Проблема общественного прогресса.
10й класс
Цель урока: проанализировать основные понятия “общественный прогресс”, “регресс”, “многовариантность
общественного развития”, “критерии прогресса” и др. через более широкое понятие “движение”.
Задачи урока: объяснить понятия и термины: “общественный прогресс”, “регресс”, “многовариантность
общественного развития”, “историческая альтернатива”, “критерий прогресса” с т.зр. своего субъективного
опыта; показать многообразие и неравномерность процессов общественного развития; подчеркнуть
противоречивость общественного прогресса; развивать у учащихся умения находить нужную информацию по
теме, анализировать ее, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания;
способствовать выработке гражданской позиции учащихся.
Тип урока: урокпроблема.
План урока.
1. Понятие “движение”.
2. Организационный момент (мотивация, настройка на урок).
3. Многообразие путей и форм общественного развития (выявление субъективного опыта).
4. Мыслители прошлого и настоящего о понимании прогресса и регресса (актуализация знаний).
5. Противоречивость прогресса.
6. Критерии общественного прогресса.
Ход урока
1. Какой смысл вы вкладываете в понятие “движение”?
Как объясняет это понятие толковый словарь?
Приведите примеры:
движение небесных тел,
движение частиц, перемещение ионов в электрическом поле,
течение реки,
движение поезда,
эволюция,
развитие науки и техники,
общественное движение,
смена общественноэкономических формаций,
развитие цивилизаций,
общественный прогресс.Даем общее понятие: движение – это изменение чеголибо.
2. О чем мы сегодня будем говорить на уроке? – О движении.
Какими характеристиками может обладать движение?
способ движения, направление, скорость, траектория,
На уроках по какому предмету вы сталкивались с этими характеристиками и понятием движения?
Почему мы говорим об этом на уроке обществознания?
– мы изучаем общество. А общество находится в постоянном изменении, движении.
Как развивается общество? Что вам известно об это из материалов прошлых уроков?
Мы говорили о типах и формах социальной динамики( динамика и есть движение общества)
давайте вспомним и поработаем с интерактивной доской, пожалуйста, восстановите схемы
Типы социальной динамики: циклический, спиралевидный, линейный
Формы социальных изменений: эволюция, социальная революция, социальная реформа
( учся восстанавливают схемы, дают краткие комментарии к ним)
Давайте попробуем элементы схемы № 1 изобразить графически:
Типы социальной динамики:
циклический, спиралевидный, линейный
Какая характеристика движения здесь может быть отражена?
траектория
Какую характеристику движения может отражать схема № 2?
эволюция, социальная революция, социальная реформа
Формы социальных изменений:
способ
А что нам надо знать о движении, чтобы иметь о нем полное представление?
направление
Давайте познакомимся со взглядами некоторых древних мыслителей и попытаемся сделать выводы о
возможном направлении движения ?
Слайд 1 Древнегреческий поэт Гесиод (VIII–VII вв. до н.э.) писал, что человечество от лучшего “золотого”
века перешло сначала к веку “серебряному”, а затем к веку “железному”, который принес войны, где
повсюду царят зло, насилие, попирается справедливость.
Древнегреческие философы Платон и Аристотель рассматривали историю как циклический
круговорот, повторяющий одни и те же стадии.
Представителем оптимистического подхода был Демокрит, который делил историю на качественно
различные периоды: прошедшее, настоящее и будущее. Переход от одного периода к другому, по его
мнению, характеризуются ростом культуры и улучшением жизни людей.
Анализируя высказывания древних мыслителей, ученики говорят о том, что можно согласиться с
представленными взглядами всех философов. Действительно, в истории существовали времена, когда
разрушались империи, гибли цивилизации. Вместе с тем приводились аргументы, что истории локальных
цивилизаций в какойто степени повторяют друг друга. Согласны они и с т.зр. Демокрита, что с древнейших
времен происходит развитие культуры, улучшаются условия жизни человека.
Как же нам разобраться в движении исторического процесса?
Для этого существует понятие “общественного прогресса”.
Что вы знаете об общественном прогрессе? Что может быть ему противопоставлено?
Десятиклассники, исходя из своего субъективного опыта отмечают, что общественный прогресс – это
направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от простого к сложному. И,
наоборот, для регресса характерно движение вспять, возврат к изжившим себя формам и структурам,
деградация.
Далее ученики приводят примеры из истории. Они обращают внимание, что человечество изначально жило в
первобытном обществе, затем постепенно образуются государства со своими законами, средневековье, Новое
время и т.д. Получается, что человечество проходит одни и те же ступени развития и экономического, и
социального, и культурного. Несмотря на различие народы едины в своем стремлении к счастью и лучшей
доле. Только скорость развития у народов разная. Есть страны, которые вырвались вперед, а существуют
отсталые страны, которые догоняют более развитые государства. История выступает как единый процесс
непрерывного развитии. В этом сходстве прослеживается единство исторического процесса.
Но вместе с тем, некоторые ученики приводят примеры о том, что в историческом процессе никакого
единства нет, и история разных государств распадается на множество своих собственных путей развития, не
похожих на другие страны. Своим путем идут русские, китайцы, англичане, французы…. У каждого народа
своя история, культура, свой язык, свои собственные природные условия. В этих примерах мы наблюдаем
многообразие исторического развития.
Значит, историческое развитие сочетает в себе одновременно и единство и многообразие. Но многообразие
осуществляется в рамках всеобщего и единого исторического процесса. Следовательно, возможны различные
варианты решения назревших проблем, т.е. существует историческая альтернатива.
Прокомментируйте, что собой представляют пути отрицания единства истории и многообразия
развития. Какие последствия ожидают страну, избравшую один из этих путей?
Итак, общественное развитие включает в себя: ( слайд 2)
единство исторического процесса,
многообразие путей и форм развития человечества,
особенности исторического развития,
особенности культурного развития,
неодинаковость развития
Значит ли это, что каждой стране предопределен свой вариант развития и он является единственно
возможным?
– Нет, существуют различные варианты решения проблем (историческая альтернатива). Например, в 1917–
1918 гг. перед Россией возникла альтернатива: либо демократическая республика, либо республика Советов
во главе с большевиками.
Таким образом, исторический процесс, в котором проявляются общие тенденции – единство многообразного
общественного развития, создает возможность выбора, от которого зависит своеобразие путей и форм
дальнейшего движения данной страны.
Кто осуществляет выбор?
– В зависимости от исторических условий это могут быть и государственные деятели, и элиты, и народные
массы.
После выявления субъективного опыта непосредственно переходим к актуализации знаний.
Существует ли прогрессивное развитие?
Ученикам предлагается презентация.. Ее надо внимательно посмотреть и по ходу презентации составить
таблицу. После ответить на вопрос: С кем из мыслителей вы согласны и почему?
Слайды 3 10
Мыслители прошлого и настоящего о понимании прогресса и регресса.
Мыслитель
Взгляды
При обсуждении взглядов ученых ученикам предлагается представить ход истории графически. На доске
изображаются разные схемы.( интерактивная)Вопросы к схемам.
1. Какие выводы вы сделали из работы над данными графиками?
Вы убедились, что общественный прогресс – это явление крайне сложное и противоречивое. Нетрудно
заметить, что практически любое явление жизни общества имеет оборотную сторону и может быть
неоднозначно оценено с позиций общественного прогресса.
Почему об общественном прогрессе столько много различных мнений?
Разноцветные фигуры – ученик их группируют разными способами. Объясняя, по какому признак
( критерию) группировали.
Почему их группировали поразному? Так и с общественным прогрессом, нет единого критерия,
7. Для этого нужно установить, что является общим критерием общественного прогресса. Какие
изменения в обществе следует считать прогрессивными, а какие – нет.
Какие существуют мнения по поводу критериев?
Вопрос о критериях прогресса занимал великие умы ученых и философов разных эпох.
Работа с высказываниями о прогрессе.
Теперь, когда мы изложили различные взгляды на критерии исторического прогресса, подумайте, какая
точка зрения дает вам более надежный способ оценивать изменения, происходящие в обществе.
В конечном итоге ученики приходят к выводу о том, что прогрессивным развитием можно считать такие
условия жизни, которые создают как можно больше возможностей для развития самого человека: свободы,
разума, нравственности, творчества.
Человек, его жизнь, свобода признаются высшей ценностью. В данном случае мы с вами говорим об
универсальном критерии социального прогресса: прогрессивно то, что способствует возвышению
человечности, гуманизма.
Домашнее задание: Обществознание. Учебник для учащихся 10 класса, стр.147150, в 1 5 , в тетради
работа с документом .
Рефлексия : корзина, чемодан, мясорубка