СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка 3
2. Содержание внеаудиторной самостоятельной работы 8
3. Методические рекомендации к выполнению внеаудиторной самостоятельной работы 10
4. Информационное обеспечение выполнения внеаудиторной самостоятельной работы 16
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по МДК 04.02. Теория и методика социальной работы с различными категориями населения предназначены для обучающихся по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения (углубленной подготовки).
Общий объём времени, отведённого на самостоятельную работу, составляет 30 часов.
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов – это планируемая учебная, учебно-исследовательская, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя.
Методические указания разработаны в соответствии с:
- Федеральным государственным образовательным стандартом Программы подготовки специалистов среднего звена по специальности СПО 40.02.01 Право и организация социального обеспечения (углубленной подготовки);
- рабочей программой профессионального модуля ПМ.04 Социально- правовая защита граждан по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения (углубленной подготовки).
Для организации самостоятельной работы необходимы следующие условия:
- готовность студентов к самостоятельному труду;
- мотивация получения знаний;
- наличие и доступность всего необходимого учебно-методического и справочного материала;
- система регулярного контроля качества выполненной самостоятельной работы;
- консультационная помощь преподавателя.
Виды и формы самостоятельной работы:
- работа с конспектом лекций;
- подготовка докладов и презентаций;
- письменные ответы на вопросы
- решение ситуационных профессиональных задач и др.;
В результате освоения профессионального модуля ПМ.04 Социально- правовая защита граждан обучающийся должен иметь практический опыт:
-оказания правовой, социальной помощи и предоставления услуг отдельным лицам, семьям и категориям граждан, нуждающимся в социальной защите;
-взаимодействия в процессе оказания социальной помощи клиенту с различными государственными, общественными и благотворительными организациями;
-планирования работы по социальной защите населения, определения ее содержания, форм, методов;
-проведения мониторинга и анализа социальных процессов (условия, причины, мотивы поведения) в муниципальном образовании;
-исследования и анализа состояния социально-правовой защиты отдельных категорий граждан.
уметь:
- объяснять основные направления и приоритеты социальной политики, ее взаимосвязь с внутренней и внешней экономической, национальной, демографической политикой, роль и значение в профессиональной практической деятельности;
- использовать полученные знания при анализе социально-политических процессов, явлений, внедрений социальных технологий, координации деятельности различных государственных и общественных организаций, учреждений по оказанию необходимой социальной защиты и помощи населению;
- находить технологическое решение социальных проблем различного уровня социальной работы;
- проектировать технологию социальной работы для каждого конкретного случая;
- использовать инновационные технологии социальной работы для решения профессиональных задач;
- вести организационно-управленческую и практическую деятельность на различных объектах профессиональной деятельности;
- организовывать на основе современных методов получение, обработку и хранение научной информации по проблемам социальной работы в районе, регионе, стране;
- проводить исследовательскую работу по анализу основных тенденций развития теории и практики социальной работы в районе, регионе, стране;
- выбирать необходимые методы исследования, исходя из задач конкретного исследования;
- обрабатывать полученные результаты, анализировать и осмысливать их с учетом имеющихся научных данных;
- кратко, логично и аргументировано излагать материал в выпускной квалификационной работе;
- пользоваться автоматизированными информационными системами и современными технологиями сбора, анализа, диагностики социальных отношений;
знать:
- объект, предмет, основные концепции, понятия, типы, модели, субъекты, особенности социальной политики, принципы формирования и функционирования в реформируемом и стабильном обществах, а также механизмы ее реализации в современной России и за рубежом;
- основные понятия и категории, формы, методы и уровни технологии социальной работы;
- сущность и содержание инструментария технологии социальной работы, формы и методы деятельности по преодолению жизненных ситуаций и решению социальных проблем;
- понятия и категории, принципы и закономерности, формы и уровни социальной работы;
- основы социологического анализа;
- различные варианты организации исследований
Освоение программы ПМ.04 Социально- правовая защита граждан способствует формированию общих и профессиональных компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы.
ОК 11. Соблюдать основы здорового образа жизни, требования охраны труда.
ОК 12. Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения.
ОК 13. Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению.
ПК 4.1. Планировать работу по социальной защите населения, определять ее содержание, формы и методы.
ПК 4.2. Оказывать правовую, социальную помощь и предоставлять услуги отдельным лицам, категориям граждан и семьям, нуждающимся в социальной защите.
ПК 4.3. Проводить мониторинг и анализ социальных процессов (условия, причины, мотивы проявления) в муниципальном образовании.
ПК 4.4. Исследовать и анализировать деятельность по состоянию социально-правовой защиты отдельных категорий граждан.
ПК 4.5. Содействовать интеграции деятельности различных государственных и общественных организаций и учреждений с целью обеспечения социальной защищенности населения.
Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентами по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Требования к выполнению ВСР:
1. Самостоятельно или по заданию преподавателя выбрать тему и формат выполнения внеаудиторной самостоятельной работы.
2. Изучить методические указания преподавателя по выполнению данной работы. Выяснить содержание работы и алгоритм действий.
3. Ознакомиться с критериями, по которым будет оцениваться внеаудиторная самостоятельная работа.
4. Работа выполняется либо в рабочей тетради, либо в печатном или электронном варианте, которые после выполнения, сдаются преподавателю.
5. Работа должна быть выполнена в течение указанного срока, иначе оценка будет снижена.
6. В журнале теоретического обучения, выставляются оценки за выполнение самостоятельных работ
Критерии оценки выполненной самостоятельной работы:
- умение использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
- обоснованность и четкость изложения ответа;
- выполнение отчетного материала в соответствии с требованиями;
- творческий подход.
- уровень освоения студентом учебного материала;
- умения студента активно использовать электронные образовательные ресурсы, находить требующуюся информацию, изучать ее и применять на практике;
- обоснованность и четкость изложения ответа;
- оформление материала в соответствии с требованиями;
- умение ориентироваться в потоке информации, выделять главное;
- умение четко сформулировать проблему, предложив ее решение, критически оценить решение и его последствия;
- умение сформировать свою позицию, оценку и аргументировать ее.
Содержание внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся
№ |
Наименование раздела /темы |
Количество часов |
Задание для ВСР, согласно РП |
Деятельность обучающихся |
Форма контроля |
Срок выполнения |
1. |
Тема 1.3. Социальные технологии в решении проблем лиц с девиантным поведением |
4 |
Задание 1. Ответить письменно на вопросы Задание 2. Решить ситуационные задачи |
Письменный ответ на вопросы, решение задач |
Проверка конспекта |
К теме 1.6 |
2. |
Тема 1.13. Технологии социальной работы с женщинами |
8 |
Задание 1. Составить социальный проект «Роль женщины в современном обществе» |
Составление проекта |
Защита проекта |
К теме 1.16 |
3. |
Тема 1.14. Семья как объект социальной работы |
6 |
Задание 1. Составить схемы: формы брака, формы семьи, типы семей по: -семейно-жизненному циклу; - по структуре: по составу, по родственным связям, по количеству детей, по критерию лидерства, дезорганизации семьи; - по качеству жизнедеятельности семьи; - педагогически несостоятельные семьи Задание 2. Составьте схему или таблицу «Основные проблемы современной семьи» Задание 3. Составить схему «Причины кризиса в семье» Задание 4.Составьте классификацию «Проявление кризиса в современной семье» Задание 5. Составьте классификацию или схему «Пути выхода из кризиса» |
Составление таблиц, схем |
Проверка таблицы и схем |
К теме 1.15 |
4. |
Тема 1.17. Технологии социальной работы с беспризорными детьми |
6 |
Задание 1. Ответьте письменно на вопросы: Задание 2. Решите ситуативные задачи |
Письменный ответ на вопросы, решение задач |
Проверка конспекта |
К теме 1.18 |
5. |
Тема 1.19. Технологии социальной работы с детьми и подростками |
2 |
Задание 1. Составить кроссворд |
Составление кроссворда |
Проверка кроссворда |
К теме 1.20 |
6. |
Тема 1.20. Технологии работы с безнадежно больными |
4 |
Задание 1. Ответить письменно на вопросы: Задание 2. Решить ситуативные задачи |
Письменный ответ на вопросы, решение задач |
Проверка конспекта |
К консультации по экзамену |
Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной
самостоятельной работы
ВСР № 1
Задание 1. Ответить письменно на вопросы:
1.Дивиантное поведение: понятие и классификация
2. Характеристика форм и видов девиантного поведения
3. Причины девиантного поведения
4. Меры по предупреждению и смягчению форм девиантного поведения
Задание 2. Решить ситуационные задачи:
Ситуация 1. Илья, 31 год, стаж наркотизации 16 лет, проживает с матерью в двух комнатной квартире. Из квартиры вынесено все, что можно. Комната Ильи –настоящий притон, здесь собираются наркоманы со всей округи. На ночь мать пододвигает к двери письменный стол, чтобы ночью кто-нибудь случайно или специально не забрел в ее комнату. У нее не осталось ценных вещей. Зимой спит на пальто, чтобы Илья его не украл. Под головой – сумка, с которой каждый день она ходит на работу – в районную библиотеку. Лечиться Илья не хочет, беседы участкового милиционера вызывают в нем только очередной приступ агрессии. Коллеги на работе сочувствуют, но ничем помочь не могут. Женщина находится в состоянии отчаяния, готова на самоубийство. Впервые пришла в наркологический диспансер, уже не надеясь на какую-либо помощь. Каковы действия специалиста по социальной работе?
Ситуация 2. Молодая супружеская пара (21 и 23 года) в состоянии сильного алкогольного опьянения обратилась в приемный покой детской больницы за медицинской помощью для 5-месячного ребенка, получившего сильные солнечные ожоги. В ходе беседы со специалистом было выяснено, что в этот день молодая семья праздновала в компании друзей День молодежи, ребенок все это время провел в коляске под прямыми лучами солнца. Каковы в данном случае действия специалиста по социальной работе?
Ситуация 3. В социальную службу обратилась Анна, 20 лет. 5 лет назад умерла ее мать. После ее смерти отец начал злоупотреблять алкоголем, а год назад вообще пропал без вести. В 17 лет девушка познакомилась с компанией, в который достаточно часто употребляли психоактивные вещества. Сама Анна употребляет героин уже 2 года. Все свое имущество она давно продала, денег не осталось даже на еду. В социальную службу девушка пришла от безысходности, так как больше помочь ей некому – окружающие (родственники, знакомые, соседи) избегают ее, не считают за человека. Каковы действия специалиста по социальной работе в данном случае?
Ситуация 4. В летний оздоровительный лагерь поступили несовершеннолетний мальчик, 11 лет, и его родная сестра, 13 лет. В течение первых двух недель пребывания в лагере Андрей неоднократно совершал побеги из лагеря. Свое поведение подросток объяснял тем, что он не так планировал провести свои летние каникулы, что родители его отправили в этот «лагерь» принудительно. Как выяснили педагоги летнего оздоровительного лагеря, в целях подготовки своих побегов, мальчик использовал доверительные отношения с некоторыми ребятами из своего отряда, пользовался изначально хорошим отношением к нему воспитателей, которые жалели мальчика и его сестру, не имеющих возможностей провести каникулы с семьей. Каковы действия специалиста социальной работы в данном случае?
Требования к оформлению решения ситуации:
1. Решение ситуации оформляется в рукописном варианте.
2. Решение ситуации оформляется в соответствии со следующим алгоритмом:
1 шаг – выявление обстоятельств, нуждаемости клиента (основные проблемы);
2 шаг – определите нормативно-законодательную базу, используемую специалистом в данной ситуации;
3 шаг – определить основные учреждения, оказывающие помощь в данной ситуации;
4 шаг – определить алгоритм социальной помощи клиенту в данной ситуации.
Критерии оценивания:
-оформление;
-соответствие алгоритму;
-наличие выводов;
-своевременность выполнения.
ВСР № 2
Задание 1. Составить социальный проект «Роль женщины в современном обществе»
Требования к составлению проекта:
Создается проект по определенному плану:
1.определить актуальность темы,
2.цель,
3. задачи;
4. составить план проведения исследования;
5. определить предпочтительные методы исследования,
6.подготовить инструментарий соц.исследования – анкеты, план эксперимента и др.;
7. организовать сбор полевой информации –опрос респондентов и т.д.;
8. обработать результаты;
9. подвести итоги о практической значимости выполненного проекта)
Критерии оценки результатов работы:
-оформление;
-соответствие алгоритму;
-наличие выводов;
-своевременность выполнения.
ВСР № 3
Задание 1. Составить схемы: формы брака, формы семьи, типы семей по:
-семейно-жизненному циклу;
- по структуре: по составу, по родственным связям, по количеству детей, по критерию лидерства, дезорганизации семьи;
- по качеству жизнедеятельности семьи;
- педагогически несостоятельные семьи
Задание 2. Составьте схему или таблицу «Основные проблемы современной семьи»
Задание 3. Составить схему «Причины кризиса в семье»
Задание 4.Составьте классификацию «Проявление кризиса в современной семье»
Задание 5. Составьте классификацию или схему «Пути выхода из кризиса»
Требования к оформлению схемы:
1. Единый стиль оформления.
2. Логичность выстраиваемых связей между блоками.
3. Соответствие отобранного материала выбранной теме.
4. Рисунок схемы должен быть четким.
Критерии оценки результатов работы:
-четкость изложения материала;
-оригинальность составления схемы;
-практическая значимость работы;
-уровень оформления работы, наличие или отсутствие грамматических и пунктуационных ошибок;
-своевременность выполнения
ВСР № 4
Задание 1. Ответьте письменно на вопросы:
1.Основные задачи по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (анализ проблем противодействия негативным явлениям; реализация и защита прав и законных интересов несовершеннолетних; поддержание социального порядка и защита общества от правонарушающего поведения несовершеннолетним; содействия в реализации и социальной адаптации несовершеннолетних, характеризующихся асоциальным поведением или противоправным поведением).
2. Профилактика правонарушений несовершеннолетних как особый вид социальной практики.
3.Организационно-методическое обеспечение борьбы с безнадзорностью и правонарушениями несовершеннолетних.
4.Методы общесоциальной, микросредовой (общей) групповой и индивидуальной профилактики.
5.Особенности профилактики среди несовершеннолетних различных возрастных групп и социально правового статуса.
6.Принципы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
7.Конституционные принципы в основе правового регулирования предупреждения преступлений несовершеннолетних.
8.Гражданско-правовые, жилищные, трудовые, семейно-правовые основы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
9.Ведомственные нормативно-правовые акты о профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Задание 2. Решите ситуативные задачи:
Ситуация 1. Персоналом скорой медицинской помощи в детскую областную больницу был доставлен годовалый ребенок с признаками сильного переохлаждения. Скорую помощь и полицию вызвали люди, стоявшие на троллейбусной остановке. Именно они обратили внимание на детскую коляску, одиноко стоявшую на остановке, к которой долго никто не подходил из взрослых. Каковы действия специалиста по социальной работе детской больницы в данном случае? Специалистов каких служб необходимо привлечь для решения данной ситуации и каковы их обязанности
Ситуация 2. Родители Марины (16 лет) собираются подать на развод. Марина против развода, несмотря на постоянные конфликты, возникающие между родителями. Во время их очередной ссоры, Марина вмешалась и оскорбила отца, за что он ее ударил по щеке. От обиды девушка ушла из дома. В школу не ходит. Ночует по очереди у подруг, домой возвращаться не хочет, т.к. теперь боится, что ее накажут, и не будут пускать гулять на улицу. Куда обратиться за помощью родителям? Марине? Каковы действия специалиста по работе с молодежью в данном случае?
Ситуация 3. Андрей М., 17 лет, был остановлен нарядом ГИБДД на загородной дороге в тот момент, когда катался на автомобиле, взятом без разрешения у отца. Автомобиль был изъят до возвращения отца из моря, а дело передано в Комиссию по делам несовершеннолетних. На заседании КДН было выяснено, что это не первое правонарушение подобного рода – до этого Андрея патруль ДПС останавливал уже дважды за последний год (всегда на автомобиле своего отца). Семья в общем благополучная, мама врач, еще есть сестра-студентка 3 курса вуза. Характеристика из школы была положительной – мальчик хорошо учится, принимает активное участие в школьных и внешкольных мероприятиях, аккуратен, вежлив, имеет хорошие отношения с одноклассниками и учителями, но при этом обладает неумолимой тягой к вождению автомобилем. Каковы действия специалиста по работе в данном случае?
Требования к оформлению решения ситуации:
1. Решение ситуации оформляется в рукописном варианте.
2. Решение ситуации оформляется в соответствии со следующим алгоритмом:
1 шаг – выявление обстоятельств, нуждаемости клиента (основные проблемы);
2 шаг – определите нормативно-законодательную базу используемую специалистом в данной ситуации ;
3 шаг – определить основные учреждения, оказывающие помощь в данной ситуации;
4 шаг – определить алгоритм социальной помощи клиенту в данной ситуации.
Критерии оценивания:
-оформление;
-соответствие алгоритму;
-наличие выводов;
-своевременность выполнения.
ВСР № 5
Задание 1. Составить кроссворд по темам
Методические рекомендации по составлению кроссвордов.
В процессе работы обучающиеся:
просматривают и изучают необходимый материал, как в лекциях, так и в дополнительных источниках информации;
составляют список слов раздельно по направлениям;
составляют вопросы к отобранным словам;
проверяют орфографию текста, соответствие нумерации;
оформляют готовый кроссворд.
Общие требования при составлении кроссвордов:
Не допускается наличие "плашек" (незаполненных клеток) в сетке кроссворда;
Не допускаются случайные буквосочетания и пересечения;
Загаданные слова должны быть именами существительными в именительном падеже единственного числа;
Двухбуквенные слова должны иметь два пересечения;
Трехбуквенные слова должны иметь не менее двух пересечений;
Не рекомендуется большое количество двухбуквенных слов;
Все тексты должны быть написаны разборчиво, желательно отпечатаны.
Требования к оформлению:
На каждом листе должна быть фамилия автора, а также название данного кроссворда;
Рисунок кроссворда должен быть четким;
Сетки всех кроссвордов должны быть выполнены в двух экземплярах:
1-й экз. - с заполненными словами;
2-й экз. - только с цифрами позиций.
Ответы публикуются отдельно. Ответы предназначены для проверки правильности решения кроссворда и дают возможность ознакомиться с правильными ответами на нерешенные позиции условий, что способствует решению одной из основных задач разгадывания кроссвордов — повышению эрудиции и увеличению словарного запаса.
Критерии оценивания составленных кроссвордов:
Четкость изложения материала, полнота исследования темы;
Оригинальность составления кроссворда;
Практическая значимость работы;
Уровень стилевого изложения материала, отсутствие стилистических ошибок;
Уровень оформления работы, наличие или отсутствие грамматических и пунктуационных ошибок;
Количество вопросов в кроссворде, правильное их изложения
ВСР № 6
Задание 1. Ответить письменно на вопросы:
1. Люди, страдающие тяжелыми хроническими заболеваниями.
2. Медико-социальные проблемы тяжелобольных людей и членов их семей.
3. Паллиативная помощь, ее задачи и принципы.
4. Психологическая поддержка тяжелобольного человека и его родственников.
5. Особенности медико-социальной помощи.
6. Хоспис. Хоспис на дому.
7. Деятельность специалиста по социальной работе по оказанию социальной поддержке тяжелобольном и его родственникам.
8. Технологии медико-социальной помощи тяжелобольным
Задание 2. Решить ситуативные задачи:
Ситуация 1. Вы — специалист по социальной работе. В семье ваших клиентов инкурабельный онкологический больной.
Ситуация 2. Вы — специалист по социальной работе. Ваш клиент задал вам вопросы: «Наследуется ли туберкулез легких? В чем состоит профилактика туберкулеза?».
1. Что вы ему ответите?
2. Какова роль специалиста по социальной работе в профилактике туберкулеза?
Требования к оформлению решения ситуации:
1. Решение ситуации оформляется в рукописном варианте.
2. Решение ситуации оформляется в соответствии со следующим алгоритмом:
1 шаг – выявление обстоятельств, нуждаемости клиента (основные проблемы);
2 шаг – определите нормативно-законодательную базу используемую специалистом в данной ситуации ;
3 шаг – определить основные учреждения, оказывающие помощь в данной ситуации;
4 шаг – определить алгоритм социальной помощи клиенту в данной ситуации.
Критерии оценивания:
-оформление;
-соответствие алгоритму;
-наличие выводов;
-своевременность выполнения.
ИСТОЧНИКИ
ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБУЧЕНИЯ
Основные источники:
1. Основы социального партнерства: теория и практика: учебник / под ред. В.А. Михеева. – М.: Экзамен, 2015. – 448 с.
2. Право социального обеспечения России: учебник / по ред. К.Н. Гусова. – М.: Проспект, 2015. – 488 с.
3. Региональная социальная политика реформируемой России: особенности трансформации и направления развития. – Барнаул: Азбука, 2015. – 283 с.
4. Российская молодежь: проблемы и решения. – М.: Центр социального прогнозирования, 2005. – 648 с.
5. Симонова, Т.М. Социальные проблемы в социологии и в социальной работе: определение, анализ, решение / Т.М. Симонова. – СПб.: Роза мира, 2015. - 241 с.
6. Социальная работа и гражданское общество: коллективная монография / по ред. И.А. Григорьевой, А.А. Козлова, В.А. Самойловой. – СПб.: Международный проект, 2016. – 312 с.
7. Социальная работа: теория и практика: учебное пособие / под ред. Холостовой Е.И. – М.: ИНФРА-М, 2015. – 427 с.
8. Холостова Е.И. Социальная политика / Е.И. Холостова – М.:СТИ МГУС, 2015. – 251 с.
9. Холостова Е.И. Социальная политика и социальная работа / Е.И. Холостова. – М.: Дашков и К, 2015. – 216 с.
10. Технология социальной работы. Учебное пособие./ Под ред. И.Г. Зайнышева. – М.: «Владос». 2015.
11. Технологии социальной работы./ Под ред. Е.И. Холостовой. – М., 2016.
12. Основы социальной работы. Учебник/ Под ред. П.Д. Павленка. – М., 2016.
13. Теория социальной работы: Учебник/ Под ред. Е.И. Холостовой. – М.: Юрист, 2015.
14. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы.: Учебное пособие. – М., 2016.
Дополнительные источники:
1. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации». № 442-ФЗ от 28.12.2013 г.
2. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» № 120-ФЗ от 24.06 1999 г.
3. Постановление правительства РФ «Об утверждении примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации» от 27.11.2000. № 896 (последняя редакция)
4. Лепихов М.И. Право и социальная защита населения. – М., 2000.
5. Савинов А.Н., Зарембо Т.Ф. Организация работы органов социальной защиты. – М., 2015.
6. Социальная работа./ Под ред. В.И. Курбатова. – Ростов н/Д: «Феникс», 2015.
.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.