Внеклассное мероприятие по литературе.
Тема: « Материнская тема в текстах русских поэтов XX века».
Цель: попытка исследовать образ Матери в русской литературе XX века
Задачи: уметь сравнивать и анализировать произведения писателей и поэтов; воспитать уважение, любовь и сострадание к Матери. Практическая значимость: привлечь внимание учащихся к творческой деятельности, связанной с самым дорогим и любимым Человеком на Земле – Матерью.
Оборудование: экран, компьютер, проектор, микрофоны.
Содержание мероприятия:
I.Введение
- Как сложна и трагична судьба великой русской литературы XX века. Ни одна мировая литература этого времени не имела столь безграничного опыта тревог, надежд, обостренных нравственных исканий. Но мог ли исчезнуть из современной культуры такой глубинный, сквозной мотив всей русской поэзии и прозы XX века, как постоянное воскрешение особой, «материнской точки зрения» на все события, борения, антагонизм века? Поэтому целью нашей работы было изучить образ Матери в русской литературе XX века и доказать, что образ Матери, «материнская точка зрения» всегда будет присутствовать в русском слове.
I часть:
Вступительное слово: XX век – это иная эпоха, в которой звучат мотивы, отличающиеся от мотивов XIX века. Образ Матери стал выглядеть еще более трагично на фоне великой и страшной в своей ожесточенности минувшей войне. Кто более матери перенес страданий в эту пору? Она теряла на фронте своих сыновей, она переживала оккупацию и оставалась с малыми ребятишками на руках без хлеба и крова, она до изнеможения работала в цехах и полях и, всеми силами помогая Отчизне выстоять, делилась с фронтом последним куском. Все она вынесла и превозмогла, и поэтому в нашем сознании понятия Родина» и «Мать» давно слились воедино:
<…>Встаньте все и выслушайте стоя
Сохраненное во всей красе
Слово это - древнее, святое!
Распрямитесь! Встаньте!..
Встаньте все!
Как леса встают с зарею новой,
Как травинки рвутся к солнцу ввысь,
Встаньте все, заслышав это слово,
Потому что в слове этом – жизнь.
Слово это – зов и заклинанье,
В этом слове – сущего душа,
Это – искра первая сознанья,
Первая улыбка малыша.
Слово это пусть всегда пребудет
И, пробившись сквозь любой затор,
Даже в сердце каменном пробудит
Заглушенной совести укор.
Слово это сроду не обманет,
В нем сокрыто жизни существо,
В нем – исток всего. Ему конца нет.
Встаньте!..
Я произношу его: «Мама!» (Р. Гамзатов) [6]
Образ матери внес в XX век черты драматизма и трагизма и почти всегда звучал социально: если плохо матери, самому святому существу на свете, то можно ли говорить о справедливости мира?
(Марина Цветаева)
Препод;Быть матерью – важная и ответственная миссия. Нам хочется обратиться к творчеству Марины Ивановны Цветаевой, у которой образ матери занимает особое место. Маме посвящены не только стихи, но и проза:
В старом вальсе штраусовском впервые
Мы услышали твой тихий зов,
С той поры нам чужды все живые
И отраден беглый бой часов.
Мы, как ты, приветствуем закаты,
Упиваясь близостью конца.
Все, чем в лучший вечер мы богаты,
Нам тобою вложено в сердца.
К детским снам клонясь неутомимо,
(Без тебя лишь месяц в них глядел!)
Ты вела своих малюток мимо
Горькой жизни помыслов и дел.
С ранних лет нам близок, кто печален,
Скучен смех и чужд домашний кров...
Наш корабль не в добрый миг отчален
И плывет по воле всех ветров!
Все бледней лазурный остров-детство,
Мы одни на палубе стоим.
Видно грусть оставила в наследство
Ты, о мама, девочкам своим!(«Маме» М.Цветаева)
Высоцкий Андрей - В автобиографических очерках и письмах, стихотворениях Цветаевой можно найти много упоминаний о ее матери, Марии Александровне. Автору важно было подчеркнуть духовное воздействие матери на дочерей. Натура тонкая и глубокая, художественно одаренная, она ввела их в мир прекрасного. С самых ранних лет музыка была для Цветаевой тождественна голосу матери. «Мать – сама лирическая стихия», - писала Марина Ивановна. Искусство было средоточием внутренней жизни матери, страстью ее души. «Мать… - страстная музыкантша, страстно любит стихи и сама их пишет. Страсть к стихам – от матери». Благодаря ей и для детей искусство стало некой второй реальностью, подчас более желанной. Душа, была убеждена Мария Александровна, должна уметь противостоять всему безобразному и дурному:
К детским снам клонясь неутомимо
(Без тебя лишь месяц в них глядел!),
Ты вела своих малюток мимо
Горькой жизни помыслов и дел [4].
Резеда:Мать научила детей чувствовать боль – свою и чужую, сумела отвратить их ото лжи и фальши внешних проявлений, даровав им раннюю мудрость: «С ранних лет нам близок, кто печален, Скучен смех…» Такая нравственная установка рождала внутреннюю неуспокоенность, невозможность удовлетвориться житейским благополучием: «Наш корабль не в добрый миг отчален/ И плывет по воле всех ветров!» [4]. Материнская Муза была трагической. В 1914 году Цветаева писала В.В.Розанову: «Ее измученная душа живет в нас, - только мы открываем то, что она скрывала. Ее мятеж, ее безумие, ее жажда дошли в нас до крика» [4]. Груз, принятый на плечи, был тяжел, но он составил, и главное богатство юной души. Духовное наследие, завещанное матерью, означало глубину переживаний, яркость и обостренность чувств и, конечно же, благородство сердца. Всем самым лучшим в себе, как признавала Цветаева, она обязана матери. Боль ее ранней потери, тоска сиротства сопровождали ее всю жизнь:
До убедительности, до
Убийственности – просто:
Две птицы вили мне гнездо:
Истина – и Сиротство.
(«Реквием» Анны Ахматовой)
Катюша:Узнала я, как опадают лица,
Как из-под век выглядывает страх,
Как клинописи жесткие страницы
Страдание выводит на щеках.
Эти строки из «Реквиема» А.А. Ахматовой наиболее ярко характеризуют психологическое состояние матери, которая постепенно начинает осознавать глубину трагизма происходящих событий, и чей сын заточен в тюрьму. «Реквием» словно имеет еще один сюжет – это сюжет болезни матери, переживающей арест своего сына. Этот сюжет и передает весь ужас страданий женщины. Особенности сюжета: сюжет об аресте и осуждении сына, сюжет о материнской причети, сюжет о болезни матери, со - умирании. «Образы отстрадавших, отмучившихся, испивших горькую чашу сыновей «стомильонного народа» идут фоном, а все внимание сосредоточено на лике Матери, ее «околокрестной» муке, ее немыслимой, необъяснимой, никакими рациональными способами не постигаемой стойкости: «Нет, это не я, это кто-то другой страдает: / Я бы так не могла…». «Молча Мать стояла». Молчание, равно далекое и от рыданий Магдалины, и от окаменелости ученика, которое одновременно исполнено и слезного порыва, и недвижного, сурового мужества; громогласное молчание, молчание матери .
( Сергей Есенин)
Ляшенко Андрей.В русской поэзии не раз звучало задушевное слово о матери, но есенинские произведения можно назвать самыми трогательными признаниями в любви к «милой, родной старушке». Его строки полны пронзительной сердечности и воспринимаются не как стихи, а как изливающаяся нежность:
Найниш Саша
Ты жива еще, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.
Пишут мне, что ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне,
Что ты часто ходишь на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.
И тебе в вечернем синем мраке
Часто видится одно и то ж:
Будто кто-то мне в кабацкой драке
Саданул под сердце финский нож.
Ничего, родная! Успокойся.
Это только тягостная бредь.
Не такой уж горький я пропойца,
Чтоб, тебя не видя, умереть. («Письмо матери» Есенин)
Ляшенко А.Разве это не сама музыка чувства? Поэт словно обнял «старушку» своей душой и обращается к ней любя, используя нежные, добрые слова.Используемая поэтом лексика воссоздает картину ветхой избушки, в которой мать ждет возвращения сына, передают внутреннее состояние и чувства женщины – матери. Поэт осознает, что мать знает о его погубленной жизни, о кабацких драках, о запоях. Ее тоска столь велика, предчувствия столь нерадостны, что они мучат ее, и она «часто ходит на дорогу». Образ дороги не раз появляется в стихотворении. Она олицетворяет жизненный путь поэта, на котором все время появляется мать, желающая добра и счастья сыну. С искренней нежностью Есенин обращается к матери, пишет о том, что только возле нее, на родине, его ждет душевный покой.
»Слово о Матери» Александра Фадеева
Препод:Известный филолог В. Виноградов писал: «Творчество писателя, его авторская личность, его герои, темы, идеи и образы воплощены в его языке и только в нем и через него могут быть постигнуты». Обратимся к тексту Александра Фадеева «Слово о Матери». «Мама, мама! Я помню руки твои с того самого мгновения, как я стал осознавать себя на свете…Да, с того самого мгновения, как я стал сознавать себя, я всегда помню руки твои в работе. Я помню, как они сновали в мыльной пене, стирая мои простынки. Я вижу твои с чуть утолщенными суставами пальцы на букваре, и я повторяю за тобой «беа – ба, ба-ба». Я помню твои руки, несгибающиеся, красные, залубеневшие от студеной воды в проруби, где ты полоскала белье, и помню, как незаметно могли руки твои вынуть занозу из пальца у сына, и как они мгновенно продевали нитку в иголку, когда ты шила и пела, - пела только для себя и для меня. Потому что нет ничего на свете, чего бы не сумели руки твои, что было бы им не под силу, чего бы они погнушались! Но больше всего, на веки вечные, запомнил я, как нежно гладили они, руки твои, чуть шершавые и такие теплые и прохладные, как они гладили мои волосы, и шею, и грудь, когда я в полусознании лежал в постели. И когда бы я ни открыл глаза, ты всегда была возле меня, и ночник горел в комнате, и ты глядела на меня своими запавшими очами, будто из тьмы, сама вся тихая и светлая, будто в ризах… Я целую чистые, святые руки твои! Ты проводила на войну сыновей, если не ты, так другая, такая же, как ты, - иных ты уже не дождешься вовеки, а если эта чаша миновала тебя, так она не миновала другую, такую же, как ты. Но если в дни войны у людей есть кусок хлеба и есть одежда на теле, и если стоят скирды на поле, и бегут по рельсам поезда, и вишни цветут в саду, и пламя бушует в домне, и чья-то незримая сила поднимает воина с земли или с постели, когда он заболел или ранен, - все это сделали руки матери моей – моей, и его, и его… Оглянись же и ты, юноша, мой друг, оглянись, как я, и скажи, кого ты обижал в жизни больше, чем мать, - не от меня ли, не от тебя, не от него, не от наших ли неудач, ошибок, и не от нашего ли горя седеют наши матери? А ведь придет час, когда мучительным упреком сердцу обернется все это у материнской могилы… Мама, мама! Прости меня, потому что ты одна, только ты одна на свете можешь прощать, положи на голову руки, как в детстве, и прости».
Мужчины перед своими любимыми хотят выглядеть только мужественными, только сильными, только несгибаемыми. Возможно, это и делает их мужчинами. И только перед родной матерью они не боятся обнажить свои слабости и неудачи, признаться в ошибках и потерях, потому что, как бы далеко ни ушли они в своем возрасте и развитии, перед нею они и седые – все равно дети. А уж она понимает сердцем, что бедному да обиженному, прежде всего, и всех нужнее – мать.
Ваган:Цикл «Памяти матери» А.Т. Твардовского
Прощаемся мы с матерями
Задолго до крайнего срока -
Еще в нашей юности ранней,
Еще у родного порога;
Когда нам платочки, носочки
Уложат их добрые руки,
А мы, опасаясь отсрочки,
К назначенной рвемся разлуке.
Разлука еще безусловней
Для них наступает попозже,
Когда мы о воле сыновней
Спешим известить их по почте.
И карточки им посылая
Каких-то девчонок безвестных,
От щедрой души позволяем
Заочно любить их невесток.
А там - за невестками - внуки...
И вдруг назовет телеграмма
Для самой последней разлуки
Ту старую бабушку мамой.
(Александр Твардовский)
«Памяти матери» - это четыре стихотворения, представляющие единый непосредственный отклик на смерть матери поэта Александра Трифоновича Твардовского. «Мать моя, Мария Митрофановна, была всегда очень впечатлительна и чутка, даже не без сентиментальности, ко многому, что находилось вне практических, житейских интересов крестьянского двора, хлопот и забот хозяйки в большой многодетной семье. Ее до слез трогал звук пастушьей трубы где-нибудь вдалеке за нашими хуторскими кустами и болотцами, или отголосок песни с далеких деревенских полей, или, например, запах первого молодого сена, вид какого-нибудь одинокого деревца и т.п.», - писал А.Твардовский.
ВИТЁК В мире снова неспокойно, в разных концах планеты появляются «горячие точки», вспыхивают отсветы пожаров, террористы уничтожают все живое, снова и снова слышится детский плач. И над всем этим хаосом вырастает сгорбленная горем фигура Матери, как и в годы Великой Отечественной войны.
Жизнь не прожить без черных дней,
Но в час беды и в час бессилья
Вы не кляните матерей
За то, что вас они родили.
Им не дано предугадать
Все, что детей их ждет на свете,
Но всякая на свете мать
Желает только счастья детям.
Настюша
Баюкая детей грудных,
От века матери мечтали,
Чтоб не споткнулись дети их,
Чтоб на дороге не упали.
И ни одна на свете мать,
Какими б ни были мы с вами,
Нам, детям, не желала стать
Ни жертвами, ни палачами.
Пусть многое не привелось
Им обрести самим когда-то,
Они мечтали, чтоб жилось
Их детям вольно и богато.
И если это не сбылось,
Кто-кто, а мать не виновата,
Поэтому и в черный час,
Когда наш путь тернист и труден,
Клясть матерей своих не будем за то,
Что породили нас (К. Кулиев. О матери.) [5]
Лизуня:Как жаль, что наши мамы не вечны, уходят от нас, как бы мы не хотели отдалить это, как бы ни противились этому всем своим существом: У матерей священные права:
Казнить и миловать,
Надеяться и плакать.
И жребий свой,
Приобретя едва,
Нести сквозь радости,
Сомнения и слякоть.
У матерей обязанность одна:
Себя забыв,
В заботах распыляться.
И плоть, и душу
Выложив до дна,
Душой и плотью
В ком-то повторяться.
И ничего не требовать взамен!
Лишь жертвенно
Надеяться и верить,
Любя такой любовью без измен,
Что мерками земными не измерить.
У матерей и чаянья одни:
Самоотверженно
У жизни на исходе
Стоять за жизнь.
И в чем-то тут сродни
Они великой
Матери-Природе.
И пусть за все
Воздастся щедро ей!
Собрав в букет
Любовь и откровенье,
Придите, дети, к матери своей
И станьте перед нею на колени. (В. Романчин) [5]
Романов Дима: Нужно оберегать самое дорогое и ценное в вашей жизни – руки наших матерей, дать им возможность чаще отдыхать и не забывать о том, что для того, чтобы нам жилось тепло и счастливо, материнские руки берут на себя всю боль и холод, все раны и удары жизни! В наше суетное время мы перестали говорить добрые, ласковые слова самому родному и близкому человеку – Матери. Просто призываем всех: берегите своих мам, пусть их глаза всегда светятся радостью, счастьем и теплотой! Мы считаем, что все самые дорогие святыни названы и озарены именем матери, потому что с именем этим связано и само понятие жизни.
Леша «новенький»
Берегите матерей, берегите...
Лаской, нежностью сполна одарите.
Резким словом, сгоряча, не гневите.
А почаще - о любви им говорите.
Сердце матери - теплом отогрейте,
Добрых слов, вы для нее - не жалейте.
Чтоб жила она в тепле, бед не знала.
И от ваших резких слов не страдала.
Берегите матерей, берегите…
Сердце матери своей не губите.
Чтобы знала, что нужна – обнимите,
И теплом своей души – жизнь продлите.
Подарите счастье ей, подарите…
По душам, почаще с ней говорите.
Уходить вы от нее не спешите,
И заботою сполна окружите.
Зла, обиды на душе не держите.
Ведь хотела же, как лучше - вы поймите!
Руку помощи, в беде - протяните.
И за все, за все - спасибо говорите…
Берегите матерей, берегите!(Людмила Гусарова)
Гриша: Образ Матери в русской литературе XX века – это не только воплощение любви, счастья, но и вдохновения. Поэты следующего поколения обязательно примут эту тему для исследования, так как Мать – продолжение рода человеческого и русских традиций. Мы считаем, что исчезновение «материнской точки зрения» сделают литературу нищей, не будет нравственного смысла.
Заключительное слово преподавателя: Я расскажу вам прекрасную, грустную, но очень поучительную сказку о Гусыне: «В жаркий день вывела мать Гусыня на прогулку своих маленьких гусят. Она впервые показала детям большой мир. Этот мир был ярким и радостным: сладкие зеленые стебельки, теплое и ласковое солнце, мягкая прохладная трава, и вокруг множество голосов пчел, жучков, шмелей, бабочек. Гусята были счастливы. Они стали расходиться по огромному зеленому лугу. Когда жизнь счастливая, а на душе мир и покой, о матери часто забывают. Стала Гусыня звать своих детей, но они не слушались. И вдруг небо покрыли темные тучи, на землю упали крупные капли дождя. И гусята поняли, что мир не такой уж уютный и беззаботный. Только тут все они вспомнили о матери. Подняли они свои маленькие головки и побежали к ней. А Гусыня подняла крылья и прикрыла ими всех своих детей, спрятала от дождя, града и ветра. Крылья существуют для того, чтобы прикрывать детей, а потом уж для того, чтобы летать. Под крыльями было тепло и безопасно, а откуда-то издалека доносился грохот грома, вой ветра и стук градин. И гусятам и в голову не приходило, что крыло имеет две стороны: внутри было тепло и уютно, а снаружи – холодно и опасно. Как только гроза стихла, дети требовательно запищали, чтобы мать выпустила их. Гусыня осторожно раскрыла крылья, и гусята снова разбежались по лугу. А у матери – гусыни крылья были изранены, многие перья сломаны или вырваны. Но дети этого не замечали, они снова были счастливы и веселы» [6].
В сущности, вещий мотив всей лучшей современной поэзии и прозы XX века – это горькая исповедь перед матерью, перед Родиной. Но, приобретая черты символа и выполняя огромную общественную миссию, мать никогда не теряла привычные человеческие черты, оставаясь радушной хозяйкой и умной собеседницей, старательной работницей и прирожденной песельницей, широкой в застолье и мужественной в горе, открытой в радости и сдержанной в печали, и всегда доброй, понимающей и женственной.
Я приходя домой со школы
Встретился с днем больным и скорбным
Как безнадежные уколы
Тонкие струи плещут город.
Будто бы кровью на халате
Грязью запачканы деревья
Кто-то другой уже в палате
В этот твой праздник, в День Рожденья.
Припев:
Мам, пусть осень и гром стучатся к нам в дом
Со мной ты всегда.
Мам, я бросил курить и ночью бродить
Как помнишь тогда.
Мам, я в спальне твоей поставлю цветок
Как в прошлом году.
Мам, как холодно мне с тех пор, как тот день
Принес нам беду.
Сам я открою дверь в квартире
Своим ключом, не так, как раньше.
Все по-другому в этом мире
В день, что когда-то был твой праздник.
Помнишь цветы, что за спиною
Спрятал, входя домой со школы.
А за окном стоял стеною
Шум октября, дождя и молний.
Припев
Помнишь, как спешно рвал страницы
Из дневника в подвале темном.
Я ведь не очень-то учился
Твой непослушный, непутевый.
Как до поздна куда-то сгинул
Молча ждала, молясь и плача.
Переживала ты за сына
Видишь, как вышло, все иначе.
Припев
Я приходя домой со школы
Встретился с днем больным и скорбным.
Осень дождливые уколы
С неба на голову сыпет дура.
Только назло дождю и ветру
Пусть знают все, что я упрямый.
Знаю я только одно на свете
Снова куплю цветок - для мамы.
Припев
Прошу написать сочинение на тему: «В чем заключаются красота и величие моей мамы».
Использованная литература
1.Мать: Стихотворения русских и советских поэтов о матери / Предисл. и сост. В. Коротаева. – М.: Мол. гвардия, 1979.
2.Русская литература XX века, 11 кл.: Учебник – практикум для общеобразоват. учреждений / Под ред. Ю.И. Лыссого. – М.: Мнемозина, 2000.
3.Цветаева М.И. Избранные стихотворения. – М.: Издательство Эксмо, 2005.
4.Цветаева М.И.Лирика: Анализ текста. Основное содержание. Сочинения / Авт. – сост. Т.Ю.Максимова. – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2003.
5.Чалмаев В.А., Зинин С.А. Русская литература XX века: Учебник для 11 класса: В 2 ч. Ч.2.- 4-е изд. – М.: ООО «ТИД « Русское слово – РС», 2005.
6.Читаем, думаем, спорим…: Кн. для самостоят. работы учащихся по лит.: 8 кл./Авт. – сост. Г. И. Беленький, О.М. Хренова. – М.: Просвещение: АО «Учеб. лит.», 1995.
Приложения
© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.