Материалы по внеклассному мероприятию по ОПК в 10-11 классах "Проблема героя в творчестве Н.Н.Ге"
Оценка 4.8

Материалы по внеклассному мероприятию по ОПК в 10-11 классах "Проблема героя в творчестве Н.Н.Ге"

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
МХК +1
10 кл—11 кл
11.11.2018
Материалы по внеклассному мероприятию по ОПК в 10-11 классах "Проблема героя в творчестве Н.Н.Ге"
Музыкальное сопровождение к мультимедийной презентации
Проблема героя в творчестве Н.Н.Ге.doc

 

 

 

 

 

 

План-конспект

внеклассного занятия по

 основам православной культуры

«Проблема героя в творчестве

Николая Николаевича Ге»

(10-11 класс)

 

 

Шейкина Людмила Николаевна, учитель русского языка и литературы, основ православной культуры МАОУ «СОШ № 2» ст. Тбилисской Тбилисского района Краснодарского края,  Почётный работник общего образования

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: «Проблема героя в творчестве Николая Николаевича Ге»

Цель: проанализировать евангельские сюжеты в творчестве Н.Н.Ге, увидеть психологическую глубину образов, созданных художником,  учить восприятию психологически насыщенного содержания произведения, определить сверхзадачу, поставленную живописцем в  произведениях на религиозные темы, учить аналитическому осмыслению евангельского содержания  сюжетов, способствовать развитию духовности и человеческих качеств личности подростков.

Оборудование урока: мультимедийный проектор, репродукции произведений Н.Н.Ге.

Зрительный ряд:

1.Автопортрет Н.Н.Ге (1893 г.)

2. «Тайная вечеря» (1863 г.)

3. «Вестники воскресения» (1867 г.)

4. «В Гефсиманском саду» (два варианта картины 1868 и 1869 гг.)

5. «Что есть истина? Христос и Пилат» (1893 г.)

6. «Голова распятого Христа» (1890-е годы)

7. «Голгофа» (неоконченная картина 1893 г.)

Ход урока:

Эпиграф к уроку: [В его произведениях]… впервые высказались те душевные свойства и настроения, которые в душе Ге занимали первое место и в продолжение его жизни давали содержание всем его художественным созданиям. Жалость, сострадание, милосердие, душевное благородство, самопожертвование, печаль по неправдам и насилиям…

                                      В.В.Стасов

Ученик громко и выразительно читает эпиграф к уроку.

Последнюю фразу учитель: повторят «…Жалость, сострадание, милосердие, душевное благородство, самопожертвование, печаль по неправдам и насилиям…»

? Какие христианские качества личности из перечисленных вы поставили бы на первое место? Почему?

? Каким вы видите человека, воплощающего в себе эти качества?

? Кто воплощает в себе эти качества в полной мере? Почему? /Иисус Христос, Сын Божий/

? Кто из русских художников ставил перед собою задачу изобразить Иисуса Христа?

? Какие проблемы затрагивали в своём творчестве Феофан Грек? …Андрей Рублёв? …А.А.Иванов?

Учитель: Сегодня перед нами предстанут произведения уникального русского художника Николая Николаевича Ге.

Зрительный ряд из произведений художника (смотрим и слушаем)

Учитель: Подумаем вместе, о чём в контексте урока мы должны поговорить, исходя из увиденного на экране.

Учащиеся  формулируют  проблемные вопросы урока: В чём состоит психологическая глубина образов, созданных Николаем Николаевичем Ге? Какие глобальные психологические проблемы изображает на своих полотнах художник? Как он это делает, и, главное,  зачем он это делает?

Ученик: Николай Николаевич Ге… При этом имени часть зрителей вспомнит полотна «Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» и «А.С.Пушкин в селе Михайловском» и скажет, что Ге – исторический живописец. А посмотревшие его портреты А.И.Герцена и Л.Н.Толстого с убеждением заявят, что Ге – прекрасный портретист. Действительно, творчество этого выдающегося человека многообразно, и каждая грань его таланта даёт образцы живописи, составляющие гордость русского искусства.

Философ, художник, мыслитель, энциклопедист… Оценка предельно высокая, но нам необходимо знать, что Николай Николаевич Ге – автор запоминающихся композиций на евангельские сюжеты.

Учитель: Сегодня мы уже вспоминали имя Александра Андреевича Иванова и его великое полотно «Явление Христа народу». Искусство А.А.Иванова оказалось действенным для Ге, потому что острым зрением художника он разглядел невиданное в русском искусстве XIX века слияние исторической достоверности и мифа и способность творческого человека стать как бы сотворцом истории. В 1859 году Ге открывает для себя евангельскую историю как источник важнейших тем и сюжетов и ивановскую традицию в своём творчестве развивает в качественно новом направлении.  

Этапным произведением в этом смысле становится «Тайная вечеря»  (Появляется на экране).

? Какой евангельский сюжет здесь нашёл отражение? В творчестве какого художника мы уже встречали его?  /Леонардо да Винчи/

Учитель: Н.Н.Ге писал:«Кто же из живших, живущих может быть… идеалом?»

? Кто главный на полотне? /Конечно, сам Христос/

? Почему лицо Христа спокойно?

? Как бы вы охарактеризовали Его? /Учащиеся «набирают» слова-характеристики, выстраивая их в цепочку: спокойный – не суетный -  сосредоточенный - ушедший в себя – мудрый - всё понимающий – знающий, что Ему предстоит, – неторопливый – уверенный в Себе…/(В случае достаточного времени можно прокомментировать каждое слово)

? Какие человеческие и божественные качества можно заметить в облике Христа?

? Можно ли сказать, что Христос у Ге – Человек и только Человек? Почему?

?  На кого он похож? /На А.И.Герцена!/

? Зачем художнику понадобилось таким способом «принизить» образ Спасителя? /Возможны разные варианты ответов./ Прав ли художник в подобной трактовке образа?

? Почему Христос изображён не сидя, не стоя, а лёжа? / В библейских текстах  в «восточном обычае есть лёжа»/.

? В чём состоит христианский смысл Вечери?

? Как вы думаете, в чём главная трагедия этого события?

? Как вы понимаете предательство?

? Кто его здесь воплощает?

? Почему Иуда в тени?  Почему мы не видим его лица?.. /Мы не в состоянии разобрать лицо Иуды, потому что он движется в темноту (и в буквальном, и в переносном смысле), источник света остаётся у него спиной, и потому крупные и резкие черты Иуды видно лишь самым обобщенным образом./

… Так ли всё просто?..

Учитель: В одном из своих писем Н.Н.Ге писал, что ему хотелось показать Иуду «титаническим». Иными словами, художник вычленил из образа всё частное. И далее у художника читаем: «Вы начинаете понимать, что дело тут идёт не о горсти монет… такого пигмея Иисус не избрал бы себе  учеником. Нет, 30 серебреников играют тут роль чисто формальную… Если бы это было иначе, если б отступнику только деньги были нужны, то с чего бы ему идти и повеситься после их получения! Не говорит ли это самоубийство ясно, что Иуда сам дорого ценил то, с чем разорвал связь на Тайной Вечери, и сам глубоко страдал от разрыва, но что  причина разрыва лежала глубоко во всём его существовании».

? Как вы  воспринимаете предательство Иуды теперь? /Иуда – воплощение всего тёмного и гадкого в человеке, который порой и сам не ведает, как может поступить в определённой ситуации./

Учитель: Самые чуткие зрители увидели и ещё нечто: в образе отступника -зловещие черты эгоиста-хищника, поставившего себя над людьми. Человек оказывается перед выбором: уничтожиться, как личность, или спастись, подчинив себе других?.. Так ставился тогда вопрос…

Учитель: Для Н.Ге этот холст был «дороже жизни». Он рассказывал: «Я увидел там горе Спасителя, теряющего навсегда ученика-человека. Близ него лежал Иоанн: он всё понял, но не верит возможности такого разрыва; я увидел Петра, вскочившего, потому он тоже понял всё и пришёл в негодование – он горячий человек; увидел я наконец и Иуду: он непременно уйдёт».

? Трагедия? Почему? /Если позволяет время, можно поговорить о других персонажах картины, охарактеризовать их, отметив при этом, что в облике Петра явно прослеживается внешнее сходство с самим художником, а в образе Иоанна – черты жены художника, незабвенной для него Анны Петровны./  Лев Толстой так отозвался о картине: «Произошла странная вещь: мое собственное представление о последнем вечере Христа с учениками совпало с тем, что передал в своей картине Ге».

? К какому выводу мы можем прийти? /Как истинный философ Ге углубляет тему преданности Вере и предательства Веры до решения философского вопроса Добра и Зла и их противопоставления друг другу. – это решение одной из сверхзадач/

Ученик: Тематически связано с «Тайной Вечерей» и другое полотно художника – «В Гефсиманском саду», ибо после вечери Христос пожелал помолиться в одиночестве, оставшись наедине с Самим Собой. (На экране – оба варианта картины). Образ Христа раскрывается не только с разных сторон, но всё очевиднее появление новых черт в его характере, прямо отражающее понимание художником образа своего Героя. Биограф художника Н.Зограф точно отметила: «В картине он обращается к теме подвига, нравственного долга. В первом из двух вариантов (1868) ещё преобладает поэтически возвышенное настроение. Во втором (1869) – господствует суровый драматизм». Художнику важен не конфликт, но состояние человека наедине с самим собой, с болью, страхом… И всё это – на фоне бархатной тишины прекрасной южной ночи… Лицо Христа, живущее напряжённой мыслью, выражает не мольбу, а решимость и твёрдость.

? Как пейзаж помогает  раскрыть состояние Христа?

? Что нового появилось в полотнах по сравнению с «Тайной Вечерей»? /В образах Христа прослеживаются черты человека, стоящего перед главным выбором в жизни – здесь есть страдание, живая мысль, т.е. динамичное развитие Человека – и это решение ещё одной сверхзадачи, поддержанное колористическим решением./

Ученик: Зимой 1890 года Н.Ге выставил холст «Что есть истина? Христос и Пилат»./Полотно появляется на экране/ Это картина-притча. Конфликт очевиден, он обнажён до крайности, ибо художник написал её размашисто яркими, броскими красками (современники назвали такую манеру письма «варварской»). Римский наместник здесь – предельно благополучен. На его одежде – яркие блики света. Свет  чувствуется и видится на всей его фигуре. Напротив, голова, хитон, и плащ Христа написаны намеренно приглушённо. Но этот измождённый, почти бестелесный аскет с всклокоченными волосами не жалок, а воинствен. Здесь нет и намёка на непротивление злу… Наоборот, во всей фигуре Христа, в его взгляде видны дерзкий вызов и непокорность…Так что есть ИСТИНА? Как ответит Христос? И ответит ли?.. Именно в это время художник решает для себя вопрос: сам ли ты принесёшь себя в жертву, или другие должны пожертвовать собой ради тебя? Решение однозначно - нужно жертвовать собой…

? Насколько оправданным может быть такое решение? /Ответы возможны разные./

Учитель: Сделать современника очевидцем ужасной казни, заставить ужаснуться и тем самым пробудить совесть, т.е. покаяться – к этому шёл мастер. В письмах мы читаем: «Я сотрясу все их мозги страданием Христа. Я заставлю их рыдать, а не умиляться. Возвратясь с выставки, они надолго забудут о своих глупых интересах…» И это ему удалось… /На экране – «Голова распятого Христа» – музыка звучит некоторое время, учащиеся рассматривают картину./ После паузы -

Когда-то давно, на заре знакомства с Львом Толстым, последний обронил пророческую фразу: «Мы переживаем не период проповеди Христа,.. а период распинания».

? Актуально ли звучат слова Толстого сегодня? Почему?

? Как их можно связать с современностью? «Распинаем» ли мы сегодня Христа? Как?

? Что вы чувствуете?

? Можно ли рассматривать образ Христа в динамике? Как он развивается в творчестве художника? Что Н.Н.Ге делает для этого? /Будучи портретистом-психологом, художник решал свои композиции как  психологические драмы. Через конфликт, через внутреннюю душевную трагедию героя Ге подошёл к показу не статичной личности, а развивающейся, причём в условиях труднейшего морального выбора. Художник стремился найти положительный образ, идеального человека./

Учитель: Осенью 1893 года шла работа над новым полотном. Это была «Голгофа» - неоконченная картина художника, ставшая мощным, оглушающим набатом… (на экране). У Ге всегда было так: страдание – удел ночи, а облегчение – рассвет. Своей картиной художник предвосхитил искусство ХХ века. Натуралистическая правдивость  трагедий века вытеснила созерцательность. Мир «Голгофы» близок словам поэта Иннокентия Анненского:

Солнце за гарью тумана

Жёлто, как  вставший больной.

Герои Ге здесь – «больные».  Чем? Решать будут грядущие поколения…

Я предлагаю вам поразмышлять дома над вопросом: Почему героям «Голгофы» предстоит погибнуть при ярком свете дня? (Задание заранее написано на оборотной стороне доски).

Благодарю всех за работу. /Снова на экране – зрительный ряд, звучит музыка Альбинони, учащиеся смотрят, записывают домашнее задание/

 

 

 


План-конспект внеклассного занятия по основам православной культуры «Проблема героя в творчестве

План-конспект внеклассного занятия по основам православной культуры «Проблема героя в творчестве

Тема: «Проблема героя в творчестве

Тема: «Проблема героя в творчестве

Какие христианские качества личности из перечисленных вы поставили бы на первое место?

Какие христианские качества личности из перечисленных вы поставили бы на первое место?

Учитель: Сегодня мы уже вспоминали имя

Учитель: Сегодня мы уже вспоминали имя

Как вы понимаете предательство ? ?

Как вы понимаете предательство ? ?

Трагедия? Почему? /Если позволяет время, можно поговорить о других персонажах картины, охарактеризовать их, отметив при этом, что в облике

Трагедия? Почему? /Если позволяет время, можно поговорить о других персонажах картины, охарактеризовать их, отметив при этом, что в облике

Римский наместник здесь – предельно благополучен

Римский наместник здесь – предельно благополучен

Художник стремился найти положительный образ, идеального человека

Художник стремился найти положительный образ, идеального человека
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.