Материал открытого мероприятия "Шалом , друзья"
Оценка 4.8

Материал открытого мероприятия "Шалом , друзья"

Оценка 4.8
Документация +1
docx
воспитательная работа +1
9 кл—11 кл
05.02.2018
Материал открытого мероприятия "Шалом , друзья"
Это материал о культуре и традициях еврейского народа в Крыму. Вы познакомитесь с основными праздниками еврейского народа. Узнаете много интересного о правилах жизни, обрядах, кухне, культуре дарения подарков. Узнаете историю создания знаменитой песни "Хава нагила". Одноимённую презентацию вы можете найти на сайте Инфоурок.
ШАЛОМ,ДРУЗЬЯ!.docx
Цель мероприятия:  вовлекать подростков в процесс самообразования, самообучения, путём ознакомления с  историей, народными традициями, бытом одного из древнейших этносов Крыма ­ Евреями,  способствуя тем самым формированию у учащихся поликультурных, информационных и  других ключевых компетенций.   Обучающие задачи: Познакомить учащихся с историей, культурой и бытом еврейского народа в Крыму.  Развивающие задачи: способствовать формированию умений и навыков работы на сцене; повышать эрудицию;  стимулировать познавательный интерес, через приобщение к культуре и быту еврейского  народа; совершенствовать память, самостоятельность мышления; поощрять креативность. Воспитательные задачи: формировать гуманистическое мышление, через расширение представлений об истории  родного края; воспитывать любовь к Родине, через понимание уникальности  существовавших на полуострове этносов; воспитывать умение критически смотреть на уже  известные факты, самостоятельно делать выводы.  Оборудование и материалы: мультимедийная техника (ноутбук, проектор, экран); диск с  презентацией «Шалом, друзья!»; переносной стенд; экспозиция из предметов еврейской  культуры; обереги Хамсы; еврейские костюмы для ведущих и танцоров. Базовые понятия и термины: этнос, еврейские традиции, синагога, тора, еврейские  праздники( Шабат, Сим­Хат­Тора, Суккот, Шавуот, Пейсах, Пурим, Йом­Кипур), минора,  ханукия, кипа, иврит, идиш, хамса, кашерный, еврейская кухня( Хала, Суфгания ,Форшмак, Маца, и др.). Тип мероприятия: открытый классный час. Форма проведения: презентация проекта «Шалом, друзья!». Общая длительность мероприятия: 60 мин. Предварительная подготовка учащихся: изучение исторического материала,  изготовление оберегов Хамса, разучивание еврейского танца, подбор видео материала,  придумывание названия мероприятия, выбор ведущих, создание слайд­презентации. Предварительная подготовка помещения: украсить зал экспозицией из предметов  еврейской культуры, проектами учащихся по культуре и быту еврейского народа,  проектами о выдающихся евреях мира ;  установить и предварительно проверить  исправность оборудования; расставить стулья для зрителей.                                                                                                                        Ход мероприятия (Звучит еврейская молитва .. avi)(Слайд 2) Учитель: Сегодня мы собрались в этом зале, чтобы познакомится с еврейским народом.  Как одним из древнейших этносов Крыма. Итак, слушайте! Ведущий 1: (Слайд 3). История еврейского народа насчитывает более пяти тысячелетий. Его образ жизни и   философия, моральные нормы и календарь, обучение детей и взгляд на историю – все это и  многое другое объединяется понятием "еврейская традиция "       Тора – основа еврейской традиции. Ее язык­иврит. Сегодня во всем мире, согласно  официальной статистики, насчитывается около 14 миллионов евреев. Евреи единый народ,  но на протяжении многих веков они жили в разных странах мира, среди разных народов.  (Звучит песня «О, народ древний», Светлана Портнянская) (Слайд 4). Ведущий 2: (Слайд5) Проживали евреи и в Крыму. Основная часть еврейских памятников Крыма относится к  эпохе эллинской культуры и найдена на территории Боспорского царства в Пантикапее  (Керчи). Это различные плиты с текстами, с изображением меноры (семисвечника) (III­ VIвв.н.э)  (Слайд 6) А в Херсонесе одна из найденных здесь плит датируется ׀׀веком до н.э. На ней  кроме изображения семисвечника имеются еще два рисунка: изогнутый  рог(шофар),связанный с трубным гласом, который должен возвестить верующим о приходе  мессии (на надгробных плитах он символизирует идею воскрешения мертвых)и пальмовая  ветвь (лулав)как символ победы(на надгробных плитах символ победы над смертью). Ведущий 3: (Слайд7) На многих еврейских памятниках надписи сделаны на греческом  языке. Это объясняется тем, что разговорным языком евреев  в античных городах был  греческий. Только в синагоге служба шла на иврите.       Число евреев в Крыму увеличилось после разрушения римлянинами Иерусалима и  массового переселения из Византии. Евреи чувствовали себя в Тавриде в безопасности.  Хазары, принявшие иудаизм, способствовали расселению евреев на полуострове. Ведущий 1: (Слайд 8)  К 1917году в Крыму насчитывалось  немногим более 52 тыс.евреев. Накануне 1941 года в Крыму проживало около 60 тысяч  евреев, но в результате холокоста их численность значительно уменьшилась (по некоторым  данным было расстреляно около 40 тыс.евреев).В 1947г.многие евреи уехали в  Биробиджан, но несмотря на то, что еврейские общины продолжали  существовать, на полуострове, синагоги были закрыты повсеместно. По данным переписи  населения 2001г. на территории РК проживает 5,5 тысяч евреев. Ведущий 2: (Слайд 9) В Крыму евреи занимались различными ремеслами. Они  были  часовщиками, сапожниками, скорняками, портными. Особое место занимали ювелиры   художники, работы которых являлись образцом искусства. Чрезвычайно интересными по  своим художественным достоинством были работы из бронзы, серебра ,золота,  декоративное искусство и каллиграфическое письмо.Эти высокохудожественные изделия  еврейских мастеров практически не сохранились в Крыму. Увидеть их можно  только на выставках  в Западной Европе, в Прибалтике, в Киеве, Львове. Ведущий 3: (Слайд 10) Земледелием в Крыму занималось небольшое количество евреев,  так как им долгое время запрещалось заниматься хлебопашеством. Те, кто с огромным  трудом приобретал  земельные участки, успешно выращивали на них пшеницу, чеснок,  фасоль, бахчевые . (Слайд 11) Традиционным занятием евреев считалась торговля. Не всем известно, что  еврейское население облагалось двойной податью. Они платили подать как все люди  России, но еще и за то, что были евреями! Только торговля с её быстрым оборотом и  прибылью позволяла евреям платить второй налог. В Крыму еврейское купечество  совместно с купцами других национальностей объединялась в гильдии. В 1877 году  Севастополь стал торговым портом и через него за границу пошли продукты сельского  хозяйства. Стали известны торговые дома Дрейфусов, Юровских, Глэйдеров. Подобные  торговые дома были в Керчи, Феодосии и в других городах Крыма.  Ведущий 1; (Слайд12) Городское еврейское население по грамотности в Крыму уступало  лишь немцам. Среди евреев было много известных врачей, адвокатов, аптекарей. Многие  стали крупными  учёными в России, на Западе, в Америке. В начале XX столетия своим  виртуозным исполнением на международных конкурсах  славились музыканты – евреи. (Слайд 13) (Звучит красивая еврейская мелодия). Ведущий 2: (Слайд 14)  В середине XlX века еврейские традиции и обряды в Крыму и других  губерниях России  стали исчезать. Причиной этому послужило движение идеи еврейского просвещения.  Молодых стали приобщать к светским знаниям наряду с религиозными. Для самых  талантливых  открывались двери гимназий, училищ, институтов и университетов. При этом  сохранилась процентная система приема еврейских детей.  Ведущий 3: (Слайд 15)  Тем не менее, еврейская община старалась сохранить обычаи и обряды, такие, как  "обрезание",ритуальное требование к пище ("кошерное"и"трефное"), обряд  совершеннолетия "бар­мицва". Еврейское община сумела на протяжении многих  тысячелетии сохранить традиции народа, национальные обряды и праздники, благодаря  тому и выжил еврейский народ.  Ведущий 1: (Слайд 16) Семейная жизнь евреев определялась законами Торы и  традициями, восходящими из далекой  древности. Женились рано, юноши – в 18 лет, а   девушки – в 14­15лет. Для молодого человека, собиравшегося жениться, существовало 10  заповедей. Не одобрялась женитьба ради богатства, жениться  советовалось на девушке из  хорошего дома.  Девочка знала только одно – что ей надо научиться быть доброй и рачительной хозяйкой и, если отец  в детстве сосватал ее, ей будет предоставлено право сделать свой собственный   выбор. Закон считал желательным, чтобы  родители не торопились с обручением, пока дочь не решит, нравится  ли ей жених.  Ведущий 2: (Слайд 17)   Сразу после помолвки родители жениха и невесты заключали письменный договор.  Это юридический документ, в котором указывалось размеры приданого и время  свадьбы.  Непременным условием было то, что родители жениха и невесты после свадьбы должны  предложить молодым и кров , и стол в течении двух лет. В договоре оговаривалось, что  если одна из сторон нарушит его без уважительной причины, то нарушившие платят штраф. Договор можно было расторгнуть, но если жених посылал подарки, и их принимали, то  договор становился законом.  "Ктуба"­брачный договор­ определял обязанности жениха и  размеры приданного  с каждой стороны.  Ведущий 3: (Слайд 18) Как правило свадьбы игрались осенью. В назначенный день, когда  родные и близкие сопровождали жениха и невесту, играл еврейский оркестр: скрипка,  лютня, цимбалы и бубны. Гости находились в синагоге или на площади возле неё. Жених и  невеста становились под свадебный балдахин. Жених одевал невесте кольцо и произносил  традиционные слова: “Этим кольцом посвящаешься ты мне согласно вере и закону Моисея  и Израиля.” Раввин читал “Ктубу”, а затем он или кантор пел семь свадебных  благословлений, жениху давали в руки стакан, и он разбивал его в память разрушенного  Иерусалимского храма. Так заканчивалась религиозная часть обряда. Ведущий 1: (Слайд 19)  Далее свадьба носила светский характер. Пели о женихе, о невесте, о матерях. Невеста  исполняла танец с платком, с ней танцевали только мужчины. На второй и третий день  молодожёны приглашались в гости. А дальше шли будни. Особенностью семейной жизни  была её замкнутость, что и определяла её чистоту и крепость. Нарушение супружеской  жизни немедленно вызывало суровое осуждение общины. Ведущий 2: (Слайд 20)  Одежды евреев не отличались от местного населения. В разные исторические периоды они носили греческие, византийские, генуэзские одежды. К середине XIX века по одежде    можно было определить из каких мест России,  Украины, Белоруссии, Польши, Германии   прибыли беженцы, Иногда встречались евреи одетые в лапсердак с цицисами, в ермолке, в   шапке с меховой опушкой, в широкополых  шляпах, в широких длиннополых турецких  кафтанов, схожих по покрою с рясами. Это были  очень религиозные общинники. Такая   одежда  во  второй половине XIX века практически исчезает, т.к. носившие её подвергались крупным штрафам.  (Слайд21) Говорили евреи на языке народа, среди которого они жили. Внутри общины­ на идиш, а на иврите евреи общались с Богом и получали образование. (Слайд 22) (Звучит песня «Спасибо за всё, что ты создал»). Ведущий 3: (Слайд 23) Основа еврейской музыки ­ нигуны (напевы). Для них характерны ­  грусть,печаль и безудержное веселье. Характер еврейского народа отражается в нигунах.  Также нужно отметить, что в какой бы стране не жили евреи, мелодика этой страны  вплетается  в еврейскую музыку. Еврейских музыкантов называют – клейзмеры. Они  играют на свадьбах и праздниках. В прошлом это талантливые самоучки. Среди евреев  очень много известных музыкантов. Ведущий 1: (Слайд 24) Знакомясь с музыкальным творчеством евреев, нельзя не рассказать о знаменитой  песне «Хава нагила» . Она поистине стала душой еврейского народа. «Хава нагила» написанна в 1918 году Авраамом Цви Идельсоном на старинную хасидскую  мелодию. Название буквально означает «Давайте радоваться». Эта песня исполняется на  праздниках и пользуется особой популярностью у евреев. Популярность песни такова, что  многие считают её народной. Некоторые утверждают что песня была сочинена для того, чтобы отметить заход  английских войск в Иерусалим в 1917 году, из­за которого поднялась радость среди евреев  (так как некоторые считали это предвестием прихода Мессии и возврата на Святую землю). Ниже перевод песни:  Будет веселье, Будет веселье, Будет веселье, Радость и жизнь! (повторить куплет один раз) Пойте на радость нам, Пойте на радость нам, Пойте на радость нам, Песни любви!  (повторить куплет один раз).  Братья, сёстры, братья, сёстры – Ну­ка быстро просыпайтесь, ну­ка разом поднимайтесь,  Ну­ка вместе собирайтесь и друг другу улыбайтесь Будем петь, будем петь – пить, любить  и жить!   (Слайд 25) (Звучит Хор Турецкого – «Хава нагила») Танцуют еврейский танец. Ведущий 2: (Слайд 26) ЕВРЕЙСКИЕ ПРАЗДНИКИ (Слайд 27)  Все праздники и вся жизнь евреев проходит по лунному календарю. Каждый  день, каждый праздник начинается с появлением первой звезды на небе. Можно сказать, что нет другого народа на земле имеющего столько праздников в году.  Ведь каждую субботу евреи отмечают  свои главный праздник ШАБАТ. Это праздник  вселенский. Он напоминает о сотворении мира, и возникновении народа Израиля. (Слайд 28) (Звучит песня «Шаббат шалом») Ведущий 3: (Слайд 29)   РОШ­А­ШАНА ­ новый год. По еврейскому обычаю отмечается в сентябре. В этот день  нужно простить тех, кто тебя обидел, и просить прощения у тех , кого обидел ты.  Правоверный иудей верил, что Бог в этот день  раскрывает книгу, в которой записаны дела  каждого  человека, и каждому выносится приговор.  (Слайд 30) ЙОМ­КИПУР  Отмечается через 10 дней после Рош­а­Шана. В этот день  выносится окончательный приговор тем евреям, кто не получил его в Новый год. Ведущий 1: (Слайд 31) СУККОТ. Длится праздник 8 дней. В эти дни нужно расстаться со  своим комфортом и почувствовать, как себя чувствовали те евреи, которые ходили с  Моисеем по пустыне. Нужно принимать пищу и гостей в шалаше. Шалаш (суку) украшают  гирляндами, картинками и обязательно ставят кресло и столовый прибор для небесных  гостей, праотцев ( ушпизим). (Слайд 32) Каждый день, если евреи не прогневили Бога ,к ним приходят праотцы, каждый  в   свой день(всего их семь). В последний день, как бы остановка в пути, и евреи хотели бы  побыть еще с Богом, им не хочется с ним расставаться. И вот на следующий день наступает праздник  СИМ ХАТ ТОРА.  Ведущий 2: (Слайд 33) СИМ ХАТ ТОРА. Каждую субботу в синагоге читается одна глава  из Торы. Главы рассчитаны так, что за год евреи прочитывают всю Тору.  И вот в Сим Хат Тору евреи заканчивают читать последнюю главу Торы и  начинают читать первую. В этот день Тора, как невеста ее выносят из синагоги, вокруг нее  водят хороводы. (Слайд 34)  ХАНУКА. Этот праздник отмечают в честь исторического события.  Малочисленный отряд евреев, разбил многочисленную армию греков, освободив свою  землю от поработителей. Это чудо. После победы отряд зашел в оскверненный храм, чтобы  осветить его снова. Но нашелся только один горшочек  лампадного масла. Чтобы  приготовить лампадное масло, нужно было 7 дней. И вот этот горшочек с маслом не иссяк  и горел 7 дней, пока новое масло не было приготовлено. Чудо света, чудо огня. Праздник  длится 7 дней и в память об этом каждый день зажигается новая свеча и в последний день  горят все свечи. В этот день детям дарят подарки, ханукальные денежки.  Ведущий 3: (Слайд 35) ПУРИМ. Это самый любимый многими евреями праздник. Одна из  важнейших  заповедей ,которые исполняют в  Пурим, это заповедь «подарков бедным». А  лучший способ исполнить эту заповедь давать деньги нуждающимся так,    чтобы  бедняк не знал, кто именно дал ему деньги. Поэтому и наряжались в Пурим в маскарадные костюмы,  чтобы бедняки не знали своих благодетелей и не были смущены.   Другая заповедь, которую евреи исполняли в Пурим – это «посылка явств».Заповедь эта  дана,чтобы укрепить дружбу и братство среди евреев. Ведущий 1: (Слайд 36) Пейсах (Пасха). Это праздник, в который  еврей отмечают одно из  наиболее значительных событий своей истории­ освобождение из египетского рабства.   Пейсах в переводе с иврита ­ "проходить мимо, миновать"по библейской легенде, смерть  миновала евреев в ту ночь, когда гибли первенцы Египта. Один  из наиболее известных  пасхальных обычаев ­ есть мацу на протяжении семи дней. Маца готовится из муки и воды,  без соли (опресняк). Маца­символ свободы и в то же время напоминания, что евреи были рабами. Рассказать об  Исходе в Пасхальную ночь ­заповедь данная каждому еврею.   Пейсах объединяет всех евреев и напоминает, что они ­ единый народ, связанный общей  верой, культурой и историей.  Ровно через 50 дней после Пейсаха наступает Шавуот. Ведущий 2: (Слайд 37) Шавуот. Праздник дарования Торы евреям Богом.  Само слово  "Тора значит учение, поскольку она учит евреев, как вести себя в жизни изо дня в день, от  одного года до другого, от праздника до праздника.  Дни Шавуота­ это дни единства и мира, это время, когда надо на деле проявлять братскую  любовь в большей степени и с большей преданностью, чем евреи делают это в течении всего года ,через попытки приобщать друг друга к изучению Торы.  Ведущий 3: (Слайд 38) ЕВРЕЙСКАЯ КУХНЯ. (Слайд 39) Еврейская гастрономия, в отличие от многих других кухонь мира, подчинена  строгому своду религиозных правил. Все блюда готовятся в соответствии с кашрутом —  требованиям Галахи, еврейского Закона. Так, по закону строго запрещено сочетать мясные  и молочные продукты, употреблять свинину, верблюжатину, мясо дамана и зайца, а также  насекомых, земноводных и пресмыкающихся. Кошерными считаются только одновременно  жвачные и парнокопытные — коровы, козы, овцы, жирафы, лоси. Разрешается употреблять  мясо птиц — гусей, кур, индеек, перепел, уток. Забой животных осуществляется также по особым правилам. Что касается рыбы, она мясом не считается; кошерная рыба должна  иметь чешую и плавники. Перед приготовлением продукты тщательно осматриваются и моются. Они не должны  иметь никаких дефектов. (Слайд40) Традиционные еврейские блюда Суфгания. (Слайд41) Маца. (Слайд42) Форшмак. (Слайд43) Куриный бульон с кнедлями на основе  перетёртой в муку мацы. (Слайд44) Циемес. (Слайд45) Хала. (Слайд46) Бейт. (Слайд47) Хоменташен. (Слайд48) Хумус. Ведущий 1: (Слайд49) ЕВРЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА ПОДАРКОВ. (Слайд 50) В культуре дарения подарков приверженцам иудаизма нет строгих правил  преподношения. Единственным случаем, когда Вы обязаны сделать подарок  является праздник Пурим. В этот день по еврейскому закону каждый человек должен  сделать съедобный подарок, как минимум, двум людям. Более того, он должен состоять из  двух видов пищи и быть готовым к употреблению. Прекрасным презентом в этот праздник  будет бутылка хорошего вина и вкусный пирог. Однако по статистике, люди в Пурим дарят значительно больше подарков, а их стоимость и объем способны превзойти даже самые смелые предположения. Порой раввины вынуждены  даже давать специальные предписания людям, чтобы те не расходовали слишком много  денег на подарки, чтобы не разоряться самим и не вводить в разорение других.  Ведущий 2: (Слайд 51) Традиционные подарки.   Еще одной серьезной датой в иудаизме  является день рождения. Считается, что в этот день каждый должен переосмыслить свою  жизнь, построить планы на будущее. Вместе с тем, виновника торжества не одаривают  комплиментами, так как считается, что человек не сделал ничего особенного, ведь в  рождении его непосредственных заслуг нет. Дарить еврею подарок на день рождения не  запрещено, однако это не является обязательным действием. Кроме того, как правило,  презенты в тот день дарят только внутри семьи. (Слайд 52) Лицом еврейского народа в любой стране мира являются религиозные евреи.  Для того, кто живет в диаспоре, одним из самых лучших подарков станет черная бархатная  кипа, которая украшена изысканным золотым шитьем, или белая, атласная праздничная  кипа. Ведущий 3: (Слайд 53) Другим ценным подарком еврею станет традиционная менора ­  золотой семиствольный светильник. Это один из самых древних символов иудаизма и  атрибутов еврейской культуры. Менора всегда выглядит великолепно и является одним из  самых желанных подарков. (Слайд 54) Любые подарки еврею, напоминающие об Израиле и традициях народа,  непременно приведут его в восторг! Вы можете преподнести виновнику торжества  классические еврейские обереги, такие как хамса (амулет, который имеет название "рука  бога") или красные нити (так называемые "нити судьбы"). Ведущий 1: (Слайд 55) Замечательным подарком станут сувениры с государственной  символикой Израиля, а также миниатюрный государственный флаг, белый цвет которого –  чистота сионистских идеалов, а синий – вечное, благосклонно взирающее на нас небо. (Слайд 56)  В день свадьбы у евреев принято, чтобы невеста дарила своему жениху талит  (своеобразную накидку) и Вавилонский Талмуд (свод иудаистского учения). Жених, в свою очередь, может подарить своей невесте часы, кольцо или драгоценности. В некоторых  общинах еще сохранилась древнейшая традиция, по которой жених дарил невесте книгу  «Цэна урэна», которая является традиционным "дамским чтением". Главная идея подарка  на еврейскую свадьбу состоит в том, что он не должен быть обыкновенной вещью.  Необходимо, чтобы в подарок был вложен смысл. (Слайд 57) Что же подарить молодым на еврейскую свадьбу? Сегодня в еврейских общинах обычно дарят деньги. Они помогают молодоженам немного скомпенсировать понесенные на свадебный пир расходы. Превосходным подарком в этот день станут старинные иудейские  книги или специальные  подсвечники для субботних свечей! (Слайд 58) (Звучит Хор Турецкого «Кошерное попурри») Под музыку ведущие раздают гостям еврейские обереги Хамсы.  Ведущий 2: Мы закончили свой рассказ о еврейском народе, и  хотим спросить вас:    • Сколько тысячелетий насчитывает история еврейского народа? • Назовите два основных языка евреев? • Каким веком датируется плита, найденная при раскопках Херсонеса? • В какой период своей жизни в Крыму евреи специальными ярлыками освобождались  от налогов и охранялись от насилия? • В каких городах Крыма построены еврейские синагоги? • Основные занятия евреев? • Назовите еврейские праздники? В заключение учащиеся танцуют еврейский танец под музыку Хава Нагила. Учитель: Благодарим всех за участие в нашем празднике Еврейского народа Крыма! За то,  что вы были сегодня с нами Большое спасибо за внимание! Источники информации: 1.http://www/ccssu/crimea/ua/crimea/etno/ethnos/evrei/index/htm. «Этнография народов  Крыма» ­ Этносы Крыма: Евреи. 2.Храпунов И.Н. Древняя история Крыма. – Симферополь 2003. 3. http://www.youtube.com/user/turetskychoir ­ «Кошерное попурри», «Хава нагила». 4. http://www.youtube.com/watch?v=Q2KHo02QEXQ ­ Еврейская молитва avi. 5. http://www.youtube.com/watch?v=EU7LKTfLxE4 ­ Песня «Шабат шалом». 6. http://www.youtube.com/watch?v=zdQglEBRYHk – Песня «О, народ древний»,  Светлана  Портнянская. 7.  http://www.youtube.com/watch?v=Aa8xe­vibB4  ­ песня «Спасибо за всё, что ты создал». 8. http://www.gotovim.ru/national/jewish/ ­ Еврейская кухня. 9. http://www.market­ gifts.ru/gifts/chto_i_kak_daryat_v_drugikh_stranakh/evreyskaya_kultura_biznes_podarkov/ Еврейская культура подарков. ГБОУ РК «КГИДОД» 2016г.

Материал открытого мероприятия "Шалом , друзья"

Материал открытого мероприятия "Шалом , друзья"

Материал открытого мероприятия "Шалом , друзья"

Материал открытого мероприятия "Шалом , друзья"

Материал открытого мероприятия "Шалом , друзья"

Материал открытого мероприятия "Шалом , друзья"

Материал открытого мероприятия "Шалом , друзья"

Материал открытого мероприятия "Шалом , друзья"

Материал открытого мероприятия "Шалом , друзья"

Материал открытого мероприятия "Шалом , друзья"

Материал открытого мероприятия "Шалом , друзья"

Материал открытого мероприятия "Шалом , друзья"

Материал открытого мероприятия "Шалом , друзья"

Материал открытого мероприятия "Шалом , друзья"

Материал открытого мероприятия "Шалом , друзья"

Материал открытого мероприятия "Шалом , друзья"

Материал открытого мероприятия "Шалом , друзья"

Материал открытого мероприятия "Шалом , друзья"

Материал открытого мероприятия "Шалом , друзья"

Материал открытого мероприятия "Шалом , друзья"
Скачать файл