Материалы для проведения недели кубановедения в школе
Оценка 4.9

Материалы для проведения недели кубановедения в школе

Оценка 4.9
docx
28.06.2020
Материалы для проведения недели кубановедения в школе
Материалы для проведения недели кубановедения в школе.docx

     

 

 

 

 

Материалы для проведения недели

кубановедения в школе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                           Автор: Самодурова

                                                                                        Елена Николаевна

                                                                                                Учитель кубановедения

                                                                                        МБОУ ООШ№10

                                                                                                 х. Садки,  Приморско-

                                                                                        Ахтарский район

 

 

Вопросы  викторины по кубановедению

«Знатоки родного края »

1.Назовите год образования  Приморско-Ахтарского  района.

2.Что такое сталактиты и сталагмиты, где их можно встретить на территории нашего края?

3.Какие вам известны заповедники нашего края. Назовите самый крупный из них?

4.Назовите известные вам народности, населяющие Краснодарский край.

5.Как называется самая высокая гора нашего края, что вы о ней знаете?

6.Именем какого кубанского поэта названа улица в    г. Приморско-Ахтарске.

7.Какой известный лётчик-испытатель является уроженцем нашего района? Чем он прославил район?

8.Назовите известные вам редкие и исчезающие виды растений нашего края, находящиеся под охраной.

9.Какое событие мирового масштаба проходило на территории нашего края в 2014 году?

10.Как называется музей под открытым небом на территории Краснодарского края и где он находится?

11.Назовите редких и охраняемых животных нашего края.

12.Какие вы знаете блюда традиционной казачьей кухни?

13.Какой максимальной глубины достигают Азовское и Чёрное моря?

14.Кто стоял у истоков становления просвещения на Кубани?

15.Что такое кабыца,рушнык,кочет,чэрэвычкы.

16. Назовите виды птиц, обитающих в наших плавнях.

17.Назовите курортные города Черноморского побережья.

18.Какие полезные ископаемые добывают на территории Краснодарского края?

19.Назовите имена кубанских писателей и поэтов, какие произведения вам известны?

20.Какими видами хозяйственной деятельности занимаются жители нашего края?

 

2. Выполни кресс-кросс  Найди 5 названий птиц, обитающих в нашем районе.

   К

И

А

Ф

А

З

А

Н

О

П

 

И

П

Е

Л

И

К

А

Н

А

С

 

Щ

О

М

С

О

Й

К

А

Ц

Е

 

Ю

Р

У

Е

Ц

А

П

Л

Я

Б

 

П

В

О

Р

О

Б

Е

Й

А

Н

 

        

       3.Поставь буквы в словах, чтобы получились названия:

          1. ЬНУКАБ – самой крупной реки нашего края

           2. БРУЗ – самого большого травоядного животного нашего края

          3. АХЦВАО – самой высокой горной вершины Краснодарского края

          4. СОЛОТ – охраняемого водного растения нашего        района

          5. ШПЕИНАЦ – зерновой культуры, выращиваемой в нашем районе и крае

-3015112221         4. Расшифруй криптограмму  Используя алфавит, расставь буквы в соответствии с             цифрами.19161881020151910101024!1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Выполни кресс-кроссНайди 5 названий народностей, проживающих в нашем крае.

   К

И

А

Д

Ы

Г

И

Н

О

П

 

И

П

Е

Л

А

Р

М

Я

Н

Е

 

Щ

У

Б

Ы

Х

И

К

А

Ц

Е

 

Ю

Р

У

С

С

К

И

Е

Я

Б

 

П

У

К

Р

А

И

Н

Ц

Ы

Н

 

 

            6. Разгадай кроссворд

        По горизонтали:

        1.Лётчик-испытатель реактивных самолётов, уроженец нашего района.

        2.Герой Гражданской войны, именем которого названа улица в х. Садки

    3.Кубанский поэт, именем которого названа улица в г.Приморско-Ахтарске.

      По вертикали:

       5.Промысловая рыба, добываемая в Азовском море.

        4.Герой Великой Отечественной войны. Которому установлен памятник в                  г.Приморско-Ахтарске.

 6.Редкое и охраняемое цветковое растение – «визитная карточка» нашего хутора и  района

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сценарий линейки открытия недели Кубановедения в школе

Ведущий ученик 1:   

У каждого на свете есть, наверно,

Любимый уголок земли,

Такой,  где листья по-особому на вербе

Склонились над задумчивой водой.

Где небо выше и просторы шире.

И так привольно и легко дышать,

Где ко всему в прекрасном этом мире

По-детски чисто тянется душа…

 Ведущий ученик 2: 

Любимый уголок земли - это наша с вами малая родина-Кубань, чудесный, благодатный край. Край снежных гор и золотых хлебных полей, привольных степей и цветущих садов. Край, в котором живут замечательные люди: хлеборобы и животноводы, садоводы и виноградори, рабочие заводов и фабрик, врачи и учителя, учёные и спортсмены, художники и поэты… Все они стремятся сделать нашу Кубань ещё лучше, богаче, красивее.

 Ведущий ученик 1:  

 Пройдут  годы, мы станем взрослыми, сделаем  первые шаги в самостоятельную жизнь. Но где мы вы ни были, в сердце каждого из нас будет жить край  нашего  детства.

 Ведущий ученик 2: 

Дом, в котором ласковый голос мамы пел колыбельную песню.

Удивительная  красота  кубанского хлебного поля.

Шелест  налитых солнцем колосьев.

Жаркое  дыхание  степи. Неутолимые  реки. Величественные  моря.

Живописные  долины.

 

 

 Ведущий ученик 1:

От  родного дома, школы, района начинается Родина. А это частица Краснодарского края. А Краснодарский край – это частица  нашей Родины. Его называют Кубанью по имени самой  большой реки Северного Кавказа – Кубани.

Ведущий ученик 2:

Мы предлагаем посетить вам «Станцию историческую»

«Историк»  

Мы предлагаем оглянуться,

 Всмотреться в дым и даль веков, –

 И перед нами развернутся

 Дела кубанских казаков.

Настоящий казак гордится своими историческими корнями. Казачество оставило заметный след в истории Кубани.

Казаки живут на Кубани с 1792 года, возделывая и охраняя  и защищая родную землю. В грозные годы Великой Отечественной войны все, от мала до велика, считали своим долгом сражаться за свободу Родины. Мирные труженики земли становились грозными воинами.

13 сентября 1937 года Постановлением ЦИК СССР Азово-Черноморский край был разделен на Краснодарский край и Ростовскую область.

«Турист»   

 Краснодарский край – один из самых уникальных, богатых, красивейших и необыкновенно интересных курортных регионов России. Туризм Краснодарского края - это большой выбор видов отдыха в благоприятных климатических условиях.

Кубанский край – это степные просторы, обширные лиманы и плавни, богатые рыбой и водоплавающей дичью, чистый воздух, прозрачные как хрусталь моря, с их живописными берегами, горы, покрытые лесами, таинственные ущелья со стремительными водопадами, ботанические парки, удивительная красота кубанского хлебного поля, памятники седой древности.

Могучие горы, степные просторы,

 Приморского берега грань,

 Леса и поляны, сады и лиманы

 Все это родная Кубань.

Ведущий ученик 2:

Краснодарский край прежде всего славится своими людьми, потому что более трудолюбивых, гостеприимных трудно найти. Казаки очень любят свою землю и нежно о ней заботятся. Именно поэтому Кубань называют всероссийской житницей, жемчужиной России.

«Труженник»  

Как вы думаете, если Кубань – всероссийская житница, какая профессия наиболее почетная у нас в крае?... Конечно, хлебороб. В любую погоду: в снег, дождь, нестерпимую жару - он заботится о том, чтобы на нашем столе всегда был душистый каравай.

Ученик 2: Кубанский урожай – 2013 на треть выше прошлого года и один из самых весомых за последние 20 лет. В этом году аграрии Кубани смогли взять планку выше 50 центнеров.

Краснодарский край - один из ведущих регионов по производству и переработке сельскохозяйственной продукции и поставкам продовольствия в промышленные центры страны.

Ведущий ученик 1:

Любовь к труду, умение не щадить себя ради поставленной цели – одно из ярких качеств, которое испокон веков вырабатывалось в наших земляках. Мы живём в мирное время. Где же можно применить сегодня свою богатырскую силу? Конечно в спорте.

 «Спортсмен» 

В феврале 2014 года в Сочи прошли XXII зимние Олимпийские игры. Это вторая для России Олимпиада. Вслед за ними – с 7 по 16 марта – состоялись XI  Паралимпийские зимние игры.

Зимние Игры в Сочи войдут в историю как самые инновационные. При их подготовке многое делалось впервые и впоследствии станет частью наследия Игр.

Российские спортсмены показали отличные результаты:

В олимпийских играх у России больше всего медалей -30, из них 13 золотых, 11 серебряных, 9 бронзовых

В параолимпийских играх россияне завоевали 80 медалей : из них 30 золотых, 28 серебряных,  22 бронзовые .

Чтец   (Фоном звучат песни Кубанского казачьего хора)

От тебя в дали

 В пламени, в пыли

 Годы нас вели

 В глубь чужой земли,

 Но всегда со мной,

 В стороне иной

 Ты в трудах-походах

 Ты, мой край родной!

Видно, так и быть,

 Здесь мне век прожить,

 До конца любить.

 Здесь мои друзья,

 Здесь моя семья,

 Здесь ЗЕМЛЯ МОЯ

Ведущий ученик 2:

Здесь ЗЕМЛЯ МОЯ! Это наша земля, мы на ней живем, учимся, трудимся, любим. Так давайте её беречь, гордиться и защищать. А для этого мы очень хорошо должны знать историю нашей земли, нашего Краснодарского края.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Свадьбы на Кубани (традиционно-бытовая культура кубанского народа)

 

Классный час в 9 классе

 

Цель : целью рассказать учащимся о традициях, быте и культуре кубанского народа, в частности, кубанских свадьбах.

 

Учитель :                                Тот, кто не уважает обычаи своего народа,

                                                   не хранит их в своём сердце, тот позорит

                                                   не только свой народ, но прежде всего

                                                   не уважает самого себя, свой род,

                                                  своих древних предков.

  На Кубани по сегодняшний день принято считать, что старинные свадебные обряды позволяют защитить молодую семью, обеспечить паре защиту от недоброжелателей и привлечь к ней безбедную жизнь в процветании и благополучии. Даже, несмотря на то, что большинство из этих древнейших традиций и ритуалов за всю историю своего существования успели утратить первозданные черты и приобрели более формальный характер – они по-прежнему обладают той же эффективностью и действенностью, что и раньше. Более того, привнеся в церемонию своего бракосочетания эти обряды, можно не только оградить себя и свою вторую половину от дурного глаза, но и придать торжеству неповторимую красоту и особый смысл. Какие же древние свадебные обряды остаются актуальными в наши дни, и как с их помощью можно украсить современную церемонию бракосочетания?

Учитель: Привыкшие к современным обычаям, мы не всегда понимаем, почему наши предки, так тщательно соблюдали последовательность свадебного обряда. Тем более что и сам он менялся с течение времени. Какими были свадьбы и как они трансформировались до сегодняшнего времени? Почему это происходило?

Ученик: Мы – наследники этой яркой самобытной культуры.

         Чтобы не потерять свою духовную основу, чтобы сохранить народную мудрость мы должны знать и любить обряды, традиции и историю родного края.

         Ведь недаром говорят, что народ, непомнящий своего прошлого, не имеет своего будущего.

«Семья – святыня брака. Никто не имеет права вмешиваться в жизнь семьи без её просьбы. Семья – основа казачьего общества».

Учитель :    А какие свадебные периоды выделялись на Кубани? В любое ли время года  можно играть свадьбу?

Ученик:   Обычно в году выделялось три свадебных периода:

    Осенний (от Успения до Филипповки)

    Зимний (от Крещения до Масленицы)

    Весенний (от Красной горки до Троицы) Празднование свадеб на Кубани было связано с земледельческим календарём, обычно свадьбы гуляли осенью после сбора урожая. Выражение гуля’ть (отбува’ть) сва’йбу означало не только празднование по поводу заключение брака молодой парой, но также строгое следование устоявшемуся обрядовому сценарию, что, по народному поверью, способствовало благополучию новой семьи, плодовитости молодых, плодородию земли. Запрещалось проводить свадебные мероприятия во время постов и в канун больших религиозных праздников. В народе говорили: «Прыйшла Покрова, зарэвла дивка як корова. Ужэ сватать нэ будуть, ужэ аж до Рожэства. На Рожэства тожэ нэ гуляиця свайба, аж послэ Крэщения.Вода освятылася, туди вжэ свайбы гуляйтэ»

 

Учитель :    А сейчас придерживаются этой традиции?

А какой брачный период раньше приветствовался? И каких правил придерживались при выборе невесты?

Ученик:   Брачный возраст у невесты колебался от 13 до 21 года, у жениха с 16 до 22 лет.

         Казаки редко роднились с другими группами населения. Если казак женился на иногородней,  то после свадьбы его жена юридически становилась казачкой. Девушки – казачки гораздо реже выходили замуж за иногородних, так как казаки старались не допустить, чтобы кто – либо из их семьи терял привилегированное положение.

         Младшая сестра не могла выйти замуж раньше старшей. Родители боялись, что старшая дочь «засидится в девках». Известны случаи, когда казак , пришедший сватать младшую дочь, женился в итоге на старшей.

         Главной заботой не только родителей, но и всей казачьей общины было хозяйственное благополучие молодых. Поэтому родня жениха и невесты, собираясь на «договор», обсуждала не только свадьбу, приданное невесты, но и как будет выглядеть хозяйство молодых.

         Родители также договаривались, какую неустойку должна будет заплатить виновная сторона в случае расстройства свадьбы.

Учитель:  Свадебный обряд на Кубани имеет традиционную трёхчастную структуру. Каждый фрагмент обряда отличается функциональным значением и временем прохождения. Из каких  элементов состоит свадебный обряд.

Ученик :

Предсвадебные действия (сватовство, договор, девичник и т.д.).

День свадьбы (одевание невесты, выкуп, венчание и т.д.).

Послесвадебные действия (завтрак молодых, повивание невесты и т.д.).

Ученик :

Предсвадебные обряды. Предсвадебье проходило в основном четырьмя этапами: сватовство, договор, приглашение гостей и вечер накануне свадьбы.Зачином свадебного обряда на Кубани традиционно считалось сватовство, целью которого было получение согласия девушки и её родителей на брак. Как правило, сватать ходили в субботу. Ограничения касались также временных отрезков суток. Сватовство совершалось после захода солнца, с целью скрыть события от чужих глаз,.

         Намериваясь засватать девушку, родители жениха отправляли в дом потенциальной невесты старост с завёрнутым в рушник круглым хлебом.     Сватать ходили в основном мужчины. Для исхода сватовства большую роль играло мнение самой невесты. У неё спрашивали согласия: «Согласна ты йты за его или ны согласна?» В момент раздумья девушка по традиции должна была ковырять пальцем печь. Надо полагать, таким образом, девушки надеялись получить поддержку от домашних духов, ведь в народном представлении славян очаг – это сакральный центр дома, в нём обитали духи и предки, а место под каменной плитой, где горел огонь, было убежищем домового .

Кульминационным действием на сватовстве было разрезание хлеба невестой в знак согласия на брак. Разрезав хлеб, девушка не могла уже отказаться от бракосочетания. Считалось, что этим жестом она отделила себя от родителей . Говорили отрезанный ломоть хлеба. Существовала примета, что хлеб нужно разрезать одним движением, не вынимая ножа. Это предвещало счастливую супружескую жизнь – Из одного раза ножомИ шоб ты ножа нэ вытягала. Цэ значить, шо довжна буть хороша жизня

         После ритуального разрезания хлеба следовало перевязывание сватов  рушниками, это обрядовое действие входило в обязанности матери невесты. Обязательным условием было использование одинаковых рушников, «шоб одинакова жизня булла у диток» .

Учитель : А могла невеста отказаться? Ответы учащихся.

          Ученик :В знак отказа девушка возвращала хлеб со словами: «Берить свий хлип и со своим хлибом идить!»

         После сватовства в кубанских обрядах следовал договор, этап предсвадебья, на котором родители жениха и невесты решали организации свадьбы.  На договоре решали, когда будут гулять свадьбу, сколько будет приглашенных, испекут ли шишки родственники невесты, или жених будет одаривать гостей своими шишками и т.д. Если у одного из родителей не хватало средств, то другой обязался помочь. Весь этот процесс назывался сочиня’ть сва’дьбу.

                   Завершающими этапами предсвадебного цикла на Кубани было зазывание гостей и вечер в доме невесты. Первый раз гостей приглашали в среду перед свадьбой. Обязательным атрибутом, выполняющим функцию пригласительной открытки, была шишка, изделие из теста. Гостей приглашали обычно родители молодых.

         Повторно гостей приглашала невеста с подружками накануне свадьбы.

Такой чести удостаивались лишь близкие родственники, крёстный отец и крёстная мать невесты. Утром подружки убирали невесту в тот же наряд, что был предназначен для дня свадьбы, и они ходили по станице приглашать родственников. Невеста шла впереди всех и низко кланялась каждому встречному. В доме родственников девушка также каждому кланялась, целовала, отдавала шишку и говорила: «Просым на хлиб, на силь, на свайбу» Вечером этого же дня в доме невесты устраивали девичник.

Учитель: Итак свадьба. Сколько дней ее праздновали на Кубани?

Ученик : Обряды первого свадебного дня

         Основными моментами свадьбы были одевание невесты, венчание, выкуп невесты, пришивание цветка на шапку жениха, прощание невесты с подругами, дары, прощание невесты с родными, встреча молодых в доме жениха, брачная ночь. Каждый элемент представлял собой единство игровых сцен, диалогов и обрядовых песен и обладал определённой смысловой нагрузкой. Именно в действиях первого свадебного дня наиболее ярко выражены основные мотивы общеславянской свадьбы, такие, как переход из одного социального статуса в другой, плодородие, разделение и соединение.

         Первый свадебный день на Кубани начинался с того, что рано утром к невесте приходили подруги и одевали её. Ритуал убирания невесты к венцу сопровождался грустными обрядовыми песнями. На данном этапе прослеживается связь с идеей смерти невесты в прежнем статусе, которая проявляется в пассивности новобрачной. Пели плачевные песни.          В то время, когда невесту одевали к венцу, в доме жениха обычно готовили свадебный поезд: украшали подводы и лошадей лентами и бумажными цветами.

         Жених с поездом отправлялся к невесте и забирал её, после чего они ехали в церковь венчаться. Обрядовые песни в этот момент не исполнялись, ехали молча. Скорее всего, это связано с защитой от порч и колдовства.

         После венчания свадебная процессия направлялась в дом жениха. Родители угощали участников поезда. После обеда поезд отправлялся выкупать невесту. По прибытию процессия жениха к дому молодой начиналась целая серия выкупов: выкупали ворота, вход в дом, место около невесты , приданное и т.д.

Учитель: Ребята , а вы знаете что такое выкуп? Я вам расскажу.

          Первым препятствием были ворота. По прибытию свадебного поезда к дому молодой у этой преграды инсценировалось сражение между родом жениха и родом невесты. Родственники девушки вешали на ворота колесо. В отверстие, где проходила ось, вставляли короткие палочки. Ударяя бревном по отверстию, «обстреливали» поезд жениха. Бояре, сопровождавшие жениха, платили за вход выкуп деньгами или водкой.

         Как только ворота открывались, сваты со стороны жениха и со стороны невесты обменивались хлебом, что символизировало соединение двух родов.

         Следующий выкуп жених платил матери наречённой.

         У порога дома выкуп требовал брат невесты. Последний выкуп жених платил сидящему рядом с невестой ребёнку, чтобы получить место рядом с женой. Откупившегося жениха староста трижды обводил вокруг стола и усаживал рядом с невестой. Традиционно в этот период начиналось свадебное застолье. Молодые сидели на почётном месте в святом углу.

         Ученик: В доме невесты  мать осыпала молодых  зерном, хмелем, орехами, конфетами и деньгами. Немаловажным значением при обсыпании обладало использование такого атрибута, как сито, поскольку через него просеивают муку, также отражающую мотив плодородия.

         Свадьба сопровождалась (всё ещё в доме молодой) дарами. Церемония одаривания проходила и в доме невесты, и в доме жениха. Новобрачных старались обеспечивать всем необходимым. Обычно подарки состояли из сельскохозяйственных продуктов, скота, птицы, посуды, тканей. Однако в этом свадебном эпизоде чествовались не только новобрачные, но также их родители и гости.

Первыми молодых одаривали отец и мать, дедушки и бабушки, крестный и крестная, затем остальные приглашенные. Ведущими этой церемонии были старший сват (староста) и старшая свашка. Сват выкрикивал имена дарящих и обращался с фразой: «Кланяюця молодый и молода хлебом-солью и подарком». Тестю обычно дарили рубаху и хлебное изделие в форме бочонка, теще – отрез ткани и гребень из теста. Гостей потчевали шишкой и рюмкой водки.

Дарение обычно сопровождалось шуточными присказками: «Дарую сэрэбро, шоб було добро; дарую вам мидни, шоб нэ булы вы бидни», «Дарую мешок голубцив, шоб ты нэ любыла чужих молодцив, а тоби дарую мешок пэрэпэлыц, шоб ты нэ любыв чужих молодыць», «Дарую вам сыто блох, спалы шоб тико вдвох» и др.

 

 

 

 

Обряд дарения (Импровизация учеников)

 

Как только церемония дарения завершалась, сообщали, что молодым пора собираться к родителям жениха. Невеста прощалась с родственниками, и мать выводила детей с помощью платка, за края которого они держались, за ворота.

Перед тем как выпроводить молодых  в дом жениха происходил ритуал передачи приданого. Передача приданого в дом молодого сопровождалась обрядовыми песнями. Требуя выкуп, свашки со стороны невесты пели: Нам матэ нэ давала спаты, / Заставляла пирьячко драты. / А мы тэ пирьячко дралы, / Подушечкы набывалы. / А хто будэ на йих спаты, / Будэ йих выкупляты

Родители жениха встречали молодых у ворот с иконой и хлебом. В свадебном обряде славянских народов ворота являлись тем важным местом,  которое нужно защищать и оберегать .

По народному поверью, очищающей и защитной силой обладал огонь. По прибытию свадебного поезда к дому жениха у двора молодого разжигали костер. Костер тушили, прежде чем подвода с новобрачными успевала подъехать ко двору.

В доме жениха, как и в доме невесты, проходили обряды посада и дарения. Около полуночи молодых провожали спать. Брачную постель обычно устраивали у соседей или родственников. Подготовкой руководили свашки.

Учитель : Закончился первый день. Но закончилась ли свадьба?

 

Ученик: Обрядовые действия послесвадебного периода

В свадебном обряде Кубани мать невесты угощала гостей сладостями и медом. Сладкое – символ любви и счастья

Цикл послесвадебных мероприятий растягивался порой на неделю. Основные ритуальные действия проводились во второй и третий дни после свадьбы.  В целом весь этап отличался  насыщенностью игровыми актами с ряженьем, выдвижением на первый план родителей молодой пары, использованием военных элементов. Следует отметить, что большая часть обрядовых действий послесвадебного периода, а также атрибуты, используемые при их проведении, символизировали обрядовый “переход”,  “честность” невесты, плодородие и благополучие.

Следующий день после свадьбы проводилось одно из кульминационных действий свадебного торжества – смена головного убора невесты на чепчик замужней женщины. Основными моментами второго дня были завтрак молодых, встреча гостей, посещение невестой матери, танцы на рядне, катание и купание родителей молодых, а также продолжение свадебного пира. Утро второго дня начиналось с того что, мать невесты отправляла свашек  с завтраком для молодых.

Дальнейшие эпизоды послесвадебья имели игровой строй и  представляли собой театрализованное действо с переодеваниями и розыгрышами. Несмотря на импровизированный характер, события второго дня развивались обычно по одному сценарию.

Новообразованием кубанской свадьбы было возведение деревянного сооружения, называемого вышкой, которое выполняло функцию наблюдательного пункта. Вышка является, вероятно, элементом, заимствованным из военной культуры казачества. Специальные участники свадебного торжества (часови, сторожа)  охраняли водруженный на самую вершину вышки красный флаг, символ непорочности невесты, наказывали пытавшихся его украсть, то есть посягавших на честь молодой, а также сообщали о приходивших гостях. Гостей встречали сваты и ряженые с горилкой. Опоздавших заставляли откупаться и качали в домотканом полотне, рядне.

Большое значение  имело ритуальное украшение гостей красными лентами, являющимися знаком сохраненного целомудрия молодой .

Одним из самых главных мероприятий второго дня было посещение молодой парой родителей невесты. Надо полагать, данное ритуальное действие является одной из особенностей собственно кубанского свадебного обряда.

После пира проводилась еще одна обязательная и значимая церемония –  проводы новобрачных в дом жениха, для этой цели до самых ворот простилали рядно (От столу до порога простлана дорога). Проводы за ворота сопровождались веселыми песнями и плясками, молодым под ноги бросали деньги и цветы. На собранные деньги гости покупали подарки родителям.(«шоб молоди булы ны бэдни»).

         Заключительным аккордом второго дня было катание и купание родителей с уличными игрищами и ряженьем.  Действие пародировало свадьбу. Жениха и невесту изображали родители молодых.  Степень разыгранности сцены зависела от фантазии и настроения участников, однако всегда соблюдался примерно один сценарий. Для “молодых” готовили  “подводу”: украшали повозку цветами, лентами, ветками. В подводу впрягали  “лошадей”, которых изображали ряженые. Лошади время от времени останавливались, требовали напоить их. “Молодые” давали им горилку и погоняли батогами.  Родителей с шутками и песнями провозили по всей улице, старались выкачать в грязи и выкупать в водоеме, затем привозили домой, сушили и переодевали в новую одежду.

         Ученик: Третий день свадебного гулянья номинировался терминами  трэ'тий дэнь свайбы, цыга'ны, куры, на куря'х гулять, курэ'й йи'сты. Этот день также был насыщен игровыми сценами с переодеванием, розыгрышами и шутками. В течение дня ряженые ходили по дворам гулявших на свадьбе гостей и  “воровали” кур, делая складчину. Действие называлось ходыть  с цыга'намы. Вечером гости вновь собирались поесть куриного супа с лапшой и продолжить веселье.  Самые близкие собираются в доме молодых на «куриную лапку». Все приглашенные приносят с собой курицу или гуся.

         Заключительными этапами кубанской свадьбы являются обряды выметания двора, забивания кола, расчесывания матери невесты.

              Итог. Сегодня мы с вами вспомнили свои традиции, свою культуру . Я считаю,  что пришло время по крупицам восстанавливать нашу казачью культуру. И первым делом необходимо восстановить культуру воспитания,  вбирая опыт предыдущих поколений.

   Ведь все это мы можем потерять, забыть.  Уже сейчас свадьбы часто проходят в кафе, ресторанах,  по-западному,  редко услышишь: «Кланяюця молодый и молода хлебом-солью и подарком».  Все чаще мы слышим , что свадьба проходит  в разных стилях. А как вы думаете кубанская свадьба  со своими традициями это интересно???? 

 

Вехи истории города Приморско-Ахтарска

запечатлённые в памятниках

 

Monument to the sailors of the Azov Flotilla - maps and photos Monument to the sailors of the Azov Flotilla. Travel guide and viБронекатер Азовской военной флотилии № 124

В 1973 году от измайловского причала отошел на буксире в свой последний путь бронекатер № 124. Рабочие Приморско-Ахтарской судоверфи во главе с бывшим матросом 369-го отдельного батальона морской пехоты, а сейчас уже инженером этой верфи А. И. Антоненко привели катер в порядок.                                                                              Проект фундамента-постамента взялся разработать один из местных строителей А. Н. Никонец. После его утверждения на городской набережной, напротив входа в Ахтарский залив, начались работы. Памятник был открыт в день 30-летия Победы над немецко-фашистскими захватчиками.В левой части борта бронированного артиллерийского катера расположена табличка с надписью: «Памяти моряков Азовской военной флотилии».

Героями флотилии считаются:

Капитан третьего ранга Державин Павел Иванович. Державин являлся бригадным командиром бронекатеров флотилии. За проявленные героизм и мужество в 1942 году во время высадки десанта на территории населенных пунктов Опасное и Жуковка и обеспечение переправой через Керченский пролив ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Младший капитан Кириллов Николай Павлович руководил взводом 393-го отдельного батальона морпеха. Награжден званием Героя Советского Союза был за принятие активного участия в десантной Керченской операции. Николай Кириллов встал на замену погибшего в то время ротного командира и смог обеспечить выполнение боевой задачи. В результате его командования роте солдат удалось взять в плен сорок два немецко-фашистских захватчика. Также Кириллов был награжден орденом Ленина за боевые заслуги, 2-мя орденами Красного Знамени и множеством других медалей. С. Г. Горшков является адмиралом флота и дважды Героем Советского Союза. До начала Великой Отечественной войны Горшков С.Г. окончил военно-морское училище, а затем военно-морскую академию. С самого начала ВОВ он принимал в ней участие. Под руководством С. Горшкова проходила высадка морского десанта на территории Георгиевского района. Осенью 1941-го являлся командующим военной Азовской флотилии, именно эта флотилия в 1942 году базировалась в порту Приморско-Ахтарска. На улице Свободной в городе был расположен бункер штаба, командование которого он и осуществлял. С конца лета 1942 года Горшков стал замом командующего 42-ой Армии. В 1943 году он снова стал командовать Азовской легендарной флотилией. Весной 1944 года С. Горшков был командующим военной Дунайской флотилии. За свою службу на флоте С. Горшков был награжден огромным количеством орденов и медалей. Его бронзовый бюст размещен на территории города Коломны в Московской области.

 

Мемориал погибшим землякам - Приморско-Ахтарск

 

 

Приморско - Ахтарский район. Никто не забыт, ничто не забыто. - Новости в Краснодаре

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0976/0007aa95-b8b84bb4/img11.jpg

 

Мемориальный комплекс «Братские могилы»

На месте где располагается комплекс стояла церковь. После Гражданской войны рядом с ней поместили две братские могилы: под одной плитой лежали погибшие «за белых», под другой – погибшие «за красных». И на обеих плитах были помещены списки фамилий. В 1924 году был установлен небольшой обелиск с мемориальными плитами с трех сторон. Надписи были те же, что и сейчас «Здесь покоится прах…» После ВОВ здесь был похорон неизвестный солдат, погибший при освобождении района, и установлены два памятника-памятник Неизвестному солдату и памятник генералиссимусу Иосифу Сталину. В рамках ахтарцев есть разночтения: одни говорят, что памятник Сталину заменили на фигуру красноармейца, другие называют местом размещения Сталина теперешнее место Вечного огня. Памятник был убран в конце 50-х годов, но пустой пьедестал стоял еще несколько лет.

Вечный огонь появился в середине 60-х, и тогда же был перестоен обелиск (поднят в высоту, сложен из нештукатуреного красного кирпича). Две стелы напротив обелиска установлены к 50-летию Победы, то есть в 1995 году. Кроме того, в комплекс Братских могил входят стелы погибших в Афганистане, Чечне и других локальный войнах.

Мемориал землякам, погибшим во время гражданской и Великой Отечественной войны. Вечный огонь. Стена памяти. Каменные скрижали. Кирпичная стела, воздвигнутая после гражданской войны. На гранях стелы начертано:
"Здесь покоится прах борцов, отдавших свою жизнь за новый строй, имя которому СОЦИАЛИЗМ"
"Тот не погиб, кто погиб в борьбе с капиталом. Память о них будет жить в сердцах трудящихся"
"Нашей задачей является продолжить Дело, за которое отдали жизнь наши товарищи»

 

https://img-fotki.yandex.ru/get/3812/svistuno-sergej.40/0_254c5_387d60ed_XL.jpg

Памятник-барельеф Алексею Филипповичу Крамаренко

В день Военно-Морского Флота в 1981 году на Набережной в г. Приморско-Ахтарск был установлен памятник. Автор – краснодарский скульптор Бугаев, заслуженный художник РСФСР.

В ночь с 13 на 14 октября 1944 года в составе десантного отряда моряков под командованием ст. лейтенанта Петербургского, при взятии порта Линахамари сержант Крамаренко участвовал в ночной атаке опорного пункта, на котором находилась 4-х орудийная 210 мм батарея противника.

Сержант Алексей Крамаренко во главе своего отделения под ураганным огнем противника прыгнул в воду и, выйдя на берег, стремительно атаковал пулемет немцев и уничтожил его расчет в составе 3 солдат. Полностью уничтожил гранатами расчет тяжелого орудия. В рукопашной схватке лично уничтожил 5 солдат и одного офицера. Будучи ранен в руку, отказался уйти с поля боя.

Товарищи перевязали его и он, подобрав автомат погибшего десантника, снова ринулся в бой. Вперед, к вражескому дзоту, из которого, извергая смертоносный свинец, строчил пулемет, прижимая десантников к холодным октябрьским скалам. Несколько считанных метров отделяли Алексея от дзота… Прыжок в сторону, и, подбежав к амбразуре, он закрыл ее своим телом. С 13 по 14 октября 1944 года Алексей Крамаренко шагнул в бессмертие.

В это же время в другом отряде, бросился на амбразуру дзота комсорг пулеметной роты 349 батальона сержант Василий Попов. Отважные воины похоронены в одной могиле. За проявленное мужество, отвагу и способность жертвовать собой во имя Родины сержант А.Крамаренко награжден посмертно орденом Отечественной войны 1 степени.

6 мая 1978 года улица Морская была переименована в улицу Алексея Крамаренко.

 

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/49816/e149418f-aaf7-44b7-a2f1-c84d6aec3008/s1200

 

Самолет, установленный в честь летчика-испытателя первых самолетов с реактивным двигателем Г.Я. Бахчиванджи

 

Памятник в честь Г.Бахчиванджи.  В 1933 году он окончил авиатехническое училище, а в 1934 году — Оренбургскую школу пилотов. С началом Великой Отечественной войны, в 1941 году, лётчик добровольно уходит на фронт . Участвовал в обороне Москвы. Совершил шестьдесят пять боевых вылетов на самолёте МиГ-3, провёл 26 воздушных боёв. Сбил лично 2 вражеских самолёта .  15 мая 1942 года лётчик выполнил первый полёт на БИ-1 с работающим жидкостным ракетным двигателем (ЖРД). Полёт был произведён с аэропорта «Кольцово» в Свердловске. Погиб Бахчиванджи 27 марта 1943 года во время очередного испытательного полёта. Задание лётчику на его последний полёт предусматривало доведение скорости горизонтального полёта до 800 км/ч на высоте 2000 метров. По наблюдению с земли полёт, вплоть до конца работы двигателя на 78-й секунде, протекал нормально. После окончания работы двигателя истребитель, находящийся в горизонтальном полёте, на скорости свыше 900 км/ч, плавно вошёл в пике и под углом 50º ударился о землю.  


 

Материалы для проведения недели кубановедения в школе

Материалы для проведения недели кубановедения в школе

Вопросы викторины по кубановедению «Знатоки родного края » 1

Вопросы викторины по кубановедению «Знатоки родного края » 1

Выполни кресс-кросс Найди 5 названий птиц, обитающих в нашем районе

Выполни кресс-кросс Найди 5 названий птиц, обитающих в нашем районе

Выполни кресс-кросс Найди 5 названий народностей, проживающих в нашем крае

Выполни кресс-кросс Найди 5 названий народностей, проживающих в нашем крае

4 1 2 6 3 5

4 1 2 6 3 5

Сценарий линейки открытия недели

Сценарий линейки открытия недели

Ведущий ученик 1: От родного дома, школы, района начинается

Ведущий ученик 1: От родного дома, школы, района начинается

Все это родная Кубань. Ведущий ученик 2:

Все это родная Кубань. Ведущий ученик 2:

Чтец (Фоном звучат песни Кубанского казачьего хора)

Чтец (Фоном звучат песни Кубанского казачьего хора)

Свадьбы на Кубани (традиционно-бытовая культура кубанского народа)

Свадьбы на Кубани (традиционно-бытовая культура кубанского народа)

В народе говорили: « Прыйшла Покрова, зарэвла дивка як корова

В народе говорили: « Прыйшла Покрова, зарэвла дивка як корова

Кульминационным действием на сватовстве было разрезание хлеба невестой в знак согласия на брак

Кульминационным действием на сватовстве было разрезание хлеба невестой в знак согласия на брак

Жених с поездом отправлялся к невесте и забирал её, после чего они ехали в церковь венчаться

Жених с поездом отправлялся к невесте и забирал её, после чего они ехали в церковь венчаться

Обряд дарения (Импровизация учеников)

Обряд дарения (Импровизация учеников)

Гостей встречали сваты и ряженые с горилкой

Гостей встречали сваты и ряженые с горилкой

Вехи истории города Приморско-Ахтарска запечатлённые в памятниках

Вехи истории города Приморско-Ахтарска запечатлённые в памятниках

Героями флотилии считаются: Капитан третьего ранга

Героями флотилии считаются: Капитан третьего ранга

Материалы для проведения недели кубановедения в школе

Материалы для проведения недели кубановедения в школе

Материалы для проведения недели кубановедения в школе

Материалы для проведения недели кубановедения в школе

Мемориальный комплекс «Братские могилы»

Мемориальный комплекс «Братские могилы»

Памятник-барельеф Алексею Филипповичу

Памятник-барельеф Алексею Филипповичу

За проявленное мужество, отвагу и способность жертвовать собой во имя

За проявленное мужество, отвагу и способность жертвовать собой во имя
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.06.2020