д/о «Шьем сами»; 3 г. о.
Тема: Материалы и инструменты Характеристика и подбор ткани
Дата:
Цель: Ознакомление с понятием «лоскутная мозаика»
Задачи:
Образовательные:
1. Изучить назначение различных материалов и инструментов. Расширить знания о характеристиках тканей
Развивающие:
1. Развивать самостоятельность, инициативу;
Воспитательные:
1. Воспитывать трудовую дисциплину, бережливость.
Методы обучения: устное изложение нового материала, беседа, демонстрация наглядных пособий, показ трудовых приемов.
Объект труда: образец прихватки.
Наглядно-иллюстрированный материал: образцы тканей, плакат, технологическая карта, образцы изделий из лоскута.
Материально-техническое оснащение: ПК, видеопроектор, слайды, опорный конспект.
Оборудование, инструменты, материалы: швейная машинка, утюг, ножницы, иглы, ткань, рабочая тетрадь, ручка, линейка, таблицы по технике безопасности при работе с иглой, ножницами, швейной машине.
Тип занятия: комбинированный.
Этапы занятия:
I. Организационный этап
Проверка присутствия обучающихся (по журналу), проверка готовности обучающихся к занятию.
II. Основной этап
2.1. Сообщение темы и цели занятия
2.2. Проверка знаний обучающихся
Обучающиеся работают по карточкам контроля знаний.
Педагог: Из какого волокна изготавливают хлопчатобумажную ткань?
Какого происхождения это волокно?
Ответ детей: (Из хлопка, растительного происхождения). (Показ волокна)
Педагог: На какой стороне напечатанный рисунок более яркий и четкий?
Ответ детей: (На лицевой стороне) (Показ ткани)
Педагог: Как определить нити основы и утка на ткани? (Раздать образцы ткани)
Ответ детей: Нить основы идет вдоль кромки, а нить, идущая поперек нити основы – уток. По растяжению: нить основы не растягивается, нить утка – тянется. По нити, выдернутой из ткани: нить основы прямая, нить утка – извилистая.
Педагог: Что значит «стачать срезы»? Показать на образце.
Ответ детей: (Соединить детали по величине, строчками постоянного назначения по намеченным линиям).
Педагог: Что значит «разутюжить» шов? Обязательно демонстрация образца.
Ответ детей: (Разложить припуск шва на две стороны и закрепить их в таком положении.)
Педагог: Перечислите виды изделий из домашнего обихода, изготовленных из хлопчатобумажных тканей?
Ответ детей: (Постельное белье, занавески, покрывало и т.д).
Повторение правил техники безопасности:
· При работе за швейной машиной:
· При работе с утюгом:
· Организация рабочего места.
Объяснение нового материала
Удивительное рукоделие – лоскутное шитье издавна известно многим народам. Лоскутная техника – своими корнями уходит глубоко в древность. Кстати, где первоначально возникло лоскутное шитье?
Сообщение 1(Опережающее задание для обучающихся).
Историческая справка
Самое древнее
изделие в стиле лоскутной мозаики датируется 980 г. до нашей эры и было найдено
в Египте. В Европе лоскутная мозаика появилась около800 лет назад, во времена
крестовых походов. На юге Франции и Англии, где примерно до 1750 г. бережливые
женщины, выкроив из дорогого ситца одежду, стали использовать его остатки для
создания других изделий.
Таким образом, первоначально лоскутная техника возникла в результате нехватки
материалов и их дороговизны.
Сообщение 2
В России шить из лоскутков cтали во второй половине XIX в. в это время появился в продаже дорогой заморский ситец. Идеей для создания лоскутной техники послужили обыкновенные заплаты, которые обыкновенно ставились на еще крепкие, но слегка потертые вещи. Это помогло мастерицам прийти к мысли о возможности создания изделий из лоскутков.
Сообщение 3
В настоящее время
к шитью из лоскута относятся как к виду искусства. Художественные изделия из
лоскута по праву заняли достойное место среди произведений
декоративно-прикладного творчества во многих странах мира.
Экспозиции музеев таких стран, как США, Германия, Швейцария, Австралия,
содержат целые коллекции изделий в технике «Печворк».
Patchwork– лоскутная работа; сшитый из лоскута. Происходит от англ.patch–
заплатка или кусочек материала, лоскут, пятно неправильной формы;work–
работа. (Приложение
1)
Лоскутная техника не утратила своего обаяния и сегодня. Очень часто можно увидеть изделия, выполненные в технике лоскутной мозаики на страницах журналов мод, в убранстве кухни, спальни, гостиной, (салфетки, прихватки для горячего, скатерти, одеяла, пледы, панно),
аксессуарах (нарядная сумка, кошелек),
одежде (изящный летний костюм или стеганный жилет),
Лоскутная техника очень проста, поэтому доступна каждому. Для этого вида рукоделия не нужны какие-то особенные материалы, а лишь оставшиеся при раскрое кусочки ткани. (Приложение 2)
Выбор тканей по фактуре (мягкие, жесткие, прозрачные, блестящие, матовые).
По виду отделки (гладкокрашенные, пестротканые, с тематическим рисунком, набивные с геометрическим рисунком, набивные с цветочным рисунком, с каймой.).
(Демонстрация образцов тканей и самых обычных инструментов: ножницы и иголка).
В ход идут не только ткани, но и пряжа, тесьма, ленты, кружева. В качестве подкладочных материалов используется синтепон, ватин, фланель, драп. Быстро, а главное со вкусом подобрать ткани для выполнения изделия из лоскутков, поможет цветовой круг. Цвет имеет решающее значение в зрительном восприятии композиции.
(Учащимся раздается материал в виде карточек с примерами цветового сочетания)
Родственное цветовое сочетание имеет общий цветовой тон с различной насыщенностью. Это цветовое сочетание называется композицией и вызывает состояние покоя, равновесия. Контрастные сочетания не имеют общего цветового тона. Создаются яркие, сочные, живые композиции. Родственно-контрастные сочетания имеют один общий цветовой тон и два различных цветовых тона. Они вызывают чувства тепла и веселое настроение.
В лоскутной технике как правило, используются геометрические рисунки. Элементами этой мозаики могут служить: квадрат, прямоугольник, ромб, треугольник, 6-8-угольник. Их называют шаблонами. (Приложение 3)
Техника лоскутной мозаики – это создание лоскутного изделия по определенной схеме. Схема, как правило, представляет собой геометрический рисунок, состоящий из отдельных элементов. К ним относятся: шитье из полос, шитье из квадратов, шитье из многоугольников, шитье из прямоугольных треугольников.
Лоскутные изделия часто отделываются различными деталями, которые не только дополняют и разнообразят эти изделия, но и придают им декоративность. Оригинальный способ украшений изделий известный с давних времен национальной русской одежде и убранстве жилища является отделка фестонами.
Фестон – это один из выступов зубчатой каймы по краям штор, занавесей, отделке белья, одежды и т.д.
По вариантам исполнения фестоны подразделяются на три группы: геометрические, драпированные, навесные, комбинированные. Особую пышность и нарядность вносят в изделие из лоскута оборки, рюши, воланы. (Приложение 4)
Сегодня мы начнем изготавливать прихватку, состоящую из квадратов ткани одинаковой величины, но разных цветов. На сегодняшнем занятии мы изготовим лицевую часть прихватки, в стиле лоскутной мозаики.
Физкультминутка (2мин)
III. Практическая часть
Показ трудовых приемов.
Технологические карты на столах у обучающихся, по которым начинаем выполнение прихватки (Приложение 5).
Самостоятельная работа обучающихся и текущее инструктирование.
Целевые обходы.
· Проверка своевременного начала работы и организации рабочего места обучающихся.
· Проверка правильного выполнения приемов сметывания срезов.
· Проверка соблюдения технологической последовательности выполнения работы.
· Проверка правильного пользования документацией письменного инструктирования.
· Контроль качества выполнения операции, современного предупреждения ошибок.
· Проверка соблюдения учащимися правил техники безопасности.
· Проверка применяемых способов самоконтроля.
· Прием и оценка практических работ обучающихся.
IV. Релаксационный
Педагог: Какие изделия можно выполнить из лоскутков?
Педагог: Какие инструменты и материалы необходимы для выполнения работ из лоскутков?
Педагог: Что обозначают слова «печворк», «шаблон», «фестон», «композиция»?
Педагог: Из каких операций складывается процесс изготовления прихватки?
Педагог: Какой ткани отдается предпочтение в лоскутной технике?
V. Заключительный
Сообщение о достижении цели занятия
Педагог: Цель занятия достигнута, обучающиеся хорошо освоили лоскутную технику и закрепили на практике весь учебный материал.
Анализ лучших работ.
Показ лучших работ.
Разбор типичных ошибок: перекошенная прихватка, не соблюдена нить основы, кривой шов стачивания, шов вытянут утюгом, несовмещение середины прихватки.
Рассмотрение случаев потери рабочего времени.
Сообщение критериев оценок и их аргументов.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.