Разработка урока по обществознанию "Общественный прогресс"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 18.12.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Публикация является частью публикации:

Иконка файла материала Проблема общественного прогресса.doc
Проблема общественного прогресса. 10­й класс Цель урока: проанализировать основные понятия “общественный прогресс”, “регресс”, “многовариантность  общественного развития”, “критерии прогресса” и др. через более широкое понятие “движение”. Задачи урока: объяснить понятия и термины: “общественный прогресс”, “регресс”, “многовариантность  общественного развития”, “историческая альтернатива”, “критерий прогресса” с т.зр. своего субъективного  опыта; показать многообразие и неравномерность процессов общественного развития; подчеркнуть  противоречивость общественного прогресса; развивать у учащихся умения находить нужную информацию по  теме, анализировать ее, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания;  способствовать выработке гражданской позиции учащихся. Тип урока: урок­проблема.  План урока. 1. Понятие “движение”.  2. Организационный момент (мотивация, настройка на урок). 3. Многообразие путей и форм общественного развития (выявление субъективного опыта). 4. Мыслители прошлого и настоящего о понимании прогресса и регресса (актуализация знаний). 5. Противоречивость прогресса.  6. Критерии общественного прогресса.  Ход урока 1. Какой смысл вы вкладываете в понятие “движение”? Как объясняет это понятие толковый словарь? Приведите примеры:           движение небесных тел, движение частиц, перемещение ионов в электрическом поле, течение реки, движение поезда, эволюция, развитие науки и техники, общественное движение, смена общественно­экономических формаций, развитие цивилизаций, общественный прогресс.Даем общее понятие: движение – это изменение чего­либо.  2. О чем мы сегодня будем говорить на уроке? – О движении. Какими характеристиками может обладать движение? ­ способ движения, направление, скорость, траектория,   На  уроках по какому предмету вы сталкивались с этими характеристиками и понятием движения?  Почему мы говорим  об этом на уроке обществознания? – мы изучаем общество. А общество находится в постоянном изменении,  движении. Как развивается общество? Что вам известно об это из материалов прошлых уроков? ­ Мы говорили о типах и формах социальной динамики( динамика и есть движение общества) ­ давайте вспомним и поработаем с интерактивной доской, пожалуйста, восстановите схемы Типы социальной динамики:  циклический,  спиралевидный, линейный Формы  социальных изменений: эволюция, социальная революция, социальная реформа ( уч­ся восстанавливают схемы, дают краткие комментарии к ним) Давайте попробуем  элементы схемы № 1 изобразить графически: Типы социальной динамики:            циклический,                        спиралевидный,                                               линейный Какая характеристика движения здесь может быть отражена?  ­ траектория  Какую характеристику движения может отражать схема № 2? эволюция,                                социальная революция,                           социальная реформа Формы  социальных изменений: ­ способ А что нам надо знать о движении, чтобы иметь о нем полное  представление? ­  направление Давайте  познакомимся со взглядами  некоторых древних мыслителей и попытаемся сделать выводы  о  возможном направлении движения ? Слайд ­ 1 Древнегреческий поэт Гесиод (VIII–VII вв. до н.э.) писал, что человечество от лучшего “золотого”  века перешло сначала к веку “серебряному”, а затем к веку “железному”, который принес войны, где  повсюду царят зло, насилие, попирается справедливость.  Древнегреческие философы Платон и Аристотель рассматривали историю как циклический  круговорот, повторяющий одни и те же стадии.  Представителем оптимистического подхода был Демокрит, который делил историю на качественно  различные периоды: прошедшее, настоящее и будущее. Переход от одного периода к другому, по его  мнению, характеризуются ростом культуры и улучшением жизни людей. Анализируя высказывания древних мыслителей, ученики говорят о том, что можно согласиться с  представленными взглядами всех философов. Действительно, в истории существовали времена, когда  разрушались империи, гибли цивилизации. Вместе с тем приводились аргументы, что истории локальных  цивилизаций в какой­то степени повторяют друг друга. Согласны они и с т.зр. Демокрита, что с древнейших  времен происходит развитие культуры, улучшаются условия жизни человека. Как же нам разобраться в движении исторического процесса? Для этого существует понятие “общественного прогресса”. Что вы знаете об общественном прогрессе? Что может быть ему противопоставлено? Десятиклассники, исходя из своего субъективного опыта отмечают, что общественный прогресс – это  направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от простого к сложному. И,  наоборот, для регресса характерно движение вспять, возврат к изжившим себя формам и структурам,  деградация. Далее ученики приводят примеры из истории. Они обращают внимание, что человечество изначально жило в  первобытном обществе, затем постепенно образуются государства со своими законами, средневековье, Новое время и т.д. Получается, что человечество проходит одни и те же ступени развития и экономического, и  социального, и культурного. Несмотря на различие народы едины в своем стремлении к счастью и лучшей  доле. Только скорость развития у народов разная. Есть страны, которые вырвались вперед, а существуют  отсталые страны, которые догоняют более развитые государства. История выступает как единый процесс  непрерывного развитии. В этом сходстве прослеживается единство исторического процесса. Но вместе с тем, некоторые ученики приводят примеры о том, что в историческом процессе никакого  единства нет, и история разных государств распадается на множество своих собственных путей развития, не  похожих на другие страны. Своим путем идут русские, китайцы, англичане, французы…. У каждого народа  своя история, культура, свой язык, свои собственные природные условия. В этих примерах мы наблюдаем  многообразие исторического развития. Значит, историческое развитие сочетает в себе одновременно и единство и многообразие. Но многообразие  осуществляется в рамках всеобщего и единого исторического процесса. Следовательно, возможны различные варианты решения назревших проблем, т.е. существует историческая альтернатива. Прокомментируйте, что собой представляют пути отрицания единства истории и многообразия  развития. Какие последствия ожидают страну, избравшую один из этих путей? Итак, общественное развитие включает в себя: ( слайд 2) единство исторического процесса,   многообразие путей и форм развития человечества,   особенности исторического развития, особенности культурного развития, неодинаковость развития Значит ли это, что каждой стране предопределен свой вариант развития и он является единственно  возможным? – Нет, существуют различные варианты решения проблем (историческая альтернатива). Например, в 1917– 1918 гг. перед Россией возникла альтернатива: либо демократическая республика, либо республика Советов  во главе с большевиками. Таким образом, исторический процесс, в котором проявляются общие тенденции – единство многообразного  общественного развития, создает возможность выбора, от которого зависит своеобразие путей и форм  дальнейшего движения данной страны. Кто осуществляет выбор? – В зависимости от исторических условий это могут быть и государственные деятели, и элиты, и народные  массы. После выявления субъективного опыта непосредственно переходим к актуализации знаний. Существует ли прогрессивное развитие? Ученикам предлагается презентация.. Ее надо внимательно посмотреть и по ходу презентации составить  таблицу. После ответить на вопрос: С кем из мыслителей вы согласны и почему? Слайды 3 ­ 10 Мыслители прошлого и настоящего о понимании прогресса и регресса. Мыслитель Взгляды         При обсуждении взглядов ученых ученикам предлагается представить ход истории графически. На доске  изображаются разные схемы.( интерактивная)Вопросы к схемам. 1. Какие выводы вы сделали из работы над данными графиками? Вы убедились, что общественный прогресс – это явление крайне сложное и противоречивое. Нетрудно  заметить, что практически любое явление жизни общества имеет оборотную сторону и может быть  неоднозначно оценено с позиций общественного прогресса.  Почему об общественном прогрессе столько много различных мнений? Разноцветные фигуры – ученик  их  группируют разными способами. Объясняя,  по какому признак  ( критерию) группировали. Почему их группировали  по­разному? Так и с общественным прогрессом, ­ нет единого критерия, 7. Для этого нужно установить, что является общим критерием общественного прогресса. Какие  изменения в обществе следует считать прогрессивными, а какие – нет. Какие существуют мнения по поводу критериев?  Вопрос о критериях прогресса занимал великие умы ученых и философов разных эпох. Работа с высказываниями о прогрессе. Теперь, когда мы изложили различные взгляды на критерии исторического прогресса, подумайте, какая  точка зрения дает вам более надежный способ оценивать изменения, происходящие в обществе. В конечном итоге ученики приходят к выводу о том, что прогрессивным развитием можно считать такие  условия жизни, которые создают как можно больше возможностей для развития самого человека: свободы,  разума, нравственности, творчества. Человек, его жизнь, свобода признаются высшей ценностью. В данном случае мы с вами говорим об  универсальном критерии социального прогресса: прогрессивно то, что способствует возвышению  человечности, гуманизма. Домашнее задание: Обществознание. Учебник для учащихся 10 класса, стр.147­150, в 1­ 5 ,  в тетради  работа с документом . Рефлексия : корзина, чемодан, мясорубка