Урок географии в 9 классе
Тема: Мерзлотная Россия – Сибирь
Цели:
Ход урока |
||||||||||||||||||||||||||||
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
|||||||||||||||||||||||||||
I |
Оргмомент. |
|||||||||||||||||||||||||||
II |
Проверка знаний учащихся по пройденной теме |
|||||||||||||||||||||||||||
- Сегодня мы с вами продолжим изучение регионов России. И начнём сегодняшний урок с проверки ваших знаний по пройденной теме. -Скажите, о чём мы говорили на прошлом уроке? -Мы говорили о двух горных регионах страны, ваша задача сейчас составить образ региона в виде кластера: 1 вариант: Уральские горы 2 вариант: горы Южной Сибири Алгоритм составления вам известен, приступаем. -Кто сделал, отложите тетрадь на край стола. |
Ответ: Мы давали сравнительную характеристику Урала и гор Южной Сибири – показать на карте. Слушают задание, выполняют его в тетрадях для проверочных работ (5 минут). |
|||||||||||||||||||||||||||
III |
Изучение нового материала. |
|||||||||||||||||||||||||||
СЛАЙД 3-14 Мотивация изучения темы. - Изучение новой темы я хочу начать с четверостишия: «Всем Сибирь и щедра и богата! Здесь для юности край непочатый Впрочем, что убеждать вас стихами Приезжайте…. Увидите сами!» (Казимир Лисовский) -На сегодняшнем уроке нам необходимо дать сравнительную характеристику двух регионов: Восточной и Северо-Восточной Сибири. Запишите в тетради: число, классная работа, тема, дом. задание. -И сейчас________введёт нас в тему урока. (ученик на основе презентации даёт краткую характеристику региона). Приложение 1 -Знакомство с данными регионами мы начнём с определения географического положения. Приложение 1 Общие сведения о территории Восточной Сибири: -простирается от берегов Северного Ледовитого океана до границы с Монголией, от левобережья Енисея до водораздельных хребтов Дальнего Востока; -занимает 1/4 часть площади России; -расположена в средних и высоких широтах; -удалена от Атлантического океана; -ограничена от влияния Тихого океана барьером горных хребтов на Дальнем Востоке. -Для того чтобы определить отличительные черты природы, характерные для обоих регионов мы с вами разделимся на группы (всего их 5) у вас на столах лежит номер вашей группы и вашего задания.
1 группа: Восточная Сибирь в основном находится в пределах древней Сибирской платформы (кроме Северо-Сибирской низменности, полуострова Таймыр с г.Бырранга и архипелагом Северная Земля) (показать). Древние горные породы выходят на поверхность в пределах Анабарского щита и Енисейского кряжа (показать). На остальной территории чередуются магматические и осадочные слои. Во время формирования этой территории в земной коре произошло раскалывание Сибирской платформы и здесь, через разломы на поверхность поднималась магма, застывала. Так образовались траппы (в переводе обозначает «лестница»). Самый высокий участок с распространением траппов на платформе – плато Путорана (показать), здесь расположена максимальная абсолютная высота в Восточной Сибири г.Камень (1678 м.). Ступенчатый вид имеют и долины рек крупных и мелких: Енисей, притоки Енисея и Лены. И благодаря этому В.С. самый богатый регион гидроэнергетическими ресурсами! Рельеф в основном равнинный. 2 группа: Северо-Восточная Сибирь – это область мезозойской складчатости и рельеф этого региона в основном горный. В неогене и четвертичном периоде образовались многочисленные возрождённые горные хребты, в основном складчато-глыбовые горы, здесь возникли нагорья и плоскогорья (Янское, Эльгинское, Оймяконское, юкагирское), Момский хребет. Максимальная абсолютная высота в Северо-Восточной Сибири – это г.Победа на хребте Черского (3003 м.) (показать все объекты на карте). -Это были различия двух регионов. А каковы общие черты? -В обоих регионах распространены ледниковые, мерзлотные и эрозионные формы рельефа. Есть небольшие озёра, болота, мощные наледи на реках. 3 группа:
4 группа:
5 группа: С На побережье – арктическая мохово-лишайниковая тундра. Птицы - белая куропатка, белая сова, гагара и др., моржи, тюлени. Субарктический климат – тундра и лесотундра, в Северо- Восточной Сибири – область высотной поясности. Резкоконтинентальный климат – светлохвойная лиственничная тайга (лиственница). Ж. – северный олень, лисица, волки, бурый медведь, соболь, ондатра, белка, Ю колонок; птицы – глухарь, клёст, филин, утка. Южная часть Восточной Сибири – сосновый бор. Учитель заслушивает учащихся, дополняет, слайды презентации. -Спасибо, выступающим. Благодаря вашей работе мы смогли составить краткую сравнительную характеристику двух регионов Сибири. Как было отмечено, эти регионы богаты природными ресурсами. Как вы считаете, возникли какие либо экологические проблемы в связи с интенсивным использованием их природных ресурсов? Приложение 3 |
-записывают число, тему в тетрадь. -Коллективная работа: атлас физическая карта, учебник с.226-227. -Запись в тетради Учащиеся работают в группах (8 минут). Затем по одному человеку из группы выступают. Обсуждение. Атлас с.26-27, работа в тетради. Обсуждение. |
|||||||||||||||||||||||||||
IV |
Итог урока. Оценки. Закрепление: -Скажите, что нового для себя вы сегодня узнали на нашем уроке? |
. |
||||||||||||||||||||||||||
Молодцы, вы хорошо поработали. Рефлексия. Приложение 4 Дома закрепите свои знания, выполнив домашнее задание. |
Деградация земель – это ситуация, при которой земля перестает быт такой плодородной, какой она была прежде. Плодородной не только для человека, но и для природы – земля перестаёт выполнять те функции, которыми обладала раньше. Главными причинами деградации земель являются: нерациональные практики ведения сельскохозяйственного производства; перевыпас скота и уничтожение лесного и прочего вегетативного покрова.
Домашнее задание:
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.