Цели:
– формирование художественного вкуса, умения познавать мир через музыкальные формы и образы;
– становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;
– формирование навыков самостоятельной работы при выполнении учебных и творческих задач,
– развитие музыкального воображения и ассоциативности музыкального мышления, музыкальной памяти и внимания, музыкально-творческих способностей;
– развитие чувства прекрасного, способности испытывать эстетическое наслаждение, увлекаться и покоряться красоте искусства;
– воспитание культуры слушателя, выявление взаимосвязи музыки и жизни.
Мастеркласс "практическое занятие по теме: « Мелодии природы"
Цели:
– формирование художественного вкуса, умения познавать мир через музыкальные формы и образы;
– становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;
– формирование навыков самостоятельной работы при выполнении учебных и творческих задач,
– развитие музыкального воображения и ассоциативности музыкального мышления, музыкальной памяти и
внимания, музыкальнотворческих способностей;
– развитие чувства прекрасного, способности испытывать эстетическое наслаждение, увлекаться и
покоряться красоте искусства;
– воспитание культуры слушателя, выявление взаимосвязи музыки и жизни.
1.Оргмомент.
Сл.№1.(Видео о природе)
Как вы думаете, какой теме будет посвящено наше занятие?
Ключевые слова (природа, звуки, мелодии)
Сл.№2. Сегодня у нас с вами практическое занятие «Мелодии природы»
Природа – великий композитор, который создаёт массу увлекательных, удивительных мелодий.
Обратите внимание на экран, все эти звуки созданы самой природой.
Сл.№37. (включить звуковой ряд музыкальных фрагментов: журчание ручья, шум грозы, пение птиц и т.д.)
Каждый из вас сейчас окунулся в мир волшебных звуков, полных таинства и волшебства.
Какие чувства вы испытывали, слушая разные фрагменты, погружаясь в чудесный мир природы?
( Чувство страха, радости, наслаждения, покоя, умиротворённости, тоски, уединения, лёгкости, полётности
и т.д.)
Сл.№8.– Какими эмоциональными состояниями вы бы выразили приход весны? (Восторг, радость, свет,
праздник). А какими бы вы эмоциями передали наступление поздней осени ( грусть, печаль, тоска)
– Какие явления жизни, происходящие весной и осенью, можно передать музыкой? (Звонкая капель,
холодный дождь, бегущий ручеек, завывание ветра, пение птиц, крик улетающих птиц, стук дятла, шорох
падающих листьев).
Я предлагаю каждому из вас немного пошуметь, побывать в роли композитора и придумать свою мелодию
природы.
У меня на столе находятся детские шумовые музыкальные инструменты (треугольники, свистульки,
трещотка, ложки и др.).
2. Выберите музыкальный инструмент, объясните, какие ассоциации со звуками природы он у вас вызывает.
Треугольник – капли дождя, весенняя капель.
Свистулька – трель птицы.
Трещетка – стрекот сороки.
Ложки – стук дятла.
Бубен – шелест листьев
Так как сейчас время года осень , придумайте музыкальные интонации, выражающие эмоциональные
состояния осени.
А теперь исполним все, придуманные вами, мелодии под руководством дирижера.
Сл. №9. Вспомним, кого называют дирижёром? (руководителя оркестра, хора)
В качестве дирижёра буду выступать я, а вы в качестве исполнителей своих мелодий. Будьте внимательны и
следуйте указаниям дирижёра.
(играют свои мелодии)
Спасибо, у вас получилось очень красивая “Мелодия природы»
Но для нас с вами это самые обычные звуки, композитор же, благодаря своему дару, преобразовывает их в
музыку.
– Для чего, зачем композитор использует имитацию, подражание звукам природы в своих сочинениях?
Вывод: для усиленного воздействия на человека, через средства музыкальной выразительности. Он может
имитировать, подражать звукам природы, сливаясь в единое целое с ней. Звуки природы передают тревогу и
спокойствие, трепет и безмолвие, радость и разочарование, покой и тишину, словно всё это живое,
стремительное.
Каждый в этом мире должен осознать,
Что природу нужно охранять,
Чтоб цвели луга – золотые ситцы,
Чтоб текла река и пели птицы.
Сл. №10. Многие композиторы в своём творчестве обращаются к картинам природы.
О её красоте, о добрых человеческих чувствах расскажет нам произведение «Музыка», авторами которого
являются: Г. Струве и Иры Исакова (портреты)
1Сл. №11. 3.Послушайте её.
Подумайте и скажите: Какие изобразительные интонации вы услышали?
О чём говорит музыка? ( движение падающих листьев, лёгкий ветер, движение плывущих по небу туч, шум
капели, птичьи трели и т.д.)
Скажите:
Какая мелодия по характеру? (спокойная)
Плавная она, скачкообразная, прерывистая?
Какая динамика? (тихая)
Спасибо, молодцы!
Вы услышали? Музыка живет в каждом движении природы: шорохе, шелесте, пении. Она живёт в полной
гармонии с природой. Но природа бывает разной.
Сл. №12. Музыка природы –это не только плавность, спокойствие, тишина, но это может быть: и лёгкий
полёт птиц, это стремительное журчание ручья, это тёплый ветер, это шум дождя и ветра, это бурлящая вода
в гаванях.
Сл.№13..Такой мы её можем увидеть в песне «Дождик»
(Слушание песни «Дождик»)
Какое настроение создаёт эта песня? (радостное, светлое)
Что передаёт мелодия? ( она передает главную мысль песни, приходит осень, идёт дождь)
Что отличает и роднит эти две песни? ( время года, музыка природы.)
Какая из этих песен вам ближе по вашему внутреннему состоянию души?
Какую бы из этих песен вы хотели бы исполнить?
4. Вокально хоровая работа.
Вокальнохоровая работа:
Упражнения на дыхание «Насос» «Цветок» 3 р. Вдох 1 выдох ( стоя)
Упражнения на дикцию «От топота копыт пыль по полю летит»
Звук « Ц» н тянуть.
«С» тянуть на динамику
Дари дари дарида…..
Кумакумазо….
Преапреапреапреапре…..
(Разучивание и исполнение песни.)
Сл. № 14. Исполнение учителем 1 го куплета
Проговаривание текста. 1 куплета, настройка на Т5/3,разучивание по фразам.
Исполняем 1 куплет и припев.
2Д/З
Приведите слова –ассоциирующие ваше душевное состояние, с которым вы уйдёте с нашего занятия.
( солнечное утро, звонкий ручей, хмурое небо, пение птиц, шум ветра, свежесть после дождя, раскаты грома).
Мне бы очень хотелось, чтобы эти светлые чувства, мысли, настроение не покидали вас никогда!!!!
Подумайте и продолжите фразу. « Я сегодня на уроке…….»
Сл. № 15. Никакая наука не способна вызвать в человеке такой эмоциональный отклик, ничто не выражает
так ярко и полно его душу, как музыкальное искусство самой природы. Оно присутствует во всём мире; оно
рассказывает человеку о самом себе.
3