План-конспект
внеклассного занятия по
основам православной культуры
«Проблема героя в творчестве
Николая Николаевича Ге»
(10-11 класс)
Шейкина Людмила Николаевна, учитель русского языка и литературы, основ православной культуры МАОУ «СОШ № 2» ст. Тбилисской Тбилисского района Краснодарского края, Почётный работник общего образования
Тема: «Проблема героя в творчестве Николая Николаевича Ге»
Цель: проанализировать евангельские сюжеты в творчестве Н.Н.Ге, увидеть психологическую глубину образов, созданных художником, учить восприятию психологически насыщенного содержания произведения, определить сверхзадачу, поставленную живописцем в произведениях на религиозные темы, учить аналитическому осмыслению евангельского содержания сюжетов, способствовать развитию духовности и человеческих качеств личности подростков.
Оборудование урока: мультимедийный проектор, репродукции произведений Н.Н.Ге.
Зрительный ряд:
1.Автопортрет Н.Н.Ге (1893 г.)
2. «Тайная вечеря» (1863 г.)
3. «Вестники воскресения» (1867 г.)
4. «В Гефсиманском саду» (два варианта картины 1868 и 1869 гг.)
5. «Что есть истина? Христос и Пилат» (1893 г.)
6. «Голова распятого Христа» (1890-е годы)
7. «Голгофа» (неоконченная картина 1893 г.)
Ход урока:
Эпиграф к уроку: [В его произведениях]… впервые высказались те душевные свойства и настроения, которые в душе Ге занимали первое место и в продолжение его жизни давали содержание всем его художественным созданиям. Жалость, сострадание, милосердие, душевное благородство, самопожертвование, печаль по неправдам и насилиям…
В.В.Стасов
Ученик громко и выразительно читает эпиграф к уроку.
Последнюю фразу учитель: повторят «…Жалость, сострадание, милосердие, душевное благородство, самопожертвование, печаль по неправдам и насилиям…»
? Какие христианские качества личности из перечисленных вы поставили бы на первое место? Почему?
? Каким вы видите человека, воплощающего в себе эти качества?
? Кто воплощает в себе эти качества в полной мере? Почему? /Иисус Христос, Сын Божий/
? Кто из русских художников ставил перед собою задачу изобразить Иисуса Христа?
? Какие проблемы затрагивали в своём творчестве Феофан Грек? …Андрей Рублёв? …А.А.Иванов?
Учитель: Сегодня перед нами предстанут произведения уникального русского художника Николая Николаевича Ге.
Зрительный ряд из произведений художника (смотрим и слушаем)
Учитель: Подумаем вместе, о чём в контексте урока мы должны поговорить, исходя из увиденного на экране.
Учащиеся формулируют проблемные вопросы урока: В чём состоит психологическая глубина образов, созданных Николаем Николаевичем Ге? Какие глобальные психологические проблемы изображает на своих полотнах художник? Как он это делает, и, главное, зачем он это делает?
Ученик: Николай Николаевич Ге… При этом имени часть зрителей вспомнит полотна «Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» и «А.С.Пушкин в селе Михайловском» и скажет, что Ге – исторический живописец. А посмотревшие его портреты А.И.Герцена и Л.Н.Толстого с убеждением заявят, что Ге – прекрасный портретист. Действительно, творчество этого выдающегося человека многообразно, и каждая грань его таланта даёт образцы живописи, составляющие гордость русского искусства.
Философ, художник, мыслитель, энциклопедист… Оценка предельно высокая, но нам необходимо знать, что Николай Николаевич Ге – автор запоминающихся композиций на евангельские сюжеты.
Учитель: Сегодня мы уже вспоминали имя Александра Андреевича Иванова и его великое полотно «Явление Христа народу». Искусство А.А.Иванова оказалось действенным для Ге, потому что острым зрением художника он разглядел невиданное в русском искусстве XIX века слияние исторической достоверности и мифа и способность творческого человека стать как бы сотворцом истории. В 1859 году Ге открывает для себя евангельскую историю как источник важнейших тем и сюжетов и ивановскую традицию в своём творчестве развивает в качественно новом направлении.
Этапным произведением в этом смысле становится «Тайная вечеря» (Появляется на экране).
? Какой евангельский сюжет здесь нашёл отражение? В творчестве какого художника мы уже встречали его? /Леонардо да Винчи/
Учитель: Н.Н.Ге писал:«Кто же из живших, живущих может быть… идеалом?»
? Кто главный на полотне? /Конечно, сам Христос/
? Почему лицо Христа спокойно?
? Как бы вы охарактеризовали Его? /Учащиеся «набирают» слова-характеристики, выстраивая их в цепочку: спокойный – не суетный - сосредоточенный - ушедший в себя – мудрый - всё понимающий – знающий, что Ему предстоит, – неторопливый – уверенный в Себе…/(В случае достаточного времени можно прокомментировать каждое слово)
? Какие человеческие и божественные качества можно заметить в облике Христа?
? Можно ли сказать, что Христос у Ге – Человек и только Человек? Почему?
? На кого он похож? /На А.И.Герцена!/
? Зачем художнику понадобилось таким способом «принизить» образ Спасителя? /Возможны разные варианты ответов./ Прав ли художник в подобной трактовке образа?
? Почему Христос изображён не сидя, не стоя, а лёжа? / В библейских текстах в «восточном обычае есть лёжа»/.
? В чём состоит христианский смысл Вечери?
? Как вы думаете, в чём главная трагедия этого события?
? Как вы понимаете предательство?
? Кто его здесь воплощает?
? Почему Иуда в тени? Почему мы не видим его лица?.. /Мы не в состоянии разобрать лицо Иуды, потому что он движется в темноту (и в буквальном, и в переносном смысле), источник света остаётся у него спиной, и потому крупные и резкие черты Иуды видно лишь самым обобщенным образом./
… Так ли всё просто?..
Учитель: В одном из своих писем Н.Н.Ге писал, что ему хотелось показать Иуду «титаническим». Иными словами, художник вычленил из образа всё частное. И далее у художника читаем: «Вы начинаете понимать, что дело тут идёт не о горсти монет… такого пигмея Иисус не избрал бы себе учеником. Нет, 30 серебреников играют тут роль чисто формальную… Если бы это было иначе, если б отступнику только деньги были нужны, то с чего бы ему идти и повеситься после их получения! Не говорит ли это самоубийство ясно, что Иуда сам дорого ценил то, с чем разорвал связь на Тайной Вечери, и сам глубоко страдал от разрыва, но что причина разрыва лежала глубоко во всём его существовании».
? Как вы воспринимаете предательство Иуды теперь? /Иуда – воплощение всего тёмного и гадкого в человеке, который порой и сам не ведает, как может поступить в определённой ситуации./
Учитель: Самые чуткие зрители увидели и ещё нечто: в образе отступника -зловещие черты эгоиста-хищника, поставившего себя над людьми. Человек оказывается перед выбором: уничтожиться, как личность, или спастись, подчинив себе других?.. Так ставился тогда вопрос…
Учитель: Для Н.Ге этот холст был «дороже жизни». Он рассказывал: «Я увидел там горе Спасителя, теряющего навсегда ученика-человека. Близ него лежал Иоанн: он всё понял, но не верит возможности такого разрыва; я увидел Петра, вскочившего, потому он тоже понял всё и пришёл в негодование – он горячий человек; увидел я наконец и Иуду: он непременно уйдёт».
? Трагедия? Почему? /Если позволяет время, можно поговорить о других персонажах картины, охарактеризовать их, отметив при этом, что в облике Петра явно прослеживается внешнее сходство с самим художником, а в образе Иоанна – черты жены художника, незабвенной для него Анны Петровны./ Лев Толстой так отозвался о картине: «Произошла странная вещь: мое собственное представление о последнем вечере Христа с учениками совпало с тем, что передал в своей картине Ге».
? К какому выводу мы можем прийти? /Как истинный философ Ге углубляет тему преданности Вере и предательства Веры до решения философского вопроса Добра и Зла и их противопоставления друг другу. – это решение одной из сверхзадач/
Ученик: Тематически связано с «Тайной Вечерей» и другое полотно художника – «В Гефсиманском саду», ибо после вечери Христос пожелал помолиться в одиночестве, оставшись наедине с Самим Собой. (На экране – оба варианта картины). Образ Христа раскрывается не только с разных сторон, но всё очевиднее появление новых черт в его характере, прямо отражающее понимание художником образа своего Героя. Биограф художника Н.Зограф точно отметила: «В картине он обращается к теме подвига, нравственного долга. В первом из двух вариантов (1868) ещё преобладает поэтически возвышенное настроение. Во втором (1869) – господствует суровый драматизм». Художнику важен не конфликт, но состояние человека наедине с самим собой, с болью, страхом… И всё это – на фоне бархатной тишины прекрасной южной ночи… Лицо Христа, живущее напряжённой мыслью, выражает не мольбу, а решимость и твёрдость.
? Как пейзаж помогает раскрыть состояние Христа?
? Что нового появилось в полотнах по сравнению с «Тайной Вечерей»? /В образах Христа прослеживаются черты человека, стоящего перед главным выбором в жизни – здесь есть страдание, живая мысль, т.е. динамичное развитие Человека – и это решение ещё одной сверхзадачи, поддержанное колористическим решением./
Ученик: Зимой 1890 года Н.Ге выставил холст «Что есть истина? Христос и Пилат»./Полотно появляется на экране/ Это картина-притча. Конфликт очевиден, он обнажён до крайности, ибо художник написал её размашисто яркими, броскими красками (современники назвали такую манеру письма «варварской»). Римский наместник здесь – предельно благополучен. На его одежде – яркие блики света. Свет чувствуется и видится на всей его фигуре. Напротив, голова, хитон, и плащ Христа написаны намеренно приглушённо. Но этот измождённый, почти бестелесный аскет с всклокоченными волосами не жалок, а воинствен. Здесь нет и намёка на непротивление злу… Наоборот, во всей фигуре Христа, в его взгляде видны дерзкий вызов и непокорность…Так что есть ИСТИНА? Как ответит Христос? И ответит ли?.. Именно в это время художник решает для себя вопрос: сам ли ты принесёшь себя в жертву, или другие должны пожертвовать собой ради тебя? Решение однозначно - нужно жертвовать собой…
? Насколько оправданным может быть такое решение? /Ответы возможны разные./
Учитель: Сделать современника очевидцем ужасной казни, заставить ужаснуться и тем самым пробудить совесть, т.е. покаяться – к этому шёл мастер. В письмах мы читаем: «Я сотрясу все их мозги страданием Христа. Я заставлю их рыдать, а не умиляться. Возвратясь с выставки, они надолго забудут о своих глупых интересах…» И это ему удалось… /На экране – «Голова распятого Христа» – музыка звучит некоторое время, учащиеся рассматривают картину./ После паузы -
Когда-то давно, на заре знакомства с Львом Толстым, последний обронил пророческую фразу: «Мы переживаем не период проповеди Христа,.. а период распинания».
? Актуально ли звучат слова Толстого сегодня? Почему?
? Как их можно связать с современностью? «Распинаем» ли мы сегодня Христа? Как?
? Что вы чувствуете?
? Можно ли рассматривать образ Христа в динамике? Как он развивается в творчестве художника? Что Н.Н.Ге делает для этого? /Будучи портретистом-психологом, художник решал свои композиции как психологические драмы. Через конфликт, через внутреннюю душевную трагедию героя Ге подошёл к показу не статичной личности, а развивающейся, причём в условиях труднейшего морального выбора. Художник стремился найти положительный образ, идеального человека./
Учитель: Осенью 1893 года шла работа над новым полотном. Это была «Голгофа» - неоконченная картина художника, ставшая мощным, оглушающим набатом… (на экране). У Ге всегда было так: страдание – удел ночи, а облегчение – рассвет. Своей картиной художник предвосхитил искусство ХХ века. Натуралистическая правдивость трагедий века вытеснила созерцательность. Мир «Голгофы» близок словам поэта Иннокентия Анненского:
Солнце за гарью тумана
Жёлто, как вставший больной.
Герои Ге здесь – «больные». Чем? Решать будут грядущие поколения…
Я предлагаю вам поразмышлять дома над вопросом: Почему героям «Голгофы» предстоит погибнуть при ярком свете дня? (Задание заранее написано на оборотной стороне доски).
Благодарю всех за работу. /Снова на экране – зрительный ряд, звучит музыка Альбинони, учащиеся смотрят, записывают домашнее задание/
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.