Матрица проблемно - ценностной дискуссии по теме "Экономические перспективы пенсионной реформы РФ"
Оценка 5
Разработки уроков
doc
обществознание
10 кл
03.02.2019
Целью данной разработки является повышение финансовой грамотности у школьников старшего звена. Проблемы и перспективы развития пенсионной реформы, ее сравнение и оценка с международными пенсионными системами.
Данный урок построен в форме дискуссии. Он позволяет наиболее объективно рассмотреть новую пенсионную реформу со всех сторон.
БРусенцев К.В. (1).doc
Сценарий проблемно ценностной дискуссии
по теме "Экономические перспективы пенсионной реформы РФ"
Пролог к дискуссии
Цель: Повысить уровень грамотности обучающихся по вопросам пенсионного
законодательства и функционирования пенсионной системы Российской Федерации
на основе формирования демократических ценностей.
Задачи:
1. Развивать экономическую культуру старшеклассников.
2.Воспитать гражданскую идентичность школьников.
3.Сформировать представление о пенсионных системах мира и России , социальном
характере государства, реализации социальных прав граждан РФ.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, раздаточный
материал.
Форма проведения урока: Урок дискуссия
Вступительное слово учителя:
что она наступает достаточно быстро»
Альберт Эйнштейн
«Думая о будущем, я понимаю,
«Когда человек молод, полон сил и планов на будущее, кажется, что слова
«пенсия» и «пенсионер» не имеют к его жизни никакого отношения. Он думает, что
с пенсионный возраст наступит нескоро, и нечего об этом беспокоиться сейчас. Но
старость неизбежна, а с ней неизбежна и пенсия.
Мы живем в 21 веке, когда пенсия формируется по другим правилам, чем у
наших дедушек и бабушек. О будущей пенсии нужно думать смолоду, самому
активно участвовать в её формировании. Так живут люди во всех экономически
развитых странах мира. Страховая пенсионная система, инвестирование
пенсионных накоплений, негосударственное пенсионное обеспечение теперь дают и
молодым россиянам возможность сделать свою будущую пенсию достойной.
Каждый из вас через несколько лет придёт на первую в своей жизни работу и
начнёт создавать собственную пенсионную историю. Чтобы познакомить вас с
открывающимися возможностями, мы и проводим сегодня дискуссию по теме
"Экономические перспективы пенсионной реформы РФ"». 1 группа
2 группа
3 группа
4 группа
«Выходцы из
СССР»
«Международные
наблюдатели»
«Реформаторы
XX в.»
«Экспериментаторы
XXI в.»
Внутригрупповая проблемноценностная дискуссия
4 группа
Участники группы
знакомятся с
нормативными актами,
определяют сходство и
различия пенсионных
реформ 2002г.,2015г.,
2019г., обозначают
плюсы и минусы новой
пенсионной реформы
1 группа
Участники
группы
знакомятся с
нормативными
актами,
регламентирующи
ми их статус,
знакомят с
историей
пенсионной
системы СССР,
способом
начисления
пенсий СССР,
называют
основные
причины создания
пенсионного
фонда.
2 группа
Участники группы
знакомятся с
нормативными
актами,
регламентирующими
их статус, выявляют
специфику
начисления пенсий в
западных странах,
проводят сравнение
со способом
начисления в РФ.
3 группа
Участники группы
знакомятся с
нормативными
актами,
регламентирующим
и их статус,
называют основные
критерии
начисления пенсии
России в 1990ые
гг., анализируют в
историческом
аспекте
действующее
отечественное
пенсионное
законодательство.
1. Определение проблемного поля (иерархия проблем по теме):
1) Обзор пенсионных систем мира.
2) История пенсионной системы СССР.
3) Пенсионная система РФ.
4) Основные положения пенсионной реформы XXI в.
2. Поиск эффективных решений проблем:
1) анализ нормативноправовой базы пенсионной системы РФ;
2) работа с графиком по начислению пенсионных баллов в РФ;
3) знакомство со способом начисления пенсий в других государствах;
4) работа с кластером. 3. Описание деятельности каждого участника группы в осуществлении решении:
каждый участник группы готовится к публичному выступлению по обозначенным
вопросам в контексте тематики своей группы, планирует свои ответы на
дополнительные вопросы аудитории
Межгрупповая проблемноценностная дискуссия
1 группа
2 группа
3 группа
4 группа
Участники
дискуссии задают
друг другу
вопросы о
возможности
роста размера
пенсионного
обеспечения
пожилых людей
старше 7080 лет;
об увеличении
порога возраста
выхода на пенсию
в будущем
Участники
дискуссии задают
друг другу вопросы
о критериях
начисления пенсии
и способах её
индексации; о
социальных
группах, для
которых срок
выхода на пенсию
останется
неизменным
Участники
дискуссии задают
друг другу вопросы о
причинах ускорения
темпов повышения
пенсионного
возраста; о системе
исчисления
трудового стажа и её
возможных
изменениях
Участники дискуссии
задают друг другу
вопросы о последствиях
пенсионной реформы
для работающих
пенсионеров; о
гарантиях прав граждан
предпенсионного
возраста
10 минут – публичный доклад
10 минут – ответы на вопросы группучастников дискуссии
10 минут – резюме лидера группы
Лидер группы обосновывает выводы своей команды, акцентируя внимание на их
значении в обеспечении экономических перспектив пенсионной реформы с опорой
на нормативные правовые акты по пенсионному законодательству РФ,
конкретизируя, как пенсионная реформа отразится на экономике России в
ближайшие годы (составляется кластер с указанием основных положений
пенсионной реформы)
Рефлексия итогов дискуссии:
(Используют при голосовании цветные флажки)
1. О пенсии нужно думать с молодых лет – красный цвет
2. Изучать все, что касается пенсии, в школе рано – зелёный цвет Рейтинг идей:
Участники дискуссии предлагают обсудить возможные социальные и политические
последствия осуществления пенсионной реформы РФ.
Список использованной литературы
2001
года)
/
ресурс
Каратаева Т.А.
1. Какую пенсию выбирает молодое поколение // “Российская газета” (17
апреля
Электронный
//
http://pressa.ru/ru/magazines/rossijskayagazeta/archive#/
2.
Формирование гражданской идентичности
старшеклассников в ценностноориентационной деятельности: дис. ... канд.
пед. наук. Оренбург, 2018. 212 с.
3. Конституция Российской Федерации. М., 1993.
4. Пенсионный фонд Российской Федерации. М., 2012.
5. Соловьёв А. К. Финансовая система государственного пенсионного
страхования в России. – М.: Финансы и статистика, 2001.
6. Федеральный закон от 15 декабря 2001 года № 166ФЗ «О
государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»/
Электронный
//
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34419/
ресурс
Матрица проблемно - ценностной дискуссии по теме "Экономические перспективы пенсионной реформы РФ"
Матрица проблемно - ценностной дискуссии по теме "Экономические перспективы пенсионной реформы РФ"
Матрица проблемно - ценностной дискуссии по теме "Экономические перспективы пенсионной реформы РФ"
Матрица проблемно - ценностной дискуссии по теме "Экономические перспективы пенсионной реформы РФ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.