Материалы к «Шинели» Н.В. Гоголя
ЦЕЛИ: 1) освоить понятие «маленький человек», выявить идею рассказа на основе анализа образов, сюжета и композиции произведения; совершенствовать умение выявлять детали в тексте, умение сопоставлять произведения литературы, живописи и музыки;
2) совершенствовать коммуникативные навыки: участвовать в коллективном обсуждении, высказывать (письменно) мнение по предложенной теме на основе сопоставления разных точек зрения;
3) создать условия для формирования гуманистического мировоззрения.
ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийная презентация к уроку, раздаточный материал.
«Образ «маленького человека»
- Повесть Н.В.Гоголя, написанная в 1841г., оставила значительный след в истории литературы: известна крылатая фраза, принадлежащая французскому критику Эжену Вогуэ: «Все мы вышли из гоголевской «Шинели» (ошибочно приписывается Достоевскому, который ее повторял в беседе) Вокруг повести шли горячие споры.
– Что же такого замечательного было в повести? Чем, на ваш взгляд, она могла привлечь такое внимание?
- Повесть «Шинель» вызвала к жизни целый ряд произведений, в которых главным героем был особый тип человека – «маленький человек». Считается, что первым «маленьким человеком» в русской литературе был станционный смотритель Самсон Вырин. В творчестве Гоголя этот образ нашёл наиболее яркое отражение. Какие предположения можно сделать о том, каков «маленький человек»? (Учащиеся, уже прочитавшие повесть «Шинель» отметили такие качества, как незаметность, униженность, одиночество, существование в своём мирке, появление цели в жизни героя, ради которой он пошёл на жертвы, бессмысленность существования, бедность)
- Познакомимся с этим понятием.
Маленький человек – герой, занимающий одно из низших мест в социальной иерархии, что определяет его психологию и общественное поведение. Отличительные черты этого героя: приниженность, острое ощущение несправедливости, уязвлённая гордость. Сюжет произведения строится на истории обиды, оскорбления или несчастья «маленького человека. Как правило, «маленькому человеку» противопоставлен другой герой – высокопоставленный человек, «значительное лицо».
- Как же в воображении писателя возник этот этот образ «маленького человека»? Прочитаем отрывок из воспоминаний П.В.Анненкова об истории создания повести (см. презентацию).
- Попытайтесь заполнить пропуски в отрывке из статьи Ю.Манна «Одно из глубочайших созданий Гоголя». (см. презентацию, раздаточный материал задание.
Сверимся с первоисточником: «Гоголь изменял и перерабатывал реальный материал таким образом, чтобы на первый план выступила гуманная идея. Он взял тишайшее и безобиднейшее существо, не обнаруживавшее никогда никаких притязаний, разве притязание на самое необходимое - на «шинель». И вот этого-то человека жизнь беспощадно наказывает и уничтожает, как какого-то злодея и преступника».
Вот эта-то гуманная идея и запала в души многих читателей. Для тех времен повесть была нова. Гоголь настолько мастерски описал историю своего героя, что некоторые не могли сдержать слез.
Работа с текстом
Обратимся и мы к тексту повести, проверим, насколько хорошо вы его помните. Вставьте пропущенные слова. (см. раздаточный материал задание 3).
Вопросы для обсуждения:
1) Итак, Гоголь говорит, что герой был вечным титулярным советником. Почему вечным? Следующий по классу после чина титулярного советника чин коллежского асессора давал право на потомственное дворянство. Дворянство остерегалось чрезмерно пополняться за счет незнатных. Большинство титулярных советников навеки оставались в этом чине, не рассчитывая на большее; их называли «вечными титулярными советниками», а насмешливо — штулярами или титуляшками. Название чина происходило от слова «титулярный», то есть «номинальный» — как бы уже не секретарь, но еще не полноправный советник, своего рода кандидат в советники. Так что герой наш был не знатен.
2) Хотя писатель и уверяет в том, что имя героя не выисканное, но значение этого имени говорит об обратном: Акакий (др.-греч. Ἀκακιος) – мужское имя, в переводе с греческого языка – «не делающий зла», «неплохой». Один из святых, носивших это имя – Акакий (к. III — н. IV веков) – христианский святой, мученик, подвергнут казни при императоре Ликинии за открытое исповедование христианства. Из его жития известно только о перенесенных им пытках, которые не причинили ему вреда. Святой был казнен путем отсечения головы, из раны по преданию вытекла кровь и молоко.
3) Сравнение Акакия Акакиевича с мухой позволяет представить, насколько «маленького человека» не удостаивали вниманием. Мало того: его не считали за человека. Такой прием называется литотой.
Литота — это образное выражение, стилистическая фигура, оборот, в котором содержится художественное преуменьшение величины, силы значения изображаемого предмета или явления. Литота в этом смысле противоположна гиперболе, поэтому по-другому её называют обратной гиперболой.
4) Гоголь хотя и с некоторой усмешкой описывает неловкого Акакия Акакиевича, но его смех беззлобный в отличие от жестоких насмешек и издевательств чиновников-коллег. Юмористический тон повествования меняется, когда Гоголь описывает молодого чиновника, которого поразили слова Акакия Акакиевича. Юноша увидел в нём такого же человека, как и он сам: «Я брат твой», т.е. я также создан Богом по образу и подобию его. Эти слова перевернули жизнь молодого человека, в то время как для большинства других Акакий Акакиевич продолжал быть «мухой».
5) Гоголь подчёркивает и ещё одну важную черту в Акакие Акакиевиче: он служит «с любовью», нельзя отметить у других чиновников. Пусть его любовь – это любовь всего лишь к буквам, но в переписывании бумаг он своего рода мастер: каллиграфический почерк является искусством, особенно во времена, когда делопроизводство велось в рукописной форме.
6) В северной столице с её суровым климатом главным врагом бедных чиновников был мороз, ибо бедные люди не могли себе позволить иметь несколько видов верхней одежды в зависимости от погоды. Обычно мужчины в холодное время носили шинель: это была одежда, как военных, так и штатских, причем покрой шинели в XIX в. отличался от современного. Женщины же в домашнем обиходе надевали капот – род халата. Сослуживцы Акакия Акакиевича подтрунивали над шинелью Акакия Акакиевича, называя ее капотом, подчеркивая низкое социальное положение, приравнивая его к женщине.
- Шинель Акакия Акакиевича, уже и до этого не раз чиненная, а потому и потерявшая приличный вид, обветшала вконец. Прочитаем по ролям диалог Акакия Акакиевича и Петровича, постараемся передать характер и чувства героев во время этого разговора.
- Итак, пошив новой шинели стал той неожиданностью, которая вывела Акакия Акакиевича из равновесия: денег у него на новую шинель не было да и привыкнуть к мысли, что в его жизни что-то изменится, ему было нелегко. Однако шинель всё-таки была сшита.
Домашнее задание: найти цитаты, характеризующие Акакия Акакиевича в период «капота» и период новой шинели, результаты занести в таблицу и сделать вывод об изменениях, произошедших с героем.
|
Период «капота» |
Период новой шинели |
Отношение к переписыванию бумаг |
Там, в этом переписываньи, ему виделся какой-то свой разнообразный и приятный мир |
Один раз, переписывая бумагу, он чуть-было даже не сделал ошибки… после обеда уж ничего не писал, никаких бумаг |
Отношение к внешнему миру и развлечениям |
Ни один раз в жизни не обратил он внимания на то, что делается и происходит всякой день на улице… даже тогда, когда всё стремится развлечься, Акакий Акакиевич не предавался никакому развлечению. |
Акакий Акакиевич глядел на всё это, как на новость. Остановился с любопытством перед освещенным окошком магазина… даже побежал-было вдруг, неизвестно почему, за какою-то дамою… |
Отношение к своей одежде самого героя и сослуживцев |
Он не думал вовсе о своем платье: вицмундир у него был не зеленый, а какого-то рыжевато-мучного цвета… Шинель Акакия Акакиевича служила тоже предметом насмешек чиновникам… шинель-то, сукно… вот видишь, везде в других местах совсем крепкое, оно немножко запылилось, и кажется, как будто старое, а оно новое… |
скинул шинель и повесил ее бережно на стене, налюбовавшись еще раз сукном и подкладкой, и потом нарочно вытащил, для сравненья, прежний капот свой, совершенно расползшийся. Ой взглянул на него, и сам даже засмеялся: такая была далекая разница! Все в ту же минуту выбежали в швейцарскую смотреть новую шинель Акакия Акакиевича. Начали поздравлять его, приветствовать… |
Отношение к переменам в жизни |
нет, лучше дайте я перепишу что-нибудь… При слове «новую» у Акакия Акакиевича затуманило в глазах, и всё, что ни было в комнате, так и пошло пред ним путаться. |
Сердце его, вообще весьма покойное, начало биться… Он чувствовал всякой миг минуты, что на плечах его новая шинель, и несколько раз даже усмехнулся от внутреннего удовольствия. |
- Шинель преобразила Акакия Акакиевича и его жизнь:
«С этих пор как будто самое существование его сделалось как-то полнее, как будто бы он женился, как будто какой-то другой человек присутствовал с ним, как будто он был не один, а какая-то приятная подруга жизни согласилась с ним проходить вместе жизненную дорогу, — и подруга эта была не кто другая, как та же шинель на толстой вате, на крепкой подкладке без износу. Он сделался как-то живее, даже тверже характером, как человек, который уже определил и поставил себе цель. С лица и с поступков его исчезло само собою сомнение, нерешительность, словом все колеблющиеся и неопределенные черты. Огонь порою показывался в глазах его, в голове даже мелькали самые дерзкие и отважные мысли…»
- Благодаря шинели Акакий Акакиевич впервые оказывается вечером на улице Петербурга. См. «Петербург Гоголя».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.