Индивид индивидуальность личность
Оценка 4.9

Индивид индивидуальность личность

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
обществознание
10 кл
25.03.2019
Индивид индивидуальность личность
Разработка открытого урока "Индивид, индивидуальность, личность" позволит раскрыть глубже данные понятия, систематизировать знания учащихся, составить структуру личность, рассмотреть этапы развития духовной стороны человека и ответить на вопрос : Кто Я? Данный конспект подойдет как для профильных так и для общеобразовательных классов.
Разработка урока индивид индивидуальность личность.doc
«Индивид, индивидуальность, личность», 10 класс 14.03.2019 г.                                               учитель обществознания МАОУ СОШ № 8 ЩМР МО  Ермолаева Татьяна Николаевна  Тип урока:   изучение нового материала Форма: урок с использованием мультимедиа презентации Цель   урока:  изучить   понятия   и   термины:   «индивид»,   «индивидуальность»,   «личность», структура личности, виды личности, «ид», «эго», «супер­эго». Задачи урока: 1. Познакомиться с особенностями структуры личности показать процессы устойчивости и изменчивости личности.  2. Продолжить   развивать   умения   осуществлять   комплексный   поиск,   систематизировать социальную информацию по теме, работать с документами и таблицами, делать выводы. План урока:  1. Организационный момент. 2. Понятие личности, разновидности личности, подходы в изучении личности. 3. Индивид и индивидуальность. 4. Структура личности по З.Фрейду. 5. Закрепление изученного на уроке (повторение). Деятельность учащихся на уроке:  ­ Групповая.  ­ Индивидуальная.  ­ Аналитическая. Оборудование урока: 1.   Учебник:   Обществознание   10   кл.   Профильный   уровень   Учебник.   Боголюбов   Л.Н., Лазебникова А.Ю. , Смирнова Н.М. и др. – М.: Просвещение, 2009 ­ 416с. 2.   Сорокина   Е.Н.   Поурочные   разработки   по   обществознанию   для   10   класса   (профильный уровень) по учебнику Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой. – М.: ВАКО, 2010, ­ 512 с.. 3. Компьютер, мультимедийное оборудование. 4. Авторская презентация учителя по данной теме. 5. Раздаточный материал для анализа поставленной проблемы. Ход урока. Организационный момент:  Учитель: Добрый день, ребята! Присаживайтесь, пожалуйста! Я рада видеть вас, собранными и организованными, спокойными и рассудительными, слышащими и уважающими друг друга. От своего и вашего имени я приветствую гостей и надеюсь, что наш урок будет продуктивным, полезным и запоминающимся.  На столе книга З.Фрейда, маски ­ Что вы видите на слайдах?   ­ люди, толпа.(1,2) Что объединяет эти изображения, какая особенность? А что представлено на этом слайде? (3,4), какой вывод можно сделать? Тема нашего урока «Индивид, индивидуальность, личность». В рамках урока изучим такие разделы как   1. Понятие  и разновидности личности. 2. Индивид и индивидуальность. 3. Структура личности по З.Фрейду. Такие   понятия   и   термины   как   «индивид»,   «индивидуальность»,   «личность»,   «структура личности», «ид», «эго», «супер­эго».   А также   продолжим развивать умение осуществлять комплексный   поиск,   систематизировать   информацию   по   теме,   работать   с   документами   и таблицами,   делать   выводы.   Мы   поработаем   в   группах,     с   учебником   над   поставленными вопросами, индивидуально, и попробуем   самостоятельно сделать вывод по пройденному на уроке материалу. Работа с высказыванием А.П. Чехова (5) Сегодня ближе к концу урока, мы с вами постараемся дать определения и характеристики понятиям Индивид, Индивидуальность, Личность. Для этого нам необходимо заполнить вот такую таблицу: Индивид Индивидуальность Личность   И я попрошу вас  зарисовать ее к себе в тетрадочку. И начнем мы заполнение с понятия «Личность». 1. Понятие и разновидности личности.  Так что же такое личность?  Еще в 1937 году исследователь Гордон Олпорт насчитал более 50 определений личности, почерпнутых из философии, теологии, юриспруденции, социологии и психологии. Давайте и мы с вами попробуем в этом разобраться. Для   этого   я   предлагаю   в   вашем   раздаточном   материале   выделить   три   ключевых   аспекта, характеризующих личность. Учащимся раздается  материал для изучения и анализа. Проходит коллективная работа по заполнению графы «Личность». ЛИЧНОСТЬ Человеческий индивид, являющийся  субъектом сознательной деятельности,  обладающий совокупностью  социальнозначимых черт, свойств и качеств,  которые он реализует в общественной жизни. Внутренний мир личности:  ценностные ориентации  самостоятельность  ответственность  мораль  честь  достоинство Личностью становятся в процессе  социализации. Социализация –  осуществляющийся на протяжении всей  жизни индивида, процесс воздействия на  него общества и его структуры, в  результате которого люди накапливают  социальный опыт жизнедеятельности в  конкретном обществе, становятся  личностями. При всем разнообразии толкований понятия «личность» все ученые согласны с тем, что  личностью не рождаются, а становятся и для этого человек должен предпринять немалые усилия. Какие же бывают разновидности личности, и кого мы можем ей назвать?   А может ли  человек не быть личностью? Является ли личностью годовалый ребенок, психически  неполноценный человек или изощренный преступник? Давайте мы это проанализируем по страницам параграфа и попробуем сделать выводы. Для этого я предлагаю вам поделиться на 2 группы по 5 человек. 1 группа читает с 1 по 3 абзац, а 2 группа читает с 4 по 6 абзац. Ваша задача состоит в том, чтобы проанализировать данный фрагмент текста и выделить разновидности личности: Чтение и анализ текста. Выделение понятий и запись их в тетрадь. 1) формирующаяся личность; 2) патологическая или аномальная личность; 3) асоциальная личность; 4) зрелая личность. Так   вот,   мы   получили,   что   личность   ­     это   индивид,   обладающий   совокупностью социально­ значимых черт; личностью становятся в процессе социализации;   характеристика личности   зависит   от   внутреннего   мира.   Кроме   этого,   имеются   разновидности   личности   – формирующаяся личность, патологическая или аномальная,   асоциальная и зрелая личность. Но так же существуют и близкие к понятию личность – понятия индивид и индивидуальность. Попробуем разобраться, чем же они отличаются. 2. Индивид, индивидуальность. Поработаем также в группах. 1 группе я предлагаю материал по определению индивида, а 2 – по   определению   индивидуальности.   Вам   необходимо   выделить   три   ключевых   аспекта, характеризующих данные понятия. Учащимся раздается  материал для изучения и анализа. Работа по заполнению граф «Индивид», «Индивидуальность». На основе вашего обсуждения и выводов,  заполним вот такую  таблицу (слайд). Время на  обсуждение – (во время обсуждения оказывается консультационная помощь) ИНДИВИД Человек как отдельное биосоциальное существо в среде других людей, то есть единичный  представитель человеческого рода. Понятие «индивид» употребляется: для обозначения всякого представителя человеческого рода; индивид – не просто один, а всегда «один из нас»; каждый отдельный индивид зависим от социальных условий, в которых совершалось его  личностное формирование. Общество не просто окружает индивида, а живет «внутри него». Эпоха, в которой человек  родился и сформировался, уровень культуры, которого достиг его народ, способ  жизнедеятельности, социальная группа, к которой он принадлежит – все это накладывает  печать на поведение индивида. ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ Целостная характеристика определенного  человека через его темперамент, характер,  интеллект, потребности, способность и  интересы, т.е.его неповторимые качества Социальные отличия: Место в социально – классовой структуре –  темперамент потребности характер интересы интеллект способности Философские отличия: Неповторимое своеобразие мышления. социальный статус На основе обсуждения составляется таблица  Индивид 1) представитель  человеческого рода; 2) зависим от социальных  условий; 3) общество, в котором  живет индивид,  накладывает отпечаток на  его поведение. Индивидуальность 1)  неповторимое качество  человека; 2)  зависит от социального  статуса; 3)  неповторимое  своеобразие мышления Личность 1) индивид, обладающий  совокупностью социально­  значимых черт; 2) личностью становятся в  процессе социализации; 3) характеристика  личности зависит от  внутреннего мира. Так   вот,   проанализировав   нашу   таблицу,   мы   можем   подвести   итог:   Индивид   ­ представитель человеческого рода, а индивидуальность – это некое уникальное, неповторимое качество   индивида,   отличающее   его   от   других     индивидов.   И   когда   индивид,   в   процессе социализации приобретает свою индивидуальность, он становится личностью. И, как вы уже  понимаете, личность – это некая сложная система, а следовательно, она состоит   из   определенных   элементов.   Они­то   и   составляют   структуру   личности.   У   разных ученых – разные взгляды на структуру личности, но наиболее точно и просто, на мой взгляд, ее передает структура по Зигмунду Фрейду. 3. Структура личности по З.Фрейду: (минут) Запишем определение структуры личности. Структура личности — специфическая организация качеств, способностей, мотивов,  ценностей, присущих данному индивиду, образующая его неповторимую личность в различных проявлениях. Рассмотрим ее структуру, которую предложил основатель психоанализа З. Фрейд. ИД  ­ примитивные, инстинктивные аспекты личности ЭГО  –   часть   психики,   ответственная   за   принятие   решений,   социальная   составляющая человека. СУПЕР­ЭГО – совесть и идеал Так вот, структура личности – это наша биологическая сущность, ограниченная социальными рамками  и нормами, т.е. тем мной, который я есть. А еще каждый  индивид имеет некое представление о себе идеальном, к которому индивид стремиться, а вот если не получается в каких­то ситуациях быть идеальным, человека мучает совесть. 4.  Закрепление изученного на уроке:  А теперь я предлагаю закрепить пройденный материал с помощью небольшого теста. Тест   1. Индивид – это: А) представитель человеческого рода;   Б) представитель конкретной профессии; В) член какой­либо корпорации;    Г) человек, получивший хорошее воспитание. 2. Личность формируется под воздействием: А) природной среды;    Б) биологической программы; В) социализации;  Г) собственных  убеждений 3. В индивидуальности человека выражается: А) его принадлежность к человеческому роду;  Б) принадлежность к определенной социальной группе; В) неповторимое своеобразие качеств; Г) наличие прав и обязанностей. 4. Подросток является личностью: А) зрелой;  Б) индивидуальной;   В) биологической; Г) формирующейся 5. Часть психики, ответственная за принятие решений: А) ид;        Б) эго;        В) супер­эго;     Г) идеал Ответы: 1 – А;      2 – В;      3 – В;      4 – Г;   5 – Б «Урок окончен, всем спасибо…» Письмо брату Николаю Задание 1. …1…. люди уважают человеческую …2…., а потому всегда снисходительны,  мягки, …3…. Они не бунтуют из­за пропавшей резинки; живя с кем­нибудь, они делают из этого одолжения, а уходя, не говорят: с вами жить нельзя … .        Они …4…. не к одним только нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, чего  не увидишь простым глазом … . Они чистосердечны и боятся лжи, как …5... Не лгут  они даже в пустяках … Они не …6.., держат себя на улице так же, как дома, не пускают пыли в глаза меньшей братии … . Они не …7….. и не лезут с откровенностями когда их  не спрашивают.        Они не …8….. себя с целью вызвать в другом сочувствие … . Они не играют на  струнах чужих душ, чтобы в ответ им вздыхали и нянчились. Они не говорят: «Меня не  понимают», потому что это бьет на душевный эффект.        Они не суетны. Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомство со   знаменитостями…        Чтобы воспитаться и не стоять ниже уровня среды, в которую попал, недостаточно  прочесть Пиквика … . Тут нужен беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение,  штудировка воли. Вежливость, огонь, воспитанность, личность, сострадательность, болтливость,  унижать, рисоваться Стр учебника 291 + таблица Человеческий индивид, являющийся  субъектом сознательной деятельности,  обладающий совокупностью  социальнозначимых черт, свойств и качеств,  которые он реализует в общественной жизни. Внутренний мир личности:  ценностные ориентации  самостоятельность  ответственность  мораль  честь  достоинство Личность  ­ это ……  Группа 1 Личностью становятся в процессе  социализации. Социализация –  осуществляющийся на протяжении всей  жизни индивида, процесс воздействия на  него общества и его структуры, в  результате которого люди накапливают  социальный опыт жизнедеятельности в  конкретном обществе, становятся  личностями. Группа 2

Индивид индивидуальность личность

Индивид индивидуальность личность

Индивид индивидуальность личность

Индивид индивидуальность личность

Индивид индивидуальность личность

Индивид индивидуальность личность

Индивид индивидуальность личность

Индивид индивидуальность личность

Индивид индивидуальность личность

Индивид индивидуальность личность

Индивид индивидуальность личность

Индивид индивидуальность личность

Индивид индивидуальность личность

Индивид индивидуальность личность

Индивид индивидуальность личность

Индивид индивидуальность личность

Индивид индивидуальность личность

Индивид индивидуальность личность

Индивид индивидуальность личность

Индивид индивидуальность личность

Индивид индивидуальность личность

Индивид индивидуальность личность

Индивид индивидуальность личность

Индивид индивидуальность личность

Индивид индивидуальность личность

Индивид индивидуальность личность
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.03.2019