Материал для ЭУМК
Оценка 4.8

Материал для ЭУМК

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
обществознание
11 кл
27.12.2018
Материал для ЭУМК
Публикация является частью публикации:
Лекция со вставками.docx
Лекция:Социальные нормы и социальные санкции. ПреподавательГБПОУ МО «Подольский колледж имени А.В.Никулина».  Эпиграф Совесть есть закон законов. Альфонс де Ламартин (французский писатель и поэт, политический деятель.) Цель лекции:  Развивающая. Вид лекции : По дидактической задаче ­ Обзорная. По содержанию – Проблемная. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ: І. Определение темы, целей лекции. Задание для определения темы лекции. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий  представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано. 1. этикет; 2. социальный контроль; 3. правовые нормы; 4. поощрение; 5.наказание. Итак тема нашей лекции «Социальный контроль» Цель: выяснить особенности социального контроля, показать значимость норм и санкций для  поддержания общественного порядка. ІІ. ИЗЛОЖЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА Постановка проблемного задания, можно записать на доске, для того чтобы учащиеся в  течение урока видели его перед собой. Проблемное задание: ­ Нужен ли социальный контроль сегодня? Является ли он выразителем «Совести  общества»? План изучения нового материала: 1.Социальные нормы,их характер и виды. 2.Социальный контроль. 3.Элементы социального контроля (нормы и санкции). 4.Формы контроля. 5.Способы реализации социального контроля в группе и обществе Жизнь людей проходит в обществе. Только в обществе человек удовлетворяет свои  потребности, становится личностью и самореализуется. Общество представляет собой  сложную систему и не сводится к простой совокупности индивидов. Оно включает в свой  состав правящие элиты, классы, сословия, этносы и другие социальные группы, которые  связаны устойчивыми отношениями. Общественные отношения регулируются социальными нормами. Социальные нормы – это общеобязательные правила поведения, регулирующие  общественные отношения. Социальные нормы носят общий и обязательный характер. Общий характер социальных  норм выражается в том, что они относятся не к конкретным людям, а к неопределенному  кругу лиц, т.е. являются неперсонифицированными (обезличенными). Например, запрет  воровать адресован не какому­то отдельному человеку, а всем людям. Обязательность  социальных норм проявляется, с одной стороны, в осознании людьми важности  общественного порядка, который они поддерживают и, как следствие – в осознании  недопустимости нарушения социальных норм, а с другой стороны, в возможности  применения мер принуждения к лицам, добровольно не исполняющим требования  социальных норм. Меры принуждения, применяемые к нарушителям социальных норм,  называются санкциями. Так, санкцией к ученику, прогулявшему урок, будет замечание, а к  гражданину, нарушившему правила дорожного движения, – штраф. Виды социальных норм Социальные нормы по характеру воздействия на общественные отношения делятся на  обычаи, религиозные, моральные, групповые и правовые. Обычаи относятся к числу  исторически первых видов социальных норм. Они передаются из поколения в поколение и  входят в привычку. Под обычаями понимаются правила поведения людей в обществе, установившиеся в  результате длительного и многократного применении. Давность и неизменность обычаев предопределяют их особую значимость для людей.  Русская поговорка, выражая это свойство обычаев, гласит: «Чем старей, тем правей».  Долгое время обычаи регулировали практически все стороны жизни общества, пока на  смену им не пришло право. Тем не менее, и в наши дни обычаи не утратили своей роли в  таких регионах мира, как Африка, Азия. В России обычаи продолжают оставаться  важными правилами поведения у народов Крайнего Севера и Северного Кавказа. Религиозные нормы регулируют поведение верующих людей. В отличие от обычаев,  имеющих устную форму, религиозные нормы выражаются в письменном виде, в так  называемых «священных книгах» — Библии, Коране, Ведах, Торе и др. Религиозные нормы – это правила поведения, регулирующие общественные отношения на основе представлений о богоугодном и греховном. Исполнение религиозных норм обеспечивается силой веры человека в Бога, а в некоторых  случаях и возможностью применения религиозными объединениями санкций. Например, у  христиан религиозными санкциями являются недопущения к таинствам, отлучение от  церкви. Моральные нормы являются универсальными правилами и распространяются на все  сферы общественной жизни, создавая основу межчеловеческих отношений. Моральные нормы представляют собой правила поведения, регулирующие общественные  отношения на основе представлений о добре и зле. Моральные нормы существуют в устной форме. Люди узнают об их содержании в процессе  воспитания и образования. Пожалуй, не найти человека, который не был бы знаком с  нормами морали. Как уже было сказано ранее, важное место в обществе занимают социальные группы.  Отношения, складывающиеся внутри социальных групп, регулируются групповыми  нормами. Разновидностью групповых норм являются корпоративные нормы. Корпоративные нормы – это правила поведения, регулирующие трудовые, служебные и  иные отношения внутри организаций. 2. Элементы социального контроля (нормы и санкции). Пояснение: Социальные нормы различаются масштабом . Одни нормы возникают и существуют только в  малых группах ­ компании друзей , рабочие коллективы , семьи , спортивные команды .  Другие нормы возникают и существуют в больших группах или в обществе в целом и  называются " общими правилами " , а не " групповыми привычками " . К "общим правилам "  относятся обычаи , традиции , нравы , законы , этикет , манеры поведения , которые присущи определенной социальной группе . Все социальные нормы можно классифицировать в зависимости от того , насколько строго  соблюдается их исполнение . За нарушение одних норм следует очень слабое наказание ­  неодобрение , ухмылка , недоброжелательный взгляд . За нарушение других норм следуют  очень сильные санкции ­ изгнание из страны , смертная казнь , тюремное заключение .  Строже всего карается нарушение табу и юридических законов ( например , убийство  человека , разглашение государственной тайны ) , мягче всего ­ отдельные виды групповых  привычек , в частности семейные ( например , отказ выключать свет или закрывать входную  дверь ) . Однако существуют групповые привычки , которые ценятся очень высоко и за  нарушение которых следуют строгие санкции . Нормы связывают людей в единую общность , в коллектив . ­ Каким образом подобное происходит ? Во­первых , нормы ­ это еще и ожидания: от соблюдающего данную норму человека  окружающие ждут вполне однозначного поведения . Когда одни пешеходы движутся по  правой стороне улицы , а те , кто идет на встречу , передвигаются по левой , возникает  упорядоченное , организованное взаимодействие . При нарушении правила возникают  столкновения и беспорядок . Значит , нормы формируют систему социального взаимодействия, которая включает мотивы, цели субъектов действия, само действие, ожидание, оценку и средства . ­ Почему люди стремятся соблюдать нормы , а общество строго следит за этим ? Социальные нормы ­ действительно стражники порядка и хранители ценностей. Даже  простейшие нормы поведения олицетворяют собой т , что ценится группой или обществом .  Различие между нормой и ценностью выражается так: нормы ­ правила поведения ,  ценности ­ абстрактные понятия о том , что такое добро , зло , правильное , неправильное ,  должное , недолжное и так далее . А вот ,Социальные санкции ­ охранники норм . Наряду с ценностями они отвечают за то ,  почему люди стремятся выполнять нормы . Нормы защищены с двух сторон ­ со стороны  ценностей и со стороны санкций . Заполните таблицу (слайд 10­11) Время выполнения 5 минут Наименование  вида Формальные  позитивные  санкции (Ф+) Виды санкций Его сущность Примеры публичное одобрение со стороны официальных организаций (правитель­ ства, учреждения, творческого союза) правительственные награды, государственные премии и стипендии, ученые степени и почетные звания, сооружение памятника, вручение грамот, избрание на высокие должности и др. Неформальные  позитивные  санкции (Н+) публичное одобрение, не исходящее от официальных организаций Формальные  негативные  санкции (Ф­) наказания, пре­ дусмотренные юридическими законами, правительственными указами, административными инструкциями, предписа­ ниями, распоряжениями Неформальные  негативные  санкции (Н­) — наказания, не предусмотренные официальными инстанциями дружеская похвала, комплименты, молчаливое признание, доброжелательное расположение, аплодисменты, слава, почет, лестные отзывы,, признание лидерских или экспертных качеств, улыбка. лишение гражданских прав, тюремное заключение, арест, увольнение, штраф, депремирование, конфискация имущества, понижение в должности, разжалование и др. порицание, замечание, насмешка, издевка, злая шутка, нелестная кличка, пренебрежение, отказ подать руку или поддерживать отношения, распускание слуха, клевета, недоброжелательный отзыв, жалоба, сочинение памфлета или фельетона, разоблачительная статья, анонимка. Установите соответствие между позитивными санкциями и иллюстрирующими их  примерами. Примеры позитивных санкций Позитивные  санкции А) гражданину В. присвоили звание «Заслуженный артист РФ» 1) формальные Б) заметка в стенгазете завода, написанная инженером А., нашла одобрение у  коллег 2)  неформальные В) научный сотрудник Б. получил премию за своё изобретение 12112 Г) исследователю Л. Присудили учёную степень доктора исторических наук Д) выступление учеников 11 класса на школьном вечере вызвало аплодисменты 3. Формы контроля. Комментарии преподавателем схемы. В системе социального контроля ключевую роль выполняют санкции. Вместе с ценностями и  нормами они составляют его механизм. Применение социальных санкций в одних случаях требует присутствия посторонних лиц, а в  других не требует. Увольнение оформляется отделом кадров учреждения и предполагает  предварительное издание распоряжения или приказа. Тюремное заключение требует  сложной процедуры судебного разбирательства, на основании которого выносится решение  суда. Присвоение ученой степени предполагает не менее сложную процедуру защиты  научной диссертации и решения ученного совета. Если применение санкций совершается самим человеком, направленно на себя и происходит  внутри, то такую форму контроля надо считать самоконтролем. Совесть – проявление  внутреннего самоконтроля. Чем выше у членов общества развит самоконтроль, тем меньше этому обществу приходится  прибегать к внешнему контролю Внешний социальный контроль подразделяется на неформальный и формальный. Первый основан на одобрении или осуждении со стороны группы родственников, друзей,  коллег, знакомых, а также со стороны общественного мнения, которое выражается через  традиции и обычаи либо средства массовой информации. Формальный контроль осуществляют суды, образование, армия, производство, средства  массовой информации, политические партии, правительство. Школа контролирует благодаря экзаменационным оценкам, правительство — благодаря системе налогообложения и  социальной помощи населению, государство — благодаря полиции, секретной службе,  государственным каналам радио, телевидения и органам печати. ВЫВОДЫ: Установите соответствие между проявлениями социального контроля и его формами. Проявления Формы социального  контроля А) одобрение или осуждение поведения индивида со стороны  родственников, друзей, коллег, знакомых 1) внутренний  (самоконтроль) Б) реакция на поведение индивида со стороны общественного мнения 2) внешний В) самостоятельного согласование индивидом своего поведения с  общепринятыми нормами 22122 Г) поощрение деятельности или поступка человека со стороны  официальных лиц Д) гласность оценок деятельности и поведения людей 4. Способы реализации социального контроля в группе и обществе. – через социализацию (социализация, формируя наши желания, предпочтения, привычки и  обычаи, является одним из основных факторов социального контроля и установления  порядка в обществе); – через групповое давление (каждый индивид, являясь членом многих первичных групп,  должен разделять определенный минимум принятых в данных группах культурных норм и  вести себя подобающим образом, в противном случае могут последовать осуждение и  санкции со стороны группы, начиная от простых замечаний и кончая изгнанием из данной  первичной группы); – через принуждение (в ситуации, когда отдельный индивид не желает выполнять законы,  нормативные регуляторы, формализованные процедуры, группа или общество прибегает к  принуждению, чтобы заставить его поступить, как все). ІV. Подведение итогов ­ Нужен ли социальный контроль сегодня? Является ли он выразителем «Совести  общества»? Формулировка своего ответа на проблемное задание с использованием ПОПС­формулы П –позиция (ваша точка зрения, предположение «Я считаю, что…») О – обоснование (доказательство вашей позиции « Потому что…») П – пример (при разъяснении своей позиции пользуйтесь конкретным примером «Я  могу подтвердить это тем, что…») С – следствие ( в результате делается вывод «В этой связи…») Выступление 1­2 минуты, состоит из 4­5 предложений. Желательно выслушать несколько позиций, сделать вывод по заданию. Сделаем вывод: Основная задача социального контроля — создание условий для  устойчивости той или иной социальной системы, сохранение социальной стабильности и в то же время для позитивных изменений. Это требует от контроля большой гибкости,  способности распознавать отклонения от социальных норм деятельности:  дисфункциональные, приносящие обществу вред, и необходимые для его развития, которые  следует поощрять. V. Закрепление Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из  предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. Социальные нормы составляют один из элементов механизма регуляции отношений  индивида и общества, который называется ______ (А). Другой элемент ­ _________ (Б), под  которыми понимают реакцию общества на поведение человека или группы. Они означают  либо одобрение и поощрение ­ ______ (В), либо неодобрение и наказание _______ (Г). Наряду с внешним контролем со стороны общества, группы, государства, других людей,  важнейшее значение имеет внутренний контроль, или _______ (Д), в процессе которого  большую роль играет ________ (Е), т.е. чувство и знание того, что хорошо, а что плохо,  субъективное сознание соответствия или несоответствия собственного поведения  нравственным нормам. 1) позитивные санкции    2) совесть  3) честь 4) социальные санкции 5) неформальные  санкции6) социальные нормы7) социальный контроль 8) самоконтроль        9) негативные  санкции Ответ: 741928

Материал для ЭУМК

Материал для ЭУМК

Материал для ЭУМК

Материал для ЭУМК

Материал для ЭУМК

Материал для ЭУМК

Материал для ЭУМК

Материал для ЭУМК

Материал для ЭУМК

Материал для ЭУМК

Материал для ЭУМК

Материал для ЭУМК

Материал для ЭУМК

Материал для ЭУМК

Материал для ЭУМК

Материал для ЭУМК

Материал для ЭУМК

Материал для ЭУМК
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.12.2018