Материалы к занятию по «Мертвым душам» Н. В. Гоголя в 10 классе
Оценка 4.9

Материалы к занятию по «Мертвым душам» Н. В. Гоголя в 10 классе

Оценка 4.9
Работа в классе +2
doc
22.05.2021
Материалы к занятию по «Мертвым душам» Н. В. Гоголя в 10 классе
Материалы к занятию по «Мертвым душам» Н. В. Гоголя в 10 классе
Материалы к уроку по Мертвым душам.doc

 

Материалы к занятию по «Мертвым душам» Н. В. Гоголя в 10 классе

 

Литература всегда обращена к читателю. Она только тогда жива, когда побуждает читателя мыслить и чувствовать. Процесс общения в системе «учитель-ученик-художественное произведение-автор-жизнь» – движение навстречу друг другу, движение в малом и Большом времени. Живая, сложная природа всех участников диалога и мироощущение человека эпохи информации делают этот процесс сегодня исключительно важным.

В центре внимания – пути развития читательской интерпретации: от диалога с событиями текста и его героями – к событию и диалогу с миром и самим собой. Опыт вдумчивого чтения В.Г. Маранцмана. Чтобы понять художественное произведение и автора, нужно душевно измениться. Становление и развитие диалога ученика с литературным текстом, героем, автором и самим собой, что находит выражение в творческой работе учащихся.

Методика: от автора – через текст-к самому себе. Которая включает в себя:

1.                  Выявление авторской позиции

2.                  Анализ и интерпретация художественного произведения

3.                  усиление эстетического воздействия на учащихся посредством реализации межпредметных связей при изучении художественного произведения,

4.                  познание самого себя

5.                  формирование мировоззрения: я-мир-я в мире.

Прежде чем оценивать произведение, выражать свое личное отношение к герою, его поступку, учащийся должен быть знаком с позицией автора.

Знакомство с личностью автора требует, в первую очередь, заинтересованности педагога в том, чтобы эта встреча состоялась. «Дети появляются на свет такими же, как и сто или тысячу лет назад. С тем же сердцем, желанием, разумом, что и всегда. В них всегда живет негасимое желание истины, добра, красоты, желание быть счастливыми. Но каких отцов, каких учителей, как свидетелей реальности своих убеждений они видят перед собой?» – отмечает современный итальянский педагог Франко Нембрини, с сожалением констатируя факт равнодушия и формального подхода современных учителей-словесников.

Позиция современного итальянского педагога Франко Нембрини не нова, уже в методике преподавания петербургского педагога Евгения Ильина именно обращение к фактам жизни и ярким моментам биографии писателя является той действенной ступенькой на пути к литературному олимпу.

 

Изучение «Мертвых душ» Гоголя изучается в 10 классе. В истории русской литературы творчество именно этого писателя является переломным - и мы будем рассматривать изображение человека исходя из гоголевской традиции, как гоголевское изображение повлияло на последующую литературу и как его видение человека было трансформировано в современной литературе. Это огромный материал, и мы будем его дозировать, вместе искать точки наших будущих разговоров о каждом из писателей.

 

Итак, если вы хотите рассказать о помещиках, их характере и сделать этот рассказ ярким, вам не обязательно подбирать массу иллюстраций. Хотя их существует тысячи прекрасных. Вы приносите на занятие вещь: кусочек лимона, чайницу, мешочек, трубку…

Вы можете открыть книгу на 14-й странице: уже второй год… (на какой странице лежала книга у Манилова?).

Задание:

В.Н. Топоров – исследователь «чудесного» в обыкновенном, говорит о «памяти вещей», о том, что вещи, которыми владел или владеет человек, «помнят» своего хозяина, впитали его энергию и несут информацию о нем.

Согласны ли вы с утверждением, что вещи, которыми владеет человек, обстановка его жилья может многое о нем «рассказать»? Какие предметы, вещи, на ваш взгляд, являются важными при рассмотрении образов Чичикова и помещиков, указывают на их внутреннюю сущность?

Можно дать работать в группах, представить каждого из помещиков.

 

Аргументируйте свой ответ примерами из текста.

 

Чичиков

«подручный ящичек» - шкатулка, ларчик

Плюшкин

 

 

 

 

 

 

 

И мы можем на уроке заняться одним предметом, он скажет нам больше, чем лекция. При изучении крупных произведений язык детали может облегчить работу учителя по подаче авторской позиции.

Например, в качестве опережающего задания: семантика слова ларец, сундучок

 

1.                   «Шкату'лка  [поль. szkatu;ka, szkatu;a, швед. sk;tull, нuм. Schachtel], фрн. [?, итал. scatola, ср.-лат. scatula], ларчикъ, баульчикъ, укладочка, подручный ящичекъ разнаго вида, денежный, съ письменнымъ приборомъ и пр.» (В. Даль).

2.                  Ларец и ларчик – уменьшительные формы  слова «ларь»: в древнерусск. - ящик с богатой одеждой, ящик для хранения книг и драгоценностей. В новгородских говорах ларь – домовина, гроб.

3.                    У Гоголя ларец – синонимичен – сундучок.  Получив должность, он тут же «сундук свой … отправил секретно домой и на другой день очутился уже на другой квартире».

4.                  Слово «сундучок» заимствовано из тюркских языков, в которых имеет ряд значений: сундук, ящик, урна, гроб, касса, рака. Смысловая цепочка – ларец – сундучок – ящик –  гроб (рака) – архив – сокровищница.

5.                  В европейской дохристианск. традиции  известно символическое значение ларца, сундучка как вместилища человеческой души, жизни и смерти. Ср.: ящик Пандоры, сундучок с Кощеевой смертью.

Данная работа позволит нам углубить понимание образа Чичикова – Гоголь хотел провести этого человека через ад и чистилище к свету и обретению истинной жизни в Боге.

 

Показать прекрасного человека – такова была главная цель творчества писателя. И когда мы знаком детей с жизнью и творчеством зрелого Гоголя мы должны говорить о его духовных исканиях и приходе к вере.

Его друг, болевший туберкулезом, художник А. Иванов «Явление Христа народу» изобразил Гоголя таким.

Картина – где здесь Гоголь?

Почему художник изобразил Гоголя на этой картине?

С этих вопросов мы можем начинать говорить о нем в 10 классе. С этой картины начинается у нас раздел учебной программы. Она знаковая для второй половины 19 века.

Гоголь, который хотел уйти в монастырь.

Оптина пустынь и баранки. Старец Макарий.

Гоголь, который отрекся от своих мараний. Что он называл мараньями?

Мы вспоминаем «Ночь перед Рождеством». Сегодняшний читатель Гоголя, каким он его хочет помнить?

Кино – самый известный и доступный вид искусства сегодня. Дети сидят в ютубе, они делают уроки и слушают. Гоголь в кино 20 и уже 21 века – это отдельная тема. Мы видим здесь Гоголя – сатанистом или озабоченным психопатом.

Перечисляем кино.

На мой взгляд, единственным режиссером, которому удалось сегодня примирить высокое кино с массовым – это Павел Лунгин и его «Дело о Мертвых душах». Это, на мой взгляд, самый достойный ответ Гоголю в кино, за такое не может быть стыдно.

Здесь – симбиоз всего творчества писателя. Гоголь как гипертекст: его личные записи, тексты поэмы, ревизора и Записок сумасшедшего.

Отрывок Павел Лунгин – субтитры.

Там прекрасно сняты персонажи – один только губернатор – Сергей Гармаш.

Отрывок. Это очень близкое к Гоголевскому пониманию русского характера.

Русская душа, русский характер, русская идея, русские мальчики – Гоголь является основоположником этих образов в русской литературе.

И. Золотусский писал: «До Гоголя русские писатели боялись спуститься в бездну, на страже которой стояло молчанье. Первым из русских писателей туда начал спускаться Гоголь».

 

Уже в поэме «Мертвые души» мы видим пути реализации поиска прекрасного человека, которые наметил Гоголь. И это осуществляется через образы насекомых и сада.

Образы насекомых в «Мертвых душах»

Мы можем предложить учащимся, одаренным и высокомотивированным, подготовить исследование, которое может быть положено в основу проведения научного семинара или даже конференции на уроке.

Например, Образы насекомых в поэме Гоголя «Мертвые души», посредством которого в тексте реализуются смерть и обновление, жизнь персонажей.

Проблемный вопрос: Оживут ли души Чичикова и помещиков в поэме?

Известно влияние «Божественной комедии» Данте Алигьери на творчество Гоголя.

Насекомые:

1.                  Составляющие пейзажа

2.                  Характеристика социально-бытовых условий жизни

3.                  Символическое значение: смерти и/ли жизни

 

Насекомые у Гоголя, в первую очередь, служат для воссоздания фона события: как составляющие пейзажа – «Вечерах», «Миргороде». Например, в излюбленном гоголевском пространстве широкой, удалой степи звуки насекомых сливаются в стройный хор: «и что за вечер! Как волен и свеж воздух! <…> степь краснеет, синеет и горит цветами; перепелы, дрофы, чайки, кузнечики, тысячи насекомых, и от них свист, жужжание, треск, крик и вдруг стройный хор»; или описание Гоголем ночной степи в «Тарасе Бульба»: «Они слышали своим ухом весь бесчисленный мир насекомых, наполнивших траву, весь из треск, свист, стрекотанье, - все это звучно раздавалось среди ночи, очищалось в свежем воздухе и убаюкивало дремлющий слух».

Образы насекомых также используются писателями в качестве характеристик социального пространства: в этом случае их наличие детерминируются образом жизни персонажа: так, вполне объяснимыми представляются множество тараканов, которые, «как чернослив», заполонили пространство комнат в гостинице города N, а таракан, залезший в ухо Григория Григорьевича, в доме которого, по всей видимости, не часто проводилась качественная уборка, не требует специальных комментариев.

 

Образ мухи, пожалуй, самый значимый и частотный в христианской семиосфере.

С. Шевырев, рассматривая аналогии между «Божественной комедией» Данте и «Мертвыми душами», выделял образ мух как значимый в воссоздании пространства смерти в обоих произведениях. Ю. Манн, Е. Смирнова, А. Асоян, например, также акцентируют внимание на этом образе и опять-таки в контексте итальянской поэмы.

 

Мухи

Поэма, написанная Данте Алигьери в период приблизительно с 1308 по 1321 годы...

Ад: 64. Презренный род, не живший никогда,

Ногой и бледный, был язвим роями

И мух и ос, слетавшихся туда.

67. По лицам их катилась кровь струями,

И, смешана с потоком слез, в пыли,

У ног, съедалась гнусными червями.

Известен Библейский образ «мухи в янтаре», как символа греха, заразы, зла, смерти. Библия упоминает адского князя Вельзевула, чье имя – Баал-Зебуб (в пер. – «повелитель мух»). Мухи-бесы посылаются самим «князем мира сего», умножая зло в мире посредством проникновения в человека и его микромир. Муха как предвестница смерти проходит лейтмотивом через все художественное пространство Гоголя, где сама атмосфера пошлости - духовного оскудения персонажей, способствует формированию «мертвой бесчувственности жизни», состояний уныния и отчаяния. «Мухам Гоголя» уделялось много внимания в литературоведении. Еще современник писателя Но, на наш взгляд, никто не рассматривал этот образ в контексте универсальных христианских представлений, где мухи рассматриваются как кара Божия. У пророка Исайи (Ис.7,18) и в Исходе читаем: «Так и сделал Господь: налетело множество мух в дом фараонов, и в домы рабов его, и на всю землю Египетскую: погибала земля от песьих мух» (Исх.8,24). «Черною тучею» покрывают мухи потолок в доме старосветских помещиков, «очень много мух» в доме Григория Григорьевича, в «Повести о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» гостям непременно залетала в нос муха. В ужине Башмачкина неизменно находятся мухи, чернильница Плюшкина содержит множество мух на дне; а Чичиков в гостях у Коробочки испытал явное неудобство от назойливых насекомых: «мухи все обратились к нему: одна села ему на губу, другая норовила как бы усесться на самый глаз». Мухи вредят человеку, пытаясь осквернить его и его жилище (вспомним хотя бы портрет герцогини Лавальер и другие портреты в доме помещиков, бессовестно запачканные мухами). Нашествие насекомых на нечестивых грешников, коими являются персонажи Гоголя, вполне применимы в данном значении. Бесспорно, Гоголь обладал не только обостренным восприятием зла в мире и мог «прочесть» олицетворения его в «реальных» пространствах; но был хорошо знаком с воззрениями украинцев на природу. Так, по поверьям карпатских украинцев, дьявол может обращаться в оводня («сородича» мухи). В отрывке «Рим» Гоголь, описывая город искусства и муз, вводит образ дьявола, который способен вмешиваться в чистое, совершенное искусство (эта тема будет разработана в программном произведении писателя - «Портрет»). Над прекрасными, величественными римскими развалинами, блестящими фонтанами пролетает «крылатое насекомое, несущееся стоймя, как человек, известное под именем дьявола, ударялось без толку ему в очи».

Следующим зловредным образом в христианской символике является образ саранчи. Олицетворение болезни, смерти, бедствий, в Библии саранча упоминается дважды – в Ветхом Завете как Божья кара грешникам-язычникам (египтянам): «И напала саранча на всю землю Египетскую и легла по всей стране Египетской в великом множестве: прежде не было такой саранчи, и после не будет такой; она покрыла лице всей земли, так что земли не было видно, и поела всю траву земную, и все плоды древесные…и не осталось никакой зелени ни на деревах, ни на траве полевой во сей земле Египетской» (Исх.10,14-15). И в Откровении Иоанна Богослова - саранча будет одним из испытаний-судилищ для грешных людей перед Вторым Пришествием. «И дана была ей власть, какую имеют земные скорпионы. И сказано было ей, чтоб не делала вреда траве земной, и никакой зелени, и никакому дереву, а только одним людям, которые не имеют печати Божией на челах своих» (Откр.9,3-4). В обоих случаях саранча – кара Божья.

Червь в христианской символике имеет несколько значений. Во-первых, этот образ могут принимать на себя демоны. Во-вторых, в святоотеческой литературе червь олицетворяет собою страсть, носителями и переносчиками которой выступают бесы, стремящиеся подчинить себе волю человека. Гоголь в поэме рассказывает о бесчисленных людских страстях: «Быстро все превращается в человеке; не успеешь оглянуться, как уже вырос внутри страшный червь самовластно обративший к себе все жизненные соки». В-третьих, мучения червем наряду с огнем и колючим холодом рассматриваются в христианстве как возможные адские муки, уготованные грешникам. Св. Димитрий Ростовский так исчисляет эти муки: «Будет же тамо и непрестанное червей томление, которые будут тамо непрестанно терзати и ясти человек грешных, и никогда они умрети не имут, ибо речено есть: червь их не умрет (Мк.9,44)». Путь Чичикова во втором томе поэмы становится прохождением через мытарства, которые в православии понимаются как судилища-испытания, через которые проходит душа усопшего. В конце пути истязаний душа отходит либо к раю, либо к аду. «Если в душе человека ангелы найдут больше грехов, то удерживают ее на время и заключают в темнице неведения Бога: там они мучат ее, доколе сила Божия попустит им мучить». В тюрьме за душу Чичикова начинают бороться добрый посланник («ангел») Муразов и посланник сатаны (-юрисконсульта) Самосвистов. Чичиков мучается своим несовершенством - «он повалился на землю, и плотоядный червь грусти страшной, безнадежной обвился около его сердца» [39,т.5,с.343]. В литературоведении образ Чичикова трактовался по-разному, и в одном из значений он рассматривается как антихрист [Мережк.]. В. Набоков, называя Чичикова «агентом дьявола», сравнивает персонаж Гоголя с «тугим, кольчатым, телесного цвета червем», нутро которого «и правда точит червь» - этим, безусловно, ставя знак равенства между бесом и Чичиковым в образах червя

Представления о бабочке двойственны: с одной стороны, она символизирует человеческую душу, с другой – является воплощением демонов (ангелов смерти). У Гоголя в 1 томе «Мертвых душ» в главе о Плюшкине находим намек на бабочку как олицетворение души. Известно, что три стадии развития бабочки символически соответствуют трем ступеням развития души: стадия личинки характеризует человека как тварь невежественную, беспомощную, непросвещенную; куколка – человек, который стремится к совершенству, ищет истину; наконец, бабочка – развитая, просветленная душа, освободившаяся из плена своей греховной природы – «могилы». В комнате Степана Плюшкина висит «люстра в холстинном мешке, от пыли сделавшаяся похожею на шелковый кокон, в котором сидит червяк». Эта «стадия куколки» - души персонажа, наряду с образами полуразрушенных церквей в его имении, цветущего кустарника, выросшего на куче мусора, двух еще не совсем слепых окна и т.д. подспудно указывает на возможность духовного возрождения гоголевского персонажа.

В религиозной мысли паук – олицетворение темной, бесовской силы, черной стороны в природе человека, греховных побуждений-страстей. В «Невском проспекте» в комнате проституток, - в «жилище адского разврата» паук «застилал своею паутиною лепной карниз». По другим представлениям, паука трактуют как человеческую душу. В комнате Плюшкина «паук уже приладил паутину» к часам. Душа его застыла в своем развитии (стадия куколки), но наличие образа часов указывает на возможность его становления во времени (для персонажа будущее заложено в прошлом, вещных свидетелей которого он и собирает вокруг себя).

Предвестниками смерти в религиозно-мистических представлениях являются блохи (вши). Кроме того, блох и вшей нельзя давить на столе, чтобы не осквернить тем самым «престол Божий». В художественном пространстве смерти и «мертвых душ» Чичикова и Ноздрева всю ночь «нестерпимо больно» кусали «маленькие, пребойкие насекомые» - «ведьмы-блохи».

Оса (вследствие своей кусачести) – нечистое насекомое, олицетворение бесовской силы, «пчела дьявола». «Звон мух» в «Старосветских помещиках» сопровождался «пронзительным визжанием ос».

Таким образом, мы проводим огромную текстологическую работу.

Подобным образом мы обращаемся к образам сада, церкви, свечи и пр. (см. презентацию).

Задание: найти в поэме примеры света. Есть ли в этой ночи, тьме лучи света, божетственного огня?

Гоголь писал: «Блестит вдали какой-то луч спасенья, святое слово Любовь»

Мотив света тоже имеет интересную и глубокую реализацию у Гоголя: СМ.слайды.

Мы говорим о глубинах познания человека, которые предлагает русская литература.

Далее мы обратимся к теме страстей и страданий человека, как она рассматривается от Гоголя и в современной литературе.

 

Тема страстей-страданий человека в русской литературе

 

«он повалился на землю, и плотоядный червь грусти страшной, безнадежной обвился около его сердца».

Человек страдает от собственного несовершенства. И пространство ада, которое создает Гоголь – лишь иллюстрация душевной темноты, мрака внутри человека.

Может ли Чичиков вызывать сострадание? Можно ли его оправдать?

Гоголь был первым, кто подобно анатому стал разбирать человеческую душу.

Гоголь описал страсти – страдания души.

- Страсть – с  церковнославянского языка слово страсть переводится как страдание (отсюда, например, слово страстотерпец, то есть терпящий страдания, мучения).

Страсть = грех=болезнь души.

И действительно, ничто так не мучает людей — ни болезни, ни что другое, — как собственные страсти, укоренившиеся грехи. Сначала они служат удовлетворению греховных потребностей, а потом люди сами начинают служить им: 

*всякий, делающий грех, есть раб греха (Ин 8, 34).

*Зависимость— это состояние, характеризуемое невозможностью существования человека без чего-либо. Предмет зависимости постепенно входит в повседневную жизнь человека и вскоре становится самой жизненной целью зависимого.

Задание:

Исходя из предложенных определений, как Вы понимаете высказывание «раб греха», можно ли считать грех «господином», хозяином над человеком?

- Найдите в тексте поэмы рассуждения Гоголя о страстях….

“Бесчисленны, как морские пески, человеческие страсти, и все не похожи одна на другую, и все они, низкие и прекрасные, вначале покорны человеку и потом уже становятся страшными властелинами его».

Какими страстями, на ваш взгляд, болеют души помещиков и Чичикова.

Заполните таблицу, подтвердите примерами из текста свое определение.

Помещик

Страсть

Примеры из текста

 

 

 

Как вы полагаете, являются ли страсти врожденными или приобретаются человеком в течение жизни?

Сам Н.В. Гоголь менял свою точку зрения на человеческие страсти:

1.                  Страсти – врожденные качества человека.

«Но есть страсти, которых избранье не от человека. Уже родились они с ним в минуту рождения его, и не дано ему сил отклониться от них. Высшими начертаньями они ведутся, и есть в них что-то вечно зовущее, неумолкающее во всю жизнь». Земное великое поприще суждено свершить им: все равно, в мрачном ли образе, или пронестись светлым явленьем, возрадующим мир – одинаково вызваны они для неведомого человеком блага.

2.                  Человек не рождается со страстью, он приобретает ее в течение жизни.

Выступите в роли защитника какой-либо позиции, используя в качестве примера образы помещиков или Чичикова.

 

Страдание и сострадание – вот что Гоголь дал русской литературе.

 

 


Материалы к занятию по «Мертвым душам»

Материалы к занятию по «Мертвым душам»

В.Н. Топоров – исследователь «чудесного» в обыкновенном, говорит о «памяти вещей», о том, что вещи, которыми владел или владеет человек, «помнят» своего хозяина, впитали его…

В.Н. Топоров – исследователь «чудесного» в обыкновенном, говорит о «памяти вещей», о том, что вещи, которыми владел или владеет человек, «помнят» своего хозяина, впитали его…

Гоголь, который отрекся от своих мараний

Гоголь, который отрекся от своих мараний

Образ мухи , пожалуй, самый значимый и частотный в христианской семиосфере

Образ мухи , пожалуй, самый значимый и частотный в христианской семиосфере

Египетской» (Исх.10,14-15). И в

Египетской» (Исх.10,14-15). И в

Предвестниками смерти в религиозно-мистических представлениях являются блохи (вши)

Предвестниками смерти в религиозно-мистических представлениях являются блохи (вши)

Как вы полагаете, являются ли страсти врожденными или приобретаются человеком в течение жизни?

Как вы полагаете, являются ли страсти врожденными или приобретаются человеком в течение жизни?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.05.2021