§ 22. Множество и его элементы
Технологическая карта урока
Формируемые результаты
Предметные: формировать умение приводить примеры множеств, распознавать равные множества, задавать множества.
Личностные: формировать умение планировать свои действия в соответствии с учебным заданием.
Метапредметные: формировать первоначальные представ- ления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов.
Планируемые результаты
Учащийся научится приводить примеры множеств, распознавать равные множества, задавать множества.
Основные понятия
Множество, равные множества, одноэлементное множество, характеристическое свойство элементов множества, пустое множество.
Номер урока |
Задания для формирования предметных результатов |
Задания для повторе- ния |
Задания для контроля и коррекции предметных результатов |
Задания для домашней работы |
1 |
22.1, 22.2, 22.3, 22.4, 22.5 |
|
|
22.6, 22.13, 22.14 |
2 |
22.7, 22.8, 22.10, 22.12 |
22.15 |
Самостоятельная работа № 26: № 1–3 |
22.9, 22.11, 22.16 |
Методические комментарии
Понятие множества является одним из основных понятий математики. Определение этого понятия не даётся. Здесь можно провести параллель с такими геометрическими фигурами, как точка, прямая, плоскость.
Учащиеся на интуитивном уровне хорошо воспринимают понятие множества. Здесь важно привести много примеров.
Для того чтобы учащиеся быстрее усвоили теоретико-множественную символику, примеры должны быть разнообразными.
Пустое множество — объект достаточно абстрактный. Поэтому здесь важно привести несколько примеров.
С самого начала важно обратить внимание учащихся на то, что слово
«множество» не является синонимом слова «много». Следует предложить учащимся самостоятельно привести из окружающего мира примеры множеств, состоящих из одного элемента, и множеств, являющихся пустыми, задав эти множества с помощью характеристических свойств.
В параграфе рассматриваются два способа задания множеств. Важно, чтобы учащиеся понимали, в каких случаях удобно пользоваться каждым из этих способов.
Следует обратить внимание учащихся на разницу в записях (a; b) и
{a, b}. Запись (a; b) представляет собой упорядоченную пару, в которой важно, на каком месте находится каждый из элементов, а запись {a, b} — множество, в котором порядок записи элементов не имеет значения.
Обычно у учащихся вызывает затруднение понимание того, что
{a} {{a}}. Следует отдельно разъяснить, что элементами множества могут быть объекты любой природы, в том числе множества. Поэтому важно адекватно записывать эти элементы. В сильном классе для учащихся, склонных к изучению информатики, можно провести аналогию со структурами данных, например массивами числовых или строковых данных. Целесообразно рассмотреть примеры множеств, запись которых состоит из одних и тех же символов, имеющих сходную форму записи, но различ- ных по сути: {a, b} — состоящее из двух чисел a и b; {{a}, {b}} — состоящее из двух одноэлементных множеств {a} и {b}, {(a; b)} — состоящее из одной упорядоченной пары чисел (a; b).
Для формирования у учащихся навыков «чтения» множеств следует предложить записать в виде множества несколько решений одного урав- нения.
Комментарии к упражнениям
№ 22.1–22.4. Эти упражнения можно дополнить другими заданиями из окружающего мира или ранее изученных разделов математики, например такими: «Назовите какое-нибудь множество военнослужащих», «Как называется множество точек, равноудалённых от концов отрезка?», «Как называется множество точек, равноудалённых от данной точки?»
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.