Уважаемые коллеги, свое выступление мне хотелось бы начать с психологической разминки.
«Сядьте поудобнее, расслабьтесь. Теперь закройте глаза. Дышите легко и спокойно».
Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого прекрасного озера. Слышны лишь ваше дыхание и плеск воды. Солнце ярко светит, и это заставляет вас чувствовать себя все лучше и лучше. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас. Вы слышите пение птиц и стрекотанье кузнечика. Вы абсолютно спокойны. Солнце светит, воздух чист и прозрачен. Вы ощущаете всем телом тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны, как это тихое утро.
Вы чувствуете себя спокойными и счастливыми, вам лень шевелиться. Каждая клеточка вашего тела наслаждается покоем и солнечным теплом. Вы отдыхаете…
А теперь открываем глаза. Мы снова в школе, в этом кабинете, мы хорошо отдохнули, у нас бодрое настроение.
Я не зря начала выступление с психологической разминки. Известно, что создание положительного настроя перед любым видом деятельности – важная составляющая психологического комфорта при дальнейшей работе. Поэтому тема моего сообщения звучит так «Психологический комфорт на уроке как условие развития личности ребёнка».
Важнейшим условием развития личности школьника является психологический комфорт на уроке. «Школа – второй дом», - как часто мы слышим эти слова. Однако, принимая эти слова за аксиому, мы порой не задумываемся о том, как нужно строить жизнь в школе, чтобы она действительно стала вторым домом для каждого, перешагнувшего её порог.
Психологический климат – так можно определить важный фактор, отличающий хорошую школу: здесь должно быть комфортно всем, такую школу не захочется ни сравнивать с какой – либо другой, ни стремиться быстрее сменить место учебы (если говорить об учениках) или работы.
Психологический комфорт на уроке, в школе – важнейшее условие эффективности обучения и воспитания, саморазвития и самореализации каждого, кто переступает порог образовательного учреждения. Создать в образовательном учреждении атмосферу сотрудничества, сотворчества, выстроить основы, необходимые для содружества взрослых и детей, – непростая задача, посильная лишь команде неравнодушных и творческих педагогов, которые знают законы психологии и хотят научить детей использовать их в своей жизни.
Начало нашей деятельности на уроке – это организационно-психологический момент. Организационный момент позволяет положительно настроить учеников, организовать их внимание. На этом этапе формируется умение мобилизовать, внутренне организовать себя, сосредоточиться.
Здравствуйте! Этим словом («здравствуйте») принято приветствовать друг друга при встрече. Приветствуя, мы выражаем интерес и уважение к человеку. Мы уже привыкли к подобным приветствиям и отвечаем на них почти автоматически. А как можно по-другому поприветствовать друг друга? Покажите
Например: “Здравствуйте, ребята! Мы как всегда рады видеть друг друга и готовы к совместной творческой работе. Перед вами на столах лежат цветные полоски: красная, синяя, зеленая. Посмотрите на них внимательно и выберите ту, которой соответствует ваше эмоциональное настроение именно сейчас. Красный цвет – вы полны энергии, готовы активно работать. Зеленый цвет – вы спокойны. Синий цвет – вы испытываете чувство тревоги, беспокойства".
На доске три облачка - белое, голубое, серое, выражающие разные эмоции. Ребята, какое облачко вам больше нравится? Я рада, что у большинства из вас хорошее настроение. Надеюсь, что к концу урока хорошее настроение будет у всех.
Ключевая роль в создании комфортной психологической среды на уроке принадлежит учителю.
Ученик – основной объект заботы каждого учителя.
Воспитание и обучение без уважения к ученику – есть подавление. Школа хороша если в ней хорошо каждому ученику.
Не секрет, что иногда мы забываем об этом, а ведь в этом заключается основной принцип нашей педагогической деятельности.
Случаются ситуации, в которых наши ученики, а порой и мы сами, чувствуют себя, так скажем, очень не уютно. Это весьма актуально сейчас, когда мы говорим о внедрении инклюзивного образования. Каждый родитель, ребенок тяжело воспринимает имеющиеся отклонения в развитии, поэтом лишний раз напоминать и постоянно проговаривать, делать на этом акцент, особенно в присутствии других учащихся и родителей ни в коем случае НЕЛЬЗЯ!!!!! От нашего отношения к таким особенным детям формируется отношения учащихся. обратите внимание на слайд, здесь показано, какие речевые обороты можно , а какие категорически нельзя использовать в речи.
СЛЕДУЕТ ИСПОЛЬЗОВАТЬ! |
СЛЕДУЕТ ИЗБЕГАТЬ! |
человек с нарушением зрения |
слепой |
человек с нарушением слуха |
глухой |
ученик с инвалидностью |
инвалид |
ребенок с физическими нарушениями |
калека |
мальчик с интеллектуальными нарушениями |
умственно отсталый |
девочка с трудностями в обучении |
необучаемая |
Ни для кого не секрет, что профессия учителя относится к разряду стрессогенных и требует от него больших резервов самообладания и саморегуляции. Сегодня я хочу предложить вам несколько советов, выполнение которых, поможет правильно оценивать ситуацию и строить безбарьерное общение.
Золотые правила психологического комфорта на уроке
- Не пытайтесь за каждым отрицательным поступком школьника видеть только отрицательные мотивы.
-Тщательно готовьтесь к уроку, не допускайте даже малейшей некомпетентности в преподавании своего предмета.
-Школьники склонны охотнее выполнять распоряжения учителей при опосредованном способе воздействия.
-Школьника можно изменить к лучшему с помощью специальных приемов оценки его личности.
-Совместная деятельность сближает людей и повышает их авторитет (если она хорошо организована).
-Предусмотрительность
и корректность поведения учителя снижают напряжение в общении.
Формы обращения учителя к ученикам
1) Деловая форма обращения (приглашение к деловым отношениям): “Займемся, ребята, делом, общим для всех и очень нужным для каждого, а сначала договоримся, как будем работать, хорошо?”, “Кто может предложить другое?”.
2) Личностно-доверительное обращение: “Я уверена, что вы это для меня сделаете, ведь это вам совсем не трудно”; “Ты мог бы помочь мне во многом, и я тебе буду благодарна, если исполнишь мою просьбу” и т.п. Особенно такая форма обращения полезна в общении с подростками и старшими школьниками, когда у них выражена потребность сотрудничать с взрослыми на равных, а при таком обращении подчеркивается их взрослость, так как к ним обращаются за помощью.
3) Эмоционально-личностное обращение: “У меня ребята был сегодня тяжелый день, и вы устали к шестому уроку – побережем друг друга” или “я знаю у вас сегодня была контрольная по математике, как справились, трудная?.. Тогда на уроке займемся интересным делом, спрашивать вас не буду.”Таким путем устанавливается взаимное понимание, бережное отношение друг к другу, а ученики постигают разные формы обращения к другому человеку. Главное здесь – зафиксировать общие переживания всего класса и показать, что присоединяешься к ним. То же возможно и по отношению к отдельному ученику.
Этическое благородное поведение или позиция сотрудничества, заключающееся в бескорыстной помощи, открытости и радости за другого.
Посредством этой операции в группу привносятся высоконравственные отношения взаимопомощи, взаимовыручки, самопожертвования ради товарища.
Данная позиция во взаимодействии с учениками характеризуется эмоционально-личностным стилем отношений. В основе таких отношений лежит хорошее знание личности каждого ученика, терпимость к их неудачам в усвоении учебного предмета и поведению. При таком стиле взаимоотношений ученик верит, что учитель готов ему помочь и если накажет, то справедливо. Учитель постоянно проявляет интерес к ребенку, его возрастным и индивидуальным особенностям, он видит в ребенке развивающуюся личность со всеми ее противоречиями и сложностями семейной обстановки, поступками, взаимоотношениями со сверстниками и учителями.
Предупреждение возможных неудач в процессе и результате работы. Таким образом, удается снять страх предстоящей деятельности и направить внимание детей к наиболее важным и значимым этапам организуемого дела.
Применение аудиовизуального художественного ряда, создаваемого использованием музыкальных фрагментов и демонстрацией слайдов. Это благоприятно влияет на самочувствие детей, раскрепощает и возвышает их. Испытываемый в это время комфорт снимает тревожность, рождает уверенность и высвечивает личностные достоинства.
Привнесение элемента новизны за счет использования разнообразных средств. Новизна отвлекает от трудностей, разрушая прежние укоренившиеся стереотипы восприятия и отношения к делу и людям, захватывает своей необычностью, увлекает и снимает психологические зажимы, способствует творческому проявлению каждого ребенка.
Большое значение для создания и поддержания психологического комфорта имеют традиции. Они устанавливают и закрепляют определенный порядок поведения и отношения, который поддерживается, сохраняется и передается (воспроизводится) в рамках школы или одного класса. Через традицию педагог опосредованно влияет на формирование идей, взглядов, вкусов, образа действий
Как делать замечания, чтобы на них реагировали дети?
Технология “Словарь принца” (социальная психология)
Замечание необходимо строить следующим образом:
1. Необзывательное, неосуждающее описывание того, что неприемлемо для педагога, говорится о том, что является результатом поведения ученика, только описание фактов и ничего более.
Пример:
- Когда я вижу бумажки, лежащие на полу…
- Когда вы рисуете на парте…
- Когда я не могу найти журнал, который лежал на столе…
- Когда меня перебивают во время объяснения…
Но, здесь не должно быть описания личного отношения к фактам, таких как:
- Когда я вижу, что вы настолько ленивы, что оставили мусор на партах…
- Когда вы скачете по классу, как дикие звери…
2. Описывается эффект, который является результатом неприемлемого поведения школьника, ребенок должен понять, прочувствовать. Что его действия создают проблему для учителя.
Важно, здесь то, что большей части детей необходимо удовлетворить потребность в признании и принятии, и учитель, как значимый взрослый играет здесь важную роль. Именно потребность в признании и принятии мотивируют школьников на изменение поведения.
Пример:
- Когда вы оставляете дверь в кабинет открытой (1 часть, безоценочное описание ситуации), возникает сквозняк и на меня сильно дует (2 часть, значимый эффект)…
- Когда вы не складываете учебные пособия обратно в шкаф (1 часть, безоценочное описание ситуации), я трачу много времени на уборку (2 часть, значимый эффект)…
3. Сообщение ученику о тех эмоциях и чувствах, которые испытывает учитель в результате того эффекта.
Пример:
- Когда вы оставляете дверь в кабинет открытой (1 часть, безоценочное описание ситуации), возникает сквозняк и на меня сильно дует (2 часть, значимый эффект), и я боюсь, что могу простудиться (3 часть, чувства).
- Когда ты высовываешь ноги из-под парты (1 часть, безоценочное описание ситуации), я могу столкнуться о них (2 часть, значимый эффект), и я боюсь упасть и разбиться (3 часть, чувства).
Это важная последовательность, но не следует относится к ней, как к святыне. Возможно, и опускание какой-либо части трехчастного замечания. Общее правило здесь таково: желательно сообщить о неприемлемой ситуации и чувствах.
Когда учитель начинает применять данные замечания, школьник с удивлением открывает для себя, что учитель – не говорящая машина с разговорами, а настоящий человек, потому что он показывает свои чувства, сперва самому себе, а потом окружающим.
Чтобы научится пользоваться данной технологией, нужна тренировка. Прак задание Попробуйте представлять ситуации на уроке или перемене, выводящую вас из равновесия и построить замечание по данной схеме.
Однако психологическая комфортность необходима не только для развития ребенка и усвоения им знаний. От этого зависит физическое состояние детей. Адаптация к конкретным условиям, к конкретной образовательной и социальной среде, создание атмосферы доброжелательности позволяет снять напряженность и неврозы, разрушающие здоровье детей.
Ниже представлены рекомендации по созданию психологического комфорта К. Роджерса и Д.Карнеги.
Создание атмосферы психологической поддержки в классе (психолог-гуманист Карл Роджерс):
1) С самого начала и на всем протяжении учебного процесса учитель должен демонстрировать детям свое полное к ним доверие.
2) Он должен помогать учащимся в формулировании и уточнении целей и задач, стоящих как перед группами, так и перед каждым учащимся в отдельности.
3) Он должен всегда исходить из того, что у учащихся есть внутренняя мотивация к учению.
4) Он должен выступать для учащихся как источник разнообразного опыта, к которому всегда можно обратиться за помощью, столкнувшись с трудностями в решении той или иной задачи.
5) Важно, чтобы в такой роли он выступал для каждого ученика.
6) Он должен развивать в себе способность чувствовать эмоциональный настрой группы и принимать его.
7) Он должен быть активным участником группового взаимодействия.
8) Он должен открыто выражать группе свои чувства.
9) Он должен стремится к достижению эмпатии, позволяющей понимать чувства и переживания каждого школьника.
10) Наконец, он должен хорошо знать самого себя.
Технология, приемы общения (Д. Карнеги):
1) Улыбайтесь! Улыбка обогащает тех, кто ее получает, и не обедняет тех, кто ее дает!
2) Помните, что для человека звук его имени является самым важным звуком в человеческой речи. Как можно чаще обращайтесь к другому человеку по имени.
3) Давайте четко и искренне признавать хорошее в других.
4) Будьте сердечными в своем одобрении и щедры на похвалы, и люди будут дорожить вашими словами, помнить их в течении всей жизни.
5) Желание понимать другого человека порождает сотрудничество.
Успехов в новом учебном году! Улыбайтесь, господа, улыбайтесь!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.