Мерзлотная Россия - Сибирь
Оценка 4.7

Мерзлотная Россия - Сибирь

Оценка 4.7
docx
30.05.2021
Мерзлотная Россия - Сибирь
7.Мерзлотная Россия – Сибирь.docx

Урок географии в 9 классе

Тема: Мерзлотная Россия – Сибирь

Цели:

  • Выявить особенности геологического строения, рельефа Восточной и Северо-Восточной Сибири;
  • Определить ценность территории регионов в связи с богатейшими залежами полезных ископаемых;
  • Определить отличительные черты природы, характерные для обоих регионов;
  • Обсудить экологические проблемы регионов в связи с интенсивным использованием их природных ресурсов.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

I

Оргмомент.

II

Проверка знаний учащихся по пройденной теме

- Сегодня мы с вами продолжим изучение регионов России.

И начнём сегодняшний урок с проверки ваших знаний по пройденной теме.

-Скажите, о чём мы говорили на прошлом уроке?

-Мы говорили о двух горных регионах страны, ваша задача сейчас составить образ региона в виде кластера:

1 вариант: Уральские горы

2 вариант: горы Южной Сибири

Алгоритм составления вам известен, приступаем.

-Кто сделал, отложите тетрадь на край стола.

Ответ: Мы давали сравнительную характеристику Урала и гор Южной Сибири – показать на карте.

Слушают задание, выполняют его в тетрадях для проверочных работ (5 минут).

III

Изучение нового материала.

СЛАЙД 3-14

Мотивация изучения темы.

- Изучение новой темы я хочу начать с четверостишия:

«Всем Сибирь и щедра и богата!

Здесь для юности край непочатый

Впрочем, что убеждать вас стихами

Приезжайте…. Увидите сами!»

                                 (Казимир Лисовский)

-На сегодняшнем уроке нам необходимо дать сравнительную характеристику двух регионов: Восточной и Северо-Восточной Сибири.

Запишите в тетради: число, классная работа, тема, дом. задание.

 -И сейчас________введёт нас  в тему урока.

(ученик на основе презентации даёт краткую характеристику региона).

Приложение 1

-Знакомство с данными регионами мы начнём с определения географического положения.

Приложение 1

Общие сведения о территории Восточной Сибири:

-простирается от берегов Северного Ледовитого океана до границы с Монголией, от левобережья Енисея до водораздельных хребтов Дальнего Востока;

-занимает 1/4 часть площади России;

-расположена в средних и высоких широтах;

-удалена от Атлантического океана;

-ограничена от влияния Тихого океана барьером горных хребтов на Дальнем Востоке.

-Для того чтобы определить отличительные черты природы, характерные для обоих регионов мы с вами разделимся на группы (всего их 5) у вас на столах лежит номер вашей группы и вашего задания.

1 группа  «геологи»

2 группа  «геологи»

3 группа  «геологи»

4 группа  «климатологи»

5 группа  «биогеографы»

Выявить особенности геологического строения и рельефа Восточной Сибири

Выявить особенности геологического строения и рельефа Северо-Восточной Сибири

Доказать тезис «Восточная и Северо-Восточная Сибирь» - важнейшие запасники минеральных ресурсов для нашего государства»

Выявить климатические особенности Восточной и Северо-Восточной Сибири

Охарактеризовать растительный и животный мир природных зон Восточной и Северо-Восточной Сибири

1 группа:

 Восточная Сибирь в основном находится в пределах  древней Сибирской платформы (кроме Северо-Сибирской  низменности, полуострова Таймыр с г.Бырранга и архипелагом Северная Земля) (показать). 

Древние горные породы выходят на поверхность  в пределах Анабарского щита и Енисейского кряжа (показать).

На остальной территории чередуются магматические и осадочные слои. Во время формирования этой территории в земной коре произошло раскалывание  Сибирской платформы и здесь,  через разломы на поверхность поднималась магма, застывала. Так образовались траппы (в переводе обозначает «лестница»). Самый высокий участок с распространением траппов на платформе – плато Путорана (показать), здесь расположена максимальная абсолютная высота в Восточной Сибири г.Камень (1678 м.). Ступенчатый вид имеют и долины рек крупных и мелких: Енисей,   притоки Енисея и Лены. И благодаря этому В.С. самый богатый регион гидроэнергетическими ресурсами! Рельеф в основном равнинный.

2 группа:

Северо-Восточная Сибирь – это область мезозойской складчатости и рельеф этого региона в основном горный. В неогене и четвертичном периоде образовались многочисленные возрождённые горные хребты, в основном складчато-глыбовые горы, здесь возникли нагорья и плоскогорья (Янское, Эльгинское, Оймяконское, юкагирское), Момский хребет. Максимальная абсолютная  высота в Северо-Восточной Сибири – это г.Победа на хребте Черского (3003 м.) (показать все объекты на карте).

-Это были различия двух регионов. А каковы общие черты?

-В обоих регионах      распространены ледниковые, мерзлотные и эрозионные формы рельефа. Есть небольшие озёра, болота, мощные наледи на реках.

3 группа:

Восточная

Северо-Восточная Сибирь

Осадочные породы (плита Сибирской платформы): -угольные бассейны (Тунгусский, Ленский, Иркутско-Черемховский и др.);

-нефть и газ на Ленско-Тунгузском междуречье, Центральноякутская равнина, северо-Сибирская низменность):

Магматические породы:

-алмазы (месторождения Мирный, Вилюйское плато, Анабарский щит),

-медно-никелевые руды (Норильск);

-золото, графит (Енисейский кряж);

-железные руды,  каменная соль и др.

-золото – это главный регион по его добыче; его месторождения приурочены к речным отложениям;

-серебро (Колымское нагорье);

-олово (р.Яна);

-вольфрам.

Так же здесь встречаются в межгорных впадинах р.Колымы    - каменный уголь.

4 группа:

Восточная

Северо-Восточная Сибирь

На обеих территориях господствует суровый резко континентальный климат (арктический или субарктический  стр.235 учебник).

Осадки - от 300 до 500 мм.в год (немного). Больше всего выпадает на западных склонах плато Путорана (до 800 мм. в год, из за влажных ветров с Атлантики).

г. Диксон-

tя -250C… - 300C  

 tи 00C …+5оC    

Игарка

tя -250C… - 300C    

tи +40C …+12оC    

Якутск

tя -300C… - 400C  

tи +100C …+20оC    

Оймякон

t минимальная  -710C          

t  максимальная  +33оC

Господство многолетней мерзлоты!

  5 группа:

    С   На побережье – арктическая мохово-лишайниковая тундра. 

          Птицы - белая куропатка, белая сова, гагара и др., моржи,

           тюлени.

          Субарктический климат – тундра и лесотундра, в Северо-

                Восточной Сибири – область высотной поясности.

               Резкоконтинентальный климат – светлохвойная

                лиственничная тайга (лиственница). Ж. – северный олень,

              лисица, волки, бурый медведь, соболь, ондатра, белка,

    Ю       колонок; птицы – глухарь, клёст, филин, утка.

                Южная часть Восточной Сибири – сосновый бор.

Учитель заслушивает учащихся, дополняет, слайды презентации.

-Спасибо, выступающим.

Благодаря вашей работе мы смогли составить краткую сравнительную характеристику двух регионов Сибири.

Как было отмечено, эти регионы богаты природными ресурсами. Как вы считаете, возникли какие либо  экологические проблемы в связи с интенсивным использованием их природных ресурсов?

Приложение 3

 

-записывают  число, тему в тетрадь.

-Коллективная работа: атлас физическая карта, учебник с.226-227.

-Запись в тетради

Учащиеся работают в группах  (8 минут).

Затем по одному человеку из группы выступают.

Обсуждение.

Атлас с.26-27, работа в тетради.

Обсуждение.

IV

Итог урока. Оценки.

Закрепление:

-Скажите, что нового для себя вы сегодня узнали на нашем уроке?

.

Молодцы, вы хорошо поработали. Рефлексия.

Приложение 4

 Дома закрепите свои знания, выполнив домашнее задание.

Деградация земель – это ситуация, при которой земля перестает быт такой плодородной, какой она была прежде. Плодородной не только для человека, но и для природы – земля перестаёт выполнять те функции, которыми обладала раньше. Главными причинами деградации земель являются: нерациональные практики ведения сельскохозяйственного производства; перевыпас скота и уничтожение лесного и прочего вегетативного покрова.

 

Домашнее задание:    


 

Скачано с www.znanio.ru

Урок географии в 9 классе Тема:

Урок географии в 9 классе Тема:

Тихого океана барьером горных хребтов на

Тихого океана барьером горных хребтов на

СЛАЙД 3-14 Мотивация изучения темы

СЛАЙД 3-14 Мотивация изучения темы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.05.2021