МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ №2
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
«ЖИВОПИСЬ»
Предметная область
ПО.01.ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО
МАТЕРИАЛЫ УЧЕБНО- МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКТА К ПРОГРАМММЕ
по учебному предмету
ПО.01.В.02. ЦВЕТОВЕДЕНИЕ
Автор : Смирнова Елена Петровна
Преподаватель высшей категории
МБУ ДО ДШИ№ художественное
отделение
г.о.Жигулевск
2023.
УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ
предусматривать логически последовательное изложение учебного материала;
предполагать использование современных методов и технических средств, позволяющих обучающимся глубоко осваивать учебный материал и получать навыки по его использованию на практике;
соответствовать современным научным представлениям в предметной области;
обеспечивать межпредметные связи;
обеспечивать простоту использования для педагогов и обучающихся.
УМК: компоненты, виды материалов:
• Учебные
Учебники, учебные пособия, сборники упражнений, сборники хрестоматии, рабочие тетради .
1.Алексеев С.С. О цвете и красках.-М.,1962.
2.Василевская Л.А. Специальное рисование (учебное издание).-М., Высшая школа,1969.
3.Кириллов В.А. Цветоведение.-М.,Легпромиздат,1957г.
4.Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись (практическое пособие).-М.,Высшая школа,1992г.
5.Козлов В.Н. Основы художественного оформления текстильных изделий. Учебник для вузов.-М., Лёгкая и пищевая промышленность.
6.Кузьмичёв И.К. Лада.- М., Молодая гвардия,1990г.
7.Г.И. Кулебанин «Рисунок и основы композиции». М., 1978
«Школа изобразительного искусства».Т. 3,4,5. «Изобразительное искусство», 1989
8.«Рисунок. Живопись. Композиция». Хрестоматия. М., Просвещение, 1989
«Альбом по искусству с иллюстрациями»
9.«Изобразительное искусство в школе». Сборник. М., Просвещение, 1990
10.Бесчастнов Н.П. «Пейзаж». М., Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2005
11.Логвиненко Г.М. «Декоративная композиция» М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004
12.Шорохов Е.В. «Основы композиции». М., Просвещение, 1979
13.Шорохов Е.В. «Композиция». М., Просвещение, 1986
• Учебно-методические
Учебно-методические пособия, «школы обучения»
1.Московская школа дизайна. Методические материалы . Серия «Дизайн -образование» . –М., 1991г.
2.Нюрберг Н.Д. Курс цветоведения. М.-Л., Государственное издательство лёгкой промышленности,1982г.
3.Освальд В. Цветоведение. – М., Промиздат,1926г.
4.Рисунок и живопись.-М.,Искусство,1961г.(Аксёнов, Закин,Зонненшраль).
5.Сычёв Ю. Четвёртое измерение цвета.-«Художественный совет»,1997г.
6.А.Е. Терентьев «Рисунок в педагогической практике учителя изобразительного искусства». М, Просвещение, 1981
7.Подборка журналов «Юный художник», 1984-1991
8.Дмитриева «История искусств». М., Просвещение
9.«Детская энциклопедия по искусству». М., Просвещение
10.«Альбом по искусству с иллюстрациями»
11.Бесчастнов Н.П. «Пейзаж». М., Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2005
12.Бесчастнов Н.П. «Черно-белая графика». М., Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002
13.Логвиненко Г.М. «Декоративная композиция» М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004
14.Шорохов Е.В. «Основы композиции». М., Просвещение, 1979
15.Шорохов Е.В. «Композиция». М., Просвещение, 1986
• Методические
Методические рекомендации, методические разработки, методические пособия
1.Е. Каменева "Какого цвета радуга", «Детская литература», М., 1971
2.Учебный рисунок М. Изобразительное искусство 1995г.
3.Аронов В.Р. «Художники предметное творчество». М., Советский художник, 1983
4.Барщ А.О. «Наброски и зарисовки». М., 1970
5.Елкина Н.В., Мариничева О.В. «Учим детей наблюдать и рассказывать». Ярославль, Академия развития, 1997
6.Журавлева В.В. «Юному художнику. Практическое руководство по ИЗО». М., Издательство Академии художеств СССР, 1963
7. Лободина С.В. «Как развить способности ребенка». М., Азбука, 2011
8.Сидоров А.А. «Русская графика начала XX века». М., Искусство, 1969
9.Фаворский В.А. «О графике как об основе книжного искусства». 10.Литературно-теоретическое наследие. М., Советский художник, 1988
11.«Художественная школа. Основы техники рисунка». М., ЭКСМО, 2013
12.Чегодаева М.А., Каминский А.В. «Книжное искусство». М., Книга, 1983
• Учебно-наглядные
Наглядные пособия, учебно-наглядные пособия
1.Эренгросс «По законам красоты». 1961
2.Я.Я. Чернецкий «Изобразительное искусство в школе продленного дня», М., Просвещение,1991
3.«Изобразительное искусство в школе». Сборник. М., Просвещение, 1990
4.Подборка журналов «Юный художник», 1984-1991
5.Дмитриева «История искусств». М., Просвещение
6.«Детская энциклопедия по искусству». Просвещение
7.«Альбом по искусству с иллюстрациями»
8.Энциклопедия рукоделия. М., 1998
• Учебно-справочные
Словарь, справочник, энциклопедия
1.«Детская энциклопедия по искусству». М., Просвещение
2.Н.В. Воронов «Что такое дизайн». М, 1969
3.Энциклопедия по искусству для детей М. Просвящение.
4.«Юный Художник» 1984-1991г.
• Учебно-библиографические
Учебно-вспомогательные пособия, библиографические пособия, справочники, списки трудов и литературы
«Мифологический словарь». М., Просвещение, 1985.Кун «Легенды и мифы Древней Греции». М., Просвещение, 1975.«Искусство в школе». Журнал. 2003.Н В. Н. Полунина «Искусство и дети» М. Просвещение» 1982г.Г. Грибунина «История мировой художественной культуры». Тверь, 1993
Литература для детей:
1.М.С.Лебедянский « Портреты Рубенса» М. « Изобр. Иск-во».
1993год.Н.А.Кульчинская Е.Б.Медведева «Путешествие в мир искусства»
1994г.,М. Интерракс.Книга для чтении
2.Н.А.Кульчинская Е.Б.Медведева «Путешествие в мир искусства»1994г.,М.
Интерракс.Пособие для учащихся Пауэлл «Пишем облака».
3.М.Астрель.2004г.Томас « Пишем масляными красками» М.Астрель.2004г.
4.Пишем масляными красками» М.Астрель.2004г
5.Дмитриева «История искусств» М Просвящение.
6.Каменева «Какого цвета радуга». Дет.лит. МЛ 971г
7.В. Калашников «Боги древних славян».2004г.»Белый город».
8.В. Калашников «Славянская мифология» 2005г. «Белый город».
9.В. Калашников « Легенды древней Руси».2005г. «Белый город».
10.«Сказка о художнике» подборка книг.2003г
11.Кубышкина «Изобразительное иск-во» 1-2 кл. «Дрофа» 1995г.
12.Федоренко П. « Берег дальний». М. Малыш. 1991
13.М.С. Лебедянский «Рафаэль» М.Изобразительное иск-во 1995г,
14.Сказки с иллюстрациями Билибина И.А. Издат-во Чайка 1994г..
15.М.Н.Кузина Тульский музей М. Советский художник
16.Линскотт Первые шаги в акварелиАстрель2003 г.
17.Акварельный пейзаж М .Астрель2003г.
18.Хансен «Цветы в акварели» М. Астрель2003г.
19.Учебный рисунок М. Изобразительное искусство 1995г.
20.Русские суеверия Благовест 1992г
21.Керн «Рисуем крупных животных» Современное слово Минск 2002г
22.Храмы России календарь М. 1991г.
23.Птицы .Ленинград 1953г. 13...
24.История искусств М.Искусство 1988г. Немировский «Легенды и мифы Древнего Востока». М., Просвещение, 1994
25.Н. Грегори «Рисуем цветы» Кристина 2002 год.
26.Живопись .Шаг за шагом. М. Астрель 2006.
26.Д. Ф. Дауден « Рисуем воду акварелью». Кристина М. 2004 г.
27.И. Р. Левитская « Образ мира и человека в др. Египте». «Экспресс- Алгоритм».
Литература по проектной деятельности.
1.Проектный метод в деятельности учреждения
ДОУ . М. 2004г. 2.В.В. Бойко СИПКРО « Метод проектов по УМК» для5кл. Самара 2003г.
2.СИПКРО «Учись учиться» конспект реферат Самара «2004г.
3.Курсы повышения квалификации лекции СИПКРО.
4.Геллер И. Искать и не сдаваться поиск в Интернете. Новый подход .Мир Интернет 2000
5.Капустин В. Информационные ресурсы .Мир Интернет 1998г. С1-7.№12. 6.Откуда и как брать лит-ру. Эхо .практическое руководство для пишущих работы. М. 1996г. С 9-28.
7.Федотов A.M. Введение в Интернет . 10. Рубенкинг Н.Д. эффективный поиск в Интернете. ПК Магазин 2001 №6
• Электронные средства обучения
По наличию печатного эквивалента выделяются две группы электронных средств учебного назначения:
электронный аналог печатного учебного издания - электронное средство учебного назначения, в основном воспроизводящее соответствующее печатное издание (расположение текста на страницах, иллюстрации, ссылки, примечания и т.п.);
электронное приложение к печатному учебному изданию- электронное средство, являющееся дополнением к печатному изданию, содержащее интерактивные дидактические материалы, аудиовизуальные видеоиллюстрации
самостоятельное электронное средство учебного назначения - электронное издание, не имеющее печатных аналогов.
— текстовое (символьное) электронное издание
электронное издание, содержащее преимущественно текстовую информацию, представленную в форме, допускающей посимвольную обработку
— изобразительное электронное издание
электронное издание, содержащее преимущественно электронные образцы объектов, рассматриваемых как целостные графические сущности, представленные в форме, допускающей просмотр и печатное воспроизведение, но не допускающей посимвольной обработки
— звуковое электронное издание
электронное издание, содержащее цифровое представление звуковой информации в форме, допускающей ее прослушивание, но не предназначенной для печатного воспроизведения;
программный продукт
самостоятельное, отчуждаемое произведение, представляющее собой публикацию текста программы или программ на языке программирования или в виде исполняемого кода
мультимедийное электронное издание
электронное издание, в котором информация различной природы присутствует равноправно и взаимосвязано для решения определенных разработчиком задач, причем эта взаимосвязь обеспечена соответствующими программными средствами.
• Электронные средства обучения
1.Фильм по цветоведению «Цветовой круг».5минут
2.Фильм по цветоведению «Теплые и холодные цвета».5минут
3.Презентация работы группы по цветоведению (к программе «Цветоведение».
4.Видео презентация «Транслирование опыта»
5.Видео презентация «Авторские выставки»
Методические рекомендации преподавателям
Основные дидактические приемы:
В первом классе выполняются задания на владение цветовыми контрастами, тоном, основными и дополнительными цветами, статику, динамику, уравновешенность композиции, учащиеся знакомятся с принципами раскладки цветов по цветовому кругу, учатся выполнять подготовительные эскизы карандашом, акварелью, гуашью, масляной пастелью.
Краткосрочные упражнения, начинаясь с более простых, постепенно усложняются.
Знания понятий «цвет», «тон», «ритм», «симметрия», «линия», «пятно», «декоративность» и «стилизация» опираются на их практическое освоение.
На протяжении первого-второго годов обучения учащиеся изображают различные фактуры предметного мира. Чем более внимательно они всматриваются в окружающий мир, тем более выразительными, эмоционально наполненными становятся их работы.
Декоративные композиции «стилизованный натюрморт», «пейзаж с фактурами» выводит учащихся на решение образных задач.
Общие методические рекомендации
Предложенная схема конкретных задач строится на логической связи одного задания с другим, с постепенным усложнением понятий и требований. Основное учебное время отводится на выполнение практических упражнений. Все сведения преподаватель преподносит учащимся в доступной форме, наглядно иллюстрируя их. Процесс обучения наиболее плодотворен при чередовании теоретических и практических заданий, а также индивидуальной работе с каждым учеником.
Итогом освоения каждой темы становится выполненное в материале учебное задание, в котором отрабатываются навыки и умения в изучаемой технике.
Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития детей. Занятия проводятся в мелкогрупповой форме, численностью 4-10 человек.
Основные методы обучения:
объяснительно-иллюстративный, в том числе, демонстрация методических пособий, иллюстраций;
частично-поисковый (выполнение вариативных заданий);
творческий (творческие задания, участие детей в дискуссиях, беседах);
игровые (занятие-сказка, занятие-путешествие, динамическая пауза, проведение экскурсий и др.).
Основное время на занятиях отводится беседе. Создание творческой атмосферы на занятии способствует появлению и укреплению заинтересованности в собственной творческой деятельности. С этой целью педагогу необходимо знакомить детей с работами художников и народных мастеров, с шедеврами живописи и графики (используя богатые книжные фонды и фонды мультимедиатеки школьной библиотеки). Важным условием творческой заинтересованности учащихся является приобщение детей к посещению художественных выставок, музеев, театров, проведение экскурсий. Несмотря на направленность программы к развитию индивидуальных качеств личности каждого ребенка рекомендуется проводить внеклассные мероприятия (организация выставок, проведение праздников, тематических дней, посещение музеев и др.). Это позволит объединить и сдружить детский коллектив.
Самостоятельная работа учащихся
Для полноценного усвоения материала учебной программой предусмотрено введение самостоятельной работы. На самостоятельную работу учащихся отводится 50% времени от аудиторных занятий, это различные упражнения, поиски, эскизы ,домашнее задание.
Средства обучения
- материальные: учебные аудитории, специально оборудованные наглядными пособиями, мебелью, натюрмортным фондом;
- наглядно – плоскостные: наглядные методические пособия, карты, плакаты, фонд работ учащихся, настенные иллюстрации, магнитные доски, интерактивные доски;
- демонстрационные: муляжи, чучела птиц и животных, гербарии, демонстрационные модели, натюрмортный фонд;
- электронные образовательные ресурсы: мультимедийные учебники, мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы;
- аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, аудио-записи.
В качестве учебных пособий используются:
· специальные журналы и книги, открытки, фотографии;
· лучшие работы и упражнения учащихся прошлых лет;
· методические разработки, пособия, схемы, выполненные педагогом;
· интернет – ресурсы (материалы на сайтах интернета по графике);
· видеоматериалы;
· презентации по тематике разделов.
Для выполнения практических заданий предусмотрено применение доступных для учащихся материалов (тушь, перо, бумага белая и тонированная, картон, гуашь, акварель, пастель масляная, гелиевые ручки, маркер, фломастеры и т.д.).
Перечень знаний, умений и навыков, приобретение которых обеспечивает программа«Цветоведение».
1.Сформированный комплекс первоначальных знаний о живописи, её видах и жанрах, направленный на формирование эстетических взглядов, 2.художественного вкуса, пробуждение интереса к искусству и деятельности в сферах искусства.
3.Знание особенностей языка различных видов искусства.
4.Владение первичными навыками анализа произведений искусства.
5.Владение навыками восприятия художественного образа.
6.Формирование навыка логически и последовательно излагать свои мысли, свое отношение к изучаемому материалу.
7.Формирование навыков работы с доступными информационными ресурсами (библиотечные ресурсы, интернет ресурсы, аудио-видео ресурсы).
8.Формирование эстетических норм поведения в пространствах культуры (библиотеки, выставочные залы, музеи, театры, филармонии и т.д.).
Методические рекомендации по критериям оценивания работ учащихся
1.Тестовые задания – задания с выбором ответа.Тест составляется из вопросов изученного курса на уровне «ученик должен знать» (требования к уровню подготовки обучающихся).
«5» (отлично) – 90% - 100% правильных ответов;
«4» (хорошо) – 70% - 89% правильных ответов;
«3» (удовлетворительно) – 50% - 69% правильных ответов.
2. Устный опрос - проверка знаний в форме беседы, которая предполагает знание терминологии предмета, выразительных средств искусства, владение первичными навыками анализа произведений искусства.
«5» (отлично) – учащийся правильно отвечает на вопросы преподавателя, ориентируется в пройденном материале;
«4» - учащийся ориентируется в пройденном материале, допустил 1-2 ошибки;
«3» – учащийся часто ошибался, ответил правильно только на половину вопросов.
3. Подготовка творческого проекта – форма проверки знаний и умений в виде выполнения творческого задания, например, подготовка презентации, сочинения, выполнение творческой композиции.
«5» (отлично) – учащийся демонстрирует высокий уровень владения материалом, тема проекта полностью раскрыта, оригинальна форма подачи проекта;
«4» - учащийся ориентируется в пройденном материале, но недостаточно полно раскрыта тема проекта;
«3» – тема проекта не раскрыта, форма подачи не отличается оригинальностью.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.