Разработка урока по обществознанию "Общественный прогресс"
Оценка 4.9

Разработка урока по обществознанию "Общественный прогресс"

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
обществознание
10 кл
17.12.2018
Разработка урока по обществознанию "Общественный прогресс"
Публикация является частью публикации:
Проблема общественного прогресса.doc
Проблема общественного прогресса. 10­й класс Цель урока: проанализировать основные понятия “общественный прогресс”, “регресс”, “многовариантность  общественного развития”, “критерии прогресса” и др. через более широкое понятие “движение”. Задачи урока: объяснить понятия и термины: “общественный прогресс”, “регресс”, “многовариантность  общественного развития”, “историческая альтернатива”, “критерий прогресса” с т.зр. своего субъективного  опыта; показать многообразие и неравномерность процессов общественного развития; подчеркнуть  противоречивость общественного прогресса; развивать у учащихся умения находить нужную информацию по  теме, анализировать ее, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания;  способствовать выработке гражданской позиции учащихся. Тип урока: урок­проблема.  План урока. 1. Понятие “движение”.  2. Организационный момент (мотивация, настройка на урок). 3. Многообразие путей и форм общественного развития (выявление субъективного опыта). 4. Мыслители прошлого и настоящего о понимании прогресса и регресса (актуализация знаний). 5. Противоречивость прогресса.  6. Критерии общественного прогресса.  Ход урока 1. Какой смысл вы вкладываете в понятие “движение”? Как объясняет это понятие толковый словарь? Приведите примеры:           движение небесных тел, движение частиц, перемещение ионов в электрическом поле, течение реки, движение поезда, эволюция, развитие науки и техники, общественное движение, смена общественно­экономических формаций, развитие цивилизаций, общественный прогресс. Даем общее понятие: движение – это изменение чего­либо.  2. О чем мы сегодня будем говорить на уроке? – О движении. Какими характеристиками может обладать движение? ­ способ движения, направление, скорость, траектория,   На  уроках по какому предмету вы сталкивались с этими характеристиками и понятием движения?  Почему мы говорим  об этом на уроке обществознания? – мы изучаем общество. А общество находится в постоянном изменении,  движении. Как развивается общество? Что вам известно об это из материалов прошлых уроков? ­ Мы говорили о типах и формах социальной динамики( динамика и есть движение общества) ­ давайте вспомним и поработаем с интерактивной доской, пожалуйста, восстановите схемы Типы социальной динамики:  циклический,  спиралевидный, линейный Формы  социальных изменений: эволюция, социальная революция, социальная реформа ( уч­ся восстанавливают схемы, дают краткие комментарии к ним) Давайте попробуем  элементы схемы № 1 изобразить графически: Типы социальной динамики:            циклический,                        спиралевидный,                                               линейный Какая характеристика движения здесь может быть отражена?  ­ траектория  Какую характеристику движения может отражать схема № 2? эволюция,                                социальная революция,                           социальная реформа Формы  социальных изменений: ­ способ А что нам надо знать о движении, чтобы иметь о нем полное  представление? ­  направление Давайте  познакомимся со взглядами  некоторых древних мыслителей и попытаемся сделать выводы  о  возможном направлении движения ? Слайд ­ 1  Древнегреческий поэт Гесиод (VIII–VII вв. до н.э.) писал, что человечество от лучшего “золотого”  века перешло сначала к веку “серебряному”, а затем к веку “железному”, который принес войны, где  повсюду царят зло, насилие, попирается справедливость.  Древнегреческие философы Платон и Аристотель рассматривали историю как циклический  круговорот, повторяющий одни и те же стадии.  Представителем оптимистического подхода был Демокрит, который делил историю на качественно  различные периоды: прошедшее, настоящее и будущее. Переход от одного периода к другому, по его  мнению, характеризуются ростом культуры и улучшением жизни людей. Анализируя высказывания древних мыслителей, ученики говорят о том, что можно согласиться с  представленными взглядами всех философов. Действительно, в истории существовали времена, когда  разрушались империи, гибли цивилизации. Вместе с тем приводились аргументы, что истории локальных  цивилизаций в какой­то степени повторяют друг друга. Согласны они и с т.зр. Демокрита, что с древнейших  времен происходит развитие культуры, улучшаются условия жизни человека. Как же нам разобраться в движении исторического процесса? Для этого существует понятие “общественного прогресса”. Что вы знаете об общественном прогрессе? Что может быть ему противопоставлено? Десятиклассники, исходя из своего субъективного опыта отмечают, что общественный прогресс – это  направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от простого к сложному. И,  наоборот, для регресса характерно движение вспять, возврат к изжившим себя формам и структурам,  деградация. Далее ученики приводят примеры из истории. Они обращают внимание, что человечество изначально жило в  первобытном обществе, затем постепенно образуются государства со своими законами, средневековье, Новое время и т.д. Получается, что человечество проходит одни и те же ступени развития и экономического, и  социального, и культурного. Несмотря на различие народы едины в своем стремлении к счастью и лучшей  доле. Только скорость развития у народов разная. Есть страны, которые вырвались вперед, а существуют  отсталые страны, которые догоняют более развитые государства. История выступает как единый процесс  непрерывного развитии. В этом сходстве прослеживается единство исторического процесса. Но вместе с тем, некоторые ученики приводят примеры о том, что в историческом процессе никакого  единства нет, и история разных государств распадается на множество своих собственных путей развития, не  похожих на другие страны. Своим путем идут русские, китайцы, англичане, французы…. У каждого народа  своя история, культура, свой язык, свои собственные природные условия. В этих примерах мы наблюдаем  многообразие исторического развития. Значит, историческое развитие сочетает в себе одновременно и единство и многообразие. Но многообразие  осуществляется в рамках всеобщего и единого исторического процесса. Следовательно, возможны различные варианты решения назревших проблем, т.е. существует историческая альтернатива. Прокомментируйте, что собой представляют пути отрицания единства истории и многообразия  развития. Какие последствия ожидают страну, избравшую один из этих путей? Итак, общественное развитие включает в себя: ( слайд 2) единство исторического процесса,   многообразие путей и форм развития человечества,   особенности исторического развития, особенности культурного развития,  неодинаковость развития Значит ли это, что каждой стране предопределен свой вариант развития и он является единственно  возможным? – Нет, существуют различные варианты решения проблем (историческая альтернатива). Например, в 1917– 1918 гг. перед Россией возникла альтернатива: либо демократическая республика, либо республика Советов  во главе с большевиками. Таким образом, исторический процесс, в котором проявляются общие тенденции – единство многообразного  общественного развития, создает возможность выбора, от которого зависит своеобразие путей и форм  дальнейшего движения данной страны. Кто осуществляет выбор? – В зависимости от исторических условий это могут быть и государственные деятели, и элиты, и народные  массы. После выявления субъективного опыта непосредственно переходим к актуализации знаний. Существует ли прогрессивное развитие? Ученикам предлагается презентация.. Ее надо внимательно посмотреть и по ходу презентации составить  таблицу. После ответить на вопрос: С кем из мыслителей вы согласны и почему? Слайды 3 ­ 10 Мыслители прошлого и настоящего о понимании прогресса и регресса. Мыслитель Взгляды         При обсуждении взглядов ученых ученикам предлагается представить ход истории графически. На доске  изображаются разные схемы.( интерактивная) Вопросы к схемам. 1. Какие выводы вы сделали из работы над данными графиками? Вы убедились, что общественный прогресс – это явление крайне сложное и противоречивое. Нетрудно  заметить, что практически любое явление жизни общества имеет оборотную сторону и может быть  неоднозначно оценено с позиций общественного прогресса.  Почему об общественном прогрессе столько много различных мнений? Разноцветные фигуры – ученик  их  группируют разными способами. Объясняя,  по какому признак  ( критерию) группировали. Почему их группировали  по­разному? Так и с общественным прогрессом, ­ нет единого критерия, 7. Для этого нужно установить, что является общим критерием общественного прогресса. Какие  изменения в обществе следует считать прогрессивными, а какие – нет. Какие существуют мнения по поводу критериев?  Вопрос о критериях прогресса занимал великие умы ученых и философов разных эпох. Работа с высказываниями о прогрессе. Теперь, когда мы изложили различные взгляды на критерии исторического прогресса, подумайте, какая  точка зрения дает вам более надежный способ оценивать изменения, происходящие в обществе. В конечном итоге ученики приходят к выводу о том, что прогрессивным развитием можно считать такие  условия жизни, которые создают как можно больше возможностей для развития самого человека: свободы,  разума, нравственности, творчества. Человек, его жизнь, свобода признаются высшей ценностью. В данном случае мы с вами говорим об  универсальном критерии социального прогресса: прогрессивно то, что способствует возвышению  человечности, гуманизма. Домашнее задание: Обществознание. Учебник для учащихся 10 класса, стр.147­150, в 1­ 5 ,  в тетради  работа с документом . Рефлексия : корзина, чемодан, мясорубка

Разработка урока по обществознанию "Общественный прогресс"

Разработка урока по обществознанию "Общественный прогресс"

Разработка урока по обществознанию "Общественный прогресс"

Разработка урока по обществознанию "Общественный прогресс"

Разработка урока по обществознанию "Общественный прогресс"

Разработка урока по обществознанию "Общественный прогресс"

Разработка урока по обществознанию "Общественный прогресс"

Разработка урока по обществознанию "Общественный прогресс"

Разработка урока по обществознанию "Общественный прогресс"

Разработка урока по обществознанию "Общественный прогресс"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.12.2018