Урок физики в 9 классе «МЕХАНИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ.»
Тип урока – урок «открытия» новых знаний
Форма работы учащихся – групповая, индивидуальная, фронтальная
Цель урока – формирование целостной картины мира на примере процесса колебаний
Планируемые результаты:
Личностные:
ü Формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации к обучению и познанию
ü Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению
ü Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе учебной деятельности
Метапредметные:
ü Формирование умения определять понятия, создавать обобщения, классифицировать, строить рассуждение, умозаключение и делать выводы
ü Формирование умения создавать, применять различные продукты для решения учебной задачи
ü Формирование умения оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения
ü Развивать коммуникативную компетенцию
Предметные:
ü Изучить: определение колебания, виды колебаний, практическое применение
ü Формировать умение находить колебательное движение
Структура урока 1.Знакомство с новым материалом
2.Практическая работа в группах
3.Закрепление нового материала
4.Подведение итогов
Оборудование: нитяные и пружинные маятники
Ход урока
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня у меня лирическое настроение. А у вас? Начать урок хочу с отрывка из стихотворения Н.А.Зоболоцкого «Утро»:
Рожденный пустыней,
Колеблется звук,
Колеблется синий
На ветке паук.
Колеблется воздух,
Прозрачен и чист,
В сияющих звездах
Колеблется лист.
О чем говорится в этом стихотворении? (о воздухе, пауке, воздухе, листе)
Такие разные формы проявления материи автор объединяет в одном отрывке. Мы еще вернемся к этому отрывку. А пока скажите, что происходит сегодня в мире, в котором мы живем? (Различные процессы и явления), которые имеют особенность повторяться через определенные промежутки времени. Назовите эти процессы и явления …
- в природе (каждый год приходит весна, приливы и отливы, землетрясения, распускаются цветы и др.)
- в человеке (биение сердца, колебания голосовых связок, сокращение мышц, хлопанье ресницами, колебание настроения и др.)
- в бизнесе (колебание курса валют)
Мы живем в мире колебаний! Догадались, какая тема урока? («Мир колебаний») Что мы должны сегодня узнать, чему научиться? (Что такое колебательное движение, их особенность, виды колебаний…)
Давайте вернемся к стихотворению Н.А.Заболоцкого. Что общего у воздуха и листа, звука и паука – кроме рифмы, что их объединяет? (Они движутся, колеблются). Каким словом можно попробовать заменить ключевой глагол «колеблется»? (Движется). Попробуйте сделать исправления в авторском тексте. Что у вас получилось?
(Приложение 1)
Рожденный пустыней,
Стал двигаться звук,
Задвигался синий
На ветке паук.
Там движется воздух,
Прозрачен и чист,
В сияющих звездах
Движется лист.
Заметно изменение? Что изменилось? (Теперь в стихотворении речь идет о простом движении). Что такое движение с точки зрения физики? (Изменение положения тела в пространстве относительно других тел с течением времени).Получается, что изменив в стихотворении одно слово на другое, на первый взгляд, близкое по смыслу, мы тем самым изменили физическую картину осеннего утра, нарисованного автором, и получили совсем другое восприятие.
На «листах заданий» указаны различные виды механического движения. Попытайтесь распределить их на три группы. (Приложение 2)
Сравните ваши ответы с теми, что получилось у меня:
А: паром переплавляется через реку, машина едет по прямой, движение поезда по прямому участку
В: на крутом повороте машину «бросает» в кювет, фигурное катание на льду
С: качание ветвей деревьев при ветре, движение качелей, движение маятника часов
Какие движения представлены в группе А, как вы определили?
Какие движения представлены в группе В? Что мы знаем о криволинейном движении? Какое движение вы наблюдаете в третьей группе? Почему трудно определить вид движения? (недостаточно знаний).Какова особенность этого вида движения? (Повторяемость). Что именно повторяется? (Координата, положение, время и т.д.) Сформулируйте определение механических колебаний. Сравните с определением в учебнике.
Колебаний встречается очень много. У меня на демонстрационном столе много предметов, которые прибыли к нам на урок с различных предметов школьной программы. Как вы думаете, что между ними общего? (Это тела и предметы, способные совершать колебания). Попробуем их классифицировать. Для этого вернемся к нашему отрывку из стихотворения. Благодаря чему колеблется синий паук и лист, кто заставляет их вновь и вновь совершать одно и тоже движение? (Ветер). Что произойдет с пауком и листом, если ветер стихнет? (Колебания прекратятся).
Колебания бывают свободные (затухающие), происходящие под действием запаса энергии, полученного от тела, которое возбудило колебания и вынужденные (незатухающие), происходящие под действием какой-либо внешней силы.
Из списка колебаний 1 вариант выписывает примеры свободных (затухающих) колебаний, а 2 вариант – примеры вынужденных (незатухающих) колебаний. (Приложение 3).
Учащиеся среди приведенных колебаний выписывают по вариантам примеры свободных и вынужденных колебаний, затем меняются информацией, работая в парах.
Критерии оценивания предлагают сами:
Нет ошибок – «5»
1-2 ошибки – «4»
3-4 ошибки – «3»
Учащиеся оценивают свою работу
На ваших столах есть все необходимое для того, чтобы самим сделать тела, способные совершать колебания.(Учащиеся предлагают различные модели маятников: на нити, на пружине…) Все эти тела можно объединить в одну группу. Колебательные системы – группы тел, которые способны совершать колебания.
Условия существования свободных колебаний:
1) сила, возвращающая систему в положение равновесия
2) отсутствие силы трения
Характеристики колебательного движения: амплитуда, период, частота
Маятник – твердое тело, совершающее колебания вокруг неподвижной оси. Нитяной маятник. Пружинный маятник.
Как вы думаете, от чего зависит период колебаний математического маятника? (От длины нити, массы грузика, амплитуды…)
Работа в группах.
1 группа. Определить зависимость (независимость) периода колебаний нитяного маятника от длины нити
2 группа. Определить зависимость (независимость) периода колебаний нитяного маятника от амплитуды колебаний
3 группа. Определить зависимость (независимость) периода колебаний нитяного маятника от массы груза
4 группа. Маятник Фуко (используют ресурсы интернет)
Период колебаний математического маятника |
|
зависит: |
не зависит: |
от длины нити от ускорения свободного падения |
от массы груза от амплитуды колебаний |
Маятник
нитяной пружинный
(математический) (физический)
T= T=
Колебания могут быть как полезные так и вредные. Из списка колебаний заполните таблицу «Польза и вред колебаний» (Приложение 4)
Мир колебаний велик: колеблется спортсмен на батуте и школьник, пытающийся подтянуться на перекладине, пульсируют звезды (будто дышат), а возможно и вся Вселенная, колеблются атомы в узлах решетки. Остановимся!
Я хочу вам дать один совет: «Хочешь сделать доброе дело – отбрось колебания» (персидская пословица). Как вы понимаете эту пословицу? (фронтальная беседа)
Домашнее задание: составить сиквейн «Механические колебания»
Предлагаю вам поблагодарить себя за работу на уроке, совершить одно вынужденное колебание – похлопать в ладоши!
Н.А.Заболоцкий «Утро»
... Рожденный пустыней, Колеблется звук, Колеблется синий На ветке паук. Колеблется воздух, Прозрачен и чист, В сияющих звездах Колеблется лист.
|
Замените глагол «колеблется» на «движется» ... Рожденный пустыней, -------------------------- звук, -------------------------- синий На ветке паук. ----------------------- воздух, Прозрачен и чист, В сияющих звездах ------------------------ лист |
Приложение 1
Н.А.Заболоцкий «Утро»
… Рожденный пустыней, Колеблется звук, Колеблется синий На ветке паук. Колеблется воздух, Прозрачен и чист, В сияющих звездах Колеблется лист.
|
Замените глагол «колеблется» на «движется» … Рожденный пустыней, -------------------------- звук, -------------------------- синий На ветке паук. ----------------------- воздух, Прозрачен и чист, В сияющих звездах ------------------------ лист |
Н.А.Заболоцкий «Утро»
… Рожденный пустыней, Колеблется звук, Колеблется синий На ветке паук. Колеблется воздух, Прозрачен и чист, В сияющих звездах Колеблется лист.
|
Замените глагол «колеблется» на «движется» … Рожденный пустыней, -------------------------- звук, -------------------------- синий На ветке паук. ----------------------- воздух, Прозрачен и чист, В сияющих звездах ------------------------ лист |
Приложение 2
Распределите на группы
§ паром переплавляется через реку
§ машина едет по прямой
§ движение поезда по прямому участку
§ на крутом повороте машину «бросает» в кювет
§ фигурное катание на льду
§ качание ветвей деревьев при ветре
§ движение качелей
§ движение маятника часов
Распределите на группы
§ паром переплавляется через реку
§ машина едет по прямой
§ движение поезда по прямому участку
§ на крутом повороте машину «бросает» в кювет
§ фигурное катание на льду
§ качание ветвей деревьев при ветре
§ движение качелей
§ движение маятника часов
Распределите на группы
§ паром переплавляется через реку
§ машина едет по прямой
§ движение поезда по прямому участку
§ на крутом повороте машину «бросает» в кювет
§ фигурное катание на льду
§ качание ветвей деревьев при ветре
§ движение качелей
§ движение маятника часов
Приложение 3
Вам даны примеры колебаний
1 вариант выписывает примеры затухающих колебаний
2 вариант выписывает примеры незатухающих колебаний
- колебания листьев на деревьях во время ветра
- биение сердца
- колебания качелей
- колебания груза на пружине
- колебания струны после того, как её выведут из положения равновесия
- колебания поршня в цилиндре
- колебания шарика на нити
- колебания травы в поле на ветру
- колебания голосовых связок
Вам даны примеры колебаний
1 вариант выписывает примеры затухающих колебаний
2 вариант выписывает примеры незатухающих колебаний
- колебания листьев на деревьях во время ветра
- биение сердца
- колебания качелей
- колебания груза на пружине
- колебания струны после того, как её выведут из положения равновесия
- колебания поршня в цилиндре
- колебания шарика на нити
- колебания травы в поле на ветру
- колебания голосовых связок
Приложение 4
Работа сердца, вибрация станков на заводах, сильное раскачивание пароходов на волнах, колебания голосовых связок, катание на качелях, разрушение мостов, работа часов, колебания проводов в линиях электропередач, движение иглы швейной машины, дребезжание стекол при прохождении грузовиков, землетрясения, звучание музыкальных инструментов.
Из списка колебаний заполните таблицу:
Польза колебаний |
Вред колебаний |
|
|
Работа сердца, вибрация станков на заводах, сильное раскачивание пароходов на волнах, колебания голосовых связок, катание на качелях, разрушение мостов, работа часов, колебания проводов в линиях электропередач, движение иглы швейной машины, дребезжание стекол при прохождении грузовиков, землетрясения, звучание музыкальных инструментов.
Из списка колебаний заполните таблицу:
Польза колебаний |
Вред колебаний |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.