Индивид индивидуальность личность

  • Разработки уроков
  • doc
  • 25.03.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Разработка открытого урока "Индивид, индивидуальность, личность" позволит раскрыть глубже данные понятия, систематизировать знания учащихся, составить структуру личность, рассмотреть этапы развития духовной стороны человека и ответить на вопрос : Кто Я? Данный конспект подойдет как для профильных так и для общеобразовательных классов.
Иконка файла материала Разработка урока индивид индивидуальность личность.doc
«Индивид, индивидуальность, личность», 10 класс 14.03.2019 г.                                               учитель обществознания МАОУ СОШ № 8 ЩМР МО  Ермолаева Татьяна Николаевна  Тип урока:   изучение нового материала Форма: урок с использованием мультимедиа презентации Цель   урока:  изучить   понятия   и   термины:   «индивид»,   «индивидуальность»,   «личность», структура личности, виды личности, «ид», «эго», «супер­эго». Задачи урока: 1. Познакомиться с особенностями структуры личности показать процессы устойчивости и изменчивости личности.  2. Продолжить   развивать   умения   осуществлять   комплексный   поиск,   систематизировать социальную информацию по теме, работать с документами и таблицами, делать выводы. План урока:  1. Организационный момент. 2. Понятие личности, разновидности личности, подходы в изучении личности. 3. Индивид и индивидуальность. 4. Структура личности по З.Фрейду. 5. Закрепление изученного на уроке (повторение). Деятельность учащихся на уроке:  ­ Групповая.  ­ Индивидуальная.  ­ Аналитическая. Оборудование урока: 1.   Учебник:   Обществознание   10   кл.   Профильный   уровень   Учебник.   Боголюбов   Л.Н., Лазебникова А.Ю. , Смирнова Н.М. и др. – М.: Просвещение, 2009 ­ 416с. 2.   Сорокина   Е.Н.   Поурочные   разработки   по   обществознанию   для   10   класса   (профильный уровень) по учебнику Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой. – М.: ВАКО, 2010, ­ 512 с.. 3. Компьютер, мультимедийное оборудование. 4. Авторская презентация учителя по данной теме. 5. Раздаточный материал для анализа поставленной проблемы. Ход урока. Организационный момент:  Учитель: Добрый день, ребята! Присаживайтесь, пожалуйста! Я рада видеть вас, собранными и организованными, спокойными и рассудительными, слышащими и уважающими друг друга. От своего и вашего имени я приветствую гостей и надеюсь, что наш урок будет продуктивным, полезным и запоминающимся.  На столе книга З.Фрейда, маски ­ Что вы видите на слайдах?   ­ люди, толпа.(1,2) Что объединяет эти изображения, какая особенность? А что представлено на этом слайде? (3,4), какой вывод можно сделать? Тема нашего урока «Индивид, индивидуальность, личность».В рамках урока изучим такие разделы как   1. Понятие  и разновидности личности. 2. Индивид и индивидуальность. 3. Структура личности по З.Фрейду. Такие   понятия   и   термины   как   «индивид»,   «индивидуальность»,   «личность»,   «структура личности», «ид», «эго», «супер­эго».   А также   продолжим развивать умение осуществлять комплексный   поиск,   систематизировать   информацию   по   теме,   работать   с   документами   и таблицами,   делать   выводы.   Мы   поработаем   в   группах,     с   учебником   над   поставленными вопросами, индивидуально, и попробуем   самостоятельно сделать вывод по пройденному на уроке материалу. Работа с высказыванием А.П. Чехова (5) Сегодня ближе к концу урока, мы с вами постараемся дать определения и характеристики понятиям Индивид, Индивидуальность, Личность. Для этого нам необходимо заполнить вот такую таблицу: Индивид Индивидуальность Личность   И я попрошу вас  зарисовать ее к себе в тетрадочку. И начнем мы заполнение с понятия «Личность». 1. Понятие и разновидности личности.  Так что же такое личность?  Еще в 1937 году исследователь Гордон Олпорт насчитал более 50 определений личности, почерпнутых из философии, теологии, юриспруденции, социологии и психологии. Давайте и мы с вами попробуем в этом разобраться. Для   этого   я   предлагаю   в   вашем   раздаточном   материале   выделить   три   ключевых   аспекта, характеризующих личность. Учащимся раздается  материал для изучения и анализа. Проходит коллективная работа по заполнению графы «Личность». ЛИЧНОСТЬ Человеческий индивид, являющийся  субъектом сознательной деятельности,  обладающий совокупностью  социальнозначимых черт, свойств и качеств,  которые он реализует в общественной жизни. Внутренний мир личности:  ценностные ориентации  самостоятельность  ответственность  мораль  честь  достоинство Личностью становятся в процессе  социализации. Социализация –  осуществляющийся на протяжении всей  жизни индивида, процесс воздействия на  него общества и его структуры, в  результате которого люди накапливают  социальный опыт жизнедеятельности в  конкретном обществе, становятся  личностями. При всем разнообразии толкований понятия «личность» все ученые согласны с тем, что  личностью не рождаются, а становятся и для этого человек должен предпринять немалыеусилия. Какие же бывают разновидности личности, и кого мы можем ей назвать?   А может ли  человек не быть личностью? Является ли личностью годовалый ребенок, психически  неполноценный человек или изощренный преступник? Давайте мы это проанализируем по страницам параграфа и попробуем сделать выводы. Для этого я предлагаю вам поделиться на 2 группы по 5 человек. 1 группа читает с 1 по 3 абзац, а 2 группа читает с 4 по 6 абзац. Ваша задача состоит в том, чтобы проанализировать данный фрагмент текста и выделить разновидности личности: Чтение и анализ текста. Выделение понятий и запись их в тетрадь. 1) формирующаяся личность; 2) патологическая или аномальная личность; 3) асоциальная личность; 4) зрелая личность. Так   вот,   мы   получили,   что   личность   ­     это   индивид,   обладающий   совокупностью социально­ значимых черт; личностью становятся в процессе социализации;   характеристика личности   зависит   от   внутреннего   мира.   Кроме   этого,   имеются   разновидности   личности   – формирующаяся личность, патологическая или аномальная,   асоциальная и зрелая личность. Но так же существуют и близкие к понятию личность – понятия индивид и индивидуальность. Попробуем разобраться, чем же они отличаются. 2. Индивид, индивидуальность. Поработаем также в группах. 1 группе я предлагаю материал по определению индивида, а 2 – по   определению   индивидуальности.   Вам   необходимо   выделить   три   ключевых   аспекта, характеризующих данные понятия. Учащимся раздается  материал для изучения и анализа. Работа по заполнению граф «Индивид», «Индивидуальность». На основе вашего обсуждения и выводов,  заполним вот такую  таблицу (слайд). Время на  обсуждение – (во время обсуждения оказывается консультационная помощь) ИНДИВИД Человек как отдельное биосоциальное существо в среде других людей, то есть единичный  представитель человеческого рода. Понятие «индивид» употребляется: для обозначения всякого представителя человеческого рода; индивид – не просто один, а всегда «один из нас»; каждый отдельный индивид зависим от социальных условий, в которых совершалось его  личностное формирование. Общество не просто окружает индивида, а живет «внутри него». Эпоха, в которой человек  родился и сформировался, уровень культуры, которого достиг его народ, способ  жизнедеятельности, социальная группа, к которой он принадлежит – все это накладывает  печать на поведение индивида. ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ Целостная характеристика определенного  человека через его темперамент, характер,  интеллект, потребности, способность и  интересы, т.е.его неповторимые качества Социальные отличия: Место в социально – классовой структуре –  темперамент потребности характер интересы интеллект способности Философские отличия: Неповторимое своеобразие мышления.социальный статус На основе обсуждения составляется таблица  Индивид 1) представитель  человеческого рода; 2) зависим от социальных  условий; 3) общество, в котором  живет индивид,  накладывает отпечаток на  его поведение. Индивидуальность 1)  неповторимое качество  человека; 2)  зависит от социального  статуса; 3)  неповторимое  своеобразие мышления Личность 1) индивид, обладающий  совокупностью социально­  значимых черт; 2) личностью становятся в  процессе социализации; 3) характеристика  личности зависит от  внутреннего мира. Так   вот,   проанализировав   нашу   таблицу,   мы   можем   подвести   итог:   Индивид   ­ представитель человеческого рода, а индивидуальность – это некое уникальное, неповторимое качество   индивида,   отличающее   его   от   других     индивидов.   И   когда   индивид,   в   процессе социализации приобретает свою индивидуальность, он становится личностью. И, как вы уже  понимаете, личность – это некая сложная система, а следовательно, она состоит   из   определенных   элементов.   Они­то   и   составляют   структуру   личности.   У   разных ученых – разные взгляды на структуру личности, но наиболее точно и просто, на мой взгляд, ее передает структура по Зигмунду Фрейду. 3. Структура личности по З.Фрейду: (минут) Запишем определение структуры личности. Структура личности — специфическая организация качеств, способностей, мотивов,  ценностей, присущих данному индивиду, образующая его неповторимую личность в различных проявлениях. Рассмотрим ее структуру, которую предложил основатель психоанализа З. Фрейд. ИД  ­ примитивные, инстинктивные аспекты личности ЭГО  –   часть   психики,   ответственная   за   принятие   решений,   социальная   составляющая человека. СУПЕР­ЭГО – совесть и идеал Так вот, структура личности – это наша биологическая сущность, ограниченная социальными рамками  и нормами, т.е. тем мной, который я есть. А еще каждый  индивид имеет некое представление о себе идеальном, к которому индивид стремиться, а вот если не получается в каких­то ситуациях быть идеальным, человека мучает совесть. 4.  Закрепление изученного на уроке:  А теперь я предлагаю закрепить пройденный материал с помощью небольшого теста.Тест   1. Индивид – это: А) представитель человеческого рода;   Б) представитель конкретной профессии; В) член какой­либо корпорации;    Г) человек, получивший хорошее воспитание. 2. Личность формируется под воздействием: А) природной среды;    Б) биологической программы; В) социализации;  Г) собственных  убеждений 3. В индивидуальности человека выражается: А) его принадлежность к человеческому роду;  Б) принадлежность к определенной социальной группе; В) неповторимое своеобразие качеств; Г) наличие прав и обязанностей. 4. Подросток является личностью: А) зрелой;  Б) индивидуальной;   В) биологической; Г) формирующейся 5. Часть психики, ответственная за принятие решений: А) ид;        Б) эго;        В) супер­эго;     Г) идеал Ответы: 1 – А;      2 – В;      3 – В;      4 – Г;   5 – Б «Урок окончен, всем спасибо…»Письмо брату Николаю Задание 1. …1…. люди уважают человеческую …2…., а потому всегда снисходительны,  мягки, …3…. Они не бунтуют из­за пропавшей резинки; живя с кем­нибудь, они делают из этого одолжения, а уходя, не говорят: с вами жить нельзя … .        Они …4…. не к одним только нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, чего  не увидишь простым глазом … . Они чистосердечны и боятся лжи, как …5... Не лгут  они даже в пустяках … Они не …6.., держат себя на улице так же, как дома, не пускают пыли в глаза меньшей братии … . Они не …7….. и не лезут с откровенностями когда их  не спрашивают.        Они не …8….. себя с целью вызвать в другом сочувствие … . Они не играют на  струнах чужих душ, чтобы в ответ им вздыхали и нянчились. Они не говорят: «Меня не  понимают», потому что это бьет на душевный эффект.        Они не суетны. Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомство со   знаменитостями…        Чтобы воспитаться и не стоять ниже уровня среды, в которую попал, недостаточно  прочесть Пиквика … . Тут нужен беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение,  штудировка воли. Вежливость, огонь, воспитанность, личность, сострадательность, болтливость,  унижать, рисоватьсяСтр учебника 291 + таблица Человеческий индивид, являющийся  субъектом сознательной деятельности,  обладающий совокупностью  социальнозначимых черт, свойств и качеств,  которые он реализует в общественной жизни. Внутренний мир личности:  ценностные ориентации  самостоятельность  ответственность  мораль  честь  достоинство Личность  ­ это ……  Группа 1 Личностью становятся в процессе  социализации. Социализация –  осуществляющийся на протяжении всей  жизни индивида, процесс воздействия на  него общества и его структуры, в  результате которого люди накапливают  социальный опыт жизнедеятельности в  конкретном обществе, становятся  личностями. Группа 2