Семинар-практикум «Медлительные дети»
В любом детском коллективе есть дети, которые занимаются и выполняют элементарные действия медленнее, чем их сверстники. Таких детей часто называют «копуши».
Медлительность - это индивидуальная особенность ребенка, которая может быть обусловлена разными причинами.
Так, выделяются следующие причины медлительности:
1. индивидуально-типологические особенности, свойства нервной системы. Обычно холерик и сангвиник делают все быстро. Флегматик и меланхолик напротив никуда не торопятся;
2. особенности воспитания (все делаем за ребенка);
3. отставание в развитии отдельных психических функций (моторики, речи);
4. общее состояние здоровья ребенка (например, состояние сильного физического или эмоционального напряжения, последствия тяжелых стрессовых ситуаций (развод родителей, тяжелые травмы могут вызвать такую реакцию).
Давайте вместе составим «портрет» медлительного ребенка (опишем).
Мы выделили особенности медлительных детей, сейчас рассмотрим их подробнее, чтобы знать, как помочь такими детям.
Медлительность детей связана с функционированием центральной нервной системы, т.е. с низкой подвижностью нервных процессов. У детей с такими особенностями нервной системы, как правило:
Ø низкая (примерно в 2 раза) скорость любых действий, любой деятельности и, конечно, всех движений (эта особенность часто раздражает взрослых);
Ø медленно одеваются, медленно едят, медленно реагируют на просьбы и обращения взрослых;
Ø наблюдается медленная речь, дети «тянут» слова, делают ненужные паузы между ними, говорит еле слышно;
Ø движения тела вялые, замедленные, при рисовании линии едва видны;
Ø новые двигательные навыки у медлительных детей формируются дольше, а выполнение новых, незнакомых движений нередко представляет значительную трудность;
Ø усваивают на треть меньше информации, чем их сверстники, при одинаковой интенсивности ее подачи; если темп подачи материала увеличивается, то медлительные дети воспринимают меньше половины сказанного - все это затрудняет обучение;
Ø они дольше других включаются в работу - например, при сборе игрушек, одевании; начиная любую игру, они будут долго «примериваться», прежде чем начать что-то делать;
Ø долго переключаются на другую деятельность, труднее переходят от одного дела к другому;
Ø долго восстанавливаются после нагрузки, быстро отвлекаются во время к-л д.;
Ø не могут продолжительно и интенсивно работать;
Ø этим детям легче выполнять то, что уже известно, опробовано ими;
Ø часто имеют проблемы в социальном и личностном развитии, у них не сформированы элементарные навыки социального общения, взаимодействия, с трудом вступают в контакт со сверстниками и взрослыми, бывают очень нерешительны, скованны;
Ø ощущение вины накапливается из-за опыта собственных неудач и неприятностей, связанных с медлительностью. Их постоянно торопят взрослые, нередко запугивают будущими неудачами. Подобная установка неизбежно вызывает новые трудности, эта постоянная вина лишает их надежды на успех, на преодоление, делает все их действия еще более неловкими и медленными;
Ø чаще всего бывает занижена самооценка и отсутствует желание идти в школу. Это желание формируется в старшем дошкольном возрасте, и вполне понятно, что неудачи в любой деятельности разрушают мотивацию. Восстановить желание ребенка учиться новому, узнавать новое возможно только в ситуации удачи, успеха, удовлетворения той деятельностью, которой занимается ребенок.
Ø трудности, испытываемые этими детьми, накладывают отпечаток и на их характер: очень часто дети становятся необщительными, замыкаются в себе. Они больше подвержены развитию неврозов.
Работа с медлительными детьми требует большого терпения, внимания, понимания их психологических особенностей и проблем. Специальные исследования показывают, что систематические занятия, тренировки могут в определенной мере повысить скорость работы у дошкольников. Наиболее успешной такая тренировка будет для детей 4-6 лет. Именно в этом возрасте идет активное созревание нервных процессов. Если упустить время, то полностью компенсировать упущенное будет сложно.
Следующие рекомендации помогут взрослым более эффективно общаться и заниматься с медлительными детьми.
Ø Работа с медлительными детьми требует умения сдерживаться, не повышать голоса. Необходимо спокойно повторять и объяснять одно и то же несколько раз без упреков и раздражения. Помните, что окрик и недовольство взрослых еще больше замедляет включение в деятельность медлительного ребенка.
Ø Необходимо избегать крайностей, когда за ребенка все делают взрослые, либо чересчур активно подгоняют его, упрекают. Не торопите, не подгоняйте ребенка, не напоминайте ему о его медлительности, неловкости. Предлагайте медлительному ребенку свою эпизодическую помощь в одевании, раздевании, выполнении умственных задач. Но постепенно уменьшать долю своего участия.
Ø Помните, медлительному ребенку нужно время на «раскачку». Не забывайте о перерывах, физкультминутках.
Ø Предоставьте ему дополнительное время для того чтобы он смог доделать какое-то задание, поделку или рисунок и т.п. без спешки. Даже если придется доделывать в несколько этапов.
Ø Чтобы помочь ребенку адаптироваться в социальной среде, постоянно тренируйте на подвижность его нервные процессы.
Игры для развития психомоторики
«Смотай клубок» Это упражнение развивает координацию движений и моторику рук, что очень пригодится при письме. У каждого участника должно быть 4-5 цветных шерстяных ниток, каждая длиной 2 м. Задача: смотать плотный клубочек одной рукой. Сперва правой (ведущей), а затем левой. Контрольное время: для ведущей руки - 20 сек., для другой - 25 сек. Через некоторое время у ребенка станет получаться лучше. Тогда возьмите более тонкие и длинные нити. Что делать с клубочками? Можно, например, на листе бумаги нарисовать котенка и корзинку. В корзинку «положить» клубочки, а самый красивый из них приклеить к лапкам котенка.
Ø Большее внимание в воспитании медлительного ребенка нужно уделять физическим упражнениям.
Игры
со сменой темпа движений: Основная суть этих приемов - резкие переходы
от медленного темпа движений к быстрому и обратно, причем время от времени
даются и предельные скорости движений.
1) ходьба-бег-ходьба медленная;
2) хлопки ладонями медленно-быстро-медленно;
3) «бег» пальчиками (большим и указательным); для ребенка это довольно сложное
задание, поэтому сначала пусть научится так «бегать» в обычном темпе; можете
посоревноваться;
4) прыгать через прыгалку, меняя темп;
5) стучать по столу или на барабане (всеми пальцами или одним);
6) чертить палочки и ставить точки (для этого используйте тетрадь в клетку);
7) то же задание, но усложненное - ставить точки, чертить палочки и считать:
«Один, два, три...» - до десяти.
«Бегу, иду, гуляю» В этой игре ребенок идет по кругу. Скорость, с которой он это делает, зависит от того, какой сигнал подаст взрослый (или другой водящий). Если взрослый поднимает руку вверх, ребенок бежит как можно быстрее, если складывает руки на груди - малыш идет по кругу достаточно ритмично, а если водящий опускает руки вниз, то играющий идет очень медленно, как бы не спеша прогуливаясь. В случае, если ребенок не успевает перестроить свои действия в соответствии с сигналом, он получает штрафное очко. Набравший три штрафных очка считается проигравшим.
«Кошачьи коготки» Все наверняка видели, как кошки, потягиваясь, выставляют свои коготки. Обычно они делают это медленно, получая удовольствие от собственной лени. Однако, если вдруг неподалеку показалась добыча, движения их лапок становятся стремительными. В этой игре ребенок должен сжимать и разжимать пальцы рук в определенном темпе. Сигналом к смене скорости служат слова взрослого. Если взрослый произносит слово "солнышко", то ребенок старается представить себя котом (или кошкой), нежащимся на солнце, и медленно сгибать и разгибать пальцы. Если взрослый вдруг произносит слово "мышь", то ребенок делает те же движения очень быстро, как бы пытаясь не упустить кошачью добычу.
Ø полезны разного рода конкурсы и соревнования для детей и взрослых: кто быстрее оденется, разденется и т. д. Естественно, взрослые уступают, но дошкольники учитывая свои психологические возможности этого не замечают и пытаются выиграть, получая при этом удовольствие и похвалу.
Эстафеты. Здесь возможны разные варианты, например, бежать, отбивая рукой воздушный шарик или мячик.
Ø Нельзя сравнивать медлительного ребенка с его подвижным сверстником. Быстрый темп дается медлительным детям большой ценой.
Ø Для воспитания работоспособности нужно менять виды деятельности; отдых должен быть более длительный.
Ø Особое внимание следует обратить на тренировку движений рук.
Игры с максимально быстрыми движениями:
«Точки» За одну минуту нужно поставить наибольшее количество точек на листке бумаги. Кто больше поставит - тот победил.
«Быстрый дятел» Возьмите вместе с ребенком по листу бумаги и карандашу. Разделите каждый лист на четыре равные части, проведя линии по горизонтали и вертикали. По сигналу (например, по хлопку) начните ставить точки в первом прямоугольнике, каждый на своем листе. По второму сигналу оба остановитесь. Посчитайте количество точек на листе у каждого. Тот, у кого их окажется больше, считается победителем. Следующий кон игры проводите в другом прямоугольнике.
«Обмоталочки» Берется длинная веревка, середина ее помечается узлом. Игроки встают по разные стороны веревки, закрепляют концы на поясе. По сигналу начинают крутиться, накручивая на себя веревку, пока не встретятся. Побеждает тот, на чьем поясе окажется узелок.
«Горячий мячик» Дети встают кружком, ведущий за кругом, спиной к детям. По первому хлопку дети начинают передавать друг другу мяч, от соседа к соседу, из рук в руки, по второму хлопку - останавливаются. Тот, в чьих руках оказался мяч, выходит из игры. Если мяч роняют - из игры выходят оба играющих, между которыми упал мяч. Побеждает оставшийся.
Ø Проводите обучающие упражнения на развитие мелкой моторики рук. Сначала - пальчиковые игры с движением пальцев, потом - книжки-раскраски, штриховки, срисовывание, списывание, письмо букв, слов.
Ø Систематически предлагайте ребенку такие игры, в которых сначала он должен продумать свои действия, а затем их выполнить. Для этого подходящими являются словесные игры: «Придумай слово со звуком с», «Назови весенние цветы», «Каких ты любишь животных» и другие.
Ø Дошкольники ещё плохо воспринимают время как процесс. Научите ребёнка следить за временем. В этом помогут песочные часы, которые дают реальную зрительную картинку «убегающих» минут. Потренируйтесь собирать игрушки, есть и одеваться пока сыплется песок в часах. Очень хорошо поощрить ребенка в конкретном случае: «Смотри, песочек еще не высыпался а ты собрал игрушки, следовательно, еще 10 минут не прошло». И тогда, ориентируясь на песочные часы, ребенок, постарается управлять своими движениями. Сначала, когда медленные дети начинают торопиться, у него это получается неуклюже: небрежно составит игрушки, прольет суп на стол или на одежду. Надо мягко обратить на эти факты внимание, и постепенно все исправится.
Ø Для стимулирования подвижности нервных процессов, с ребенком нужно играть в логические игры. Это помогает логически мыслить и развивает творческий подход к другим видам деятельности.
Ø Ребенка необходимо настроить на общение со сверстниками, объяснить и проиграть ситуацию знакомства, просьбы, прощания. Нужно неоднократно проиграть разные ситуации общения с детьми, вселить уверенность, что все будет хорошо, а если возникнут проблемы, их всегда можно разрешить.
Ø Чаще хвалите ребенка, вселяйте в него уверенность в себе, в успехе.
Ø Медлительные дети не уступают подвижным в уровне общего психического развития, но им труднее - они быстрее устают. У них ниже скорость и точность работы, хуже внутреннее торможение.
Игры на развитие внутреннего торможения:
Игровая гимнастика. Дети повторяют вслед за взрослым его движения: хлопки над головой, за спиной; прыжки; приседания и т.д.
«Игрушка» Очень эффективная игра для развития внутреннего торможения. Взрослый готовит заранее игрушку, накрытую салфеткой. Ребенок должен закрыть глаза, и пока взрослый не досчитает до пяти, не открывать их. Тогда малыш сможет увидеть сюрприз, который находится под салфеткой. Сначала ребенок не сможет выдержать до счета «пять», но постепенно у него это получится. Впоследствии вы будете должны довести этот промежуток времени до счета «10».
«Запретное движение» Правила игры «Если назову кого-нибудь, кто может летать, например, бабочку, то поднимите руки вверх и скажите хором: «Летает!» Если назову нелетающее животное, например, льва, - молчите и не поднимайте руки».
«Запретное
движение» Одно движение, например, хлопки за спиной, объявляется
запретным, остальные повторяются, как и раньше.
Проводя занятия с ребенком, необходимо учитывать следующее: работа потребует от взрослых напряжения и выдержки, положительные результаты проявятся не сразу, и радость небольших успехов довольно долго будет чередоваться с новыми огорчениями. Даже то, что получалось уже хорошо, вдруг может вызвать серьезные затруднения.
Навыки формируются медленно, но они достаточно устойчивы.
Игры должны быть повторяющимися, чтобы ребенок имел возможность видеть, чему он научился, и понимать, чему он еще только учится. Периодически участвуя в одних и тех же играх, ребенок осознает свои растущие возможности. Достигая успеха, он начинает любить себя «нового» и стремиться к самосовершенствованию, чтобы занять более высокие позиции в глазах взрослых, но, в первую очередь, конечно, у сверстников.
У старших дошкольников игре обязательно должен быть элемент соперничества. Ребенок должен научиться бороться. Кроме того, дети, которые соревновались между собой в игре, после нее ведут себя гораздо дружелюбнее, т.к. имеют возможность сбросить накопившуюся агрессию. В играх со взрослыми ребенок не должен все время выигрывать. Ему нужно и проигрывать, но, учитывая специфику детского возраста, не часто. Важно научить его правильно относиться к проигрышу, понимать, почему он проиграл.
Игры для будущих школьников.
«Дом-улица-детсад-школа» Ведущий по очереди кидает детям мяч, одновременно с броском произнося одно из четырех слов, вынесенных в название. Ребенок, поймав мяч, тотчас отправляет его назад, сопровождая словом, впрямую относящимся к только что произнесенному.
-
Дом: мама, завтрак, кровать;
- Улица: машины, светофор, асфальт, прохожий;
- Детсад: воспитатель, игрушки, группа;
- Школа: учитель, доска, звонок;
Кто сбился или замешкался - выходит из игры.
Для пятилетних детей: каждую новую игру можно предварять коротким рассказом о
школе, постепенно расширяя список предметов и понятий, связанных с ней. Для
шестилетних детей: перед каждой новой игрой можно устраивать маленький
"мозговой штурм", предлагая детям добавить в каждый раздел по два-три
новых слова.
Рекомендации родителям
Самое важное, что могут сделать родители для своего копуши, это принять его и полюбить таким, как он есть.
Постоянные напоминания «Побыстрее!», «Ты можешь поживее?» приводят к дальнейшему углублению торможения. Ребенок «копается» не назло вам, а просто потому, что иначе он не может. Рассчитайте время так, чтобы дать ребенку возможность выполнить задание. Постарайтесь, во избежание конфликта, утренние сборы превратить в игру. У мальчиков проявляется интерес на предложение: «Давай, кто быстрее!», а девочки охотнее включаются на просьбу о помощи: «Помоги мне разобрать сумку с покупками или накрыть стол к ужину».
Соблюдайте режим дня, так медлительному ребёнку легче приспособиться к определённому порядку всех повседневных дел.
Взрослым необходимо подумать, как организовать медлительного ребенка и дать разумные нагрузки на его свойство подвижности, выделить время для специальных занятий-игр. При ежедневных занятиях достаточно 10-15 минут в день.
Любую тренировку проводите на положительном эмоциональном фоне, т.е. с веселым настроением, которое легче всего создается в игре. Поэтому желательно вносить элементы игры в те ситуации, где требуется ускорение реакций. Можно шутить над «копушей», но по-доброму, без раздражения. Можно подчеркнуть это качество у себя, и пусть посмеется ребенок.
Введите постоянные трудовые обязанности: вешать одежду на место; следить за своим внешним видом; стирать свои мелкие вещи и т.д.
Не стоит окружать медлительного ребенка чрезмерной опекой, иначе, в дальнейшем, он окажется в тяжелом положении, а свойство подвижности ослабеет еще больше.
Эти
правила помогут всем взрослым взаимодействовать с медлительными детьми.
Устанавливайте визуальный контакт. У некоторых детей развивается «иммунитет» на указания, которые издалека выкрикивают взрослые. Необходимо чтобы сначала вы подозвали ребенка или сами подошли к нему, вместо того, чтобы кричать издалека. Затем посмотрите ему прямо в глаза, обращаясь с какой-нибудь просьбой.
Давайте только одно указание за один раз. Дошкольники могут реагировать только на одно указание, данное ему за один раз. Не превращайте свои просьбы в огромный монолог. Дайте короткое и ясное задание: «Расставь тарелки».
Прерывайте ребенка лишь в том случае, когда это необходимо. Никто не любит, чтобы его прерывали, и, тем не менее, целый день мы прерываем игры детей, чтобы заставить их сделать то, что мы считаем нужным. Когда ребенок сопротивляется тому, что его прерывают, мы ошибочно называем это копанием. Вместо того чтобы внезапно прерывать занятие ребенка, заранее предупредите его так, чтобы он был готов к перемене деятельности. Например, вы можете сказать: «Через пять минут пора заканчивать игру и идти ужинать».
Хвалите ребенка за быстроту и эффективность. Говорите: «Вот хорошо!» - когда ребенок делает что-то быстро.
Применяйте систему звездочек. Используйте звездочки как награду. Каждый день, когда ребенок делает свою работу быстро, на календаре будет ставиться звездочка. Договоритесь, что после того, как наберется определенное количество звездочек, ребенок получит награду.
Нарисуйте счастливые лица. Для дошкольников, которые еще не умеют читать, нарисуйте или вырежьте картинки заданий, которые нужно выполнить. Затем приклейте «улыбающуюся рожицу» рядом с картинкой, соответствующей выполненной задаче. Позитивный подход действует лучше всего.
Выражайте положительные эмоции. Ребенок, который еле передвигает ноги, может действительно получать от взрослых больше внимания за медлительность, чем за эффективное исполнение заданий. Внимание, уделяемое ребенку, может быть негативным или позитивным. Дети реагируют не на характер внимания, а скорее на его интенсивность. Иными словами, если вы скажете: «Смотри-ка, ты разделся вовремя», это всего троечка по шкале внимания (хотя и позитивного). Однако если вы кричите на ребенка: «Мне надоело, что ты всегда копаешься в раздевалке!», - это уже восьмерка по шкале внимания (хотя на этот раз негативного). Вот почему так важно выражать много позитивного внимания.
Приготовиться... на старт... достаньте секундомер. Маленькие дети получают большое удовольствие, когда их действия фиксируют во времени или когда они соревнуются с вами. Когда вам нужно, чтобы ребенок делал что-то быстро, скажите ему: «Я засеку время», или «Давай посмотрим, как быстро ты справишься». Пользуйтесь при этом секундомером или секундной стрелкой часов.
Обязательно похвалите его в случае успеха: «Ого, десять секунд - как быстро!» В крайнем случае, используйте время таким образом: «Сейчас я сосчитаю до трех, и ты должен побежать и принести свои ботинки».
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.