Мелодии природы

  • Разработки уроков
  • docx
  • 07.10.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели: – формирование художественного вкуса, умения познавать мир через музыкальные формы и образы; – становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры; – формирование навыков самостоятельной работы при выполнении учебных и творческих задач, – развитие музыкального воображения и ассоциативности музыкального мышления, музыкальной памяти и внимания, музыкально-творческих способностей; – развитие чувства прекрасного, способности испытывать эстетическое наслаждение, увлекаться и покоряться красоте искусства; – воспитание культуры слушателя, выявление взаимосвязи музыки и жизни.
Иконка файла материала конспект.docx
Мастер­класс "практическое занятие по теме: « Мелодии природы"  Цели:  – формирование художественного вкуса, умения познавать мир через музыкальные формы и образы;  – становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;  – формирование навыков самостоятельной работы при выполнении учебных и творческих задач,  – развитие музыкального воображения и ассоциативности музыкального мышления, музыкальной памяти и  внимания, музыкально­творческих способностей;  – развитие чувства прекрасного, способности испытывать эстетическое наслаждение, увлекаться и  покоряться красоте искусства;  – воспитание культуры слушателя, выявление взаимосвязи музыки и жизни. 1.Оргмомент.  Сл.№1.(Видео о природе) Как  вы думаете, какой теме будет посвящено наше занятие?    Ключевые слова (природа, звуки, мелодии) Сл.№2. Сегодня у нас   с вами практическое занятие «Мелодии природы» Природа – великий композитор, который создаёт массу увлекательных, удивительных мелодий. Обратите внимание на экран, все эти звуки созданы самой природой. Сл.№3­7.  (включить звуковой ряд музыкальных фрагментов: журчание ручья, шум грозы, пение птиц и т.д.) Каждый из вас сейчас окунулся в мир волшебных звуков, полных таинства и волшебства. ­Какие чувства вы испытывали, слушая разные фрагменты, погружаясь в чудесный мир природы?  ( Чувство страха, радости, наслаждения, покоя, умиротворённости, тоски, уединения,  лёгкости, полётности  и т.д.)  Сл.№8.– Какими эмоциональными состояниями вы бы выразили приход весны? (Восторг, радость, свет,  праздник).  А какими бы вы эмоциями передали  наступление поздней осени ( грусть, печаль, тоска) – Какие явления жизни, происходящие весной и осенью, можно передать музыкой?  (Звонкая  капель,  холодный дождь, бегущий ручеек, завывание ветра, пение птиц, крик улетающих птиц, стук дятла, шорох  падающих листьев). Я предлагаю каждому из вас немного пошуметь, побывать в роли композитора и придумать свою мелодию  природы.  У меня на столе находятся детские шумовые музыкальные инструменты  (треугольники, свистульки,  трещотка, ложки и др.).  2. Выберите музыкальный инструмент, объясните, какие ассоциации со звуками природы он у вас вызывает. Треугольник –  капли дождя,  весенняя капель.  Свистулька – трель птицы.  Трещетка – стрекот сороки.  Ложки – стук дятла. Бубен – шелест листьев  Так как сейчас время года осень , придумайте музыкальные интонации, выражающие  эмоциональные  состояния осени. А теперь исполним все, придуманные вами, мелодии под руководством дирижера.  Сл. №9. Вспомним, кого называют дирижёром?  (руководителя оркестра, хора)  В качестве дирижёра буду выступать я, а вы в качестве исполнителей своих мелодий. Будьте внимательны и  следуйте указаниям дирижёра.  (играют свои мелодии) Спасибо, у вас получилось очень красивая “Мелодия природы» Но для нас с вами ­ это самые обычные звуки, композитор же, благодаря своему дару, преобразовывает их в  музыку. – Для чего, зачем композитор  использует имитацию, подражание звукам природы в своих сочинениях? Вывод:  для усиленного воздействия на человека, через средства музыкальной выразительности. Он может  имитировать, подражать звукам природы, сливаясь в единое целое с ней. Звуки природы  передают тревогу и  спокойствие, трепет и безмолвие, радость и разочарование,  покой и тишину, словно всё это живое,  стремительное. ­Каждый в этом мире должен осознать,   Что природу нужно охранять,  Чтоб цвели луга – золотые ситцы,  Чтоб текла река и пели птицы. Сл. №10. Многие композиторы в своём творчестве обращаются к картинам природы. О её красоте, о добрых человеческих чувствах  расскажет нам  произведение  «Музыка», авторами которого  являются:  Г. Струве и Иры Исакова  (портреты) 1Сл. №11.     3.Послушайте её. Подумайте и скажите: Какие изобразительные интонации  вы услышали?  О чём говорит музыка?  ( движение падающих листьев, лёгкий ветер, движение плывущих по небу туч, шум  капели, птичьи трели и т.д.) Скажите: Какая мелодия по  характеру? (спокойная) Плавная она, скачкообразная, прерывистая?  Какая динамика?   (тихая)  Спасибо, молодцы! Вы услышали? Музыка живет в каждом движении природы: шорохе, шелесте, пении. Она живёт в полной  гармонии с природой. Но природа бывает разной. Сл. №12.   Музыка природы –это не только плавность, спокойствие, тишина, но  это может быть: и лёгкий  полёт птиц, это стремительное журчание ручья, это тёплый ветер, это шум дождя и ветра, это бурлящая вода  в гаванях.  Сл.№13..Такой мы её можем увидеть в  песне «Дождик»  (Слушание песни «Дождик»)  ­ Какое настроение создаёт эта песня?   (радостное, светлое) ­ Что  передаёт мелодия?  ( она передает главную мысль песни, приходит осень, идёт дождь) Что отличает и роднит эти две песни? (  время года,  музыка природы.)  Какая из этих песен вам ближе по вашему внутреннему состоянию души?  Какую бы из этих песен вы хотели бы исполнить? 4. Вокально­ хоровая работа. Вокально­хоровая работа:  ­Упражнения на дыхание  «Насос»  «Цветок» 3 р. Вдох­ 1 выдох ( стоя) ­Упражнения на дикцию   «От топота копыт пыль по полю летит» Звук « Ц»  н­ тянуть.            «С»­ тянуть на динамику   Да­ри­ да­ри­ да­ри­да….. Ку­ма­ку­ма­зо…. Пре­а­пре­а­пре­а­пре­а­пре….. (Разучивание и исполнение песни.) Сл. № 14.   Исполнение учителем 1 ­го куплета Проговаривание текста. 1 куплета,  настройка на Т5/3,разучивание по фразам. Исполняем 1 куплет и припев. 2Д/З Приведите слова –ассоциирующие ваше душевное состояние, с которым вы уйдёте с нашего занятия.  ( солнечное утро, звонкий ручей,  хмурое небо, пение птиц, шум ветра, свежесть после дождя, раскаты грома). Мне бы очень хотелось, чтобы эти светлые чувства, мысли, настроение не покидали  вас никогда!!!! Подумайте и продолжите фразу.  « Я сегодня на уроке…….» Сл. № 15.  Никакая наука не способна вызвать в человеке такой эмоциональный отклик, ничто не выражает  так ярко и полно его душу, как музыкальное искусство самой природы. Оно присутствует во всём  мире; оно  рассказывает человеку о самом себе.      3