Сценарий урока написан в рамках авторской технологии «Перспектива» учителя-методиста Прищепа Татьяны Александровны. Технология создана на основе методов активного обучения. Основой технологии является коллективный метод обучения с игровыми элементами.
Автор: Моисеева Раиса Ивановна
Образовательное учреждение: ТОГКОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №15 I, II вида».
Предмет: ознакомление с окружающим миром
Время реализации урока – 40 минут
Авторский медиапродукт: презентация 30 слайдов; программа создания презентаций Microsoft PowerPoint, графический редактор Adobe Photoshop, текстовый редактор Microsoft Word.
Цель: пропаганда здорового образа жизни, через развитие знаний о сохранении и укреплении собственного здоровья.
Задачи:
Ø учебная – закрепить понятие «Здоровый образ жизни», обогащать миропонимание своего «Я» в окружающей действительности,
Ø воспитательная – воспитывать правильное отношение к заботе о собственном здоровье, продолжать закреплять гигиенические навыки;
Ø развивающая – развивать познавательные процессы, являющиеся основой мышления, на наглядно-практическом материале, через использование компьютерных технологий. Развивать речь как средство мыслительной деятельности;
Ø коррекционная – предупреждение и преодоление вторичных проявлений (нарушение речи) – следствий первичного дефекта (слуховой недостаточности). Использование остаточного и сниженного слуха для формирования произношения, развития слухового восприятия.
Тип урока:
проверка и коррекция знаний и умений, подача нового материала, закрепление изученного.
Форма урока:
путешествие по дороге к доброму здоровью, сопровождающееся закреплением знаний, умений и навыков.
Формы обучения:
работа в паре, групповая работа с игровыми элементами, коллективная работа, переходящая к самостоятельной, индивидуальной форме работы – определение вредных и полезных продуктов (работа с карточками).
Необходимое оборудование и материалы:
ОС Windows 2007, мультимедийный проектор, наглядная презентация,
лозунги-плакаты, расположены на стендах в компьютерном классе:
Будь аккуратен, забудь про лень - чисти зубы каждый день!
Чаще мойся -
воды не бойся!
В чистой комнате
- чистое тело, убирай комнату, чтоб она блестела!
В здоровом теле
- здоровый дух!
Здоров будешь - все добудешь!
индивидуальные аппараты, таблички с текстами, фонетический экран для педагога,
таз с водой, махровые банные варежки в количестве 2-3 штук, банные полотенца.
Слуховой словарь:
гигиена, режим дня, закаливание, правильное питание.
Методы:
когнитивные (сравнение, обобщение, классификация, синтез, анализ).
Комментарии:
Организация учебного процесса в школе для слабослышащих детей направлена на развитие речевого слуха учащихся, что позволяет максимально активизировать их учебную деятельность, в особенности речевую, регулировать соотношение между фронтальными и самостоятельными видами работ, варьировать объём и сложность учебных речевых заданий в зависимости от индивидуальных возможностей детей. Основным способом восприятия учебного материала на уроке является слухозрительный. Однако специфические выражения природоведческого характера, словосочетания и слова, отражающие содержание урока по данному курсу, предлагаются учащимся для восприятия только на слух (учитель произносит необходимый речевой материал за фонетическим экраном). Существенное значение для преодоления последствий снижения слуха (в первую очередь речевого недоразвития) имеет индивидуально-личностный подход на уроке.
№ п/п |
Структурные элементы урока |
Временная реализация |
№ кадра |
1. |
Организационный момент |
2 минуты |
№1, |
2. |
Целевая установка на тему урока, включающая девиз от каждого класса |
5 минут |
№2, №3, №4, №5, №6 |
3. |
Гимнастическая разминка «На зарядку становись» |
2 минуты |
№7 |
4. |
Здоровый образ жизни «Гигиена» |
7 минут |
№8 по №14 |
5. |
Динамическая пауза «Сделай фигуру» |
2 минуты |
№15, №16, №17 |
6. |
Здоровый образ жизни «Режим дня» |
6 минут |
№18, №19, №20 |
7. |
Здоровый образ жизни «Правильное питание» |
6 минут |
№21 по №25 |
8. |
Динамическая пауза «Раздели продукты» |
|
№26 |
9. |
Здоровый образ жизни «Закаливание» (практика) |
7 минут |
№27, №28, |
10. |
Рефлексия (итог урока, выводы) |
3 минуты |
№29 №30 |
Ход урока:
1. Организационный момент
Компьютерный класс украшен плакатами, детскими рисунками, воздушными шарами. Тема урока визуально представлена на презентационном экране. Звучит музыка «Весёлая эстафета» - альбом Юрий Чичков - Яков Халецкий-БДХ. Ребята начального блока слабослышащего отделения проходят в класс, занимают посадочные места. (слайд №1)
Учитель (Далее У.): Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня у нас необычная встреча, мы с вами продолжаем путь по дороге к доброму здоровью. Спасибо всем вам за то, что вы приняли активное участие в конкурсе рисунков «ЗдОрово здорово жить!». Многие из этих рисунков представлены в этом кабинете. Очень рада, что мы побывали в Стране здоровья, где вы показали свою сноровку, силу, ловкость, знания и умения. Стихи читают заранее подготовленные дети 4-ого класса.
1-ый ребёнок:
Хочешь
ты здоровым быть?
Соков надо больше пить!
2-ой ребёнок:
Закаляться,
обливаться,
Спортом разным заниматься!
3-ий ребёнок:
Вот
тогда начнёшь ты жить!
ЗдОрово здоровым быть!!!
У.: Спасибо! Вы готовы продолжить путь по дороге к доброму здоровью?
Дети (Далее Д.): Да, готовы.
У.: Будь готов!
Д.: Всегда готов!
У.: Не забывайте, что в пути надо будет преодолевать трудности, но вы с ними справитесь легко. Напоминаю, ребята, когда вы будете отвечать на вопросы, надо говорить понятно для всех, правильно произносить все звуки.
2. Целевая установка на тему урока, включающая девиз от каждого класса
У.: Отправляясь по дороге, скажем так - Вперёд бежим, девиз кричим.
1а класс: Кря, кря, кря, не плакать зря! (слайд №2)
1б класс: Да, да, да, дружба согреет всегда! (слайд №3)
2 класс: Закаляй своё тело для полезного дела! (слайд №4)
3 класс: Будь здоров – не пищи, лёгкой жизни не ищи! (слайд №5)
4 б класс: Чтобы день прошёл в порядке, начинай его с зарядки! (слайд №6)
3. Гимнастическая разминка «На зарядку становись»
У.: Молодцы! Чтобы день прошёл в порядке, мы начнём его с зарядки! Предлагаю всем встать, принять исходное положение. (Далее, дети выполняют гимнастические упражнения «Шагом марш», «Растяжка» ориентируясь на слуховое восприятие в процессе звучания альбома Гордеева, совместно с педагогами) (слайд №7)
4. Здоровый образ жизни «Гигиена»
Слуховая работа. «Ухожу» за фонетический экран, произношу необходимые слова: гигиена, закаливание и т.д. Обучающиеся, ориентируясь только на слух, произносят услышанные слова, соблюдая ударную позицию.
У.: Ребята, кто встал на дорогу к доброму здоровью, тот ведёт здоровый образ жизни. Вы согласны с этим высказыванием? (слайд №8)
Д.: Да, согласны.
У.: А что такое здоровый образ жизни?
Д.: Это соблюдение гигиены, режима дня, правильного питания и закаливания. (Сопряжённое считывание с экрана монитора, с выделением ударной позиции: гигиена, режим дня, правильное питание, закаливание).
У.: Вот об этом мы сегодня поговорим. Я буду задавать вопросы, а вы внимательно слушайте, хорошо надо подумать, прежде чем отвечать, чтобы не ошибиться в ответах, хорошо? Первое из разделов здорового образа жизни – это гигиена (слайд №9).
Послушайте внимательно вопрос. Когда надо мыть руки, перед едой или после еды?
Ребятам я начального звена весьма сложно развести смысловую нагрузку слов – перед и после, поэтому на данном этапе этому направлению уделено достаточно много внимания.
Д.: Руки мыть надо перед едой.
У.: А почему надо мыть перед едой?
1-ый ребёнок:
На руках у тебя грязь,
А в грязи живёт зараза,
Не заметная для глаза.
2-ой ребёнок:
Если руки не помыв
Пообедать сядешь ты,
То зараза эта вот
Вмиг отправится в живот!
Все считывают с экрана: Всегда мой руки перед едой.
У.: Для вас вопрос не простой. Когда надо мыть руки, перед прогулкой или после прогулки? (слайд №10)
Д.: Руки мыть надо после прогулки.
Все считывают с экрана: Всегда мой руки после прогулки.
У.: Почему?
Произвольные ответу детей.
У.: Ребята, вот мы говорим - надо мыть руки, а чем надо мыть руки? Послушайте загадку.
- Ускользает, как живое, но не выпущу его я.
Белой пеной пенится, руки мыть не ленится! (Мыло)
У.: Слушайте следующий вопрос. Когда надо мыть руки, перед туалетом или после туалета? (слайд №11)
Все считывают с экрана: Мой руки после туалета.
У.: Запомните эти важные правила. И ещё одно важное правило – Никогда не грызите ногти – это опасно для вашего здоровья. (слайд №12)
1-ый ребёнок:
Под ногтями вижу грязь,
А в грязи живёт зараза,
Не заметная для глаза.
2-ой ребёнок:
Если ногти будешь грызть,
То зараза эта вот
Вмиг отправится в живот!
У.: Как вы думаете, сколько раз в день эти девочки чистят зубы? (слайд №13) Совершенно верно, Надя, Валя и Ксения чистят зубы два раза в день.
Все считывают с экрана: Чисти зубы два раза в день.
У.: Ребята, поднимите руки, у кого умытое лицо, у кого чистый нос, у кого чистые руки, у кого подстриженные ногти, у кого аккуратно причёсанные волосы. Подойдите ко мне. (Приглашаю пятерых детей). Обращение к сидящим детям. Запомните пословицу: «Кто аккуратен, тот людям приятен» - хоровое считывание, сначала отражённое, затем - сопряжённое. (слайд №14)
Спасибо, садитесь, пожалуйста, на свои места.
5. Динамическая пауза «Сделай фигуру»
У.: (слайды №15, №16, №17) Предлагаю вам игру. Необходимо выбрать себе пару, рядом сидящего, с правой стороны или с левой стороны. Чтобы было удобно выполнять фигуры, можно встать. Ребята выполняют в паре фигуры, представленные на экране монитора, классные руководители им помогают.
6. Здоровый образ жизни «Режим дня»
У.: Все правильно выполнили фигуры, старались, молодцы! В паре работать умеете, а теперь работать надо одной командой, т.е. каждый класс работает как единое целое. Сейчас мы дружно проговорим все режимные моменты, в нужной последовательности. (слайд №18)
Маленькая пчёлка Майя перепутала режимные моменты. (слайд №19) Помогите пчёлке Майе, укажите правильную последовательность режимных моментов.
(слайд №20) А теперь сравните, как у вас на листочках, как на экран? Всё правильно? Молодцы. Закрепим ещё раз последовательность режимных моментов. Хорошо? (Сопряжённое считывание с экрана монитора режимных моментов).
7. Здоровый образ жизни «Правильное питание»
У.: Настало время поговорить о правильном питании. А что для этого необходимо? (слайд №21) Соблюдать режим питания.
Все считывают с экрана:
(слайд №21) Сопряжённое проговаривание: - Соблюдай режим питания.
У.: Кушать овощи и фрукты, рыбу, молокопродукты -
Вот полезная еда, витаминами полна! (Показ иллюстрации)
(слайд №22) Сопряжённое проговаривание: - Ешь здоровую пищу.
У.: Винегрет и борщ
Торопился на обед Винегрет...
Так старался, так спешил,
Что в кастрюлю угодил:
В кипяток свалился - винегрет сварился!
Вот большая ложка - попробуйте немножко.
Винегрет варёный, сметаной охлаждённый...
Вкусно? То-то же!
(Тим Собакин) (Показ иллюстрации)
(слайд №23) Сопряжённое проговаривание: - Тщательно пережёвывай пищу.
У.:
Маша и каша.
Вот это – хорошая девочка. Зовут её
Маша!
А это - её тарелочка. А в этой тарелочке...
Нет, не каша, нет, не каша, и не угадали!
Села Маша, съела кашу - всю, сколько дали! (Э .Мошковская)
У.: Ребята, Маша не забывала, что всю пищу необходимо тщательно пережёвывать. А вы тщательно пережёвываете пищу? Произвольные ответы детей.
(слайд №24) Сопряжённое проговаривание: - Главное не переедай.
У.: (слайд №25)
Предпочти конфетам фрукты –
Очень важные продукты.
Как поел, почисти зубки.
Делай так два раза в сутки.
У.: В паре работали?
Д.: Да.
У.: Классной командой работали?
Д.: Да.
8. Динамическая пауза «Раздели продукты»
У.: (слайд №26) А теперь будем работать всем нашим дружным коллективом. Давайте разделим продукты на полезные и вредные. Игра «Раздели продукты»
Молодцы, это задание вам тоже по плечу, справились, я рада за вас!
9. Здоровый образ жизни «Закаливание» (практика)
У.: А сейчас последний рубеж на дороге к доброму здоровью – закаливание (слайд №27)
Ребята, вам интересно узнать, с чего надо начинать закаливание? Может быть, вы ответите на этот вопрос? (Дети затрудняются с ответом).
У.: Закаливание надо начинать с обтирания прохладной водой, затем – обливание, а далее – холодный душ и купание. Приглашаю самых смелых. Кто хочет начать попробовать процедуру закаливания, т.е. обтирание, прямо сейчас? (Данная процедура на уроке была согласована с врачом Запорожан Татьяной Фёдоровной, которая присутствовала на уроке).
У.: Закаливание следует начинать, когда вы здоровы. Нельзя начинать заниматься закаливающими процедурами, когда у вас повышенная температура, вы простыли или вас мучает озноб или жар. В этом случае надо сначала поправить здоровье, а потом начинать закаливание, иначе это может грозить осложнением болезни. Поднимите руку, кто совершенно здоров?
(Под музыку Дунаевского-В, Лебедева-Кумача-Е. 1-2подготовленных заранее ребёнка проходят процедуру закаливания, обтирая себя махровыми варежками, смоченными в воде комнатной температуры, затем растирают тело махровым полотенцем).
У.: (слайд №28) Ребята, а для чего надо закаляться?
Все считывают с экрана: - Чтобы быть здоровым.
У.: Закалённый ребёнок не боится переохлаждения, низкой температуры, холодного ветра – закалённые дети редко очень болеют и практически не простывают.
1-ый ребёнок:
Ты с красным солнцем дружишь,
волне прохладной рад.
Тебе не страшен дождик, не страшен снегопад.
2-ой ребёнок:
Зимой на лыжах ходишь,
резвишься на катке,
А летом, загорелый, купаешься в реке.
3-ий ребёнок:
Ты любишь прыгать, бегать,
играть тугим мячом,
Ты вырастешь здоровым, ты будешь - силачом!
10. Рефлексия (итог урока, выводы)
У.: (слайд №29) Вот и закончился наш путь по дороге к доброму здоровью. Вам понравилась наша прогулка? Давайте вспомним направления здорового образа жизни.
Д.: Гигиена, режим дня, правильное питание, закаливание.
У.: В самом конце нашего пути, позвольте предложить вам ещё одну игру «Закончи фразу». Эта игра поможет вам закрепить знания о здоровом образе жизни.
С головы до самых пяток
В теле должен быть … (порядок).
Чтобы тело было крепким,
Поднимайся, не ленись.
На … (зарядку) становись.
Когда идёшь по улице,
Не надо, друг, … (сутулиться).
Не гнись, пожалуйста, дугой,
Сиди … (прямее), дорогой!
Чистить зубы надо часто,
Друг зубов - … (зубная паста).
Чтобы дёсна были крепкими,
Грызи … (морковку) с репкою.
Сластёна, зубы пожалей –
Работы много у … (врачей).
(слайд №30) (Под звуки музыки «Весёлая эстафета» - из альбома Юрия Чичкова - Якова Халецкого-БДХ детям вручаются грамоты).
У.: Молодцы, всех поздравляю! Позвольте вручить вам грамоты за отличное выполнение заданий. Каждый класс получает грамоту и напутствия.
У.: Я желаю вам, ребята, быть здоровыми всегда,
Но добиться результата не возможно без труда!
Чтоб здоровье сохранить
Надобно его ценить!
До новых встреч!
Использование сайтов Internet:
1. И Дунаевский-В, Лебедев-Кумач-Е, Кибкало.
2. «Весёлая эстафета» - альбом Юрий Чичков - Яков Халецкий-БДХ)
3. Альбом – преподаватель Гордеев (утренняя гимнастика).
4. echenie_kashlya_u_detej.jpg poleznovredno.ru
5. doktor.jpg mdoy17.ucoz.ru
6. ba54887695cf5f4d68e48e14765d7935.jpg valerika.ru
7. 1227440990_zub_1.jpg x-medical.ru
8. mi‑za‑zdoroviy‑obraz‑jizni.jpg healyou.ru
9. clip_image001.gif zuzn.ru.
10. http://www.sunhome.ru/cards/12296
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.