Мелодия и лад

  • Разработки уроков
  • docx
  • 07.10.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект урока музыки разработан по программе VIII вида для 5 класса автора В.В. Воронковой. Тип урока: урок изучения и закрепления новых знаний.Проблема: Что такое лад? Цель урока: закрепление и обобщение знаний учащихся о мелодии, знакомство с понятием Лад, как средством музыкальной выразительности, приобщение к ценностям мировой музыкальной культуры.
Иконка файла материала конспект.docx
Конспект   урока музыки  «Мелодия и лад»  разработан  по программе  VIII вида для 5 класса автора В.В. Воронковой.  Тип урока: урок изучения и закрепления новых знаний. Проблема: Что такое лад? Цель   урока:  закрепление   и   обобщение   знаний   учащихся   о   мелодии, знакомство   с  понятием   Лад,  как   средством   музыкальной   выразительности, приобщение к ценностям мировой музыкальной культуры. Задачи: Образовательная:  познакомить   с   главными   ладами   музыки   мажором   и минором. Коррекционно­развивающая:  развивать   умение  планировать предстоящую деятельность   для   достижения   цели;   развивать   умение   припоминать   и воспроизводить ранее изученный музыкальный материал, развивать вокально­ хоровые навыки, творческие способности. Воспитательная: воспитывать   интерес   к   классической   музыке   через слушание,   воспитывать   навыки   самоконтроля   в   процессе   формирования умения оценивать свою работу, побуждать учащихся к адекватной самооценке на уроке. План урока 1.Орг. момент. Приветствие  2.Вхождение в урок.  3. Актуализация опорных  знаний учащихся по теме урока. 4. Открытие новых знаний и первичное закрепление полученных знаний. 5. Обобщение и систематизация полученных на уроке знаний.  6. Итог урока.  7. Рефлексия. 1. Орг. момент.  Педагог здоровается с детьми под музыкальный аккомпанемент (исполняет мажорный аккорд, дети поют «Здравствуйте»). Сейчас   мы   с   вами   пожелали   друг   другу   здравствия   весело,   бодро.   А представьте,   что   у   вас   плохое   настроение,   допустим,   вы   получили   по математике не ту оценку, на которую рассчитывали, и настроение у вас будет не   такое   оптимистичное.   Может   такое?   (Учитель   исполняет   «цепочку» аккордов в миноре). Теперь   попробуем   поздороваться   в   грустном   настроении.   (   Ученики   поют «Здравствуйте» под аккомпанемент минорного аккорда.) 2.Вхождение в урок.  Эмоциональный настрой на улыбку и хорошее настроение. ­ Какой сегодня день? Хмурый, пасмурный, светлый или солнечный? Какое настроение вызывает у вас такая погода? 1А знаете, что надо сделать, чтобы улучшилось настроение, чтобы на душе было тепло и спокойно? Надо улыбнуться.  Звучит песня: Шаинский «Улыбка» От улыбки хмурый день светлей. От улыбки в небе радуга проснётся. Поделись улыбкою своей, И она к тебе не раз ещё вернётся. Я хочу с вами поделиться улыбкой. Я дарю вам свою улыбку. Я люблю вас. У вас такие солнечные, лучистые улыбки, что от них ярче становится день, а на душе теплеет. Порадуйте своей улыбкой тех, кто с вами рядом. Улыбнитесь друг другу. Звучит музыка. 3. Актуализация опорных  знаний учащихся по теме урока. Учитель:  Что   сейчас   звучало,   когда   мы   приветствовали   друг   друга?   – Мелодия.   А   что   такое   мелодия?   –   Музыкальная   мысль,   выраженная одноголосно. Из чего состоит мелодия? Из разных по высоте музыкальных звуков, которые называются звукоряд. 4.Открытие   новых   знаний   и   первичное   закрепление   полученных знаний. Молодцы ребята. Звукоряд составляет основу мелодии. Но основу мелодии составляет не только звукоряд, но и лад. Сегодня мы с вами познакомимся с главными ладами в музыке. Любое   музыкальное   произведение,   песня   состоят   из   музыкальных   звуков. Звуки в произведении подобраны не случайно. Все они связаны между собой, дружат все вместе, или ЛАДЯТ друг с другом, отсюда и музыкальное понятие – ЛАД. Лад – средство музыкальной выразительности, от которого зависит характер музыкального произведения. Главными ладами в музыке называют Мажор – светлый, радостный и Минор – печальный, грустный. Послушайте, пожалуйста, пьесу Л. Бетховена. Какое бы название вы ей дали? Грустно   весело.   Правильно.   А   как   вы   определили?   Потому   что   музыка звучала. То печально, то радостно. Молодцы! В каком ладу звучала печальная музыка? В минорном. А радостная, светлая музыка звучала в мажорном ладу. Презентация грустно весело ­Давайте, повторим, какие в музыке бывают лады? (мажор, минор) ­Какой оттенок придаёт музыке мажорный лад? ­Какой оттенок придает музыке минорный лад? ­Ребята,   вы   обратили   внимание,  говоря   о   минорном   и   мажорном   ладах   ,я употребила слово «оттенок»? 2В каком виде искусства мы используем слово «оттенок»? ­ В изобразительном искусстве  ­ Совершенно верно. Посмотрите на эту картину. Давайте представим, что мы композиторы.   И,   глядя   на   эту   картину,   мы   хотим   сочинить   музыкальное произведение. В каком ладу мы будем сочинять музыку? ­А почему? ­   Русский   композитор   П.И.Чайковский   (показ   портрета),   сочинил музыкальное  произведение, которое назвал «сентябрь». Прослушайте музыку и постарайтесь определить, какой у неё характер   и в каком ладу она написана. Прослушивание фрагмента. П.И.Чайковский  «Сентябрь». ­А   теперь   посмотрите   на   вторую   картину.   Какие   цвета   использовал художник? Действительно, мрачные, серые, тусклые. И именно они так сильно влияют на наше настроение.  ­Как вы думаете, какая музыка подойдёт по настроению к этой картине? П.И.Чайковский  сочинил  такое произведение. Сейчас  мы  его послушаем  и определим характер и лад, в котором оно написано. Прослушивание фрагмента. П.И.Чайковский «Октябрь»  Учитель: Ребята! Поделитесь своими мыслями друг с другом.  (учащиеся высказывают свои мысли) ­Скажите,   пожалуйста,   от   чего   зависит,   в   каком   ладу   будет   написано произведение композитора? (от настроения) Учитель: Молодцы, ребята! Вы замечательно справились и с этим заданием.   Композитор своё настроение передаёт звуками, художник – красками. А сейчас мы сделаем зарядку для глаз. (на   слайде   по   щелчку   появляются   подвижные   картинки   за   которыми следует следить глазами) 5. Обобщение и систематизация полученных на уроке знаний.  Учитель: Садитесь, пожалуйста, удобней для вокальной работы.  (Вокально­хоровые упражнения) Портрет композитора Шаинского. Русский   композитор   Владимир   Шаинский   написал   много   песен,   которые звучат в мульт фильмах. Давайте исполним знакомую нам песню «Улыбка» и опредеоим лад куплета и припева песни с помощью карт «настроений».  В каком ладу написан припев и куплет? Я спою вам песню «Ах, какая осень!» 3­Какой характер, в каком ладу написана, о чём говорится в песне? Разучивание   песни.   Работа   над   чистым   интонированием,   дыханием, выразительностью.  Игра «Забавные вопросы» Обратная связь ­ Если ярко светит солнце, на улице весна, в каком ладу ваше настроение?   ­ Если вы получили в школе «5»? ­ Если у вас день рождения и вам дарят подарки? ­ Если вы лакомитесь сладостями? ­ Если вы болеете? ­ Если вам дают горькое лекарство? ­   А   если   идет   дождь   и   на   улице   пасмурно   и   ненастно?А   теперь   задание трудней Игра «Настроение» Дети   слушают   в   записи   «Море»   Н.   Римского­Корсакова   (отрывок   из вступления к опере «Садко») или исполнение на музыкальном инструменте из цикла «Времена года» П.   Чайковского   фрагментов   из   частей:   «Октябрь»  («Осенняя   песнь»), «Ноябрь» («На тройке»), «Декабрь» («У камелька»), «Июнь» («Баркарола»). Учитель   спрашивает,   какое   настроение   передано   композиторами   в «Море»   (море   то   взволнованное,   то   бушующее,   то   успокаивающееся),   в «Осенней песне», «На тройке» и др. Затем он предлагает голосом передать настроение, которое отражено в данных музыкальных картинках, следующим образом: а) дети слушают несколько тактов из произведения и голосом отражают настроение мелодии, используя гласные звуки. Перед исполнением называют лад (мажор, минор, движение музыки); б) петь можно хором и индивидуально. «Калейдоскоп настроений» Играются   различные   пьески,   имеющие   ярко   выраженный   характер, например   веселую   танцевальную   польку,   марш,   лирическую   задушевную мелодию,   драматическую   траурную   пьесу.   Затем   предлагается   учащимся определить лад произведений.  Смысл   игры   состоит   в   том,   чтобы   дети   угадали   настроение   пьесы   и определили   характер   и   лад   произведения.   Если   они   затрудняются,   можно помочь   различного   рода   наводящими   вопросами.   Например,   что   хочется делать под эту музыку? Двигаться, танцевать или просто спокойно сидеть и слушать? Можно также сыграть два контрастных произведения: одно с ярко выраженным   танцевальным   характером,   а   другое   –   спокойного   и мечтательного   плана.   При   контрастном   сопоставлении   детям   будет   легче справиться с задачей. 4Весь урок мы сегодня говорим о том, что мажорный лад придаёт музыке….. оттенок, а минорный ­ ……. оттенок. Хорошо запомнили? ­Молодцы,   ребята,   все   хорошо   усвоили,   как   на   слух   определить   мажор   и минор! 6. Итог урока.  Учитель: Так что же такое лад? Ответы учащихся. Учитель: Правильно!  (слайд № 14) Лад – средство музыкальной выразительности (слайд № 15) С какими главными ладами музыки мы познакомились7 ­Какой оттенок придаёт музыке мажорный лад? ­Какой оттенок придаёт минорный лад? ­какие произведения, и каких композиторов вы слушали? В каком ладу они звучали? 7. Рефлексия.  ­У   каждого   из   вас     в   течение   урока   создалось   настроение   (мажорное   или минорное). ­Я прошу вас поднять ту карточку, которая соответствует вашему настроению сейчас. ­Мне очень понравилось сегодня работать с вами на уроке! Учитель: Спасибо за работу на уроке! 5