выделены следующие условия:
· организация режима школьной жизни первоклассников;
· организация оздоровительно-профилактической работы;
· организация учебно-познавательной деятельности первоклассников в адаптационный период;
· организация внеурочной деятельности первоклассников.
Для лучшей адаптации в первых классах введён ступенчатый режим занятий с постепенным увеличением нагрузки. Продолжительность урока составляет 35 минут. Форма проведения уроков чаще игровая. Физкультминутки, зарядки для глаз проводятся регулярно. В середине учебного дня (после второго урока) предусмотрена динамическая пауза (40мин). Во второй половине дня предусмотрены внеурочные занятия различной направленности. Для первоклассников установлены дополнительные недельные каникулы в феврале. Продолжительность учебного года в 1 классах 33 недели.
Для родителей разработан цикл мероприятий (родительские собрания, беседы, памятки), направленные на просветительскую деятельность по предупреждению заболеваний в адаптационный период, укрепление здоровья детей и пропаганду здорового образа жизни.
В адаптационный период обучающимся прививались организационные навыки и умения учебной деятельности. Были освоены основные правила работы в классе, но пока не все первоклассники способны полностью сосредоточиться на освоении учебного материала. Определение уровня готовности детей к школьному обучению помогает осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.