«МЕХАНИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ.»
Оценка 4.6

«МЕХАНИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ.»

Оценка 4.6
docx
03.05.2021
«МЕХАНИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ.»
mehanich.kolebaniya_9kl.docx

Урок физики в 9 классе «МЕХАНИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ.»

Тип урока – урок «открытия» новых знаний

Форма работы учащихся – групповая, индивидуальная, фронтальная

Цель урока – формирование целостной картины мира на примере процесса колебаний

 

Планируемые результаты:

Личностные:

ü Формирование ответственного  отношения к учению на основе мотивации к обучению и познанию

ü Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению

ü Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе учебной деятельности

Метапредметные:

ü Формирование умения определять понятия, создавать обобщения, классифицировать, строить рассуждение, умозаключение и делать выводы

ü Формирование умения создавать, применять различные продукты для решения учебной задачи

ü Формирование умения оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения

ü Развивать коммуникативную компетенцию

Предметные:

ü Изучить: определение колебания, виды колебаний, практическое применение

ü Формировать умение находить колебательное движение

 

Структура урока  1.Знакомство с новым материалом

                                 2.Практическая работа в группах

                                 3.Закрепление нового материала

                                 4.Подведение итогов

Оборудование: нитяные и пружинные маятники

 

 

Ход урока

1.     Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня у меня лирическое настроение. А у вас? Начать урок хочу с отрывка из стихотворения Н.А.Зоболоцкого «Утро»:

Рожденный пустыней,

Колеблется звук,

Колеблется синий

На ветке паук.

Колеблется воздух,

Прозрачен и чист,

В сияющих звездах

Колеблется лист.

О чем говорится в этом стихотворении? (о воздухе, пауке, воздухе, листе)

Такие разные формы проявления материи автор объединяет в одном отрывке. Мы еще вернемся к этому отрывку. А пока скажите, что происходит сегодня в мире, в котором мы живем? (Различные процессы и явления), которые имеют особенность повторяться через определенные промежутки времени. Назовите эти процессы и явления …

- в природе (каждый год приходит весна, приливы и отливы, землетрясения, распускаются цветы и др.)

- в человеке (биение сердца, колебания голосовых связок, сокращение мышц, хлопанье ресницами, колебание настроения и др.)

- в бизнесе (колебание курса валют)

Мы живем в мире колебаний! Догадались, какая тема урока? («Мир колебаний») Что мы должны сегодня узнать, чему научиться? (Что такое колебательное движение, их особенность, виды колебаний…)

Давайте вернемся к стихотворению Н.А.Заболоцкого. Что общего у воздуха и листа, звука и паука – кроме рифмы, что их объединяет? (Они движутся, колеблются). Каким словом можно попробовать заменить ключевой глагол «колеблется»? (Движется). Попробуйте сделать исправления в авторском тексте. Что у вас получилось?

(Приложение 1)

Рожденный пустыней,

Стал двигаться звук,

Задвигался синий

На ветке паук.

Там движется воздух,

Прозрачен и чист,

В сияющих звездах

Движется лист.

 

Заметно изменение? Что изменилось? (Теперь в стихотворении речь идет о простом движении). Что такое движение с точки зрения физики? (Изменение положения тела в пространстве относительно других тел с течением времени).Получается, что изменив в стихотворении одно слово на другое, на первый взгляд, близкое по смыслу, мы тем самым изменили физическую картину осеннего утра,  нарисованного автором, и получили совсем другое восприятие.

 

На «листах заданий» указаны различные виды механического движения. Попытайтесь распределить их на три группы. (Приложение 2)

Сравните ваши ответы с теми, что получилось у меня:

А: паром переплавляется через реку, машина едет по прямой,  движение поезда по прямому участку

В: на крутом повороте машину «бросает» в кювет, фигурное катание на льду

С: качание ветвей деревьев при ветре, движение качелей, движение маятника часов

Какие движения представлены в группе А, как вы определили?

Какие движения представлены в группе В? Что мы знаем о криволинейном движении?  Какое движение вы наблюдаете в третьей группе? Почему трудно определить вид движения? (недостаточно знаний).Какова особенность этого вида движения? (Повторяемость). Что именно повторяется? (Координата, положение, время и т.д.) Сформулируйте определение механических колебаний. Сравните с определением в учебнике.

 

Колебаний встречается очень много. У меня на демонстрационном столе много предметов, которые прибыли к нам на урок с различных предметов школьной программы. Как вы думаете, что между ними общего? (Это тела и предметы, способные совершать колебания). Попробуем их классифицировать. Для этого вернемся к нашему отрывку из стихотворения. Благодаря чему колеблется синий паук и лист, кто заставляет их вновь и вновь совершать одно и тоже движение? (Ветер). Что произойдет с пауком и листом, если ветер стихнет? (Колебания прекратятся).

Колебания бывают свободные (затухающие), происходящие под действием запаса энергии, полученного от тела, которое возбудило колебания и вынужденные (незатухающие), происходящие под действием какой-либо внешней силы.

 

Из списка колебаний 1 вариант выписывает примеры свободных (затухающих) колебаний, а 2 вариант – примеры вынужденных (незатухающих) колебаний. (Приложение 3).

Учащиеся среди приведенных колебаний выписывают по вариантам примеры свободных и вынужденных колебаний, затем меняются информацией, работая в парах.

Критерии оценивания предлагают сами:

Нет ошибок – «5»

1-2 ошибки – «4»

3-4 ошибки – «3»

Учащиеся оценивают свою работу

 

На ваших столах есть все необходимое для того, чтобы самим сделать тела, способные совершать колебания.(Учащиеся предлагают различные модели маятников: на нити, на пружине…) Все эти тела можно объединить в одну группу. Колебательные системы – группы тел, которые способны совершать колебания.

Условия существования свободных колебаний:

1)    сила, возвращающая систему в положение равновесия

2)    отсутствие силы трения

 

Характеристики колебательного движения: амплитуда, период, частота

 

Маятник – твердое тело, совершающее колебания вокруг неподвижной оси. Нитяной маятник. Пружинный маятник.

Как вы думаете, от чего зависит период колебаний математического маятника? (От длины нити, массы грузика, амплитуды…)

 

Работа в группах.

1 группа. Определить зависимость (независимость) периода колебаний нитяного маятника от длины нити

2 группа. Определить зависимость (независимость) периода колебаний нитяного маятника от амплитуды колебаний

3 группа. Определить зависимость (независимость) периода колебаний нитяного маятника от массы груза

4 группа.  Маятник Фуко (используют ресурсы интернет)

 

Период колебаний математического маятника

зависит:

не зависит:

от длины нити

от ускорения свободного падения

от массы груза

от амплитуды колебаний

 

Маятник

 

                                нитяной                            пружинный

                         (математический)                  (физический)   

                                T=                              T=          

 

 

Колебания могут быть как полезные так и вредные. Из списка колебаний заполните таблицу «Польза и вред колебаний» (Приложение 4)

 

Мир колебаний велик: колеблется спортсмен на батуте и школьник, пытающийся подтянуться на перекладине, пульсируют звезды (будто дышат), а возможно и вся Вселенная, колеблются атомы в узлах решетки. Остановимся!

Я хочу вам дать один совет: «Хочешь сделать доброе дело – отбрось колебания» (персидская пословица). Как вы понимаете эту пословицу? (фронтальная беседа)

 

Домашнее задание: составить сиквейн «Механические колебания»

 

Предлагаю вам поблагодарить себя за работу на уроке, совершить одно вынужденное колебание – похлопать в ладоши!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Н.А.Заболоцкий «Утро»

 

...

Рожденный пустыней,

Колеблется звук,

Колеблется синий

На ветке паук.

Колеблется воздух,

Прозрачен и чист,

В сияющих звездах

Колеблется лист.

 

Замените глагол «колеблется» на «движется»

...

Рожденный пустыней,

-------------------------- звук,

-------------------------- синий

На ветке паук.

----------------------- воздух,

Прозрачен и чист,

В сияющих звездах

------------------------ лист

Приложение 1

 

Н.А.Заболоцкий «Утро»

 

Рожденный пустыней,

Колеблется звук,

Колеблется синий

На ветке паук.

Колеблется воздух,

Прозрачен и чист,

В сияющих звездах

Колеблется лист.

 

Замените глагол «колеблется» на «движется»

Рожденный пустыней,

-------------------------- звук,

-------------------------- синий

На ветке паук.

----------------------- воздух,

Прозрачен и чист,

В сияющих звездах

------------------------ лист

 

 

Н.А.Заболоцкий «Утро»

 

Рожденный пустыней,

Колеблется звук,

Колеблется синий

На ветке паук.

Колеблется воздух,

Прозрачен и чист,

В сияющих звездах

Колеблется лист.

 

Замените глагол «колеблется» на «движется»

Рожденный пустыней,

-------------------------- звук,

-------------------------- синий

На ветке паук.

----------------------- воздух,

Прозрачен и чист,

В сияющих звездах

------------------------ лист

 

 

Приложение 2

Распределите на группы

§  паром переплавляется через реку

§  машина едет по прямой

§  движение поезда по прямому участку

§  на крутом повороте машину «бросает» в кювет

§  фигурное катание на льду

§  качание ветвей деревьев при ветре

§  движение качелей

§  движение маятника часов

 

Распределите на группы

§  паром переплавляется через реку

§  машина едет по прямой

§  движение поезда по прямому участку

§  на крутом повороте машину «бросает» в кювет

§  фигурное катание на льду

§  качание ветвей деревьев при ветре

§  движение качелей

§  движение маятника часов

 

Распределите на группы

§  паром переплавляется через реку

§  машина едет по прямой

§  движение поезда по прямому участку

§  на крутом повороте машину «бросает» в кювет

§  фигурное катание на льду

§  качание ветвей деревьев при ветре

§  движение качелей

§  движение маятника часов

 

 

 

 

 

Приложение 3

 

Вам даны примеры колебаний

1 вариант выписывает примеры  затухающих колебаний

2 вариант выписывает примеры незатухающих колебаний

 

- колебания листьев на деревьях во время ветра

- биение сердца

- колебания качелей

- колебания груза на пружине

- колебания струны после того, как её выведут из положения равновесия

- колебания поршня в цилиндре

- колебания шарика на нити

- колебания травы в поле на ветру

- колебания голосовых связок

 

 

Вам даны примеры колебаний

1 вариант выписывает примеры  затухающих колебаний

2 вариант выписывает примеры незатухающих колебаний

 

- колебания листьев на деревьях во время ветра

- биение сердца

- колебания качелей

- колебания груза на пружине

- колебания струны после того, как её выведут из положения равновесия

- колебания поршня в цилиндре

- колебания шарика на нити

- колебания травы в поле на ветру

- колебания голосовых связок

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

Работа сердца, вибрация станков на заводах, сильное раскачивание пароходов на волнах, колебания голосовых связок, катание на качелях, разрушение мостов, работа часов, колебания проводов в линиях электропередач, движение иглы швейной машины, дребезжание стекол при прохождении грузовиков, землетрясения, звучание музыкальных инструментов.

Из списка колебаний заполните таблицу:

Польза колебаний

Вред колебаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа сердца, вибрация станков на заводах, сильное раскачивание пароходов на волнах, колебания голосовых связок, катание на качелях, разрушение мостов, работа часов, колебания проводов в линиях электропередач, движение иглы швейной машины, дребезжание стекол при прохождении грузовиков, землетрясения, звучание музыкальных инструментов.

Из списка колебаний заполните таблицу:

Польза колебаний

Вред колебаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Урок физики в 9 классе «МЕХАНИЧЕСКИЕ

Урок физики в 9 классе «МЕХАНИЧЕСКИЕ

Здравствуйте, ребята! Сегодня у меня лирическое настроение

Здравствуйте, ребята! Сегодня у меня лирическое настроение

Заметно изменение? Что изменилось? (Теперь в стихотворении речь идет о простом движении)

Заметно изменение? Что изменилось? (Теперь в стихотворении речь идет о простом движении)

Учащиеся среди приведенных колебаний выписывают по вариантам примеры свободных и вынужденных колебаний, затем меняются информацией, работая в парах

Учащиеся среди приведенных колебаний выписывают по вариантам примеры свободных и вынужденных колебаний, затем меняются информацией, работая в парах

T =

T =

Н.А.Заболоцкий «Утро» .

Н.А.Заболоцкий «Утро» .

Приложение 2 Распределите на группы § паром переплавляется через реку § машина едет по прямой § движение поезда по прямому участку § на крутом повороте…

Приложение 2 Распределите на группы § паром переплавляется через реку § машина едет по прямой § движение поезда по прямому участку § на крутом повороте…

Приложение 3 Вам даны примеры колебаний 1 вариант выписывает примеры затухающих колебаний 2 вариант выписывает примеры незатухающих колебаний - колебания листьев на деревьях во время…

Приложение 3 Вам даны примеры колебаний 1 вариант выписывает примеры затухающих колебаний 2 вариант выписывает примеры незатухающих колебаний - колебания листьев на деревьях во время…

Приложение 4 Работа сердца, вибрация станков на заводах, сильное раскачивание пароходов на волнах, колебания голосовых связок, катание на качелях, разрушение мостов, работа часов, колебания проводов…

Приложение 4 Работа сердца, вибрация станков на заводах, сильное раскачивание пароходов на волнах, колебания голосовых связок, катание на качелях, разрушение мостов, работа часов, колебания проводов…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.05.2021