Материалы к уроку литературы ("Кому на Руси жить хорошо")
Оценка 4.9
Лекции +5
docx
Междисциплинарный 5
10 кл—11 кл +1
24.01.2017
Надеюсь, что представленные материалы к уроку литературы ("Кому на Руси жить хорошо") помогут преподавателям русского языка и литературы подготовиться к урокам, обратить внимание на известное произведение, но с новой стороны.
Материал содержит теоретический, практический материал, варианты заданий для проверки знаний учащихся.
ТВОРЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ.docx
ТВОРЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ «КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО».
ЖАНР И КОМПОЗИЦИЯ ПОЭМЫЭПОПЕИ
«Кому на Руси жить хорошо» – вершинное произведение Некрасова, плод его
неустанного труда.
В течение 20 лет поэт собирал материалы о народной жизни «по словечку».
Появилось произведение, грандиозное по широте замысла и глубине проникновения в
психологию людей, различных по социальному положению.
Поэт начал работать над «народной книгой» в 1863 году, а закончил ее
тяжелобольным человеком в 1877 году с горьким сознанием незавершенности. «Одно, о
чем сожалею глубоко, – это что не кончил свою поэму "Кому на Руси жить хорошо"», –
говорил поэт незадолго до смерти. Но и в незавершенном виде «Кому на Руси жить
хорошо» – великое произведение о народе и для народа.
О композиции. Поэт не успел сделать распоряжение о последовательности частей
поэмы. Единственное, что известно, часть «Пир – на весь мир» Некрасов хотел
поместить за «Последышем». Итак, литературоведы пришли к выводу, что за «Прологом.
Часть первая» должны следовать части «Крестьянка», «Последыш», «Пир на весь мир».
Все эти части связаны темой дороги.
О жанре. По мнению М. Г. Качурина, «перед нами эпопея» – художественное
произведение, в котором отражены «великие исторические события, целые эпохи в
жизни страны и народа». Таким образом, «Кому на Руси жить хорошо» – реалистическая
поэмаэпопея.
О сюжете. Сюжет близок к народным сказкам о поисках мужиками
правдоискателями счастливого человека. Начало поэмы («В каком году – рассчитывай, в
какой земле – угадывай…») напоминает сказочный зачин. Семь мужиков
из шести деревень «сошлись», заспорили («Кому живется весело, вольготно на Руси?») и
отправились на поиски понастоящему счастливого человека. Все, что увидели
странники во время путешествия по Руси, с кем встречались, кого выслушивали, и
составляет содержание поэмыэпопеи.
III. Комментированное чтение поэмы (по выбору).
Обратить внимание на основные художественные образы (собирательный образ
мужиков, образы народных заступников, типические образы помещика, попа, крестьян).
Домашнее задание.
1. Чтение поэмы.
2. Ответить (устно) на в о п р о с ы :
1) Творческая судьба «Кому на Руси жить хорошо».
2) Особенности жанра и композиции.
3. Подготовить выразительное чтение понравившихся строк поэмы. 4. И н д и в и д у а л ь н ы е з а д а н и я (по группам).
Сочинение (или сообщение):
1я группа – «Савелий – богатырь святорусский».
2я группа – «Образ Якима Нагого».
3я группа – «Ермил Гирин и его представление о счастье».
4я группа – «Матрена Тимофеевна – женщина с сильным характером».
5я группа – «Образ "народного заступника" Гриши Добросклонова».
Слово учителя. Мы продолжаем знакомиться с творчеством великого
русского поэта Николая Алексеевича Некрасова.
Сегодня мы будем говорить о поэме – эпопее «Кому на Руси жить хорошо?»
Дома вы должны были найти ответ на вопрос: Что значит «поэмаэпопея»?
Образец ответа: Слайд 23.
ПОЭМА – лироэпический жанр большого объёма.
ЭПОПЕЯ – художественное произведение, в котором отражаются
целые эпохи в жизни страны и народа.
Какую эпоху освещает Некрасов?(Послереформенная Россия)
Слайд 4. Имя урока: « Народ освобожден, но счастлив ли народ?..»
Н.А.Некрасов.
Из какого произведения эта строка? (Стихотворение «Элегия»)
Вы уже знакомы с содержанием поэмы. Как вы думаете, почему именно
таково имя урока?
(Передаёт основную мысль – позицию Некрасова по отношению к
крестьянской реформе 1861 года.)
Что вы знаете о реформе? Запишите тезисы.
Начнем урок с исторической справки. Прослушайте и добавьте новое к уже
записанным тезисам.
Историческая справка. Слайд 5.
19 февраля 1861 г. Александр II издал Манифест и Положение, отменявшие
крепостное право. Что же получили мужики от господ?
Крестьянам обещали личную свободу и право распоряжаться своим
имуществом. Земля признавалась собственностью помещиков. Помещикам
вменялось в обязанность выделить крестьянам приусадебный участок и поле
вой надел.
Крестьяне должны были выкупать у помещика землю. Переход к выкупу
земельного надела зависел не от желания крестьян, а от воли помещика.
Крестьяне, перешедшие с его разрешения к выкупу земельных наделов, назы
вались собственниками, а не перешедшие на выкуп временнообязанными. За право пользоваться полученным от помещика наделом земли до перехода на
выкуп они должны были исполнять обязательные повинности (платить оброк
или отрабатывать барщину).
Установление временнообязанных отношений сохраняют феодальную систему
эксплуатации на неопределенный срок. Стоимость надела определялась не
действительной рыночной стоимостью на землю, а доходами, получаемыми
помещиком с имения при крепостном праве. При выкупе земли крестьяне
платили за нее вдвое и втрое выше действительной стоимости. Помещикам же
выкупная операция давала возможность сохранить в полном размере тот
доход, который они получали до реформы.
Нищенский надел не мог прокормить крестьянина, и ему приходилось идти к
тому же господину с просьбой принять на испольщину: обрабатывать
господскую землю своими орудиями и получать за труд половину урожая.
Закончилось это массовое закабаление крестьян массовым разорением старой
деревни. Ни в одной стране мира крестьянство не переживало и после
«освобождения» такого разорения, такой нищеты, таких унижений и такого
надругательства, как в России. Вот почему первой реакцией на Манифест и
Положение стало открытое сопротивление основной массы крестьянства,
выразившееся в отказе принять эти документы.
Как же воспринял Н.А. Некрасов реформу, которая не дала народу желаемого
освобождения? Поэт переживал события тех лет трагически, о чем
свидетельствуют, в частности, воспоминания Н.Г. Чернышевского: «В день
объявления воли я пришел к нему и застал его в кровати. Он был крайне по
давлен; кругом на кровати лежали разные части «Положения» о крестьянах».
«Да разве это настоящая воля! говорил Некрасов. Нет, это чистый обман,
издевательство над крестьянами». Так что мне пришлось успокаивать даже
его». Итак, Н.А. Некрасов еще в день опубликования Манифеста понял, что
народ обманут.
Что вы дописали в свои тетради?
Примерные тезисы: Слайд 6.
1861 год – отмена крепостного права;
крестьяне получили свободу;
земля – собственность помещиков;
крестьяне должны были выкупить землю;
временнообязанные – не перешедшие на выкуп, исполняли обязательные
повинности;
стоимость наделов завышена в 23 раза;
массовое разорение деревни. Сейчас вы услышали о том, как принял реформу Некрасов. Думаю, ни у кого
из вас не возникает вопроса: почему появилась в его творчестве поэмаэпопея.
Как же возник замысел, и как создавалось произведение?
1. Замысел поэмы. Реформа 1861 года только формально лишила
помещиков их былой власти, а на самом деле обманула, обобрала
крестьянскую Русь. Поэма была начата вскоре после Крестьянской
реформы. Ее целью Некрасов считал изображение обездоленных
крестьянских низов, среди которых — как и во всей России — нет
счастливого. Поиски счастливого среди верхов общества были для
Некрасова лишь композиционным приемом. Счастье «сильных»
и «сытых» было для него вне сомнения. Само слово «счастливец»,
по Некрасову, — синоним представителя привилегированных классов.
Не случайно в стихотворении "Размышления у парадного
подъезда" звучит горькая строчка: "...но счастливые
глухи к добру".
Изображая господствующие классы (попа,
помещика), Некрасов прежде всего акцентирует внимание на том, что
реформа ударила не столько «одним концом по барину», сколько
«другим по мужику».
2. История создания поэмы и ее композиция. Слайд 7. Поэт работал
над поэмой с 1863 по 1877 год, т. е. около 14 лет. За это время его
замысел менялся, но поэма так и не была закончена автором, поэтому
в критике нет единого мнения о ее композиции. Поэт называет
странников «временнообязанными», чем показывает, что поэма начата
не позднее 1863 года, так как позже этот термин очень редко применялся
к крестьянам.
Под главой «Помещик» имеется поставленная автором дата — 1865 год,
которая свидетельствует, что до этого поэт работал над ее первой
частью.
Даты написания других глав: «Последыш», 1872 год; «Крестьянка»,
1873 год; «Пир на весь мир», 1877 год.
Некрасов писал «Пир на весь мир», уже находясь в состоянии
смертельной болезни, но он не считал эту часть последней, намереваясь
продолжить поэму изображением странников в Петербурге.
Литературный критик В. В. Гиппиус в статье «К изучению поэмы «Кому
на Руси жить хорошо» еще в 1934 году писал: «Поэма осталась
незавершенной, замысел поэта непроясненным; отдельные части поэмы следовали друг за другом в разное время и не всегда в последовательном
порядке. Два вопроса, первоочередные при изучении поэмы, остаются
до сих пор спорными: 1) о взаимном расположении дошедших до нас
частей и 2) о реконструкции частей ненаписанных и, прежде всего,
развязки. Оба вопроса, очевидно, теснейшим образом связаны, и решать
их приходится совместно».
Слайд 89.
Именно В. В. Гиппиус нашел в самой поэме объективные указания
на последовательность частей: «Время расчислено в ней «по календарю»:
действие «Пролога» начинается весной, когда птицы вьют гнезда
и кукует кукушка. В главе «Поп» странники говорят: «А время
уж нераннее, подходит месяц май». В главе «Сельская ярмонка» есть
упоминание: «Лишь на Николу вешнего погода поуставилась»; видимо,
в день Николы (9 мая по старому стилю) проходит и сама ярмарка.
«Последыш» также начинается точной датой: «Петровки. Время жаркое.
В разгаре сенокос». В «Пире на весь мир» сенокос уже кончается:
крестьяне едут с сеном на базар. Наконец, в «Крестьянке» — жатва.
События, описанные в «Пире на весь мир», относятся к ранней осени
(Григорий собирает грибы),
но не осуществленная
Некрасовым «петербургская часть» должна была происходить в зимнее
время, когда странники придут в Петербург искать доступа
«к вельможному боярину, министру государеву».
а задуманная,
Композиция произведения строится по законам классической эпопеи: состоит
из отдельных частей и глав, связанных мотивом дороги. Слайд 10.
Художественное пространство. Слайд 11.
Где происходит действие? Вся Русь. Обратите внимание на названия
губерний, уездов, волостей, деревень. О чем они говорят?
Названия населенных пунктов, из которых шествуют путники: Терпигореап,
Пустопорожней, Заплатова, Дырявина, Разутова, Знобишина, Горелова,
Неелова, Неурожайки.
Вопросы и задания для обсуждения "Пролога":
Пролог обсуждается в форме беседы.
В чем суть спора между мужиками? Как они пытаются его разрешить?
Слайд 12.
Какую клятву дают они в конце "Пролога"? "В домишки не ворочаться... покуда не доведают... кому живется счастливо,
вольготно на Руси? "). Мужики решают, что пока не выяснят, кому живется
"весело, вольготно на Руси", не возвращаться домой.
Какие фольклорные мотивы появляются в "Прологе"? Слайд 13.
Фантастические элементы русских сказок: птичкапеночка, которая просит
отпустить птенчика, а взамен рассказывает, как найти скатертьсамобранку;
скатертьсамобранка.
число семь: 7 мужиков.
Народные приметы, связанные с крестьянским трудом и бытом; загадки;
очеловечивание мира природы; стилевая манера неторопливого фольклорного
повествования и др .
Формула поисков счастливого. Слайд 14.
1.Помещик
2.Чиновник
3.Священник (поп)
4.Купец
5.Вельможа
6.Министр
7.Царь
Как вы думаете, что знаменует эта формула? Композиционный замысел или
уровень народного самосознания?
Уровень народного самосознания, т.е. его ограниченность – мужики понимают
счастье примитивно, сводя его к сытой жизни и богатству.
Работа в группах.
Вопросы и задания для обсуждения главы "Поп" 1 группа
Каждый член группы получает своё задание. Затем
заполняют сводную таблицу. Избирают того, кто представит
работу группы.
1.Можно ли считать, что образ Руси постоянно сопровождает
странствия мужиков, является своеобразным "героем"
поэмы? Подтвердите текстом. 2. В какую формулу собирает священник смутные для самих
странников представления о счастье? Согласен ли он с
крестьянами?
3. Нашли ли мужики счастливого в этой главе? Почему сам поп считает себя
несчастливым? Так ли это?
4. Как в главе изображено положение крестьян? Какие беды выпадают на их
долю?
5. Какие слова и выражения рисуют образные картины жизни попа и крестьян?
Каково авторское отношение к ним?
6 .Какие фольклорные элементы можно заметить в главе?
Рабочий лист 1 группы. ( вариант ответов)
вопрос
Можно ли
считать, что
образ Руси
постоянно
сопровождает
странствия
мужиков,
является
своеобразным
"героем"
поэмы?
В какую
формулу
собирает
священник
смутные для
самих
странников
представления
о счастье?
Согласен ли он
с
крестьянами?
Нашли ли мужики
счастливого в этой
главе? Почему сам
поп считает себя
цитата
Леса, луга поёмные, Ручьи и реки
русские Весною хороши!
Деревни наши бедные, а в них
крестьяне хворые..
вывод
Глава «Поп»
начинается с
пейзажа, образ Руси
постоянно
сопровождает
мужиков.
Покой, богатство, честь
Священник не
согласен с
крестьянами. Он
отрицает данную
формулу счастья
Ну, вот тебе хваленое, Поповское
житьё!
Покой:«как достаётся грамота
поповскому сынку», «болящий,
Покой – жизнь без
душевных затрат, без
занятий
хлопотливых, хотя и несчастливым? Так
ли это?
Как в главе
изображено
положение
крестьян? Какие
беды выпадают на
их долю?
Какие слова и
выражения рисуют
образные картины
жизни попа и
крестьян? Каково
авторское
отношение к ним?
умирающий, рождающийся в мир не
избирают времени»,«Зимой, в морозы
лютые, и половодье вешнее иди —
куда зовут!» «Нет сердца,
выносящего без некоего трепета
предсмертное хрипение, надгробное
рыдание, сиротскую печаль»
Почёт: «Кого вы называете породой
жеребячьею?» «О ком слагаете вы
сказки балагурные, и песни
непристойные, и всякую хулу?»«Мать
попадью степенную, Попову дочь
безвинную, Семинариста всякого Как
чествуете вы? Кому вдогон, как
мерину, Кричите: «гогого»
Богатство: в прошлом, когда господа
были богаты и щедро платили за
службу во время рождения, крестин,
свадеб и похорон священникам жилось
хорошо. «Плодилися и множились И
нам давали жить...»Теперь время не то
приношения народа попу очень
скромны: «...мирские гривенки, Да
пироги по праздникам, Да яйца о
Святой» С такого не
разбогатеешь.«...не брать, так нечем
жить»
Угоды наши скудные, пески,
болота, мхи…
Деваться с хлебом
некуда!..продашь его за сущую
безделицу…
А если и раздобрится сыра земля
кормилица...
Путьдорога, солнцедедушка
Солнце красное
Да женщины печальницы,
кормилицы, поилицы, рабыни,
богомолицы и труженицы
вечные…
Какие
Эпитеты
нужных другим.
Честь – желание
всеобщего уважения.
Мечтает о
богатствах,
полученных в
подарок.
Безрадостна , горька
и тяжела жизнь
крестьянина.
Олицетворения
Сравнения
Просторечия
Безграничная боль о
народе, сочувствие,
понимание, забота
Священник близок к
народу, сочувствует
ему, поддержит в
горести и в радости
Фольклорные строки фольклорные
элементы можно
заметить в главе?
Повтор
Сказочный пейзаж
Народные приметы: пошли
крутую радугу …
помогают
приобщиться к
внутренней жизни,
душе народа.
Слайд 1617.
Слово учителя (к выводу): во второй половине 19 века проблема духовенства
была одной из самых актуальных. Не получая никакого постоянного
жалования, священник жил только подношениями прихожан. Уже с
поступления в духовные училища, находившиеся в крайней бедности,
будущие священники испытывали моральные и физические страдания.
Вопросы и задания для обсуждения главы 2
"Сельская ярмонка" Слайд 18-19
1. Какие жизненные обстоятельства, по мнению Некрасова, мешали
крестьянам быть счастливыми?
2. Каким вам представляется Павлуша Веретенников? Каков его образ
жизни? Какие авторские характеристики этого образа вам удалось
заметить? Какова его композиционная роль в главе?
3. Какой смысл автор вкладывает и изображение на ярмарке лавочки "с
картинами и книгами"? Каково его отношение к народному просвещению?
Какое настроение вызывает эта глава? Почему, несмотря на невзгоды,
4.
русский крестьянин не считал себя несчастным? Какие качества русского
мужика восхищают автора?
5. Как в главе отразился фольклорный колорит поэмы?
цитата
Весна нужна крестьянину и ранняя
и дружная, а тут – хоть волком
вой!
Как грязи тут не быть…
Ох, жажда православная, куда ты
велика!
Когда …дадут понять крестьянину,
что розь портрет портретику, что
книга книге розь?
Стр. 232
вывод
Природные условия,
не позволяющие
вовремя выйти в
поле.
Невежество,
безграмотность.
Похож на купца.
Любит народ, его
песни
вопрос
Какие жизненные
обстоятельства, по
мнению Некрасова,
мешали крестьянам
быть счастливыми?
Каким вам
представляется
Павлуша
Веретенников?
Каков его образ
жизни? Какие авторские
характеристики
этого образа вам
удалось заметить?
Какова его
композиционная
роль в главе?
Какой смысл автор
вкладывает и
изображение на
ярмарке лавочки "с
картинами и
книгами"? Каково
его отношение к
народному
просвещению?
Какое настроение
вызывает эта глава?
Почему, несмотря на
невзгоды, русский
крестьянин не
считал себя
несчастным? Какие
качества русского
мужика восхищают
автора?
Стр. 233234.
Хмельно, горласто, празднично,
пестро, красно кругом!
Так были разутешены, так рады
словно каждого он подарил
рублём!
Случись, работой, хлебушком ему
бы помогли…
Вставляют слово меткое, какого не
придумаешь, хоть проглоти перо!
Как в главе
отразился
фольклорный
колорит поэмы?
И рад бы в рай, да дверь то где?
Всю жизнь свою ты кланялся.
Замок – собачка верная…
Видимоневидимо
Картины выбирают
поярче да
подешевле, с
генералами
предпочтительнее.
Среди книг нет
Гоголя и Белинского
– «народных
заступников».
Необразованность.
Умение веселиться,
забыв о горестях и
невзгодах.
Умение радоваться
за других.
Умение,
сопереживать,
сочувствовать,
поделиться
последним.
Мудрость,
остроумие.
поговорка
загадка
элементы сказок
Подведём итоги анализа главы. Что показал Некрасов в этих главах? Каково
его отношение к русскому народу? Назовите темные и светлые стороны
русской души по Некрасову. Какими средствами пользуется автор, изображая
своих героев?
Выводы.
Некрасов задумал изобразить широкое полотно жизни русского народа и его
основной массы русского крестьянина пореформенной эпохи, показать
грабительский характер крестьянской реформы и ухудшение народной участи.
Но главное это показ таланта, воли, стойкости и оптимизма русского мужика.
По своим стилевым особенностям и поэтическим интонациям поэма близка к
произведениям фольклора. Композиция поэмы сложна, прежде всего, потому, что на протяжении времени менялся его замысел, произведение так и осталось
незавершенным.
Темные стороны – суеверие, пьянство, семейный деспотизм.
Светлые стороны – талантливость, одарённость, стремление и способность
осмыслить своё положение, несогласие с существующим порядком.
Согласны ли вы с формулой счастья, сформулированной священником?
Выразите одним словом: Счастье – это ….. Слайд 20.
Домашнее задание. Слайд 2122.
На следующем уроке мы узнаем, что открывается в народе мужикам
правдоискателям.
1я группа. Яким Нагой (ч. I, гл. 3).
2я группа. Ермил Гирин (ч. I, гл. 4).
3я группа. Савелий, богатырь святорусский (ч. III, гл. 3).
4я группы. Матрена Тимофеевна Корчагина (ч. III, гл. 4—8).
План сообщения (Получает каждый).
1. Как зовут героя? Сколько ему лет? Каков его внешний вид?
2. Какова его история? Какие беды и невзгоды выпали на его долю?
3. Как герой рассуждает о жизни, что принимает и что отрицает
в крестьянском укладе?
4. Какими нравственными качествами наделяет автор героя? Как к нему
относится?
5. Каково представление героя о счастье, о путях, которые к нему ведут?
6. Почему странники не признали героя счастливым?
7. Какой смысл содержится в говорящей фамилии героя?
8. Какова смысловая роль фольклорных элементов в главах о герое?
Подведение итогов. Оценивание работы на уроке.
Обратимся к имени урока.
Рабочий лист. 1 группа
вопрос
цитата
вывод
Можно ли считать, что образ
Руси постоянно
сопровождает странствия
мужиков, является
своеобразным "героем"
поэмы?
В какую формулу собирает
священник смутные для самих странников
представления о счастье?
Согласен ли он с
крестьянами?
Нашли ли мужики счастливого в
этой главе? Почему сам поп
считает себя несчастливым? Так
ли это?
Как в главе изображено
положение крестьян? Какие
беды выпадают на их долю?
Какие слова и выражения
рисуют образные картины
жизни попа и крестьян? Каково
авторское отношение к ним?
Какие фольклорные элементы
можно заметить в главе?
Рабочий лист. 2 группа Вопрос
цитата
вывод
Какие жизненные
обстоятельства, по мнению
Некрасова, мешали крестьянам
быть счастливыми?
Каким вам представляется
Павлуша Веретенников? Каков
его образ жизни? Какие
авторские характеристики этого
образа вам удалось заметить?
Какова его композиционная
роль в главе?
Какой смысл автор вкладывает
и изображение на ярмарке
лавочки "с картинами и
книгами"? Каково его отношение
к народному просвещению?
Какое настроение вызывает эта
глава? Почему, несмотря на
невзгоды, русский крестьянин
не считал себя несчастным?
Какие качества русского
мужика восхищают автора?
Как в главе отразился
фольклорный колорит поэмы?
Материалы к уроку литературы ("Кому на Руси жить хорошо")
Материалы к уроку литературы ("Кому на Руси жить хорошо")
Материалы к уроку литературы ("Кому на Руси жить хорошо")
Материалы к уроку литературы ("Кому на Руси жить хорошо")
Материалы к уроку литературы ("Кому на Руси жить хорошо")
Материалы к уроку литературы ("Кому на Руси жить хорошо")
Материалы к уроку литературы ("Кому на Руси жить хорошо")
Материалы к уроку литературы ("Кому на Руси жить хорошо")
Материалы к уроку литературы ("Кому на Руси жить хорошо")
Материалы к уроку литературы ("Кому на Руси жить хорошо")
Материалы к уроку литературы ("Кому на Руси жить хорошо")
Материалы к уроку литературы ("Кому на Руси жить хорошо")
Материалы к уроку литературы ("Кому на Руси жить хорошо")
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.