Материалы к сочинению по картине Ф. П. Решетникова «Опять двойка»
1. Биография художника.
Родился Фёдор Павлович Решетников в 1906 году в селе Сурско-Литовском Екатерининской области в семье потомственного иконописца. Интерес к живописи рано проявился у мальчика. Маленький Федя присматривался ко всему, что делал его старший брат-художник, часто помогал ему: растирал краски, натягивал холсты, мыл кисти, а иногда рисовал и сам.
Четырнадцатилетним мальчиком Решетников покинул дом отца: настало время начинать самостоятельную жизнь, самому зарабатывать на кусок хлеба. Ездил он по стране, работал в различных мастерских, на шахтах, но не забывал любимое с детства ремесло. С особым удовольствием он рисовал декорации для местных театров.
В 1926г. Решетников приезжает в Москву и поступает сначала на Рабфак искусств, а затем в Московский художественный институт. Будучи студентом, он плавал на легендарном корабле “Челюскин” и сделал там множество зарисовок. Суровая и необычная природа Арктики, героический труд мужественных людей – всё это захватило художника. Вместе с другими героями-челюскинцами он был снят с дрейфующей льдины отважными лётчиками и, возвратившись, написал несколько картин, посвящённых Арктике.
В годы Великой Отечественной войны он был на фронте, защищал Севастополь, освобождал от фашистов Крым. После войны художник вернулся к своей профессии. Любимыми героями его полотен стали дети. Его известные картины: “Нарушитель”, “За мир”, “За уроками”, “Опять двойка!
2.История создания картины.
Картина “Опять двойка!” была написана в 1952 году. Однажды художник сидел на уроке математики в одной из московских школ и наблюдал, как ученик не мог решить задачу у доски. Он сразу представил себе, как дома встретят мальчика с двойкой, как горько опять будет родным. Художник хотел показать, почему не пятёрки, а двойки приносит в портфеле этот ученик.
Сейчас картина “Опять двойка!” выставлена в Москве, в Третьяковской галерее. Зрителей всегда много перед ней, особенно школьников. Тут есть на что посмотреть и над чем задуматься. Одни улыбаются, глядя на неудачника, другие смотрят с сочувствием, даже с тревогой, вспоминая свои злополучные двойки. Но равнодушных перед этим полотном не бывает.
А вот что о работе над картиной говорил сам Решетников: “Для героя картины мне позировали четыре обыкновенных мальчика. Что стало с ними потом? Как только картину поместили на выставке, трое из ребят пришли ко мне. Они рассказали о своих успехах. Недавно я встретил четвёртого “двоечника” и с трудом узнал его: он вырос, окреп, окончил ремесленное училище и сейчас работает мастером на заводе”.
3.Описание как тип речи.
Описание – это функционально-смысловой тип речи, который представляет собой словесное изображение какого-либо явления действительности путем перечисления его характерных признаков.(Описание человека, места действия, состояния природы)
4.Словарная работа.
- Распределите данные слова в 5 столбиков в соответствии с состоянием того или иного персонажа (1 – ученик, 2 – мама, 3 – сестра, 4- мл. брат, 5 – собака):
1.Лукавый и виноватый вид; 2. расстроена; 3. в отчаянии; 4. смотрит осуждающе, сердито; 5. ехидно посмеивается; 6. стыд; 7. радуется; 8. преданно смотрит в глаза; 9. печаль; 10. огорчение; 11. беспокойство; 12. раскаяние; 13. смотрит с укоризной; 14. ластится; 15. грустное настроение.
Чтобы избегать повторы, подбирайте синонимы (ученик – мальчик, школьник, двоечник, он, неуч и т.д.), глаголы можно опускать, но не забывайте ставить " - "(На переднем плане изображен ученик. – На переднем плане – ученик.)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.